Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом Приказ № 277 от 31.08.2023 Протокол № 7 от 31.08.2023 г. . Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практический курс речеведения» Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 14-15 лет Срок реализации: 1 год Педагоги: учитель русского языка Куприянова Л.А Пикалёво 2023 год 2 Содержание Раздел 1.Пояснительная записка. 1.1.Нормативно - правовая база. 1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности. 1.3. Цель и задачи курса 1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ 1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности: 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов. Раздел 4. Тематическое планирование Раздел 5. Календарно-тематическое планирование Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса. Приложение. Оценочные материалы курса внеурочной деятельности 3 Раздел 1.Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности: Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных Рабочая программа курса внеурочной деятельности«Высокие технологии» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Письмом Министерства образовательных просвещения стандартов начального федеральных общего и государственных основного общего образования); - ПисьмомМинпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; - Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности обучающихся - Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); - Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.368521). - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. - Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГМП-42216 « Об участии учеников утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности». Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – формирование 4 функциональной грамотности Цель программы: Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков: уроки-лекции; уроки применения знаний на практике; уроки навыков (тренировочные); уроки комплексного применения знаний. Задачи программы: 1. Формирование умения овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе). 2. Расширение знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки Развитие письменной и устной речи. 3. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей 4. Подготовка учащихся к выполнению задания ОГЭ. Создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле; 5. Активизировать познавательную деятельность школьниковконструирования текстов в жанре рецензии или эссе. Сроки реализации программы –1год. Наполняемость группы – от 15 человек. Режим занятий: - количество часов за учебный год –34 часа , 1 занятие в неделю - продолжительность занятия – 45 мин. Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных технологий. Форма организации деятельности: групповая. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. 1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ Курс внеурочной деятельности « Высокие технологии» реализуется в рамках образовательной программы ОООчерез план внеурочной деятельности и входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво » курс внеурочной 5 деятельности изучается в 8 классах. На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников. Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащихся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическими заданиями в формате ОГЭ. Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и электронном виде. Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий в формате ОГЭ. 1.3. Формы учёта Программы воспитания. Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной деятельности « Речеведческий анализ текста» в следующих формах: - побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятии предметов, явлений, событий через: - обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на занятии; на представителей ученых, связанных с 6 изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков; -использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующихзадач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе -включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия. -применение интерактивных форм работы, стимулирующихпознавательную мотивацию обучающихся. -применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися. -выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания. -инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решениятеоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,аргументирования и отстаивания своей точки зрения. -установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды. Раздел курса 2. Содержание внеурочной деятельности 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС Курс направлен на подготовку обучающихся ккачественной сдачи ОГЭ по русскому языку и состоит из 2 блоков. Блок 1. Учимся писать сжатое изложение и сочинение Первая часть работы. В 8 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить 7 комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие: — умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; — умение адекватно воспринимать авторский замысел; — умение вычленять главное в информации; — умение сокращать текст разными способами; — умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; —умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, обучающемуся необходимо, прежде всего, научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы обучающийся точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Обучающийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста. 2 блок. Творческие задания ОГЭ. Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (9.1-9.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию обучающихся, в частности, умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции. Реализация курса внеурочной деятельности по речеведческому анализу текста способствует достижению обучающимися более высоких академических и социальных результатов в образовательном процессе 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности 8 Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности« Речеведческий анализ текста» черезобучение общим приемам учебной работы: различным техникам,схемам, таблицам. В практике реализации курса используются метапредметные технологии: -проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. -интерактивное обучение –обучение через опыт. В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности « Высокие технологии» формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые. Метапредметные связи развиваютинтеллектуальный и познавательныйинтересобучающихся, побуждают к активномупознанию окружающей действительности. Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Программа обеспечивает достижение девятиклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: 1. Осознание этнической принадлежности, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. 9 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и классе в целом. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Обучающийся научится: 1. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: ● выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство; ● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; ● выделять явление из общего ряда других явлений; ● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; 10 ● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; ● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; ● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; ● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: ● обозначать символом и знаком предмет и/или явление; ● определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; ● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; ● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; 3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: ● находить в тексте требуемую информацию; ● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; ● резюмировать главную идею текста; ● преобразовывать текст; ● критически оценивать содержание текста. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. 11 Обучающийся научится: 1. Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности: ● идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; ● выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ● ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; ● формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; 2. Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: ● определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; ● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; ● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; ● составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); ● определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения. 3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: ● определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; ● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; 12 ● оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; ● устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; ● сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: ● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; ● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; ● оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: ● наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; ● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; ● принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; ● самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ● ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; 13 – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Обучающийся научится: 1. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: ● определять возможные роли в совместной деятельности; ● играть определенную роль в совместной деятельности; ● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; ● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; ● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии; ● критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; ● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; ● выделять общую точку зрения в дискуссии; ● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; ● организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). 2. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Обучающийся сможет: ● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; ● отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); ● представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности; ● соблюдать нормы публичной речи; ● высказывать и обосновывать мнение (суждение); ● принимать решение в ходе диалога; ● делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации. 14 : Предметные результаты на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать: 1.Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём: -осознание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; -осознание роли русского языка в жизни человека; -осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; -осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; -понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох; -осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика; -понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национальнокультурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их современных ситуациях речевого общения; -понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; -характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языкуисточнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие); -соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов; 15 -использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: 2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: -осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; -анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка; -обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; -стремление к речевому самосовершенствованию; -формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; -осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие; -соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:произношениеименсуществительных‚ прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий; -различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи; -различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы; -употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы; -понимание активных процессов в области произношения и ударения; -соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: правильность выбора слова,максимальносоответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением 16 и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма; -различение стилистических вариантов лексической нормы; употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы; употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы; различение типичных речевых ошибок; -редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи; -соблюдение основных грамматических норм современногорусского литературного языка: употребление заимствованныхнесклоняемых имен существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода; употребление заимствованных несклоняемых имён существительных; склонение русских и иностранных имен и фамилий; -определение типичных грамматических ошибок в речи; -различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚ деепричастий‚ наречий; -различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений; -правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом вариантов грамматической нормы; правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок; -соблюдение основных норм русского речевого этикета: -этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»; -соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета; -соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения; -использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии; 17 -использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета; -соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения; -понимание активных процессов в русском речевом этикете; соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе); соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе); -использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста; -использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста; -использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи. 3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): -владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; -умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста; -владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации; -владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки; 18 -создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении; создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме; -чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.); определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его сильных позиций; -создание объявлений (в устной и письменной форме); деловых писем; оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; -редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективностизанятий используются следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель обучающимсяпри выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающиесяс ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по информатике, математике. Портфолио обучающихся Раздел 4. Тематическое планирование 19 ( с указанием часов по каждой теме,форм проведения занятий и возможным использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по разделам, блокам) № п/ п 1 2 3 Тематическое планирование Раздел,темы Коли Вид Форма честв деятельности провед о ения часов Введение 2ч 1 Блок 1. Подготовка к Беседа с Лекция написанию изложения. элементами игры, миниисследование, парная, групповая работа Сжатое изложение. 12 ч выполнение Практи Приёмы компрессии. творческих ка заданий Блок2. задания. Творческие 4 Сочинение 10 5 Практический блок курса 10 Всего 34 ч Беседа с элементами игры, миниисследование, парная, групповая работа выполнение творческих заданий ЦОР https://nsportal.ru/shkola/m aterialy-kattestatsii/library/2013/11/0 8/szhatoe-izlozheniepriyomy-kompressii-teksta https://infourok.ru/razrabot ka-uroka-rr-podgotovka-knapisaniyu-szhatogizlozheniya-po-tekstupublicisticheskogo-stilya4105259.html Практи https://nsportal.ru/shkola/ru ка sskiyyazyk/library/2022/03/13/kri terii-otsenivaniyaizlozheniya-i-sochineniya-91-9-2-9-3 Лекция https://nsportal.ru/shkola/ko nsultatsii/library/2021/11/1 9/obuchenie-napisaniyusochineniya-oge-porusskomu-yazyku-9-3 выполнение творческих заданий 17 Приложение№1. . Календарно-тематическое планирование Календарно-тематическое планирование № Кол-во ча-сов Тема занятия 20 Форма План занятия факт очная 05.09 1 1ч 2 1ч очная 12.09 3 1ч очная 19.09 4 1ч очная 26.09 5 1ч очная 04.10 6 1ч очная 11.10 7 1ч очная 18.10 8 1ч 25.10 очная 9 1ч очная 08.11 10 1ч очная 15.11 11 1ч очная 22.09 12 1ч очная 29.11 13 1ч очная 06.12 14 1ч очная 13.12 15 1ч очная 20.12 16 1ч очная 27.12 17 1ч очная 10.01 18 19 20 21 1ч 1ч 1ч 1ч очная очная очная очная 17.01 24.01 31.01 07.02 Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий 1, 9.1, 9.2, 9.3. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия). Приёмы сжатия текста. Приём исключения. Сжатое изложение. Приёмы сжатия текста. Отработка приёма обобщения. Сжатое изложение. Приёмы сжатия текста Отработка приёма упрощения. Практическое применение приёмов компрессии при работе над текстом. Обучающее изложение по публицистическому тексту. Пробное изложение по публицистическому тексту. Структура сочинения 9.1. Критерии оценки задания. Лингвистический анализ художественного текста. Тезис к заданию 9.1. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Схемы сочинений задания 9.1. Сочинение в публицистическом стиле. Обучающее лингвистическое сочинение по публицистическому тексту. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания 9.2. и 9.3 Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Заключение в сочинении-рассуждении. Зачёт по выявлению художественноизобразительных средств. Обучающее сочинение- рассуждение по публицистическому тексту. Пробное сочинение – рассуждение по публицистическому тексту. Пробное лингвистическое сочинение по публицистическому тексту. Понимание текста. Целостность текста. Извлечение информации. Стили речи. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. 21 22 23 1ч 1ч очная очная 14.02 21.02 24 1ч очная 28.01 25 1ч очная 14.03 26 1ч очная 21.03 27 1ч очная 28.03 28 1ч очная 11.04 очная 18.04 очная 25.04 очная 16.05 Контрольное лингвистическое сочинение по публицистическому тексту. 23.05 30.05 Контрольное сочинение – рассуждение по публицистическому тексту. 29 30 31 2ч 2ч очная 32 33 34 2ч очная очная Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Контрольное изложение (аудиальный уровень) по публицистическому тексту. Техническое обеспечение: ● Операционная система. ● Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа. ● Программа-архиватор. ● Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронных таблиц и системы управления базами данных. ● Звуковой редактор. ● Система оптического распознавания текста. ● Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). ● Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного общения ● ● Простой редактор Web-страниц 22 Список литературы для обучающихся 1. Выразительные средства языка В.Приходько 2008 М, Изд.центр «Академия» 2. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. Д.Э.Розенталь 2003 М,»Оникс 21 век» 3. Ладыженская, Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1986. Интернет – ресурсы 1.http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/2013-02-03-10-53-18/sochineniya-2015goda/1821-metodicheskie-rekomendatsii-po-napisaniyu-sochineniya-15-3-oge 2.. https://saharina.ru/metod/gia/ 3.http:// www .fipi.ru «ФИПИ» / Открытый банк заданий 4. http://neznaika.pro/ «Незнайка» /Тесты. 5. http://gramotei.cerm.ru /онлайн -тренажёры/ Оценочные материалы по курсу внеурочной деятельности «Практический курс речеведения» для 8 класса Контроль за качеством усвоения материала предполагается осуществлять в виде письменного текущего контроля за год; текущего контроля в виде устного ответа. Написание сочинения предназначено для организации дифференцированного итогового и тематического контроля уровня усвоения учащимися. Письменная форма контроля знаний и умений способствует индивидуальному подходу, т.к. учащиеся сами выбирают тему сочинения. Проведение практикумов нацелено на практическое усвоение языкового материала. Предлагаемый зачет соотнесён с информацией курса и основан на привычных для учащихся видах работы, которые они выполняли на протяжении всего периода обучения. Проверяется умение приводить рассуждение на заданную тему, приводить примеры из текста и литературы, жизни. Работа должна отличаться практической грамотностью и фактической точности письменной речи , композиционной стройностью и завершенностью , не имеет фактических ошибок. За сочинение - 9 баллов + 5 баллов за практическую грамотность и фактическую точность письменной речи. Освоил – больше 7 и больше баллов, не освоил – меньше 7 баллов.