Рабочая программа КВД «Русский язык с увлечением» 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

Приказ № 277 от 31.08.2023

Протокол № 7 от 31.08.2023 г.
.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Русский язык с увлечением»

Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 8-9 лет

Срок реализации: 1 год
Педагоги: учителя начальной школы
Косенкова Е.В.,
Долина О.Ю.,
Шитова О.Н. .

Пикалёво 2023 год

Содержание
Раздел 1.Пояснительная записка.
1.1.Нормативно - правовая база.
1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
1.3. Цель и задачи курса
1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания
Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности:
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные,

метапредметные

и

предметные

результаты

освоения

курса

деятельности
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов.
Раздел 4. Тематическое планирование
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.

внеурочной

Раздел 1.Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русский язык с увлечением» разработана
в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ-1290/03 «О

направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об
организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования);
- Письмом Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий

«Разговоры о важном»;
- Методическими

рекомендациями

по

формированию

функциональной

грамотности

обучающихся
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и

требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.368521).
-

Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р.

- Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
- Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГ-МП-42216 «
Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во
внеурочной деятельности»
Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Русский язык с увлечением»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе
начального общего образования.

Рабочая программа составлена на основе примерной авторской программы внеурочной
деятельности Е.В.Агаповой, Л.Н.Коваленко «Русский язык с увлечением» для 2 классов, М.:
Планета 2020 год .
Программа

«Русский

язык

с

увлечением» учитывает

возрастные,

общеучебные

и

психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: развитие интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание
бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими
богатствами.
Сроки реализации программы –1год.
Наполняемость группы – от 15 человек.
Режим занятий:
- количество часов за учебный год –34 часа , 1 занятие в неделю
- продолжительность занятия – 45 мин.
Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных
технологий.
Форма организации деятельности: групповая.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический
материал.
1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
Курс внеурочной деятельности «Русский с увлечением» реализуется в рамках образовательной
программы НОО через план внеурочной деятельности и входит в часть учебного плана,
формируемую участниками образовательных отношений.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво » курс внеурочной
деятельности изучается в 2 классах.
На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно
взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую
направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает
возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия
направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать
с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала
планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при
самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля

учащихся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с
учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно

1.3. Формы учёта Программы воспитания.
Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе и
черезиспользование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной деятельности «
Высокие технологии» в следующих формах:
- побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятии предметов, явлений, событий через:
- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на занятии; на представителей ученых, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
-использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности
для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующихзадач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе
-включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия.
-применение интерактивных форм работы, стимулирующихпознавательную мотивацию
обучающихся.
-применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
-выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания.
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного

решениятеоретическойпроблемы, генерирования и оформления собственных
гипотез,уважительного отношения к чужим идеям, публичного
выступления,аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
-установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС
Фонетика (6часов)
Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова.
Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова
и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских
писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов
из разрозненных слогов. Загадки-шарады.
Морфемика (6 часов)
Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах(строительный материал слова), их грамматических
особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление
пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу.
Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки.
Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.
Морфология (6 часов)
Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и
синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор
к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на
смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории.
Чайнворды.
Орфография (6 часов)
Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь.
Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных
слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных
слов.
Лексика (10 часов)
Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные
слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или словаперевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со
словами.

Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные,

метапредметные

и

предметные

результаты

освоения

курса

внеурочной деятельности
Программа

обеспечивает

достижение

второклассниками

следующих

личностных,

метапредметныхи предметных результатов.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским
языком;
-целостное восприятие окружающего мира;
-развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению
заданий;
-рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
-навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-формирование филологической компетентности;
-установка на бережное отношение к родному языку, понимание его красоты и многогранности.
Метапредметные
У учащихся будут сформированы:
-способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и
способы ее осуществления;
-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее выполнения определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
-способность использовать знаково-символические средства представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и
практических задач;
-использование речевых средств и средств информационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
-овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий причинно- следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права право каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в
соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
-овладение

базовыми

предметными

и

межпредметными

понятиями,

отражающими

существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в
том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного курса «Русский
язык»;
-умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на
себя ответственность за результаты своих действий;
-формирование навыков информационно-коммуникационной компетенции;
-любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Предметные
Предметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих
умений:
Иметь представление:
-о происхождении слов русского языка;
-о словарях русского языка (толковом, орфографическом, этимологическом, фразеологическом);
-о прямом и переносном значении слов;
-о многозначных и однозначных словах.
Знать термины: фонетика, морфемика, лексикология, транскрипция, словообразование, омонимы,
синонимы, антонимы, фразеологизмы, эпитет, анаграмма, чайнворд, шарада, калейдоскоп,
палиндром, криптограмма.
Уметь:
-применять алфавит в работе со словарями и каталогом;
-выполнять фонетический разбор слова;
-различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и однокоренные;
-определять орфограмму и объяснять правильное написание слова.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе может проводиться на
основе соответствия ученика следующим

требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального
окружения, общественно полезной деятельности;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории в
изучении предмета;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами
конкретного предмета;
- активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.

3.2. Система оценки достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий используются следующие показатели:


степень помощи, которую оказывает учитель обучающимсяпри выполнении заданий;



поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают

положительные результаты;


результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,

олимпиадных

заданий,

при

выполнении

которых

выявляется,

справляются

ли

обучающиесяс ними самостоятельно;


косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества

успеваемости русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др..
Портфолио обучающихся
Раздел 4. Тематическое планирование
( с указанием часов по каждой теме,форм проведения занятий и возможным использованием
цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по разделам, блокам)
№

Тема

Предмет
изучения

Раздел 1 «Фонетика» 6 ч.
1
По законам Что изучает
фонетика.
графики
Звуки и
буквы.

Ч

1

Характеристика деятельности
(формируемые умения)

- Узнают отличительные признаки

звуков и;
- научатся находить заданный звук в
начале, середине и конце слова;
- приводить примеры слов с этим

Форма
проведен
ия

Игра

ЦОР

https://inf
ourok.ru/tr
enazher_p
o_russko

звуком, различать звуки и буквы;
-приобретут умения определять звук по
его характеристике, группировать звуки
по заданному основанию.

2

По порядку Образование
становись! слов путём
расстановки
букв в
алфавитном
порядке

1

3

Буквы в
слове
переставим
-много
новых слов
составим!

Образование
слов путём
перестановки
букв в слове

1

4

Какие они
разные–
гласныесогласные

Различие
между
гласными и
согласными
звуками

1

5

Удар!Ещё
удар!

Определение
в слове
ударного
звука

1

6

Привет,
страна
Олимпия!

Наблюдение за
ролью
словесного
ударения.

1

- Познакомятся с алфавитом (азбукой),
его ролью в жизни людей;
- узнают о происхождении и значении
терминов алфавит и азбука;
- научатся правильно называть буквы в
алфавитном порядке, образовывать
слова путём расстановки букв в
алфавитном порядке;
- работать с памяткой «Алфавит».
- Научатся правильно называть буквы в
алфавитном порядке, образовывать
слова путём перестановки букв в
слове;
- работать с памяткой «Алфавит»;
- приобретут умение осуществлять
самостоятельно проверку задания.

Практиче
ские
действия

Игра

- Познакомятся со звуковыми образами
Игра
или звукописью;
- научатся выполнять транскрипцию
слов и предложений;
- научатся составлять предложения с
использованием звукописи;
- различать гласные и согласные звуки.
- Узнают, как определять ударение в
Игра
слове;
- научатся определять ударение в слове;
- различать ударные и безударные
слоги;
- правильно произносить слова;
- наблюдать над подвижностью
русского ударения;
- находить слова по заданной модели.
- Узнают о том, что в русском языке
Игра
есть слова, которые пишутся одинаково,
но произносятся по-разному и имеют
разный смысл;
- научатся находить слова, которые
пишутся одинаково, но произносятся
по-разному и имеют разный смысл;
- научатся изменять слово так, чтобы
безударный слог стал ударным;
- приобретут умения работать с
орфоэпическим словарём, находить в
нём нужную информацию о
произношении слова.

mu_yazyk
u._igraem
_so_zvuko
vichkom311871.ht
m
https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/6011/c
onspect/20
3479/

https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/6011/c
onspect/20
3479/
https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/4226/st
art/129901
/
https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/4220/st
art/201891
/

https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/4220/st
art/201891
/

Раздел2 « Морфемика» (6часов)
Знакомство с 1
Морфемы
и их роль в морфемами:
корень,
словах
окончание,
суффикс,
приставка.

7

Смотри в
корень!

Нахождение
в слове корня

9

К кому и
зачем
пристают
приставки?

Нахождение
в слове
приставки

1

10

Суффиксзвучит
загадочно

Нахождение
в слове
суффикса

1

11

Сложные
слова

Образование
сложных слов 1

12

Покой
морфемам
только
снится

Словообразов 1
ательные
цепочки

8

1

Раздел 3. Морфология (6часов)
13 Где живут Знакомство с 1
слова и как общим
онинаходят грамматическ
место?
им значением
слов

-Познакомятся с понятием морфема;
- научатся определять состав слова по
значимым морфемам;
- узнают схемы морфемного анализа
слова, для выполнения разбора слова
по составу.
-Различать однокоренные слова;
-группировать однокоренные слова (с
общим корнем), выделять в них корень;
-подбирать примеры однокоренных
слов;
-осуществлять последовательность
действий при выделении в слове корня.
-Наблюдать над правописанием
приставок;
-образовывать слова с помощью
приставок;
- находить и выделять в слове
приставку, обосновывать правильность
её выделения в слове;
-осуществлять последовательность
действий при выделении в слове
приставки.
-Находить и выделять в слове суффикс;
-обосновывать правильность его
выделения в слове;
-объяснять значение суффикса в слове;
-образовывать слова с помощью
суффиксов.

Беседа

https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/7676/c
onspect/30
6648/
Дискусси https://res
я
h.edu.ru/s
ubject/less
on/4347/st
art/271944
/
Викторин https://res
а
h.edu.ru/s
ubject/less
on/5300/m
ain/27197
9/

Игра

https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/4388/m
ain/27123
7/
-Различать сложные слова, находить в
Игра
https://res
них корни;
h.edu.ru/s
-наблюдать над правописанием
ubject/less
сложных слов (соединительные гласные
on/6961/c
в сложных словах);
onspect/25
-подбирать однокоренные слова с
8679/
заданным значением.
-Различать родственные слова;
Викторин https://res
-подбирать родственные слова и
а-тест
h.edu.ru/s
деление на группы родственных слов;
ubject/less
-различать морфемы;
on/6955/c
-производить разбор слова по составу.
onspect/25
9175/
- Общее грамматическое значение
слова;
- морфологические и синтаксические
признакисамостоятельных частей речи;
-узнают, как объяснить лексическое
значение слова.

Игразадание

https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/7623/c
onspect/26
5529/

14

Существительное –
значитсущ
ествует

Знакомство с 1
частью речи
– имя
существитель
ное

15

Живое –
неживое.
Сдушоюил
ибез?

Знакомство с 1
одушевлёнными и
неодушевлён
ными
именамисуще
ствительным
и

16

Встречаси
менамипри
лагательны
ми

Знакомство с
частью речи
– имя
прилагательн
ое

17

Глагол –
часть речи
или
речь?

Знакомство с
частью речи
– глагол

1

1

-научатся определять лексическое
значение слова, классифицировать
слова по тематическим группам;
-узнают, как объяснить лексическое
значение слова;
-научатся определять лексическое
значение слова, классифицировать
слова по тематическим группам;
- узнают, как объяснить лексическое
значение слова;
- научатся определять лексическое
значение слова, классифицировать
слова по тематическим группам;
- узнают, как объяснить грамматическое
значение слова;
- научатся определять грамматическое
значение слова, классифицировать
слова по тематическим группам.
- Узнают, на какие вопросы отвечают
имена существительные;
- научатся различать слова,
называющие предметы, использовать
специальную терминологию при
определении части речи;
- приобретут умение распределять
имена существительные в тематические
группы предметов.
- Узнают, как определять
неодушевленные и одушевлённые
имена существительные в тексте;
- научатся самостоятельно находить
имена существительные в тексте;
- научатся классифицировать имена
существительные (одушевлённые и
неодушевлённые);
- Узнают о словах, называющих

признаки предмета;
- научатся ставить вопросы от
существительных
к прилагательным, находить
прилагательные в тексте, устанавливать
связь между прилагательным и
существительным;
- прямое и
переносноезначениеимениприлагательн
ого;
- Узнают о лексико-грамматических
признаках
и лексическом значении глагола;
- научатся задавать вопросы к глаголам,
находить в тексте глаголы, определять
признаки глагола;
- приобретут умения объяснять

Беседа
Тест

https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/3591/c
onspect/20
2770/

Викторин https://res
а
h.edu.ru/s
ubject/less
on/6005/m
ain/18077
2/

Игра –
задание

https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/5341/c
onspect/22
0456/

КВН

https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/5339/st
art/299685

18.

Привет,стр
анаОлимпи
я!

Обобщение о
частях речи

1

Раздел 4.Орфография
(6часов)
19 Законыорф Опасные
1
места в
ографии
словах и
способы их
проверки.Неп
роверяемые
слова

20

Непроизно
симыесогл
асныеилизв
укипотерял
ись

Правописани
е слов с
непроизноси
мымисогласн
ыми; подбор
проверочных
слов

21

Встречаси
менамисоб
ственными

Имена
1
собственные
и нарицательные

1

значение глаголов и употреблять
глаголы в речи.
- Повторят, как находить в тексте
Игра
глаголы , существительные,
прилагательные по значению и вопросу;
- научатся находить в тексте глаголы,
существительные, прилагательные по
значению и вопросу, выделять
подлежащее и сказуемое и определять,
какими частями речи они выражены.
- приобретут умения определять
правильный порядок предложений,
составлять текст, подбирать к нему
название и записывать составленный
рассказ.

https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/5344/c
onspect/22
0893/

- Узнают о способах проверки
опасных мест в словах (изменением
числа);
- научатся одному из способов
проверки написания гласной буквы в
безударном слоге, подбирать
проверочное слово для обозначения
написания гласной в безударном
слоге, изменять форму слова,
различать проверочное и проверяемое
слово;
- приобретут умения различать
гласные в ударных и безударных
слогах;
- познакомятся с орфографическим
словарём.

Беседа

https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/3552/st
art/202208
/

- Распознавать проверяемое и
проверочные слова с орфограммой
непроизносимого согласного звука;
- различать слова с непроизносимым
согласным звуком и слова, где нет
непроизносимого согласного звука;
- объяснять правильность написания
слова с орфограммой на правило
обозначения буквой непроизносимого
согласного звука.
-Узнают о собственных и
нарицательных именах
существительных;
- научатся различать собственные и
нарицательные имена
существительные, подбирать примеры
таких существительных;
- научатся правильно писать имена

Игра

https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/4391/m
ain/18599
5/

Беседа

https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/3975/st
art/180800
/

22

Весёлая
путаница
частейслов
аи речи

Приставка
1
или предлог.
Способы
проверкислит
ного или
раздельного
написания
слов

23

Дружба
звуков или
кое-что
о
парныхсог
ласных

Парные
согласные по
твёрдости и
мягкости,
позвонкости
и глухости

1

24

Привет,стр
анаОлимпи
я!

Безударная
гласная в
корне слова

1

Раздел 5. «Лексика» (10 часов)
25 Словарь
Знакомство 1
или
с толковым
вселенная
словарём и
валфавитлексическим

собственные;
- приобретут умения работать со
словарными словами, обсуждать и
выделять ошибкоопасные места в
предложении.
- Узнают определение приставки и
Игра
предлога;
- научатся объяснять значение
приставки в слове и значение предлога
в предложении;.
- научатся выделять в словах
приставки и определять предлоги в
предложении;
- научатся образовывать слова с
помощью приставки.
- Познакомятся с обозначением на
Игра
письме мягкости и твёрдости и
звонкости – глухости согласных;
-узнают о парных и непарных по
твердости–мягкости и звонкостиглухости согласных звуках;
- научатся различать твёрдые и мягкие
, звонкие и глухие согласные звуки в
слове;
- приобретут умения анализировать
звуко-буквенный состав слов,
выделять
в словах парные и непарные по
твердости–мягкости и звонкости –
глухости согласные звуки.
-Узнают о способах проверки
Викторина
безударных гласных звуков в словах
(изменением числа);
- научатся одному из способов
проверки написания гласной буквы в
безударном слоге, подбирать
проверочное слово для обозначения
написания гласной в безударном
слоге, изменять форму слова,
различать проверочное и проверяемое
слово;
- приобретут умения различать
гласные в ударных и безударных
слогах, находить в двусложных словах
букву безударного гласного звука,
написание которой нужно проверить.

-О значениях прекрасных разных;
- толковыйсловарь и лексическое
значение слова;
-заменаопределения и толкования

Беседа

https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/4242/c
onspect/22
0862/

https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/3582/st
art/141522
/

https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/6097/c
onspect/22
0042/

https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/5128/st

номпорядк
е

значением
слова

слов одним словом на заданнуюбукву.

26

Этимологияслова

Знакомство 1
с
этимологией
и значением
слова

-Познакомятся с происхождением
слов, что бывают дальние
родственники слов;
- уточнить представление о
родственных словах;
-помочь учащимся усвоить и
запомнить лексическое значение слов,
обогатить их словарный запас;
- знакомство с этимологическим
словарём.

Беседа

27

Однозначные
имногозна
ч-ныеслова

Знакомство
с
однозначны
ми и
многозначн
ыми
словами

- Узнают определение многозначных и

Игра

В
гостяхуомо
нимов

Знакомство
с
омонимами

1

Встречас
синонимами

Знакомство
с
синонимами

1

Кое-чтооб
антонимах

Знакомство
с
антонимами

28

29

30

1

однозначных слов;
- научатся определять многозначные и
однозначные слова в тексте, объяснять
значение любого многозначного слова;
- приобретут умения использовать
однозначные и многозначные слова в
речи, составлять предложения с этими
словами.
-Узнают, какие слова называют
Игра
омонимами;
- научатся находить в предложении
омонимы;
- приобретут умения работать со
словарём омонимов, подбирать
омонимы для работы с текстом.
-Узнают, какие слова называют
Игра
синонимами;
- научатся находить в предложении
синонимы, различать оттенки
значений синонимов;.
- приобретут умения работать со
словарём синонимов, подбирать
синонимы для устранения повторов в
тексте.
- Научатся находить в предложении

1

art/271820
/

антонимы;
- научатся находить в тексте
антонимы, употреблять их в речи;
- аргументированно отвечать на
вопросы, доказывать своё мнение;
обозначать
в словах ударение;

Беседа

https://inf
ourok.ru/p
rezentaciy
a-porusskomuyazykuna-temuetimologiy
a-2-klass4399731.h
tml
https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/6008/m
ain/90934/

https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/6363/c
onspect/20
3976/
https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/4203/c
onspect/20
1636/

https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/4204/c
onspect/20
1699/

31

Кое-что
Знакомство
обархаизма с
х
архаизмами

1

32

Встреча
сфразеолог
измами

Знакомство
с
фразеологиз
мами

1

33

Словоплю
сслово–
пословицаг
отова…

Пословицы
из словаря
В. И. Даля

1

34

Привет,стр
анаОлимпи
я!

Повторение
(фразеологи
змы,
синонимы,
антонимы,
омонимы,
архаизмы)

1

- работать со словарём антонимов.
- Понятие об устаревших словах
(архаизмах );
- показать, какова роль устаревших
слов в речи;
- научить опознавать устаревшие
слова, объяснять их.

-Познакомить учащихся с
фразеологизмами и
фразеологическими оборотами;
-учить находить их в речи и правильно
употреблять;
-развивать умение работать с
фразеологическим словарём;
- развивать познавательные
способности и речь учащихся,
расширять их кругозор.
-Прямое и переносное
значениепословиц;
- работа с пословицами
ипоговорками из
«Толкового словаря живого
великорусскогоязыка» В.И.Даля;
- знакомство с криптограммами.
- Обобщить и систематизировать
знания, умения и навыки учащихся по
теме: «Лексика»;
- развивать аналитико –
синтезирующее мышление;
познавательные умения учащихся;
- формировать умения выделять
существенные признаки и свойства
фразеологизмов, синонимов,
антонимов, архаизмов.

Викторина

https://inf
ourok.ru/p
rezentaciy
a-porusskomuyazikuustarevshi
e-slovaklass1992095.h
tml

Игра

https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/5311/c
onspect/18
5278/

Дискуссия

https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/5025/st
art/286227
/

Викторина

https://inf
ourok.ru/l
eksika._po
vtorenie_2
__klass193445.ht
m

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности
№/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

«Русский язык с увлечением» 2класс
Тема
Форма
Дата
занятия
План
( очно,
дист)
Раздел 1 «Фонетика» (6 часов)
По законам графики
очно
По порядку становись!
очно
Буквы в слове переставим -много новых
очно
слов составим!
Какие они разные – гласные-согласные
очно
Удар! Ещё удар!
очно
Привет, страна Олимпия!
очно
Раздел 2. « Морфемика» (6часов)
Морфемы и их роль в словах
очно
Смотри в корень!
очно
К кому и зачем пристают приставки?
очно
Суффикс –звучит загадочно
очно
Сложные слова
очно
Покой морфемам только снится
очно
Раздел 3. Морфология (6часов)
Где живут слова и как онинаходятместо?
очно
Существительное – значитсуществует
очно
Живое – неживое. Сдушоюилибез?
очно
Встречасименами прилагательными
очно
Глагол – часть речи или речь?
очно
Привет, страна Олимпия!
очно
Раздел 4. Орфография (6часов)
Законыорфографии
очно
Непроизносимыесогласныеилизвукипотерял очно
ись
Встречасименами собственными
очно
Весёлая путаница частейсловаи речи
очно
Дружба звуков или кое-чтоо
очно
парныхсогласных
Привет, страна Олимпия!
очно
Раздел 5. «Лексика» (10 часов)
Словарь или вселенная в
очно
алфавитномпорядке
Этимологияслова
очно
Однозначные имногозначныеслова
очно
В гостяхуомонимов
очно
Встречас синонимами
очно

Факт

30
31
32
33
34

Кое-чтооб антонимах
Кое-что обархаизмах
Встреча сфразеологизмами
Словоплюсслово– пословицаготова…
Привет, страна Олимпия!

очно
очно
очно
очно
очно

Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
Пособие для учащихся:
Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Пособия для учителя :
1. Методическое пособие для 2 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.:
Издательство РОСТ, 2013.
2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
3. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
6. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара.
Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
7. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
8. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
9. Агапова Е.В., Коваленко Л.Н. « Русский язык с увлечением». 2 класс. Образовательный

курс. ООО «Планета»
10. Дик Н. Олимпиадные задания по русскому языку в начальной школе / Дик Н.Ф. – Изд. 3-е ,

доп. и перераб.- Ростов-н/д:Феникс
11. А. Ундзенкова, О.Сагирова. Русский с увлечением! – Изд. Литература

12.

Ходов Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 2-4 классы., М.: Айрис- Пресс

Цифровые ресурсы:
1. Ресурсы Интернет.
2. ЦОР по русскому языку для начальной школы.
3. ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
Технические средства обучения:
1. Компьютер с художественным программным обеспечением.
2. Мультимедиа – проектор.
3. Экран.

Интернет –ресурсы :

Сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/).
Федеральный институт педагогических измерений (http://www.fipi.ru/)
.https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-na-temu-etimologiya-2-klass-4399731.html
Приложение . Оценочные материалы курса внеурочной деятельности
Тест 1 «Фонетика»
1.Перед какими гласными звуками согласный звук становится мягким?
А) А,О.У,Ы, Э
Б)Я, Ё, Ю, И, Е
В) А,Я.О, Ё
2.Какие буквы могут обозначать два звука?
А) А,О,У.
Б)Я,Ё,Е,Ю
В) Ы,И.Э
3В каком слове звуков больше ,чем букв?
А) плюс Б) баян В)круг Г) плеск
4.В каком слове букв больше,чем звуков?
А) Ялта Б) взлёт В) голубь Г) речка
5. В каком слове звуков и букв одинаково?
А)юрта Б) колёса В) сухарь Г)ядро
Тест 2 «Морфемика»

Общая часть слов, имеющих одинаковое значение
А) окончание
В) корень
С) суффикс
2. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
А) приставка
В) корень
С) суффикс
1.

3.

Какая часть слова обозначается так
А) корень
В) суффикс

С) приставка

Какая часть слова обозначается так
А) окончание
В) суффикс
С) приставка
5. Укажи слово, которое не является однокоренным в группе слов
А) водяной
В) подводный
С) водитель
6. Укажи слово с приставкой –заА) заря
В) закат
С) заяц
4.

7.

В каком слове правильно выделен корень
А) переход
В) ходит

С) походка

Тест 3 «Морфология»
1.Прочитай, вставь пропущенные слова.
А) Слова, которые называют предметы и отвечают на вопросы кто? что? называются _______________________
Б) Слова, которые называют признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются
_______________________
В) Слова, которые называют действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? называются
______________
2.Запиши слова в три столбика.
Дышит, тропинка, облако, золотой, веселится, школьный, свежий, пирог, спит.
Сущ.

Прил.

Гл.

3. Прочитай предложения. Подчеркни главные члены предложения. Подпиши части речи над словами.
1. Светит яркое солнце.
2. Ручьи веселые звенят.
3. Дворник подгребает опавшую листву.
4.Подбери к существительному прилагательное и глагол.
_______________ книга ______________
______________ воробей _________________
______________ заяц ___________________
5.Вставь в слова пропущенные буквы.
Дев_чка, т_варищ,с_рока, п_суда, яг_да, п_нал, т_традь, к_ньки, в_рона, с_поги, д_журный, уч_ник, б_рёза.

Тест 4 «Орфография»

1. Найди слово, которое нельзя разделить для переноса:
а)цветок
в)яма
б)силач
г)кролик
2. Выбери слово, которое неправильно разделено для переноса:
а)стал-ьной
в)трой-ка
б)паль-то
г)зеле-ный
3. Укажи слово, в которое нужно вставить букву Ь:
а)с…мелый
в)пер…сик
б)синен…кий
г)с…тепь
4. Выбери слово, в которое нужно вставить букву И:
а)поймать мот…ка
в)м…ть полы
б)вставить пруж…нку
г)вытирать п…ль
5. Выбери слово, в которое нужно вставить букву А:
а)м…чик
в)шл…па
б)прогон…ть
г)молч…ть

Тест 5 «Лексика»

1.Выберите близкие по смыслу слова:
а)Смелый-1.Храбрый 2.Честный 3.Добрый 4.Мудрый5.Отважный
б)Большой-1.Красивый 2.Огромный 3.Талантливый 4.Приятный 5.Громадный
в)Смеяться- 1.Петь 2.Хихикать 3.Беседовать 4.Плакать5.Хохотать
г)Враг-1.Лгун 2.Хвастун 3.Противник 4.Неприятель5.Болтун
2.Подбери слово,противоположное по смыслу:
а)День- 1.утро 2.вечер 3. сутки 4.ночь 5. час
б)Горячий- 1.теплый 2. холодный 3. Молодой 4. Зеленый 5.круглый
в)Веселый- 1.старый2. Умный 3. Белый 4. Грустный 5. светлый
г)Терять-1. покупать 2. Собирать 3. Находить 4. выбирать 5.забывать


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».