Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО Приказ № 277 от 31.08.2023 педагогическим советом Протокол № 7 от 31.08.2023 г. . Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» 1абв классы Приложение к образовательной программе НОО ( 1-3 классы ) Возраст обучающихся, на который рассчитана программа –7-10 лет Срок реализации: 3 года Педагоги: Зорина В. М. Исупова О.В. Горячева И.И. Пикалёво 2023 год Содержание Раздел 1.Пояснительная записка. 1.1.Нормативно - правовая база. 1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности. 1.3. Цель и задачи курса 1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ 1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности: 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов. Раздел 4. Тематическое планирование Раздел 5. Календарно-тематическое планирование Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса. Раздел 1.Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности Рабочая программа курса внеурочной деятельности по литературному чтению «Как хорошо уметь читать» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ- 1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования); - Письмом Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; - Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности обучающихся - Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); - Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.368521). - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. - Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. - Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГМП-42216 « Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности». Направление рабочей интеллектуальное. программы курса внеурочной деятельности – обще Рабочая программа «Как хорошо уметь читать» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, основной образовательной программы начального общего образования, сборника программ «Примерные программы внеурочной деятельности» (авторы В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов) и изменена с учётом особенностей образовательного процесса МБОУ « СОШ №3» г. Пикалёво, возраста и уровня подготовки детей, режима деятельности, индивидуальных результатов и реализуется в рамках программы внеурочной деятельности. Книга – это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга- это путь к познанию вещей и явлений. Книга- это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости. Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, необходимо пробудить в них интерес к художественному слову. Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Кружковые занятия помогут младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию. Цели и задачи программы: Цели программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения. Образовательные задачи: - Расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта. - Формирование потребности в постоянном чтении книг, интереса к литературному чтению, творчеству писателей. - Знакомство и изучение книг краеведческой направленности (региональный компонент) Воспитательные задачи: - Воспитание уважения и любви к мировой литературе. - Воспитание доброжелательности в коллективе, корректного отношения к окружающим. - Воспитание чувства личной ответственности за Отечество, уважительное и бережное отношение к истории своей страны. Развивающие задачи: -Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме. - Развитие способности к созидательной деятельности. - Развитие речи, воображения учащихся, ассоциативного мышления. - Развитие эстетических качеств. Сроки реализации программы –3 года. Наполняемость группы – от 15 человек. Режим занятий: - количество часов за учебный год –33 часа ( в 1 классе), 34 часа ( 2-3 класс),1 занятие в неделю - продолжительность занятия – 45 мин. Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных технологий. Форма организации деятельности: групповая. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. 1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ Курс внеурочной деятельности « Как хорошо уметь читать» реализуется в рамках образовательной программы НОО через план внеурочной деятельности и входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №3 г. Пикалёво » курс внеурочной деятельности изучается в 1-3 классах. На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 33 часа ( 1 класс), 34 часа (2-3 класс). 1.3. Формы учёта Программы воспитания. Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной деятельности « Как хорошо уметь читать» в следующих формах: - побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятии предметов, явлений, событий через: - обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на занятии ; на представителей ученых, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков; -использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе -включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия. -применение интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся. -применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися. -выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания. -инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. -установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды. Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС Функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. Развитие функциональной грамотности обучающихся основано на 4 компетенциях: -математической; -естественнонаучной грамотности; -читательской грамотности; -финансовой грамотности. Блок «Читательская грамотность»: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Реализация курса внеурочной деятельности по читательской грамотности способствует достижению обучающимися более высоких академических и социальных результатов в образовательном процессе. В младшем школьном возрасте (от 7 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т.е. социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности. При полноценном становлении этой деятельности у детей возникает необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия, на собственное поведение как важнейшие особенности теоретического сознания. 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности « Как хорошо уметь читать» с математикой, русским языком, литературным чтением, окружающим миром и технологией через обучение общим приемам учебной работы: различным техникам, схемам, таблицам. В практике реализации курса используются метапредметные технологии: -проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. -интерактивное обучение – обучение через игру. В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности « Как хорошо уметь читать» формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые. Метапредметные связи развивают интеллектуальный и познавательный интерес обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности. Раздел 3. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта. - Повышение качества знаний в области литературы. - Рост познавательной и творческой активности. -Формирование эстетического, творческого подхода в коллективной и самостоятельной деятельности. - Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления. Личностные результаты освоения курса - Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. - Освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как член общества. - Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - Потребность в чтении, осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. - Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), развивать эстетические потребности, ценности и чувства; - Овладение креативными навыками продуктивной деятельности: обретение самостоятельного творческого опыта, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профориентации. - Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоциональноэстетического восприятия действительности. Предметные результаты освоения курса Умение - анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. - Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. - Написание сочинений на темы, связанные с тематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. - Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. - Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Метапредметные результаты курса: Регулятивные УУД: - Умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности. ставить и - Удерживать цель деятельности до получения ее результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. - Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. - Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. - Владение основами самооценки; анализ собственной работы; оценка уровнем владения тем или иным учебным действием; оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - Формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. - Формирование основ смыслового чтения художественных текстов разных жанров. - Умение аргументировать собственное мнение и позицию. - Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях, исследование собственных нестандартных способов решения. - Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения заданной задачи; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, интернет-ресурсы. - Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; исследование собственных нестандартных способов решения. Коммуникативные УУД: - Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. - Использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. - Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. - Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач; умение слушать и вступать в диалог, учёт разных мнений и интересов, умение обосновывать собственную позицию. - Эмоциональное декламирование стихов, умение выслушать, поддержать и оценить чтение стихов товарищей. - Составление сочинения с использованием информации, полученной из разных источников. 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающиеся с ними самостоятельно; качества косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. Портфолио обучающихся Формы и методы работы: Программа предусматривает теоретические и практические занятия: 1) теоретические (беседы, лекции, викторины, самостоятельная работа). 2) практические (инсценирование, игры, викторины, конкурсы). - Работа с литературой (чтение литературных произведений разных жанров, выпуск стенгазеты, и др.) - Игровая деятельность (конкурсы, игры, викторины и др.) - беседа; - диспуты; - викторины; - игры; - конкурсы; - просмотр видеопрезентаций; - рисунков, открыток; - групповая работа; - чтение стихов, рассказов классиков и современных писателей и поэтов; - участие в конкурсах чтецов; - работа с читательским дневником; - поисковая работа: нахождение информации на пройденную тему; - коллективные творческие дела. Раздел 4. Тематическое планирование ( с указанием часов по каждой теме, форм проведения занятий и возможным использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по разделам, блокам) № Тема 1 класс 1 По дорогам сказок (22ч.) Предмет изучения Характеристика деятельности (формируемые умения) Сказки о -Анализировать книги. животных -Выделять эпизоды, (10ч.) воспитывающие чувство юмора, Бытовые любознательность, сказки (3ч.) наблюдательность, внимание, Волшебные уважение к старшим. сказки (9ч.) -Формулировать своё отношение к происходящему в произведении. Составлять характ еристику главных героев. 2 Как Приемы – Определять лексическое значение слова; -давать характеристику героям; – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; – объяснять главную мысль ; – дополнять отзыв на прочитанное произведение. -Анализировать книги. Форма проведе ния Дата беседа; диспуты; викторины; игры; конкурсы; просмотр видеопрезентаций; групповая работа; чтение стихов, рассказов классиков и современных писателей и поэтов; . беседа; диспуты; викторины; игры; правильно ремонта книг. -Выделять эпизоды, воспитывающие чувство юмора, отремонти Ремонт книг. любознательность, наблюдательность, внимание, ровать уважение к старшим. книгу (4 -Формулировать своё отношение ч.) к происходящему в произведении. Составлять характ еристику главных героев. 3 – Определять лексическое значение слова; -давать характеристику героям; – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; – объяснять главную мысль ; – дополнять отзыв на прочитанное произведение. творчестве -Анализировать книги. Любимые О сказочник К. Чуковского, -Выделять эпизоды, воспитывающие чувство юмора, А.Пушкина, любознательность, Г.Х.Андерсена наблюдательность, внимание, уважение к старшим. Ш.Перро и (6 ч.) -Формулировать своё отношение к происходящему в произведении. Составлять характ еристику главных героев. 4 Заключит Подведение – Определять лексическое значение слова; -давать характеристику героям; – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; – объяснять главную мысль ; – дополнять отзыв на прочитанное произведение. – Определять, на какие вопросы конкурсы; просмотр видеопрезентаций; групповая работа; чтение стихов, рассказов классиков и современных писателей и поэтов; . беседа; диспуты; викторины; игры; конкурсы; просмотр видеопрезентаций; групповая работа; чтение стихов, рассказов классиков и современных писателей и поэтов; . заочное итогов. ельное занятие (1 «Памятники литературным ч.) героям» можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. путешествие (заочное путешествие). 2 класс 1 истории книги ч.) Письмо Из вчера и -Выделять эпизоды, воспитывающие чувство юмора, (3 сегодня. любознательность, Первые книги, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. первые библиотеки. -Формулировать своё отношение к происходящему в произведении. Составлять характ еристику главных героев. Библиотека царя Ашшурбанипа ла. Александрийс кая библиотека. 2 Книги -Анализировать книги. К. о природе и Ушинский животных «Четыре (5 ч.) желания», «Дети роще», «Проказы – Определять лексическое значение слова; -давать характеристику героям; – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; – объяснять главную мысль ; – дополнять отзыв на прочитанное произведение.. -Анализировать книги. -Выделять эпизоды, воспитывающие чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, в уважение к старшим. -Формулировать своё отношение к происходящему в произведении. Составлять характ беседа; диспуты; викторины; игры; конкурсы; просмотр видеопрезентаций; групповая работа; чтение стихов, рассказов классиков и современных писателей и поэтов; . беседа; диспуты; викторины; игры; конкурсы; просмотр видеопрезентаций; групповая работа; чтение стихов, рассказов классиков и современных писателей и поэтов; . старухи еристику главных героев. зимы». Г. – Определять лексическое значение слова; Скребицкий -давать характеристику героям; «Лесное эхо», – определять по рисунку содержание отрывка из текста; «Носатик», – располагать в правильной «Четыре последовательности предложения для составления отзыва на художника», прочитанное произведение; «Митины – соединять части предложений; друзья». К. – задавать вопросы к тексту ; – объяснять главную мысль ; Паустовский – дополнять отзыв на прочитанное произведение.. «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Подарок». Познавательн ые книги о природе, энциклопедии, справочники. 3 Русские Творчество -Анализировать книги. писатели – К.Д. детям ч.) -Выделять эпизоды, воспитывающие чувство юмора, (8 Ушинского, любознательность, Ф.И. Тютчева, наблюдательность, внимание, Н.Г. Гарина- уважение к старшим. Михайловског -Формулировать своё отношение к происходящему в о, В.М. произведении. Составлять характ Гаршина, Н.Н. еристику главных героев. Носова, В.Д. – Определять лексическое значение слова; Драгунского, -давать характеристику героям; А. Гайдара, И. – определять по рисунку содержание отрывка из текста; Токмаковой, – располагать в правильной Г. Сапгира. последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; беседа; диспуты; викторины; игры; конкурсы; просмотр видеопрезентаций; групповая работа; чтение стихов, рассказов классиков и современных писателей и поэтов; . 4 Творче Зарубежн Д. -Выделять эпизоды, С. воспитывающие чувство юмора, писатели – Биссета, любознательность, детям (5 Лагерлеф, О. наблюдательность, внимание, Пройслера, Д. уважение к старшим. ч.) 5 ые ство . Родари, – задавать вопросы к тексту ; – объяснять главную мысль ; – дополнять отзыв на прочитанное произведение. -Анализировать книги. Хочу знать! ч.) Л. -Формулировать своё отношение к происходящему в Баума, произведении. Составлять характ Д.Харриса. еристику главных героев. всё История – Определять лексическое значение слова; -давать характеристику героям; – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; – объяснять главную мысль ; – дополнять отзыв на прочитанное произведение.. -Анализировать книги. (4 вещей (вилы и -Выделять эпизоды, вилка, зачем воспитывающие чувство юмора, любознательность, нужны наблюдательность, внимание, уважение к старшим. пуговицы, история стекла, утюг -Формулировать своё отношение к происходящему в как произведении. Составлять характ стал еристику главных героев. электрическим – Определять лексическое и т.д.) Почему значение слова; -давать характеристику героям; человек спит? – определять по рисунку Что мы знаем содержание отрывка из текста; – располагать в правильной о сне? Для последовательности предложения чего зеваем? и для составления отзыва на прочитанное произведение; беседа; диспуты; викторины; игры; конкурсы; просмотр видеопрезентаций; групповая работа; чтение стихов, рассказов классиков и современных писателей и поэтов; . беседа; диспуты; викторины; игры; конкурсы; просмотр видеопрезентаций; групповая работа; чтение стихов, рассказов классиков и современных писателей и поэтов; . История – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; географически – объяснять главную мысль ; х открытий – дополнять отзыв на прочитанное произведение. (географическ т.д., ие открытия Ф.Ф. Беллингаузена ,М.П. Лазарева, Н.Н. МиклухоМаклая, Н.М. Пржевальског о),Где язык у бабочки? Любят ли кошки сладкое? У кого на нос усиках? 6 Удивитель Великие ный мир путешественн открытий (3 ч.) -Анализировать книги. -Выделять эпизоды, ики (о воспитывающие чувство юмора, любознательность, Христофоре наблюдательность, внимание, уважение к старшим. Колумбе, Васко да Гама, -Формулировать своё отношение к происходящему в пирате произведении. Составлять характ Френсисе еристику главных героев. Дрейке, – Определять лексическое значение слова; Джеймсе -давать характеристику героям; Куке). – определять по рисунку содержание отрывка из текста; История – располагать в правильной техники (о последовательности предложения телеграфе, об для составления отзыва на прочитанное произведение; автомобиле, – соединять части предложений; беседа; диспуты; викторины; игры; конкурсы; просмотр видеопрезентаций; групповая работа; чтение стихов, рассказов классиков и современных писателей и поэтов; . вертолете, часах стрелок), – задавать вопросы к тексту ; – объяснять главную мысль ; без – дополнять отзыв на Ян прочитанное произведение. Лари «Необыкновен ные приключения Карика и Вали». 7 Веселая Произведения переменка М. (5 ч.) Зощенко, -Выделять эпизоды, В. Голявкина, воспитывающие чувство юмора, любознательность, В. Медведева. наблюдательность, внимание, В. Катаева, Л. уважение к старшим. Давыдычева 8 Заключит Подведение ельное итогов. занятие «Почитай-ка! (1ч.) Угадай-ка!» 3 класс 1 Из -Анализировать книги. Произведения -Формулировать своё отношение к происходящему в произведении. Составлять характ еристику главных героев. – Определять лексическое значение слова; -давать характеристику героям; – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; – объяснять главную мысль ; – дополнять отзыв на прочитанное произведение. – Определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. -Анализировать книги. беседа; диспуты; викторины; игры; конкурсы; просмотр видеопрезентаций; групповая работа; чтение стихов, рассказов классиков и современных писателей и поэтов; . викторина беседа; диспуты; викторины; игры; С. Алексеева. -Выделять эпизоды, воспитывающие чувство юмора, А.О. Ишимова нашей любознательность, наблюдательность, внимание, Родины (6 «История уважение к старшим. России в ч.) рассказах для -Формулировать своё отношение к происходящему в детей». В. Ян произведении. Составлять характ «Никитка и еристику главных героев. истории 2 Микитка». О. – Определять лексическое значение слова; Тихомиров -давать характеристику героям; «Рассказы о – определять по рисунку содержание отрывка из текста; Суворове». – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; – объяснять главную мысль ; – дополнять отзыв на прочитанное произведение. -Анализировать книги. О братьях Э.Сетоннаших Томпсона меньших «Чинк». (8 ч.) МаминСибиряк «Емеляохотник», «Зимовье Студеной», -Выделять эпизоды, Д. воспитывающие чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. -Формулировать своё отношение к происходящему в произведении. Составлять характ на еристику главных героев. – Определять лексическое значение слова; «Приемыш». -давать характеристику героям; Б. Житков – определять по рисунку «Рассказы о содержание отрывка из текста; – располагать в правильной животных» В. последовательности предложения для составления отзыва на Бианки прочитанное произведение; «Лесная – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; газета» – объяснять главную мысль ; – дополнять отзыв на прочитанное произведение. конкурсы; просмотр видеопрезентаций; групповая работа; чтение стихов, рассказов классиков и современных писателей и поэтов; . беседа; диспуты; викторины; игры; конкурсы; просмотр видеопрезентаций; групповая работа; чтение стихов, рассказов классиков и современных писателей и поэтов; . 3 Губарев -Анализировать книги. Волшебны В.Г. е «Королевство происшест вия (7 ч.) -Выделять эпизоды, воспитывающие чувство юмора, кривых любознательность, зеркал». Л.В. наблюдательность, внимание, Гераскина «В уважение к старшим. стране -Формулировать своё отношение к происходящему в невыученных произведении. Составлять характ уроков». Е.Л. еристику главных героев. беседа; диспуты; викторины; игры; конкурсы; просмотр видеопрезентаций; групповая работа; чтение стихов, рассказов классиков и современных писателей и поэтов; . Щварц – Определять лексическое «Сказка о значение слова; -давать характеристику героям; потерянном – определять по рисунку времени». О. содержание отрывка из текста; – располагать в правильной Пройслер последовательности предложения для составления отзыва на «Маленькая прочитанное произведение; Баба-Яга», – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; «Маленький – объяснять главную мысль ; Водяной», – дополнять отзыв на прочитанное произведение. «Маленькое Привидение». С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями». Т. Янсон «Муми». 4 Для детей Произведения -Анализировать книги. и о детях Л. (12 ч.) Толстого, -Выделять эпизоды, А.П. Чехова, воспитывающие чувство юмора, любознательность, С. Баруздина, наблюдательность, внимание, А. Гайдара, Е. уважение к старшим. Пермяка, И. -Формулировать своё отношение к происходящему в Пивоваровой, произведении. Составлять характ В. еристику главных героев. беседа; диспуты; викторины; игры; конкурсы; просмотр видеопрезентаций; групповая работа; чтение стихов, рассказов классиков и современных писателей и поэтов; . – Определять лексическое значение слова; -давать характеристику героям; – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; – объяснять главную мысль ; – дополнять отзыв на прочитанное произведение. – Определять, на какие вопросы Заключит Подведение можно получить ответы из итогов. «Мир ельное прочитанного текста, находить занятие (1 чудесный, мир ответы в тексте; – строить связное речевое устное волшебный» ч) или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. Драгунского. 5 устный журнал Раздел 5. Календарно-тематическое планирование Календарно - тематическое планирование 1 класс – 33 часа Время проведения № Тема занятия 1. 1 полугодие Русская народная 1 Беседа. сказка «Рукавичка» Викторина Русская Просмотр 2. 3. Колво часов народная 1 сказка «Лисичка со мультфильма скалочкой» Обсуждение. Русская сказка народная 1 «Журавль и цапля» 4. Форма занятия (очно,дистант) Русская Беседа. Инсценирование сказки народная 1 Беседа. Дата план Дата факт сказка «Петушок и Викторина бобовое зернышко» 5. Русская народная 1 сказка «Снегурушка и Беседа. Викторина лиса» 6. Русская народная 1 сказка «Волк и семеро Беседа. Викторина козлят» 7. Русская сказка народная 1 «Петушок – Беседа. Викторина золотой гребешок» 8. Русская народная 1 сказка «Жихарка» Беседа. Презентация. Викторина 9. Русская сказка народная 1 «Бычок – смоляной бочок» 10. Русская сказка мультфильма. Обсуждение народная 1 «Мужик Беседа. Просмотр и Беседа. Викторина медведь» 11. Русская народная 1 сказка «У страха глаза Беседа. Создание диафильма велики» 12. Русская народная 1 сказка «Морозко» 13. Русская сказка Чтение Викторина. народная 1 «Пастушья Беседа. Викторина дудочка» 14. Русская народная 1 сказка «Гуси-лебеди» 15. Русская сказка народная 1 «Маша и Беседа. Викторина Беседа. Викторина медведь» 16. Русская народная 1 Беседа. вслух. сказка «Сестрица Викторина Аленушка и братец Иванушка» 2 полугодие 17. Русская народная 1 сказка «Крошечка Беседа. Викторина Хаврошечка 18. Русская народная 1 сказка «Несмеяна Царевна» народная 1 «Петушок и жерновцы» Беседа. Презентация. Викторина 20. Русская народная 1 сказка «Сивка Бурка» 21. Русская сказка Презентация. Викторина 19. Русская сказка Беседа. народная 1 «Скатерть, Беседа. Викторина Беседа. Викторина баранчик и сума» 22. Русская народная 1 сказка «Белая уточка» 23. Приемы ремонта книг. 1 Ремонт книг. Беседа. Викторина Беседа. Викторина 24. Приемы ремонта книг. 1 Ремонт книг. Просмотр мультфильма Обсуждение. 25. Приемы ремонта книг. 1 Ремонт книг. Беседа. Практическая работа 26. Приемы ремонта книг. 1 Ремонт книг. Беседа. Практическая работа 27. Творчество Чуковского К.И. 1 Беседа Презентация. Викторина. 28. Творчество К. И. 1 Чуковского Беседа. Презентация. Викторина. 30. О творчестве А. С. 1 Пушкина Беседа. Презентация 31. «Что за чудо эти 1 сказки» Путешествия по страницам книг 32. Сказки Г.Х. 1 Беседа 1 Беседа. Андерсена 33. Сказки Ш. Перро Презентация 34. Подведение итогов. 1 Беседа «Памятники литературным героям» (заочное путешествие). Итого 33 ч Календарно - тематическое планирование 2 класс – 34 часа Время проведения № Тема занятия 1. 1 полугодие Письмо вчера и Колво часов Форма занятия (очно,дистант) 1 Беседа, конкурс сегодня. рисунков. Викторина 2. Первые книги, первые 1 библиотеки. Беседа. Выпуск газеты. Просмотр видеопрезентации . 3. Библиотека царя Ашшурбанипала. 1 Беседа. Работа с читательским Дата план Дата факт Александрийская дневником. библиотека. 4. К. Ушинский «Четыре 1 Беседа. желания», «Дети открыток. роще», «Проказы в Конкурс старухи зимы». 5. Г. Скребицкий 1 «Лесное Беседа. Диспут. эхо», «Носатик», «Четыре художника», «Митины друзья». 6. К. Паустовский 1 «Барсучий нос», «Заячьи Беседа. Конкурс чтецов. лапы», «Подарок». 7. К. Паустовский 1 «Барсучий нос», «Заячьи Беседа. Викторина лапы», «Подарок». 8. Познавательные книги о 1 природе, энциклопедии, Беседа. Презентация. Викторина справочники. 9. Творчество К.Д. 1 Ушинского. Беседа. Презентация. Викторина 10. Творчество Ф.И. 1 Тютчева. Беседа. Презентация. Конкурс рисунков. 11. Творчество Гарина- 1 Михайловского. 12. Творчество Гаршина. Беседа. Викторина В.М. 1 Беседа. Викторина 13. Творчество Н.Н. 1 Носова. Беседа. Просмотр и чтение журналов. 14. Творчество В.Д. 1 Драгунского. Беседа. Презентация Викторина 15. Творчество А. 1 Гайдара. 16. Беседа. Викторина ТворчествоГ. 1 Сапгира. Просмотр мультфильма. Обсуждение. 2 полугодие 17. ТворчествоД. Биссета. 1 Беседа. Презентация. Викторина 18. ТворчествоС. 1 Лагерлефа. Беседа. Презентация. Викторина 19. ТворчествоО. 1 Пройслера. Беседа. Викторина 20. Творчество Д. Родари. 1 Беседа. Викторина 21. Творчество Л. Баума, 1 Д.Харриса. Беседа. Просмотр и чтение журналов. 22. История вещей (вилы 1 Просмотр и вилка, зачем нужны мультфильма пуговицы, Обсуждение. история стекла, как утюг стал электрическим и т.д.) 23. Почему человек 1 Беседа. Просмотр спит? Что мы знаем о и сне? Для чего зеваем? журналов. и т.д. 24. История 1 Беседа. чтение географических Презентация. открытий Викторина (географические открытия Ф.Ф. Беллингаузена, М.П. Лазарева,Н.Н. Миклухо-Маклая, Н.М. Пржевальского) 25. Где язык у 1 Беседа. бабочки? Любят ли Презентация. кошки Викторина сладкое? У кого нос на усиках? 26. Великие 1 путешественники (о Просмотр мультфильмаОбсу Христофоре Колумбе, ждение. Васко да Гама, пирате Френсисе Дрейке, Джеймсе Куке). 27. История техники (о 1 Беседа. телеграфе,об Презентация. автомобиле, Викторина вертолете, часах без стрелок) 28. ЯнЛари 1 Беседа. «Необыкновенные Презентация. приключения Карика Викторина и Вали». 29. Произведения М. 1 Зощенко. Беседа. Презентация. Викторина. 30. Произведения В. 1 Голявкина. 31. Произведения Беседа. Викторина В. 1 Викторина Медведева. 32. Произведения В. 1 Катаева. Беседа. Презентация 33. Произведения Л. 1 Давыдычева. Путешествия по страницам книг 34. Подведение итогов. 1 «Почитай-ка! Угадайка!» (литературная викторина) Итого Беседа. 34 ч. Календарно - тематическое планирование 3 класс – 34 часа Время проведения № Тема занятия Колво часов 1. 1 полугодие Произведения С. 1 Алексеева. Форма занятия (очно,дистант) Просмотр мультфильмаОбсу ждение. 2. Произведения С. 1 Алексеева. Беседа. Просмотр и чтение журналов. 3. А. О. «Истоия 4. России в Беседа. Презентация. рассказах для детей». Викторина А.О. Беседа. «История 5. Ишимова 1 Ишимова 1 России в Презентация. рассказах для детей». Викторина В. Ян «Никитка и 1 Беседа Микитка». Презентация. Викторина. 6. О. «Рассказы Тихомиров 1 о Беседа. Презентация. Дата план Дата факт 7. Суворове». Викторина. Э. Викторина Сетон-Томпсона 1 «Чинк». 8. 9. Э. Сетон-Томпсона 1 Беседа. «Чинк». Презентация Д. Беседа Мамин-Сибиряк 1 «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Приемыш». 10. Д. Мамин-Сибиряк 1 «Емеля-охотник», «Зимовье Беседа. Викторина на Студеной», «Приемыш». 11. Б. Житков «Рассказы 1 о животных» Викторина 12. Б. Житков «Рассказы 1 о животных» 13. В. Бианки Беседа. Викторина «Лесная 1 газета» 14. В. Беседа. Беседа. Викторина Бианки «Лесная 1 газета» Беседа. Презентация. Викторина 15. В.Г. Губарев 1 Беседа. Просмотр «Королевство кривых и зеркал». журналов. 16. Л.В. Гераскина стране «В 1 невыученных чтение Беседа. Викторина уроков». 2 полугодие 17. Е.Л. Щварц «Сказка о 1 потерянном времени». 18. О. «Маленькая Пройслер 1 Баба- Беседа. Викторина Чтение Викторина. вслух. Яга», «Маленький Водяной», «Маленькое Привидение». 19. О. Пройслер 1 «Маленькая Яга», Баба- Беседа. Просмотр ичтение «Маленький журналов. Водяной», «Маленькое Привидение». 20. С. Лагерлеф 1 «Путешествие Нильса Беседа. Викторина с дикими гусями». 21. Т. Янсон «Муми». 1 Беседа. Викторина 22. Произведения Л. 1 Толстого. 23. Произведения Беседа. Викторина Л. 1 Толстого. Беседа. Презентация. Викторина 24. Произведения А.П. 1 Чехова. Беседа. Презентация. Викторина 25. Произведения А.П. 1 Чехова. 26. Произведения Викторина С. 1 Баруздина. 27. Произведения Беседа. Беседа. Викторина А. 1 Гайдара. Беседа. Презентация Викторина 28. Произведения Е. 1 Пермяка. 29. Произведения Пермяка. Беседа. Викторина Е. 1 Просмотр мультфильма Обсуждение. 30. Произведения И. 1 Пивоваровой. Беседа. Просмотр и чтение журналов. 31. Произведения И. 1 Пивоваровой. 32. Произведения. Беседа. Викторина В. 1 Драгунского. Просмотр мультфильма Обсуждение. 33. Произведения. В. 1 Драгунского. Беседа. Просмотр и чтение журналов. 34. Подведение итогов. 1 «Мир чудесный, мир Беседа. Викторина волшебный» (устный журнал). Итого 34 ч. Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса. Список литературы : 1. Вестник библиотекаря образовательного учреждения. – Владимир: ВИПКРО, 2011. 2. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов). - М.: Просвещение, 2010); 3. Библиотечно – библиографические знания школьникам: практическое пособие для руководителей детского чтения (сост. В.Т. Валькова, М.Д. Коноплева, Г.Ф. Мозолевская) – М., 1981. 4. Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989. 5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Как учить работать с книгой. – М., 1995. 6. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010); 7. Наша школа. Педагогическая мастерская: Инновационная деятельность библиотек образовательных учреждений Владимирской области. № 4-5. – Владимир: ВИПКРО, 2008. 8. Е. И. Матвеева. Учим младшего школьника понимать текст. М.2005. 9. Н. Н. Светловская О.В. Джежелей. Внеклассное чтение во 2 классе. М. 1983. 10. И.Г. Сухин. Литературная кроссворд - азбука. С.-П. 1999. 11. Н. Н. Светловская. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. Начальная школа № 4-6 2005. 12. Е.С. Гостимская М.И.Мишина Внеклассное чтение 2 Класс. М. 2006. 13. И.Ф.Яценко «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 2 класс Москва, «ВАКО» 2018 г 14. С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению», 3 класс, Москва, «ВАКО» 2017 г 15. С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 4 класс Москва, «ВАКО» 2018 г. ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5181/main/284197/