Рабочая программа КВД «Занимательный русский язык» 6 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво

ПРИНЯТО
педагогическим советом
Протокол № 7 от 31.08.2023 г.
.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 277 от 31.08.2023

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
6 классы

Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 12-13 лет

Срок реализации: 1 год
Педагог: учитель русского языка
Борисова Е.В.
.

Пикалёво 2023 год

Содержание

Раздел 1.Пояснительная записка.
1.1.Нормативно - правовая база.
1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
1.3. Цель и задачи курса
1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания
Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности:
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов.
Раздел 4. Тематическое планирование
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.

Приложение.Оценочные материалы курса внеурочной деятельности

Раздел 1.Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ-1290/03 «О
направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об
организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования);
- ПисьмомМинпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о
важном»;
- Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности обучающихся
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.368521).
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
- Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГ-МП-42216 « Об
участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во
внеурочной деятельности».

Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – развитие грамотности и развитие
речи

Цель программы: пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание
познать богатства языка.
Задачи программы :
Выявление и поддержка одарённых учащихся;
Развитие индивидуальных способностей учащихся;
Расширение и углубление программного материала;
Воспитание любви к великому русскому языку;
Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка и над своей речью;
Совершенствование общего языкового развития школьников.
Сроки реализации программы –1год.

Наполняемость группы – от 15 человек.
Режим занятий:
- количество часов за учебный год –34 часа , 1 занятие в неделю
- продолжительность занятия – 45 мин.
Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных технологий.
Форма организации деятельности: групповая.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический
материал.
1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
Курс внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»реализуется в рамках
образовательной программы ООО через план внеурочной деятельности и входит в часть учебного
плана, формируемую участниками образовательных отношений.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво » курс внеурочной деятельности
изучается в 5 классах.
На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно
взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность
знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать
задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и
углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и
уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются
индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе
возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащихся предлагается набор
заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий
выполняется учащимся самостоятельно
Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением
заданий.
Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с
тестовыми заданиями в бумажном и электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий. Перед разбором задач сначала
предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую
очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве
домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем
курса.
1.3. Формы учёта Программы воспитания.
Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе и через
использование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной деятельности в следующих
формах:
- побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятии предметов, явлений, событий через:
- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на занятии; на представителей ученых, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
-использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности

для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе
-включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия.
-применение интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся.
-применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
-выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания.
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим
идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
-установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС
Содержание программы и используемые методы занятий внеурочной деятельности по
программе «Занимательный русский язык» содействуют приобретению и закреплению
школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают
единство развития, воспитания и обучения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит
их любить и чувствовать родной язык.
Курс изучения программы рассчитан на 1 год обучения. Занятия проводятся в рамках
внеурочной деятельности 1раз в неделю, 34 часа в течение года.
ФОРМЫПРОВЕДЕНИЯЗАНЯТИЙ
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формыр аботы:
Игры на языковом материале;
Вопросы занимательной грамматики;
Инсценировки языковых ситуаций;
Краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
Практическая работа с различными рода словарями;
Работа с текстами художественных произведений.
Виды
теоретические:

деятельности:

Лекция с элементами беседы;
Составление кроссвордов и ребусов;
путешествие;
грамматические сказки;
викторина;
выступление,рассказ;

практические:
игра, турнир;
выполнение тестов;
работа над словом, работа с книгой, словарем;
составление диалогов, лингвистических сказок;
редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр;
выборка материала из художественной литературы, его анализ;
подготовка сообщений;
практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковыхе диниц.

2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности
Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности с математикой,
физикой и технологией через обучение общим приемам учебной работы: различным техникам,
схемам, таблицам.
В практике реализации курса используются метапредметные технологии:
-проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
-интерактивное обучение –обучение через опыт.
В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности формируются
метапредметные умения:
 аналитические,
 учебно-информационные,
 коммуникативно-речевые.
Метапредметные связи развивают интеллектуальный и познавательный интерес обучающихся,
побуждают к активному познанию окружающей действительности.
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение девятиклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
1.
Осознание
этнической
принадлежности,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию.
3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и классе в целом.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Обучающийся научится:
1.
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное,
по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
●
выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их
сходство;
●
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
●
выделять явление из общего ряда других явлений;
●
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
●
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
●
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
●
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
●
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
●
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
●
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
●
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
●
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
3.
Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
●
●
текст;
●
●
●

находить в тексте требуемую информацию;
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст;
критически оценивать содержание текста.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Обучающийся научится:
1.
Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе
и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:
●
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
●
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
●
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
●
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
2.
Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
●
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
●
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
●
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
●
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
●
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения.

3.
Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
●
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
●
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
●
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
●
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик
процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
●
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
Обучающийся сможет:
●
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
●
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
●
оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности.
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
●
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
●
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
●
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
●
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
●
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры
этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обучающийся научится:
1.
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:

●
определять возможные роли в совместной деятельности;
●
играть определенную роль в совместной деятельности;
●
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
●
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
●
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;
●
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
●
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
●
выделять общую точку зрения в дискуссии;
●
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
●
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т. д.).
2.
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Обучающийся сможет:
●
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
●
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
●
представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;
●
соблюдать нормы публичной речи;
●
высказывать и обосновывать мнение (суждение);
●
принимать решение в ходе диалога;
●
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации.
Предметные результаты:











представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании
в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:


заданий;

степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении


поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;

результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли
обучающиеся с ними самостоятельно;

косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по информатике, математике.

Портфолио обучающихся

Содержание курса
Из истории русского языка (5часов)
Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Первоучители словенские.
Славянская азбука. Азбучный имяслов. История буквы ЯТЬ. Падение редуцированных и
последствия этого процесса.
«Вначале было слово…» (13 часов)
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы, неологизмы.
Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ
диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка.
Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение
сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные
слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к
нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем
могут рассказать фамилии?
Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.
«Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)
К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим
словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова.
Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как
правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в
загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как
речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой
жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Маме.
Качества хорошей речи (6 часов)
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного
произношения. Эмоциональная грамотность. История современных знаков препинания. Трудно ли
говорить по-русски? «Наш дар бессмертный – речь». Итоговое занятие.

Календарно-тематическое планирование
№
занятия

ЦОР
Название темы

Основные виды
деятельности

Колво
часов

Дата
провед
ения
(план)

Дата
пров
еден
ия(ф
акт)

Из истории русского языка (5 ч.)
1.

Вводное занятие. Русский
язык – наше
национальное богатство

Лекционное занятие

01.09
1

http://ww
w.ipmce.s

u/~lib/osn
_prav.htm
l).
2.

3.

Первоучители словенские. Подготовка
Славянская азбука
сообщений,
практические задания
Азбучный имяслов

4.

История буквы ЯТЬ

5.

Индивидуальная и
групповая работа:
чтение названий букв
кириллицы, отличие ее
от глаголицы
Сбор материала и
анализ

08.09
1

15.09

1

1

22.09

Падение редуцированных Сбор материала и
и последствия этого
анализ
процесса в истории языка
«Вначале было слово…»(13 часов)
О чём рассказывает
Просмотр сказки.
устное народное
Индивидуальная и
творчество? Сказка П.П.
групповая поисковая
Ершова «Конёкработа
горбунок» - литературный
памятник живому
русскому языку XIX века

1

28.09

1

06.10

7.

Историзмы, архаизмы,
неологизмы

Сбор материала и
анализ

1

13.10

8.

Литературный язык и
местные говоры

Заочное путешествие.

1

20.10

9.

Лексические диалектные
различия и их типы

Сбор материала по
тематическим группам
лексики

1

27.10

10.

Анализ диалектной
лексики в рассказе
С.М.Мишнева «Русская
изба»

Работа с тестом

1

09.11

11.

Фразеологическое
богатство языка.
Фразеологические
словари

Индивидуальная
поисковая работа.
Практическое занятие

1

16.11

12.

Краткие мудрые
изречения. Афоризмы.
Крылатые слова

Индивидуальная
поисковая работа.
Практическое занятие

1

23.11

13.

Практическая работа.
Сочинение сказки с
использованием
фразеологизмов,

Создание самодельных
книжек сказок или
выпуск сборника
сказок

1

01.12

6.

(http://ww
w.slova.ru
/).

(http://vsc
hool.km.r
u/).

афоризмов, крылатых
слов
14.

Общеупотребительные
слова, Термины и
профессионализмы.
Жаргонная лексика

Индивидуальная и
групповая поисковая
работа

1

08.12

15.

Молодёжный сленг и
отношение к нему

1

15.12

16.

Антропонимика как
наука. Личное имя.
Отчество

Самостоятельное
наблюдение и
запись речи своей,
своих товарищей,
старшего
поколения,
Сбор материала по
истории личных имен,
отчеств

1

22.12

17.

История возникновения
фамилий. О чем могут
рассказать фамилии?

Сбор материала по
истории личных
фамилий

1

29.12

18.

Прозвища как объект
научного изучения.
Происхождение прозвищ

Сбор материала и
обработка

1

12.01

19.

«Слово – понятие, слово – творчество»(10 часов)
К истокам слова. Почему
Составление
1
мы так говорим?
«биографии» слова

19.01

20.

Происхождение слов.
Работа с этимологическим
словарем

Элементы игровых
технологий

1

26.01

21.

Лексическое значение
слова. Способы
определения лексического
значения слова. Толковый
словарь

Составление
«паспорта» слова

1

01.02

22.

«Сказал то же, да не одно
и то же». О словах
одинаковых, но разных

Наблюдение за языком

1

08.02

23.

Как правильно
употреблять слова

Сбор материала и
анализ

1

15.02

24.

Многозначность как
основа художественных
тропов. Метафора в
загадках, пословицах,
поговорках

Анализ произведений
УНТ, создание своих
загадок

1

22.02

25.

Богатство русского языка
(синонимы, антонимы)

Работа со словарями

1

29.02

(http://vsc
hool.km.r
u/).

http://teen
slang.su//t

_blank
26.

Текст как речевое
произведение. Тема,
микротема, основная
мысль, ключевые слова

Работа с текстами

1

01.03

27.

Письмо как речевой жанр.
Как общаться на
расстоянии?

Составление памятки
«Как написать письмо»

1

15.03

28.

Напиши письмо Маме

Создание творческих
работ

1

22.03

1

05.04

29.

Качества хорошей речи (7 часов)
Разговор как искусство
Лекционное занятие
устной речи. Основные
нормы современного
литературного
произношения.

30.

Ударение в словах

Изображение
персонажей сказки с
выражением
различных эмоций

1

12.04

31.

Орфоэпические нормы
русского языка

Индивидуальная и
групповая работа.
Практическое занятие

1

19.04

32.

История современных
знаков препинания

Индивидуальная и
групповая работа.
Практическое занятие

1

26.04

33.

Трудно ли говорить порусски?

Практическое занятие

1

17.05

34.

«Наш дар бессмертный речь»

Защита проекта

1

24.05

http://teen
slang.su//t
_blank

(http://vsc
hool.km.r
u/).

Планируемые результаты изучения курса:
В результате изучения данного курса обучающийся должен
иметь представление:
- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и
развития творческих способностей;
- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
правилах речевого этикета;
- о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
знать:
- основные понятия культуры речи, основные качества речи;
- показатели индивидуальной культуры человека;
- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные
монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и
ситуаций общения;

- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и
фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
- основные нормы литературного языка;
- назначение речевого этикета;
- значение различных видов словарей в жизни человека.
- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).
Средства обучения
1. Мультимедийные презентации по темам: «Великие люди о языке», «Лексические диалектные
различия и их типы», «Фразеологическое богатство языка», «Крылатые выражения»,
2. Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» (х\ф)
3. Словари и справочники по русскому языку:
-Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Дрофа,Москва,2006
-Фразеологический словарь русского языка.В.Тихонов, Русский язык.Медиа, Москва,2006
-Краткий этимолого-орфографический словарь. ПатрамоваЗ.С..Саратов, «Лицей»2005
4. Мультимедийные пособия.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2007, 2008, 2010.
Полезные ссылки в сети Интернет
1. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
2. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
3. Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
4. Правила хорошего тона в нашей жизни обязательна! (www.knigge.ru)
5. Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)
6. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/).
7. Сайт «Толковый словарь В. И. Даля» (http://www.slova.ru/).
8. «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).
9. Словарь молодежного сленга” http://teenslang.su//t_blank
Литература для учителя
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
2. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2001
3. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., Педагогика, 1989.
4. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю.
Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку:
Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
6. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
7. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
8. Скворцов Л.И. Культура русской речи. – М., 1995.
9. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
10. Широкова А.О. Комплекс упражнений по речевому этикету/А.О.Широкова// Русский язык в
школе. – 2004. - №6.
11. Шмелева Е.Как ваша фамилия? / Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №47.
12. Шмелева Е.Что такое речевой этикет?/Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №46.
13. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984.
Литература для обучающихся
1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.
2. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002.
3. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976.
4. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.
5. Купина Н. Азбука поведения. – Свердловск, 1991.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.
7. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно: Пособие для уч-ся. [Текст]/ Е.В. Язовицкий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».