Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом Приказ № 277 от 31.08.2023 Протокол № 7 от 31.08.2023 г. . Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика с увлечением» Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 13-14 лет Срок реализации: 1 год Педагог: учитель математики Емельянова Е.С. Пикалёво 2023 год Содержание Раздел 1.Пояснительная записка. 1.1.Нормативно - правовая база. 1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности. 1.3. Цель и задачи курса 1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ 1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности: 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов. Раздел 4. Тематическое планирование Раздел 5. Календарно-тематическое планирование Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса. Приложение. Оценочные материалы курса внеурочной деятельности Раздел 1.Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности: Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика с увлечением» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ- 1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования); - Письмом Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; - Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности обучающихся - Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); - Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.368521). - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. - Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. - Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГМП-42216 « Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности». Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное Рабочая программа составлена на основе программы внеурочной деятельности «Занимательная математика», которая относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. - Авторский коллектив: Жигулев Л. А., заслуженный учитель РФ, доцент кафедры физико-математического образования СПБ АППО, Лукичева Е. Ю., к.п.н., доцент заведующий кафедрой физико-математического образования СПБ. – 2016. «Занимательная математика», авторы-составители: Яковлева Т. В. Цель программы: создать условия для повышения уровня математической культуры учащихся. Задачи программы: Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем. Форма организации курса внеурочной деятельности: теоретические занятия игровые занятия на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.); самостоятельное решение задач по теме занятия; работа в парах, взаимопроверка; постановка проблемной задачи и совместное ее решение; решение задач занимательного характера; разбор заданий математических олимпиад и конкурсов; конкурсы и соревнования по решению математических задач, олимпиады. Формы проведения промежуточной аттестации результатов внеурочных занятий: олимпиада Сроки реализации программы –1год. Наполняемость группы – от 15 человек. Режим занятий: - количество часов за учебный год –34 часа , 1 занятие в неделю - продолжительность занятия – 45 мин. Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных технологий. Форма организации деятельности: групповая. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. 1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ Курс внеурочной деятельности «Математика с увлечением» реализуется в рамках образовательной программы СОО через план внеурочной деятельности и входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №3 г. Пикалёво» курс внеурочной деятельности изучается в 7 классах. На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. 1.3. Формы учёта Программы воспитания. Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной деятельности «Математика с увлечением» в следующих формах: - побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятии предметов, явлений, событий через: - обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на занятии ; на представителей ученых, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков; -использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе -включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия. -применение интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся. -применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися. -выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания. -инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. -установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды. Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что программа «Математика с увлечением» предусматривает углубление знаний учащихся, получаемых ими при изучении основного курса, развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, смекалки, расширение кругозора. построены так, чтобы быть для учащихся интересными, Занятия увлекательными и занимательными. Отбор содержания курса произведен в соответствии с выбранными принципами параллельности и опережающей сложности. Отобрано большое количество задач, для решения которых используются арифметические способы решения, что позволяет учить учащихся логически мыслить, рассуждать, развивать речь. Материал программы включает много нестандартных задач и способы их решения, что способствует развитию школьников, формированию у них познавательного интереса не только к решению задач вообще, но и самой математике. Программа успешно реализуется в 7 классах в ходе усвоения предусмотренным программой теоретическим материалом и проведением всех практических занятий, учитывая возрастные и личностные особенности обучающихся; при использовании разнообразного дидактического материала. По окончании курса обучения обучающиеся должны научиться: быстро считать, применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления. решать текстовые задачи занимательного и логического характера; мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий; использовать рациональный способ решения задач; работать с чертежными инструментами; анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации; создавать творческие работы, доклады с помощью взрослых или самостоятельно; вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых. Реализация курса внеурочной математической культуры учащихся деятельности по повышению уровня способствует достижению обучающимися более высоких академических и социальных результатов в образовательном процессе. 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности «Математика с увлечением» с русским языком, историей, окружающим миром, обществознанием, информатикой, технологией, литературой и т.п. через обучение общим приемам учебной работы: различным техникам, схемам, таблицам. В практике реализации курса используются метапредметные технологии: -проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. -интерактивное обучение – обучение через опыт. В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности « Знатоки» формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые. Метапредметные связи развивают интеллектуальный и познавательный интерес обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности. Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Программа обеспечивает достижение учащихся 6 классов следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: -ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; -умение контролировать процесс и результат математической деятельности; -коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; -креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении арифметических задач. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения курса: -самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов; -познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике; -уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов; -познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности; -выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; -самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений. Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа. Ученик научится: понимать особенности десятичной системы счисления; сравнивать и упорядочивать натуральные числа; выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора; использовать понятия и умения, связанные процентами, в ходе решения математических задач, выполнять несложные практические расчёты. Ученик получит возможность: познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10; углубить и развить представления о натуральных числах; научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ. Измерения, приближения, оценки Ученик научится: использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин. Ученик получит возможность: понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения. Уравнения Ученик научится: решать простейшие уравнения с одной переменной; понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом; Ученик получит возможность: овладеть специальными приёмами решения уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики; Неравенства Ученик научится: понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства; применять аппарат неравенств, для решения задач. Ученик получит возможность научиться: уверенно применять аппарат неравенств, для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики; Описательная статистика. Ученик научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных. Ученик получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы. Комбинаторика Ученик научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций. Ученик получит возможность научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач. Наглядная геометрия Ученик научится: распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры; распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда; строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда; вычислять объём прямоугольного параллелепипеда. Ученик получит возможность: научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов; углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах. Геометрические фигуры Ученик научится: пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения; распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации; находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°; решать несложные задачи на построение. Ученик получит возможность: научится пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения; распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации; находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°; решать несложные задачи на построение. Измерение геометрических величин Ученик научится: использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла; вычислять площади прямоугольника, квадрата; вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур; решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата. Ученик получит возможность научиться: использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла; вычислять площади прямоугольника, квадрата; вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур; решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата. Координаты Ученик научится: находить координаты точки. Ученик получит возможность: овладеть координатным методом решения задач. Работа с информацией Ученик научится: заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы, по рисунку; выполнять действия по алгоритму; читать простейшие круговые диаграммы. Ученик получит возможность научиться: устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью; понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде текста (устного или письменного), числового выражения, уравнения; выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа; выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма, дополнять незавершенный алгоритм; строить простейшие высказывания с использованием логических связок «верно /неверно, что ...»; составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса. 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающиеся с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по русскому языку, окружающему миру, литературе и др. Портфолио обучающихся Раздел 4. Тематическое планирование ( с указанием часов по каждой теме, форм проведения занятий и возможным использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по разделам, блокам) № 1 2 3 4 5 6 7 Тематическое планирование с указанием количества часов и ЦОРЫ Тестирование online 5-11 классы http://www.kokch.kts.ru/cdo/ Открытый банк заданий по математике http://mathege.ru Тема Внеурочное занятие (содержание темы) Анализ таблиц практического содержания. Различные способы решения практических задач, представленных таблицами. Запись чисел с использованием разных систем измерения. Простейшие текстовые задачи практического содержания Простейшие логические задачи практического содержания. Анализ диаграмм практического содержания Различные способы решения практических задач, представленных диаграммами Кол-во часов Беседа, дискуссия, лабораторная работа по теме: Анализ таблиц практического содержания 2 Групповая работа, проектная работа по теме: Различные способы решения практических задач, представленных таблицами 2 Викторина, практические действия по теме: Запись чисел с использованием разных систем измерения 2 Беседа, практические действия по теме: Простейшие текстовые задачи практического содержания 2 Беседа, практические действия по теме: Простейшие логические задачи практического содержания. 2 Лабораторная работа по теме: Анализ диаграмм практического содержания 2 Групповая работа, проектная работа по теме: Различные способы решения практических задач, представленных диаграммами 2 8 9 10 11 12 13 14 Оценка вычислений при решении практических задач. Представление данных в виде графиков Различные способы решения практических задач, представленных графиками Решение задач практического содержания разных типов. Задачи на доли и части (в том числе исторические). Применение процентов при решении задач. Обучение приёмам рационального и быстрого счёта. Итого: 34 недели Дискуссия, практические действия по теме: Оценка вычислений при решении практических задач. 2 Лабораторная работа по теме: Представление данных в виде графиков 2 Групповая работа, проектная работа по теме: Различные способы решения практических задач, представленных графиками 2 Практические действия, групповая работа по теме: Решение задач практического содержания разных типов. 2 Викторина, практические действия, проектная работа, групповая работа по теме: Задачи на доли и части (в том числе исторические). Групповая работа, практические действия по теме: Применение процентов при решении задач о распродажах, штрафах и голосовании. Практические действия, групповая работа, проектная работа по теме: Обучение приёмам рационального и быстрого счёта. 4 2 4 34 часа Раздел 5. Календарно-тематическое планирование № 1 Тема Анализ таблиц практи ческого содерж ания. Виды деятель ности Беседа, дискусс ия, лаборат орная работа по теме: Анализ таблиц практич Ко лво ча со в 2 Планируемые результаты Личност ные Метапред метные – Формиро вание представл ений о математи ке как части общечело веческой – Развитие представле ний о математике как форме описания и методе познания Предметные Дата проведения По плану Фактич ески 2 Различ ные способ ы реше ния пр актичес ких задач, предста вленны х таблиц ами. 3 Запись чисел с использ ование м разных систем измере ния. 4 Просте йшие текстов ые задачи практи ческого содерж ания еского содержа ния Группов 2 ая работа, проектн ая работа по теме: Различн ые способы решени я практ ических задач, представ ленных таблица ми Виктори 2 на, практич еские действи я по теме: Запись чисел с использ ованием разных систем измерен ия Беседа, 2 практич еские действи я по теме: Простей шие текстов ые задачи практич еского содержа ния культуры, о значимос ти математи ки в развитии цивилиза ции и современ ного общества; – Развитие логическо го и критическ ого мышлени я, культуры речи, способнос ти к умственн ому эксперим енту; – Формиро вание интеллект уальной честности и объектив ности, способнос ти к преодоле нию мыслител ьных стереотип ов, вытекаю щих из обыденно го опыта; – Воспитан действител ьности, создание условий для приобретен ия первоначал ьного опыта математиче ского моделиров ания; – Формирова ние общих способов интеллекту альной деятельнос ти, характерны х для математик ии являющихс я основой познавател ьной культуры, значимой для различных сфер человеческ ой деятельнос ти; – Первонача льные представле ния об - знание понятия таблица; - умение анализировать таблицы; работать с таблицами; - умение упорядочивать данные; -умение решать задачи, где данные записаны в таблице. - знание, что такое число - знание о системах измерения - умение классифицировать разные системы измерения - умение записывать числа, используя разные системы измерения -умение анализировать и исследовать задачи -умение находить план решения задачи -умение решать простейшие задачи -умение применять знания на практике 5 Просте йшие логичес кие задачи практи ческого содерж ания. 6 Анализ диагра мм практи ческого содерж ания 7 Различ ные способ ы реше ния пр актичес ких задач, предста вленны х диагра ммами 8 Оценка вычисл ений при решени и практи Беседа, практич еские действи я по теме: Простей шие логическ ие задачи практич еского содержа ния. Лаборат орная работа по теме: Анализ диаграм м практич еского содержа ния Группов ая работа, проектн ая работа по теме: Различн ые способы решения практич еских задач, представ ленных диаграм мами Дискусс ия, практич еские действи я по теме: 2 2 2 2 ие качеств личности, обеспечив ающих социальн ую мобильно сть, способнос ть принимат ь самостоят ельные решения; – Формиро вание качеств мышлени я, необходи мых для адаптаци ив современ ном информац ионном обществе; – Развитие интереса к математи ческому творчеств уи математи ческих способнос тей; – Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и идеях и о методах математик и как универсаль ном языке науки и техники, средстве моделиров ания явлений и процессов; – Умение видеть математиче скую задачу в контексте проблемно й ситуации в других дисциплин ах, в окружающ ей жизни; – Умение находить в различных источниках информаци ю, необходим ую для решения математиче ских проблем, представля ть ее в понятной форме, принимать решение в -знание, что такое диаграмма -умение классифицировать диаграммы -умение анализировать и строить диаграммы -умение применять знания на практике -знание, что такое диаграмма -умение классифицировать диаграммы -умение анализировать и строить диаграммы -умение применять знания на практике - знание понятия диаграмма; - умение анализировать диаграммы; работать с диаграммами; - умение упорядочивать данные; - умение решать задачи с помощью диаграмм. - умение анализировать решение задачи - умение оценивать полученный результат - умение применять ческих задач. 9 Предст авлени е данных в виде график ов 10 Различ ные способ ы реше ния пр актичес ких задач, предста вленны х график ами 11 Решени е задач практи ческого содерж ания разных типов Оценка вычисле ний при решении практич еских задач. Лаборат 2 орная работа по теме: Предста вление данных в виде графико в Группов 2 ая работа, проектн ая работа по теме: Различн ые способы решения практич еских задач, представ ленных графика ми Практич 2 еские действи я, группов ая работа по теме: Решение задач практич еского содержа ния разных типов. письменн ой речи, понимать смысл поставлен ной задачи, выстраив ать аргумента цию, приводит ь примеры и контрпри меры; – Критично сть мышлени я, умение распознав ать логически некоррект ные высказыв ания, отличать гипотезу от факта; – Представ ление о математи ческой науке как сфере человечес кой деятельно сти, об этапах ее развития, о ее значимос ти для развития цивилиза ции; условиях неполной и избыточно й, точной и вероятност ной информаци и; – Умение понимать и использова ть математиче ские средства наглядност и (графики, диаграммы , таблицы, схемы и др.) для иллюстрац ии, интерпрета ции, аргументац ии; – Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходим ость их проверки; – Умение применять индуктивн ые и дедуктивн ые способы свои знания на практике - знание, что такое график; - умение представлять данные в виде графиков - умение исследовать и анализировать графики - знание понятия график; - умение анализировать и исследовать графики; работать с графиками; - умение упорядочивать данные; - умение решать задачи с помощью графиков - умение анализировать задачи - умение находить план решения задачи - умение анализировать решение задачи 12 Задачи на доли и части (в том числе истори ческие) . 13 Приме нение процен тов при решени и задач Виктори на, практич еские действи я, проектн ая работа, группов ая работа по теме: Задачи на доли и части (в том числе историч еские). 4 2 Группов ая работа, практич еские действи я по теме: Примене ние процент ов при решении задач о распрод ажах, штрафах и голосова нии. – Креативн ость мышлени я, инициати ва, находчив ость, активност ь при решении математи ческих задач; – Умение контроли ровать процесс и результат учебной математи ческой деятельно сти; – Способно сть к эмоциона льному восприят ию математи ческих объектов, задач, решений, рассужде ний; рассужден ий, видеть различные стратегии решения задач; – Понимание сущности алгоритмич еских предписан ий и умение действоват ьв соответств ии с предложен ным алгоритмо м; – Умение самостояте льно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математиче ских проблем; – Умение планироват ьи осуществля ть деятельнос ть, направленн ую на - умение анализировать, исследовать, находить план решения задачи (в том числе исторические) - знание, что такое проценты - умение находить проценты от числа и число по его процентам - умение переводить проценты в число и число в проценты - умение решать задачи с процентами решение задач исследоват ельского характера; 14 Обучен ие приёма м рацион ального и быстро го счёта. Практич 4 еские действи я, группов ая работа, проектн ая работа по теме: Обучени е приёмам рациона льного и быстрог о счёта. -знание конкретного смысла сложения, умножения, вычитания деления -знание приемов рационального и быстрого счета -умение применять знания на практике Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса. Жигулев Л. А., заслуженный учитель РФ, доцент кафедры физико-математического образования СПБ АППО, Лукичева Е. Ю., к.п.н., доцент заведующий кафедрой физикоматематического образования СПБ. – 2016. «Занимательная математика», авторысоставители: Яковлева Т. В. Список литературы для обучающихся 1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. М. «Просвещение» 2011г. 2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: «Просвещение» 2011г. 3. Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002 4. Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности: Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М: Наука, Главная редакция физико- 5. математической литературы, 1979. Лоповок Л.М. Математика на досуге: Кн. для учащихся средн. школьного возраста. 6. М.: Просвещение, 1981. Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 7. классы): Учеб. Пособие, 2-е изд., испр. М.: Издат-школа, 2000. 8. Турнир юных математиков Чувашии: 5-11 классы. Чебоксары, 2016. 9. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2013. 10. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. М.: Просвещение, 2002. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и доп. 11. М.: Айрис-пресс, 2014. Фарков А.В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения. М.: Дрофа, 12. 2013. 1. 2. 3. 4. 5. ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ https://resh.edu.ru/ https://videouroki.net/ https://learningapps.org/ https://infourok.ru/ https://www.youtube.com/ Приложение. Оценочные материалы курса внеурочной деятельности