Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 5-9 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Пикалѐво

Рассмотрена ШМО учителей филологии и общественных наук
Протокол № 1 от 30.08.2019

Рабочая программа
по русскому языку
5-9 классы

Рабочую программу составили учителя
Куприянова Л.А.,
Маслова Т.П.

2019

1. Пояснительная записка
Составлено в соответствии с ФГОС ООО, приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010г
№1897, с изменениями на 31.12.2015.
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №
3» города Пикалѐво, утвержденной приказом директора МБОУ «СОШ № 3» № 277 от 30
августа 2019 года.
на основе программы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. Программа
по русскому языку 5-9 классы/ Русский язык. 5-9 классы: рабочие программы/ составитель
Е.И.Харитонова. - М.: Дрофа, 2015
УМК: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык. 5
класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс / под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.М.: Дрофа 2015-2016 гг.
Количество часов
класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс

Количество часов
136
136
102
68
68

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета по параллелям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка.
Личностные результаты освоения русского языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;

- овладение приѐмами отбора и систематизации материала на определѐнную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свѐрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учѐтом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать своѐ отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитан- ному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения еѐ содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и
речевые ошибки, недочѐты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных
средств аргументации;
2) применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы
и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в
жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании
в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его

уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и еѐ основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их
виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определѐнным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8)
понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической
и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы направлено на достижение указанных результатов обучения. Они
конкретизированы по классам в разделе «Планируемые результаты изучения учебного
предмета» в подразделах «Коммуникативные умения» и «Предметные результаты
обучения».

3. Содержание основного общего образования по русскому языку
5 КЛАСС
Содержание учебного курса
1. О языке. Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском
языке.
2.Повторение изученного в школе первой ступени
Фонетика. Графика. Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Русское словесное
ударение и его особенности. Гласные ударные и безударные. Согласные твѐрдые и
мягкие, звонкие и глухие. Элементарные сведения транскрипции. Предмет изучения
графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение букв и звуков.
Звуковое значение букв е, ѐ, ю, я. Знакомство со школьным орфоэпическим словарѐм и
его использование.
Письмо. Орфография. Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии.
Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня.
Употребление на письме буквенных сочетаний жи-ши, ча -ща, чу -щу; -чк-,-чн,- нч-,рщ
разделительных ъ -ь; -тся/ -ться в глаголах. Не с глаголами. Использование
орфографического словаря.
Строение слова. Предмет изучения морфемики. Морфема как часть слова. Корень.
Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части
слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарѐм
значения морфем и словарѐм морфемного строения слова.
Слово как часть речи. Морфология. Предмет изучения морфологии. Система частей речи
в русском языке. Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части

речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико орфографическим словарѐм.
3. Систематический курс русского языка.
Фонетика. Орфоэпия. Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Русское словесное
ударение и его особенности. Гласные ударные и безударные. Согласные твѐрдые и
мягкие, звонкие и глухие. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения
орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных;
согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Произношение
заимствованных слов. Знакомство со школьным орфоэпическим словарѐм и его
использование.
Словообразование. Правописание. Лексика. Понятие о механизме образования слов в
русском языке. Основные способы образования слов. Чередование гласных и согласных в
морфемах при образовании слова и его форм. Словообразовательная модель как схема
построения слов определѐнной части речи, имеющих общность в значении. Неологизмы
как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з (с).
Правописание корней -лож-// -лаг-; -рос-//-раст-(-ращ-). Буквы о - ѐ после шипящих в
корне. Буквы и - ы после ц в разных частях слов. Слово; взаимосвязь его лексического
значения, морфемного строения и написания. Слова однозначные и многозначные.
Прямое и переносное значение слова. Переносное значение слова как основа создания
художественных тропов: метафора, олицетворения, эпитета. Слова - синонимы, антонимы
(повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка:
словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и
заимствованные. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы.
Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные
функции в речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов,
антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания метафор, олицетворений,
эпитетов; диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов. Речь как
деятельность, как способ общения людей. Стили речи, понятие о стилистически значимой
ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научно-деловая; характеристика
разговорного и художественного стилей речи с учѐтом речевой ситуации, в которой
используются данные стили. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Синтаксис и пунктуация (вводный курс). Предмет изучения синтаксиса и пунктуации.
Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Его
грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные
предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов.
Логическое ударение. Предложения распространѐнные и нераспространѐнные. Главные
члены предложения. Второстепенные члены предложения. Тире между подлежащим и
сказуемым, выраженными существительным в именительном падеже. Предложения с
однородными членами. Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед
однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки
препинания при обращении. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью.
Понятие о ССП и СПП. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и,
а, но, что, чтобы, потому что и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора.
Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за
использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций,
усиливающих образность и эмоциональность речи.
Морфология. Правописание.
Глагол. Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические
признаки, роль в предложении. Инфинитив. Основные способы образования глаголов.
правописание не с глаголами (закрепление). Возвратные глаголы. Правописание - тся и ться- в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и - е, их
правописание. Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение.

Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы
(ознакомление) Сослагательное наклонение; значение, образование, правописание.
Повелительное наклонение; значение, образование, правописание. Безличные глаголы.
Переходные
и
непереходные
глаголы.
Развитие
навыков
использования
лингвистическими словарями разных типов. Употребление в художественном тексте
одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения
образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах
(наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.
Имя существительное. Имя существительное как часть речи: общее грамматическое
значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные
способы образования имѐн существительных Правила употребления на письме типичных
суффиксов, в частности -чик- (-щик-), -ек- (-ик-). Правила слитного и раздельного
написания нес именами существительными. Имена существительные собственные и
нарицательные, одушевлѐнные и неодушевлѐнные. Правила употребления прописной
буквы при написании имѐн существительных. Род имѐн существительных. Имена
существительные общего рода; род неизменяемых имѐн существительных Число имѐн
существительных. Имена существительные, имеющие только форму единственного или
форму
множественного
числа.
Падеж.
Склонение
имѐн
существительных. Разносклоняемые несклоняемые имена существительные.
Правописание безударных окончаний имѐн существительных. Развитие навыков
использования грамматико - орфографическим, орфографическим, толковым,
словообразовательным, орфоэпическим словарями. Имена существительные в
художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое
значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные
способы образования имѐн прилагательных. Разряды имѐн прилагательных по значению:
имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Имена
прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имѐн
прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имѐн прилагательных.
Склонение имѐн прилагательных Правописание падежных окончаний имѐн
прилагательных. Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных
типов. Образная, эмоциональная функция имѐн прилагательных в художественном тексте.
Эпитеты. Синонимия имѐн прилагательных. Употребление имѐн прилагательных в
переносном значении.
Повторение и обобщение изученного в 5 классе.
Текст 9
Т е к с т как продукт речевой деятельности — речевое произведение. Основные признаки
текста: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная
законченность (автономность) высказывания. Тема и основная мысль текста; микротемы,
план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка.
Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста.
Понятие о стилистически значимой речевой ситуации; речь разговорная и книжная,
художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и художественного
стилей речи с учѐтом особенностей речевой ситуации, в которой используются данные
стили (сфера употребления, коммуникативная функция, характерные языковые средства).
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Типовые фрагменты текста:
изобразительное повествование, описание предмета, рассуждение-доказательство,
оценочные суждения (типовое значение, схема построения, способы выражения
«данного» и «нового» в предложениях фрагмента). Способы соединения фрагментов в
целом тексте.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ОРФОГРАФИЯ, ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА 12 ч.
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Фонетический слог. Русское словесное ударение
и его особенности. Гласные ударные и безударные. Согласные твѐрдые и мягкие, глухие и
звонкие. Парные и непарные согласные звуки. Элементы фонетической транскрипции.
Фонетический разбор слова.
Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и
безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм.
Произношение заимствованных слов. Орфоэпический разбор слова. Предмет изучения
графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв.
Звуковое значение букв е, ѐ, ю, я. Прописные и строчные буквы. Буква ѐ и еѐ обязательное
использование в письменной речи. Орфоэпический словарь и использование его в речевой
практике. Выдающиеся лингвисты: Р. И. Аванесов.
Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие
орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня.
Употребление на письме буквенных сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ;
разделительных ъ—ь; -тся и -ться в глаголах. Буква ь после шипящих в конце имѐн
существительных и глаголов. Не с глаголами. Орфографический словарь и его
использование в речевой практике. Выдающиеся лингвисты: Я. К. Грот.
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА 3 ч.
Предмет изучения морфемики. Морфема как минимальная значимая единица слова.
Корень; смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые
части слова. Основа слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Нулевое
окончание. Связь морфемики и орфографии.
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ 8 ч.
Предмет изучения морфологии. Классификация частей речи русского языка.
Самостоятельные части речи, их основные признаки. Склонение и спряжение. Служебные
части речи.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (ВВОДНЫЙ КУРС) 18 ч
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова
в словосочетании. Предложение как единица синтаксиса. Грамматическая основа. Виды
предложений
по
цели
высказывания
(повествовательные,
побудительные,
вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце
предложения. Интонация и порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Предложения распространѐнные и нераспространѐнные. Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире
между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном
падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным
и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными
членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при
обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о
сложносочинѐнном и сложноподчинѐнном предложении. Запятая между частями
сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая
речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи.
Диалог и его оформление на письме. Выдающиеся лингвисты: А. М.
Пешковский. Культура речи. Правильное определение границ предложений в тексте.
Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных
предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными
членами. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых
синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ 5 ч

Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы
толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом
словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.
Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарѐм и его
использование в речевой практике. Взаимосвязь лексического значения, морфемного
строения и написания слова. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное
значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов:
метафоры, олицетворения, эпитета. Слова-синонимы, антонимы (повторение). Омонимы.
Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование
слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме
образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный,
суффиксальный, сложение. Чередование гласных и согласных в морфемах при
образовании слова и его форм. Словообразовательная модель как схема построения слов
определѐнной части речи, имеющих общность в значении и строении. Неологизмы как
новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з/ с.
Правописание корней -лож-//-лаг-; -рос- //-раст-//-ращ-. Буквы о—ѐ после шипящих в
корне. Буквы и—ы после ц в разных частях слов. Общеупотребительная лексика и слова,
имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы).
Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные
функции в речи. Толковый словарь и его использование в речевой практике. Выдающиеся
лингвисты: В. И. Даль. Культура речи. Точное и 11 уместное употребление слов в речи в
соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской.
Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором слов.
Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов,
омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений,
эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов. Текстовая
функция лексического повтора.
МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ГЛАГОЛ 16
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль
в предложении. Начальная форма (инфинитив). Основные способы образования глаголов.
Правописание не с глаголами (закрепление). Возвратные глаголы. Правописание -тся и ться в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и—е (-мир-//-мер-; тир- // -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число.
Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые
глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение; значение, образование,
правописание. Повелительное наклонение; значение, образование, правописание.
Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Развитие навыков
использования в речевой практике лингвистических словарей разных типов. Культура
речи. Правильное использование в речи видовременных форм. Верное произношение
отдельных глагольных форм. Употребление в художественном тексте одного времени
вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и
эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и
анализ ). Употребление глаголов в переносном значении. Текстовая функция видовременных форм.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 13
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические
признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имѐн
существительных. Правила употребления при письме суффиксов -чик (-щик), -ек (-ик).

Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена
существительные одушевлѐнные и неодушевлѐнные; собственные и нарицательные.
Правила употребления прописной буквы при написании имѐн существительных.
Род имѐн существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имѐн
существительных. Число имѐн существительных. Существительные, имеющие форму
только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имѐн
существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание
безударных окончаний имѐн существительных. Развитие навыков использования в
речевой практике словарей разных типов. Культура речи. Правильное согласование в роде
со словами типа бандероль, вуаль, лазурь, кофе, мозоль, кашне и др.; верное определение
родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе).
Правильное образование некоторых грамматических форм: пара носков, пара чулок;
группа грузин, бурят и др. Произношение согласных перед е в заимствованных словах
(типа ателье, термин), правильное ударение в существительных (типа километр,
обеспечение, щавель и др.); терминов русского языка. Имена существительные в
художественном тексте: их образная и экспрессивная роль. Текстовая функция имѐн
существительных со значением «целое и его части».
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 8 ч
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические
признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имѐн
прилагательных. Разряды имѐн прилагательных по значению: прилагательные
качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные полные и краткие, их
роль в предложении. Правописание кратких имѐн прилагательных с основой на шипящий.
Степени сравнения имѐн прилагательных: 12 положительная, сравнительная,
превосходная. Склонение имѐн прилагательных. Правописание падежных окончаний имѐн
прилагательных. Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных
типов. Культура речи. Правильное произношение краткой формы употребительных
прилагательных (сильна), прилагательных с основами на твѐрдый и мягкий согласный
(бескрайный — бескрайний, искренно — искренне); правильное образование и
произношение форм сравнительной и превосходной степеней (красивее, длиннее).
Образная, эмоциональная функция имѐн прилагательных в художественном тексте.
Эпитеты. Синонимия имѐн прилагательных. Употребление прилагательных в переносном
значении.
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) 4ч
6 КЛАСС
О ЯЗЫКЕ
Слово как основная единица языка.
РЕЧЬ
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о
языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и
художественного).
Т е к с т. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы
связи предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль
повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический
приѐм, повышающий выразительность речи, и повтор-недочѐт.
С т и л и р е ч и: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача
общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи
фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий),
структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля
композиционные формы (жанры) — инструкция, объявление.

Т и п ы р е ч и. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния
окружающей среды, информативное и изобразительное повествование, рассуждениеобъяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и
«нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.
РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В 5
КЛАССЕ)
ПРАВОПИСАНИЕ
Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ—ь; орфограммы корня;
правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами,
существительными, прилагательными. Пунктуация: знаки препинания в конце
предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения,
при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после
слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим
словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в
именительном падеже. Выдающиеся лингвисты: А. Х. Востоков.
ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ,
ПРАВОПИСАНИЕ, ПРОИЗНОШЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ
Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Глагол, имя существительное, имя
прилагательное; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические
признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и
зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.
Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и
прямой речью. Словообразование имѐн существительных, прилагательных, глаголов.
Основные способы 13 образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным
присоединением суффикса). Сложносокращѐнные слова; верное определение их родовой
принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные
словообразовательные модели имѐн существительных, прилагательных и глаголов.
Правописание сложных имѐн существительных и прилагательных; употребление н— нн в
именах прилагательных, образованных от имѐн существительных; правописание
приставок при- и пре-, букв ы—и в корне после приставок. Выдающиеся лингвисты: Л. В.
Щерба. Культура речи. Правильное употребление сложносокращѐнных слов. Правильное
употребление в речи имѐн существительных, прилагательных и глаголов. Наблюдение за
употреблением имѐн существительных, прилагательных и глаголов в художественной
речи.
МОРФОЛОГИЯ
ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические
признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные
причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и
прошедшего времени. Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая
роль. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.
Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным
оборотом. Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ. Культура речи.

Орфоэпические особенности употребительных причастий и деепричастий. Грамматически
правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами.
Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных стилей.
Текстообразующая функция деепричастных оборотов.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические
признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их
правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их
значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в
устной речи. Правильное чтение (с учѐтом грамматических норм) текстов с именами
числительными. Культура речи. Правильное употребление в речи имѐн числительных (в
частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных
числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное
произношение имѐн числительных.
МЕСТОИМЕНИЕ
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических
признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении.
Правописание неопределѐнных и отрицательных местоимений; раздельное написание
предлогов с местоимениями. Выдающиеся лингвисты: А. А. Шахматов. Культура речи.
Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте.
Верное образование и произношение употребительных местоимений: их (не «ихний»), о
нѐм (не «о ѐм») и др. Употребление местоимений для связи предложений в тексте.
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки)
личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола
и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д.
Н. Ушаков.
7 КЛАСС
О языке (1 час)
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного
русского языка.
Речь. (7 часов)
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о
языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Т е к с т. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста;
средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением
места и времени, союзы и, да, а, но, же.
С т и л и р е ч и: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные
языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное
сообщение.
Т и п ы р е ч и: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека,
рассуждения-размышления.
Язык. Правописание. Культура речи
Закрепление и углубление изученного в 6 классе (24 часа)
Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация.
Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация.
Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые
формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие.
Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями,
деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.Морфология. Орфография

Наречие. Слова категории состояния (24 часа)
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки,
роль в предложении. Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная,
превосходная. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце
наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях;
слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению:
определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния).
Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при
характеристике действия, признака. Свободное владение орфографическим, толковым,
орфоэпическим,
этимологическим
словарями
для
получения
необходимой
справки. Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев. Культура речи. Правильное
произношение употребительных наречий. Использование местоименных наречий как
средства связи предложений в тексте.
Служебные части речи
Предлог (4 часа)
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные;
непроизводные и производные. Правописание предлогов. Культура речи. Правильное
употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т.
д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное
произношение предлогов.
Союз (11 часов)
Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные.
Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа
зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Культура
речи. Правильное произношение союзов.
Частица (11 ч)
Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные
(отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание
частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Культура речи.
Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи.
Правильное произношение частиц. Наблюдение за использованием частиц как средством
выразительности речи.
Междометия и звукоподражательные слова (6 часов)
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия,
обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета.
Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с
междометиями. Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и
звукоподражательных слов.
Уроки повторения и закрепления изученного ( 12 часов)
Резервные уроки – (2 часа)
8 КЛАСС
ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5—7 КЛАССАХ 13 часов
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания,
предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их
смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила
правописания.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ 13 часов
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова.
Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение

словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды
предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение).
Прямой и обратный порядок слов. Интонация простого предложения и еѐ элементы.
Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и
выразительности речи. Интонация побудительных, восклицательных, вопросительных
предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Культура речи.
Правильное построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи:
управлением и согласованием. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения
как стилистические приѐмы, повышающие выразительность речи.
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ
предложения
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения
подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка
тире между подлежащим и сказуемым. Определение, дополнение и обстоятельство как
второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное.
Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств.
Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со сравнительными оборотами.
Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и
сложносокращѐнными словами. Синонимика составных сказуемых. Единство
видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их
синонимика. Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и
повествовательных текстах; их синонимика. Стилистическая роль сравнительных
оборотов и определений в изобразительной речи.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 8 часов
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в
форме
сказуемого
(определѐнно-личные,
неопределѐнно-личные,
безличные).
Особенности интонации простого односоставного предложения. Предложения
односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Культура речи.
Наблюдение за использованием в художественном тексте односоставных предложений
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 2 часа
Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного
предложения. Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в
разговорной (в диалоге) и в книжной речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ 10 часов
Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены, связанные без союзов
и с помощью сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения.
Предложения с несколькими рядами однородных членов.
Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах
предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными
членами.
Особенности
интонации
простого
предложения
с
однородными
членами. Выдающиеся лингвисты: Ф. Ф. Фортунатов. Культура речи. Правильное
построение предложений с союзами не только..., но и...; как..., так и... . Синонимика рядов
однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов
сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как
средство выразительности речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С
ОБРАЩЕНИЯМИ,
ВВОДНЫМИ
СЛОВАМИ
(СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ 5 часов

Обращение нераспространѐнное и распространѐнное, знаки препинания при обращении.
Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных
словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в
предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными
словами и предложениями. Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских
имѐн и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных
слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Наблюдение за
использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как
средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Синонимика
вводных слов, стилистические различия между ними. Вводные слова как средство связи
предложений в тексте.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ 29 часов
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений,
обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с
обособленными и уточняющими членами. Культура речи. Правильное построение
предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль
обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними
синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых,
обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых
сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как
средство связи предложений в тексте.
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) 3 часа
Контрольных работ 6
Уроков развития речи 5
9 КЛАСС
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 2 часа
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов.
Классификация сложных предложений: сложносочинѐнные, сложноподчинѐнные,
бессоюзные. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Овсянико-Куликовский.
СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 5 часов
Строение сложносочинѐнного предложения и средства связи в нѐм: интонация и
сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые
отношения между частями сложносочинѐнного предложения. Запятая между частями
сложносочинѐнного предложения. Интонация сложносочинѐнного предложения.
Культура речи. Синонимика сложносочинѐнных предложений с различными союзами.
Стилистические особенности сложносочинѐнного предложения и ряда простых
предложений.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 16 часов
Строение сложноподчинѐнного предложения: главное и придаточное предложения в его
составе; средства связи в сложноподчинѐнном предложении. Основные виды
сложноподчинѐнных
предложений:
определительные,
изъяснительные,
обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины,
уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по
отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания
между главным и придаточным предложениями . Культура речи. Устранение и
предупреждение ошибок, связанных с построением сложных союзных предложений.
Синонимика
сложных
союзных
предложений.
Стилистические
особенности

сложноподчинѐнного и простого предложений. Наблюдение за
сложноподчинѐнных предложений разного вида в разных типах речи.

использованием

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 3 часа
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного
предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении. Культура речи. Выразительные особенности
бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без
союзов.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ 5 часов
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания
в нѐм. Период. Интонационные особенности сложных предложений с разными видами
связи. Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами
связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические
особенности сложного предложения с разными видами связи.
Уроки контроля 3
Тематический план 5 класс
№п/п
Содержание раздела

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Введение
Повторение изученного в 1-4 классе
Фонетика. Орфоэпия
Словообразование. Правописание.
Лексика
Синтаксис и пунктуация (вводный курс).
Глагол
Имя существительное
Имя прилагательное
Повторение изученного
Резервные уроки
Итого:

Тематический план 6 класс
Для 6 класса 136 часов
№ п/п
Название раздела
Язык.
Повторение изученного.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
Причастие.
Деепричастие.
Числительное.
Местоимение.
Повторение изученного.
Развития речи
р/р16 к/р 10
Тематический план 7 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Часы

Развитие
речи
(из них)

Контроль
(из них)

5

2
1
2

1
29
5
15
31
22
17
12
1
3
136

Количество
часов
1
24
16
18
12
20
14
10
17
4

5
7
2
2

2
2
1
1

21

11

№п/п

Содержание раздела

Часы

О языке
Речь
Закрепление и углубление изученного в 6 классе
Наречие. Слова категории состояния
Служебные части речи. Предлог
Союз
Частица
Междометия и звукоподражательные слова
Уроки повторения и закрепления изученного
Резервные уроки
Итого:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тематический план 9 класс
№ п\п

1
7
24
24
4
11
11
6
12
2
102

Название раздела

Развитие
речи
(из них)

Контроль
(из них)

7
3
2

2
1
3

1
1

4
2

2

19

9

Кол-во часов
по программе
5
17
6

1
2
3

О языке
Речь
Обобщение и систематизация изученного в 5-8 классах

4

Сложное предложение

2

5
6

Сложносочиненное предложение (ССП)
Сложноподчиненное предложение (СПП)

5
15

7
8
9

Бессоюзное сложное предложение
Сложные предложения с разными видами связи
Резервные часы
Развития речи 16 к/р 6

7
5
6

Итого

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».