Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом Приказ № 277 от 31.08.2023 Протокол № 7 от 31.08.2023 г. . Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литература на пять» Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 17-18 лет Срок реализации: 1 год Педагог: учитель русского языка и литературы Пикалёво 2023 год Содержание Раздел 1.Пояснительная записка. 1.1.Нормативно - правовая база. 1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности. 1.3. Цель и задачи курса 1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ 1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности: 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов. Раздел 4. Тематическое планирование Раздел 5. Календарно-тематическое планирование Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса. . Оценочные материалы курса внеурочной деятельности Раздел 1.Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности: Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литература на пять» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования); - ПисьмомМинпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; - Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности обучающихся - Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); - Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.368521). - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. - Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. - Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГ-МП-42216 « Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности». Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – формирование интереса к книге, к художественной литературе. Цель программы: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателей, рассмотреть основные литературоведческие термины применительно к изучаемым произведениям. Задачи программы: выработать у учащихся интерес к жизни и творчеству изучаемых в школе произведений. изучить жизнь и творчество всемирно известных писателей; обучить учащихся грамотному составлению сценария планируемого мероприятия. развивать интерес учащихся к изучению биографии всемирно известных писателей; развивать коммуникативные навыки учащихся; развивать сценические навыки учащихся. воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений; воспитывать у учащихся бережное отношение к книгам. Сроки реализации программы –1год. Наполняемость группы – от 15 человек. Режим занятий: - количество часов за учебный год –34 часа , 1 занятие в неделю - продолжительность занятия – 45 мин. Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных технологий. Форма организации деятельности: групповая. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. 1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ Курс внеурочной деятельности « Литература на пять» реализуется в рамках образовательной программы ООО через план внеурочной деятельности и входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво » курс внеурочной деятельности изучается в 11 классах. На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников. Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащихся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ЕГЭ. Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ в бумажном и электронном виде. Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ЕГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса. 1.3. Формы учёта Программы воспитания. Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной деятельности « Высокие технологии» в следующих формах: - побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятии предметов, явлений, событий через: - обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на занятии; на представителей ученых, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков; -использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе -включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия. -применение интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся. -применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися. -выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания. -инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. -установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды. Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности Блок №1 Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Великая сила притчи. Притча о блудном сыне. Содержание, сюжет, смысл. Блок №2 Эти непростые 30-е годы. «Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье». Блок №3 Годы репрессий. «Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Тема памяти живых и погибших. Блок №4 Остаться человеком в пламени войны. Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» . Женщина и война .Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза» В.Закруткин «Матерь человеческая» Углубление темы Вов в современной литературе. Духовные истоки массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны. Блок №5 Береги в себе человека. Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями. Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас». Б.Екимов «Ночь исцеления». Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина. О нравственности языком поэзии. Блок №6 Человек и природа. Тема «Человек и природа в современной литературе». Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина, В Астафьева. Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы. Красота природы «врачует» душу человека. Человек, природа и будущее цивилизации. Публицистичность и лиризм произведений В. Распутина «Прощание с Матёрой», В.Астафьева « Царь-рыба». Экологические и нравственные проблемы современности. Блок №7 Современная авторская песня. Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Актуальность творчества. Юбилей В.Высоцкого (январь)-открытое мероприятие. Блок №8 Написание учебно-исследовательских работ . Блок №9 Человек на Земле. Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др. Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда» Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение ( проблема жизненного выбора). Блок №10 Д.С.Лихачёв «Письма о добром и вечном». 45 писем, изучение важных по проблематике. Блок №11 Сочинения разных жанров. Блок №12. Литературная гостиная. Поэтический вечер, посвящённый юбилею Ф.И.Тютчева 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности «Литература на пять» с русским языком, мировой художественной культурой, музыкой, изобразительным искусством, историей. В практике реализации курса используются метапредметные технологии: -проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. -интерактивное обучение –обучение через опыт. В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности « Литература на пять» формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые. Метапредметные связи развивают интеллектуальный и познавательный интерес обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности. Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Программа обеспечивает достижение девятиклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты: — уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; — уметь самостоятельно работать с новым произведением; — уметь работать в парах и группах, участвовать в, литературных играх; — уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; — участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; — оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; — высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; — участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; — соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. Метапредметные результаты: — отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; — ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); — составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; — пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Предметные результаты: — осознавать значимость чтения для личного развития; — формировать потребность в систематическом чтении; — использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); — уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; — пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Основные виды деятельности учащихся Основными видами деятельности учащихся на занятиях являются: знакомство с новинками художественной литературы; творческие работы; литерат урные игры, викторины, КВНы; литерат урно-музыкальные композиции . Обучающийся научится: 1. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: ● выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство; ● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; ● выделять явление из общего ряда других явлений; ● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; ● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; ● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; ● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; ● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: ● обозначать символом и знаком предмет и/или явление; ● определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; ● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; ● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; 3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: ● находить в тексте требуемую информацию; ● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; ● резюмировать главную идею текста; ● преобразовывать текст; ● критически оценивать содержание текста. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Обучающийся сможет: ● определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; ● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; ● оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; ● устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; ● сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: ● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; ● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; ● оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности. 2. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: ● наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; ● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; ● принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; ● самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ● ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Обучающийся научится: 1. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: ● определять возможные роли в совместной деятельности; ● играть определенную роль в совместной деятельности; ● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; ● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; ● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии; ● критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; ● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; ● выделять общую точку зрения в дискуссии; ● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; ● организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). 2. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Обучающийся сможет: ● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; ● отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); ● представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности; ● соблюдать нормы публичной речи; ● высказывать и обосновывать мнение (суждение); ● принимать решение в ходе диалога; ● делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации. 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающиесяс ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по информатике, математике. Портфолио обучающихся Раздел 4. Тематическое планирование ( с указанием часов по каждой теме, форм проведения занятий и возможным использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по разделам, блокам) № Раздел, тема п Ч Основные виды деятельности ученика Форма провед ЦОР (на уровне учебных действий) / ения Блок №1 Нравственная сила древнерусской литературы 1 Владеть умением Лекция https://i 1 работать с книгой, + nfОбзор произведений. Великая сила притчи. пользуясь алгоритмом практи еge.sda Притча о блудном сыне. Содержание, учебных действий кум сюжет, смысл. mgia.ru / Блок №2 Эти непростые 30-е годы 2 Владение навыком Практи https://i «Так это было на Земле». Тема самостоятельно работать кум nf«раскрестьянивания» в романах с новым произведением еge.sda 2 Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова mgia.ru «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем / счастье». Блок №3 Годы репрессий «Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков 3 «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Тема памяти живых и погибших. 2 Блок №4 4 Остаться человеком в пламени войны 5 Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» . Женщина и война .Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза» В.Закруткин «Матерь человеческая» Углубление темы Вов в современной литературе. Духовные истоки массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны. Владение навыком Лекция https://i самостоятельно работать + nfс новым произведением практи еge.sda кум mgia.ru / Блок №5 Береги в себе человека Владение умением участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения Практи https://i ческая nfработа еge.sda mgia.ru / 5 Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями. Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас». Б.Екимов «Ночь исцеления». Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина. О нравственности языком поэзии. Блок №6 6 7 Умение выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию 4 Умение высказывать Лекция https:// своё суждение об + kpolyak оформлении и структуре практи ov.spb.r книги; кум u/schoo участвовать в конкурсах l/еge.ht чтецов и рассказчиков m 3 Отбирать произведения Практи https://i по теме, жанру и ческая nfавторской работа еge.sda принадлежности mgia.ru Современная авторская песня Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Актуальность творчества. Блок №8 Написание учебно-исследовательских работ 3 Владение навыками анализа произведения; 8 Сочинение построение собственного высказывания Блок №9 9 практи кум https://i nfеge.sda mgia.ru Человек на Земле Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др. Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда» Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение ( проблема жизненного выбора). Блок №10 Лекция https://i nfеge.sda mgia.ru / Человек и природа Тема «Человек и природа в современной литературе». Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина, В Астафьева. Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы. Красота природы «врачует» душу человека. Человек, природа и будущее цивилизации. Публицистичность и лиризм произведений В. Распутина «Прощание с Матёрой», В.Астафьева « Царь-рыба». Экологические и нравственные проблемы современности. Блок №7 3 3 Оценивать поведение Лекция https:// героев с точки зрения + kpolyak морали, формировать практи ov.spb.r свою этическую кум u/schoo позицию l/еge.ht m 2 Оценивать поведение Лекция https:// героев с точки зрения + kpolyak морали, формировать практи ov.spb.r свою этическую кум u/schoo позицию; работать в l/еge.ht парах и группах m 4 Владение навыками составления текстов разных жанров 2 Участие в конкурсах Практи https://i чтецов и рассказчиков ческая nfработа еge.sda mgia.ru / В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» . 45 писем, изучение важных по проблематике 10 Блок №11 Сочинения разных жанров Написание сочинений из перечня тем ФИПИ 11 Блок №12 Литературная гостиная Поэтический вечер, посвящённый юбилею Ф.И.Тютчева 12 Практи кум Раздел 5. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема урока (занятия) Обзор произведений. Великая сила притчи. Притча о блудном сыне. Содержание, сюжет, смысл. «Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье». «Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье». «Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Тема памяти живых и погибших. Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». «Написанная кровью сердца …» Духовные истоки массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны. Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» . Женщина и война .Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза» В.Закруткин «Матерь человеческая» Углубление темы Вов в современной литературе. Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Форма занятия (очно/дист.) очно Дата План 7.09 очно 14.09 очно 21.09 очно 28.09 очно 05.10 очно 12.10 очно очно очно очно очно 19.10 26.10 07.11 14.11 21.11 Факт 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями. Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина. О нравственности языком поэзии. Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас». Б.Екимов «Ночь исцеления». Проблема совестливости человека. Тема «Человек и природа в современной литературе». Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина, В Астафьева. Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы. Красота природы «врачует» душу человека. Человек, природа и будущее цивилизации. Публицистичность и лиризм произведений В. Распутина «Прощание с Матёрой», В.Астафьева « Царь-рыба». Экологические и нравственные проблемы современности. Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Актуальность творчества Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Актуальность творчества Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Актуальность творчества Сочинение Сочинение Сочинение Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др. Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда» Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» . 45 писем, изучение важных по проблематике В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» . 45 писем, изучение важных по проблематике Написание сочинений из перечня тем ФИПИ Написание сочинений из перечня тем ФИПИ Написание сочинений из перечня тем ФИПИ Написание сочинений из перечня тем ФИПИ Поэтический вечер, посвящённый юбилею Ф.И.Тютчева Поэтический вечер, посвящённый юбилею Ф.И.Тютчева очно очно 28.11 05.12 очно 12.12 очно очно 19.12 26.12 очно 09.01 очно очно очно 16.01 23.01 30.01 очно очно очно очно 06.02 13.02 20.02 очно очно 05.03 27.02 12.03 очно очно очно очно очно очно очно очно 19.03 09.04 16.04 23.04 30.04 07.05 14.05 21.05 Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса. УМК для учителя: 1. Вознесенская Т.И., Сушилина И.К., Щепакова Т.А. Русская литература XIX–XX веков: Конспективное изложение программных тем. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд–во МГУП, 2000. 2. Скубачевская Л.А. ЕГЭ. Литература: универсальный справочник. – М.: Яуза-пресс, 2013 Список литературы для обучающихся: Все герои произведений русской литературы. Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп; 000 •Издательство АСТ•, 1997. Все произведения школьной программы в кратком изложении. Русская литература. Авт.-сост. И. О. Родин, Т. М. Пименова.— М.: "Родин и компания", ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1999. Русская литература XIX века. (Вторая половина). 10 кл. Хрестоматия художеств. произведений. В 2 ч. /Сост. В. П. Журавлев. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2000. Русские поэты XIX века. Хрестоматия. – М.: Флинта-Наука, 2004. ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ ● Сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/). ● Федеральный институт педагогических измерений (http://www.fipi.ru/). – Портал дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ru). – Интерактивные курсы по основным предметам школьной программы. – Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/. Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам. – Московская электронная школа https://uchebnik.mos.ru/catalogue. Видеоуроки и сценарии уроков. – Интернет урок https://interneturok.ru/. Библиотека видеоуроков по школьной программе – ЯКласс https://www.yaklass.ru/. Видеоуроки и тренажеры. – Учи.ру https://uchi.ru/ — интерактивная образовательная онлайн-платформа. – Площадка Образовательного центра «Сириус» (http://edu.sirius.online). – Портал для подготовки обучающихся к участию во всероссийских проверочных работах “Решу ВПР” (https://vpr.sdamgia.ru/); – Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/). – Интерактивные рабочие тетради и тренажеры от онлайн-школы Skyeng, корпорац Приложение. Оценочные материалы курса внеурочной деятельности