Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Пикалѐво
Рассмотрена.
ШМО учителей эстетического
и спортивно-оздоровительного цикла
Протокол № 1 от 30.08.2019
Рабочая программа
по физической культуре
10-11 классы
Рабочую программу составили
учителя физической культуры:
Грехов Г.Б
Романова И.Л.
2019 год
Содержание
Пояснительная записка
3
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
5
2.
Содержание учебного предмета
8
3.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
11
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета Физическая культура для 10-11 классов
составлена
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта на основании рабочей программы В.И.Лях «Физическая
культура»10-11 классы (- Москва: Просвещение, 2015). (Рабочие программы. Предметная
линия учебников В.И. Ляха. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных
организаций / В. И. Лях. — М. : Просвещение, 2014. — 80 с.)
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 "О
внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования"
3. Указа Президента РФ от 24.03.2014 № 172 "О Всероссийском физкультурноспортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)"
4. Распоряжения правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 года №1165-р
"Об утверждении плана мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурноспортивного комплекса "Готов к труду и обороне".
В соответствии с концепцией структуры и содержания образования в области
физической культуры, предметом обучения среднего общего образования является
формирование у обучающихся компетенций по осознанному ведению здорового образа
жизни, привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических
качеств, профилактике и укреплению здоровья.
Общей
целью
образования
школьного
физического
формирование разносторонне физически развитой личности,
воспитания
способной
является
активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности организации активного
отдыха
Образовательный процесс в старшей школе направлен на решение следующих задач:
-Содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений для использовать
физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для
укрепления здоровья и противостояния стрессам;
-Формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого
уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности;
- расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными
действиями базовых видов спорта, упражнений современных оздоровительных систем
физической культуры и прикладной физической подготовки, а также формирование
умений применять эти упражнения в различных по сложности условиях
-дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей
-формирование знаний и представлений о современных спортивно-оздоровительных
системах физической культуры, спортивной тренировки и соревнований;
-формирование знаний и умений оценивать состояние собственного здоровья,
функциональных возможностей организма, проводить занятия в соответствии с данными
самонаблюдения и самоконтроля;
-формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной
тренировке, значение занятий физической культурой для будущей трудовой
деятельности, выполнения функций отцовства и материнства, подготовки к службе в
армии
-формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания,
мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки,
самообладания;
-дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической
регуляции;
-закрепление потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и
избранными видами спорта (на основе овладения средствами и методами их организации,
проведения и включения в режим дня, участие в деятельности школьного спортивного
клуба).
-демонстрация полученных компетенций обучающихся через выполнение тестов
всероссийских спортивных соревнований «Президентские состязания», сдаче нормативов
ВФСК ГТО
Педагоги используют учебно-практическое оборудование и следующую учебнометодическую литературу:
-Учебник: В.И. Лях Физическая культура 10--11классы - М: Просвещение, 2015 (для
обучающихся)
-Методические рекомендации, Физическая культура 10-11 классы . Организация работы
по предмету. УМК под редакцией В.И.Ляха Просвещение, 2014 год
-Поурочные разработки по физической культуре к УМК В.И.Ляха («Школа России») 5-9
классы Сост. А. Ю. Патрикеев. – М.:«ВАКО», 2013 год
Курс физической культуры изучается с 10 по 11 класс из расчѐта 3 часов в неделю: 10
класс-102 часа, в 11 классе -102 час. Рабочая программа рассчитана на 204 часа на два
года обучения (3 часа в неделю).
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Выпускник научится:
Использовать правовые основы физической культуры и спорта на основании знания
Конституции РФ и Федерального закона РФ « О физической культуре и спорте в
Российской Федерации»;
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические
этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в
современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать ее
взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической
подготовленностью, формированием личностных качеств и профилактикой вредных
привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в
процессе совместных занятий со сверстниками, рассказывать об особенностях
выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития
физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями,
определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать
режим дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий,
правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и
погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во
время самостоятельных занятий.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать современное олимпийское и физкультурно-массовое движение в мире
и в РФ
характеризовать
современные
спортивно-оздоровительные
системы
физических
упражнений;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения,
великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на
укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и
основных систем организма;
давать характеристику избранной будущей профессии с учетом необходимых
физических и других качеств, которое имеют большое значение для достижения
успеха в данной профессиональной деятельности и которые необходимо развивать для
восстановления
работоспособности,
снижения
уровня
утомления
и
нервно-
психической нагрузки;
характеризовать основные виды адаптивной физической культуры(адаптивного
физического воспитание, адаптивного спорта,адаптивной двигательной реабилитации,
адаптивной двигательной рекреации) и объяснять их важное социальное значение;
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные
соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления
собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и
корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом
функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности,
планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий
по укреплению здоровья и развития физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям,
анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно
исправлять их;
тестировать показатели физического развитии основных физических качеств,
сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики
в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной
деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении
двигательных действий ,развития физических качеств тестирования физического
развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов
проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, разной
функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального
физического развития и физической подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы
и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную
направленность
проводить восстановительные мероприятия с использование банных процедур и
сеансов оздоровительного массажа
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения
организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной
деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на
развитие основных физических качеств;
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге ,прыжках в длину, метании (легкими
и тяжелыми предметами);
выполнять передвижения на лыжах одновременными и попеременными ходами,
коньковым способом, демонстрировать технику умения чередовать их в процессе
прохождения тренировочных дистанций
выполнять спуски и торможения с пологого склона разученными способами;
выполнять основные технические и тактические действия и приемы спортивных играх
(баскетболе, волейболе, футболе) в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития
основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять комплексы упражнений лечебной физкультуры с учетом имеющихся
индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные с помощью разнообразных способов
лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
самостоятельно заниматься популярными видами физических упражнений (коньки,
ролики, атлетическая гимнастика, аэробика. скейтборд)
2.Содержание курса физической культуры
Знания о физической культуре
Социокультурные основы.
Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности.
Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность
развития
личности,
формирование
укрепление
здорового
здоровья,
образа
жизни,
физическое
физическая
совершенствование
подготовленность
и
к
воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности,
труду и защите Отечества.
Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение, их социальная
направленность и формы организации.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и
зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Основы законодательства РФ в области физической культуры, спорта, туризма, охраны
здоровья.
Психолого-педагогические основы.
Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования физических
нагрузок и контроля за ними во время занятий физическими упражнениями
профессионально ориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности.
Основные формы и виды физических упражнений.
Понятие
составления
телосложения
комплексов
и
характеристика
упражнений
его
основных
по современным
типов,
системам
способы
физического
воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих
упражнений для проведения самостоятельных занятий.
Представление о соревновательной и тренировочной деятельности. Понятие об
основных видах тренировки.
Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта
(баскетбол, волейбол, футбол). Совершенствование техники движений в избранном
виде спорта.
Основы начальной военной подготовки, совершенствование основных прикладных
двигательных действий (передвижения на лыжах, гимнастика, плавание, легкая
атлетика) и развитие основных физических качеств в процессе проведения
индивидуальных занятий.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам
спорта
(гимнастика,
плавание,
легкая
атлетика,
спортивные
игры,
лыжные
гонки).Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых
соревнованиях.
Представление о назначении и особенности прикладной физической подготовки в
разных видах трудовой деятельности.
Медико-биологические основы.
Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении
здоровья, поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его творческой
активности и долголетия.
Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор
форм занятий в зависимости от особенностей учебной деятельности, самочувствия и
показателей здоровья.
Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические
мероприятия
(гигиенические
процедуры,
.закаливание)
и
восстановительные
мероприятия (водные процедуры, массаж) при организации и проведении спортивномассовых и индивидуальных занятиях физической культурой и спортом.
Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания) причины их возникновения и
пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей.
Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и
формирование индивидуального здорового стиля жизни.
Закрепление навыков закаливания.
Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание ,контрастный душ, купание в
реке.
Закрепление приемов саморегуляции.
Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе.
Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы
йоги.
Закрепление приемов самоконтроля.
Повторение приемов самоконтроля освоенных ранее.
Способы двигательной (физкультурно-оздоровительной ,спортивнооздоровительной и прикладной) деятельности
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Организация и планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Закрепление навыков закаливания, приобретенных в начальной и основной школе.
Выполнение
комплексов,
составленных
упражнений
оздоровительных
систем
физического воспитание: атлетической гимнастики (юноши), ритмической гимнастики
девушки),оздоровительного бега, аэробики.
Контроль
за
индивидуальным
здоровьем
на
основе
методов
измерения
морфофункциональных показателей по определению массы и длины тела, соотношения
роста, веса, кистевой и становой динамометрии, окружности грудной клетки, ЧСС в покое
и после физической нагрузки, артериального давления, ЖЕЛ, частоты дыхания,
Физической
работоспособности;
методов
оценки
физической
подготовленности
(выносливости, гибкости, силовых, скоростных и координационных способностей.
Ведение дневника самоконтроля собственного физического состояния (признаки
утомления разной степени при занятиях физическими упражнениями, показатели
физического развития, физической подготовленности и развития)
Спортивно-оздоровительная деятельность
Организация и планирование содержания индивидуальной спортивной подготовки в
избранном виде спорта. Способы контроля и регулирования физической нагрузки во
время индивидуально-тренировочных занятий
Тестирование физической и технической подготовленности по базовым видам спорта
школьной программы. Ведение дневника спортсмена.
Прикладная физкультурная деятельность
Умение разрабатывать и применять упражнения прикладной физической подготовки
(связано с будущей трудовой деятельностью и службой в армии)
Владение различными способами выполнения прикладных упражнений из базовых видов
спорта школьной программы.
Спортивные игры: игровые упражнения и эстафеты с набивными мячами с преодолением
полосы препятствий.
Гимнастика (юноши): различные виды ходьбы и приседания с партнером, сидящим на
плечах; опорные прыжки через препятствия, передвижения в висах и упорах на руках,
длинный кувырок через препятствия
Легкая атлетика (юноши): метание утяжеленных мячей весом 150г и гранаты 700гна
расстояние и в цели; кросс по пересеченной местности; бег с препятствиями, эстафеты с
метанием, бегом ,прыжками, переноской груза или товарища.
Лыжная подготовка (юноши): преодоление подъемов и препятствий (заграждений
,канав, рвов, стенок, заборов)эстафеты с преодолением полосы препятствий.
Плавание (юноши):плавание в одежде, освобождение от одежды в воде, ныряние в длину,
спасение утопающего.
Физическое совершенствование.
Спортивные игры: совершенствование техники передвижений, владение мячом, техники
защитных действий, индивидуальных, групповых и командных тактических действий в
нападении и защите(баскетбол, футбол, волейбол)
Гимнастика с элементами акробатики: освоение и совершенствование висов ,опорных
прыжков, упоров, акробатических упражнений, комбинаций из ранее изученных
элементов.
Легкая атлетика: совершенствование техники спринтерского, эстафетного, длительного
бега, прыжки в длину с разбега, метание в цель и на дальность .
Лыжная подготовка: совершенствование техники переходов с одновременных шагов на
попеременные, техники спортивных ходов и тактики прохождения дистанции.
Плавание: совершенствование техники плавания (брасс, кроль на груди и спине)
Аэробика:
3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№
п/п
Разделы программы
Количество часов
Классы
Базовая часть
10 класс
10 класс
11класс
11 класс
(девушки)
(юноши)
(девушки)
(юноши)
82
82
80
80
Основы знаний о
культуре
Спортивные
игры
баскетбол)
Легкая атлетика
физической
5
5
6
6
(волейбол,
33
33
34
34
20
20
14
14
прикладнофизическая
8
8
10
10
1.6
Кроссовая
и
ориентированная
подготовка
Лыжная подготовка
16
16
16
16
2
Вариативная часть
20
20
22
22
2.1
Атлетическая гимнастика и аэробика
10
10
12
12
2.2
Плавание
10
10
10
10
1.1
1.2
1.4
1.5