Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом
Приказ № 277 от 31.08.2023
Протокол № 7 от 31.08.2023 г.
.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Математика с увлечением»
Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 13-14 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог: учитель математики
Емельянова Е.С.
Пикалёво 2023 год
Содержание
Раздел 1.Пояснительная записка.
1.1.Нормативно - правовая база.
1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
1.3. Цель и задачи курса
1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания
Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности:
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов.
Раздел 4. Тематическое планирование
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
Приложение. Оценочные материалы курса внеурочной деятельности
Раздел 1.Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности:
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности «Математика с увлечением»
разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ-
1290/03
«О
направлении
методических
рекомендаций»
(Информационно
методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках
реализации
обновленных
федеральных
государственных
образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования);
- Письмом Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий
«Разговоры о важном»;
- Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности
обучающихся
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов
среды
обитания»,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее - СанПиН 1.2.368521).
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р.
- Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
-
Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГМП-42216 « Об участии учеников муниципальных и государственных школ
Российской Федерации во внеурочной деятельности».
Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности –
общеинтеллектуальное
Рабочая программа составлена на основе программы внеурочной деятельности
«Занимательная математика», которая относится к общеинтеллектуальному направлению
реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. - Авторский коллектив: Жигулев Л.
А., заслуженный учитель РФ, доцент кафедры физико-математического образования СПБ
АППО, Лукичева Е. Ю., к.п.н., доцент заведующий кафедрой физико-математического
образования СПБ. – 2016. «Занимательная математика», авторы-составители: Яковлева Т.
В.
Цель программы: создать условия для повышения уровня математической
культуры учащихся.
Задачи программы:
Программа
учитывает
возрастные,
общеучебные
и
психологические
особенности младшего школьника.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь
мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные
возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы,
расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических
задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной
деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему
интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы
является
и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать,
решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной
позиции по определенному вопросу. Организация внеклассной работы позволяет выявить
индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной
заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям
школьников и
предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая
учебную мотивацию.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам
применения знаний, которые пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных
задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных
олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Новизна
данного курса заключается в том, что на занятиях происходит
знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно
со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для
успешного решения учебных и жизненных проблем.
Форма организации курса внеурочной деятельности:
теоретические занятия
игровые занятия на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины,
составление кроссвордов и др.);
самостоятельное решение задач по теме занятия;
работа в парах, взаимопроверка;
постановка проблемной задачи и совместное ее решение;
решение задач занимательного характера;
разбор заданий математических олимпиад и конкурсов;
конкурсы и соревнования по решению математических задач, олимпиады.
Формы проведения промежуточной аттестации результатов внеурочных
занятий: олимпиада
Сроки реализации программы –1год.
Наполняемость группы – от 15 человек.
Режим занятий:
- количество часов за учебный год –34 часа , 1 занятие в неделю
- продолжительность занятия – 45 мин.
Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных
технологий.
Форма организации деятельности: групповая.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и
практический материал.
1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
Курс внеурочной деятельности «Математика с увлечением» реализуется в рамках
образовательной программы СОО через план внеурочной деятельности и входит в
часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №3 г. Пикалёво» курс внеурочной
деятельности изучается в 7 классах.
На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
1.3. Формы учёта Программы воспитания.
Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе
и через использование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной
деятельности «Математика с увлечением» в следующих формах:
- побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятии предметов, явлений, событий через:
- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на занятии ; на представителей ученых, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
-использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной
деятельности
для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных
и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
-включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
занятия.
-применение интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся.
-применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
-выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания.
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
-установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС
Отличительной особенностью данной образовательной программы является
то, что программа «Математика с увлечением» предусматривает углубление знаний
учащихся, получаемых ими при изучении основного курса, развитие познавательного
интереса к предмету, любознательности, смекалки, расширение кругозора.
построены
так,
чтобы
быть
для
учащихся
интересными,
Занятия
увлекательными
и
занимательными. Отбор содержания курса произведен в соответствии с выбранными
принципами параллельности и опережающей сложности. Отобрано большое количество
задач, для решения которых используются арифметические способы решения, что
позволяет учить учащихся логически мыслить, рассуждать, развивать речь. Материал
программы включает много нестандартных задач и способы их решения, что способствует
развитию школьников, формированию у них познавательного интереса не только к
решению задач вообще, но и самой математике.
Программа успешно реализуется в 7 классах в ходе усвоения предусмотренным
программой теоретическим материалом и проведением всех практических занятий,
учитывая возрастные и личностные особенности обучающихся; при использовании
разнообразного дидактического материала.
По окончании курса обучения обучающиеся должны научиться:
быстро считать, применять свои знания на практике, приобретать навыки
нестандартного мышления.
решать текстовые задачи занимательного и логического характера;
мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий;
использовать рациональный способ решения задач;
работать с чертежными инструментами;
анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях
из разных источников информации;
создавать
творческие
работы,
доклады
с
помощью
взрослых
или
самостоятельно;
вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности
самостоятельно или с помощью взрослых.
Реализация
курса
внеурочной
математической культуры учащихся
деятельности
по
повышению
уровня
способствует достижению обучающимися
более высоких академических и социальных результатов в образовательном
процессе.
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной
деятельности
Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности «Математика с
увлечением» с русским языком, историей, окружающим миром, обществознанием,
информатикой, технологией, литературой и т.п. через обучение общим приемам учебной
работы: различным техникам, схемам, таблицам.
В практике реализации курса используются метапредметные технологии:
-проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и
навыков.
-интерактивное обучение – обучение через опыт.
В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности « Знатоки»
формируются метапредметные умения:
аналитические,
учебно-информационные,
коммуникативно-речевые.
Метапредметные связи развивают интеллектуальный и познавательный интерес
обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности.
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение учащихся 6 классов следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
-ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить
примеры;
-умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
-коммуникативная
компетентность
в
общении
и
сотрудничестве
со
сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
-креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении
арифметических задач.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения курса:
-самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для
решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при
необходимости справочных материалов;
-познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;
-уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
-познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его
для решения задач математики и других областей деятельности;
-выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для
решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных
предметах;
-самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении
актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты
решения
задачи
с
учётом
ограничений,
связанных
с
реальными
свойствами
рассматриваемых процессов и явлений.
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа.
Ученик научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
сравнивать и упорядочивать натуральные числа;
выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные
приёмы вычислений, применение калькулятора;
использовать понятия и умения, связанные процентами, в ходе решения
математических задач, выполнять несложные практические расчёты.
Ученик получит возможность:
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными
от 10;
углубить и развить представления о натуральных числах;
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести
привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Измерения, приближения, оценки
Ученик научится:
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с
приближёнными значениями величин.
Ученик получит возможность:
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов
окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи
приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о
погрешности приближения.
Уравнения
Ученик научится:
решать простейшие уравнения с одной переменной;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и
изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим
методом;
Ученик получит возможность:
овладеть специальными приёмами решения уравнений;
уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из
математики, смежных предметов, практики;
Неравенства
Ученик научится:
понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением
неравенства;
применять аппарат неравенств, для решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
уверенно
применять
аппарат
неравенств,
для
решения
разнообразных
математических задач и задач из смежных предметов, практики;
Описательная статистика.
Ученик научится использовать простейшие способы представления и анализа
статистических данных.
Ученик получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора
данных при проведении опроса общественного мнения, представлять результаты опроса в
виде таблицы, диаграммы.
Комбинаторика
Ученик научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или
комбинаций.
Ученик получит возможность научиться некоторым специальным приёмам
решения комбинаторных задач.
Наглядная геометрия
Ученик научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и
пространственные геометрические фигуры;
распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность:
научиться
вычислять
объёмы
пространственных
геометрических
фигур,
составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.
Геометрические фигуры
Ученик научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их
взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их
конфигурации;
находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
решать несложные задачи на построение.
Ученик получит возможность:
научится пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего
мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их
конфигурации;
находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
решать несложные задачи на построение.
Измерение геометрических величин
Ученик научится:
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на
нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
вычислять площади прямоугольника, квадрата;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;
решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата.
Ученик получит возможность научиться:
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на
нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
вычислять площади прямоугольника, квадрата;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;
решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата.
Координаты
Ученик научится:
находить координаты точки.
Ученик получит возможность:
овладеть координатным методом решения задач.
Работа с информацией
Ученик научится:
заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы,
по рисунку;
выполнять действия по алгоритму;
читать простейшие круговые диаграммы.
Ученик получит возможность научиться:
устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах
таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью;
понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять
ее в виде текста (устного или письменного), числового выражения, уравнения;
выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа;
выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма,
дополнять незавершенный алгоритм;
строить простейшие высказывания с использованием логических связок «верно
/неверно, что ...»;
составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении
заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли
обучающиеся с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по русскому языку, окружающему миру, литературе и др.
Портфолио обучающихся
Раздел 4. Тематическое планирование
( с указанием часов по каждой теме, форм проведения занятий и возможным
использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по разделам,
блокам)
№
1
2
3
4
5
6
7
Тематическое планирование с указанием количества часов и ЦОРЫ
Тестирование online 5-11 классы http://www.kokch.kts.ru/cdo/
Открытый банк заданий по математике http://mathege.ru
Тема
Внеурочное занятие (содержание темы)
Анализ таблиц
практического
содержания.
Различные
способы решения
практических
задач,
представленных
таблицами.
Запись чисел с
использованием
разных систем
измерения.
Простейшие
текстовые задачи
практического
содержания
Простейшие
логические задачи
практического
содержания.
Анализ диаграмм
практического
содержания
Различные
способы решения
практических
задач,
представленных
диаграммами
Кол-во
часов
Беседа, дискуссия, лабораторная работа по теме: Анализ
таблиц практического содержания
2
Групповая работа, проектная работа по теме: Различные
способы решения практических задач, представленных
таблицами
2
Викторина, практические действия по теме: Запись чисел с
использованием разных систем измерения
2
Беседа, практические действия по теме: Простейшие
текстовые задачи практического содержания
2
Беседа, практические действия по теме: Простейшие
логические задачи практического содержания.
2
Лабораторная работа по теме: Анализ диаграмм
практического содержания
2
Групповая работа, проектная работа по теме: Различные
способы решения практических задач, представленных
диаграммами
2
8
9
10
11
12
13
14
Оценка
вычислений при
решении
практических
задач.
Представление
данных в виде
графиков
Различные
способы решения
практических
задач,
представленных
графиками
Решение задач
практического
содержания
разных типов.
Задачи на доли и
части (в том числе
исторические).
Применение
процентов при
решении задач.
Обучение
приёмам
рационального и
быстрого счёта.
Итого: 34 недели
Дискуссия, практические действия по теме: Оценка
вычислений при решении практических задач.
2
Лабораторная работа по теме: Представление данных в виде
графиков
2
Групповая работа, проектная работа по теме: Различные
способы решения практических задач, представленных
графиками
2
Практические действия, групповая работа по теме: Решение
задач практического содержания разных типов.
2
Викторина, практические действия, проектная работа,
групповая работа по теме: Задачи на доли и части (в том
числе исторические).
Групповая работа, практические действия по теме:
Применение процентов при решении задач о распродажах,
штрафах и голосовании.
Практические действия, групповая работа, проектная работа
по теме: Обучение приёмам рационального и быстрого
счёта.
4
2
4
34 часа
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
№
1
Тема
Анализ
таблиц
практи
ческого
содерж
ания.
Виды
деятель
ности
Беседа,
дискусс
ия,
лаборат
орная
работа
по теме:
Анализ
таблиц
практич
Ко
лво
ча
со
в
2
Планируемые результаты
Личност
ные
Метапред
метные
–
Формиро
вание
представл
ений о
математи
ке как
части
общечело
веческой
– Развитие
представле
ний о
математике
как форме
описания и
методе
познания
Предметные
Дата проведения
По
плану
Фактич
ески
2
Различ
ные
способ
ы реше
ния пр
актичес
ких
задач,
предста
вленны
х
таблиц
ами.
3
Запись
чисел с
использ
ование
м
разных
систем
измере
ния.
4
Просте
йшие
текстов
ые
задачи
практи
ческого
содерж
ания
еского
содержа
ния
Группов 2
ая
работа,
проектн
ая
работа
по теме:
Различн
ые
способы
решени
я практ
ических
задач,
представ
ленных
таблица
ми
Виктори 2
на,
практич
еские
действи
я по
теме:
Запись
чисел с
использ
ованием
разных
систем
измерен
ия
Беседа, 2
практич
еские
действи
я по
теме:
Простей
шие
текстов
ые
задачи
практич
еского
содержа
ния
культуры,
о
значимос
ти
математи
ки в
развитии
цивилиза
ции и
современ
ного
общества;
–
Развитие
логическо
го и
критическ
ого
мышлени
я,
культуры
речи,
способнос
ти к
умственн
ому
эксперим
енту;
–
Формиро
вание
интеллект
уальной
честности
и
объектив
ности,
способнос
ти к
преодоле
нию
мыслител
ьных
стереотип
ов,
вытекаю
щих из
обыденно
го опыта;
–
Воспитан
действител
ьности,
создание
условий
для
приобретен
ия
первоначал
ьного
опыта
математиче
ского
моделиров
ания;
–
Формирова
ние общих
способов
интеллекту
альной
деятельнос
ти,
характерны
х для
математик
ии
являющихс
я основой
познавател
ьной
культуры,
значимой
для
различных
сфер
человеческ
ой
деятельнос
ти;
–
Первонача
льные
представле
ния об
- знание понятия
таблица;
- умение
анализировать
таблицы; работать
с таблицами;
- умение
упорядочивать
данные;
-умение решать
задачи, где данные
записаны в
таблице.
- знание, что такое
число
- знание о системах
измерения
- умение
классифицировать
разные системы
измерения
- умение
записывать числа,
используя разные
системы измерения
-умение
анализировать и
исследовать задачи
-умение находить
план решения
задачи
-умение решать
простейшие задачи
-умение применять
знания на практике
5
Просте
йшие
логичес
кие
задачи
практи
ческого
содерж
ания.
6
Анализ
диагра
мм
практи
ческого
содерж
ания
7
Различ
ные
способ
ы реше
ния пр
актичес
ких
задач,
предста
вленны
х
диагра
ммами
8
Оценка
вычисл
ений
при
решени
и
практи
Беседа,
практич
еские
действи
я по
теме:
Простей
шие
логическ
ие
задачи
практич
еского
содержа
ния.
Лаборат
орная
работа
по теме:
Анализ
диаграм
м
практич
еского
содержа
ния
Группов
ая
работа,
проектн
ая
работа
по теме:
Различн
ые
способы
решения
практич
еских
задач,
представ
ленных
диаграм
мами
Дискусс
ия,
практич
еские
действи
я по
теме:
2
2
2
2
ие
качеств
личности,
обеспечив
ающих
социальн
ую
мобильно
сть,
способнос
ть
принимат
ь
самостоят
ельные
решения;
–
Формиро
вание
качеств
мышлени
я,
необходи
мых для
адаптаци
ив
современ
ном
информац
ионном
обществе;
–
Развитие
интереса
к
математи
ческому
творчеств
уи
математи
ческих
способнос
тей;
– Умение
ясно,
точно,
грамотно
излагать
свои
мысли в
устной и
идеях и о
методах
математик
и как
универсаль
ном языке
науки и
техники,
средстве
моделиров
ания
явлений и
процессов;
– Умение
видеть
математиче
скую
задачу в
контексте
проблемно
й ситуации
в других
дисциплин
ах, в
окружающ
ей жизни;
– Умение
находить в
различных
источниках
информаци
ю,
необходим
ую для
решения
математиче
ских
проблем,
представля
ть ее в
понятной
форме,
принимать
решение в
-знание, что такое
диаграмма
-умение
классифицировать
диаграммы
-умение
анализировать и
строить диаграммы
-умение применять
знания на практике
-знание, что такое
диаграмма
-умение
классифицировать
диаграммы
-умение
анализировать и
строить диаграммы
-умение применять
знания на практике
- знание понятия
диаграмма;
- умение
анализировать
диаграммы;
работать с
диаграммами;
- умение
упорядочивать
данные;
- умение решать
задачи с помощью
диаграмм.
- умение
анализировать
решение задачи
- умение оценивать
полученный
результат
- умение применять
ческих
задач.
9
Предст
авлени
е
данных
в виде
график
ов
10
Различ
ные
способ
ы реше
ния пр
актичес
ких
задач,
предста
вленны
х
график
ами
11
Решени
е задач
практи
ческого
содерж
ания
разных
типов
Оценка
вычисле
ний при
решении
практич
еских
задач.
Лаборат 2
орная
работа
по теме:
Предста
вление
данных
в виде
графико
в
Группов 2
ая
работа,
проектн
ая
работа
по теме:
Различн
ые
способы
решения
практич
еских
задач,
представ
ленных
графика
ми
Практич 2
еские
действи
я,
группов
ая
работа
по теме:
Решение
задач
практич
еского
содержа
ния
разных
типов.
письменн
ой речи,
понимать
смысл
поставлен
ной
задачи,
выстраив
ать
аргумента
цию,
приводит
ь
примеры
и
контрпри
меры;
–
Критично
сть
мышлени
я, умение
распознав
ать
логически
некоррект
ные
высказыв
ания,
отличать
гипотезу
от факта;
–
Представ
ление о
математи
ческой
науке как
сфере
человечес
кой
деятельно
сти, об
этапах ее
развития,
о ее
значимос
ти для
развития
цивилиза
ции;
условиях
неполной и
избыточно
й, точной и
вероятност
ной
информаци
и;
– Умение
понимать и
использова
ть
математиче
ские
средства
наглядност
и (графики,
диаграммы
, таблицы,
схемы и
др.) для
иллюстрац
ии,
интерпрета
ции,
аргументац
ии;
– Умение
выдвигать
гипотезы
при
решении
учебных
задач,
понимать
необходим
ость их
проверки;
– Умение
применять
индуктивн
ые и
дедуктивн
ые способы
свои знания на
практике
- знание, что такое
график;
- умение
представлять
данные в виде
графиков
- умение
исследовать и
анализировать
графики
- знание понятия
график;
- умение
анализировать и
исследовать
графики; работать с
графиками;
- умение
упорядочивать
данные;
- умение решать
задачи с помощью
графиков
- умение
анализировать
задачи
- умение находить
план решения
задачи
- умение
анализировать
решение задачи
12
Задачи
на доли
и части
(в том
числе
истори
ческие)
.
13
Приме
нение
процен
тов при
решени
и задач
Виктори
на,
практич
еские
действи
я,
проектн
ая
работа,
группов
ая
работа
по теме:
Задачи
на доли
и части
(в том
числе
историч
еские).
4
2
Группов
ая
работа,
практич
еские
действи
я по
теме:
Примене
ние
процент
ов при
решении
задач о
распрод
ажах,
штрафах
и
голосова
нии.
–
Креативн
ость
мышлени
я,
инициати
ва,
находчив
ость,
активност
ь при
решении
математи
ческих
задач;
–
Умение
контроли
ровать
процесс и
результат
учебной
математи
ческой
деятельно
сти;
–
Способно
сть к
эмоциона
льному
восприят
ию
математи
ческих
объектов,
задач,
решений,
рассужде
ний;
рассужден
ий, видеть
различные
стратегии
решения
задач;
–
Понимание
сущности
алгоритмич
еских
предписан
ий и
умение
действоват
ьв
соответств
ии с
предложен
ным
алгоритмо
м;
– Умение
самостояте
льно
ставить
цели,
выбирать и
создавать
алгоритмы
для
решения
учебных
математиче
ских
проблем;
– Умение
планироват
ьи
осуществля
ть
деятельнос
ть,
направленн
ую на
- умение
анализировать,
исследовать,
находить план
решения задачи (в
том числе
исторические)
- знание, что такое
проценты
- умение находить
проценты от числа
и число по его
процентам
- умение
переводить
проценты в число и
число в проценты
- умение решать
задачи с
процентами
решение
задач
исследоват
ельского
характера;
14
Обучен
ие
приёма
м
рацион
ального
и
быстро
го
счёта.
Практич 4
еские
действи
я,
группов
ая
работа,
проектн
ая
работа
по теме:
Обучени
е
приёмам
рациона
льного и
быстрог
о счёта.
-знание
конкретного
смысла сложения,
умножения,
вычитания деления
-знание приемов
рационального и
быстрого счета
-умение применять
знания на практике
Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
Жигулев Л. А., заслуженный учитель РФ, доцент кафедры физико-математического
образования СПБ АППО, Лукичева Е. Ю., к.п.н., доцент заведующий кафедрой физикоматематического образования СПБ. – 2016. «Занимательная математика», авторысоставители: Яковлева Т. В.
Список литературы для обучающихся
1.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
Под редакцией В.А.Горского. М. «Просвещение» 2011г.
2.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.:
«Просвещение» 2011г.
3.
Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002
4.
Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности:
Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1996.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М: Наука, Главная редакция физико-
5.
математической литературы, 1979.
Лоповок Л.М. Математика на досуге: Кн. для учащихся средн. школьного возраста.
6.
М.: Просвещение, 1981.
Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11
7.
классы): Учеб. Пособие, 2-е изд., испр. М.: Издат-школа, 2000.
8.
Турнир юных математиков Чувашии: 5-11 классы. Чебоксары, 2016.
9.
Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2013.
10.
Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. М.:
Просвещение, 2002.
Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и доп.
11.
М.: Айрис-пресс, 2014.
Фарков А.В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения. М.: Дрофа,
12.
2013.
1.
2.
3.
4.
5.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
https://resh.edu.ru/
https://videouroki.net/
https://learningapps.org/
https://infourok.ru/
https://www.youtube.com/
Приложение. Оценочные материалы курса внеурочной деятельности