Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 10-11 классов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Пикалѐво

Рассмотрена.
ШМО учителей эстетического
и спортивно-оздоровительного цикла
Протокол № 1 от 30.08.2019

Рабочая программа
по физической культуре
10-11 классы

Рабочую программу составили
учителя физической культуры:
Грехов Г.Б
Романова И.Л.

2019 год

Содержание
Пояснительная записка

3

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

5

2.

Содержание учебного предмета

8

3.

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

11

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета Физическая культура для 10-11 классов
составлена

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного

образовательного стандарта на основании рабочей программы В.И.Лях «Физическая
культура»10-11 классы (- Москва: Просвещение, 2015). (Рабочие программы. Предметная
линия учебников В.И. Ляха. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных
организаций / В. И. Лях. — М. : Просвещение, 2014. — 80 с.)
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 "О
внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования"
3. Указа Президента РФ от 24.03.2014 № 172 "О Всероссийском физкультурноспортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)"
4. Распоряжения правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 года №1165-р
"Об утверждении плана мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурноспортивного комплекса "Готов к труду и обороне".
В соответствии с концепцией структуры и содержания образования в области
физической культуры, предметом обучения среднего общего образования является
формирование у обучающихся компетенций по осознанному ведению здорового образа
жизни, привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических
качеств, профилактике и укреплению здоровья.
Общей

целью

образования

школьного

физического

формирование разносторонне физически развитой личности,

воспитания
способной

является
активно

использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности организации активного
отдыха
Образовательный процесс в старшей школе направлен на решение следующих задач:
-Содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений для использовать
физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для
укрепления здоровья и противостояния стрессам;
-Формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого
уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности;
- расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными
действиями базовых видов спорта, упражнений современных оздоровительных систем

физической культуры и прикладной физической подготовки, а также формирование
умений применять эти упражнения в различных по сложности условиях
-дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей
-формирование знаний и представлений о современных спортивно-оздоровительных
системах физической культуры, спортивной тренировки и соревнований;
-формирование знаний и умений оценивать состояние собственного здоровья,
функциональных возможностей организма, проводить занятия в соответствии с данными
самонаблюдения и самоконтроля;
-формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной
тренировке, значение занятий физической культурой для будущей трудовой
деятельности, выполнения функций отцовства и материнства, подготовки к службе в
армии
-формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания,
мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки,
самообладания;
-дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической
регуляции;
-закрепление потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и
избранными видами спорта (на основе овладения средствами и методами их организации,
проведения и включения в режим дня, участие в деятельности школьного спортивного
клуба).
-демонстрация полученных компетенций обучающихся через выполнение тестов
всероссийских спортивных соревнований «Президентские состязания», сдаче нормативов
ВФСК ГТО
Педагоги используют учебно-практическое оборудование и следующую учебнометодическую литературу:
-Учебник: В.И. Лях Физическая культура 10--11классы - М: Просвещение, 2015 (для
обучающихся)
-Методические рекомендации, Физическая культура 10-11 классы . Организация работы
по предмету. УМК под редакцией В.И.Ляха Просвещение, 2014 год
-Поурочные разработки по физической культуре к УМК В.И.Ляха («Школа России») 5-9
классы Сост. А. Ю. Патрикеев. – М.:«ВАКО», 2013 год
Курс физической культуры изучается с 10 по 11 класс из расчѐта 3 часов в неделю: 10
класс-102 часа, в 11 классе -102 час. Рабочая программа рассчитана на 204 часа на два
года обучения (3 часа в неделю).

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Выпускник научится:


Использовать правовые основы физической культуры и спорта на основании знания
Конституции РФ и Федерального закона РФ « О физической культуре и спорте в
Российской Федерации»;



рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические
этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в
современном обществе;



характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать ее
взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической
подготовленностью, формированием личностных качеств и профилактикой вредных
привычек;



определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в
процессе совместных занятий со сверстниками, рассказывать об особенностях
выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития
физических качеств;



разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями,
определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать
режим дня и учебной недели;



руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий,
правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и
погодных условий;



руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во
время самостоятельных занятий.
Выпускник получит возможность научиться:



характеризовать современное олимпийское и физкультурно-массовое движение в мире
и в РФ



характеризовать

современные

спортивно-оздоровительные

системы

физических

упражнений;


характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения,
великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;



определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на
укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и
основных систем организма;



давать характеристику избранной будущей профессии с учетом необходимых
физических и других качеств, которое имеют большое значение для достижения
успеха в данной профессиональной деятельности и которые необходимо развивать для
восстановления

работоспособности,

снижения

уровня

утомления

и

нервно-

психической нагрузки;


характеризовать основные виды адаптивной физической культуры(адаптивного
физического воспитание, адаптивного спорта,адаптивной двигательной реабилитации,
адаптивной двигательной рекреации) и объяснять их важное социальное значение;
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:



использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные
соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления
собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;



составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и
корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом
функциональных особенностей и возможностей собственного организма;



классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности,
планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий
по укреплению здоровья и развития физических качеств;



самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям,
анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно
исправлять их;



тестировать показатели физического развитии основных физических качеств,
сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики
в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями;



взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной
деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении
двигательных действий ,развития физических качеств тестирования физического
развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:



вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов
проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, разной
функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального
физического развития и физической подготовленности;



проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы
и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную
направленность



проводить восстановительные мероприятия с использование банных процедур и
сеансов оздоровительного массажа
Физическое совершенствование
Выпускник научится:



выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения
организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной
деятельности;



выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на
развитие основных физических качеств;



выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;



выполнять легкоатлетические упражнения в беге ,прыжках в длину, метании (легкими
и тяжелыми предметами);



выполнять передвижения на лыжах одновременными и попеременными ходами,
коньковым способом, демонстрировать технику умения чередовать их в процессе
прохождения тренировочных дистанций



выполнять спуски и торможения с пологого склона разученными способами;



выполнять основные технические и тактические действия и приемы спортивных играх
(баскетболе, волейболе, футболе) в условиях учебной и игровой деятельности;



выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития
основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:



выполнять комплексы упражнений лечебной физкультуры с учетом имеющихся
индивидуальных нарушений в показателях здоровья;



преодолевать естественные и искусственные с помощью разнообразных способов
лазания, прыжков и бега;



осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;



выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;



самостоятельно заниматься популярными видами физических упражнений (коньки,
ролики, атлетическая гимнастика, аэробика. скейтборд)

2.Содержание курса физической культуры
Знания о физической культуре
Социокультурные основы.
Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности.
Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность
развития

личности,

формирование

укрепление

здорового

здоровья,

образа

жизни,

физическое
физическая

совершенствование
подготовленность

и
к

воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности,
труду и защите Отечества.
Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение, их социальная
направленность и формы организации.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и
зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Основы законодательства РФ в области физической культуры, спорта, туризма, охраны
здоровья.
Психолого-педагогические основы.
Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования физических
нагрузок и контроля за ними во время занятий физическими упражнениями
профессионально ориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности.
Основные формы и виды физических упражнений.
Понятие
составления

телосложения
комплексов

и

характеристика

упражнений

его

основных

по современным

типов,

системам

способы

физического

воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих
упражнений для проведения самостоятельных занятий.
Представление о соревновательной и тренировочной деятельности. Понятие об
основных видах тренировки.
Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта
(баскетбол, волейбол, футбол). Совершенствование техники движений в избранном
виде спорта.
Основы начальной военной подготовки, совершенствование основных прикладных
двигательных действий (передвижения на лыжах, гимнастика, плавание, легкая
атлетика) и развитие основных физических качеств в процессе проведения
индивидуальных занятий.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам
спорта

(гимнастика,

плавание,

легкая

атлетика,

спортивные

игры,

лыжные

гонки).Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых
соревнованиях.
Представление о назначении и особенности прикладной физической подготовки в
разных видах трудовой деятельности.
Медико-биологические основы.
Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении
здоровья, поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его творческой
активности и долголетия.
Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор
форм занятий в зависимости от особенностей учебной деятельности, самочувствия и
показателей здоровья.
Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические
мероприятия

(гигиенические

процедуры,

.закаливание)

и

восстановительные

мероприятия (водные процедуры, массаж) при организации и проведении спортивномассовых и индивидуальных занятиях физической культурой и спортом.
Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания) причины их возникновения и
пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей.
Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и
формирование индивидуального здорового стиля жизни.
Закрепление навыков закаливания.
Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание ,контрастный душ, купание в
реке.
Закрепление приемов саморегуляции.
Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе.
Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы
йоги.
Закрепление приемов самоконтроля.
Повторение приемов самоконтроля освоенных ранее.
Способы двигательной (физкультурно-оздоровительной ,спортивнооздоровительной и прикладной) деятельности
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Организация и планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Закрепление навыков закаливания, приобретенных в начальной и основной школе.
Выполнение

комплексов,

составленных

упражнений

оздоровительных

систем

физического воспитание: атлетической гимнастики (юноши), ритмической гимнастики
девушки),оздоровительного бега, аэробики.
Контроль

за

индивидуальным

здоровьем

на

основе

методов

измерения

морфофункциональных показателей по определению массы и длины тела, соотношения
роста, веса, кистевой и становой динамометрии, окружности грудной клетки, ЧСС в покое
и после физической нагрузки, артериального давления, ЖЕЛ, частоты дыхания,
Физической

работоспособности;

методов

оценки

физической

подготовленности

(выносливости, гибкости, силовых, скоростных и координационных способностей.
Ведение дневника самоконтроля собственного физического состояния (признаки
утомления разной степени при занятиях физическими упражнениями, показатели
физического развития, физической подготовленности и развития)
Спортивно-оздоровительная деятельность
Организация и планирование содержания индивидуальной спортивной подготовки в
избранном виде спорта. Способы контроля и регулирования физической нагрузки во
время индивидуально-тренировочных занятий
Тестирование физической и технической подготовленности по базовым видам спорта
школьной программы. Ведение дневника спортсмена.
Прикладная физкультурная деятельность
Умение разрабатывать и применять упражнения прикладной физической подготовки
(связано с будущей трудовой деятельностью и службой в армии)
Владение различными способами выполнения прикладных упражнений из базовых видов
спорта школьной программы.
Спортивные игры: игровые упражнения и эстафеты с набивными мячами с преодолением
полосы препятствий.
Гимнастика (юноши): различные виды ходьбы и приседания с партнером, сидящим на
плечах; опорные прыжки через препятствия, передвижения в висах и упорах на руках,
длинный кувырок через препятствия
Легкая атлетика (юноши): метание утяжеленных мячей весом 150г и гранаты 700гна
расстояние и в цели; кросс по пересеченной местности; бег с препятствиями, эстафеты с
метанием, бегом ,прыжками, переноской груза или товарища.
Лыжная подготовка (юноши): преодоление подъемов и препятствий (заграждений
,канав, рвов, стенок, заборов)эстафеты с преодолением полосы препятствий.
Плавание (юноши):плавание в одежде, освобождение от одежды в воде, ныряние в длину,
спасение утопающего.
Физическое совершенствование.

Спортивные игры: совершенствование техники передвижений, владение мячом, техники
защитных действий, индивидуальных, групповых и командных тактических действий в
нападении и защите(баскетбол, футбол, волейбол)
Гимнастика с элементами акробатики: освоение и совершенствование висов ,опорных
прыжков, упоров, акробатических упражнений, комбинаций из ранее изученных
элементов.
Легкая атлетика: совершенствование техники спринтерского, эстафетного, длительного
бега, прыжки в длину с разбега, метание в цель и на дальность .
Лыжная подготовка: совершенствование техники переходов с одновременных шагов на
попеременные, техники спортивных ходов и тактики прохождения дистанции.
Плавание: совершенствование техники плавания (брасс, кроль на груди и спине)
Аэробика:
3.Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы
№
п/п

Разделы программы

Количество часов
Классы

Базовая часть

10 класс

10 класс

11класс

11 класс

(девушки)

(юноши)

(девушки)

(юноши)

82

82

80

80

Основы знаний о
культуре
Спортивные
игры
баскетбол)
Легкая атлетика

физической

5

5

6

6

(волейбол,

33

33

34

34

20

20

14

14

прикладнофизическая

8

8

10

10

1.6

Кроссовая
и
ориентированная
подготовка
Лыжная подготовка

16

16

16

16

2

Вариативная часть

20

20

22

22

2.1

Атлетическая гимнастика и аэробика

10

10

12

12

2.2

Плавание

10

10

10

10

1.1
1.2
1.4
1.5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».