Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом Приказ № 277 от 31.08.2023 Протокол № 7 от 31.08.2023 г. . Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литература на пять» Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 15-16 лет Срок реализации: 1 год Педагог: учитель литературы Маслова Т.П. Пикалёво 2023 год Содержание Раздел 1.Пояснительная записка. 1.1.Нормативно - правовая база. 1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности. 1.3. Цель и задачи курса 1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ 1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности: 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов. Раздел 4. Тематическое планирование Раздел 5. Календарно-тематическое планирование Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса. Приложение. Оценочные материалы курса внеурочной деятельности Раздел 1.Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности: Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литература на пять» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ- 1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования); - ПисьмомМинпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; - Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности обучающихся - Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); - Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.368521). - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. - Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. - Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГМП-42216 « Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности». Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – подготовка к ОГЭ по литературе Цель программы: систематизация знаний и умений по курсу литературы и подготовка к государственной итоговой аттестации по литературе учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.. Задачи программы : обобщить и углубить знания по темам: «Художественно - выразительные средства русского языка», напомнить основные теоретико-литературные понятия; лирический герой, душевное состояние лирического героя, настроение лирического героя; выяснить алгоритм работы при сопоставлении текстов (внимательно прочитайте задание, выделите в формулировке главные слова, вспомните литературоведческие понятия, которые требуются для выполнения задания, найдите в текстах основания для сравнения, постройте сравнительную характеристику). создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом литературных терминов и понятий. выяснить направления литературы (реализм, сентиментализм, классицизм и романтизм) и их особенности и отличительные черты. повторить жанры фольклора, литературные роды и жанры ( эпос, лирика, драма ) работать с понятиями проза и поэзия. Выяснить основы стихосложения. учить при написании сочинения, опираясь на авторскую позицию, формулировать свою точку зрения, аргументировать свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Учить использовать теоретико - литературные понятия для анализа произведения, продумывать композицию сочинения. Направлять на чёткий и разборчивый почерк, соблюдая нормы речи. Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ГИА. Рабочая программа предназначена для углублённого изучения литературы в 9 классе по учебнику Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений Литература. 9 класс. Учебник. В двух частях. 2022. Учебник. Коровина В.Я. Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, Примерных программ основного общего образования и Рабочих программ по литературе под редакцией В.Я.Коровиной. Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 №345. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ». Сроки реализации программы –1год. Наполняемость группы – от 15 человек. Режим занятий: - количество часов за учебный год –34 часа , 1 занятие в неделю - продолжительность занятия – 45 мин. Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных технологий. Форма организации деятельности: групповая. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. 1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ Курс внеурочной деятельности « Литература на пять» реализуется в рамках образовательной программы основного общего образования через план внеурочной деятельности и входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво » курс внеурочной деятельности изучается в 9 классах. На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников. Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащихся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ОГЭ. Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и электронном виде. Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ОГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса. 1.3. Формы учёта Программы воспитания. Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе и черезиспользование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной деятельности « Высокие технологии» в следующих формах: - побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятии предметов, явлений, событий через: - обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на занятии; на представителей ученых, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков; -использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующихзадач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе -включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия. -применение интерактивных форм работы, стимулирующихпознавательную мотивацию обучающихся. -применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися. -выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания. -инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решениятеоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,аргументирования и отстаивания своей точки зрения. -установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды. Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС Содержание программы. 1. Слово о полку Игореве 2. Ломоносов М.В. "Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Елисаветы Петровны, 1747 года", Стихотворение "Я знак бессмертия себе воздвигнул..." 3. Фонвизин Д.И. Комедия "Недоросль" 4. Державин Г.Р. Стихотворение "Властителям и судиям". Стихотворение "Памятник". Стихотворение "Река времён в своем стремленьи…" 5. Карамзин Н.М. Повесть "Бедная Лиза" 6. Крылов И.А. Басня "Волк на псарне". Басня "Квартет". Басня "Листы и корни". Басня "Осёл и Соловей" 7. Жуковский В.А. Баллады: "Лесной царь", « Светлана»; стихотворения: «Море», «Невыразимое». 8. Грибоедов А.С. Комедия "Горе от ума" 9. Пушкин А.С. Стихотворения: "Анчар", "Бесы", "Вакхическая песня", "Зимнее утро", "Зимняя дорога", "И.И.Пущину", "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "К морю", "К Чаадаеву", "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Не пой, красавица, при мне...", "Няне", "Песнь о вещем Олеге», "Пророк", "19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор.."), "Туча", "Я вас любил, любовь ещё быть может...", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Поэма "Цыганы", "Повести Белкина": Выстрел. Метель. Гробовщик. Станционный смотритель. Барышня-крестьянка. Роман "Евгений Онегин". Роман "Капитанская дочка" 10. Лермонтов М.Ю.Стихотворение "Ангел" Стихотворение "Бородино" Стихотворение "Дума" . Стихотворение "И скучно и грустно". Стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива...". Стихотворение "Листок". Стихотворение "Нет, не тебя так пылко я люблю...". Стихотворение "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."). Стихотворение "Парус". Стихотворение "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал") Стихотворение "Пророк". Стихотворение "Родина". Стихотворение "Смерть поэта" Стихотворение "Три пальмы" . Стихотворение "Тучи". Поэма "Мцыри". Поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Роман "Герой нашего времени" 11. Гоголь Н.В. Комедия "Ревизор"; Повесть "Шинель". Поэма "Мёртвые души" 12. Островский А.Н. Пьеса "Свои люди – сочтёмся!". "Снегурочка" 13. Тургенев И.С. Сборник "Записки охотника". Повесть "Ася". Повесть "Вешние воды". Повесть "Первая любовь" 14. Тютчев Ф.И. Стихотворение "Весенняя гроза" Стихотворение "Есть в осени первоначальной..." Стихотворение "Ещё шумел весёлый день..." Стихотворение "Как хорошо ты, о море ночное..." Стихотворение "С поляны коршун поднялся..." Стихотворение "Чародейкою Зимою..." 15. Фет А.А. Стихотворение "Вечер" Стихотворение "Ещё весны душистой нега..." Стихотворение "Ласточки пропали..." Стихотворение "На заре ты её не буди..." Стихотворение "Учись у них – у дуба, у берёзы..." 16. Некрасов Н.А. Стихотворение "Душно! Без счастья и воли..." Стихотворение "Железная дорога" Стихотворение "Тройка" 17. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказка "Дикий помещик". Сказка "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сказка "Премудрый пискарь" 18. Достоевский Ф.М. Рассказ "Мальчик у Христа на ёлке". Повесть "Бедные люди". Повесть "Белые ночи" 19. Толстой Л.Н. Рассказ "Кавказский пленник". Повесть "Детство". Повесть "ХаджиМурат". 20. Чехов А.П. Рассказ "Смерть чиновника". Рассказ "Толстый и тонкий". Рассказ "Тоска" Рассказ "Хамелеон" 21. Бунин И.А. Рассказ "Косцы". Рассказ "Танька" 22. Блок А.А. Стихотворение "О, весна без конца и без краю..." Стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе..." Стихотворение "О, я хочу безумно жить..." 23. Маяковский В.В. Стихотворение "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче". Стихотворение "Прозаседавшиеся". Стихотворение "Хорошее отношение к лошадям" 24. Есенин С.А. Стихотворение "Берёза". Стихотворение "Край любимый! Сердцу снятся...". Стихотворение "Пороша" 25. Шолохов М.А. Рассказ "Судьба человека" 26. Твардовский А.Т. Поэма "Василий Тёркин" 27. Шукшин В.М. Рассказ "Срезал" Рассказ "Чудик" 28. Солженицын А.И. Рассказ "Матрёнин двор" 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности« Литература на пять» с русским языком, изобразительным искусством и музыкой черезобучение общим приемам учебной работы: различным техникам,схемам, таблицам. В практике реализации курса используются метапредметные технологии: -проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. -интерактивное обучение –обучение через опыт. В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности « Высокие технологии» формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые. Метапредметные связи развиваютинтеллектуальный и познавательный интересобучающихся, побуждают к активномупознанию окружающей действительности. Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Программа обеспечивает достижение девятиклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: 1. Осознание этнической принадлежности, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и классе в целом. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Обучающийся научится: 1. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: ● выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство; ● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; ● выделять явление из общего ряда других явлений; ● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; ● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; ● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; ● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; ● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: ● обозначать символом и знаком предмет и/или явление; ● определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; ● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; ● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; 3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: ● находить в тексте требуемую информацию; ● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; ● резюмировать главную идею текста; ● преобразовывать текст; ● критически оценивать содержание текста. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Обучающийся научится: 1. Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности: ● идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; ● выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ● ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; ● формулировать деятельности; учебные задачи как шаги достижения поставленной цели 2. Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: ● определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; ● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; ● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; ● составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); ● определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения. 3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: ● определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; ● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; ● оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; ● устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; ● сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: ● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; ● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; ● оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: ● наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; ● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; ● принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; ● самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ● ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Обучающийся научится: 1. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: ● определять возможные роли в совместной деятельности; ● играть определенную роль в совместной деятельности; ● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; ● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; ● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии; ● критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; ● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; ● выделять общую точку зрения в дискуссии; ● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; ● организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. 2. Обучающийся сможет: ● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; ● отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); ● представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности; ● соблюдать нормы публичной речи; ● высказывать и обосновывать мнение (суждение); ● принимать решение в ходе диалога; ● делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации. Предметные результаты: Сравнивать тексты по указанному в задании направлению анализа. Строить сравнительную характеристику. Знать содержание и проблематику произведения в целом (или особенности творчества поэта). Понимать проблематику предложенного для сопоставления текста. Давать содержательное обоснование для сопоставления. Приводить убедительные аргументы. Учитывать при ответе позицию автора (при анализе стихотворений – авторский замысел). Формулировать собственную обоснованную позицию (если этого требует специфика конкретного задания). Не подменять рассуждение пересказом текста. Владеть теоретико-литературными понятиями. Оформлять ответ в соответствии с речевыми нормами. 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективностизанятий используются следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель обучающимсяпри выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающиесяс ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по информатике, математике. Портфолио обучающихся Раздел 4. Тематическое планирование ( с указанием часов по каждой теме,форм проведения занятий и возможным использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по разделам, блокам) № п/п Раздел, тема Ч Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) Работа с Экзамен по литературе. Список произведений, демонстрационны необходимых при подготовке к ОГЭ-9 по 1 1 м вариантом, литературе. Бланки ответов. Словарь устаревших бланками ответов. слов. Изобразительно-выразительные средства художественного произведения. Задания 2.1–2.4 (часть 2). Сочинение не менее 200 слов. Учимся писать сочинение. Из Древнерусской литературы. « Слово о полку Работа с текстом, 2 Игореве». Темы для сочинений. 1 создание текста 1.Почему «Слово о полку Игореве» завершается сочинения прославлением русских князей? 2.Что сближает «Слово о полку Игореве» с фольклорными произведениями и чем можно объяснить эту близость? 3.Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»? 4.Как связаны восход солнца на небе и возвращение Форма проведен ия ЦОР лекция https://fi pi.ru/oge/ otkrytyybankzadaniyoge Практик ум https://in foge.sdam gia.ru/ 3 4 5 князя Игоря в русскую землю? 5.Каково авторское отношение к князю Игорю (По «Слову о полку Игореве»)? 6.Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? (По «Слову о полку Игореве») 7.Какое значение имеет «плач Ярославны» для понимания основной идеи «Слова о полку Игореве»? 8.Образ автора в «Слове о полку Игореве». 9.Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве». Из русской литературы 18 века. Михаил Васильевич Ломоносов. Оды Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. Стихотворение "Я знак бессмертия себе воздвигнул..." В чём смысл финальной части оды? Державин Г.Р. Особенности лирики поэта. Стихотворение "Властителям и судиям" Стихотворение "Памятник" Стихотворение "Река времён в своем стремленьи…" Анализ стихов. Из русской литературы первой половины 19 века. Крылов И.А. Басни. Темы для сочинений. Басня "Волк на псарне" Басня "Квартет" Басня "Листы и корни" Басня "Осёл и Соловей" Истории создания басен, язык, СХВ. Образы из мира природы и их роль в баснях И.А. Крылова. (На примере одной-двух басен по Вашему выбору.) Кого и за что высмеивает И.А. Крылов в своих баснях? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору.) Мастерство И.А. Крылова в создании басенных образов. (На примере не менее двух басен по Вашему выбору.) Почему басни И.А. Крылова с течением времени не теряют своей актуальности? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору.) Как в баснях И.А. Крылова отражается народная мудрость? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору) Д.И. Фонвизин «Недоросль». Темы для сочинений. 1.В чём смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? 2. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания? 3. Какие авторские идеалы нашли воплощение в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? 4. Какие качества объединяют Скотинина, 1 Работа с текстом, создание текста сочинения Практик ум https://in foge.sdam gia.ru/ 1 Работа с текстом, написание сочинения Практик ум https://in foge.sdam gia.ru/ 1 Работа с текстом, написание сочинения Практик ум https://in foge.sdam gia.ru/ 6 7 Простакову и Митрофана? 5. Каков смысл иносказания Стародума: «по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее»? 6. Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? 7. Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? 8. Каковы представления Стародума о службе Отечеству? 9. Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? 10. Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? 11. Черты нравственного идеала в образе Софьи. 12. Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» «трагедией»? 13. Что общего и различного в характерах г-жи Простаковой и Митрофана? Н. М. Карамзин « Бедная Лиза». Темы для сочинений. 1.Как в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрывается тема социального неравенства? 2.Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»? 3. Каким предстаёт повествователь в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»? 4.Каково отношение автора повести к Эрасту? 5.Почему повесть Н.М. Карамзина называется «Бедная Лиза»? 6.Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму? А.С. Грибоедов « Горе от ума». Темы для сочинений. 1. В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи? 2. В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? 3. В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? 4. В чем, с вашей точки зрения, заключается современность звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? 5. Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 6. Каким предстает консервативное московское дворянство в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? 7. Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? 8. Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? 9. На каких принципах строятся 1 Работа с текстом, написание сочинения Практик ум https://in foge.sdam gia.ru/ 1 Работа с текстом, написание сочинения Практик ум https://kp olyakov.s pb.ru/sch ool/oge.h tm 8 взаимоотношения людей в «фамусовском обществе»? 10. Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 11. Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»? 12. Почему именно Молчалин становится избранником Софии? 13. Почему финал комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принято считать открытым? 14. Почему Чацкому так трудно поверить в то, что Софья выбрала Молчалина? 15. Против чего и во имя чего борется Чацкий? 16. Тема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 17. Что объединяет представителей фамусовского общества? Жуковский В.А. Баллада "Лесной царь", стихотворение "Море", стихотворение "Невыразимое", баллада "Светлана" Как сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей – «верой в Провиденье»? Почему, размышляя над вечными законами жизни, В.А. Жуковский обращается к миру природы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) Романтические мотивы в балладах В.А. Жуковского (На примере одной из баллад по Вашему выбору.) 1.Как соотносится реальное и фантастическое в балладе В.А. Жуковского «Светлана»? 2.Как сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей – «верой в Провиденье»? 3.Какие ценности прославляются в стихотворении «Море» В.А. Жуковского? 4.Какие черты романтизма присутствуют в поэзии В.А. Жуковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) 5.Почему В.А. Жуковского называют родоначальником русского романтизма? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору) 6.Почему лирику В.А. Жуковского относят к романтической поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) 6. Почему, размышляя над вечными законами жизни, поэт обращается к миру природы? (По лирике В.А. Жуковского.) 7.Романтические мотивы в балладах В.А. Жуковского (На примере одной из баллад по Вашему выбору.) 8.Черты романтизма в балладах В.А. Жуковского. (На примере не менее двух баллад по Вашему выбору.) 1 Анализ лирического произведения Практич https://in fеская работа oge.sdam gia.ru/ 9 10 11 12 Пушкин А.С « Евгений Онегин». Темы для сочинений. В чём проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? 2. В чём смысл противопоставления Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? 3. В чём состоит особенность авторского отношения к Ленскому? 4. Изображение петербургской жизни в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 5. Как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается проблема нереализованных возможностей личности? 3. Каковы причины и последствия дуэли Онегина с Ленским? 4. Можно ли назвать Онегина и Ленского друзьями? 5. Почему А.С.Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? 6. Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? 7. Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? 8. Почему судьба Владимира Ленского сложилась трагически? 9. Почему Татьяна, всё ещё любя Онегина, отвергает его ухаживания в финале романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? 10. Что сближает и что различает автора и его героя в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? 1 Создание собственного высказывания Практик ум https://in foge.sdam gia.ru/ А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Темы для сочинений. Как в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема семьи? Как в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» решается проблема чести и долга? Какие авторские идеалы нашли отражение в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? Каковы важнейшие черты личности Савельича? Почему роман А.С. Пушкина называется «Капитанская дочка»? Почему русский бунт в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» назван «бессмысленным» и «беспощадным»? Чем интересна личность Пугачева автору и главному герою романа «Капитанская дочка»? А.С.Пушкин «Цыганы». Темы для сочинений. 1. В чём противоположны жизненные позиции Алеко и старого цыгана? 2. Каково значение образа старого цыгана в поэме А.С. Пушкина «Цыганы»? 3. Почему Алеко не смог ужиться в цыганском таборе? 4. Тема любви в поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Лирика А.С. Пушкина. Темы для сочинений. В чем своеобразие свободолюбивой лирики А.С. Пушкина? (На примере не менее двух 1 Создание характеристики Практик ум https://kp olyakov.s pb.ru/sch ool/oge.h tm 1 Уметь анализировать текст Практик ум https://kp olyakov.s pb.ru/sch ool/oge.h tm 1 Уметь анализировать информацию, Практик ум https://in foge.sdam 13 стихотворений по Вашему выбору.) 2. Как в лирике А.С. Пушкина развивается тема свободы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) 3. Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема дружбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) 4. Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) 5. Как в творчестве А.С. Пушкина отобразилось расставание поэта с романтизмом? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору.) 6. Как меняется понимание А.С. Пушкиным идеи свободы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) 7. Какие «чувства добрые» пробуждает пушкинская лирика? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.) 8. Какие особенности творчества А.С. Пушкина позволили современнику назвать его «властителем дум века»? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору) 9. Каким предстаёт лирический герой любовной поэзии А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) 10. Какой смысл вкладывает А.С. Пушкин в понятие «свобода»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) 11. Мир природы в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) 12. Тема Лицея и лицейского братства в произведениях А.С. Пушкина. (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору) 13. Человек и природа в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) Лермонтов М.Ю. « Герой нашего времени». Темы для сочинений. 1Своеобразие характера Печорина. Доказывает ли Печорин своей жизнью мысль о счастье как о «насыщенной гордости»? 2. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Мери? 3. Какие черты личности Печорина проявляются в истории его отношений с Верой? 4. Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой нашего времени»? 5. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют женские образы? 6. Кого можно назвать фаталистом в главе gia.ru/ 1 Создание собственного сочинения Практич https://in fеская работа oge.sdam gia.ru/ 14 «Фаталист»? 7. Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? 8. Почему Печорин одинок и несчастлив? 9. Своеобразие характера Печорина. 10. Тема дружбы и особенности её звучания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М.Ю. Лермонтов « Мцыри». Темы для сочинений. Как в исповеди Мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».) 2. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема жизни и смерти? 3. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» проявляются важнейшие черты романтизма? 4. Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с образом главного героя? По поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Темы для сочинений. 1. Как в произведениях М.Ю. Лермонтова раскрывается тема русской истории? (На примере стихотворения «Бородино» и поэмы «Песня… про купца Калашникова».) 2. Каково отношение автора поэмы к Калашникову и Кирибеевичу? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»). 3. Образ Кирибеевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня… про купца Калашникова». М.Ю. Лермонтов. Лирика. Темы для сочинений. В чём заключается своеобразие патриотизма М.Ю. Лермонтова? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.) 2. В чём своеобразие лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) 3. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется отношение поэта к Богу? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.) 4. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема поэта и поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) 5. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема предназначения поэта и его трагической судьбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) 6. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) 7. Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны тема любви и мотив одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) 1 Анализ лирического произведения Практик ум https://in foge.sdam gia.ru/ 15 8. Как связаны в поэзии М.Ю. Лермонтова размышления о творчестве и тема одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) Гоголь Н.В. « Мёртвые души», « Шинель», « Ревизор». Темы для сочинений. В чем своеобразие жанра «Мертвых душ» Н.В.Гоголя? 2. В чём состоит своеобразие финала первого тома поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»? 3. В чём схожи и чем различаются Коробочка и Плюшкин? 4.В чём схожи и чем различаются помещики Манилов и Ноздрёв? 5.Женские образы в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 6. Как «Повесть о Капитане Копейкине» связана с общей проблематикой поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»? 7. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» раскрывается внутренняя сущность Чичикова? 8. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» реализуется принцип «смеха сквозь слезы»? 9. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» представлена тема «мёртвых» и «живых» душ? 10. Как проявляется характер Чичикова в общении с помещицей Коробочкой? 11. Какие человеческие пороки обличает Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души»? 12. Каким предстает в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" губернский город? 13. Каким предстаёт Чичиков в сценах покупки мёртвых душ? 14. Какова роль «лирических отступлений» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»? 15. Каково отношение автора к главному герою поэмы «Мёртвые души»? 16. Образ Плюшкина и его роль в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 17. Почему «Мертвые души» Н.В. Гоголь назвал поэмой? 18. Почему афера Чичикова закончилась разоблачением? 19. Почему наибольшие затруднения при покупке мёртвых душ Чичиков испытывает с Коробочкой и Ноздрёвым? 20. Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать «мёртвыми душами»? 21. Почему только два героя «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя имеют биографию? 22. Сатирическое изображение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 23. Тема дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Почему повесть Н.В. Гоголя называется «Шинель»? 1 Сочинение Практик ум https://kp olyakov.s pb.ru/sch ool/oge.h tm 16 17 Каково отношение Н.В. Гоголя к главному герою повести «Шинель»? Каким предстаёт мир чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»? Каково значение немой сцены в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»? Тютчев Ф.И. Лирика. Темы для сочинений. Мастерство Ф.И. Тютчева в создании картин природы. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) Какое воплощение в лирике Ф.И. Тютчева получила мысль о «всеобщей одушевленности природы»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) 2. Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих стихотворениях? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) 3. Лирический герой поэзии Ф.И. Тютчева. 4. Мастерство Ф.И. Тютчева в создании картин природы. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) 5. Почему многие стихотворения Ф.И. Тютчева относят к философской лирике? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) 6. Почему Ф.И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) 7. Почему Ф.И. Тютчева называют поэтомромантиком? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) Фет А.А. Лирика. Темы для сочинений. В чём заключаются особенности изображения мира природы в лирике А.А. Фета? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.) 2. Как в лирике А.А. Фета раскрывается мысль о неразрывной связи человека и природы? (На примере не менее двух стихотворений по выбору учащегося.) 3. Как связаны темы любви и природы в лирике А.А. Фета? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) 4. Лирический герой поэзии А.А. Фета (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) 5. Почему А.А. Фета называют поэтом мгновения? (На примере не менее двух стихотворений поэта по Вашему выбору.) Как в лирике А.А. Фета раскрывается мысль о неразрывной связи человека и природы? (На примере не менее двух стихотворений по выбору учащегося) Из русской литературы 2 половины 19 века. Над чем и над кем смеётся А.П. Чехов? (На примере 1 Сопоставительны й анализ лирики Практик ум https://in foge.sdam gia.ru/ 1 Создание сочинения Практик ум https://kp olyakov.s одного-двух произведений по Вашему выбору.) Как в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» сочетаются смешное и грустное? Какие пороки обличает в своих сатирических сказках М.Е. Салтыков-Щедрин? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору.) Какой предстает Муза в лирике Н.А. Некрасова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) Как в поэзии Н.А. Некрасова раскрывается тема страданий народа? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) Каким предстаёт внутренний мир героя прозы Ф.М. Достоевского? (На примере одного произведения по Вашему выбору.) Из русской литературы 20 века. Сочинение 18 В. М. Шукшин « Срезал». Смысл названия рассказа 1 В.М. Шукшина «Срезал». Как вы понимаете идею рассказа В.М. Шукшина «Срезал»? М. А. Шолохов « Судьба человека» Почему автор называет Андрея Соколова «человеком несгибаемой воли»? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».) А.Т. Твардовский « Василий Тёркин» Изображение народного подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». Анализ 19 Лирика В.В. Маяковского. Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. (На 1 лирического и примере не менее двух произведений по Вашему прозаического выбору.) В чём В.В. Маяковский видит произведения предназначение поэта? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) Лирика С.А. Есенина. В чём особенности изображения природы в лирике С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору.) Какой предстает родная природа в лирике С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору.) А.И. Солженицын « Матрёнин двор». И.А. Бунин « Танька» Какой смысл вкладывает А.И. Солженицын в понятие «праведник»? Мир человеческой души в рассказе И.А. Бунина «Танька». 1.1.1.-1.2.1. Учимся создавать краткий аргументированный ответ на вопрос. Сопоставьте сцену из комедии Д.И. Фонвизина 2 Анализ фрагмента 20 «Недоросль» с монологом Фамусова из комедии ткста А.С. Грибоедова «Горе от ума». В чём принципиальное различие между воззрениями Стародума и Фамусова? pb.ru/sch ool/oge.h tm Прктику https://in fм oge.sdam gia.ru/ практик ум https://in foge.sdam gia.ru/ https://in foge.sdam gia.ru/ Как описание возможной «обыденной» судьбы Ленского соотносится с авторским размышлением из 6 главы поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»? 21 22 23 24 Сопоставьте стихотворение А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» с приведённым ниже стихотворением М.В.Ломоносова на ту же тему. Чем произведение А.С. Пушкина отличается от стихотворения М.В. Ломоносова? Сравните стихотворение « Памятник» Г. Р. Державина со стихотворением А.С. Пушкина. Определите общие и различные мотивы. Сопоставьте фрагмент поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» с фрагментом поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Сопоставьте фрагмент романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» со строфами из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В чём близки натуры Печорина и Онегина? Прочитайте отрывок из четвёртой главы поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души" и строфы из шестой главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Что сближает и что различает гоголевского Ноздрева и пушкинского Зарецкого? Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» с фрагментом стихотворения А.С. Пушкина «Осень». В чём схожи мотивы и образы стихотворения и фрагмента? Сравните стихотворение Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…» с фрагментом оды Г.Р. Державина «Бог». В чём схожи и чем различаются раздумья поэтов о человеке? Сопоставьте стихотворение А.А. Фета «Вечер» и стихотворение И.А. Бунина « Вечер». Что сближает эти произведения? В чём схожи и чем различаются картины зимы в стихотворениях А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы» и С.А. Есенина «Поёт зима – аукает»? Сопоставьте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» и Ф.И. Тютчева «29-е января 1837 года», посвящённые гибели А.С. Пушкина. Чем различается осмысление двумя поэтами сути случившейся трагедии? Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» с стихотворением А.К. Толстого «С ружьём за плечами, один, при луне…». Какие мотивы и образы сближают эти 2 Анализ лирического произведения практик ум https://fi pi.ru/oge/ otkrytyybankzadaniyoge 2 Анализ эпизода практик ум https://fi pi.ru/oge/ otkrytyybankzadaniyoge 2 Анализ лирического произведения практик ум 2 Анализ лирического произведения практик ум 25 26 27 стихотворения? Сопоставьте басню И.А. Крылова «Осёл и Соловей» с приведённым ниже стихотворением А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Какая проблематика объединяет оба произведения? Сопоставьте стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Море и утёс». Чем различается изображение моря в этих произведениях? Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К морю» со стихотворением А.Н. Апухтина «Прощание с деревней», приведённым ниже. В обоих произведениях звучит тема прощания. В чём различие этих прощаний? Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». В чём Вам видятся различия в настроении лирических героев этих произведений? Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» со стихотворением Ф.И. Тютчева «Silentium». Какие идеи сближают эти стихотворения? Пробный экзамен по литературе. 1 1 Анализ лирического произведения практик ум 3 Раздел 5. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема урока (занятия) ОГЭ по литературе. Список произведений, словарь устаревших слов. Изобразительно-выразительные средства художественного произведения. « Слово о полку Игореве». Из русской литературы 18 века. Державин Г.Р. Особенности лирики поэта. Из русской литературы первой половины 19 века. Крылов И.А. Басни. Д.И. Фонвизин «Недоросль». Темы сочинений. Н. М. Карамзин « Бедная Лиза». Темы сочинений. А.С. Грибоедов « Горе от ума». Темы сочинений. Жуковский В.А. Баллады. Стихотворение "Невыразимое" Пушкин А.С « Евгений Онегин». Темы сочинений А.С.Пушкин. Лирика. Поэмы Форма занятия (очно/д ист.) очно Дата План 01.09 очно очно очно очно очно очно очно очно очно 08.09 15.09 22.09 29.09 06.10 13.10 20.10 05.11 12.11 Факт 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Лирика М.Ю. Лермонтова. «песня про купца Калашникова», «Мцыри» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Н.В.Гоголь. «Ревизор», «Петербургские повести» Н.В.Гоголь «мёртвые души» Ф.И.Тютчев. Лирика. А.А.Фет. Лирика Русская литература второй половины 19 века Из русской литературы 20 века Лирика В.Маяковского, С.Есенина. Проза И.Бунина. А.Солженицына Сопоставление сцены из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» с монологом Фамусова из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Сопоставление сцены из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» с монологом Фамусова из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». очно очно 19.11 очно очно очно очно очно очно очно 03.12 10.12 17.12 24.12 07.01 14.01 Сопоставление стихотворения А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» со стихотворением М.В.Ломоносова очно Два «Памятника». Г.Р.Державин, А.С.Пушкин Анализ фрагментов произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя Анализ фрагментов произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя Сопоставительный анализ стихотворений А.Фета, С.Есенина, Ф.Тютчева, И. Бунина Сопоставительный анализ стихотворений А.Фета, С.Есенина, Ф.Тютчева, И. Бунина Сопоставительный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» и Ф.И. Тютчева «29-е января 1837 года» Сопоставительный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» и стихотворения А.К. Толстого «С ружьём за плечами, один, при луне…» Сопоставительный анализ эпического и лирического произведений Сопоставительный анализ поэтических текстов Пробный экзамен по литературе Пробный экзамен по литературе Пробный экзамен по литературе очно очно 26.11 21.01 очно 28.01 очно 04.02 11.02 18.02 25.02 очно 04.03 очно 11.03 очно 18.03 очно 25.03 очно 08.04 очно 15.04 очно очно очно очно 22.04 29.04 06.05 13.05 Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса. Литература: Для учителя: 1. ОГЭ 2022г. Литература. Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий. Марьина О.Б., Кузанова О.А. 2. ОГЭ 2022. Литература. Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий. Марьина О.Б., Кузанова О.А. М.: 2019. - 64 с. 3. ОГЭ 2023. Литература. 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Федоров А.В., Зинина Е.А. 4. ОГЭ 2023. Литература. Готовимся к итоговой аттестации. Ерохина Е.Л. 5. ОГЭ 2019. Литература. Справочник. Багге М.Б., Белова М.Г. Для учащихся: И.Н. Сухих. Русская литература для всех. Журнал критики и литературоведения. Вопросы литературы. Справочники: О.И. Нестерова. ОГЭ Литература. Универсальный справочник. М.В. Ткачева. Литература. В.А. Титов, Т.Г. Маланка, Л.Х. Насрутдинова. Наглядный справочник для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Е.А. Титаренко, Е.Ф. Хадыко. Литература в таблицах. А.В. Фёдорова, Е.А. Зинина. ОГЭ по литературе 2024. 30 тренировочных вариантов. ПРИЛОЖЕНИЯ ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ ● Сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/). ● Федеральный институт педагогических измерений (http://www.fipi.ru/). Приложение . Оценочные материалы курса внеурочной деятельности в сборниках подготовки к ОГЭ