Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалѐво
Рассмотрена ШМО
учителей естественнонаучного цикла
Протокол № 1 от 30.08.2019 г.
Рабочая программа
по географии
5-9 классы
Составила учитель Венидиктова Наталья Владимировна
2019
Пояснительная записка.
Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (5-9 классы) для основной школы
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, Примерной программы по географии. В рабочей программе
учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных
действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности,
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и
непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного
развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
География - единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как
общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие
сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация,
экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей
культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса
географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими,
социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает
учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы
и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и
воспитательное значение географии.
Вклад географии в достижение целей основного общего образования.
Основная цель географии в системе общего образования - сформировать у учащихся умение
использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения,
оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально- экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и
обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в
окружающей среде.
Изучение географии в основной школе должно обеспечить:
формирование посредством географических знаний мировоззренческой ценностносмысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей,
личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности,
толерантности;
формирование целостной картины мира через познание многообразия современного
географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);
понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как
важного фактора формирования общества и личности;
понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их
влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного отношения к
окружающей среде;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном
мире;
приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем
мире, выработки способов адаптации в нѐм;
формирование умений использования приборов и инструментов, технических и
информационно-коммуникационных технологий и средств обучения и адекватной оценки
полученных результатов.
Содержание курса географии в основной школе позволяет формировать и использовать
разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как
умение видеть проблемы. Ставить вопросы, квалифицировать, наблюдать, проводить
эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи,
давать определения понятиям. Сюда же относятся приѐмы, сходные с определением
понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, классификация, наблюдение,
умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения.
Структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных
потребностей и развитию познавательных способностей.
Учитывая положение о ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися
основной образовательной программы основного общего образования должно быть
достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые
результаты обучения географии находят отражение в тематическом планировании в виде
конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоения
предметного содержания.
Общая характеристика учебного предмета.
География в основной школе – учебный предмет, формирующихся учащихся систему
комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о
закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, об особенностях, о
динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социальноэкономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах
взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям
проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического
пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет
сформировать географическую картину мира;
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических,
социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в
географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном
этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального
природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах
России и мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации
хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими
факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических
условий проживания;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды еѐ
географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимозависимости;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической
целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в
виде двух основных блоков: «Географии Земли» и «География России», в каждом из
которых выделяются тематические разделы.
В блоке «География Земли» учащихся формируются знания о географической целостности и
неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях
развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и
животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит
развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации
природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об
особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования,
выполняющий наряду с содержательно-обучающей функцией важную идеологическую
функцию.
Главная цель курса – формирование географического образа свой Родины во всѐм его
многообразии и целостности, на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и
взаимовлияния трѐх основных компонентов – природы, населения и хозяйства.
Место географии в учебном плане.
Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» разработана в соответствии с учебным
планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается
с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения - 280, из них по 34 ч
(1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени общего образования
предшествует курс «Окружающий мир», включающий определѐнные географические
сведения. Данная рабочая программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс
«Окружающий мир» является пропедевтическим.
Результаты обучения географии
Личностными результатами обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей
системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) воспитание российской гражданской и идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувство гордости за свою Родину; осознание единства географического
пространства России как единой среды проживания населяющих еѐ народов, определяющей
общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение
гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учѐтом
устойчивых познавательных интересов;
3)формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства
Земли и еѐ крупных районов
и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, еѐ месте и роли в
современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
4)формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к
другому человеку ,его мнению , мировоззрению , культуре, языку, вере; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участи в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом
региональных , этнокультурных, социальных и экономических особенностей ;
6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8)формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного проведения
в чрезвычайных
ситуациях.угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
9)формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и
рационального природопользования;
10)осознание значения семьи в жизни человека и обществ, ценности семейной жизни,
уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
11)развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через
освоение художественного наследия народов России и мир, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные
учебные действия,обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими
умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналоги,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждение,
умозаключение, делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со
сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы по географии
являютс:
1) формирование представлений о географической науке, еѐ роли в освоении планеты
человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны,
в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и
быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нѐм;
3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и
неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах
еѐ географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе еѐ экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7)формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8)формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
География Земли
Раздел 1. Источники географической информации.
Развитие географических знаний о Земле.Развитие представлений человека о мире.
Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических
исследований.
ГлобусМасштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе.
Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения
земной поверхности.
План местности.Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас.
Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы
изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности.
Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда
карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты,
определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие
карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и
сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.
Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их
географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на
поверхности Земли. Пояса освещѐнности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и
жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы еѐ изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, еѐ
строение под материками и океанами. Литосферные плиты. Их движение и взаимодействие.
Медленные движения земной коры. Землетрясение и вулканизм. Условия жизни людей в
районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности
населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры.
Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и
внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и
равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни
и деятельности человека в горах и на равнинах. Взаимодействие хозяйственной деятельности
на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, еѐ структура. Значение атмосферы, температура воздуха,
распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха.
Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, еѐ влияние на погоду.Атмосферные осадки, их виды,
условия образования. Распределение влаги на Земле. Влияние атмосферных осадков на
жизнь и деятельность людей.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление
и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их
формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и
инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов.
Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение
преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на
определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха.
Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила
обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация
человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных
климатических условиях.
Гидросфера - водная оболочка Земли.
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод
Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения
географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений,
свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и
органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Источники
загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек.
Озѐра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического
положения водных объектов, частей речных систем. Границ и площади водосборных
бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их
рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком.
Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных
пород. Минеральные воды.
Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники,
многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную
деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с
ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и
опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними,
правила обеспечения личной безопасности.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности
распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и
взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде
обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная
поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана
растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром
как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого
в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные условия
почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения.
Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли.Строение, свойства и закономерности географической
оболочки, взаимосвязи между составными частями. Территориальные комплексы:
природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка Земли – крупнейший
природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность Земли.
Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и
хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка
Земли как окружающая человека среда.
Раздел 3. Население Земли.
Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения человека.Внешние признаки
людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления
регионов проживания представителей различных рас.
Численность населения Земли, еѐ изменения во времени.
Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени.
Методы определения численности населения переписи населения. Различные прогнозы
изменения численности населения Земли.
Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность,
естественный прирост населения, их количественные различия и географические
особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран
и продолжительность жизни. Миграции.
Размещение людей на Земле. Показатели плотности населения. Среднемировая плотность
населения и еѐ изменения со временем. Карта плотности населения. Неравномерность
размещения населения мира.
Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных
природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний
облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.
Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта
народов мира. Мировые и национальные религии, их география.
Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе.
Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география.
Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и
сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в
хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные
города. Городские агломерации.
Раздел 4. Материки, океаны и страны.
Современный облик Земли: планетарные географические закономерности. Материки и
океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и океанов. Современное
географическое положение материков и океанов. Главные черты рельефа Земли.
Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природные
комплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические явления
природного характера.
Материки, океаны и страны.Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки,
Северной и Южной Америки, Антарктиды. Евразии и определяющие их факторы. Зональные
природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их
использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение
Северного Ледовитого. Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.
Историко-культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия
человечества.
Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная
географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население,
особенности природы и хозяйства, памятники культуры.
География России
Раздел 5. Особенности географического положения России
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория
России. Географическое положение России, его виды. Особенности географического
положения, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое
положение России как фактор развития еѐ хозяйства.
Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские,
сухопутные границы, воздушное пространство недр, континентальный шельф и
экономическая зона РФ.
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в
хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.
История освоения и изучения территории России.
Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений
границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное
устройство страны. Субъекты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные
округа.
Раздел 6. Природа России
Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы.
Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы
рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка
отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала
различных районов России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования
земной коры на территории России. Особенности геологического строения России.
Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры.
Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России.
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением
основных групп полезных ископаемых.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные
процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и
вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.
Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение
рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования
рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние
географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних
температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории
страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической
карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт
человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации
человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и
хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из
регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности
населения.
Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования
климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории России. Распределение
рек по бассейнам океанов.
Главные речные системы России. Выявление зависимости
между режимом, характером течения рек, рельефом, климатом.Характеристика крупнейших
рек страны. Опасные явления связанные с водами (паводки, наводнения, лавины), их
предупреждение. Роль рек в жизни населения и развития хозяйства России. Составление
характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм,
определение возможностей еѐ хозяйственного использования.
Крупнейшие озѐра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя
мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с
ним явлений на территории страны.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения.
Пути сохранения качества водных ресурсов Рост их потребления и загрязнения.Пути
сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных
регионов России. Внутренниеводы и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Почвы и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования
почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных
типов почв
Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их
хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель,
борьба с эрозией, их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности,
выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир:
видовой состав, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений
растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов
природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по
охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и
своей местности.
Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и
взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр,
лесотундр, лесов, лесостепи, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт
компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных
зонах.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность.
Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного
наследия.
Раздел 7. Население России.
Численность населения России. Численность населения России с численностью населения
других государств. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и
XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и еѐ отдельных
территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и еѐ отдельных
территорий.
Половой и возрастной состав населения страны.Своеобразие полового и возрастного
состава населения в России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая
продолжительность жизни мужского и женского населения России.
Народы и религии России. Россия - многонациональное государство. Многонациональность
как специфический фактор формирования и развития России. Определение по
статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по
карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политикоадминистративным делением РФ. Использование географических знаний для анализа
территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения.
География религий.
Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения
населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими
факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие
города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские
поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского
населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в
размещении населения России.
Миграции населения России.
Направление и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные
направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.определение по
статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий
России.
Человеческий капитал страны. Трудовые ресурсы и экономически активное население
России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории
страны.географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России,
факторы их определяющие. качество населения.
Раздел 8. Хозяйство России.
Особенности хозяйства России. Отраслевая структура хозяйства, функциональная
территориальная структура хозяйства страны, факторы их формирования и развития.
Экономико-географическое положение России как факторразвития еѐ хозяйства. Анализ
экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение
производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии
хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения в зоне Севера, их особенности и
проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые
комплексы и отрасли.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве.
Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и
перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы
электростанций их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы.
ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и
угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Машиностроение.Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения
машиностроительных предприятий.География важнейших отраслей: Основные районы и
центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов
размещения отраслей трудоѐмкого и металлоѐмкого машиностроения по картам.
Металлургия.Состав, место и значение в хозяйстве. Чѐрная и цветная металлургия: факторы
размещения предприятий. География металлургии чѐрных, лѐгких и тяжѐлых цветных
металлов: основные районы и центры.Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность.Состав, место и значение в хозяйстве.Факторы размещения
предприятий.География важнейших отраслей: основные районы и химические
комплексы.Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность.Состав, место и значение в хозяйстве.Факторы размещения
предприятий.
География важнейших отраслейосновные районы и лесоперерабатывающие комплексы.
Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Агропромышленный комплекс.Состав, место и значение в хозяйстве.Сельское хозяйство.
Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные
ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство:
география важнейших отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим
показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных
районов животноводства.
Сельское хозяйствои охрана окружающей среды. Пищевая промышленность.Состав, место и
значение в хозяйстве.Факторы размещения предприятий.География важнейших
отраслейосновные районы и центры.Пищевая промышленностьи охрана окружающей среды.
Лѐгкая промышленность.Состав, место и значение в хозяйстве.Факторы размещения
предприятий.География важнейших отраслейосновные районы и центры.Лѐгкая
промышленностьи охрана окружающей среды.
Сфера услуг. Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и
значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные
транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы.Транспорт и охрана
окружающей среды.География науки.
Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная
сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.
Раздел 9. Районы России.
Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природнохозяйственного районирования России.
Крупные регионы и районы России.
Регионы России: Западный и Восточный.
Районы России: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал,
Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Характеристика регионов и районов России. Состав, особенности географического
положения, его влияния на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы:
геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост, миграции, специфика расселения,
национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География
важнейших отраслей хозяйства, особенности территориальной организации. Географические
аспекты основных экономических, социальных, экологических проблем района, региона.
Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения
регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ
условий для развития хозяйства регионов и районов. Анализ взаимодействия природы и
человека на примере одной из территорий региона.
Раздел 10. Россия в современном мире.
Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с
другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.
Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:
География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Автор А.А. Лобжанидзе.
География. Земля и люди. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор
А.П. Кузнецов, Л.Е Савельева, В. П. Дронов.
География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Автор Л.Е Савельева, В. П. Дронов.
География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Автор Л.Е Савельева, В. П. Дронов.
В основу серии УМК «Сферы» положена идея организации учебно-воспитательного
процесса в информационно-образовательной среде, которая представляет собой систему
взаимосвязанных компонентов учебно-методического комплекта на бумажных и
электронных носителях и включает следующие типы учебно-методических изданий:
учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажѐр, тетрадь-практикум,
тетрадь-экзаменатор, учебный атлас, контурные карты с заданиями. В связи с этим в
поурочном планировании укаждому уроку приводятся ссылки на все ресурсы УМК,
отвечающие соответствующей теме. Однако это не означает, что все указанные ресурсы
должны быть использованы учителем в обязательном порядке при проведении урока на
соответствующую тему. Учитель имеет право выстраивать собственную модель проведения
урока. При этом он может использовать те или иные ресурсы по своему усмотрению и в том
порядке и объеме, которые он считает рациональным и приемлемыми, сообразуясь с
собственным опытом, подготовленностью и познавательной активностью учащихся. Это
относится в том числе и к проведению практических работ.
Предлагаемыми авторами УМК разработки практических работ в Тетради- практикуме
совмещают несколько видов последовательно выстроенных учебных действий. Эти учебные
действия сформулированы в поурочном тематическом планировании в графе
«Характеристика основных видов деятельности ученика» (на уровне учебных действий). В
связи с этим учитель может не полностью выполнять практическую работу, выбрать для неѐ
какой-либо фрагмент или обрабатывать соответствующие учебные действия на ином
материале. Практическая работа может выполняться также на итоговом уроке по той или
иной теме в качестве контрольного мероприятия.