Рабочая программа КВД «Русский язык на пять» 6а кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

Приказ № 277 от 31.08.2023

Протокол № 7 от 31.08.2023 г.
.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
« Русский язык на 5»
6а класс

Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 12-13 лет

Срок реализации: 1 год
Педагог: учитель русского языка и
литературы Куприянова Л.А.

Пикалёво 2023 год

Содержание
Раздел 1.Пояснительная записка.
1.1.Нормативно - правовая база.
1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
1.3. Цель и задачи курса
1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания
Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности:
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов.
Раздел 4. Тематическое планирование
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.

Приложение.Оценочные материалы курса внеурочной деятельности

Раздел 1.Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности:
Рабочая программа курса

внеурочной деятельности«Высокие технологии» разработана в

соответствии с нормативно-правовыми документами:
-

Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ-1290/03
«О направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об
организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования);

-

ПисьмомМинпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий
«Разговоры о важном»;

-

Методическими

рекомендациями

по

формированию

функциональной

грамотности

обучающихся
-

Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);

-

Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.368521).

-

Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р.

- Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
- Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГ-МП-42216
« Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во
внеурочной деятельности».

Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – формирование
функциональной грамотности
Цель программы:повышение общей языковой культуры обучающихся,
создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению
дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и
фразеология»; формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова,
фразеологических единиц; проектирование индивидуального маршрута восполнения
проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»; формирование навыков
анализа результатов исследовательской и творческой деятельности
Задачи программы :
1.

Формирование умения овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

2. Расширение знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки
конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
3. Развитие письменной и устной речи.
4.

Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов
разных функциональных стилей

5. Подготовка учащихся к выполнению задания ОГЭ. Создавать положительную мотивацию
обучения на планируемом профиле;
6. Активизировать познавательную деятельность школьников;
Сроки реализации программы –1год.
Наполняемость группы – от 15 человек.
Режим занятий:
- количество часов за учебный год –34 часа , 1 занятие в неделю
- продолжительность занятия – 45 мин.
Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных
технологий.
Форма организации деятельности: групповая.
Вопросы,

рассматриваемые

на

занятиях, охватывают

как

теоретический,

так

и

практический материал.
1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
Курс внеурочной деятельности «

Русский язык на 5» реализуется в рамках

образовательной программы ОООчерез план внеурочной деятельности и входит в часть

учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво » курс внеурочной
деятельности изучается в 6 классах.
На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно
взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую
направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает
возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия
направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно
варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала
планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при
самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего
контроля учащихся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается
совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно
Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного
материала с тестовыми заданиями в бумажном и электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий. Перед разбором задач
сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том,
на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный
способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное
решение задач по мере освоения тем курса.

1.3. Формы учёта Программы воспитания.
Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе и
черезиспользование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной деятельности «
Русский язык на 5» в следующих формах:
- побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятии предметов, явлений, событий через:
- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые

изучаются в данный момент на занятии; на представителей ученых, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
-использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности
для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных

ценностей

через

подбор

соответствующихзадач

для

решения,

проблемных ситуаций для обсуждения в классе
-включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
занятия.
-применение интерактивных форм работы, стимулирующихпознавательную мотивацию
обучающихся.
-применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
-выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания.
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решениятеоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,уважительного отношения к
чужим идеям, публичного выступления,аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
-установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Наш родной язык (4 ч.)
1. Язык мой – друг мой.

Вступительное занятие. Цель, содержание работы кружка. Решение организационных
вопросов. Что такое язык? Что такое дружба? Зачем нужно дружить с языком? Беседа с
элементами игры.
2. Дорогой письменности.
Конкурсное игровое занятие. Углубление знаний о появлении письменности. Развитие
письменности.
3.Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Роль славянских просветителей в
развитии грамотности на Руси. Первая славянская азбука.
4. Экология слова.
Знакомство с термином «экология слова» через культуру художественной поэтической
речи. Родной язык – душа нации. Проблемы русского языка в современном обществе.
Слова – паразиты. Сквернословие. Заимствование. Молодёжный сленг и жаргонизмы.
Сокращение слова в письменной речи пользователей социальных сетей.
Раздел 2. Слово о словах (23 ч.)
5. Собирал человек слова…
В. И. Даль и его «Толковый словарь живого великорусского языка». Просмотр презентации.
.Работа со словарём В.И.Даля.
6. Имена вещей.
Знакомство с термином « лексика» и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми
словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся. Выполнение игровых
заданий.
7. В царстве смыслов много дорог.
Знакомство с многозначными словами, словами - омонимами. Способы и причины
образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных
слов и слов - омонимов». Игра «Прямое и переносное значение слов». Выполнение
творческих заданий. Загадки, шарады, лингвистические игры – исследования.
8. Как и почему появляются новые слова?
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми
словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Творческая работа.
9. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.
Понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с
различными

этимологическими

и

историческими

первоисточников слова. Выполнение занимательных заданий.
10. Об одном и том же - разными словами.

словарями.

Определение

Особенности синонимического ряда слов. Работа со словами - синонимами и правильным
употреблением их в речи. Загадки, шарады, лингвистические игры – исследования.
11. Как возникают названия.
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система
номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
12. Слова – антиподы.
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится
понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем
антонимов русского языка». Творческая мастерская письма.
13. Фразеологические обороты.
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические
обороты». Источники фразеологизмов. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов
в речи. Мини-исследование: «Фразеологизмы в произведениях русских писателей».
Творческие задания по теме. Выступления с сообщениями.
14. Словари «чужих» слов.
Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие
«устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения
этих слов.
15. Капитан и капуста.
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и
ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
16. Мы говорим его стихами.
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и
крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина и других писателей. Работа по
обогащению

словарного

запаса

учащихся.

Работа

с

текстами

художественных

произведений. Творческая мастерская письма.
17. Слова уходящие и слова–новички.
Изучение особенностей устаревших слов - архаизмов. Знакомство со словами - новичками.
Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Виды
неологизмов и виды архаизмов. Выполнение творческих заданий
18. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова.
Знакомство с понятием «паронимы». Виды паронимов и способы их образования.
Употребление паронимов в устной и письменной речи. Творческая мастерская письма.
19. Какой словарь поможет избежать ошибок?

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов.
Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в
устной и письменной речи.
20.Словарь - грамотей.
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении
орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем. Лингвистические
занимательные задания.
21. Научная этимология.
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Значение этимологического
словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая».
Раздел 3. «Что в имени тебе моем…» (5 ч.)
22. Какие бывают имена?
Знакомство с наукой «ономастика», с традиционными кличками животных на Руси.
Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных.
Работа со словарями. Творческая мастерская письма.
23. Смуглая Чернавка.
Особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми
русскими именами на примере произведений А. С. Пушкина. Значение древнерусских
имен.
24. Тайна имени.
Имена собственные. Сообщение учащихся о происхождении имён. Самопрезентация.
Решение лингвистических задач.
25. Отчество и фамилия.
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой
«антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С.
Михалкова.
26. Надо ли останавливаться перед зеброй?
Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении.
Использование уже имеющегося названия предмета. «Метафорическая номинация»
Раздел 4. Подведём итоги…(2 ч.)
27. «Своя игра»
Интеллектуальная игра по лексикологии и фразеологии.
28. Кружок «Родное слово». Итоговое занятие.

Подведение итогов работы кружка. «Открытый микрофон». Анкетирование.
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности
Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности « Русский язык на
5»» с

русским языком, литературой черезобучение общим приемам учебной

работы:

различным техникам,схемам, таблицам.
В практике реализации курса используются метапредметные технологии:
-проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и
:навыков.
-интерактивное обучение –обучение через опыт.
В процессе интеграции

предметов и курса внеурочной деятельности « Высокие

технологии» формируются метапредметные умения:
 аналитические,
 учебно-информационные,
 коммуникативно-речевые.
Метапредметные

связи

развиваютинтеллектуальный

и

познавательныйинтересобучающихся, побуждают к активномупознанию окружающей
действительности.
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение девятиклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса
1.

Осознание

этнической

принадлежности,

осознанное,

уважительное

и

доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию.
3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и
общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и классе в целом.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Обучающийся научится:
1.

Определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
●

выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять

их сходство;
●

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,

классифицировать и обобщать факты и явления;
●

выделять явление из общего ряда других явлений;

●

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных

явлений к общим закономерностям;

●

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом

общие признаки;
●

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

●

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и

применять способ проверки достоверности информации;
●

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать

вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
●

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

●

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать

данные логические связи с помощью знаков в схеме;
●

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

●

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный

ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
3.

Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:

●

находить в тексте требуемую информацию;

●

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,

структурировать текст;
●

резюмировать главную идею текста;

●

преобразовывать текст;

●

критически оценивать содержание текста.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие

коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Обучающийся научится:

1.

Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в

учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности:
●

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

●

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать

конечный результат;
●

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих

возможностей;
●

формулировать

учебные задачи как шаги достижения поставленной цели

деятельности;
2.

Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.
Обучающийся сможет:
●

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной

задачей и составлять алгоритм их выполнения;
●

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для

выполнения учебной и познавательной задачи;
●

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы

для решения задачи/достижения цели;
●

составлять

план

решения

проблемы

(выполнения

проекта,

проведения

исследования);
●

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной

задачи и находить средства для их устранения.
3.

Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
●

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых

результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
●

отбирать

инструменты

для

оценивания

своей

деятельности,

осуществлять

самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
●

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия

планируемого результата;

●

устанавливать

связь

между

полученными

характеристиками

продукта

и

характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
●

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

самостоятельно.
4.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
●

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

●

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из

цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
●

оценивать

продукт

своей

деятельности

по

заданным

или

самостоятельно

определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
5.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
●

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и

деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
●

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной

деятельности и делать выводы;
●

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

●

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить

способы выхода из ситуации неуспеха;
●

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или

параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обучающийся научится:

1.

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
●

определять возможные роли в совместной деятельности;

●

играть определенную роль в совместной деятельности;

●

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:

мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
●

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или

препятствовали продуктивной коммуникации;
●

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;

●

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать

ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
●

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

●

выделять общую точку зрения в дискуссии;

●

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с

поставленной перед группой задачей;
●

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,

распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
2.

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Обучающийся сможет:

●

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

●

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими

людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
●

представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;

●

соблюдать нормы публичной речи;

●

высказывать и обосновывать мнение (суждение);

●

принимать решение в ходе диалога;

●

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации.
Предметные результаты:



представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;



опознавание и анализ основных единиц языка, уместное употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения;



овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка



(орфоэпическими,

лексическими,

грамматическими,

орфографическими,

пунктуационными), нормами речевого этикета и использование при анализе текстов
художественной литературы.
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий используются следующие показатели:


степень помощи, которую оказывает учитель обучающимсяпри выполнении

заданий;


поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность

обеспечивают положительные результаты;


результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,

олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли
обучающиесяс ними самостоятельно;


косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение

качества успеваемости по информатике, математике.


Портфолио обучающихся

Раздел 4. Тематическое планирование
( с указанием часов по каждой теме,форм проведения занятий и возможным
использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по разделам,
блокам)
Тематическое планирование с указанием основных видов деятельности
№ п Назван Виды
/п
ие
деятельности
раздело
в
1.

Наш
родной
язык

Форма
проведен
ия

ча
сы

Беседа
с Лекция
4
элементами игры, +практика
конкурсное
игровое
занятие,
миниисследование,
парная, групповая

ЦОР

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2016/07/15/obobshcheniepedagogicheskogo-opyta-raboty

работа
1.

Слово о Просмотр
Лекция
23
словах презентаций,
+практика
работа
с
различными
словарями, анализ
текстов
художественных
произведений,
творческая
мастерская письма,
миниисследование,
выполнение
творческих
и
игровых заданий,
загадки, шарады,
лингвистические
игры
–
исследования,
выступления
с
сообщениями,
сравнение значения
слов,
лингвистическое
соревнование
1. «Что в
имени
тебе
моем…
»

Работа
со Лекция
5
словарями,
+практика
творческая
мастерская письма,
работа
с
художественными
текстами,
миниисследование,
решение
лингвистических
задач,
самопрезентация,
выступление
с
сообщениями

1. Подведё Интеллектуальная
Лекция
2
м
игра
по +практика
итоги… лексикологии
и
фразеологии,
«открытый
микрофон»,
анкетирование

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkiiyazyk/2017/03/20/razrabotka-uroka-russkogoyazyka-v-1-klasse-na-temu-slovo

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/06
/29/teoriya-i-praktika-masterskoy-tvorcheskogo-

https://nsportal.ru/shkola/klassnoerukovodstvo/library/2015/01/16/rolevaya-igraotkrytyy-mikrofon

Приложение№1. . Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Тема

Дата

Раздел 1. Наш родной язык
1. Язык мой – друг мой
1. Дорогой письменности
1. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки
1. Экология слова
Раздел 2. Слово о словах
1. Собирал человек слова…
1. Имена вещей
1. В царстве смыслов много дорог
1. В царстве смыслов много дорог
1. Как и почему появляются новые слова?
1. «Откуда катится каракатица?» О словарях,
рассказывают об истории слов
1. О словарях, которые рассказывают об истории слов.
1. Об одном и том же - разными словами
1.
Об одном и том же - разными словами.
1.
Как возникают названия
1.
Слова – антиподы
1.
Фразеологические обороты
1.
Источники фразеологизмов
1.
Словари «чужих» слов
1.
Капитан и капуста
1.
Мы говорим его стихами
1.
Мы говорим его стихами
1.
Слова уходящие и слова–новички
1.
Слова уходящие и слова–новички
1.
Паронимы, или «ошибкоопасные» слова
1.
Какой словарь поможет избежать ошибок?
1.
Словарь - грамотей.
1.
Научная этимология
Раздел 3. «Что в имени тебе моем…»
1.
Какие бывают имена?
1.
Смуглая Чернавка
1.
Тайна имени
1.
Отчество и фамилия.
1.
Надо ли останавливаться перед зеброй?
Раздел 4. Подведём итоги…
1.
Своя игра. Интеллектуальная

игра

по

Форма
занятия

План /факт

очная
очная
очная
очная

05.09
12.09
19.09
26.09

очная
очная
очная
очная
очная
которые очная

03.10
10.10
17.10
24.10
07.11
14.11

очная
очная
очная
очная
очная
очная
очная
очная
очная
очная
очная
очная
очная
очная
очная
очная
очная

21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12

лексикологии

очная
очная
очная
очная
очная
и очная

фразеологии
Кружок «Родное слово». Итоговое занятие

1.

очная

Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
Техническое обеспечение:
●

Операционная система.

●

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная

программа.
●

Программа-архиватор.

●

Интегрированное

офисное

приложение,

включающее

текстовый

редактор,

растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и
электронных таблиц и системы управления базами данных.
●

Звуковой редактор.

●

Система оптического распознавания текста.

●

Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
●

Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного

общения
●

Простой редактор Web-страниц

●
Список литературы для обучающихся
1. Выразительные средства языка В.Приходько 2008 М, Изд.центр «Академия»
2. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. Д.Э.Розенталь 2003 М,»Оникс
21 век»
3. Ладыженская, Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. - М.,
1986.
Интернет – ресурсы
1.http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/2013-02-03-10-53-18/sochineniya-2015goda/1821-metodicheskie-rekomendatsii-po-napisaniyu-sochineniya-15-3-oge
2.. https://saharina.ru/metod/gia/
3.http:// www .fipi.ru «ФИПИ» / Открытый банк заданий

4. http://neznaika.pro/ «Незнайка» /Тесты.
5. http://gramotei.cerm.ru /онлайн -тренажёры/

Оценочные материалы
по курсу внеурочной деятельности «Практический курс речеведения»
для 6 класса
Контроль за качеством усвоения материала предполагается осуществлять в виде
письменного

текущего

контроля

ответа. Написание сочинения

за

год;

текущего

контроля

в

виде

устного

предназначено для организации дифференцированного

итогового и тематического контроля уровня усвоения учащимися. Письменная форма
контроля знаний и умений способствует индивидуальному подходу, т.к. учащиеся сами
выбирают тему сочинения. Проведение практикумов нацелено на практическое усвоение
языкового материала. Предлагаемый зачет соотнесён с информацией курса и основан на
привычных для учащихся видах работы, которые они выполняли на протяжении всего
периода обучения. Проверяется умение приводить рассуждение на заданную тему,
приводить примеры из текста и литературы, жизни. Работа должна отличаться
практической грамотностью и фактической точности письменной речи , композиционной
стройностью и завершенностью , не имеет фактических ошибок. За сочинение - 9 баллов +
5 баллов за практическую грамотность и фактическую точность письменной речи. Освоил –
больше 7 и больше баллов, не освоил – меньше 7 баллов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».