Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для обучающихся 7-9 классов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалѐво

Рассмотрена ШМО учителей точных наук
Протокол № 1 от 30.08.2019

Рабочая программа
по информатике и ИКТ
7 - 9 классы

Составил учитель Блаженкова О.С.
Лашутина И.Н.

2019
1

Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы(личностным, метапредметным, предметным); основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий(УУД) для
основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с Федеральным
государственным

образовательным

стандартом

начального

общего

образования;

учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы
знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по
информатике для основной школы(авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова)
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, в
рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие
использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе
изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении
всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в
современной информационно-образовательной среде является необходимым условием
формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда
образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования
информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же
технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы(что важно
само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном
обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения
его результативности и эффективности. На протяжении всего периода существования
школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с
информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики
школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий,

2

овладели практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально
могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Изучение информатики вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, способствуя
в 7 – 9 классах:
 формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики за счет развития представлений об
информации

как

важнейшем

стратегическом

ресурсе

развития

личности,

государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном
мире;
 совершенствованию

общеучебных

и

общекультурных

навыков

работы

с

информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения
новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ;
развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников(учебного
проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
 воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к
продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств
ИКТ.
Общая характеристики учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и
средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа
создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из
наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с
математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы
естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей,
причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие
предметные знания и способы деятельности(включая использование средств ИКТ),
освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках
образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных
жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т.е.
3

ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На
протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт
формирования образовательных ресурсов, которые в настоящее время принято называть
современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость
окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования,
обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению
новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к
быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм
мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной
деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на
изучения фундаментальных
культуры,

развитии

основ информатики, формировании

алгоритмического

мышления,

реализовать

информационной
в

полной

мере

общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса
информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и
обучение информатики в старших классах(на базовом или профильном уровне).
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение информатики в 7 классе предусмотрено 1 час в неделю, 34 часа за
учебный год.
На изучение информатики в 8 классе предусмотрено 1 час в неделю, 34 часа за
учебный год.
На изучение информатики в 9 классе предусмотрено час в неделю,
часа за
учебный год.
Личностные,

метапредметные

и

предметные

результаты

освоения

информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного
процесса,

самому

образовательному

процессу,

объектам

познания,

результатам

образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми
при изучении информатики в основной школе, являются:

4

 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
 понимание роли информационных процессов в современном мире;
 владение первичными навыками анализа и критической оценки получаемой
информации;
 ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов
ее распространения;
 развитие

чувства

личной

ответственности

за

качество

окружающей

информационной среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми

в

процессе

образовательной,

общественно-полезной,

учебно-

исследовательской, творческой деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:
 владение

общепредметными

понятиями

«объект»,

«система»,

«модель»,

«алгоритм», «исполнитель» и др.;
 владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать,

самостоятельно

выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных
5

условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
 владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера;
 владение

информационным

моделированием

как

основным

методом

приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение
строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
 ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания
личного информационного пространства(обращение с устройствами ИКТ;
фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание
графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание,
восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное
взаимодействие;

поиск

и

организация

хранения

информации;

анализ

информации).
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых
теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми

6

понятиями, методами и приемами. В соответствии с ФГОС общего образования основные
предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
 формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления

о

компьютере

информации;

развитие

как

основных

универсальном
навыков

и

устройстве
умений

обработке

использования

компьютерных устройств;
 формирование представления об основных изучаемых понятиях – «информация»,
«алгоритм», «модель» - и их свойствах;
 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм

для

конкретного

исполнителя;

формирование

знаний

об

алгоритмических конструкциях, логических знаниях и операциях; знакомство с
одним

из

языков

программирования

и

основными

алгоритмическими

структурами – линейной, условной и циклической;
 формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей –
таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в
основной школе может быть определена тремя укрепленными разделами:
 введение в информатику;
 алгоритмы и начала программирования;
 информационные и коммуникационные технологии.
Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные
характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и
обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность»,
«актуальность» и т.п.

7

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ
представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность
алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность
дискретного(цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит.
Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и
количества кодовых комбинаций.
Понятие о позиционных и непозиционных системах счисления. Знакомство с
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых
десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы
счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное

представление

текстовой

информации.

Кодовые

таблицы.

Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв
национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки,
картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудиовизуальной информации.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в ней информации.
Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества
информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка
информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их
роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические,
флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей
информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения
информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации.
Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в
современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации.
Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации.
Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемые системы, прямая и обратная связь.
Управление в живой природе, обществе и технике.
8

Модели и моделирование. Понятие натурной и информационной моделей объекта
(предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и
т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных
моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф,
дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому
объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и
общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при
решении

научно-технических

задач.

Представление

о

цикле

компьютерного

моделирования: построение математической модели, ее программная реализация,
проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции
(логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения,
таблицы истинности.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные
исполнители (Робот, Чертѐжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных
исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий
исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи
алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа –
запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное
управление исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой
условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задач на подзадачи,
понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные,
строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами
(массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по
проведению

вычислений

при

заданных

начальных

данных

с

использованием

промежуточных результатов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков
программирования (Паскаль, школьный

алгоритмический
9

язык и

др.): правила

представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание,
ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решение задач на компьютере: моделирование – разработка алгоритма –
запись программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и
выполнению программ в выбранной среде программирования.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и
долговременная память, устройства ввода и вывод информации), их функции и основные
характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение,
прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы
использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна,
меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в нагляднографической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация
их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации
компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац,
строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и
редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена
символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).
Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев
(выравнивание,

отступ

первой

строки,

междустрочный

интервал).

Стилевое

форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и
графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные
указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная
работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование
страниц документа. Ориентация, размеры страниц, величина полей. Нумерация страниц.
Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

10

Графическая информация. Форматирование

изображения на экране монитора.

Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная).
Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и
видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации
и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные,
абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков и
диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления
базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск,
удаление и сортировка данных.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта,
чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей:
Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники.
Поиск информации в файловой системе, базы данных, Интернете. Средства поиска
информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и
нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информации. Возможные неформальные
подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение
данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы
к

доказательству

достоверности

полученной

информации,

предоставляемые

современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные
сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и
общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научнотехнические исследования, управление производством и проектирование промышленных
изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение,
образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная

безопасность

личности,

государства,

общества.

Защита

собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы.
Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах
использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные
11

негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в
современном обществе.

12

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Тема

1. Информация. Информационный процесс. Субъективные Аналитическая деятельность:

Информация

и характеристики информации, зависящие от личности -

оценивать

информацию

с

позиции

ее

свойств

информационные

получателя информации и обстоятельств получения (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

процессы

информации: важность, своевременность, достоверность, - приводить примеры кодирования с использованием
актуальность и т.п.
Представление
информации.
информации:

различных алфавитов, встречающиеся в жизни;

информации.
Язык

как

естественные

Формы

представления -

способ

представления принятому основанию;

и

формальные

информации.
Двоичный

процессы

по

биологических, технических и социальных системах;
Универсальность - анализировать отношения в живой природе, технических и

дискретного (цифрового, в том числе
кодирования.

информационные

языки. - выделять информационную составляющую процессов в

Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование

классифицировать

алфавит.

двоичного) социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций

Двоичный

код. управления.

Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) Практическая деятельность:
двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Размер

(длина)

сообщения

как

мера

- кодировать и декодировать сообщения по известным

количества правилам кодирования;

содержащейся в ней информации. Достоинства и - определять количество различных символов, которые
недостатки

такого

подхода.

Другие

подходы

к могут быть закодированы с помощью двоичного кода

измерению количества информации. Единицы измерения фиксированной длины (разрядности);
количества информации.

- определять разрядность двоичного кода, необходимого

13

Основные виды информационных процессов: хранение, для
передача

и

обработка

информации.

природы; их роль в современном мире.
информации.

(бумажные,

магнитные,

информации -

оптические,

и

количественные

современных

носителей

символов

алфавита

заданной

оперировать

с

единицами

измерения

количества

информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

Носители

Качественные

всех

Примеры мощности;

информационных процессов в системах различной Хранение

кодирования

оценивать

числовые

параметры

информационных

флэш-память). процессов (объем памяти, необходимой для хранения
характеристики информации; скорость передачи информации, пропускную

информации:

объем способность выбранного канала и пр.)

информации, хранящейся на носителе; скорости записи и
чтения информации. Хранилища информации. Сетевое
хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный
канал, приемник информации.
Обработка

информации.

Обработка,

связанная

с

получением новой информации. Обработка, связанная и
изменением формы, но не изменяющая содержание
информации. Поиск информации.
Тема 2. Компьютер Общее описание компьютера. Программный принцип Аналитическая деятельность:
как универсальное работы компьютера.
устройство

Основные

обработки

(процессор, оперативная и долговременная память, - анализировать устройства компьютера с точки зрения

информации

компоненты

- анализировать компьютер с точки зрения единства
персонального

компьютера программных и аппаратных средств;

(7 устройства ввода и вывода информации), их функции и организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода

14

часов)

основные характеристики (по состоянию на текущий и передачи информации;
период времени). Состав и функции программного обеспечения:

системное

прикладное

программное

программирования.

программное

обеспечение,

для

и

аппаратные

осуществления

средства,

информационных

системы процессов при решении задач;

Компьютерные

нормы

программные

обеспечение, необходимые

вирусы. - анализировать информацию (сигналы о готовности и

Антивирусная профилактика.
Правовые

определять

неполадке) при включении компьютера;

использования

программного - определять основные характеристики операционной

обеспечения.

системы;

Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая - планировать собственное информационное пространство.
система.
Графический

Практическая деятельность:
пользовательский

интерфейс

(рабочий - получать информацию о характеристиках компьютера;

стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными

информационными

объектами

оценивать

числовые

параметры

информационных

в процессов (объем памяти, необходимой для хранения

наглядно-графической форме: создание, именование, информации; скорость передачи информации, пропускную
сохранение,

удаление

объектов,

организация

семейств. Архивирование и разархивирование.

их способность выбранного канала и пр.);
- выполнять основные операции с файлами и папками;

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

оперировать

компьютерными

информационными

объектами в наглядно-графической форме;
-

оценивать

размеры

файлов,

подготовленных

с

использованием различных устройств ввода информации в
заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон,
фотокамера, видеокамера);

15

- использовать программы-архиваторы;
- осуществлять защиту информации от компьютерных
вирусов с помощью антивирусных программ
Тема 3. Обработка Формирование
графической
информации
часа)

Компьютерное

изображения
представление

на

экране

цвета.

монитора. Аналитическая деятельность:

Компьютерная -

анализировать

пользовательский

интерфейс

(4 графика (растровая, векторная). Интерфейс графических используемого программного средства;
редакторов. Форматы графических файлов.

-

определять

условия

и

возможности

применения

программного средства для решения типовых задач;
- выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
задач.
Практическая деятельность:
- определять код цвета в палитре RGB в графическом
редакторе;
- создавать и редактировать изображения с помощью
инструментов растрового графического редактора;
- создавать и редактировать изображения с помощью
инструментов векторного графического редактора
Тема 4. обработка Текстовые документы и их структурные единицы Аналитическая деятельность:
текстовой
информации
часов)

(раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии (9 создания

текстовых

редактирование

и

документов.
форматирование

анализировать

пользовательский

интерфейс

Создание, используемого программного средства;
текстовых -

16

определять

условия

и

возможности

применения

документов на компьютере. Стилевое форматирование. программного средства для решения типовых задач;
Включение в текстовый документ списков, таблиц, - выявлять общее и отличия в разных программных
диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. продуктах, предназначенных для решения одного класса
Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные задач.
указатели.

Коллективная

Примечания.

Запись

Форматирование

работа

над

и

выделение

страниц

документа.

документом. Практическая деятельность:
изменений. - создавать небольшие текстовые документы посредством
Ориентация, квалифицированного

клавиатурного

письма

с

размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. использованием базовых средств текстовых редакторов;
Колонтитулы.

Сохранение

документа

в

различных -

текстовых форматах.

форматировать

параметров

текстовые

страницы

документы

документа;

(установка

форматирование

Инструменты распознавания текстов и компьютерного символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров
перевода.

страниц);

Компьютерное представление текстовой информации. - вставлять в документ формулы, таблицы, списки,
Кодовые таблицы. Американский стандартный код для изображения;
обмена

информацией,

примеры

кодирования

букв - выполнять коллективное создание текстового документа;

национальных алфавитов.

- создавать гипертекстовые документы;

Представление о стандарте Юникод

- выполнять кодирование и декодирование текстовой
информации, используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ8Р, Windows 1251);
- использовать ссылки и цитирование источников при
создании на их основе собственных информационных
объектов

17

Тема

5. Понятие

Мультимедиа

(4 применения.

часа)

технологии

мультимедиа.

Звук

мультимедиа
и

видел

Компьютерные

и

как

области

ее Аналитическая деятельность:

составляющие -

презентации.

анализировать

пользовательский

интерфейс

Дизайн используемого программного средства;

презентации и макеты слайдов.

-

Звуки и видеоизображения. Композиции и монтаж.

программного средства для решения типовых задач;

Возможность

дискретного

определять

условия

и

возможности

применения

представления - выявлять общее и отличия в разных программных

мультимедийных данных.

продуктах, предназначенных для решения одного класса
задач.
Практическая деятельность:
-

создавать

презентации

с

использованием

готовых

шаблонов;
- записывать звуковые файлы с различным качеством
звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации)
Тема

6. Понятие о непозиционных и позиционных системах Аналитическая деятельность:

Математические

счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и -

основы

шестнадцатеричной системами счисления, запись в них непозиционных системах счисления;

информатики
часов)

выявлять

различие

в

унарных,

позиционных

и

(13 целых десятичных чисел от 0 до 1024. перевод - выявлять общее и отличия в разных позиционны системах
небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и счисления;
шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. - анализировать логическую структуру высказываний.
Двоичная арифметика.
Логика

высказываний

Практическая деятельность:
(элементы

алгебры

логики). - переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из

Логические значения, операции (логическое отрицание, десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную,

18

логическое

умножение,

логическое

сложение), шестнадцатеричную) и обратно;

выражения, таблицы истинности.

-

выполнять

операции

сложения и

умножения над

небольшими двоичными числами;
- записывать вещественные числа в естественной и
нормальной форме;
- строить таблицы истинности для логических выражений;
- вычислять истинное значение логического выражения.
Тема

7.

Основы Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как Аналитическая деятельность:

алгоритмизации (10 примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма - определять по блок-схеме, для решения какой задачи
часов)

как формального описания последовательности действий предназначен данный алгоритм;
исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

анализировать

изменение

значений

величин

при

пошаговом выполнении алгоритма;

Алгоритмический язык - формальный язык для записи - определять по выбранному методу решения задачи, какие
алгоритмов.

Программа

алгоритмическом

–

языке.

запись

алгоритма

Непосредственное

на алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
и - сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

программное управление исполнителем.

Практическая деятельность:

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, - исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных
связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.

данных;

Понятие простой величины. Типы величин: целые, - преобразовывать запись алгоритма с одной формы в
вещественные,
Переменные

символьные,
и

константы.

строковые,
Алгоритм

логические. другую;
работы

с - строить цепочки команд, дающих нужный результат при

величинами – план целенаправленных действий по конкретных

19

исходных

данных

для

исполнителя

проведению

вычислений

при

заданных

начальных арифметических действий;

данных с использованием промежуточных результатов

- строить цепочки команд, дающих нужный результат при
конкретных

исходных

данных

для

исполнителя,

преобразующего строки символов;
-

строить

арифметические,

строковые,

логические

выражения и вычислять их значения.
Тема

8.

Начала Язык программирования. Основные правила языка Аналитическая деятельность:

программирования

программирования

(10 часов)

правила
основных

Паскаль:

представления
операторов

структура

данных;
(ввод,

программы; - анализировать готовые программы;

правила

вывод,

записи - определять по программе, для решения какой задачи она

присваивание, предназначена;

ветвление, цикл).

- выделять этапы решения задачи на компьютере.

Решение задач по разработке и выполнению программ в Практическая деятельность:
среде программирования Паскаль.

- программировать линейные алгоритмы, предполагающие
вычисление арифметических, строковых и логических
выражений;
-

разрабатывать

оператор/операторы

программы,
ветвления

содержащие

(решение

линейного

неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том
числе с использованием логических операций;
-

разрабатывать

программы,

(операторы) цикла.
Тема

9. Понятие натурной и информационной моделей.

20

Аналитическая деятельность:

содержащие

оператор

Моделирование

и Виды информационных моделей (словесное описание, - осуществлять системный анализ объекта, выделять среди

формализация

(9 таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, его

часов)

свойств

существенные

с

точки

зрения

целей

дерево, список и др.) и их назначение. Модели в моделирования;
математике,

физике,

литературе,

биологии

и

т.д. - оценивать адекватность модели моделируемому объекту и

Использование моделей в практическое деятельности. целям моделирования;
Оценка адекватности модели моделируемому объекту и - определять вид информационной модели в зависимости от
целям моделирования.

стоящей задачи;

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных

моделей

при

решении

технических задач.

анализировать

пользовательский

интерфейс

научно- используемого программного средства;
-определять

условия

и

возможности

применения

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы программного средства для решения типовых задач;
данных, системы управления базами данных и принципы - выявлять общее и отличия в разных программных
работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, продуктах, предназначенных для решения одного класса
удаление и сортировка данных.

задач.
Практическая деятельность:
- строить и интерпретировать различные информационные
модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы
алгоритмов);
- преобразовывать объект из одной формы представления
информации в другую с минимальными потерями в полноте
информации;
- исследовать с помощью информационных моделей

21

объекты в соответствии с поставленной задачей;
- работать с готовыми компьютерными моделями из
различных предметных областей;
- создавать однотабличные базы данных;
- осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
- осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Тема
Алгоритмизация

10. Этапы решения задачи на компьютере.

Аналитическая деятельность:

и Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на - выделять этапы решения задачи на компьютере;

программирование

подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов - осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

(8 часов)

вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.

- сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Управление, управляющая и управляемые системы, Практическая деятельность:
прямая и обратная связь. Управление в живой природе, - исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных
обществе и технике.

данных;
- разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
- разрабатывать программы для обработки одномерного
массива:
o нахождение

минимального

(максимального)

значения в данном массиве; подсчѐт количества
элементов массива, удовлетворяющих некоторому
условию;
o нахождение суммы всех элементов массива;
o нахождение количества и суммы всех четных

22

элементов в массиве;
o сортировка элементов массива и пр.
Тема 11. Обработка Электронные
числовой
информации
часов)

таблицы.

Использование

формул. Аналитическая деятельность:

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. -

анализировать

пользовательский

интерфейс

(6 Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. используемого программного средства;
Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

-

определять

условия

и

возможности

применения

программного средства для решения типовых задач;
- выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
задач.
Практическая деятельность:
- создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты
по встроенным и вводимым пользователем формулам;
- строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Тема

12. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Аналитическая деятельность:

Коммуникационные Скорость
технологии
часов)

(10 способность

передачи
канала.

информации.
Передача

Пропускная -

информации

современных системах связи.
Взаимодействие

на

основе

выявлять

общие

черты

и

отличия

способов

в взаимодействия на основе компьютерных сетей;
- анализировать доменные имена компьютеров и адреса

компьютерных

сетей: документов в Интернете;

электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. - приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск
Информационные

ресурсы

компьютерных

Всемирная паутина, файловые архивы.

сетей: информации;
- анализировать и сопоставлять различные источники

23

Технологии создания сайта. Содержание и структура информации,
сайта.

Оформление

сайта.

Размещение

сайта

Интернете.

оценивать

достоверность

найденной

в информации;
-

распознавать

потенциальные

угрозы

и

вредные

Базовые представления о правовых и этических аспектах воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые
использования компьютерных программ и работы в сети пути их устранения.
Интернет.

Практическая деятельность:
- осуществлять взаимодействие посредством электронной
почты, чата, форума;
-

определять

минимальное

время,

необходимое

для

передачи известного объема данных по каналу связи с
известными характеристиками;
- проводить поиск информации в сети Интернет по
запросам с использованием логических операций;
- создавать с использованием конструкторов (шаблонов)
комплексные информационные объекты в виде вебстраницы, включающей графические объекты
Резерв учебного времени в 7 – 9 классах: 6 часов

24

Поурочное планирование
7 класс
УМК Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
Номер урока

Тема урока

Дата
План
7а/7б

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и
организация рабочего места
Тема «Информация и информационные процессы»
2
Информация и ее свойства
3
Информационные процессы.
4
Всемирная паутина как информационное хранилище
5
Представление информации
6
Дискретная форма представления информации
7
Единицы измерения информации
8
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и
информационные процессы». Проверочная работа
Тема «Обработка текстовой информации»
9
Текстовые документы и технологии их создания
10
Создание текстовых документов на компьютере
11
Прямое форматирование
12
Стилевое форматирование
13
Визуализация информации в текстовых документах
1

14

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

15

Оценка количественных параметров текстовых документов

16

Оформление реферата «История вычислительной техники»

25

факт

17
Тема «Мультимедиа»
18
19
20 - 21
22

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка
текстовой информации». Проверочная работа
Технология мультимедиа
Компьютерные презентации
Создание мультимедийной презентации
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа».
Проверочная работа

Тема «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»
23

Основные компоненты компьютера и их функции

24
25

Персональный компьютер
Программное обеспечение компьютера. Системное программное
обеспечение
Системы программирования и прикладное программное обеспечение

26

Файлы и файловые структуры
Пользовательский интерфейс
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как
универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная
работа
Тема «Обработка графической информации»
30
Формирование изображения на экране компьютера
31
Компьютерная графика
32
Создание графических изображений
33
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка
графической информации». Проверочная работа
Итоговое повторение
34
Основные понятия курса. Итоговое тестирование
27
28
29

26

Поурочное планирование по курсу «Информатика»
для 8 класса (2 ч в неделю)
Номер
урока

Дата
План
8а/8б

Тема урока

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация
рабочего места.
Актуализация изученного материала по теме «Информация и информационные
2.
процессы»
3.
Актуализация изученного материала по теме «Компьютер»
Тема «Математические основы информатики»
1.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Общие сведения о системах счисления. Непозиционные системы счисления
Позиционные системы счисления. Развѐрнутая и свѐрнутая форма записи чисел.
Двоичная система счисления.
Восьмеричная система счисления.
Шестнадцатеричные системы счисления.
Перевод чисел из 2-й, 8-й и 16-й в десятичную систему счисления
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q
Двоичная арифметика
Решение задач по теме «Системы счисления». Проверочная работа
Представление целых чисел в компьютере
Представление вещественных чисел в компьютере
Представление текстов в компьютере
Представление графических изображений в компьютере
Проверочная работа по теме «Представление информации в компьютере»
Элементы алгебры логики. Высказывание.
Логические операции.
Построение таблиц истинности для логических выражений

21.

Свойства логических операций.

27

Факт 8а/8б

Номер
урока

Дата
План
8а/8б

Тема урока

22.

Решение логических задач с помощью таблиц истинности

23.

Решение логических задач путем преобразования логических выражений

24.

Логические элементы

25.

Проверочная работа по теме «Элементы алгебры логики»

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы
информатики».
27.
Контрольная работа по теме «Математические основы информатики»
Тема «Основы алгоритмизации»
26.

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

Понятие алгоритма
Исполнитель алгоритма. Работа с исполнителями в среде Кумир
Разнообразие исполнителей алгоритмов
Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека.
Способы записи алгоритмов
Объекты алгоритмов. Величины и выражения. Арифметические выражения.
Логические выражения
Команда присваивания.
Табличные величины
Алгоритмическая конструкция «следование». Линейные алгоритмы для
исполнителя Робот
Определение значений переменных после исполнения линейных алгоритмов
Составление линейных алгоритмов
Алгоритмическая конструкция «ветвление». Исполнение разветвляющихся
алгоритмов.
Полная и неполная формы ветвления.
Простые и составные условия
Составление разветвляющихся алгоритмов.
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием
продолжения работы.

28

Факт 8а/8б

Номер
урока

Дата
План
8а/8б

Тема урока

46.
47.

Циклические алгоритмы с заданным условием продолжения работы для
исполнителя Робот
Составление циклических алгоритмов с заданным условием продолжения работы.
Цикл с заданным условием окончания работы.

48.

Составление циклических алгоритмов с заданным условием окончания работы.

49.
50.

Цикл Работа с исполнителями Робот и Черепаха
Составление циклических алгоритмов с заданным числом повторений.

51.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации».

52.

Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации».

45.

Тема «Начала программирования»
53.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

54.

Организация ввода и вывода данных. Первая программа

55.
56.
57.
58.

Программирование линейных алгоритмов
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.
Анализ работы программ, содержащих циклы с заданным условием продолжения
работы.
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

59.

61.

Анализ работы программ, содержащих циклы с заданным условием окончания
работы.
Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

62.

Анализ работы программ, содержащих циклы с заданным числом повторений.

60.

29

Факт 8а/8б

Номер
урока

Дата
План
8а/8б

Тема урока

63.

Программирование циклов с заданным числом повторений.

64.

Различные варианты программирования циклического алгоритма.

65.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования».

66.

Контрольная работа по теме «Начала программирования»

Итоговое повторение
67.

Основные понятия курса. Итоговое тестирование.

68.

Работа с официальным Интернет - порталом государственных услуг

30

Факт 8а/8б

Календарно-тематическое планирование
9 класс
№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата урока
по плану
9а/9б/9в

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и
организация рабочего места

1

Тема «Моделирование и формализация»
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Моделирование как метод познания
Этапы построения информационной модели.
Классификация информационных моделей
Словесные модели
Математические модели
Компьютерные математические модели
Графические модели. Графы
Использование графов при решении задач
Табличные информационные модели
Использование таблиц при решении задач
База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.
Система управления базами данных
Создание базы данных.
Запросы на выборку данных.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и
формализация».
Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тема «Алгоритмизация и программирование»
16

Этапы решения задачи на компьютере

1

31

факт

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата урока
по плану
9а/9б/9в

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Задача о пути торможения автомобиля
Решение задач на компьютере
Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов.
Различные способы заполнения и вывода массива.
Вычисление суммы элементов массива
Последовательный поиск в массиве
Сортировка массива
Решение задач с использованием массивов. Проверочная работа
Последовательное построение алгоритма
Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя
Робот
Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры
Функции
Алгоритмы управления
Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование».
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и
программирование».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тема «Обработка числовой информации в электронных таблицах»
33
34
35
36
37
38
39
40
41

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.
Основные режимы работы ЭТ
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
Встроенные функции.
Логические функции.
Организация вычислений в ЭТ.
Сортировка и поиск данных.
Диаграмма как средство визуализации данных
Построение диаграмм.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

32

факт

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата урока
по плану
9а/9б/9в

42
43

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой
информации в электронных таблицах».
Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных
таблицах».

1
1

Тема «Коммуникационные технологии»
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

Локальные и глобальные компьютерные сети
Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера
Доменная система имѐн. Протоколы передачи данных.
Всемирная паутина. Файловые архивы.
Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.
Технологии создания сайта.
Содержание и структура сайта.
Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Работа с официальным Интернет - порталом государственных услуг
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные
технологии».
Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итоговое повторение (14 ч)
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

Информация и информационные процессы
Файловая система персонального компьютера
Системы счисления и логика
Таблицы и графы
Обработка текстовой информации
Передача информации и информационный поиск.
Вычисления с помощью электронных таблиц.
Обработка таблиц: выбор и сортировка записей.
Алгоритмы и исполнители
Программирование

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33

факт

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата урока
по плану
9а/9б/9в

65
66
67
68

Итоговое тестирование.
Информация и информационные процессы
Алгоритмы и исполнители
Программирование

1
1
1
1

34

факт

Планируемые результаты изучения информатики
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и
конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в
образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в
рубрике «Выпускник научится…». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти
результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня
(исполнительная компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и
углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность». Эти результаты достигаются отдельными
мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут
включаться в материалы итогового контроля.
Раздел 1. Введение в информатику
Выпускник научится:
- декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
- оперировать единицами измерения количества информации;
- оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения
информации; время передачи информации и др.);
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы
истинности;

35

- анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе
использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
- строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых
средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям
моделирования.
Выпускник получит возможность:
- углубить и развить представление о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий
современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
-научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
- переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной

и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему

счисления;
- познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических
изображений, звука;
- научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
- научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных
свойств логических операций;
-сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для
исследования объектов окружающего мира;
- познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;

36

- научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
- понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на
предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
- оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию,
соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и
обратно);
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать
ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
- ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
- исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
- исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
- определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
- разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Выпускник получит возможность научиться:
- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять все возможны алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

37

- определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для
формального исполнителя с заданной системой команд;
- подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
- исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех
элементов массива; суммирование элементов массива с определѐнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными
свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наименьшего/наибольшего элементов массива и
др.);
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
- разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические
конструкции.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
- называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
- описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
- подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
- оперировать объектами файловой системы;
- применять основные правила создания текстовых документов;
- использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
- использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;
- работать с формулами;
- визуализировать соотношения между числовыми величинами;

38

- осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
- основам организации и функционирования компьютерных сетей;
- составлять запросы для поиска информации в Интернете;
- использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.
Выпускник получит возможность:
- научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса
и правилах организации индивидуального информационного пространства;
- научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения
задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
- научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
- расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных
ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
- научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
- познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных
источников и в разные моменты времени и т.п.);
- закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами
информационных и коммуникационных технологий;
- сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических
ограничений.
Материально – техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Помещение кабинета информатики, его оборудование(мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

39

В кабинете информатики должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя и 12 – 1 5 рабочих мест учащихся,
снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными
объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация
компьютера должна обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений,
качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к
внутришкольной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети. Компьютерное оборудование
может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Возможна реализация компьютерного
класса с использованием сервера и «тонкого клиента».
Кабинет информатики комплектуется следующими периферийным оборудованием:
- принтер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- устройства для ввода визуальной информации;
- акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;
- оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.
Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы. Все программные средства, устанавливаемые на
компьютерах в кабинете информатики, должны быть лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.
Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» необходимо наличие следующего программного обеспечения:
- операционная система;
- файловый менеджер;
- почтовый клиент;
- браузер;

40

- мультимедиа проигрыватель;
- антивирусная программа;
- программа-архиватор;
- программа-переводчик;
- система оптического распознавания текста;
- программа интерактивного общения;
- клавиатурный тренажер;
- виртуальные компьютерные лаборатории;
- интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления
базами данных, электронные таблицы;
- растровый и векторный графические редакторы;
- звуковой редактор;
- система автоматизированного проектирования;
- система программирования;
- геоинформационная система;
- редактор Web-страниц.
Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда кабинета информатики, который должен включать:
- нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, сборники программ по информатике и др.);
- учебно-методическую литературу;
- научную литературу области «Информатика»;
- периодические издания.
В кабинете информатики должна быть организована библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:

41

- комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;
- информационные инструменты (виртуальные лаборатории, творческие среды), содействующие переходу от репродуктивных форм
учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, развитию умений работы с информацией,
представленной в различных формах, формированию коммуникативной культуры учащихся;
- каталог электронных образовательных ресурсов, размещенных на федеральных образовательных порталах, в том числе электронных
учебников по информатике, дистанционных курсов.
Учебно-методический комплект по информатике для основной школы Л.Л.Босовой, А.Ю.Босовой:
- авторская программа;
- учебники для 7, 8, 9 классов;
- рабочие тетради для 7, 8, 9 классов;
- электронные приложения к каждому учебнику (1. методические материалы для учителя; 2. файлы-заготовки, необходимые для
выполнения работ компьютерного практикума; 3. текстовые файлы с дидактическими материалами; 4. дополнительные материалы для
чтения; 5. мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников; 6. интерактивные тесты);
- методические пособия для учителя;
- сайт методической поддержки УМК.

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».