Приказ №255 от 31.08.2023г. «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Приказ
№ 255

31.08.2023

О внесении изменений в основную образовательную программу
основного общего образования
На основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», приказа Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении ФГОС ООО», приказа № 568 от 18.07.2022 «О внесении изменений в ФГОС
ООО, утверждѐнный приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 года № 287», приказа
Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной
программы

основного

методическим

письмом

общего

образования»,

комитета

общего

в
и

соответствии

инструктивно

профессионального

–

образования

Ленинградской области от 21.08.2023 № 19-32413/2023 "Об организации деятельности в
2023-2024 учебном году", с решением педагогического совета МБОУ «СОШ № 3» г.
Пикалѐво от 31.08.2023 протокол № 7, в целях приведения ООП ООО в соответствие с
ФОП ООО
приказываю:
1. Утвердить изменения, внесенные в основную образовательную программу на уровне
основного общего образования, в части содержания и планируемых результатов по
отдельным учебным предметам, включенным в учебный план 8-9 классов на 2023/2024
учебный год (приложение 1);
2. Разместить изменения, внесенные в основные образовательные программы основного
общего образования МБОУ «СОШ № 3» г. Пикалѐво на сайте МБОУ «СОШ № 3» г.
Пикалѐво в срок до 04.09.2023.
Отв. Говорова Е. В.
3. Довести приказ до сведения педагогических работников.
4. Ответственность за исполнение приказа возложить на заместителя директора по УВР
Бараусову Е. Н.
5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Директор

Л. И. Гришкина

Приложение 1
к приказу от 31.08.2023 №255
Изменения в Основную образовательную программу основного общего образования
Дополнить действующую ООП ООО МБОУ «СОШ № 3» г. Пикалѐво в части
содержания и планируемых результатов по отдельным учебным предметам, включѐнным
в учебный план 8-9 классов на 2023-24 учебный год.

1. Русский язык.
В части содержания:
Функциональные разновидности языка
Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Предложение
Употребление языковых форм выражения побуждения в побудительных предложениях.
Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со
словами да, нет.
Нормы построения простого предложения, использования инверсии.
Язык и речь
Речь устная и письменная, полилог.
Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.
Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности
в зависимости от темы и условий общения, с опорой на жизненный и читательский опыт,
на иллюстрации, фотографии, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).
Текст
Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте, в том числе сочетание
элементов разных функциональных разновидностей языка в художественном
произведении.
Особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих
к различным функционально-смысловым типам речи.
Информационная переработка текста.
Функциональные разновидности языка
Научный стиль. Сфера употребления, функции, типичные ситуации речевого общения,
задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Тезисы, конспект,
реферат, рецензия.
В части планируемых результатов:
Обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам:
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объѐмом не менее 8
предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения
научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической
литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование);
выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы
на основе жизненных наблюдений (объѐм не менее 6 реплик).

Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным,
детальным — научно-учебных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объѐмом не
менее 140 слов.
Текст
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой
на жизненный и читательский опыт, тексты с опорой на произведения искусства
(в том числе сочинения-миниатюры объѐмом 7 и более предложений, классные
сочинения объѐмом не менее 200 слов с учѐтом стиля и жанра сочинения, характера
темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: создавать тезисы,
конспект, извлекать информацию из различных источников, в том числе
из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать еѐ
в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного
текста в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде
текста.
Редактировать тексты: собственные и (или) созданные другими
обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и формы,
сопоставлять исходный и отредактированный тексты.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление,
объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного стиля,
основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять
сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства
связи предложений в тексте.
Создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная
записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров, оформлять
деловые бумаги.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания
в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Система языка
Предложение
Характеризовать основные признаки предложения, средства оформления
предложения в устной и письменной речи, различать функции знаков препинания.
Распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске,
характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы
выражения побуждения в побудительных предложениях, использовать в текстах
публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму
изложения.
Распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки,
морфологические средства выражения главных членов; различать виды

односоставных предложений (назывное предложение, определѐнно-личное
предложение, неопределѐнно-личное предложение, обобщѐнно-личное
предложение, безличное предложение), характеризовать грамматические различия
односоставных предложений и двусоставных неполных предложений, выявлять
синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений;
понимать особенности употребления односоставных предложений в речи;
характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности
предложений со словами да, нет.
2. Литература:
В части содержания:
Из древнерусской литературы
Житийная литература (одно произведение по выбору). Например, «Житие Сергия
Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
Из литературы XIX века
А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери», «Каменный гость».
М.Ю.Лермонтов.
Стихотворения (не менее двух). Например, «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под
таинственной, холодной полумаски…», «Нищий» и др.
Литература второй половины XIX века.
И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася», «Первая любовь».
Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по выбору).
Литература первой половины XX века.
Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по выбору). Например,
произведения И. С. Шмелѐва, М. А. Осоргина, В. В. Набокова, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко и
др.
Поэзия первой половины ХХ века (не менее трѐх стихотворений на тему «Человек и
эпоха» по выбору). Например, стихотворения В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э.
Мандельштама, Б. Л. Пастернак и др.
Литература второй половины XX века.
А.Н. Толстой. Рассказ «Русский характер».
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX–XXI века(не менее
двух произведений). Например, произведения Е. И. Носова, А. Н. и Б. Н. Стругацких, В. Ф.
Тендрякова, Б. П. Екимова и др.
Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX–XXI
века (не менее двух произведений на тему «Человек в ситуации нравственного выбора»).
Например, произведения В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж.
Сэлинджера, К. Патерсон, Б. Кауфман и др.).
Поэзия второй половины XX – начала XXI века (не менее трѐх стихотворений).
Например, стихотворения Н. А. Заболоцкого, М. А. Светлова, М. В. Исаковского, К. М.
Симонова, Р. Г. Гамзатова, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е. А.
Евтушенко, Р. И. Рождественского, И. А. Бродского, А. С. Кушнера и др
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин.
Стихотворения. Например, «Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»,
«…Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», («Мадонна», «Осень» (отрывок), «Отцыпустынники и жѐны непорочны…», «Пора, мой друг, пора!Покоя сердце просит…»,
«Свободы сеятель пустынный…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»).

Михаил Юрьевич Лермонтов.
Стихотворения. Например, («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Нет, ни
тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой ..»
Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Душа моя мрачна.
Скорей, певец, скорей!..», «Прощание Наполеона» и др. Поэма «Паломничество ЧайльдГарольда» (не менее одного фрагмента по выбору).
Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору).
Например, произведения Э.Т.А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и др.
В части планируемых результатов:
Обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам:
1) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 12
поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение
к произведению (с учѐтом литературного развития, индивидуальных особенностей
обучающихся);
2) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение,
используя различные виды устных и письменных пересказов, обстоятельно
отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно
формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
3) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной
дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией
автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку
прочитанному и отстаивать свою точку зрения, используя литературные
аргументы;
4) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объѐмом не
менее 250 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой
на прочитанные произведения, представлять развѐрнутый устный или письменный
ответ на проблемный вопрос, исправлять и редактировать собственные и чужие
письменные тексты, собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта,
аннотации, эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы
на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему,
применяя различные виды цитирования;
5) участвовать в коллективной и индивидуальной учебно-исследовательской и проектной
деятельности и уметь публично презентовать полученные результаты;
6) уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и
справочной литературой, информационно-справочными системами, в том числе в
электронной форме, пользоваться каталогами библиотек, библиографическими
указателями, системой поиска в Интернете, работать с электронными
библиотеками и другими справочными материалами, в том числе из числа
верифицированных электронных ресурсов, включѐнных в федеральный перечень.

3. История
В части содержания:
Учебный модуль «Введение в Новейшую историю»
Введение

Преемственность всех этапов отечественной истории. Период Новейшей истории
страны (с 1914 г. по настоящее время). Важнейшие события, процессы ХХ — начала XXI
в.
Российская революция 1917-1922 гг.
Российская империя накануне Февральской революции 1917 г.: общенациональный
кризис.
Февральское восстание в Петрограде. Отречение Николая II. Падение монархии.
Временное правительство и Советы, их руководители. Демократизация жизни страны.
Тяготы войны и обострение внутриполитического кризиса. Угроза территориального
распада страны.
Цели и лозунги большевиков. В. И. Ленин как политический деятель. Вооружѐнное
восстание в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 г. Свержение Временного
правительства и взятие власти большевиками. Советское правительство (Совет народных
комиссаров) и первые преобразования большевиков. Образование РККА. Советская
национальная политика. Образование РСФСР как добровольного союза народов России.
Гражданская война как национальная трагедия. Военная интервенция. Политика
белых правительств А. В. Колчака, А. И. Деникина и П. Н. Врангеля.
Переход страны к мирной жизни. Образование СССР.
Революционные события в России глазами соотечественников и мира. Русское
зарубежье.
Влияние революционных событий на общемировые процессы XX в., историю
народов России.
Великая Отечественная война (1941—1945 гг.)
План «Барбаросса» и цели гитлеровской Германии в войне с СССР. Нападение на
СССР 22 июня 1941 г. Причины отступления Красной Армии в первые месяцы войны.
«Всѐ для фронта! Все для победы!»: мобилизация сил на отпор врагу и перестройка
экономики на военный лад.
Битва за Москву. Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Срыв германских
планов молниеносной войны.
Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Значение героического сопротивления
Ленинграда.
Гитлеровский план «Ост». Преступления нацистов и их пособников на территории
СССР. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Холокост. Гитлеровские
лагеря уничтожения (лагеря смерти).
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская битва.
Битва на Курской дуге.
Прорыв и снятие блокады Ленинграда. Битва за Днепр.
Массовый героизм советских людей, представителей всех народов СССР, на фронте
и в тылу. Организация борьбы в тылу врага: партизанское движение и подпольщики.
Юные герои фронта и тыла. Патриотическое служение представителей религиозных
конфессий. Вклад деятелей культуры, учѐных и конструкторов в общенародную борьбу с
врагом.
Освобождение оккупированной территории СССР. Белорусская наступательная
операция (операция «Багратион») Красной Армии.
СССР и союзники. Ленд-лиз. Высадка союзников в Нормандии и открытие Второго
фронта. Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Битва за Берлин.
Безоговорочная капитуляция Германии и окончание Великой Отечественной войны.
Разгром милитаристской Японии. 3 сентября — окончание Второй мировой войны.

Источники Победы советского народа. Выдающиеся полководцы Великой
Отечественной войны. Решающая роль СССР в победе антигитлеровской коалиции.
Людские и материальные потери СССР. Всемирно-историческое значение Победы СССР
в Великой Отечественной войне
Окончание Второй мировой войны. Осуждение главных военных преступников и их
пособников (Нюрнбергский, Токийский и Хабаровский процессы).
Попытки искажения истории Второй мировой войны и роли советского народа в
победе над гитлеровской Германией и еѐ союзниками. Конституция РФ о защите
исторической правды.
Города-герои. Дни воинской славы и памятные даты в России. Указы Президента
Российской Федерации об утверждении почѐтных званий «Города воинской славы»,
«Города трудовой доблести», а также других мерах, направленных на увековечивание
памяти о Великой Победе.
9 мая 1945 г. — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне
1941–1945 гг. Парад на Красной площади и праздничные шествия в честь Дня Победы.
Акции «Георгиевская ленточка» и «Бескозырка», марш «Бессмертный полк» в России и за
рубежом. Ответственность за искажение истории Второй мировой войны.
Распад СССР. Становление новой России (1992—1999 гг.)
Нарастание кризисных явлений в СССР. М.С. Горбачѐв. Межнациональные
конфликты. «Парад суверенитетов». Принятие Декларации о государственном
суверенитете РСФСР.
Референдум о сохранении СССР и введении поста Президента РСФСР. Избрание
Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР.
Объявление
государственной
независимости
союзными
республиками.
Юридическое оформление распада СССР и создание Содружества Независимых
Государств (Беловежское соглашение). Россия как преемник СССР на международной
арене.
Распад СССР и его последствия для России и мира.
Становление Российской Федерации как суверенного государства (1991—1993 гг.).
Референдум по проекту Конституции России. Принятие Конституции Российской
Федерации 1993 г. и еѐ значение.
Сложные 1990-е гг. Трудности и просчѐты экономических преобразований в стране.
Совершенствование новой российской государственности. Угроза государственному
единству.
Россия на постсоветском пространстве. СНГ и Союзное государство. Значение
сохранения Россией статуса ядерной державы.
Добровольная отставка Б. Н. Ельцина.
Возрождение страны с 2000-х гг.
Российская Федерация в начале XXI века: на пути восстановления и
укрепления страны. Вступление в должность Президента РФ В. В. Путина.
Восстановление единого правового пространства страны. Экономическая интеграция на
постсоветском пространстве. Борьба с терроризмом. Укрепление Вооружѐнных Сил РФ.
Приоритетные национальные проекты.
Восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях.
Отношения с США и Евросоюзом.
Воссоединение Крыма с Россией. Крым в составе Российского государства в XX.
Крым в 1991—2014 г. Государственный переворот в Киеве в феврале 2014 г. Декларация о
независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя (11 марта 2014 г.).

Подписание Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в
Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов.
Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. о принятии в Российскую
Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых
субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Воссоединение Крыма с Россией, его значение и международные последствия.
Российская Федерация на современном этапе. «Человеческий капитал»,
«Комфортная среда для жизни», «Экономический рост» — основные направления
национальных проектов 2019—2024 гг. Разработка семейной политики. Пропаганда
спорта и здорового образа жизни. Россия в борьбе с короновирусной пандемией.
Реализация крупных экономических проектов (строительство Крымского моста,
трубопроводов «Сила Сибири», «Северный поток» и др.). Поддержка одарѐнных детей в
России (образовательный центр «Сириус» и др.).
Общероссийское голосование по поправкам к Конституции России (2020 г.).
Признание Россией ДНР и ЛНР (2022 г.)
Значение исторических традиций и культурного наследия для современной России.
Воссоздание Российского исторического общества (РИО) и Российского военноисторического общества (РВИО). Исторические парки «Россия — Моя история». Военнопатриотический парк культуры и отдыха Вооружѐнных Сил Российской Федерации
«Патриот». Мемориальный парк Победы на Поклонной горе и Ржевский мемориал
Советскому Солдату. Всероссийский проект «Без срока давности». Новые
информационные ресурсы о Великой Победе.
Итоговое повторение
История родного края в годы революций и Гражданской войны.
Наши земляки — герои Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.).
Наш регион в конце XX — начале XXI вв.
Трудовые достижения родного края.
В части планируемы результатов:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
 называть даты (хронологические границы) важнейших событий и процессов
отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.; выделять этапы
(периоды) в развитии ключевых событий и процессов;
 выявлять синхронность / асинхронность исторических процессов отечественной
и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
 определять последовательность событий отечественной и всеобщей истории XIX
– начала XX в. на основе анализа причинно-следственных связей.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
событий отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
 группировать, систематизировать факты по самостоятельно определяемому
признаку (хронологии, принадлежности к историческим процессам,
типологическим основаниям и др.);
 составлять систематические таблицы;
 определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить

логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и
по аналогии) и выводы» названы события и процессы Новейшей истории:
Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война
(1941—1945 гг.), распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х
гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.
3. Работа с исторической картой:
 выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате
значительных социально-экономических и политических событий и процессов
отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
 определять на основе карты влияние географического фактора на развитие
различных сфер жизни страны (группы стран).
4. Работа с историческими источниками:
 представлять в дополнение к известным ранее видам письменных источников
особенности таких материалов, как произведения общественной мысли, газетная
публицистика, программы политических партий, статистические данные;
 определять тип и вид источника (письменного, визуального); выявлять
принадлежность источника определенному лицу, социальной группе,
общественному течению и др.;
 извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях
отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в. из разных письменных,
визуальных и вещественных источников;
 различать в тексте письменных источников факты и интерпретации событий
прошлого.
5. Историческое описание (реконструкция):
 представлять развернутый рассказ о ключевых событиях отечественной и
всеобщей истории XIX – начала XX в. с использованием визуальных материалов
(устно, письменно в форме короткого эссе, презентации);
 составлять развернутую характеристику исторических личностей XIX – начала
XX в. с описанием и оценкой их деятельности (сообщение, презентация, эссе);
 составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других
странах в XIX – начале XX в., показывая изменения, происшедшие в течение
рассматриваемого периода;
 представлять описание памятников материальной и художественной культуры
изучаемой эпохи, их назначения, использованных при их создании технических
и художественных приемов и др.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
 раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и
политического развития России и других стран в XIX – начале XX в.; б)
процессов модернизации в мире и России; в) масштабных социальных движений
и революций в рассматриваемый период; г) международных отношений
рассматриваемого периода и участия в них России;
 объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной
и всеобщей истории; соотносить общие понятия и факты;
 объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей
истории XIX – начала XX в.: а) выявлять в историческом тексте суждения о
причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и
следствий событий, представленное в нескольких текстах; в) определять и

объяснять свое отношение к существующим трактовкам причин и следствий
исторических событий;
 проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и
всеобщей истории XIX – начала XX в.: а) указывать повторяющиеся черты
исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия; в) раскрывать,
чем объяснялось своеобразие ситуаций в России, других странах.
 Раскрывать наиболее значимые события и процессы истории России XX - начала
XXI в.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к
наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
 сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения по спорным
вопросам отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в., объяснять, что
могло лежать в их основе;
 оценивать степень убедительности предложенных точек зрения, формулировать
и аргументировать свое мнение;
 объяснять, какими ценностями руководствовались люди в рассматриваемую
эпоху (на примерах конкретных ситуаций, персоналий), выражать свое
отношение к ним.
8. Применение исторических знаний:
 распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе, регионе
памятники материальной и художественной культуры XIX – начала ХХ в.,
объяснять, в чем заключалось их значение для времени их создания и для
современного общества;
 выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XIX – начала
ХХ в. (в том числе на региональном материале);
 объяснять, в чем состоит наследие истории XIX – начала ХХ в. для России,
других стран мира, высказывать и аргументировать свое отношение к
культурному наследию в общественных обсуждениях.
 осмыслить новое знание, его интерпретации и применению в различных учебных
и жизненных ситуациях с использованием исторического материала о событиях
и процессах истории России XX – начала ХХI вв.

4. Английский язык
В части содержания:
Предметное содержание устной и письменной речи.
Посещение врача.
Посещение школьной библиотеки (ресурсного центра).
Чтение.
Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, схем) и понимание представленной в них
информации.
Письменная речь.
Написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами
неофициального общения, принятыми в стране (странах) изучаемого языка. Объѐм письма
– до 110 слов;
создание небольшого письменного высказывания с использованием образца, плана,
таблицы и (или) прочитанного (прослушанного) текста. Объѐм письменного

высказывания – до 110 слов.
Языковые знания и навыки.
Пунктуация.
Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и
восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении и обращении,
при вводных словах, обозначающих порядок мыслей и их связь (например, в английском
языке: firstly/first of all, secondly, finally; on the one hand, on the other hand), апострофа.
Пунктуационно правильно в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в
стране (странах) изучаемого языка, оформлять электронное сообщение личного характера.
Фонетическая сторона речи.
Чтение вслух небольших аутентичных текстов, построенных на изученном языковом
материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации,
демонстрирующее понимание текста.
Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи
научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа).
Объѐм текста для чтения вслух – до 110 слов.
Грамматическая сторона речи.
Конструкции c глаголами to stop, to remember, to forget (разница в значении to stop doing
smth и to stop to do smth).
Конструкции, содержащие глаголы-связки to be/to look/to feel/to seem.
Согласование подлежащего, выраженного собирательным существительным (family,
police) со сказуемым.
Конструкции для выражения предпочтения I prefer …/I’d prefer …/I’d rather ….
Конструкция I wish ….
Порядок следования имѐн прилагательных (nice long blond hair).
В части планируемы результатов:
В области чтения обучающиеся научатся:
читать несплошные тексты (таблицы, диаграммы, схемы) и понимать представленную в
них информацию.
В области письменной речи:
писать электронное сообщение личного характера в соответствии с нормами
неофициального общения, принятыми в стране (странах) изучаемого языка;
создавать небольшое письменного высказывание с использованием образца, плана,
таблицы и (или) прочитанного (прослушанного) текста.
В использовании языковых средств в области пунктуации
-правильно использовать знаки препинания: точку, вопросительный и восклицательный
знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении, при вводных словах,
обозначающих порядок мыслей и их связь (например, в английском языке: firstly/first of
all, secondly, finally; on the one hand, on the other hand), апостроф.
-пунктуационно правильно в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в
стране (странах) изучаемого языка, оформлять электронное сообщение личного характера.
в области фонетической стороны речи
-читать вслух небольшие аутентичные тексты, построенные на изученном языковом
материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации,
демонстрирующее понимание текста.
в области лексической стороны речи
- соблюдать существующие в английском языке нормы лексической сочетаемости.
-правильно использовать многозначные лексические единицы, синонимы, антонимы,
интернациональные слова, наиболее частотные фразовые глаголы, сокращения и
аббревиатуры.

- правильно использовать различные средства связи в тексте для обеспечения его
целостности (firstly, however, finally, at last, etc.).
в области грамматической стороны речи
-использовать конструкции c глаголами to stop, to remember, to forget (разница в значении
to stop doing smth и to stop to do smth).
-использовать конструкции, содержащие глаголы-связки to be/to look/to feel/to seem.
-согласовывать подлежащее, выраженного собирательным существительным (family,
police) со сказуемым.
- использовать конструкции для выражения предпочтения I prefer …/I’d prefer …/I’d rather
- использовать конструкцию I wish ….
- употреблять имена прилагательные, соблюдая правильный порядок следования (nice long
blond hair).

4. Биология
В части содержания:
Бактерии. Грибы. Растения.
Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и
другие (4–5 профессий). Связь биологии с другими науками (математика, география и
другие науки). Роль биологии в познании окружающего мира и практической
деятельности современного человека.
Источники биологических знаний. Поиск информации с использованием различных
источников (научно-популярная литература, справочники, Интернет).
Жизнь растений:
Осмос. Гидропоника. Клоны.
Природные сообщества:
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты:
природные и культурные.
Живая природа и человек
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и
ростом численности населения. Влияние человека на живую природу в ходе истории.
Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли,
потери почв, их предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия.
Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники
природы). Красная книга Российской Федерации. Осознание жизни как великой ценности.
Животные
Простейшие: Таксисы (фототаксис, трофотаксис, хемотаксис и другие таксисы).
Животный мир и хозяйственная деятельность человека: Город как особая
искусственная среда, созданная человеком. Синантропные виды животных. Условия их
обитания. Беспозвоночные и позвоночные животные города. Адаптация животных к
новым условиям. Рекреационный пресс на животных диких видов в условиях города.
Безнадзорные домашние животные. Питомники.
В части планируемых результатов:
Сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических
терминов и понятий: наследственность, изменчивость
Соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во
внеурочной деятельности;

Приводить примеры вклада российских (в том числе А. О. Ковалевский, К. И. Скрябин) и
зарубежных (в том числе А. Левенгук, Ж. Кювье, Э. Геккель) ученых в развитие
биологической науки

5. Математика.
В части содержания:
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рѐбер и суммарная степень
вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа
(эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью
графов.
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия
испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и
дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения
величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в
серии испытаний Бернулли».
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль
и значение закона больших чисел в природе и обществе.
В части планируемых результатов:
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы
Эйлера, числовая прямая.
Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в
опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого
успеха, в сериях испытаний Бернулли.

6. Информатика
В части содержания:
Системы счисления
Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления.
Цифровая грамотность
Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней
Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой
активности (кибербуллинг, фишинг и другие формы).
Работа в информационном пространстве
Средства совместной разработки документов (онлайн-офисы). Программное
обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды
разработки программ.
В части планируемых результатов:
записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных
системах счисления (с основаниями 2, 8, 16), выполнять арифметические операции над
ними;

распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в
деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг,
фишинг).
использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные
сервисы, облачные хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические
редакторы, среды разработки)) в учебной и повседневной деятельности;

7. Технология
В части содержания:
В модуль «Производство и технологии» добавляется материал
Общие принципы управления. Самоуправляемые системы. Устойчивость систем
управления. Устойчивость технических систем. Производство и его виды. Биотехнологии
в решении экологических проблем. Биоэнергетика. Перспективные технологии (в том
числе нанотехнологии). Сферы применения современных технологий. Рынок труда.
Функции рынка труда. Трудовые ресурсы. Мир профессий. Профессия, квалификация и
компетенции. Выбор профессии в зависимости от интересов и способностей человека.
Предпринимательство. Сущность культуры предпринимательства. Корпоративная
культура. Предпринимательская этика. Виды предпринимательской деятельности. Типы
организаций. Сфера принятия управленческих решений. Внутренняя и внешняя среда
предпринимательства. Базовые составляющие внутренней среды. Формирование цены
товара.
Внешние и внутренние угрозы безопасности фирмы. Основные элементы механизма
защиты предпринимательской тайны. Защита предпринимательской тайны и обеспечение
безопасности фирмы. Понятия, инструменты и технологии имитационного моделирования
экономической деятельности. Модель реализации бизнес-идеи. Этапы разработки бизнеспроекта: анализ выбранного направления экономической деятельности, создание логотипа
фирмы, разработка бизнес-плана. Эффективность предпринимательской деятельности.
Принципы
и
методы
оценки.
Контроль
эффективности,
оптимизация
предпринимательской деятельности. Технологическое предпринимательство. Инновации
и их виды. Новые рынки для продуктов.
Модуль «Робототехника»
История развития беспилотного авиастроения, применение беспилотных воздушных
судов. Принципы работы и назначение основных блоков, оптимальный вариант
использования при конструировании роботов. Основные принципы теории
автоматического управления и регулирования. Обратная связь. Датчики, принципы и
режимы работы, параметры, применение. Отладка роботизированных конструкций в
соответствии с поставленными задачами. Беспроводное управление роботом.
Программирование роботов в среде конкретного языка программирования, основные
инструменты и команды программирования роботов. Робототехнические системы.
Автоматизированные и роботизированные производственные линии. Система интернет
вещей. Промышленный интернет вещей. Потребительский интернет вещей. Элементы
«Умного
дома».
Конструирование
и
моделирование
с
использованием
автоматизированных систем с обратной связью. Составление алгоритмов и программ по

управлению беспроводными роботизированными системами. Протоколы связи.
Перспективы автоматизации и роботизации: возможности и ограничения. Профессии в
области робототехники.
Модуль
«3D-моделирование,
прототипирование,
макетирование»
3D-моделирование как технология создания визуальных моделей. Графические
примитивы в 3D-моделировании. Куб и кубоид. Шар и многогранник. Цилиндр, призма,
пирамида. Операции над примитивами. Поворот тел в пространстве. Масштабирование
тел. Вычитание, пересечение и объединение геометрических тел. Понятие
«прототипирование». Создание цифровой объѐмной модели. Инструменты для создания
цифровой объѐмной модели. Моделирование сложных объектов. Рендеринг.
Полигональная сетка. Понятие «аддитивные технологии». Технологическое оборудование
для аддитивных технологий: 3D-принтеры. Области применения трѐхмерной печати.
Сырьѐ для трѐхмерной печати. Этапы аддитивного производства. Правила безопасного
пользования 3D-принтером. Основные настройки для выполнения печати на 3D-принтере.
Подготовка к печати. Печать 3D-модели. Профессии, связанные с 3D-печатью.
Модуль
«Компьютерная
графика.
Черчение»
Применение программного обеспечения для создания проектной документации: моделей
объектов и их чертежей. Создание документов, виды документов. Основная надпись.
Геометрические примитивы. Создание, редактирование и трансформация графических
объектов. Сложные 3D-модели и сборочные чертежи. Изделия и их модели. Анализ
формы объекта и синтез модели. План создания 3D-модели. Дерево модели.
Формообразование детали. Способы редактирования операции формообразования и
эскиза. Система автоматизации проектно-конструкторских работ — САПР. Чертежи с
использованием в системе автоматизированного проектирования (САПР) для подготовки
проекта изделия. Оформление конструкторской документации, в том числе, с
использованием систем автоматизированного проектирования (САПР). Объѐм
документации: пояснительная записка, спецификация. Графические документы:
технический рисунок объекта, чертѐж общего вида, чертежи деталей. Условности и
упрощения на чертеже. Создание презентации. Профессии, связанные с изучаемыми
технологиями,
черчением,
проектированием
с
использованием
САПР,
их
востребованность на рынке труда.
Планируемые результаты:
характеризовать
общие
принципы
управления;
анализировать возможности и сферу применения современных технологий;
характеризовать технологии получения, преобразования и использования энергии;
называть
и
характеризовать
биотехнологии,
их
применение;
характеризовать направления развития и особенности перспективных технологий;
предлагать
предпринимательские
идеи,
обосновывать
их
решение;
определять
проблему,
анализировать
потребности
в
продукте;
овладеть методами учебной, исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, проектирования, моделирования, конструирования и эстетического
оформления
изделий;
характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их
востребованность
на
рынке
труда.
перечислять и характеризовать виды современных информационно-когнитивных
технологий;

овладеть информационно-когнитивными технологиями преобразования данных в
информацию
и
информации
в
знание;
характеризовать
культуру
предпринимательства,
виды
предпринимательской
деятельности;
создавать
модели
экономической
деятельности;
разрабатывать
бизнес-проект;
оценивать
эффективность
предпринимательской
деятельности;
характеризовать
закономерности
технологического
развития
цивилизации;
планировать своѐ профессиональное образование и профессиональную карьеру.
В модуле «Робототехника»
называть основные законы и принципы теории автоматического управления и
регулирования,
методы
использования
в
робототехнических
системах;
реализовывать
полный
цикл
создания
робота;
конструировать
и
моделировать
робототехнические
системы;
приводить примеры применения роботов из различных областей материального мира;
характеризовать конструкцию беспилотных воздушных судов; описывать сферы их
применения;
характеризовать возможности роботов, роботехнических систем и направления их
применения.
характеризовать автоматизированные и роботизированные производственные линии;
анализировать
перспективы
развития
робототехники;
характеризовать мир профессий, связанных с робототехникой, их востребованность на
рынке
труда;
характеризовать принципы работы системы интернет вещей; сферы применения системы
интернет
вещей
в
промышленности
и
быту;
реализовывать
полный
цикл
создания
робота;
конструировать и моделировать робототехнические системы с использованием
материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
использовать визуальный язык для программирования простых робототехнических
систем;
составлять алгоритмы и программы по управлению робототехническими системами;
самостоятельно осуществлять робототехнические проекты.
В
модуле
«Компьютерная
графика.
Черчение»
использовать программное обеспечение для создания проектной документации;
создавать
различные
виды
документов;
владеть способами создания, редактирования и трансформации графических объектов;
выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертѐжных инструментов и
приспособлений и (или) с использованием программного обеспечения; создавать и
редактировать
сложные
3D-модели
и
сборочные
чертежи.
выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертѐжных инструментов и
приспособлений и (или) в системе автоматизированного проектирования (САПР);
создавать 3D-модели в системе автоматизированного проектирования (САПР);
оформлять конструкторскую документацию, в том числе с использованием систем
автоматизированного
проектирования
(САПР);
характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их
востребованность на рынке труда.

В модуле «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
разрабатывать оригинальные конструкции с использованием 3D-моделей, проводить
их испытание, анализ, способы модернизации в зависимости от результатов испытания;
создавать
3D-модели,
используя
программное
обеспечение;
устанавливать
адекватность
модели
объекту
и
целям
моделирования;
проводить
анализ
и
модернизацию
компьютерной
модели;
изготавливать прототипы с использованием технологического оборудования (3D-принтер,
лазерный
гравѐр
и
другие);
модернизировать
прототип
в
соответствии
с
поставленной
задачей;
презентовать
изделие;
использовать редактор компьютерного трѐхмерного проектирования для создания
моделей
сложных
объектов;
изготавливать прототипы с использованием технологического оборудования (3D-принтер,
лазерный
гравѐр
и
другие);
называть
и
выполнять
этапы
аддитивного
производства;
модернизировать
прототип
в
соответствии
с
поставленной
задачей;
называть
области
применения
3D-моделирования;
характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями 3Dмоделирования, их востребованность на рынке труда.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».