Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом Приказ № 277 от 31.08.2023 Протокол № 7 от 31.08.2023 г. . Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» 5абв классы Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 11-12 лет Срок реализации: 1 год Педагоги: учителя русского языка БлащукА.С. Борисова Е.В. Пикалёво 2023 год Содержание Раздел 1.Пояснительная записка. 1.1.Нормативно - правовая база. 1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности. 1.3. Цель и задачи курса 1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ 1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности: 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов. Раздел 4. Тематическое планирование Раздел 5. Календарно-тематическое планирование Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса. Приложение.Оценочные материалы курса внеурочной деятельности Раздел 1.Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности: Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования); - ПисьмомМинпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; - Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности обучающихся - Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); - Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.368521). - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. - Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. - Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГ-МП42216 « Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности». Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – развитие грамотности и развитие речи Цель программы:пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать богатства языка. Задачи программы : Выявление и поддержка одарённых учащихся; Развитие индивидуальных способностей учащихся; Расширение и углубление программного материала; Воспитание любви к великому русскому языку; Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью; совершенствованиеобщегоязыковогоразвитияшкольников. Сроки реализации программы –1год. Наполняемость группы – от 15 человек. Режим занятий: - количество часов за учебный год –34 часа , 1 занятие в неделю - продолжительность занятия – 45 мин. Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных технологий. Форма организации деятельности: групповая. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. 1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ Курс внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»реализуется в рамках образовательной программы ООО через план внеурочной деятельности и входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво » курс внеурочной деятельности изучается в 5 классах. На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников. Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащихся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий. Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в бумажном и электронном виде. Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса. 1.3. Формы учёта Программы воспитания. Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе и черезиспользование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной деятельности в следующих формах: - побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятии предметов, явлений, событий через: - обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на занятии; на представителей ученых, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков; -использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующихзадач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе -включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во времязанятия. -применение интерактивных форм работы, стимулирующихпознавательную мотивацию обучающихся. -применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися. -выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания. -инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решениятеоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,аргументирования и отстаивания своей точки зрения. -установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды. Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС Содержание программы и используемые методы занятий внеурочной деятельности по программе «Занимательный русский язык» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка,обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Все это открывает для детей пре-красныймир слова,учит ихлюбитьи чувствоватьродной язык. Курс изучения программы рассчитан на 1 год обучения. Занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности1 раз в неделю, 34 часа в течение года. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы: Игры на языковом материале; Вопросы занимательной грамматики; Инсценировки языковых ситуаций; Краткие увлекательные рассказы о жизни языка; Практическая работа с различными рода словарями; Работа с текстами художественных произведений. Виды деятельности: теоретические: Лекция с элементами беседы; Составление кроссвордов и ребусов; путешествие; грамматические сказки; викторина; выступление, рассказ; практические: игра,турнир; выполнение тестов; работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок; редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ; подготовка сообщений; практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности с математикой, физикой и технологией черезобучение общим приемам учебной работы: различным техникам,схемам, таблицам. В практике реализации курса используются метапредметные технологии: -проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. -интерактивное обучение –обучение через опыт. В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые. Метапредметные связи развивают интеллектуальный и познавательный интересобучающихся, побуждают к активномупознанию окружающей действительности. Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Программа обеспечивает достижение девятиклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: 1. Осознание этнической принадлежности, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и классе в целом. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Обучающийся научится: 1. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: ● выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство; ● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; ● выделять явление из общего ряда других явлений; ● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; ● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; ● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; ● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; ● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: ● обозначать символом и знаком предмет и/или явление; ● определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; ● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; ● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; 3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: ● находить в тексте требуемую информацию; ● ориентироваться в содержании структурировать текст; ● резюмировать главную идею текста; ● преобразовывать текст; текста, понимать целостный смысл текста, ● критически оценивать содержание текста. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Обучающийся научится: 1. Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности: ● идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; ● выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ● ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; ● формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; 2. Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: ● определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; ● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; ● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; ● составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); ● определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения. 3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: ● определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; ● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; ● оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; ● устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; ● сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: ● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; ● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; ● оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: ● наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; ● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; ● принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; ● самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ● ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Обучающийся научится: 1. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: ● определять возможные роли в совместной деятельности; ● играть определенную роль в совместной деятельности; ● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; ● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; ● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии; ● критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; ● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; ● выделять общую точку зрения в дискуссии; ● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; ● организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). 2. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Обучающийся сможет: ● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; ● отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); ● представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности; ● соблюдать нормы публичной речи; ● высказывать и обосновывать мнение (суждение); ● принимать решение в ходе диалога; ● делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации. Предметные результаты: представление об основных функциях языка, о роли русского языка как нацио- нального языка русского народа, как государственного языка Российской Федера ции и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о ролиродногоязыка вжизни человекаи общества; понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых основ лингвистики; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русскогоязыка, основными нормамирусского литературного языка; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективностизанятий используютсяследующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель обучающимсяпри выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающиесяс ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по информатике, математике. Портфолио обучающихся Раздел 4. Тематическое планирование ( с указанием часов по каждой теме,форм проведения занятий и возможным использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по разделам, блокам) № Тема Кол-во часов Ссылки на материалы для дистанционно го обучения Введение(1час) 1 Ты обязан русской речью хорошо владеть! 1 https://learningapps.org/display?v=pk wm4c3yc01https://www.youtube.com/ watch?reload=9&v=rR7K8h 4idv8&feature=emb_rel_pause Фонетика(1час) 2 Как ты слышишь звуки и пишешь слова? 1 Сперва аз да буки–потом все науки. 1 https://learningapps.org/display?v=pdjf bxbe301 https://learningapps.org/display?v=p6o 34uhtj01https://learningapps.org/displa y?v=poo1nrcm520 https://learningapps.org/display?v=pvh vro8c520 3 Морфемика(1час) 4 Бывают ли у слов родственники? Лексикология(2часа) 5.1 Слова-тёзки и тёзки наоборот. 5.2 О словах разных, одинаковых, но разных. В лаборатории Предложения 1 8.4 8.5 Среди знаков препинания. 1 Текстоведение(2часа) 9.1 Непридуманный рассказ. 1 https://learningapps.org/display?v=pa4 bxu1yk http://www.myshared.ru/slide/1229980 / 1 1 https://learningapps.org/11093923 https://learningapps.org/11901275 1 https://learningapps.org/display?v=pk1 e3tb1j20 1 https://learningapps.org/14653706http s://learningapps.org/14413430 https://learningapps.org/10909398 https://learningapps.org/display?v=p99 yk3tk501 1 Нужны ли второстепенные члены предложения? Что такое «осложнённое предложение»? 8.3 https://learningapps.org/12562990 1 Орфография(2часа) 6.1 Гласные и согласные, с нами не согласные. 6.2 Если знаешь части слова,то напишешь их толково. Морфология(1час) Морфологическая семейка. 7 Синтаксис и пунктуация(5часов) 8.1 Тетрадь ученика или ученическая тетрадь? 8.2 1 1 1 https://learningapps.org/display?v=p3eswgnin1 7 https://learningapps.org/11837905 https://learningapps.org/13515913 https://learningapps.org/12980813 https://learningapps.org/14618014 https://learningapps.org/11891891 https://learningapps.org/11766733 https://learningapps.org/myapps.php https://learningapps.org/5686088https://learning apps.org/5465737 https://learningapps.org/9646403 Посиделки у Грамматейки 1 https://learningapps.org/12852813 https://learningapps.org/5604728 Словообразование(2часа) 10.1 Загадочные орфограммы. 1 10.2 Чудеса приставок. 1 https://learningapps.org/user/konovalova1505@ mail.ru https://learningapps.org/11026144 https://learningapps.org/display?v=pno1n1efc01 https://learningapps.org/display?v=pv5ptgwy520 https://learningapps.org/13402459 Лексикология и фразеология(3часа) 11.1 В руках умелых слово творит чудеса 1 9.2 11.2 Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. 11.3 Выражения,которые обрели крылья и вечность. Морфология(10часов) Имясуществительное(3часа) 12.1 Тайна имени. 12.2 Интересное о падеже имён существительных 1 https://learningapps.org/12434068 https://learningapps.org/10989291 https://learningapps.org/11396914 1 https://learningapps.org/display?v=pkxupnym21 7 https://learningapps.org/display?v=pgvvzduva2 0 1 https://learningapps.org/13980116 https://learningapps.org/11274860 https://learningapps.org/14281823 https://learningapps.org/12117125 1 12.3 Давайте будем дружить! Имяприлагательное(2часа) 12.4 Прилагательное, значит, его нужно прилагать. 12.5 Слова ,«озаряющие предметы». Глагол(5часов) 12.6 «Самая огнепышущая, самая живая часть речи». 12.7 Хитрая Ира. 1 https://learningapps.org/display?v=pic5j1e3t19 https://learningapps.org/12565738 1 1 https://learningapps.org/10903083 https://learningapps.org/6909857 https://learningapps.org/5454272 1 https://learningapps.org/11515940 1 https://learningapps.org/12878872 https://learningapps.org/12044259 https://learningapps.org/11732040 https://learningapps.org/292658 https://learningapps.org/547761 https://learningapps.org/display?v=psrr14we520 https://learningapps.org/10989152 12.8 Физкультура для глагола. 12.9 Глаголы,у которых нет лица. 1 1 12.1 Как образовались Первоспряженск и 0 Второспряженск. Стилистика и текстоведение(2часа) 13.1 Офис Переделкина. 1 1 https://learningapps.org/display?v=ph472n5gn2 0 https://learningapps.org/11170447 13.2 Напишу-ка я письмо… Итоговое занятие(1 час) 14 Волшебный мир грамматики 1 https://learningapps.org/13071376 1 https://learningapps.org/6525648https://learning apps.org/3155172 https://learningapps.org/3155172 Раздел 5. Календарно-тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Темаурока Ты обязан русской речью хорошовладеть! Как ты слышишь звуки и пишешь слова? Сперва аз да буки–потом все науки. Бывают ли у слов родственники? Слова-тёзки и тёзки наоборот. О словах разных, одинаковых, но разных. Гласные и согласные, с нами не согласные. Если знаешь части слова, то напишешь их толково. Морфологическая семейка. Тетрадь ученика или ученическая тетрадь? В лаборатории Предложения Нужны ли второстепенные члены предложения? Датапо плану 06/07.09. 13/14.09. 20/21.09. 27/28.09. 04/05.10. 11/12.10. 18/19.10. 25/26.10. 08/09.11. 15/16.11. 22/23.11. 29/30.11. Датапо факту 13. Что такое «осложнённое предложение»? 06/07.12. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 13/14.12. 20/21.12. 10/11.01. 17/18.01. 24/25.01. 31.01/01.02. 07/08.02. 21. 22. 23. Среди знаков препинания. Непридуманный рассказ. Посиделки у Грамматейки Загадочные орфограммы. Чудеса приставок. В руках умелых слово творит чудеса Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. Выражения, которые обрели крылья и вечность. Тайна имени. Интересное о падеже имён существительных 24. 25. 26. Давайте будем дружить! Прилагательное, значит, его нужно прилагать. Слова, «озаряющие предметы». 14/15.03. 21/22.03. 04/05.04. 27. 28. 29. 30. 31. 11/12.04. 18/19.04. 25/26.04. 03/04.05. 10/11.05. 32. «Самая огнепышущая, самая живая часть речи». Хитрая Ира. Физкультура для глагола. Глаголы,у которых нет лица. Как образовались Первоспряженск и Второспряженск. Офис Переделкина. 33. 34. Напишу-ка я письмо… Волшебный мир грамматики 14/15.02. 21/22.02. 28.02/01.03. 16/17.05. 23/24.05. 23/24.05 Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса. Учебно-методическая литература для учителя 1. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992. 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988. 3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989. 4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1887. 5. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991. 6. Журнал «Школьный психолог». №40, 2000 г. 7. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994. 8. Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992. 9. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987. 10. Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. Программа курса для старшеклассников // Методические рекомендации по образовательной области “Технология”. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1996. 11. Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1990. 12. Пекелис В. Твои возможности, человек! М.: Знание, 1986. 13. Познавательные процессы и способности в обучении //под ред. Шадрикова В.Д. М, 1990. 14. Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, 15. Руководство 1990. практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. Дубровиной И.В. М.: Академия, 1995. 16. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993. 17. Сафонова Л.В. Дневник самопознания, в 2-х частях. Екатеринбург, 1999. 18. Тактильная память // составитель Матюгин И.Ю. М.: Центр “Эйдос”, 1991. 19. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст 10 – 14 лет. М.: Рольф, 2001. 20. Ты меня понимаешь? // составитель Васильева Т.В.. С-Петербург, 1994. 21. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000. 22. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии средней школе (5-6 классы). – 4-е изд. М.: Генезис, 2012 23. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 1994. 24. Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М.: Новая школа, 1994. 25. Литература, рекомендованная для учащихся 1. Андреев О.А. Учимся быть внимательными / О.А. Андреев. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 2. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум / Т.Бьюзен. Минск,2004. 3. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домащенко. М.: Педагогическое общество России, 2001. 4. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий. М.: Просвещение, 1991. 5. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / А.Л.Тертель.М.: Проспект, 2005. 6. Бабушкина Т. Что хранится в карманах детства. Уроки фантазии. / Т.Бабушкина.М.: Издательство «Атлант»,2004. ЭОР Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа: http://elibrary.rsl.ru/ «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru «Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/ Журнал «Школьный психолог» выпускаемый издательским домом «Первое сентября», режим доступа: http://psy.1september.ru/ Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке», режим доступа: http://www.psychology.ru/Library Социальная сеть работников образования, режим доступа: http://nsportal.ru/ Фестиваль педагогических идей "Открытый урок", режим доступа: http://festival.1september.ru Лист корректировки рабочей программы 5 А класса по внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» педагога-психолога Лысиковой Дарии Сергеевны Приложение . Оценочные материалы курса внеурочной деятельности Фонд оценочных средств по курсу «Русский на 5!» 5 класс Спецификация тестовой работы для 5 класса 1. Назначение тестовой работы Тестовая работа проводится с целью определения уровня учебных достижений учащихся 6 классов по усвоению предметного содержания курса . 2. Документы, определяющие содержание и структуру тестовой работы Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов: – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) (в ред. 31. 12. 2015 г. № 1577); – Примерная основная образовательная программа основного общего образования, (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). Реестр примерных программ: http://fgosreestr.ru. 3. Условия проведения тестовой работы. Дополнительные материалы и оборудование не используются. Ответы учащиеся записывают в бланк тестирования. 4. Время выполнения тестовой работы На выполнение итоговой контрольной работы отводится 20-35 минут. 5. Содержание и структура тестовой работы Тестовая работа включает в себя 10 заданий с кратким ответом. Работа проверяет усвоение учебного материала. Содержание итоговой контрольной работы соответствует следующим блокам: - речь, - текст, - стили речи, - типы речи. 6. Система оценивания тестовой работы За верное выполнение каждого задания тестовой работы обучающийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. 7. Критерии оценки тестовой работы Правильно выполнено от 20% до 100% задания (8 баллов) – «зачёт». Правильно выполнено менее 20% задания (2 балла) – «не зачёт».