МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ''Средняя общеобразовательная школа № 3'' города Пикалёво ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом Приказ № 277 от 31.08.2023 Протокол № 7 от 31.08.2023 г. . РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ОРЛЯТА РОССИИ» для 1 а, б, в классов начального общего образования на 2023-2024 учебный год Педагоги: Зорина В.М. Исупова О.В. Горячева И.И. Учителя начальных классов Пикалёво 2023 1 Содержание Пояснительная записка. ................................................................................................................................. 3 Содержание учебного курса ............................................................................................................................ 4 1класс ................................................................................................................................................................. 4 Планируемые результаты освоения учебного курса «Орлята России» ...................................................... 8 1 класс ................................................................................................................................................................ 8 Тематическое планирование курса ............................................................................................................ 14 1 класс 33 часа ................................................................................................................................................ 14 2 Пояснительная записка. Программа внеурочной деятельности «Орлята России» составлена в соответствии с Примерной рабочей программой учебного курса «Орлята России» / авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г, учебно-методическим комплексом Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок». Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1- 4 классов составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом учебно-методическим комплексом Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок» (авторысоставители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.) и с учетом программы воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях. Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. Формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать творческие способности и эстетический вкус. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей. 3 Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность. В преподавании курса «Орлята России» используются разнообразные методы и формы обучения. Формами организации занятий могут быть занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы. Реализация программы «Орлята России» для детей со 2 по 4 классы начинается с первой четверти учебного года. Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают «свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми установками для сохранения смыслов Программы. В зависимости от того, являлся ли уже класс участником программы «Орлята России» в предыдущем учебном году или только вступает в Программу, учитель выбирает тот вводный «Орлятский урок», который ему необходим. Представленные уроки различаются не по возрасту и классам, а по стажу пребывания детей в Программе. Место учебного курса в учебном плане На изучение курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1 классе(33 часа) УМК учебного курса: Примерная рабочая программа учебного курса «Орлята России» / авторы- составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г. Содержание учебного курса 1класс Трек «Орлёнок – Эрудит» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации. Трек «Орлёнок – Доброволец» – 4 занятия 4 Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтёра. Трек «Орлёнок – Мастер» – 4 занятия Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ёлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр. Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 4 занятия Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 4 занятия Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников. Трек «Орлёнок – Эколог» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность 5 использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр. Темы треков Кол-во Критерии часов Орленок-лидер Реализация Программы начинается с данного трека, который позволяет актуализировать/ приобрести опыт совместной деятельности в коллективе, что необходимо в начале учебного года. Также занятия трека 15 позволят выявить первичную оценку уровня сплочённости класса и лидеров для дальнейшего формирования микрогрупп Орлёнок – Эрудит Вторая четверть отличается высокой мотивацией у детей на учебную деятельность. В этот временной промежуток в школах проходят различные олимпиады. В рамках трека происходит знакомство ребёнка с разными способами получения информации Орлёнок – Мастер Данный трек проходит в два этапа: 1 – подготовка новогоднего спектакля/номера/концерта; 2 – знакомство с мастерами своего дела и лучшими мастерами региона/страны. Игра для подведения Игра по итогам 3х треков: «Орлёнок – Лидер» промежуточных итогов «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» Игру участия в Программе учитель проводит самостоятельно, используя предоставленные методические рекомендации Орлёнок – Доброволец Тематика трека актуальна круглый год, поэтому учитель может социальному обращаться опыту добровольческого/ к детей волонтерского/ имеющемуся и истории тимуровского движения в любое время учебного года Орлёнок – Спортсмен Различные соревнования, посвященные 23 февраля и пр. В том числе, в соответствии с возрастом, можно провести Весёлые страты, «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие соревнования, чтобы минимизировать 6 воздействия гиподинамического кризиса середины учебного года. Орлёнок – Эколог Весна – наиболее благоприятный период для реализации трека. Погодные условия позволяют уже часть мероприятий трека проводить за пределами здания школы. Орлёнок – Хранитель В логике Программы важно, чтобы все треки исторической памяти прошли до трека «Орлёнок – хранитель исторической памяти», так как он является треком, подводящим итоги участия в учебном году. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны Подведение итогов участия В в диагностики результатов. Основными результатами, Программе учебном году в текущем УМК которые – нам личностное позиции использование необходимо развитие от ребёнка «наблюдателя» игровых оценить, методов станут: (изменение до его «активного участника»); - сформированность класса как коллектива; - уровень принятия/осознания ценностей, заложенных в Программе Планируемые результаты освоения учебного курса «Орлята России» Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. 1 класс Личностные результаты: осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру общения в классе способствовать формированию навыков взаимодействия в группе сверстников, способствовать дружескому отношению к одноклассника; формирование положительной мотивации по отношению к учебно- познавательной деятельности и процессу интеллектуального напряжения; 7 формировать положительную мотивацию к интеллектуальной деятельности; способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления в соответствии с возрастом и интересами обучающихся осознавать ценность умственного труда в жизни человека; осознавать ценность книги – как источника знаний; формировать нравственно-этические нормы поведения, которые строятся на проявлении сопереживания, уважения и доброжелательности способствовать становлению ценностного отношения к укреплению здоровья с помощью зарядки; формировать интерес к изучению истории своей страны формирование основ экологической культуры, принятие ценности природного мира. Метапредметные результаты: Познавательные: формировать способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта; развивать способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; формировать умение составлять совместно с учителем общие правила поведения; формировать умения выделять главное и значимое в полученной информации; формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); учиться ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога); учиться понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога); приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки; познавательные: понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео Коммуникативные результаты: формировать представления о смысле и значимости дружбы, межличностные связи в коллективе; формировать представления о способах выражения дружеского отношения к одноклассникам; формировать культуру общения в классе и умение подчиняться общим правилам общения; формировать дружеское взаимодействие в детском коллективе, умение ставить общую цель и пути её достижения; формулировать суждения, слушать собеседника и понимать высказывания других обучающихся; учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику в совместной работе; формировать положительную мотивацию к чтению книг и обмену информацией, знаниями со сверстниками; строить аргументированные высказывания в процессе общения со сверстниками и взрослыми; учиться рассказывать сверстникам и взрослым о пользе зарядки; учиться слушать говорящего, взаимодействуя в малой группе сверстников без руководства педагога; регулятивные: учиться ставить цели и планировать личную деятельность; учиться открыто демонстрировать свои творческие 8 способности; учиться называть одноклассников по имени, демонстрировать доброжелательное отношение к сверстникам и учиться общаться согласно нормам этики формировать умения эмоционального конструктивного общения во внеурочной деятельности; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам действий при работе с интеллектуальными заданиями; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам при работе с интеллектуальными заданиями, учиться работать в паре при решении интеллектуальных задач; содействовать самореализации каждого обучающегося в процессе выполнения интеллектуальных заданий; содействовать поиску самостоятельной траектории чтения; понимать и одобрять нравственные нормы поведения: действовать согласно рационального использования времени и ресурсов, выполнять правила безопасного труда при выполнении работы; учиться контролировать свои действия при выполнении зарядки; планировать совместно с педагогом действия для достижения поставленной цели. Предметные результаты: раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; формировать умение применять полученные знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; узнавать главные качества эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественноэстетического наполнения предметной среды человека; формировать умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами. 9 Тематическое планирование курса 1 класс 33 часа № п/п Темы КолСодержание Виды деятельности, Электронные (цифровые) во формы образовательные ресурсы часов Подготовительный Игровое программа «Играй, узнавай, Познавательное, игровое. https://disk.yandex.ru/i/v3sGr4Q2-INR7A 1 найди друзей в классе» , «Мы будем этап к участию в Взаимодействие – Программе друзьями в классе» групповое, фронтальное. https://disk.yandex.ru/i/_meoL8kHAdUDYA «Волшебные слова дружбы», просмотр мультфильма; https://disk.yandex.ru/i/TwEDL8QqpIkLHw решение ребусов, «Правила настоящих друзей» https://disk.yandex.ru/i/3tqEp3ZGYR7-ug кроссвордов, загадок; танцевальный флешмоб Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе 2 Орлёнок – Эрудит «Кто такой эрудит?» 1 1 5 1 Старт Программы для детей и эмоциональный настрой класса на участие в Программе. https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg Введение в тему, мотивация, Познавательное, игровое. https://disk.yandex.ru/i/3AQfwsCJmfdbog целеполагание. Знакомство с понятием Взаимодействие https://disk.yandex.ru/i/wNgVlMGD-qlCVw – «Эрудит»: лексическая работа – групповое, фронтальное, https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ индивидуальное. значения нового слова. Учитель организует обсуждение просмотр мультфильма; ребусов, вопроса: как называют тех, кто много решение кроссвордов, знает, тех, кто обладает большими загадок; знаниями? Для достижения цели занятия использует игровое танцевальный флешмоб.. взаимодействие с мультгероями. Познавательное, игровое. 10 « Эрудит-это...» 1 «Всезнайка» 1 «Встреча с интересным эрудитом – книгой» 1 Совместно с детьми обсуждают и фиксируют качества, необходимые для того, чтобы стать и быть эрудитом; Через групповую работу учатся рассуждать и слушать другого, работать вместе, ценить знания. *Работа с конвертом копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». высказывание детьми своей точки зрения; Учимся узнавать главные качества эрудита, осознавать ценность умственного труда в жизни человека Определяем значимость совместной работы. *Работа с конвертом копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Выход в библиотеку (районная, школьная), совместно с библиотекарем знакомство с детскими энциклопедиями и другими интересными книгами, запись обучающихся в библиотеку. 11 Познавательное, игровое. https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ ., фронтальное, индивидуальное проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое, диалог с детьми; работа в парах Познавательное, игровое. проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. повторение материала. https://disk.yandex.ru/i/hIMgWFpajWOzg https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8Cr Q танцевальным флешмобом «Что такое доброта» https://disk.yandex.ru/i/qz15j9o6zFlPIQ танцевальным флешмобом «Что такое Познавательное, доброта» проблемноценностное https://disk.yandex.ru/i/qz15j9o6zFlPIQ общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. посещение библиотеки; работа с книгой. 3 «Подведём итоги» 1 Орленок- доброволец 4 «От слова к делу» 1 Смотрят фото или видео как проходил трек, открывают конверт- копилку анализируют результат, совместно составляют опорную схему: чему научились, что узнали.. Познавательное, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. работа в парах; просмотр фото/видео; составление и использование опорных схем Введение в тему. Мотивация, целеполагание. Знакомство с понятиями «Добро. Доброволец и волонтёр. Добровольчество»: лексическая работа – значения новых слов. На занятии прослушивают песню или просмотр отрывка мультфильма «Если добрый ты», чтение рассказа «Просто старушка» для того, чтобы помочь детям охарактеризовать те или иные поступки, действия, сделать выводы. Можно использовать психологический приём: «Ребята, прижмите свои ладошки к сердцу, закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о чём-то добром. Кто готов, откройте глаза. Прикоснитесь ладошками к своему соседу, пожелайте друг другу всего самого хорошего». Символ волонтёрства – приподнятая рука с раскрытой ладонью и сердцем. *Работа с символом трека «Орлёнок – Познавательное, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – групповое. фронтальное, индивидуальное. прослушивание песни или просмотр мультфильма; анализ рассказа; танцевальный флешмоб 12 Доброволец» - Кругом Добра «Спешить на помощь безвозмездно! » 1 Важно с детьми прийти к пониманию Познавательное, того, что в их силах делать добрые дела. проблемноценностное Вместе их придумать, обсудить, общение. решить, что можно сделать уже в Взаимодействие – ближайшее время. Знакомству детей с групповое, фронтальное, понятиями «добра» и индивидуальное. «добровольчества» способствует участвуют в игре; решение ими кейсов, или проблемных решение кейсов; ситуаций. Работая в микрогруппах, дети создание «Классного погружаются в проблемы, касающиеся круга добра»; темы добровольчества, анализируют, танцевальный флешмоб. примеряют на себя разные роли и Решение кейса «Как ситуации. Деятельность в микрогруппах поступить в данной по 3 человека позволяет увидеть и ситуации и что услышать разные мнения и точки попросить в награду». зрения.. Динамические паузы. 13 «Совместное родительское собрание «Наша забота!» «Доброволец - это доброе сердце» «Подведём итоги» 1 1 Совместное обсуждение с Познавательное, родителями и детьми: Как делать добро проблемно ценностное для бабушек и дедушек? (родным, общение. соседям) Что значит быть добрым Взаимодействие – рядом с ними? Обучающиеся групповое., фронтальное, становятся соучастниками индивидуальное. коллективного благородного дела. обсуждение вопросов; Важным моментом является то, что мероприятия на родители «включаются» и совместно с сплочение не детьми и педагогом выбирают то только для детей, но доброе дело, которое им по силам. Дети и для родителей. на примере своих родителей учатся тому, как распределять роли, выполнять поручения, вести конструктивные разговоры - то есть, работе в команде во благо добра. *Работа с символом трека «Орлёнок – Доброволец» Кругом Добра Встреча с гостем, который достиг Познавательное, проблемно ценностное успехов в области добровольчества. общение. встреча с *Работа с символом трека «Орлёнок волонтером; интервью – Беседа. Доброволец» Кругом Добра беседа Дополняют «Классный круг добра» Динамические паузы. Взаимодействие – впечатлениями о встрече групповое, фронтальное, *Работа с символом трека «Орлёнок индивидуальное. – Доброволец» Творческая работа Просмотр фото/видео; «Классный круг добра». Дополняем обсуждение хода трека; качествами добровольца (выбирая из: участие в игре; участие милосердный, злой, отзывчивый, в флешмобе вредный…) Просмотр видео/слайдшоу о том, как прошёл трек, чем 14 запомнился и что доброго смогли сделать для других. «Орлёнок – Мастер» 4 «Мастер – это …» 1 Введение в тему, мотивация, Познавательное, целеполагание. Знакомство с понятием досугово«Мастер»: лексическая работа – развлекательная художественное значения нового слова. Работа в парах – расскажите о своих творчество, проблемнородителях - мастерах своего дела друг ценностное общение. другу. («Моя мама мастер своего дела. Взаимодействие – групповое, фронтальное, Она ...»). Блиц - высказывания ребят: «Я узнал, что у Никиты мама повар. Она индивидуальное. изготовление оригами; мастер готовить салаты» …Пробуем себя в роли мастера – Что танцевальный флешмоб, может делать мастер? Хотите прослушивание попробовать себя в роли мастера? стихотворения; Обсуждаем, придумываем, делаем просмотр мультфильма; простое оригами, дорисовываем, обсуждение вопросов;, создаем коллективную работу по объединению оригами в единый 15 стихотворение С. Маршака «Мастерломастер» или просмотр мультфильма по стихотворению. https://disk.yandex.ru/i/5sdDV6FR4xmeiA «Мастерская Деда Мороза…» 1 смысловой сюжет, после чего организовывается творческое выступление учащихся. Подводим итоги: кто такой мастер? Кто может быть мастером? Какими мы были мастерами? Что нужно сделать нам, чтобы стать мастерами? Как мастер создаёт свою работу – «придумывает, делает/ создаёт, показывает и радует других». Реализуем нашу идею (учитель Познавательное, https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0zZ выстраивает занятие на основе этапов досугово vA развлекательная, коллективно творческой деятельности). *Работа со шкатулкой трека «Орлёнок – художественное Мастер» В шкатулку вкладываем итоги творчество, проблемно дела – анализ КТД, можно снять видео с ценностное общение. впечатлениями ребят. Ребятами под Взаимодействие – руководством педагога осуществляется групповое, фронтальное, изготовление одной большой индивидуальное, новогодней гирлянды – для создания отгадывание загадок; деление на новогоднего настроения в классе и чувства коллектива среди обучающихся группы; танцевальный – идея «одной большой командой флешмоб. делаем общее дело». 16 «Класс мастеров» 1 Основной посыл данного занятия – Познавательное, реализация идей по украшению класса художественное или классной ёлки, знакомство с творчество. историей новогодних игрушек в России, Взаимодействие – праздника Нового года в целом. групповое, фронтальное, Обучающиеся продолжают создавать индивидуальное себе атмосферу праздника и волшебства реализация идей по своими силами. украшению Отличительной чертой является то, что класса/классной ёлки; дело реализуется всеми обучающимися знакомство с историей под руководством педагога – дети новогодних игрушек выдвигают свои предложения, идеи, инициативы. *Работа с символом трека – Шкатулкой мастера. В шкатулку вкладываем идеи по созданию праздника Нового года, игрушки, подарки, сделанные стараниями ребят. 17 https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0zZ vA 4 «Классная елка!» «Новогоднее настроение» 1 Орлёнок – спортсмен 4 Данное занятие отводится для самого праздника Нового года. Классный коллектив своими силами, идеями, инициативами, с поддержкой педагога и родителей устраивают Новый год на свой лад, соблюдая придуманные ими же традициями. Приглашаются родители, которые становятся зрителями творческих успехов своих детей: актёров, декораторов, художников, костюмеров, сценаристов. Праздник от самого начала до конца пропитан гордостью за свой класс и себя как организатора. *Работа с символом трека – Шкатулкой мастера. В шкатулку вкладываем фотографии праздника Нового года, подарочки, открытки – всё, созданное детьми Занятие – подведение итогов трека. Смотрят видеоролик / слайд-шоу, демонстрирующие процесс прохождения трека, обучающиеся делятся впечатлениями, мнениями. *Работа с символом трека – Шкатулкой мастера. В шкатулку вкладываем (например) идеи на будущий год. 18 Познавательное, художественное творчество. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное, украшение классной ёлки; знакомство с историей Нового года просмотр фото/видео анализ результатов; составление опорной схемы. https://disk.yandex.ru/i/plkvKvhTOXQi3 Q «Утро начнем с зарядки!» 1 Введение в тему, мотивация, Познавательное, https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ целеполагание. Знакомство с понятием игровое, «Орлёнок – Спортсмен»: лексическая проблемноценностное работа – значения нового слова. Что общение, такое здоровый образ жизни, из чего он физкультурноспортивн состоит, почему это важно. *Работа с ая. символом трека «Орлёнок – спортсмен» Взаимодействие – Создаем визуальный образ человека, групповое, фронтальное, ведущего здоровый образ жизни, индивидуальное, зарядка; дописывая к нему ответы детей. танцевальная введение образа Учитель должен обратить внимание на слова детей о зарядке. Говорим о ЗОЖика; работа в парах важности зарядки для человека в любом возрасте. Далее обязательно каждая группа по ЧТП должна показывать на уроках, переменах мини зарядки, которые придумывает сама. Дети совместно с педагогом придумывают традиционную утреннюю зарядку, как для школы, так и для дома. Обязательно: создаём памятку с упражнениями, дети забирают её домой. *Работа с символом трека «Орлёнок – спортсмен» 19 «Сто затей для всех друзей» 1 Вспоминаем первое занятие. Что получилось сделать дома? Актуализация полезности физкультминуток на уроках и переменах, предложение сделать зарядку утренней традицией. Знакомство с подвижными играми и площадками, где можно в них играть. Осознание детьми идеи, что зарядка может быть весёлой и энергичной. *Работа с символом трека «Орлёнок – спортсмен» – фиксируем подвижные игры. 20 Познавательное, игровое, https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ проблемно ценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое. фронтальное, индивидуальное. весёлая физкультминутка обсуждение вопроса участие в подвижных играх встреча с ЗОЖиком танцевальная зарядка «Весёлые старты» «Самые спортивные ребята моей школы» «Азбука здоровья» 1 1 Спортивные соревнования. Познавательное, игровое. https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ Используем плакаты, кричалки. Взаимодействие – Смена ролей при выполнении этапов: групповое, фронтальное, команда каждый раз решает, кто из индивидуальное. в весёлых числа команды будет судить этот этап, участие стартах проба кто помогать педагогу с реквизитов. *Работа с символом трека «Орлёнок – спортивных ролей спортсмен»: фиксация мысли, что детьми -прослушивание спортивные игры для всех: и для рассказа спортсмена спортсменов, и для болельщиков, и для школы интервью беседа судей, и для зрителей со спортсменами Встреча – подарок с выдающимися спортсменами школы (3-4 действующими ученикамиспортсменами школы). Гости расскажут детям, что необходимо для того, чтобы быть талантливым спортсменом, какие награды можно получить, о тех российских спортсменах, которые являются примером не только для них, но и для многих таких же ребят. *Работа с символом трека «Орлёнок – спортсмен» Фиксация вывода о том, что нужно, чтобы стать профессионалом в спорте» Познавательное, проблемноценностное общение. Подведение итогов. Дети Познавательное, игровое. https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ рассматривают фото или видео, как https://disk.yandex.ru/i/5qBc7bmLrsROAQ 21 проходил трек, по опорной схеме анализируют и дополняют правила организации подвижных игр, проигрывают новую игру. *Работа с символом трека «Орлёнок – спортсмен». Составляют «Азбуку здоровья» – тезисно записывают мысли о том, что нужно, чтобы быть здоровым 5 Орлёнок – Хранитель исторической памяти «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное, просмотр фото/видео; анализ/дополнение правил подвижных игр 4 1 Введение в тему, мотивация, Познавательное, http://www.multirussia.ru/index.php?id=34 целеполагание. Знакомство с понятием игровое, «Хранитель»: лексическая работа –проблемноценностное значения нового слова. Кто может быть общение. хранителем? Что можно хранить? Для Взаимодействие – кого хранить? Зачем хранить? Как ииндивидуальное, где хранить? *Работа с символом трека групповое, фронтальное. – альбомом обсуждение вопросов; Хранителей исторической памяти –просмотр презентации, ответы на вопросы собираем в альбомстарых фотографий; работа «Мы-хранители». Учимся работать вв паре; просмотр видео о парах /группах. Возможна помощькультурных и исторических ценностях наставника-старшеклассника. Дети делают выводы о важности региона/страны; сохранения знаний и материалов об историческое На исторической памяти и фотографирование. занятии происходит транслирования её будущим различная деятельность: 22 в парах по поколениям. Получают ответ на работа данных в главный вопрос: «Как можноизучению детской энциклопедии, сохранить историческую память?». Проба внести себя в историюпросмотр познавательного видеоролика об класса/школы через и фотографирование. *Работа систорическом культурном богатстве символом трека «Орлёнок – Хранитель региона/своей исторической памяти» (альбом):своего страны, просмотр вкладываем идеи по сохранению исторической памяти региона, страны фотографий о прошлом, старине. «История школы – моя 1 Данное занятие позволяет Познавательное, игровое, http://www.multirussia.ru/index.php?id=34 23 история» обучающимся ощутить себя как ученика именно этой школы, носителя идей, традиций школы, в которой обучаются – самоидентификация себя как ученика школы. Занятие отведено на знакомство со школой, где обучаются дети: историей, традициями, героями, выдающимися людьми, которыми гордится школа. Ключевой момент знакомства состоит в том, что оно происходит в виде игры по станциям, где ребята выполняют различные задания и путешествуют по школе, знакомясь с её работниками в том числе. Такой формат занятия позволит не только достичь поставленных целей, но и пробудить в детях чувство гордости за школу. *Работа с символом трека «Орлёнок – альбомом Хранителей проблемно ценностное общение. Взаимодействие – индивидуальное, групповое, фронтальное. Пение в караоке; участие в игре путешествии; подведение итогов через игровой приём исторической памяти»: вкладываем опорные схемы по результатам игр по станциям. 24 «Поход в музей» 1 «Историческое чаепитие» 1 Занятие посвящено знакомству с музеями – школьным, городским, районным. Обучающиеся с помощью экскурсовода знакомятся с экспонатами, историей музея познают свой родной город, край. Познавательное, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – групповое. Экскурсия*Работа с символом трека «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (альбом): дополняем альбом информационными карточками, сделанными детьми, о том, что было увидено в музее. К ребятам в класс приходят наставники и учитель истории старших классов (экскурсовод краевед, историк, родитель знаток истории). Актуализация полученной на предыдущих встречах информации. Дети за чашкой чая задают интересующие их вопросы по истории и событиям в России. Гости отвечают. Также гости могут задать вопрос ребятам. Самый лучший вопрос поощряется гостями. *Работа с альбом Хранителя, подведение итогов: Впечатления и пожелания гостей заносятся в альбом. Дети, которые умеют писать, также могут Познавательное, игровое. Обсуждение вопросов Работа в парах Познавательное, https://disk.yandex.ru/i/SPavXsOI-beiWg проблемно ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное. Чаепитие; встреча с приглашёнными гостями 25 оставить записи о своих впечатлениях 6 Орлёнок – Эколог «ЭКОЛОГиЯ » 5 1 «Каким должен быть настоящий эколог?» 1 Введение в тему. Мотивация, целеполагание. Знакомство с понятиями «Экология. Эколог»: лексическая работа – значения новых слов. Обсуждение по вопросам: кто должен беречь природу и заботиться о ней? Просмотр мультфильма «Давайте вместе украшать природу» направляет рассуждения детей к идеям по защите и украшению окружающей среды – первым элементарным шагам в экологию. *Работа с Рюкзачком трека «Орлёнок–Эколог» Вкладываются знаки, характеризующие бережное обращение к природе. Познавательное, игровое. https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. Словесная игра; работа в парах; работа с визуальным образом; подвижная игра; сбор рюкзачка эколога; участие в игре; Мотивация: видеофильм красота природы России. Как сохранить? Уберечь? *Работа с символом трека – Рюкзачком эколога. Составляем правила эколога. Определяют качества эколога. (добавляем в Рюкзачок). Посредством игр обучающиеся знакомятся с «визитками» природы: следами животных, пением птиц, описанием особо распространённых растений и животных. *Работа с символом трека Рюкзачком эколога. Анализ: дополняем рюкзачок эколога. Познавательное, Мультфильм «Смешарики» по теме экологии игровое, проблемно https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ https://disk.yandex.ru/i/L3fQL4ZBJtcQIw ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. коллективное обсуждение участие в игровом упражнении; дополнение рюкзака эколога; работа в группах; отгадывание загадок; работа с карточкой. 26 «В гости к природе» 1 «Мы друзья природе» 1 «Орлята – экологи» 1 Данное занятие отводится для Познавательное, https://disk.yandex.ru/client/disk экскурсии (в ботанический сад, в лес, проблемно ценностное в музей). Дети в естественной среде общение. наблюдают за природой, за её Взаимодействие – явлениями, особенностями, групповое, фронтальное, природными «знаками». *Работа с индивидуальное. символом трека - Рюкзачком эколога: Экскурсия фиксируем полученную на экскурсии информацию. Данное занятие – интеллектуально Познавательное, игровое, креативная игра, посвящённая проблемно ценностное экологии и экологическому поведению общение. обучающихся. Через игру Взаимодействие – обучающиеся отвечают на вопросы о групповое, фронтальное, том, что люди делают у нас в стране, индивидуальное. Участие в чтобы сохранить природу; как игре работа в группах. понимать природу; как природа «говорит» с людьми, когда ей «плохо»? *Работа с символом трека Рюкзачком эколога: фиксируем «симптомы» болезни природы, устанавливаем взаимовлияющую Подводим итоги. Организация . Познавательное, просмотра слайд-шоу или видео о том, проблемно ценностное как проходил трек, обсуждение того, общение. как проходил трек, делают выводы об Взаимодействие – экологической культуре и поведении. групповое, фронтальное, Просмотр и обсуждение экологических индивидуальное, просмотр мультфильмов о природе. *Работа с фото/видео; дополнение символом трека – Рюкзачком эколога: «рюкзачка эколога»; дополняем событиями и именами просмотр мультфильмов. ребят, которые, по мнению класса, были 27 лучшими в треке 7 Орленок-лидер 5 «Лидер – это …» 1 Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значения нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – знакомство с явлением лидерства через игру, учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания. Подведение итогов: Работа с конструктором «Лидер» (собираем понятие «лидер») Познавательное, фрагмент мультфильма о важности игровое, проблемно взаимопомощи https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ ценностное общение. ; Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное участие в игре; заполнение чек листа. 28 «Я могу быть лидером!» 1 Обсуждение: кто может быть лидером? для чего быть лидером? Данное занятие подразумевает более глубокое усвоение детьми понятия лидера и лидерства в целом. А также здесь подробно разбираются качества лидера. Ключевая точка занятия – проведение педагогом социометрии для изучения атмосферы в классе: дружный коллектив или нет, для понимания педагогом, как в дальнейшем направлять и деятельность класса и выстраивать свою работу. *Работа с символом трека – конструктором «Лидер». Фиксируются качества лидера. Познавательное, https://disk.yandex.ru/i/oBiFjtTTrDn83g игровое, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. участие в игре; прослушивание песни/просмотр мультфильма; обсуждение результатов; танец; проведение игры; проведение социометрии. С командой действую!» 1 Данное занятие подразумевает выход за пределы класса. На большой просторной территории классный коллектив будет проходить испытания, направленные на сплочение и командообразование. В этой игре нет победителей. Она предназначена для того, чтобы улучшить эмоциональную атмосферу класса. Педагогу важно понимать, что для проведения игры ему необходимо дополнительная помощь коллег или старшеклассников наставников. *Работа с конструктором. Выводы по игре Познавательное, игровое. Взаимодействие – групповое. Игра на командообразование по станциям «Команда». 29 «Команда». «Как становятся лидерами?» 1 Смотрят фото/видео, как проходил трек. Подводят итоги, обращаясь к конструктору «Лидер». Встреча с администрацией школы по теме: «Традиции школы и ими гордится школа»; пресс-конференция со старшеклассником лидером; демонстрация классных достижений. *Работа с конструктором. Выводы по встрече с лидерами Познавательное, проблемно ценностное общение. Встреча пресс- конференция 30 «Мы дружный класс» Итого 1 Познавательное, игровое, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное. поход; подвижные игры; газеты «Какими мы были и вот выпуск газеты какими стали!» *Работа с конструктором. Выводы: Мы теперь лидеры! (Мы тоже лидеры) Выход детей с родителями, наставниками и классным руководителем на «выходной». Квест для сплочения коллектива класса, родителей и наставников, коллективные подвижные игры, выпуск итоговой КЛАССной 33 31