ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Что такое проектная деятельность в школе?
Проект
в широком смысле — это деятельность, ограниченная во времени. У проекта всегда
есть цель — прийти к какому-то выводу или создать продукт или услугу.
Если говорить о школьных проектах, то
разницы в определениях нет. Ученические проекты тоже обычно регламентируются
определёнными сроками и подразумевают под собой решение какой-то новой,
зачастую злободневной и актуальной проблемы в рамках кругозора обучающихся.
Многие проекты направлены на достижение социально-востребованных результатов.
Нельзя
недооценивать роль проектной деятельности в школе, так как это активная форма
обучения, направленная не только на предметные результаты, но и в большей мере
на формирование универсальных, гибких умений и навыков (soft skills), а также
конкретных, прикладных навыков (hard skills).
Кто участвует в проектной
деятельности
В проекте есть три типа участников:
- школьники — субъекты деятельности,
авторы и инициаторы процесса;
- педагоги и учителя — осуществляют
тьюторский функционал и помогают в организационных вопросах;
- родители школьников —
консультируют детей и оказывают им мотивационно-моральную поддержку.
Виды проектной
деятельности в школе
По методу деятельности
проекты могут быть: творческими, игровыми, информационными, предметно-ориентированными,
исследовательскими.
По количеству участников: индивидуальные
(каждый ученик работает над своим проектом) или групповые (в паре,
мини-группе).
Цели и результаты проектной
деятельности в школе
Одной из особенностей проектов можно
считать наличие социально значимых результатов. Результаты проектов могут быть
как минимум двух видов:
- Продуктовыми — создание
каких-то материальных или нематериальных продуктов, таких как: приобретение
новых знаний, которые ученик обобщил в наглядной форме; создание арт-объекта,
произведения искусства, оборудования, изобретения, технологии.
- Образовательными — это уже
упомянутые гибкие и жёсткие навыки (soft skills и hard skills), развитие
ценностей, формирующихся за период работы над проектом.
В
чём ценность проектной деятельности детей в школе?
В первую очередь создание проекта
позволяет ученику получить не только готовые знания из различных источников, но
и возможность самостоятельно отыскать истину в волнующем его вопросе, углубить
познания, отточить навыки либо научиться новым.
Поиск проблем и постановка целей
В ходе работы над проектом школьники
учатся выявлять проблему из реальной ситуации, грамотно формулировать цель,
которая будет измерима, достижима, амбициозна и реальна.
Развитие soft skills
Во время работы над проектами, особенно
групповыми, школьники учатся грамотно планировать время, распределять нагрузку
и делегировать задачи, договариваться и объяснять.
Видение продукта деятельности, умение
представить его публике, аргументировать свою позицию — всё это важные навыки и
умения, которые нужно приобрести для того, чтобы вход во взрослую и
самостоятельную жизнь после выпуска из школы произошёл гораздо легче.
Профориентация
Не будем упускать также и тот факт, что
для многих учеников проектная деятельность служит хорошим подспорьем в области
профориентации, так как общение с профессионалами в избранной области, а также
применение на себя их роли и функционала помогает ученикам определиться в
дальнейшем если не с профессией, то уж точно со сферой и областью знаний, где
ему хотелось бы осуществлять трудовую деятельность.
Структурность
Ещё один приятный и полезный бонус:
структура написания текстовой части проекта в чём-то идентична структуре
конкурсных исследовательских работ, а также курсовых работ ссузов и вузов.
Подготовка школьного проекта — это отличная база для будущих работ аналогичного
формата.
Как регламентируется проектная
деятельность учащихся школ
Проектная и исследовательская деятельность
учащихся регламентирована в следующих нормативных документах:
- ФГОС начального общего образования (НОО).
- ФГОС основного общего образования (ООО).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа (1–4-е классы).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Основная школа (5–9-е классы).
Документы не столько нормативные, сколько
методологические. Однако в них присутствует и нормативная составляющая:
определено обязательное включение исследовательской и проектной деятельности в
работу педагогов, в урочную и внеурочную деятельность, педагогические и
материально-технические условия.
В основной образовательной программе
прописаны разнообразные варианты включения данных видов деятельности в практику
школы.