Рабочая программа КВД «Знатоки» 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Пикалёво

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

Приказ № 277 от 31.08.2023

Протокол № 7 от 31.08.2023 г.
.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Знатоки»
по формированию функциональной грамотности
(2022-2023 уч.г.-1а,б,в классы,

2023-2024 уч.г.- 2а,б,в классы)
Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 7-9 лет

Срок реализации: 2 год
Педагоги: Шитова О.Н.
Долина О.Ю.
Косенкова Е.В.

Пикалёво, 2023 год

Содержание
Раздел 1.Пояснительная записка
1.1.Нормативно - правовая база
1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности
1.3. Цель и задачи курса
1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания
Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности:
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов.
Раздел 4. Тематическое планирование
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
Приложение
Оценочные материалы курса внеурочной деятельности

Раздел 1.Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности
Рабочая программа курса

внеурочной деятельности «Знатоки» разработана в соответствии с

нормативно-правовыми документами:
Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ-1290/03 «О
направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об организации
внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего образования);
Методическими

рекомендациями

по

формированию

функциональной

грамотности

обучающихся;
Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№ 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»,

утвержденных

постановлением

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее СанПиН 1.2.368521).
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015. №996-р;
Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов;
Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГ-МП-42216
«Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во
внеурочной деятельности».
Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – формирование
функциональной грамотности.
Рабочая

программа

составлена

на

основе

программы

внеурочной

деятельности

«Функциональная грамотность» серии «Учение с увлечением», авторы-составители: Буряк Мария
Викторовна, Шейкина Светлана Анатольевна (сайт издательства «ПЛАНЕТА» http://www. planetakniga.ru).
Программа «Знатоки» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
Цель программы - создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для
достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни
общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия
на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока

«Математическая грамотность»

является формирование

у

обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному
и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность»является развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а
также для принятия соответствующих решений.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей обучающихся
для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
Сроки реализации программы –2 года.
Наполняемость группы – от 15 человек.
Режим занятий:
-количество часов за учебный год –33часа в первый год обучения, 34 часа во второй год
обучения, 1 занятие в неделю
-продолжительность занятия для 1 класса– 35 (1 полугодие) -40 мин.(2 полугодие), 2 класса-45
минут
Форма обучения: очная, очно-заочная, в том числе с использованием дистанционных
технологий.
Форма организации деятельности: групповая.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический
материал.
1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ

Курс внеурочной деятельности «Знатоки» реализуется в рамках основной образовательной
программы НОО через план внеурочной деятельности. На изучение курса внеурочной деятельности
отводится 1 час в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 33 часа в первый год обучения и 34 часа во второй
год обучения.
1.3. Формы учёта Программы воспитания
Программа воспитания МБОУ «СОШ №3» города Пикалёво реализуется в том числе и через
использование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной деятельности «Знатоки» в
следующих формах:
-побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками(обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятии предметов,
явлений, событий через:
-обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в
данный момент на занятии; на представителей ученых, связанных с изучаемыми в данный момент
темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные
подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
-использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности
для

формирования

у

обучающихся

российских

традиционных

духовно-нравственных

и

социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе- включение игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия;
-применение интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся;
-применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков
командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
-выбор и

использование

на занятиях

методов, методик, технологий, оказывающих

воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения
в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся
приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и
оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного
выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
-установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и

учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС
Функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для
полноценного функционирования человека в современном обществе. Развитие функциональной
грамотности обучающихся 1-2 класса основано на формировании 4 компетенций:
-математической грамотности;
-естественнонаучной грамотности;
-читательской грамотности;
-финансовой грамотности;
Блок «Читательская грамотность»: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и
личностная оценка прочитанного.
Блок «Математическая грамотность»: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные
высказывания.
Блок «Финансовая грамотность»: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Блок «Естественнонаучная грамотность»: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её
свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
Реализация курса внеурочной деятельности по функциональной грамотности способствует
достижению обучающимися более высоких академических и

социальных

результатов в

образовательном процессе.
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности
Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности «Знатоки» с
математикой, русским языком, литературным чтением, окружающим миром и технологией через
обучение общим приемам учебной работы: различным техникам, схемам, таблицам.
В практике реализации курса используются метапредметные технологии:
-проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков;
-интерактивное обучение –обучение через опыт.
В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности «Знатоки» формируются
метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые.

Метапредметные связи развивают интеллектуальный и познавательный интерес обучающихся,
побуждают к активному познанию окружающей действительности,
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Программа

обеспечивает

достижение

первоклассниками

следующих

личностных,

метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
-осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
-овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
-осознавать личную ответственность за свои поступки;
-уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
-осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
-использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
-использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
-проявлять познавательную и творческую инициативу;
-принимать и сохранять учебную цель и задачу;
-планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

-контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
-уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
-оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
-адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах работы в группе;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
-способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать
в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
-способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
-способность проводить математические рассуждения;
-способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
-способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
-понимание и правильное использование экономических терминов;
-представление о роли денег в семье и обществе;
-умение характеризовать виды и функции денег;
-знание источников доходов и направлений расходов семьи;
-умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
-определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
-проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:

-способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
-способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
-степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий;
-поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
-результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, олимпиадных
заданий,

при

выполнении

которых

выявляется,

справляются

ли

обучающиеся

с

ними

самостоятельно;
-косвенным

показателем

эффективности

занятий

может

быть

повышение

качества

успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.;
-Портфолио обучающихся.
Раздел 4. Тематическое планирование (с указанием часов по каждой теме, форм
проведения занятий и возможным использованием цифровых образовательных ресурсов)
1 и 2 годы обучения (33+34 = 67 часов)
№
ра
зд
ел
а

Тема
занятия,
кол-во часов

1

Виталий
Бианки. Лис
и мышонок
2часа

2

Русская
народная
сказка.
2часа

Предмет
изучения

Характеристика деятельности
(формируемые умения)

Блок «Читательская грамотность»
Содержание
–определять жанр произведения;
сказки.
–называть героев сказки;
Качество:
–дополнять предложения,
осторожность,
пользуясь информацией из
предусмотрител текста;
ьность.
–давать характеристику героям;
–определять последовательность
событий и рассказывать сказку;
–составлять из частей пословицы
и определять их соответствие
произведению;
–различать научнопознавательный текст и
художественный;
– определять, чему учит сказка.
Содержание
–определять национальную
сказки.
принадлежность сказки по
Качество:
информации в заголовке занятия;
выносливость,
–отвечать на вопросы по
упорство.
содержанию сказки без опоры на

Форма
проведе
ния

ЦОР

Беседа

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/5181/main/2
84197/

Дискус
сия

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/3526/start/2
85466/

3

Мороз и
заяц
2часа

Содержание
сказки.
Качество:
трудолюбие.

4

Владимир
Сутеев.
Живые
грибы
2часа

Содержание
сказки.
Качество:
вежливость,
умение
признавать свои
ошибки.

5

Геннадий

Содержание

текст;
–давать характеристику героям
сказки;
–наблюдать над синонимами как
близкими по значению словами
(без введения понятия);
–делить текст на части в
соответствии с предложенным
планом;
–объяснять значение устойчивых
выражений (фразеологизмов);
–сопоставлять графическую
информацию со сведениями,
полученными из научнопознавательного текста;
–устанавливать истинность и
ложность высказываний;
–подбирать из текста слова на
заданную тему;
–определять, чему можно
научиться у героя сказки;
–строить связное речевое
высказывание в соответствии с
учебной задачей.
–давать характеристику героям;
–дополнять предложения на
основе сведений из текста;
–определять последовательность
событий и рассказывать сказку;
–составлять вопросы по
содержанию сказки;
–на основе сведений из научнопознавательного текста выбирать
верные высказывания.
–определять вид сказки;
–называть героев сказки,
находить среди них главного
героя;
–определять принадлежность
реплик персонажам сказки (без
опоры на текст);
–определять последовательность
событий сказки;
–находить необходимую
информацию в тексте;
–определять, на какие вопросы
можно получить ответы из
прочитанного текста;
–соотносить события и поступки,
описанные в сказке, с событиями
собственной жизни, давать им
оценку;
–объяснять смысл пословиц,
соотносить пословицы с
прочитанной сказкой;
–строить связное речевое устное
или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей;
–определять, чему учит сказка.
–определять лексическое

Дискус
сия

https://ok.ru/video/155
8916829587

Обсужд https://ok.ru/video/544
ение,
542419
неболь
шое
инсцен
ировани
е

Игра,

https://ok.ru/video/185

Цыферов.
Петушок и
солнышко
2часа

сказки.
Дружба,
жадность.

6

Михаил
Пляцковски
й. Урок
дружбы
2часа

Содержание
сказки.
Качество:
смекалка,
находчивость,
хитрость,
глупость.

7

Грузинская
сказка. Лев
и заяц
2часа

Содержание
сказки.
Качество:
смекалка,
находчивость,
хитрость,
глупость.

8

Русская
народная
сказка.
2часа

Содержание
сказки.
Семейные
ценности.

значение слова;
–анализировать содержание
текста и составлять план;
–определять по рисунку
содержание отрывка из текста;
–давать характеристику героям;
–понимать, чему учит сказка;
–составлять из частей пословицы
и определять их соответствие
произведению;
–фантазировать и придумывать
продолжение сказки.
–определять жанр произведения;
–называть героев сказки;
–выбирать изображение,
подходящее для иллюстрации
героя сказки;
–давать характеристику
персонажам сказки;
–наблюдать над словами
близкими и противоположными
по смыслу;
–соотносить иллюстрации с
событиями, описанными в сказке,
с опорой на текст;
–отвечать на вопросы по
содержанию сказки;
–определять, на какие вопросы
можно получить ответы из
прочитанного текста, находить
ответы в тексте;
–строить связное речевое устное
или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.
–объяснять смысл пословиц,
соотносить пословицы с
прочитанной сказкой.
–давать характеристику героям;
–определять по рисунку
содержание отрывка из текста;
–располагать в правильной
последовательности предложения
для составления отзыва на
прочитанное произведение;
–соединять части предложений;
–задавать вопросы к тексту
сказки;
–объяснять главную мысль
сказки;
–дополнять отзыв на
прочитанное произведение.
–определять жанр произведения;
–называть героев сказки;
–находить в тексте образные
сравнения;
–отвечать на вопросы по
содержанию сказки;
–определять, на какие вопросы
можно получить ответы из
прочитанного текста, находить

беседа

5681398159

Дискус
сия

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/5181/main/2
84197/

Беседа,
КВН

https://mults.info/mult
s/?id=1166

Беседа,
КВН

https://ok.ru/video/128
6410015145

9

10

ответы в тексте;
–рассказывать, что
понравилось/не понравилось в
сказке и почему;
–разгадывать ребусы;
–объяснять смысл пословиц,
соотносить пословицы с
прочитанной сказкой;
–строить связное речевое устное
или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.
Блок «Математическая грамотность»
Про курочку Счёт
–определять количество
Рябу,
предметов,
предметов при счёте;
золотые и
составление и
–составлять и решать выражения
простые
решение
с ответом 5;
яйца
выражений,
–решать задачу на уменьшение
2часа
задачи.
числа на несколько единиц;
Многоугольник –соединять с помощью линейки
и.
точки и называть
многоугольники;
–решать задачу в два действия.
Про козу,
Счёт
–определять количество
козлят и
предметов,
предметов при счёте;
капусту
составление и
–образовывать число 8;
2часа
решение
–составлять и решать выражения
выражений,
с ответом 9;
задачи.
–решать задачу в два действия;
Ломаная.
–находить остаток числа;
–соединять с помощью линейки
точки и называть
геометрическую фигуру –
ломаную.

11

Про
петушка и
жерновцы
2часа

Состав числа 9,
анализ данных
и ответы на
вопросы.

12

Как
петушок и
курочки
делили
бобовые
зёрнышки
2часа

Разложение
числа 10 на два
и три
слагаемых.

13

Про
наливные
яблочки

Увеличение
числа на
несколько
единиц,
сложение и
вычитание в
переделах 20.

2часа

– раскладывать число 9 на два
слагаемых;
–отвечать на вопросы на основе
условия задачи;
–анализировать данные и
отвечать на вопросы;
–анализировать данные в таблице
и отвечать на вопросы;
– работать в группе.
–раскладывать число 10 на два
слагаемых, когда одно из
слагаемых больше другого;
–раскладывать число 10 на два
слагаемых, когда слагаемые
равны;
–раскладывать число 10 на три
слагаемых;
–раскладывать число 10 на три
чётных слагаемых.
–преобразовывать текстовую
информацию в табличную
форму;
–находить недостающие данные
при решении задач;
–складывать одинаковые
слагаемые в пределах 10;

Практи
ческие
действи
я

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/7368/main/2
45622/

Практи
ческие
действи
я

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/7368/main/2
45622/

Игра

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/4109/conspe
ct/131863/

Практи
ческие
действи
я, игра

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/5220/start/1
31918/

КВН

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/5237/conspe
ct/215015/

14

Про Машу и
трёх
медведей
2часа

15

Про
старика,
старуху,
волка и
лисичку
2часа

16

Про
медведя,
лису и
мишкин мёд
2часа

17

За
покупками
2часа

18

Находчивый
Колобок
2часа

–овладевать практическими
навыками деления числа на части
на наглядно-образной основе;
–выражать большие единицы
измерения в более мелких и
наоборот;
–определять
истинность/ложность
высказываний.
Состав чисел 9, –раскладывать числа 9, 10, 11 на
10, 11.
три слагаемых;
Задачи на
–решать задачи на нахождение
нахождение
суммы;
суммы.
–овладевать практическими
навыками деления числа на части
на наглядно-образной основе;
–читать таблицы, дополнять
недостающие в таблице данные;
– устанавливать закономерности.
Задачи на
–раскладывать число 12 на
нахождение
несколько слагаемых;
части.
–решать задачи на нахождение
Состав числа
части числа:
12.
–читать таблицы; заполнять
недостающие данные в таблице
по самостоятельно выполненным
подсчётам;
– практически работать с
круговыми диаграммами,
сравнивать сектора круговой
диаграммы;
–сравнивать числовые
выражения, составленные по
рисункам;
–находить прямоугольники на
рисунке.
Задачи на
–решать задачи на нахождение
нахождение
суммы, на увеличение числа на
суммы.
несколько единиц;
Состав чисел
– читать таблицы, заполнять
второго
недостающие данные в таблице
десятка.
по самостоятельно выполненным
подсчётам;
– раскладывать числа первого и
второго десятка на несколько
слагаемых;
– читать простейшие чертежи.
Блок «Финансовая грамотность»
Цена, товар,
–наблюдать над понятиями: цена,
спрос.
товар, спрос;
–анализировать информацию и
объяснять, как формируется
стоимость товара, почему один и
тот же товар может быть дешевле
или дороже;
–рассуждать об умении экономно
тратить деньги.
Деньги, цена,
–наблюдать над понятиями:
услуги, товар.
товар и услуга;
–определять необходимые

Игра

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/5201/main/1
31843/

КВН

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/4097/main/1
32617/

Игра

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/4137/start/2
92925/

Дискус
сия

https://bobrenok.oc3.r
u/1/#scrollmarker__video

Дискус
сия

https://bobrenok.oc3.r
u/1/#scrollmarker__video

19

День
рождения
МухиЦокотухи
2часа

Цена,
стоимость,
сдача,
сбережения.

20

Буратино и
карманные
деньги
2часа

Карманные
деньги,
необходимая
покупка,
желаемая
покупка.

21

Кот
Василий
продаёт
молоко
2часа

Реклама.

22

Лесной банк
2часа

Банк, финансы,
банковские
услуги,
работники
банка.

23

Как мужик
и медведь
прибыль
делили
2часа

Мошенник,
сделка, доход,
выручка,
прибыль,
продажа оптом.

продукты и их цены;
–строить речевое высказывание в
соответствии с поставленной
задачей;
–работать в группе.
–наблюдать над различием цены
и стоимости;
–определять, какой товар можно
купить на имеющиеся деньги;
–определять стоимость покупки;
–анализировать информацию и
делать соответствующие выводы;
–объяснять смысл пословиц.
–наблюдать над понятиями:
карманные деньги, необходимая
покупка, желаемая покупка;
–выбирать подарки для друзей на
основе предложенных цен;
–анализировать информацию и
делать соответствующие выводы;
–рассуждать о правильности
принятого решения;
– проводить оценку и, в случае
необходимости, коррекцию
собственных действий по
решению учебной задачи.
–наблюдать над понятием
«реклама»;
–строить речевое высказывание в
соответствии с поставленной
задачей;
–анализировать представленную
информацию и выбирать надпись
для магазина;
–делать выбор на основе
предложенной информации;
–называть различные виды
рекламы.
–наблюдать над понятием
«банк»;
–объяснять значение понятий на
доступном для первоклассника
уровне;
–анализировать информацию,
представленную в текстовом
виде, и на её основе делать
соответствующие выводы:
–строить речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.
–наблюдать над понятием
«сделка»;
–объяснять, что такое доход,
затраты и как получают прибыль;
–понимать, почему оптом можно
купить дешевле;
– выбирать товары для покупки
на определенную сумму;
–строить речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.

Дискус
сия

https://bobrenok.oc3.r
u/1/#scrollmarker__video

Дискус
сия

https://bobrenok.oc3.r
u/1/#scrollmarker__video

Дискус
сия

https://www.klass39.ru
/finansovayagramotnost-videouroki/

Игра

https://bobrenok.oc3.r
u/1/#scrollmarker__video

Беседа

https://www.klass39.ru
/finansovayagramotnost-videouroki/

24

Как мужик
золото
менял
2часа

25

Как
Иванушка
хотел
попить
водицы
2часа

26

Пятачок,
Винни-Пух
и
воздушный
шарик
2часа

27

Про репку и
другие
корнеплоды
2часа

Услуга,
равноценный
обмен, бартер.

–различать платную и
бесплатную услугу; наблюдать
над понятием «равноценный
обмен»;
–объяснять, что такое бартер;
–формулировать правила обмена;
–строить речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.
Блок «Естественно-научная грамотность»
Вода, свойства
–наблюдать над свойством воды
воды.
–прозрачность;
–определять с помощью
вкусовых анализаторов, в каком
стакане вода смешана с сахаром;
–определять, как уровень воды в
стакане влияет на высоту звука;
– объяснять, как плотность воды
влияет на способность яйца
плавать;
–определять, как влияет вода на
движение листа бумаги по
гладкой поверхности;
–использовать простейший
фильтр для проверки чистоты
воды;
–делать самостоятельные
умозаключения по результатам
опытов.
Воздушный
–доказывать, что внутри шарика
шарик, воздух.
находится воздух, который легче
воды;
–показывать, что шарик можно
наполнять водой;
– объяснять, как можно надуть
шарик с помощью лимонного
сока и соды;
–рассказывать о свойствах
шарика плавать на поверхности
воды;
–объяснять, почему шарик не
тонет в воде;
–рассказывать, в каком случае
шарик может летать;
–делать самостоятельные
умозаключения по результатам
опытов.
Корнеплоды.
–описывать и характеризовать
овощи-корнеплоды, называть их
существенные признаки,
описывать особенности внешнего
вида;
–осуществлять поиск
необходимой информации из
рассказа учителя, из
собственного жизненного опыта;
–планировать совместно с
учителем свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации;

Игра

https://bobrenok.oc3.r
u/1/#scrollmarker__video

Опыты,
дискус
сия

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/3826/main/2
24255/

Опыты,
дискус
сия

https://vk.com/video67578778_456240960

Беседа

https://interneturok.ru/l
esson/okruj-mir/1klass/zhivayapriroda/osenniyurozhayobobschayuschiy-urok

28

Плывёт,
плывёт
кораблик
2часа

Плавучесть
предметов.

29

Про
Снегурочку
и
превращени
я воды
2часа

Три состояния
воды.

30

Как делили
апельсин
2часа

Апельсин,
плавучесть,
эфирные масла
из апельсина.

31

Крошка
Енот и Тот,
кто сидит в
пруду
2часа

Зеркало,
отражение,
калейдоскоп.

–контролировать свою
деятельность по ходу
выполнения задания.
–определять плавучесть
металлических предметов;
–объяснять, что плавучесть
предметов зависит от формы;
– понимать, что внутри плавучих
предметов находится воздух;
–объяснять, почему случаются
кораблекрушения;
– объяснять, что такое
ватерлиния;
–определять направление ветра.
–объяснять, что такое снег и лёд;
–объяснять, почему в морозный
день снег под ногами скрипит;
–наблюдать за переходом воды
из одного состояния в другое;
– наблюдать над формой и
строением снежинок;
–составлять кластер;
–проводить несложные опыты со
снегом и льдом и объяснять
полученные результаты опытов;
–высказывать предположения и
гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений.
–объяснять, почему лопается
воздушный шарик при
воздействии на него сока из
цедры апельсина;
–объяснять, почему не тонет
кожура апельсина;
– объяснять, как узнать
количество долек в неочищенном
апельсине;
–определять в каком из
апельсинов больше сока;
–познакомиться с правилами
выращивания цитрусовых из
косточек;
–проводить несложные опыты и
объяснять полученные
результаты опытов.
–объяснять, когда можно увидеть
своё отражение в воде;
–определять, в каких предметах
можно увидеть свое отражение,
–наблюдать над различием
отражений в плоских, выпуклых
и вогнутых металлических
предметах;
–наблюдать многократность
отражений;
–проводить несложные опыты и
объяснять полученные
результаты опытов;
–строить речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.

Опыты,
дискус
сия

https://vk.com/video195440914_45623904
0

Опыты,
дискус
сия

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/3826/main/2
24255/

Опыты,
дискус
сия

https://ok.ru/video/165
1183268

Практи
ческие
действи
я,
опыты

https://vk.com/video167166842_45624214
0

32

Иванова
соль
2часа

Соль, свойства
соли.

33

Владимир
Сутеев.
Яблоко
2часа

Яблоко.

34

Итоговое
повторение.
Проверочна
я работа
1 час

–наблюдать свойства изучаемых
объектов: сравнивать свойства
соли и песка;
–составлять связное речевое
высказывание в соответствии с
поставленной учебной задачей;
–представлять результаты
исследовательской деятельности
в различных формах: устное
высказывание, таблица,
дополненное письменное
высказывание;
–анализировать условия
проведения опыта и проводить
опыт, аналогичный
предложенному, с заменой
одного из объектов;
–проводить несложные опыты с
солью и объяснять полученные
результаты опытов;
–строить речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.
–доказывать, как с помощью
яблочного сока можно рисовать;
–доказывать, что существует
сила притяжения;
– пользуясь информацией из
текста, дополнять предложения;
–соединять части текста и
рисунки;
–называть героев сказки;
–отвечать на вопрос после
выполнения арифметических
действий;
–давать характеристику герою;
определять стоимость части от
целого;
–придумывать рекламу-упаковку;
–определять профессию рабочего
банка;
–объяснять, чему учит сказка.

Практи
ческие
действи
я,
опыты

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/5559/conspe
ct/155138/

Дискус
сия

https://vk.com/video37980901_456239043

- обобщить изученное:
-применить полученные знания
при выполнении проверочной
работы

Опрос,
провер.
работа

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование на 1 год обучения
№
Тема
занятия
Читательская грамотность
1
Виталий Бианки. Лис и мышонок
Содержание сказки.
2

Дата

06.09
13.09

Качество: осторожность, предусмотрительность

3

Русская народная сказка.

20.09

Изменения

4

Содержание сказки.
Качество: выносливость, упорство.

27.09

5
6

Мороз и заяц

04.10
11.10

7
8

Владимир Сутеев. Живые грибы

Содержание сказки.
Качество: трудолюбие.
Содержание сказки.
Качество: вежливость, умение признавать свои
ошибки.

Математическая грамотность
9
Про курочку Рябу, золотые и простые яйца
Счёт предметов, составление и решение выражений,
10

18.10
25.10

08.11
15.11

задачи. Многоугольники.

11
12

Про козу, козлят и капусту

13

Про петушка и
жерновцы

06.12

14
15

Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы.

13.12
20.12

Счёт предметов, составление и решение выражений,
задачи. Ломаная.

Как петушок и курочки делили бобовые
зёрнышки

Разложение числа 10 на два и три слагаемых.
16
Финансовая грамотность
17
За покупками
Цена, товар, спрос.
18
19
Находчивый Колобок
Деньги, цена, услуги, товар.
20
21
День рождения
Мухи-Цокотухи
Цена, стоимость, сдача, сбережения.
22
23
Буратино и карманные деньги
Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая
24

22.11
29.11

27.12
10.01
17.01
24.01
31.01
07.02
21.02
28.02
07.03

покупка.

Естественно-научная грамотность
25
Как Иванушка хотел попить водицы
Вода, свойства воды.
26
27
Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик
Воздушный шарик, воздух.
28
29
Про репку и другие корнеплоды
Корнеплоды.
30
31
Плывёт, плывёт кораблик
Плавучесть предметов.
32
33
Про Снегурочку и превращения воды

14.03
21.03
04.04
11.04
18.04
25.04
02.05
16.05
23.05

Календарно-тематическое планирование на 2 год обучения
№
Тема
Читательская грамотность
1
Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко
Содержание сказки.
2
Дружба, жадность.

3

Михаил Пляцковский. Урок дружбы

Дата

Изменения

4

Содержание сказки.
Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость.

5
6

Грузинская сказка. Лев и заяц

7
8

Русская народная сказка.

Содержание сказки.
Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость.
Содержание сказки.
Семейные ценности.

Математическая грамотность
9
Про наливные яблочки
10

Увеличение числа на несколько единиц, сложение и
вычитание в переделах 20.

11

Про Машу и трёх медведей

12

Состав чисел 9, 10, 11.
Задачи на нахождение суммы.

13
14

Про старика, старуху, волка и лисичку

15
16

Про медведя, лису и мишкин мёд

Задачи на нахождение части.
Состав числа 12.
Задачи на нахождение суммы.
Состав чисел второго десятка.

Финансовая грамотность
17
Кот Василий
продаёт молоко
Реклама.
18
19
Лесной банк
Банк, финансы, банковские услуги, работники банка.
20
21
Как мужик и медведь прибыль делили
Мошенник, сделка, доход,
22
выручка, прибыль, продажа оптом.

23
Как мужик золото менял
Услуга, равноценный обмен, бартер.
24
Естественно-научная грамотность
25
Про Снегурочку и превращения воды
Три состояния воды.
26
27
Как делили апельсин
Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина.
28
29
Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду
Зеркало, отражение, калейдоскоп.
30
31
Иванова соль
Соль, свойства соли.
32
33
Владимир Сутеев. Яблоко
Итоговое повторение. Проверочная работа
34
Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
Буряк Мария Викторовна, Шейкина Светлана Анатольевна. Функциональная грамотность.
Программа внеурочной деятельности- М: Планета, 2023
Список литературы для обучающихся

Буряк М.В. 1 класс. Тренажер для школьников. Функциональная грамотность-М:
Планета, 2021
1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной
школы».
2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. –
М., 2003.
5. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации,
волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

Приложение

Оценочные материалы курса внеурочной деятельности

Математика
Задание №1
В пакет можно положить 2 кг продуктов. Сколько таких пакетов нужно взять папе,
чтобы купить 3 кг картофеля, 1 кг моркови и 1 кг лука.
Ответ :__________________________________________
Задание №2
Используя таблицу, запиши, сколько всего детей занимается плаванием?
Мальчики
Девочки
_____________
Ответ:____________
Задание № 3

Теннис
5
3

Плавание
4
5

Решен
ие:___
_____

Посчитай, сколько треугольников на рисунке.

Ответ: ____________________________________
Задание № 4
Первоклассник Миша измерял длину своего шага. Какой результат у него мог
получиться? Выбери ответ и отметь его галочкой:
o А)15 см
o Б)17 см
o В) 4 дм
o Г) 8 дм

Литературное чтение
Маленький Петя шел по тропинке. Навстречу выбежала черная лохматая собака.
Петя испугался и хотел убежать. Но вдруг к его ногам прижался маленький котенок и
жалобно замяукал. Он просил защиты от страшного зверя.
Пете стыдно стало перед котенком. Мальчик поднял его, и смело пошел
навстречу собаке.
Собака остановилась, испуганно посмотрела на Петю и скрылась в кустах.
(55 слов)

(По В. Сухомлинскому)

Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного
текста.
1. Определи персонажей произведения.
а) лошадь, котенок, собака;
б) мальчик, котенок, собака;
в) ребятишки, собака, котенок.
2. Что хотел сделать Петя при виде собаки?
а) хотел покормить собаку;
б) хотел поиграть с собакой;
в) хотел убежать.

3. Какое чувство испытал мальчик, увидев собаку?
а) страх;
б) радость;
в) восторг.
4. Кого спас Петя?
а) котенка;
б) ежика;
в) воробья.
5. Что помогло Пете преодолеть страх?
а) страх;
б) стыд;
в) ловкость.
6. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Озаглавь рассказ. Запиши его название.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
___
Финансовая грамотность
1.Что больше стоит три арбуза или две дыни? Цены указаны на рисунке.
А) две дыни
арбуз
дыня
Б) три арбуза
3 рубля
5 рублей
В) стоят одинаково
Г) определить невозможно

2.Что значит «купить кота в мешке»?
А) сделать нужную покупку
Б) купить неизвестно что
В) сделать незапланированную покупку
Г) купить домашнее животное

3.У Маши есть 10 рублей. Она купила шоколадку за 5 рублей и сок за 3 рубля.
Сколько сдачи получит Маша?
А) 1 рубль
Б) 2 рубля
В) 3 рубля
Г) 4 рубля
4.Какую сумму денег составляют монеты на рисунке?
А) 18 рублей 60 копеек
Б) 13 рублей 55 копеек
В) 16 рублей 50 копеек
Г) 22 рубля 50 копеек
5.Помоги Матроскину разобраться в вопросах семейного дохода. Отметь, что
является семейным доходом Дяди Федора, Шарика и Матроскина.
А) Деньги, которые Шарик дал в долг Печкину.
Б) Деньги, полученные Матроскиным от продажи молока.
В) Деньги, которые Матроскин потратил на покупку сена
для коровы.
Г) Все ответы верны.

Естественно – научная грамотность
Четверо лисят родились весной в глубокой норе на мягкой подстилке из мха и
сухих листьев. Им было тепло и удобно. Мама-лиса кормила их
молоком и
согревала своим теплом. У неё была тёплая пушистая шерсть. Лисица уходила из
норы на охоту очень редко. Хорошо жилось лисятам в норе рядом с матерью.
Один раз лиса взяла малышей за шиворот и вынесла из норы. Лисята ещё не открыли
глаза и поэтому никуда не убегали. Они лежали на холмике и грелись на солнышке.
А мамаша сидела рядом и глядела вокруг. Почувствовав опасность, лисица быстро
уносила детей обратно в нору. Так продолжалось две недели, пока щенята лисы не
открыли глаза и не начали сами ходить. Через три месяца мама-лиса научит их быстро
бегать, охотиться, выслеживать добычу.
1. В какое время года родились лисята? Подчеркни.
Весной
Летом
Зимой
Осенью
2.Какие объекты неживой природы можно найти в тексте? Подчеркни в тексте.
3. К какой группе животных относятся лисы? Подчеркни.
Звери

Птицы
Насекомые
4. Почему маленьким лисятам не холодно в темной норке весной? Найди ответ в
тексте и запиши.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
5. Лиса, лось, ёжик – дикие животные. Напиши, каких ты ещё знаешь диких
животных.
а)_________________________
б)_________________________
в)_________________________
г)_________________________

6. Найди животное, чей детеныш называется щенком. Поставь галочку V.

7. Семья Рыжовых отправилась из нашего родного города
______________ в столицу нашей Родины ___________ город
____________ .
Брат Миша сразу узнал развевающийся над зданием
Правительства флаг нашего государства. Раскрась его правильно.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».