Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом Приказ № 277 от 31.08.2023 Протокол № 7 от 31.08.2023 г. . Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Живое слово » Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 9 -10 лет Срок реализации: 1 год Педагог: учитель начальных классов Кузнецова Н.М.. Пикалёво 2023 год Содержание Раздел 1.Пояснительная записка. 1.1.Нормативно - правовая база. 1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности. 1.3. Цель и задачи курса 1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ 1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности: 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов. Раздел 4. Тематическое планирование Раздел 5. Календарно-тематическое планирование Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса. Приложение.Оценочные материалы курса внеурочной деятельности Раздел 1.Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности: Рабочая программа курса внеурочной деятельности« Живое слово » разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ- 1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования); - Письмом Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; - Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности обучающихся - Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); - Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.368521). - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. - Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. - Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГМП-42216 « Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности». Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – формирование общеинтеллектуального развития личности Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи программы : развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе ;развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Рабочая программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения. Сроки реализации программы –1год. Наполняемость группы – от 15 человек. Режим занятий: - количество часов за учебный год –34 часа , 1 занятие в неделю - продолжительность занятия – 45 мин. Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных технологий. Форма организации деятельности: групповая, в парах, индивидуальная Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. 1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ Курс внеурочной деятельности « Живое слово » реализуется в рамках образовательной программы ООО через план внеурочной деятельности и входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. В соответствии с учебным планом МБОУ « СОШ№3 г. Пикалёво » курс внеурочной деятельности изучается в 3 классе. На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий . Формами организации занятий являются: беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа. Предусматривается организация работы учеников в группах, парах, индивидуальная работа. 1.3. Формы учёта Программы воспитания. Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной деятельности « Живое слово» в следующих формах: - побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, -правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятии предметов, явлений, событий через: - обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на занятии; на представителей ученых, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков; -использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе -включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия. -применение интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся. -применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися. -выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания. -инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач -установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды. Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности № 1 Тема Лексика Часов 18 часов Теория 4 Практика 14 2 Занимательное словообразование Всего часов 16 часов 4 12 34 часа 8 26 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности« Живое слово» с русским языком, литературой и окружающим миром через обучение общим приемам учебной работы: различным техникам, схемам, таблицам. В практике реализации курса используются метапредметные технологии: -проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности « Живое слово» формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые. Метапредметные связи развивают интеллектуальный и познавательный интерес обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности. Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Предметные результаты умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий; умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы; умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем; умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы; умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи. Ожидаемые результаты: - улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе; - развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка; - укрепление здоровья школьников. 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективностизанятий используются следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель обучающимсяпри выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающиесяс ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по русскому языку и литературе. Портфолио обучающихся Раздел 4. Тематическое планирование ( с указанием часов по каждой теме,форм проведения занятий и возможным использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по разделам, блокам) № п/п 1 Раздел, тема Сказочное царство слов Ч Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) Раздел « Лексика» - 18 часов Узнают отличительные признаки звуков и; - научатся находить заданный звук в начале, середине и конце слова; - приводить примеры слов с этим 1 звуком, различать звуки и буквы; - приобретут умения определять звук по его характеристике, группировать звуки по заданному основанию. Форма проведе ния Беседа ЦОР https:// multiuro k.ru/file s/konspe ktskazoch noetsarstvoslov- vneuroc hnaiadei.html ?ysclid= llwq14n oi21545 9571 2 1 Знакомство с группами слов. тематическими Беседа + игра https://n sportal.r u/nachal nayashkola/c htenie/2 014/12/ 26/putes hestvievliteratur nuyustranu Путешествие в страну слов 3 1 Умение разгадывать загадки. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова» Беседа + игра https://n sportal.r u/nachal nayashkola/c htenie/2 014/12/ 26/putes hestvievliteratur nuyustranu 2 Умение находить «сбежавшие» из слов буквы Умение составлять рассказ –загадку Беседа + игра https://n sportal.r u/nachal nayashkola/r usskiiyazyk/2 015/06/ 03/prevr ashcheni ya-slov 4 Умение подбирать родственные Беседа https://p Путешествие в страну слов 4 Чудесные превращения слов 5 В гостях у слов -родственников слова с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений словродственников + Игра, ptonline.o rg/9480 81?yscli d=lmox vjcpes2 9313734 3 Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Объяснение устаревших слов. Творчес кая работа https://n sportal.r u/nachal nayashkola/r usskiiyazyk/2 019/06/ 22/preze ntatsiyaustarevs hieslova 2 Познакомиться с рассказом «Откуда приходят новые слова?» . Познакомиться с неологизмами в русском языке. Уметь находить неологизмы в текстах Беседа + игра, чтение https://n sportal.r u/nachal nayashkola/r usskiiyazyk/2 020/09/ 17/preze ntatsiyapovneuroc hnoydeyateln ostinovyeslova-v 1 Познакомить с заимствованными словами Прочитать рассказ «Откуда пришли слова - пришельцы». Умение определять признаки слов – пришельцев. Беседа + игра, чтение https://n sportal.r u/nachal nayashkola/r usskiiyazyk/2 019/11/ 1 6 7 8 Экскурсия в прошлое Новые слова в русском языке Встреча с зарубежными друзьями 25/preze ntatsiyakvneuroc hnomuzanyatiy u-slovaprishelts y 9 2 Познакомиться со словамисинонимами. Работать над стихотворением А. Барто «Игра в слова» Уметь находить слова-синонимы в тексте. 1 Познакомиться антонимами. Работа с текстом Беседа + игра, чтение https:// multiuro k.ru/file s/vniekl assnoiezaniatiie -porusskom uiazykuv-3vkl.html? ysclid=l nhwh26 kt77709 01761 \ Синонимы в русском языке 10 Слова- антонимы 11 Слова- омонимы 1 Познакомиться омонимами и со словами- Беседа + игра, чтение https:// multiuro k.ru/ind ex.php/f iles/vne klassnoe meroprii atie-porusskom uiazykuleksik.ht ml?yscli d=lnhwi 6nqee88 5990175 со показать словамиих роль Беседа + https://n sportal.r 1 русском языке игра, чтение u/nachal nayashkola/r usskiiyazyk/2 012/06/ 17/vnekl assnoezanyatie -porusskom uyazykuslovabliznets y Уметь подбирать «крылатые выражения» в названиях текста. Работа с выражениями , употребляемыми в переносном значении и их смысла Беседа + практич еская работа https://n sportal.r u/kultur a/literat urnoetvorches tvo/libra ry/2015/ 03/02/v neklassn oemeropri yatiekrylatye -slova Беседа+ инсцен ировка https://w ww.uch met.ru/li brary/m aterial/1 34546/? ysclid=l nhwmt1 ibw4739 88436 12 Крылатые слова 13 Раздел 2 « Занимательное словообразование» - 16 часов 2 Научиться работать с произведениями, где допущены В королевстве ошибок орфографические ошибки 2 14 В стране Сочинителей 2 15 16 Искусство красноречия Праздник творчества и игры 1 Беседа о рифмах Работа с загадками Научиться сочинять собственные загадки по заданным рифмам Познакомиться с понятием «красноречие». Читать образцовые тексты и их анализировать. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. Творческие задания для формирования орфографической Проект Беседа + практич еская работа Дидакт ические https:// multiuro k.ru/file 2 17 Трудные слова 18 Анаграммы и метаграммы 19 2 Шарады и логогрифы 1 20 Откуда пришли наши имена 2 21 зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку Познакомиться с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнять упражнения для запоминания правописания слов. Работать над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Познакомиться с историей изобретения анаграмм и метаграмм и с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Познакомиться с происхождением шарад и логогрифов. Научиться составлять и разгадывать шарады и логогрифы Познакомиться с происхождением имен Игры на превращения слов игры Практи ческая работа Беседа Беседа + практич еская работа Проект Игры 1 КВН по русскому языку https://k opilkaur okov.ru/ vneuroc hka/uro ki/tiema _chto_ta koie_mi etaghra mmy?ys clid=lnh ww212p b224035 33 https://i nfourok. ru/preze ntaciya_ sharady. _metagr ammy._ logogrif y350117. htm?ysc lid=lnhx jg1z9f3 6902022 3 Занимательное словообразование 22 s/vniekl assnoiemieropri iatiieturnirznatoko v-rus1.html? ysclid=l nhwovti zk35231 6480 1 КВН http://sc .edu.ru/ Раздел 5. Календарно-тематическое планирование № п/п Тема урока (занятия) 1 полугодие Сказочное царство слов 1 2 Путешествие в страну слов 3 Путешествие в страну слов 4 Чудесные превращения слов 5 Чудесные превращения слов 6 В гостях у слов - родственников 7 В гостях у слов - родственников 8 В гостях у слов - родственников 9 В гостях у слов - родственников 10 Экскурсия в прошлое 11 Новые слова в русском языке 12 Новые слова в русском языке 13 Встреча с зарубежными друзьями 14 Синонимы в русском языке 15 Синонимы в русском языке 16 Слова- антонимы 2 полугодие 17 Слова- омонимы 18 Крылатые слова 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Форма занятия (очно/дист.) Раздел « Лексика» очно очно очно очно очно очно очно очно очно очно очно очно очно очно очно очно очно очно Раздел 2 « Занимательное словообразование» очно В королевстве ошибок очно В королевстве ошибок очно В стране Сочинителей очно В стране Сочинителей очно Искусство красноречия очно Искусство красноречия очно Праздник творчества и игры очно Трудные слова очно Трудные слова очно Анаграммы и метаграммы очно Анаграммы и метаграммы очно Шарады и логогрифы очно Откуда пришли наши имена очно Откуда пришли наши имена очно Занимательное словообразование очно КВН по русскому языку Дата План 08.09 15.09 22.09 29.09 06.10 13.10 20.10 27.10 03.11 10.11 17.11 24.11 01.12 08.12 15.12 22.12 Факт Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса. Список литературы для учителя 1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2011 г. 2. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. 3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2011 г 4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2012 г. 5. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2014г. 6. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 2014 г. 7. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2013 г. Список литературы для обучающихся Рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ 1.Сайт «Всё для учителей начальной школы» - http://www.nsc.1september.ru 2.Сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО- Режим доступа: http://www.ipk74.ru 3. Сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/). 4.Сайт журнала «Начальная школа» - Режим доступа: http://www.n-shkola.ru 5.Электронные библиотеки - Режим доступа: http://www.gnpbu.ru. 6.Русская виртуальная библиотека - Режим доступа: http://www.rvb.ru. 7.«Общий текст» - Режим доступа: http://www.text.net.ru. 8.Олимпиада для младших школьников: русский язык (условия проведения олимпиады, варианты заданий) - Режим доступа: h8.ttp://www.prioritet-school.ru/olimp.html 9.Электронное учебное издание «Начальная школа, 1 - 4 кл.»; 10.«Новая начальная школа» 1 - 4 кл. Русский язык; 11.Интегрированный УМК нач. шк. 1 - 4 кл. Кирилл и Мефодий. Русский язык 12.Программно-методический комплекс «Русский язык. Начальная школа. Семейный наставник». 13.Видеофильмы.Из истории русской письменности-(Ф.1, Ф.2) Приложение . Оценочные материалы курса внеурочной деятельности Оценивание, использование и формы фиксирования результатов. При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 3-м классе не предусматривается система балльного (отметочного) оценивания. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся Текущий: - прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; - рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль в формах - тестирование; - практические работы; - творческие работы учащихся; - самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания». Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: - степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; - поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; - результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; - косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности). Критерии оценки результатов тестов 80 – 100% - высокий уровень освоения программы; 60-80% - уровень выше среднего; 50-60% - средний уровень; 30-50% - уровень ниже среднего; меньше 30% - низкий уровень. Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в ПОРТФОЛИО ребенка. Оценочные материалы к разделу « Занимательное словообразование» ( Тема : « Трудные слова») Тур 1 «Разминочный» Вопросы задаются каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл. 1.Как называются звуки, состоящие только из голоса? (гласные) 2.Есть ли буква “фэ” в русском алфавите? (нет) 3.Что ставится перед союзом А? (запятая) 1.Как каплю превратить в цаплю? (поменять 1-ю букву) 2.Часть слова между корнем и окончанием (суффикс) 3.Назовите главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) 1. Как проверить безударную гласную в корне слова? 2. Сколько гласных звуков в русском языке? (6) 3. Сколько пар согласных по звонкости – глухости? (6) Тур 2 «Орфографический» Учитель: Орфография - в переводе с греческого «орфо»- правильный,«графо»-пишу. Таким образом орфография - это единый свод правил, определяющий написание слов и речевых оборотов. Этот раздел самый большой и самый трудный. Он связан со всеми разделами русского языка. Орфография изучает правописание слов в нашем языке. Задание командам: Я раздаю карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы. Нужно вставить пропущенные буквы как можно быстрее. За каждое правильно написанное слово, команда получает по 1 баллу. м_роз д_рога б…рёза х_рошо п_льто в…робей к_ртина п_нал к…рандаш к_пуста в_рона д…екабрь м_локо м_дведь п…года уч_ник сп_сибо ж…лтый м_рковь д_журный г…рох к_ньки л_пата м…лина Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает. Я показываю «слова заколдованные», в каждое из которых вставлен лишний слог. Вам надо прочитать слово, прочитав его правильно, без лишнего слога, победитель получит «вкусное слово» сюрприз. Сапохар Пераченье Сугрохари Грукрыши Коранфеты Оребрихи Пинорожок Балиранки ТУР 3 «Лексический» Слова, слова, слова, Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов Купаться ежечасно. Что такое ЛЕКСИКА? - Это все слова, которые есть в русском языке. Толковый словарь Ожегова насчитывает более 85 тысяч слов, а «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля около 50 тысяч слов. По исследованиям учёных мы знаем и употребляем в речи всего только несколько тысяч слов. Как много слов ещё нам с вами предстоит узнать, запомнить и начать употреблять их в своей речи. - Ребята, как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту, и ко времени. “Хромое слово – кривая речь” – гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или услышанное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать толкование слов, выражений, постоянно расширять свой запас слов. Очень часто сегодня слышишь из уст учеников слова, лишние в их речи. Это слова-паразиты. Посмотрите сценку по этому поводу. Задание: 1. подобрать слова противоположные по смыслу; 2. фразеологический зверинец; (называние слов, сравнивающие людей с животными) беспечный, как … (стрекоза) болтливый, как … (сорока) вольный, как …(птица) мудрый, как… (ворон) гримасничающий, как … (обезьяна) зубастый, как…( крокодил) пёстрый, как … (павлин) толстощёкий, как … (хомяк) косолапый, как … (медведь) желторотый, как … (цыплёнок) быстрый, как … (олень, лань) прилипающий, как … (пиявка) Учитель: Как называются такие слова в русском языке? (Зоонимы) Тур 4 «Фонетический». Учитель: Слово фонетика образовано от греческого слова «фонетикос» - звуковой. «Фон»- звук. Таким образом фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е. наука о звуках – фонемах. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. На выполнение 1 задания этого тура каждой команде отводится 1 минута. За верно выполненное задание команда получает 3 балла (сосчитать количество звуков и буков). Следующий конкурс очень прост. Называется он «Один прыжок» Вам надо изменить всего одну подчёркнутую букву в слове, чтобы получилось название животного, птицы, рыбы, насекомого корж - … (морж) майка - … (зайка) дом - … (сом) палка -… (галка) крыша - … (крыса) лук - … (жук) булка - … (белка) баран - … (варан) сам - … (сом) коса - … (коза) маки - … (раки) кит - …(кот) клон - … (слон) мушка - … (мышка) лес - … (лев) Учитель: Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии пока. Может быть вам это удастся, когда вырастете, а пока… Слышны звуки тут и там. Кто-то рыщет по кустам. Тот поёт, а тот кричит, В джунглях зверь. Он голосит! Ваше задание – назвать, кто как поёт. Голубь - … (воркует) Собака - … (лает) курица - … (квохчет) корова - … (мычит) Глухарь - … (токует) баран - … (блеет) Утка - … (крякает) Свинья - … (хрюкает) Гусь - … (гогочет) Конь - … (ржёт) кошка - … (мурчит) Медведь - … (ревёт) Тур 5 «Морфологический». Учитель: Слово морфология образовано от греческого «морфе» - форма и… логия- наука. Таким образом, морфология – это раздел грамматики, изучающий слова, как части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т.д. Давайте все вместе вспомним части речи. 1. Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам (существительное). 1. Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю нашу речь, Меня вам надо знать, беречь! (прилагательное) 1. Что делать, что сделать Учащимся школ? На эти вопросы ответит …(глагол). 1. В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает (предлог). В русском языке есть на первый взгляд вроде одинаковые слова по звучанию и написанию, но если к ним внимательней присмотреться, они неодинаковые. Такие слова в русском языке называют омонимами. Это разные части речи. Вы должны подписать их в выделенных словах. 1команда: 1. Рой пчёл кружится над липой. Рой яму поглубже. 2. Вода перестала течь. В лодке открылась течь. 2 команда: 1. Мы стали работать лучше. Коньки сделаны из стали. 2. Кошка пила молоко. Пила хорошо наточена. 3.команда: 1. В доме топится печь. Мы будем пироги печь 2. На полке лежит кусок мыла. Лена мыла посуду Тур 6 «Грамматическая арифметик» Учитель: - Без букв и грамматики не обходятся и математики! Грамматическая арифметика (по очереди каждой команде – по 1 баллу за каждый правильный ответ) Нота «до»+ зарытые в земле ценности = доклад До + рожки у улитки = дорожки До + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = досада До + термин игры в шашки, шахматы = доход С + мелкое место поперек реки = сброд С + спрятанные ценности = склад Чудеса – а + ный = чудесный Часть – ушко – о +а = частушка Кабан – ан + лук = каблук Оценочные материалы к разделу « Лексика» ( Тема : « Синонимы. Антонимы. Омонимы») Проверочная работа Синонимы 1)К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика и соедините их. путь страх работа дело метель дорога грусть вьюга тревога нищета бедность тоска родник лошадь тропинка несчастье друг противник враг приятель горе дорожка конь ключ 2) Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их. Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный. Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль. 3) Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его. великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый 4) Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова. Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело. ____________ _____________ _______________ ____________ _____________ _______________ ____________ _____________ _______________ 5) Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами. Пользуйтесь словами для справок. Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами. Слова для справок: знойные, палящее, жгучими. Антонимы 1) Подберите антонимы к данным словам. Тьма - _______ , вверх - _________, холодный - ___________, помогать__________. 2) Продолжите начатые предложения антонимами. В поле холодно, а в доме _____________. Заяц бегает быстро, а черепаха ползает ______________ . 3) Подбери антонимы к подчеркнутым словам. лёгкий чемодан -________, лёгкая задача -_________, лёгкий мороз - ___________, мелкий почерк-__________, мелкое озеро-___________ 4) Найди в словаре антонимы к словам . Успех-_____________, родина-______________ , активный-____________. Омонимы 1) Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы, запиши их рядом. Суслик выскочил из норки И спросил у чёрной норки: - Где вы были? - У лисички! - Что вы ели там? - Лисички! ____________ , ____________ 2) Шуточные вопросы. Каким ключом нельзя отвернуть гайку? ______________ Какую соль не кладут в суп? _________________ Какой кистью не красят стену? ______________________ добрая- сердитая добрая- отзывчивая, гуманная, душевная, человечная