Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для обучающихся 8-9 классов

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Пикалево»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

протокол ШМО №1

протокол педагогического

приказ №249

от 30.08.2023

совета №7 от 31.08. 2023

от 31.08.2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной литературе

для 8-9 класса

2023-2024 уч.год

Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа по родной (русской) литературе составлена на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования по учебному предмету «Родная (русская) литература», входящему в
образовательную область «Родной язык и родная литература», и предназначена для
обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы.
Данная программа разработана на основе


Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;



Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);



приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки
России от 31 декабря 2015 г. № 1577)



Примерной программы по учебному предмету «Родная (русская) литература» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования.

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса
литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и
направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным
государственным образовательным стандартом.
В курсе родной (русской) литературы актуализируются следующие цели:


создание представлений о русской литературе как едином национальном
достоянии;



приобщение к литературному наследию своего народа;



воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку и родной
(русской) литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое
поле своего народа;



формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа.

Место учебного предмета «Родная (русская) литература» в учебном плане.
Программа по родной (русской) литературе составлена на основе требований к
предметным
результатам
освоения
основной
образовательной
программы,
представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, и рассчитана на следующую учебную нагрузку: 5 класс – 17 часов, 6
класс – 17 часов,7 класс – 17 часов, 8класс – 34 часа, 9 класс – 68 часов.
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для
школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его
традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в
процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих
способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической
преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая
форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета
посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм,
чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству,
помогает школьнику осмыслить непреходящую историко-культурную и нравственноценностную роль родной литературы.
Важнейшими задачами курса по родной (русской) литературе являются:


формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения
родной литературы;



обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным
ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее
произведениям, к произведениям писателей и поэтов Югры;



приобщение к литературному наследию своего народа;



формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;



формирование умения актуализировать в художественных текстах родной
литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать
исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в
процессе анализа художественного литературного произведения.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Родная литература»
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,

культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:



умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;



умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;



умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;



умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения;



владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:


учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию
текста, воспринятого на слух;



пользоваться
разными
ознакомительным;



извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя),
представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст –
иллюстрация, таблица, схема);



владеть различными видами аудирования (выборочным,
детальным);



перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из
одной формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и
наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной) текст;



излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;



пользоваться словарями, справочниками;



осуществлять анализ и синтез;



устанавливать причинно-следственные связи;

видами

чтения:

изучающим,

просмотровым,

ознакомительным,



строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:


уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;



уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;



уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке
учителя;



уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать
необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);



осознать важность коммуникативных умений в жизни человека;



оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации,
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;



адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи,
различными видами монолога и диалога;



высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке
учителя);



слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;



выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;



договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

в

сотрудничестве

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
сформированность следующих умений:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры
своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Важнейшие умения в 5–9 классах следующие:


правильно, бегло и выразительно читать художественные, публицистические и
учебные тексты;



выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;



осмысливать, характеризовать (5–6 классы), анализировать (7–9 классы)

изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение
(сказка, стихотворение, глава повести и пр.);


определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос,
лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований;



обосновывать свое суждение, давать
аргументированный отзыв о произведении;



выявлять роль героя, портрета, пейзажа, детали, авторской оценки в раскрытии
содержания произведения;



составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;



объяснять роль художественных средств в произведении и пользоваться
справочным аппаратом учебника;



владеть монологической и диалогической речью, уметь готовить сообщения,
доклады, рефераты;



письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную
темы;

характеристику

героям,

готовить



выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания критиков и
литературоведов, делать выводы и умозаключения;



высказывать собственное суждение об иллюстрациях;



сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинение по

картине.
Выпускник научится:
– владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
– владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
– адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных
средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
уметь вести диалог;
- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
понимать литературные
этнокультурные традиции;

художественные

произведения,

отражающие

разные

- осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении,
на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
Выпускник получит возможность научиться:
– анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения
и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

– осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
– участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

Раздел II. Содержание учебного курса
8 класс
Введение 1
Художественный мир литературного произведения. Понятие о художественной форме.
Жанр как относительно устойчивая форма литературного творчества. Деление литературы
на роды и жанры. Формальное и содержательное в жанре. Жанровая система,
многообразие жанров и жанровых форм. Категории рода и жанра в античных поэтиках
(Аристотель) и манифестах западноевропейского классицизма (Н.Буало). Понятие о
художественном мире литературного произведения. Основные литературные
направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
Устное народное творчество. Отражение жизни народа 2 ч
Древнерусская литература 1 ч
Житийный жанр в древнерусской литературе. Своеобразие житийного канона и
композиция жития. Особенности поведения житийного героя. Стиль жития. Влияние
жанра жития на последующую литературу. Житие Сергия Радонежского. Духовный путь
Сергия Радонежского. Значение монастырей в духовной жизни людей XI—XV веков.
Идейное содержание произведения. Соответствие образа героя и его жизненного пути
канону житийной литературы. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии.
Отношение к власти в миру и в монастыре. Подвиг Сергия Радонежского. Сила духа и
святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей
житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева.
Русская литература XVIII века
И Крылов. Слово о баснописце. Басни. 1 ч
Русская литература XIX века 20 ч
А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве Пушкина.
История создания романа. «История Пугачева» и «Капитанская дочка». Соотношение

исторического факта и вымысла. Изображение исторических событий и судеб частных
людей. Тема «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Образ Пугачева.
Анализ проблематики литературного произведения.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Сон», «Когда волнуется желтеющая нива…».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Основные образы и настроения
стихотворений. Лирический герой и его эмоциональное состояние. Картина сна и картина
природы. Философская проблематика. Поэма «Мцыри» как романтическая поэма. Тема
свободы выбора и несбывшейся судьбы свободолюбивой, незаурядной личности.
Трагическое противостояние человека и обстоятельств.
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Комедия «Ревизор». Сюжет комедии. Особенности
конфликта, основные стадии его развития. Своеобразие завязки, кульминации и развязки.
Сатирическая направленность комедии.
И. С. Тургенев. Слово о писателе. Своеобразие замысла повести «Ася».
Л.Н.Толстой. Особенности сюжета и композиции рассказа. Суровое осуждение жестокой
действительности. Прием контраста в рассказе. Двойственность изображенных событий и
поступков персонажей. Историческая действительность и христианская символика. Тема
любви в рассказе. Образ героя-рассказчика. Тема нравственного самосовершенствования.
Особенности сюжета и композиции рассказа «После бала».
Поэзия родной природы в лирике русских поэтов 19 века. А.С Пушкин,М. Лермонтов.Ф.
Тютчев.А. Майков.
И. Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ».Нравственный смысл рассказа.
М.Е. Салтыков –Щедрин. « История одного города» как сатира на современные писателю
порядки.
А.Чехов. Слово описателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.
Русская литература XX века 7 ч
.А.А. Блок. Слово о поэте. Художественный мир поэзии А.Блока. Основные образы и
настроения лирического героя стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…». Образ
России и картина русской жизни в стихотворении «Россия».
А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество История создания поэмы «Василий
Теркин». Особенности сюжета. Своеобразие жанра «книги про бойца». Лирическое и
эпическое начала в произведении. Образ автора-повествователя. Изображение войны и
человека на войне. Василий Теркин как воплощение русского национального характера.

9 класс
Введение
Фольклор
Жанры фольклора.
Библия
Значение Библии для литературы. Содержание и стиль Библии. Жанры Библии. Темы и
жанры Библии в произведениях поэтов.
Русская литература 19 века
Жанры эпических произведений. А.С.Пушкин «Пиковая дама». Своеобразие
драматических произведений. «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Поэтический мир
«Трагедий».
Баратынский, Батюшков, Давыдов и другие поэты Пушкинской поры. Своеобразие
поэтической речи. Художественные средства выразительности.
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов «Демон». Драматическое произведение
«Маскарад». Изображение героев в драматических произведениях. Особенности
драматических произведений.
Характеристика творчества А.Н.Островского. «Бедность не порок». Социальное звучание
пьесы. «Свои люди, сочтѐмся». Своеобразие комедии. Выразительное чтение отрывков из
драматических произведений. Драматические произведения в театре и кино. Анализ
драматического произведения. Обучение выразительному чтению драматических
произведений.
И.С.Тургенев «Записки охотника». Чтение и анализ рассказов из сборника «Записки
охотника». Петербург в изображении Н.В.Гоголя в «Петербургских повестях».
Особенности изображения Петербурга в творчестве Ф.М.Достоевского.
Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы». Особенности изображения Севастополя в
сборнике.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».