Рабочая программа КВД «Моя художественная практика» 1-2 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

Приказ № 277 от 31.08.2023г.

Протокол № 7 от 31.08.2023 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
««Моя художественная практика»»

Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 7-8 лет

Срок реализации: 1 год
Педагоги: учитель изобразительного
искусства Арекаева Н.Н.

Пикалёво 2023 год

Содержание
Раздел 1.Пояснительная записка.
1.1.Нормативно - правовая база.
1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
1.3. Цель и задачи курса
1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания
Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности:
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов.
Раздел 4. Тематическое планирование
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.

Приложение. Оценочные материалы курса внеурочной деятельности

Раздел 1.Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности:
Рабочая программа курса

внеурочной деятельности «Моя художественная практика»

разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ-

1290/03

«О

направлении

методических

рекомендаций»

(Информационно

методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках
реализации

обновленных

федеральных

государственных

образовательных

стандартов начального общего и основного общего образования);
- Письмом Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий

«Разговоры о важном»;
- Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности

обучающихся
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования

к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и

требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов

среды

обитания»,

утвержденных

постановлением

Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее - СанПиН 1.2.368521).
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р.
- Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
-

Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГМП-42216 « Об участии учеников муниципальных и государственных школ
Российской Федерации во внеурочной деятельности».

Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – художественнопрактическая деятельность

Цель примерной программы — создание условий для проявления
творческих способностей обучающихся в процессе приобретения ими опыта
практической работы в различных видах художественно-творческой деятельности .
Задачи программы:


развитие эстетического восприятия природы, произведений

изобразительного

искусства и детского творчества;


формирование активного, ценностного

отношения

к

истории отечественной

культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном и народном искусстве,
в

национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в

понимании красоты человека и природы;


знакомство с многообразием видов художественной деятельности и технически
доступным разнообразием художественных материалов;



овладение элементарной художественной грамотой во всех основных видах
визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): графики,
живописи и

скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства,

архитектуры и дизайна;


приобретение собственной художественно-творческой практики в процессе работы
различными художественными материалами .
Сроки реализации программы –4 года.
Наполняемость группы – от 15 человек.
Режим занятий:
- количество часов за учебный год –34 часа , 1 занятие в неделю
- продолжительность занятия – 45 мин.
Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных
технологий.
Форма организации деятельности: групповая.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и
практический материал.
1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
Курс внеурочной деятельности « Моя художественная практика» реализуется в рамках
образовательной программы НОО через план внеурочной деятельности и входит в
часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво » курс внеурочной
деятельности изучается в 1-2 классах.
На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю.

Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Структура

курса

представляет

собой

набор

логически

законченных

и

содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и
практическую

направленность

знаний

и

умений

учащихся.

Разнообразный

дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной
степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса.
Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня
подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала
планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при
самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего
контроля

учащихся предлагается набор

заданий, принцип

решения которых

разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся
самостоятельно
Примерная программа внеурочной деятельности построена на модульном принципе
представления содержания по годам обучения. Программа включает в себя
относительно самостоятельные части образовательной программы — модули,
позволяющие увеличить её гибкость и вариативность, организовать
образовательный процесс, подстраиваясь под интересы и способности обучающихся.
Модульный принцип построения учебного материала допускает вариативный подход к
очерёдности изучения модулей и принципам компоновки учебных тем в каждом
классе. Предполагается также возможность реализации одного или нескольких модулей
по выбору участников образовательного процесса, при этом увеличивается количество
часов, отведённых на практическую работу. Взаимосвязанное содержание
тематических модулей позволяет объединять, исключать, перекомпоновывать их
наполнение в зависимости от объёма и видов практической деятельности, поэтому
содержание одного или нескольких модулей логически встраивается в содержание
других модулей, что является необходимым условием достижения цели данной
программы. Например, модуль «Азбука цифровой графики» и модуль
«Восприятие произведений искусства» интегрируются с такими модулями, как
«Графика», «Живопись», «Скульптура», «Архитектура».
В соответствии с содержанием данной программы основным видом деятельности
является художественно-творческая практика, которая реализуется в системе освоения
тематических модулей и направлена на достижение определённой цели, а именно —

развитие творческой личности обучающегося через освоение им опыта работы в
разных видах изобразительного искусства, разнообразными техниками,
материалами, инструментами и средствами изображения. Таким образом
обучающийся должен овладеть практическими навыками работы в каждом
тематическом модуле: «Графика», «Живопись», «Скульптура», «Декоративноприкладное искусство», «Архитектура», «Восприятие произведений искусства»,
«Азбука цифровой графики».
Содержание программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству
тесно связано с основным образованием и является его логическим продолжением,
неотъемлемой частью системы обучения, созданной в образовательной организации.

1.3. Формы учёта Программы воспитания.
Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе
и черезиспользование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной
деятельности « Высокие технологии» в следующих формах:
- побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятии предметов, явлений, событий через:
- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на занятии; на представителей ученых, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
-использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной
деятельности
для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных
и социокультурных ценностей через подбор соответствующихзадач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
-включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время

занятия.
-применение интерактивных форм работы, стимулирующихпознавательную
мотивацию обучающихся.
-применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
-выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания.
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного
решениятеоретической проблемы, генерирования и оформления собственных
гипотез,уважительного отношения к чужим идеям, публичного
выступления,аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
-установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС
1 класс (первый год обучения)
Модуль «Графика»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Графические материалы, их свойства и
особенности. Графические техники изображения. Компьютерная графика. Фотография,
пленэр.
Графическая практика
Содержание. Рисование листьев растений разной формы, веток дерева по материалам
фотографий пленэра «Осенние листья», «Эти разные деревья». Рисование с натуры:
листья и их форма, декорирование поверхности листа, превращение листа в дерево.
Рисование животных, игра «Большие и маленькие». Задания на освоение приёмов
изображения в графическом редакторе Paint. Композиция из листьев в технике тиснения.
Техника аппликации (симметричное вырезывание) с графической прорисовкой. Техника
объёмной аппликации (симметричное вырезывание, планы). Создание композиции из
каракулей-путаниц из линий. Персонажи для игры в тени: силуэты на трости (деревянной
шпажке) на примере сказок «Теремок», «Колобок», «Репка» и т. д.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество: упражнения на освоение приёмов рисования линией, пятном, штрихом (веток

дерева, животных, птиц, рыб); приёмы изображения в графическом редакторе Paint;
выполнение рисунка с натуры: разные листья и их форма, декорирование поверхности
листа, превращение листа в дерево; композиция из листьев в технике тиснения и
аппликации (линия, пятно, силуэт); создание композиции из каракулей-путаниц из линий;
рисунки для игры в тени; композиции в смешанной технике; работа в технике объёмной
аппликации.
Модуль «живопись»
Вводное занятие. Живописные материалы, их свойства и особенности. Приёмы работы
гуашью, акварелью.
Живописная практика
Содержание. Изображение цветов гуашью (приёмы работы, мазки). Букет. Проект к
празднику. Пейзаж в живописи. Натюрморт в живописи. Сказочные образы (люди,
животные). Приёмы работы в нетрадиционной технике. Композиция. Цвет и
настроение. Техника монотипии.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество:
отработка техники работы гуашью, акварелью (красочное пятно, мазки, смешение цвета
и др.); живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и
формам цветков, овощей и фруктов (мятая бумага); передача с помощью контрастных
цветов настроения в пейзаже и в изобразительном сюжете; освоение техники монотипии;
«оттиск бумажным комочком»; коллаж.
Модуль «Скульптура»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Мате- риалы, инструменты. Приёмы
лепки, смешение цветов.
Практика по лепке
Содержание. Пластилиновая композиция. Лепка зверушек, овощей и фруктов из цельной
формы по фотоматериалам. Скульптурная композиция на тему человека и животного.
Лепка сказочной игрушки и игрушки, характерной для одного из наиболее известных
народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушка или по
выбору учителя с учётом местных промыслов).
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество:
лепка фигурки животного; создание пластилиновой композиции «Овощи и фрукты»; работа
над скульптурной композицией «Человек и животное»; освоение работы в материале (лепка
из снега); фотографирование.
Модуль «декоративно-прикладное искусство»

Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты, техники
исполнения. Техника безопасности.
Декоративно-прикладная практика
Содержание. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми: превращение листьев в элемент
узора; орнамент и форма посуды. Узор на крыльях бабочки. Декоративное рисование.
Игрушки из нехудожественных материалов. Проект ювелирных украшений. Дизайн
предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Создание воздушных подвесок для
оформления интерьера. Замкнутый орнамент печенья «тетёрочки».
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество: работа над переводом реальных объектов природы в декоративные (листья в
элемент узора, шишки в ёлочные игрушки); создание декоративной композиции в технике
аппликации; выполнение росписи по мотивам хохломской, городецкой росписи;
декоративное рисование; работа над проектом ювелирных украшений (монотипия или
Paint); освоение техники оригами и приёмов работы над дизайном упаковки;
фотографирование.
Модуль «архитектура»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты. Техники и
приёмы конструирования, макетирования. Техника безопасности.
Практика конструирования и макетирования
Содержание. Проект домика из овощей или фруктов, из варежки или сапога для
маленьких человечков. Здание в технике оригами по материалам фотографирования на
природе. «В объективе — здание». Конструирование из бумаги по материалам фотографий
на темы «Вот моя улица (утром, днём, вечером)» или «Прогулка по городу». Наблюдение
разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям).
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги и
картона.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество: создание проекта домика из различных форм (природные, вещи и др.);
конструирование постройки из бумаги; выполнение аппликации «Город сказочных
построек» с использованием объёмных элементов; конструирование упаковки для подарков
(коробочки, пакеты); фотографирование.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Практика восприятия и выставочная практика Содержание. Восприятие произведений
детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.

Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни
человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи
наблюдения (установки). Рассматривание иллюстраций детской книги на основе
содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: освоение
зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач; приобретение обучающимися опыта восприятия и оценка эмоционального содержания
произведений; умение делиться своим мнением и впечатлениями .
Модуль «азбука цифровой графики» Фотопрактика
Содержание. Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных
впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих
изучаемой теме.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество: выполнение фотографий объектов природы; построение композиции в
фотографии в зависимости от деталей изображения.
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности
Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности « Моя
художественная практика» с литературой, музыкой, историей, технологией,
информатикой через обучение общим приемам учебной работы: различным
техникам,схемам, таблицам.
В практике реализации курса используются метапредметные технологии:
-проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и
навыков.
-интерактивное обучение –обучение через опыт.
В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности « Высокие
технологии» формируются метапредметные умения:
 аналитические,
 учебно-информационные,
 коммуникативно-речевые.
Метапредметные связи развивают интеллектуальный и познавательный
интересобучающихся, побуждают к активномупознанию окружающей
действительности.
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение девятиклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
1.

Осознание

этнической

принадлежности,

осознанное,

уважительное

и

доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию.
3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и
общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и классе в целом.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Обучающийся научится:
1.

Определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
●

выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять

их сходство;
●

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,

классифицировать и обобщать факты и явления;
●

выделять явление из общего ряда других явлений;

●

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных

явлений к общим закономерностям;
●

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом

общие признаки;
●

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

●

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и

применять способ проверки достоверности информации;
●

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать

вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
●

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

●

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать

данные логические связи с помощью знаков в схеме;
●

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

●

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный

ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
3.

Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:

●

находить в тексте требуемую информацию;

●

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,

структурировать текст;
●

резюмировать главную идею текста;

●

преобразовывать текст;

●

критически оценивать содержание текста.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие

коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Обучающийся научится:
1.

Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в

учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности:
●

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

●

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать

конечный результат;
●

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих

возможностей;
●

формулировать

учебные задачи как шаги достижения поставленной цели

деятельности;
2.

Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.
Обучающийся сможет:
●

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной

задачей и составлять алгоритм их выполнения;
●

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для

выполнения учебной и познавательной задачи;

●

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы

для решения задачи/достижения цели;
●

составлять

план

решения

проблемы

(выполнения

проекта,

проведения

исследования);
●

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной

задачи и находить средства для их устранения.
3.

Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
●

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых

результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
●

отбирать

инструменты

для

оценивания

своей

деятельности,

осуществлять

самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
●

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия

планируемого результата;
●

устанавливать

связь

между

полученными

характеристиками

продукта

и

характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
●

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

самостоятельно.
4.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
●

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

●

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из

цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
●

оценивать

продукт

своей

деятельности

по

заданным

или

самостоятельно

определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
5.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
●

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и

деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

●

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной

деятельности и делать выводы;
●

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

●

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить

способы выхода из ситуации неуспеха;
●

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или

параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обучающийся научится:
1.

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
●

определять возможные роли в совместной деятельности;

●

играть определенную роль в совместной деятельности;

●

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:

мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
●

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или

препятствовали продуктивной коммуникации;
●

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;

●

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать

ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
●

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

●

выделять общую точку зрения в дискуссии;

●

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с

поставленной перед группой задачей;
●

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,

распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
2.

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Обучающийся сможет:

●

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

●

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими

людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
●

представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;

●

соблюдать нормы публичной речи;

●

высказывать и обосновывать мнение (суждение);

●

принимать решение в ходе диалога;

●

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации.
Предметные результаты:
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного

построения

содержания

курса.

Результаты

характеризуют

опыт

обучающихся

в

художественно-творческой деятельности и отражают сформированность умений в
зависимости от содержания программы внеурочной деятельности.
1 класс Модуль «Графика»
 Осваивать навыки применения свойств

простых

графических материалов в

самостоятельной творческой работе в условиях внеурочной деятельности.
 Приобретать первичный опыт создания рисунка на основе знакомства со средствами
изобразительного языка.
 Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
 Учиться

анализировать

соотношения

пропорций,

визуально

сравнивать

пространственные величины.
Модуль «Живопись»
 Осваивать навыки работы гуашью.
 Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые
рождает каждый цвет.
 Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и
получения нового цвета.

 Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления,
организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
 Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных
объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.)
 Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о
целостной форме в процессе создания объёмного изображения.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
 Различать

виды

орнаментов

по

изобразительным

мотивам

(растительные,

геометрические, анималистические).
 Учиться использовать правила симметрии в своей художественной практике.
 Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции.
 Приобретать представления о

глиняных

игрушках

народных художественных

промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом
местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам
игрушки выбранного промысла.
 Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления праздника.
Модуль «Архитектура»
 Осваивать приёмы конструирования

из

бумаги,

складывания объёмных простых

геометрических тел.
 Приобретать опыт пространственного макетирования в форме коллективной игровой
деятельности.
 Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные
навыки анализа строения предмета.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
 Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их
содержания и сюжета, композиции (расположения на листе), цвета, настроения, а также
соответствия учебной задаче, поставленной на занятии.
 Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и
отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
 Приобретать опыт создания фотографий с целью целенаправленного эстетического
наблюдения природы.

3.2. Система оценки достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий используются следующие показатели:


степень помощи, которую оказывает учитель обучающимсяпри выполнении

заданий;


поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность

обеспечивают положительные результаты;


результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,

олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли
обучающиесяс ними самостоятельно;


косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение

качества успеваемости по информатике, математике.


Портфолио обучающихся

Раздел 4. Тематическое планирование
( с указанием часов по каждой теме,форм проведения занятий и возможным
использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по разделам,
блокам)
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7

Модули

Ч

«Графика»

6
8

«Живопись»
«Скульптура»
«Декоративно-прикладное
искусство»
«Архитектура»
«Восприятие произведений
искусства»
«Азбука цифровой графики»

4
8
3
2
3

Основные виды деятельности ученика
(на уровне учебных действий)

Форма
проведе
ния

ЦОР

Мастер – классы, уроки практикумы
Мастер – классы, проекты, уроки –
практикумы по работе с красками
Уроки – практикумы по лепке
Декоративное рисование, роспись
предметов
Конструирование, макетирование
Экскурсии, практика восприятия и
выставочная практика
Фотопрактика

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Форма
занятия
(очно/дист.)

Тема урока
(занятия)

Дата
План

1. «Графика»
1 полугодие
1
Вводное занятие

очно

05.09

Факт

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

30
31

32
33
34

Линии и формы в природе «Осенние листья», «Эти разные
очно
деревья»
Компьютерная графика. Создание простых изображений из
очно
базовых фигур и линий
очно
«Удивительный аквариум», композиция из линий
очно
«Мой питомец», рисование линией
очно
«Волшебные тени», рисунки персонажей
2. «Живопись»
очно
«Каждому цветку своё время», натюрморт
очно
«Букет для вас», проект
очно
«Осенняя природа», пейзаж
очно
«Осень в фруктовых красках», натюрморт
очно
«Сказочный зимний лес», пейзаж
очно
«Галерея сказочных героев»
очно
«Весеннее настроение», композиция
очно
«Моё настроение», композиция
3. «Скульптура»
очно
«Овощи и фрукты», композиция
очно
«Домашний любимец», композиция
2 полугодие
очно
«Друзья всегда вместе», композиция
очно
«Завертелась карусель», мастерская лепки народной игрушки
4. «Декоративно-прикладное искусство»
очно
«Чудо-посуда», панно
очно
«Рисуем бабочку нитью», мастер-класс
очно
«Такие разные игрушки», мастер-класс
очно
«Танцующие снежинки», воздушная подвеска
«Такие разные игрушки» (освоение приёмов изготовления
очно
игрушек ниток и лоскутков)
Декоративное рисование (украшаем птиц в технике тингаочно
тинга)
очно
Декоративное рисование. Украшаем ящерку
очно
«Ювелиры», сюжетная игра
5. «Архитектура»
«Много окон и дверей полна горница людей», игровой
очно
проект
очно
«Город сказочных построек», конструирование
«Строим вещи», мастер-класс (создание коробки для
очно
подарков)
6. «Восприятие произведений искусства»
Экскурсия по выставке детского творчества. Городская
очно
выставка ДК
«Герои сказок» (занятие в школьной библиотеке по теме
очно
книжной иллюстрации)
7. «Азбука цифровой графики»
Вводное занятие с практикой (что такое фотография,
очно
композиция в фотографии, фотопленэр)
Фотопленэр на тему «Цветы распускаются»
очно
Фотопленэр на тему «Прогулка по родному городу»
очно

12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
07.11
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12
09.01
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
20.02
27.02
05.03
12.03
19.03
02.04
09.04

16.04
23.04

07.05
14.05
21.05

Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
Возможные технические средства обучения:
 интерактивная доска;
 мультимедийный проектор;
 персональный компьютер для учителя (ноутбук);
 фото- и видеокамера (планшет, мобильный телефон) .
Наглядные пособия:
 коллекция презентаций по темам занятий;
 коллекция презентаций с работами обучающихся;
 изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
 муляжи для рисования;
 натюрмортный фонд (натура для изображения);электронные образовательные
ресурсы по темам занятий и др .
Занятия могут проводиться в компьютерном классе, актовом зале, библиотеке в
зависимости от темы занятия и от создания необходимых условий для организации
обучения.
Оборудование, материалы, инструменты, необходимые для художественно-творческих
занятий:
 графические материалы (простые карандаши разной твёрдости и мягкости — от ТМ до
6М, цветные карандаши, пастель, восковые мелки, гелевые ручки, фломастеры, уголь,
мел, тушь);
 живописные материалы (гуашь, акварель);
 пластические материалы (пластилин);
 бумага (цветная бумага, картон, бумага для черчения и рисования, салфетки и др.);
 кисти (номера № 3, 4, 8); клей; ножницы; линейка; стеки; доска для лепки и др.;
 нехудожественные материалы (природные материалы, нитки, бисер; бусины, пайетки,
лоскутки тканей; малярный скотч; трубочки для сока, деревянные шпажки, бумажная
посуда, аллюминиевая фольга; мягкая металлическая проволока; яичные лотки и др.)
 материалы для макетирования, коллажа и др.;
 классная доска с набором креплений
 ученические столы и стулья, стол для учителя.
Список литературы для обучающихся
1. Искусство, искусствоведение / Школьникам - изобразительное искусство / 1 класс
Автор:Масол Л.М., Гайдамака Е.В., Очеретяна Н.В., 2018
2. Радужный мир. Изобразительное искусство и технология. 1 класс. В 2 частях Проснякова Т.Н., м. Просвещене, 2013
3. Лаборатория искусства. Альбом заданий и упражнений по изобразительному искусству.
1 класс - Ашикова С.Г., 2014

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
●
●

Сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://sc.edu.ru/.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/

Приложение. Оценочные материалы курса внеурочной деятельности
Экзамен художника Тюбика
1 этап
Ребята, вы попали на экзамен к художнику Тюбику. Ответьте на вопросы. Правильный
ответ — 1 балл.
1. Как называется наука, которая рассказывает о цвете?
2. Как называется картина, на которой изображается
природа?
3. Какой жанр называется «мертвая натура»?
4. Изображение лица человека называется жанром...
5. Изображение животных называется жанром...
Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку
2 этап
Ребята, мы находимся в гостях у художника. Все предметы, которыми он пользуется, вам
хорошо знакомы. Отгадайте их и вы узнаете, как называется комната, где работает
художник. Каждое слово 1 балл.

10. Последняя буква в алфавите.
3 этап
Отгадайте ребуса и вы узнаете, чем рисует художник. Каждый ребус 5 баллов

4 этап. Помоги Цветане.
Злая волшебница Чернильда похитила принцессу Цветану. Она заточила
ее в заколдованном замке. Помогите Цветане освободиться. Назовите
цвет, с которого начинается цветовой спектр. Это будет дорога в замок.
Раскрась все дорожки в цвета радуги
Правильное выполнение работы 5 баллов
Критерии
39-30 баллов –ОТЛИЧНО!
29-20 баллов - ХОРОШО!
19 и менее – НАДО ЕЩЕ ПОРАБОТАТЬ!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».