Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво
ПРИНЯТО
педагогическим советом
Протокол № 7 от 31.08.2023 г.
.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 277 от 31.08.2023
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Историческая жизнь общества»
Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 15-16 лет
Срок реализации: 1 год
учитель истории Унковская Е.В.
Пикалёво 2023 год
Содержание
Раздел 1.Пояснительная записка.
1.1.Нормативно - правовая база.
1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
1.3. Цель и задачи курса
1.4 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
1.5
Формы учёта рабочей программы воспитания
Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности:
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов.
Раздел 4. Тематическое планирование
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
Раздел 1.Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности:
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности «Историческая жизнь
общества» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г.
-
№ТВ-1290/03
«О
направлении
методических
рекомендаций»
(Информационно
методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации
обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования);
Письмом Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об
-
организации занятий «Разговоры о важном»;
Методическими
-
рекомендациями
по
формированию
функциональной
грамотности обучающихся
Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
-
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
-
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.368521).
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 996-р.
Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов.
-
Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018
№03ПГ-МП-42216 « Об участии учеников муниципальных и государственных школ
Российской Федерации во внеурочной деятельности».
Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – духовнонравственное воспитание
1.2 Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Историческая
жизнь общества»
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской
позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом
важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся
освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду,
выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа «Историческая жизнь общества» направлена на развитие и социальное
и духовно-нравственное воспитание обучающихся на ступени основного общего
образования.
У выпускников 9 классов есть необходимость не только в обобщении
ранее полученных на уроках знаниях, но и углубление представлений о человеке, его
роли в мире, формирование
ответственного отношения к своей судьбе и правильного
вдумчивого поведения в социуме.
1.3 Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и
патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками,
мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического
воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств
конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности,
нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- обобщение знаний учащихся;
- развитие интереса к изучению правовых норм Российского государства,
символике РФ, чувства патриотизма и уважения к своему народу;
- содействие воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям своего
государства, к законам своей страны;
- воспитание активной гражданской позиции;
- формирование у учащихся понимания ценностей демократического общества и
важнейших качеств личности: гражданской позиции, патриотизма и толерантности;
- повышение экономической и правовой грамотности
- воспитание приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закреплённым в Конституции РФ
Сроки реализации программы –1год.
Наполняемость группы – от 15 человек.
Режим занятий:
- количество часов за учебный год –34 часа , 1 занятие в неделю
- продолжительность занятия – 45 мин.
Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных
технологий.
Форма организации деятельности: групповая.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и
практический материал.
1.4 Место курса в учебном плане
На реализацию программы в 9-м классе отводится 34 часа из расчёта 1 час в
неделю
Курс внеурочной деятельности « Историческая жизнь общества» реализуется в
рамках образовательной программы ООО через план внеурочной деятельности и входит
в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво » курс внеурочной
деятельности изучается в 9 классах.
На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Структура
курса
представляет
собой
набор
логически
законченных
и
содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и
практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический
материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени
подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса.
Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня
подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала
планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при
самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего
контроля учащихся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается
совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно
1.5. Формы учёта Программы воспитания.
Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том
числе и черезиспользование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной
деятельности « Высокие технологии» в следующих формах:
- побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятии предметов, явлений, событий через:
- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на занятии; на представителей ученых, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
-использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной
деятельности
для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
-включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
занятия.
-применение интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся.
-применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
-выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания.
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения
к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
-установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС
Раздел I. Место человека в социуме Человек. Индивид. Личность. Темперамент
и черты характера. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и
социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности,
особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных
ценностей в развитии личности. Социализация и воспитание. Деятельность
человека. Влияние общения на развитие личности. Отношения между разными
национальностями внутри одного государства.
Мирные и военные формы
взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм
и национальная нетерпимость. Конфликты в обществе. Социально-психологический
процесс общения.
Раздел II. Политическая культура
Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти). Закон и власть. Ветви власти.
Источники власти. Политика. Роль политики в жизни общества. Федеральное собрание,
правительство. Демократический и недемократический режимы.
Участие граждан в политической жизни
Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник
демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Источники
власти. Классификация форм правления Гражданское общество и правовое государство.
Суверенитет.
Раздел III. Будущий избиратель
Избирательное право и его происхождение. Голосование выборы, референдум.
Партии и движения. Принципы участия в выборах ,право избирать и быть избранным в
органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в
референдуме. Пропорциональная система. Мажоритарная система. Составление списков
избирателей, образование и утверждение избирательных округов и избирательных
участников, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация
кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчёт голосов и установление
результатов выборов
Раздел IV. Правовая культура
Понятие «право» Нормы права. Отрасли права
Право и закон. Конституция — Основной закон государства. Гражданское общество и
правовое государство. Правонарушения. Правоохранительные органы.
Раздел V. Экономическая культура
Что такое экономика. Экономические системы. Потребности. Роль труда и
капитала в развитии экономики. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков.
Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на
производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен.
Олигополия и монополия. Экономическое содержание и функции предпринимательства.
Экономический статус предпринимателя. Государственный бюджет, бюджет семьи.
Основные статьи государственных расходов. Налоги как источник доходов федерального
правительства. Прямые и косвенные налоги. Деньги, их функции в экономике и
исторические формы. Основные свойства денег. Сущность и виды труда. Труд и досуг.
Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о
рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы.
Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь
безработным.
Раздел VI. Профессионал будущего
Правила выбора профессии. Основные понятия психических процессов и их виды.
Уровень развития своих профессиональных важных качеств. Сферы
трудовой деятельности ( классификация профессий). Значение
правильного самоопределения для личности и общества.
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной
деятельности
Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности
«историческая жизнь общества» через обучение общим приемам учебной работы:
различным техникам, схемам, таблицам.
В практике реализации курса используются метапредметные технологии:
-проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и
навыков.
-интерактивное обучение –обучение через опыт.
В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности «
историческая жизнь общества » формируются метапредметные умения:
аналитические,
учебно-информационные,
коммуникативно-речевые.
Метапредметные связи развивают интеллектуальный и познавательный интерес
обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности.
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты
Программа
обеспечивает
достижение
девятиклассниками
следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
1.
Осознание
этнической
принадлежности,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию.
3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к
учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека
и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и классе в целом.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Обучающийся научится:
1.
Определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
●
выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять
их сходство;
●
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
●
выделять явление из общего ряда других явлений;
●
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
●
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
●
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
●
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать
и применять способ проверки достоверности информации;
●
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
●
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
●
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
●
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
●
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
3.
Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
●
находить в тексте требуемую информацию;
●
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
●
резюмировать главную идею текста;
●
преобразовывать текст;
●
критически оценивать содержание текста.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Обучающийся научится:
1.
Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи
в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности:
●
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
●
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
●
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
●
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
2.
Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.
Обучающийся сможет:
●
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
●
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
●
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
●
составлять
план
решения
проблемы
(выполнения
проекта,
проведения
исследования);
●
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения.
3.
Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
●
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
●
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
●
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
●
устанавливать
связь
между
полученными
характеристиками
продукта
и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
●
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
●
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
●
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
●
оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
5.
Владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
●
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность
и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
●
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
●
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
●
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
●
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обучающийся научится:
1.
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
●
определять возможные роли в совместной деятельности;
●
играть определенную роль в совместной деятельности;
●
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
●
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
●
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;
●
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
●
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
●
выделять общую точку зрения в дискуссии;
●
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
●
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
2.
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Обучающийся сможет:
●
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
●
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
●
представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;
●
соблюдать нормы публичной речи;
●
высказывать и обосновывать мнение (суждение);
●
принимать решение в ходе диалога;
●
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации.
Предметные результаты ориентированы на:
1. сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении;
2. владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с
привлечением различных источников;
3. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии
по исторической тематике.
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий используются следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель обучающимсяпри выполнении
заданий;
поведение
детей
на
занятиях:
живость,
активность,
заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли
обучающиесяс ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по информатике, математике.
Портфолио обучающихся
Раздел 4. Тематическое планирование
( с указанием часов по каждой теме,форм проведения занятий и возможным
использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по
разделам, блокам)
№
п/п
Раздел,
тема
Место человека в
1
социуме
2
Политическая
культура
Ч
Форма
проведени
я
Систематизировать знания, полученные
лекция
при изучении темы о социальных чертах человека практикум
и их проявлении в деятельности. Создать условия опрос
для отработки умений характеризовать сущность
понятий «личность», «индивидуальность»,
«деятельность»; иллюстрировать конкретными
примерами разнообразие видов деятельности
7
человека,
его потребности, внутренний мир и
понимание жизненного успеха.
Способствовать осознанию практической
значимости изученного материала и возможности
опоры на полученные знания и умения в
соответственной деятельности.
Основные виды деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Характеризовать власть и политику как
социальные
4
явления. Раскрывать признаки
суверенитета.
Лекция +
практикум
Решение
ЦОР
htt
ps://fipi.ru
/oge/otkryt
yy-bankzadaniyoge
htt
ps://infoge.sdamg
Различать формы правления и
государственного устройства.
Различать типы политических режимов.
Называть и раскрывать основные
принципы демократического устройства.
тестовых
заданий
ia.ru/
Практикум
htt
ps://infoge.sdamg
ia.ru/
7
Раскрывать смысл
понятия
«правоотношения», показывать на примерах
отличия правоотношений от других видов
социальных отношений.
Раскрывать смысл понятий «субъективные
юридические
права»
и
«юридические
обязанности участников правоотношений».
Объяснять причины субъективности прав
и юридического закрепления обязанностей
участников правоотношений.
Раскрывать особенности
возникновения
правоспособности
и
дееспособности
у
физических и юридических лиц.
Объяснять причины этих различий.
Называть основания
возникновения
правоотношений
Лекция +
практикум
Решение
тестовых
заданий
htt
ps://infoge.sdamg
ia.ru/
8
Характеризовать экономику, ее структуру,
роль в жизни общества.
Понимать сущность информационных,
человеческих ресурсов экономики и других
факторов производства. Понятия:
экономические отношения, экономика, потребн
ости, ресурсы, наемный
труд, промышленность, экономический выбор,
альтернативная стоимость.
Уметь объяснять, в чем проявляется
ограниченность ресурсов и их роль в развитии
общества.
Лекция+
практикум
htt
ps://infoge.sdamg
ia.ru/
3
Будущий
3
избиратель
Правовая
4
культура
Экономическая
5
культура
Анализировать влияние политических
отношений на судьбы людей.
Проиллюстрировать основные идеи темы
на примерах из истории, современных событий,
личного социального опыта.
Описывать различные формы участия
гражданина в политической жизни.
Обосновывать ценность и ззначимость
гражданской активности.
Приводить примеры гражднственности.
Называть признаки политической партии и
показать их на примере одной из партий РФ.
Характериззовать проявление
многопартийности.
Решать творческие задания по проблемам
ориентации человека
в экономической жизни.
Воспитание экономически грамотной
личности..
Профессии
6
будущего
5
Характеризовать понятие профессия,
специальность, должности.
Определять классификации профессий
Лекция
Практичес
кая работа
опрос
htt
ps://infoge.sdamg
ia.ru/
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование внеурочного курса «Историческая
жизнь общества»
№
Раздел , тема
Форма
занятия
(очно/дист.)
очно
1
Человек - существо социальное
2
Как менялись потребности человека в истории
очно
3
Деятельность человека
очно
4
Общение. Коммуникативные навыки
очно
5
6
7
8
9
10
Мораль. Нравственные нормы ( история и
современность)
Ценностные ориентации
очно
Межличностные отношения на примере Истории
России
Как менялись символы государства.
Гражданин РФ.
Государственное устройство. Власть в России. Три
ветви власти
Формирование правового государства
очно
очно
очно
очно
очно
11
Гражданское общество
очно
12
Что значит быть избирателем
очно
Избирательное право в РФ. Виды избирательных
очно
14
Избирательный процесс, его основные стадии
очно
15
Право в системе социальных норм
очно
16
Основной закон государства
очно
17
Права и обязанности
очно
13
систем
Дата
план
факт
18
Гражданские права и обязанности.
очно
19
Обязанность защиты Отечества.
очно
20
Гражданское право. Трудовое право
очно
21
Административное право. Уголовное право
очно
22
Роль экономики в жизни общества
очно
23
24
Экономическая свобода и социальная
ответственность
Закон спроса и закон предложения
очно
очно
25
Виды налогов. Государственные доходы и расходы.
очно
26
очно
27
Понятие безработицы, ее причины и экономические
последствия
Семейная экономика
28
Основы предпринимательской деятельности
очно
29
Деньги и их функции. Банковская система
очно
30
31
32
33
34
очно
Понятие о профессии, специальности,
должности. Тест «Карта интересов»
Классификация профессий
очно
Интересы и склонности.. Способности и
профессиональная пригодность. Тесты Айзенка
Востребованные профессии будущего
очно
Повторение и обобщение
очно
очно
очно
Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
Учебные пособия:
1.«Обществознание в вопросах и ответах» ред. В.Г. Горбачёв. Брянск
«Курсив» 2009 .г
2.Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА. – М.,
АСТ: Астрель, 2009 г.
3.Певцова Е.А. Книга учителю обществознания. М. РС.2002 г
Оборудование и приборы
1. Компьютер с программным обеспечением
2. Мультимедиапроектор
3. Экран
Интернет – ресурсы и информационные источники:
1. Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний» 8-9 кл., ООО «Кирилл
и Мефодий».
2. http://www.mon.ru.gov.ru– официальный сайт Министерства образования и науки
РФ
3. http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
4. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал