Рабочая программа КВД «Развивайка» 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

Приказ № 277 от 31.08.2023

Протокол № 7 от 31.08.2023 г.
.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Развивайка»
по формированию функциональной грамотности

Возраст обучающихся, на который рассчитана программа –10-11лет

Срок реализации: 1 год
Автор-составитель программы:
Малафеева И.В
учитель начальных классов
Пикалёво 2023 год

Содержание
Раздел 1.Пояснительная записка.
1.1.Нормативно - правовая база.
1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
1.3. Цель и задачи курса
1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания
Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности:
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов.
Раздел 4. Тематическое планирование
Раздел 5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
Приложение .Календарно-тематическое планирование 2023-2024 год
Приложение.Оценочные материалы курса внеурочной деятельности

Раздел 1.Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности:
Рабочая программа курса
соответствии с

внеурочной деятельности «Развивайка» разработана в

нормативно-правовыми документами:

- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ-

1290/03

«О

направлении

методических

рекомендаций»

(Информационно

методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках
реализации

обновленных

федеральных

государственных

образовательных

стандартов начального общего и основного общего образования);
- ПисьмомМинпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий

«Разговоры о важном»;
- Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности

обучающихся
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования

к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и

требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов

среды

обитания»,

утвержденных

постановлением

Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее - СанПиН 1.2.368521).
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р.
- Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
-

Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГМП-42216 « Об участии учеников муниципальных и государственных школ
Российской Федерации во внеурочной деятельности».

Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – формирование
функциональной грамотности
Программа

«Развивайка»

учитывает

психологические особенности младшего школьника.

возрастные,

общеучебные

и

Цель программы: развитие творческого мышления у обучающихся первой ступени
общего среднего образования.
1. Задачи программы :
2. Последовательное, поэтапное развитие творческих способностей обучающихся с
учетом их возрастных особенностей.
3. Обучение детей продуктивным приёмам решения задач, в том числе приёмам оценки
различных вариантов решения одной задачи.
4. Формирование и развитие у обучающихся навыков общения и сотрудничества в
процессе решения творческих задач.
5. Воспитание уважительного отношения обучающихся к иному мнению, обучение
способам построения общения в ситуации противоречий, возникающих в ходе
решения задачи.
6. Формирование функциональной грамотности.
Ведущая идея программы :
В основе преподавания курса лежит метод развития творческой продуктивности
«Мозгового штурма». А так же:
-метод увеличения/уменьшения объекта;
- метод дробления/объединения;
-метод внесения/вынесения;
-метод придания объекту динамики/статики;
-метод нахождения необычных сторон в привычном;
- метод обзора всех мыслимых вариантов;
- метод рассмотрения объектов ситуаций с разных точек.
Сроки реализации программы –1год.
Наполняемость группы – от 15 человек.
Режим занятий:
- количество часов за учебный год –34 часа , 1 занятие в неделю
- продолжительность занятия – 1 час(45 мин +15 минут перемена)
Форма обучения: очная.в том числе и с использованием дистанционных
технологий.
Форма организации деятельности: групповая.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и
практический материал.
1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ

Курс внеурочной деятельности « Развивайка» реализуется в рамках образовательной
программы НОО через план внеурочной деятельности и входит в часть учебного
плана, формируемую участниками образовательных отношений.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво » курс внеурочной
деятельности изучается в4 классах.
На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
1.3. Формы учёта Программы воспитания.
Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе
и черезиспользование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной
деятельности «Развивайка» в следующих формах:
- побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятии предметов, явлений, событий через:
- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на занятии ; на представителей ученых, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
-использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной
деятельности
для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных
и социокультурных ценностей через подбор соответствующихзадач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
-включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
занятия.
-применение интерактивных форм работы, стимулирующихпознавательную
мотивацию обучающихся.
-применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.

-выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания.
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного
решениятеоретической проблемы, генерирования и оформления собственных
гипотез,уважительного отношения к чужим идеям, публичного
выступления,аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
-установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС
В основе построения учебного курса лежит принцип разнообразия творческо - поисковых
задач. Основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по
сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми
логически - поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения:
самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных
интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство
уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В результате этих занятий
ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются, и эти
умения применяют в учебной работе. Ведущей стороной умственного развития младшего
школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен
овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, приобрести так
называемую логическую грамотность.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов даёт такая
образовательная область как «математика». В математике используется много абстрактного
материала. Ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать,
рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов
используется внеурочная деятельность. Программа составлена для формирования логических
приёмов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют
поисковой деятельности учащихся.

Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует
стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих
силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей
развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов,
снижается

тревожность

и

необоснованное

беспокойство.

Обучающиеся

достигают

значительных успехов в своём развитии, они
многому учатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в
школьной деятельности; способствует активному участию обучающихся в дистанционных
олимпиадах и конкурсах.
В программе учебного курса сделана попытка создания системы учебных заданий и задач,
направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью
усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать,
обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать
выводы, иллюстрировать их на примерах.
В основу программылегли основные дидактические принципы: принцип доступности,
принцип сознательности и активности, принцип творческого обучения, коммуникативноречевой принцип, принцип обратной связи и принцип индивидуализации обучения.
Реализация принципа доступности означает, что задания подобраны с учетом
познавательных интересов и возрастных возможностей детей соответствующего возраста.
Принцип сознательности и активности предполагает формирование позитивного и
осознанного отношения учащихся к обучению, убежденность в значимости получаемых
представлений и навыков, а также интенсивную умственную и практическую деятельность
в процессе обучения.
Принцип творческого обучения означает, что основные приёмы и модели творческой
деятельности дети самостоятельно открывают в результате специальным образом
организованной игровой групповой или индивидуальной работы.
Коммуникативно-речевая направленность программы обусловливает выдвижение в
качестве одной из главных задач воспитание у учащихся уважительного отношения к
авторской идее партнера по общению, а также усвоение коммуникативных навыков
конструктивного обсуждения задачи в ситуации различия вариантов ее решения.
Воплощение принципа обратной связи означает развитие у учащихся рефлексивных
умений в процессе творческой деятельности.
Реализация принципа индивидуализации обучения заключается в направленности обучения
на формирование интереса детей к собственной творческой индивидуальности и к

творческой индивидуальности партнера, предполагается действенное внимание учителя к
каждому учащемуся на каждом уроке.
В процессе работы по программе дети овладевают способами творческой деятельности,
приобретают опыт творческой работы и усваивают ценности и нормы отношений в
творческом процессе.
Реализация курса внеурочной деятельности способствует достижению обучающимися
более высоких академических и социальных результатов в образовательном процессе.
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной
деятельности
Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности «Развивайка» с
математикой, окружающим миром и технологией черезобучение общим приемам
учебной работы: различным техникам,схемам, таблицам.
В практике реализации курса используются метапредметные технологии:
-проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и
навыков.
-интерактивное обучение –обучение через опыт.
В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности « Знатоки»
формируются метапредметные умения:
 аналитические,
 учебно-информационные,
 коммуникативно-речевые.
Метапредметные связи развивают интеллектуальный и познавательный интерес
обучающихся, побуждают к активномупознанию окружающей действительности.
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый
образ жизни;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать
нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое
следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
Нравственно-этическая ориентация:
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить
выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость;


положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;



широкая мотивационная основа проектно-исследовательской деятельности,

включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;


интерес к новому содержанию и новым способам познания;



ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в

том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых,
товарищей, родителей;


способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-

исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В процессе работы по программе дети овладевают способами творческой деятельности,
приобретают опыт творческой работы и усваивают ценности и нормы отношений в
творческом процессе.
У учащихся формируются следующие качества:
1) творческая продуктивность - способность придумать как можно больше идей,
возможных решений, подходящих объектов и т. п.;
2) творческая гибкость - способность применять разнообразные подходы и стратегии при
решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под
различными углами зрения;
3) оригинальность - способность создавать уникальные и необычные идеи и решения;
4) способность к детальной разработке - способность расширять, развивать, приукрашивать
и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки;
5) коммуникативность - способность представить отчет о своих достижениях и
достижениях группы в устной форме; способность взаимодействовать с другими
учащимися в процессе решения творческих задач; способность оценивать и дополнять
работу другого учащегося.
Форма оценки планируемых результатов -тестирование, индивидуальные задания.
Предметные результаты
Предметными результатами являются формирование следующих умений:


сравнивать предметы по заданному свойству;



определять целое и часть;



устанавливать общие признаки;



находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;



определять последовательность действий;



находить истинные и ложные высказывания;



наделять предметы новыми свойствами;



переносить свойства с одних предметов на другие.
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.

В процессе работы по программе дети овладевают способами творческой деятельности,
приобретают опыт творческой работы и усваивают ценности и нормы отношений в
творческом процессе.

У учащихся формируются следующие качества:
1) творческая продуктивность - способность придумать как можно больше идей,
возможных решений, подходящих объектов и т. п.;
2) творческая гибкость - способность применять разнообразные подходы и стратегии при
решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под
различными углами зрения;
3) оригинальность - способность создавать уникальные и необычные идеи и решения;
4) способность к детальной разработке - способность расширять, развивать, приукрашивать
и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки;
5) коммуникативность - способность представить отчет о своих достижениях и
достижениях группы в устной форме; способность взаимодействовать с другими
учащимися в процессе решения творческих задач; способность оценивать и дополнять
работу другого учащегося.
Для оценки эффективностизанятий используются следующие показатели:


степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении

заданий;


поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность

обеспечивают положительные результаты;


результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,

олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли
обучающиеся с ними самостоятельно;

качества

косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
успеваемости

по

математике,

русскому

языку,

окружающему

миру,

литературному чтению и др.


Портфолио обучающихся

Раздел 4. Тематическое планирование
( с указанием часов по каждой теме,форм проведения занятий и возможным
использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по разделам,
блокам)

№

Тема

Предмет
изучения

Характеристика деятельности
(формируемые умения)

Форма
провед
е
ния

ЦОР

Блок «Читательская грамотность»
1

Старинная
женская
одежда

Тип текста.
Содержание
научнопознавательног
о текста.

– Определять лексическое значение
слова;
– озаглавливать текст;
– определять тему;
– определять главную мысль;
– составлять план в виде вопросов;
– с помощью текста определять
название женской одежды;
– с помощью рисунка вписывать в
текст название старинной женской
одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной
женской одеждывопросы, ответов на
которые нет в тексте.

Беседа

dzen.ru›video/
watch/…

2

Старинные
женские
головные
уборы

Содержание
научнопознавательног
о текста.

Дискус
сия

dzen.ru›video/
watch/…

3

Старинная
мужская
одежда и
головные
уборы

Тип текста.
Главная мысль
текста.
Содержание
текста

Дискус
сия

myslide.ru›pr
esentation/muz
hskoj-russkijnarodnyj…

4

Жилище
крестьянско
й семьи на
Руси

Тип текста.
Главная мысль
текста.
Содержание
текста

– Определять лексическое значение
слова;
–составлять план, используя слова из
текста;
– объяснять значения слов;
– определять по описанию названия
головных уборов;
– приводить примеры современных
головных уборов.
– Определять лексическое значение
слова с помощью словаря;
– отвечать на вопросы по тексту;
– вписывать пропущенные слова в
текст;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– оформлять план текста;
– определять с помощью описания
название предмета
– Определять лексическое значение
слова с помощью словаря;
– рассуждать и записывать своё
мнение о различии между
предметами;
– отвечать на вопросы по тексту;
– рассуждать, давать определение
слова;
– называть элементы оформления
избы.– работать с толкованием
слова;
– определять порядок следования
предложений;

Обсуж
дение,
неболь
шое
инсцен
ирован
ие

youtube.com›
watch

– называть хлебобулочные изделия.

56

Внутреннее
убранство и
предметы
обихода
русской
избы

Главная мысль
текста.
Содержание
текста.

7

История
посуды на
Руси

Содержание
научнопознавательног
о текста.

8

Какие
деньги были
раньше в
России

Содержание
научнопознавательног
о текста.

– Определять лексическое значение
слова с помощью словаря;
– письменно отвечать на вопросы;
– называть предметы печной утвари;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– рассуждать и записывать своё
мнение о предложенном выражении;
– соотносить описание предметов с
их рисунками;
– описывать назначение предметов;
– составлять обобщающий план.
– Определять лексическое значение
слова с помощью словаря;
– соотносить рисунок и его название;
– работать с толковым словарём;
– рассуждать и записывать ответ на
вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его
началу;
– определять части предмета,
называть их;
– определять порядок предложений в
тексте;
– дополнять текст по заданному
условию.
– Давать определение слова;
– дополнять предложение;
– находить ответ на поставленный
вопрос;
– объяснять значение
словосочетания;
– с помощью текста находить
отличия между предметами;
– называть предметы, о которых
говорится в тексте;
– рассказывать о прочитанном
произведении.

Блок «Естественнонаучная грамотность»
Томат
Томат
– Объяснять, что такое паприка;
9

10

Болгарский
перец

Болгарский
перец

– называть части растения;
– рассказывать о строении плода
перца;
– определять форму плода перца;
– рассказывать о строении семени
перца;
– делать выводы на основе
полученной информации.
– Заполнять таблицу;
– дополнять предложение;
– определять с помощью опытов, что
происходит с костями и скорлупой
яйца, если из них удалить кальций;

Игра,
беседа

nsportal.ru›…
2015/02/28/pre
zentatsiya…4klassa…

Дискус
сия

nsportal.ru›…
sites…files/201
5/03/14/prezen
tatsiya…

Беседа,
КВН

easyen.ru›…f
akultativy…gra
motnost…deng
i…ranshe_v…

Практи
ческие
действ
ия

videouroki.ne
t›razrabotki…k
ulturnyie…pomid
or.html

Практи
ческие
действ
ия

myslide.ru›pr
esentation…na
-temu-bolgarskijperec

11

Картофель

Картофель

12

Баклажан.
Семейство
Паслёновые

Баклажан.

Лук

Лук

13

14

Капуста

Капуста

15

Горох

Горох

– составлять суточное меню с
молочными продуктами;
– дописывать вывод о
необходимости кальция для
организма.
– Называть части растения;
– объяснять, чем отличаются плоды
картофеля от плодов томата;
– объяснять, какой вывод сделали и
почему;
– объяснять, почему после нарезки
картофеля на разделочной доске
остаются белые следы;
– объяснять, почему нужно сажать
разные сорта картофеля;
– объяснять, что такое
крахмалистость;
– определять срок созревания
картофеля;
– объяснять, почему нельзя
использовать в пищу позеленевший
картофель;
– называть способы размножения
картофеля.
– Называть представителей
семейства Паслёновые;
– объяснять, что такое соланин;
– называть благоприятные условия
для прорастания семян;
– определять условия, необходимые
для прорастания семени баклажана;
– определять глубину посева семян;
– заполнять таблицу наблюдений за
ростом растений.
– Называть части лука;
– называть способы выращивания
лука зимой на подоконнике;
– называть этапы выращивания лука;
– наблюдать за ростом лука и
записывать данные в таблицу.
– Называть виды капусты;
– отвечать на вопросы по
содержанию текста;
– называть части капусты;
– исследовать капусту в разрезе;
– рассказывать о размножении
капусты;
– проводить опыты с цветной
капустой.
– Рассказывать о строении гороха;
– рассказывать о строении семени
гороха;
– объяснять, почему горох обладает
взрывной силой;
– определять, что горох является
холодостойким растением;

Практи
ческие
действ
ия

youtube.com›
watch

Практи
ческие
действ
ия

youtube.com›

Практи
ческие
действ
ия

watch

infourok.ru›…
po…miruna…luk…4klassy6408923.html

Практи
ческие
действ
ия,
игра

ok.ru›video/15
81728141588

Практи
ческие
действ
ия,
игра

fermilon.ru›О
вощи›goroheto-bobovyeili…

16

17

Грибы

Творческая
работа

Грибы

По выбору.

– проводить опыт по проращиванию
гороха, сравнивать результаты двух
опытов..
– Называть части гриба;
– называть виды грибов;
– рассказывать о плесневых грибах;
– называть грибы-невидимки;
– проводить опыт по выращиванию
плесени;
– называть грибы-паразиты.имеет
два полюса;
– показывать с помощью опыта, как
можно создать компас.

Творческая работа
– Выбрать тему для творческой
работы;
– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую
работу.

Игра

uchitelya.com
›…mir/147573
…gribychast…4klass.html

сообще https://infour
ok.ru/
ние

Блок «Финансовая грамотность»
18
19

Потребител
ьская
корзина

Состав
потребительско
й корзины.

20

Прожиточн
ый
минимум

Назначение
прожиточного
минимума.

21

Инфляция

Инфляциягражд
ан.

– Объяснять на доступном для
четвероклассника уровне, что такое
«потребительская корзина»;
– понимать, почему подсчитывается
прожиточная корзина для трёх
категорий населения;
– объяснять, почему различается
стоимость потребительской корзины
в разных регионах нашей страны;
– объяснять, что входит в состав
потребительской корзины
россиянина.
– Понимать значение и правильно
использовать термины
«прожиточный минимум»,
«минимальный размер оплаты
труда»;
– объяснять, на что влияет
прожиточный минимум;
– объяснять, почему различается
размер прожиточного минимума в
разных регионах нашей страны;
– объяснять, почему различается
размер прожиточного минимума для
разных категорий населения нашей
страны.
– Понимать значение и правильно
использовать термины
«прожиточный минимум»,
«инфляция»;
– анализировать данные,

Дискус
сия

uchitelya.com
›…potrebitelsk
ayakorzina…klass.
html

Дискус
сия

kopilkaurokov
.ru›nachalniye
Klassi…4…pro
zhitochnyi…

Дискус
сия

videouroki.ne
t›razrabotki/pri
ezientatsiiak…na…

представленные в виде гистограммы;
– называть уровни инфляции;
– понимать значение инфляции для
экономики.

22
23

Распродажи,
скидки,
бонусы

Акции,
распродажа,
скидки, бонусы,
кешбэк.

24

Благотворит
ельность

Благотворитель
ность

25

Страховани
е

Страхование

– Понимать значение и правильно
использовать термины:
«распродажа», «скидка», «бонусная
программа», «программа
лояльности», «бонусы», «кешбэк»;
– понимать, что все акции,
проводимые торговыми точками,
предназначены для увеличения
доходов магазинов и привлечения
покупателя;
– понимать, что чем больше процент
скидки, тем меньше мы платим за
товар;
– формировать навыки грамотного
покупателя.
– Понимать значение и правильно
использовать термины
«страхование», «страховка»,
«полис»;
– называть виды страхования;
– называть различные страховые
риски.
– Понимать и правильно
использовать финансовые термины:
«экономия семейного бюджета»,
«продовольственные товары»,
«непродовольственные товары»;
– формулировать простые правила
экономии семейного бюджета;
– на доступном для третьеклассника
уровне объяснять, почему
необходимо экономить семейный
бюджет.

Игра

easyen.ru›…n
achalnykh…i…
finansovaja…p
okupkami/414
…

Игра

infourok.ru›…
poorkse…na…bl
agotvoritelnost
-klass…

infourok.ru›…
zanyatiyupo…strahovani
e6084572.html

Блок « Математическая грамотность»
26

В бассейне

Расписание
занятий,
выгодная
покупка.

27
28

Делаем
ремонт

Смета ремонта,
расчёт
стоимости
строительных
материалов.

– Анализировать расписание занятий
с целью определения свой занятости;
– решать задачи на определение
стоимости покупки;
– определять, какая из двух покупок
является более выгодной;
– решать задачи на определение
скорости плавания;
– решать логические задачи.
– Понимать, что такое «смета»;
– решать задачи на расчёт
количества необходимого материала
для ремонта кухни;
– решать задачи на расчёт стоимости
необходимого материала для
ремонта кухни;

дискус
сия

Схемы,
дискус
сия

nsportal.ru›na
chalnayashkola…2021
…14…po…pla
vaniyu

infourok.ru›
…sostavlenie
…remontaklassa-4klass…

29

Праздничны
й торт

30

Обустраивае Расходы на
м участок
обустройство
участка,
площадь и
периметр

31
32

Поход в

33

Отправляем
ся в
путешестви
е

34

кино

Рецепт торта,
задачи на
тройку величин
«цена,
количество,
стоимость».

Расходы на
поход в кино.

Расходы на
путешествие.

Творческая работа
Составляем Понятия по
словарик по финансовой
финансовой грамотности,
грамотности изученные в 1-4
классах.

– читать простые чертежи и
наносить на них известные размеры.
– Работать с таблицами;
– подсчитывать стоимость продуктов
для торта;
– определять, какие продукты
выгоднее купить для того, чтобы
уменьшить стоимость затрат на
приготовление торта;
– сравнивать цену различных
товаров, выполняя необходимые
преобразования;
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.
– Читать простой чертеж и
определять его масштаб;
– находить площадь и периметр
участка и построек на нём;
– решать задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.
– Находить заданные временные
промежутки с помощью календаря;
– решать задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.

Решен
ие
задач,
дискус
сия

infourok.ru›…
kvospitatelnomu
…tortk…6043418.ht
ml

Чертеж
,дискус
сия

uchitelya.com
›…146884prezentaciya…
4-klass.html

Практи
ческие
действ
ия,
дискус
сия
– Находить заданные временные
Практи
промежутки с помощью календаря;
ческие
– решать задачи с тройкой величин
действ
«цена, количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и ия,
навыки в практической жизни.
дискус
сия

infourok.ru›pr
ezentaciyapoezdka-vkino…

– Понимать значение и правильно
использовать финансовые термины;
– иллюстрировать изученные
понятия;
– составлять математические задачи
с изученными финансовыми
терминами;
– работать самостоятельно и в парах;
– планировать и корректировать
свои действия в соответствии с
поставленной учебной задачей.

infourok.ru›sl
ovar-dlyashkolnikafinansovye…

Предст
авлени
е
работы

easyen.ru›loa
d…igra/putesh
estvie_vokrug_
sveta…217…

Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.

1.Учение с увлечением. Функциональная деятельность Тренажёр для школьников. 3 класс.
ООО «Планета», 2022.
2. Финансовая грамотность . Учимся разумному финансовому поведению . Юлия
Корлюгова, Елена Гоппе.
3.С. Федин Финансовая грамотность: материалы для учащихся 2-3 классов в 2 частях/
Учимся разумному финансовому поведению/. М.:ВАКО,2020
4. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в 3 томах. Т.1 для 1-4
классов/составители :Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова,-Москва,2019.
5.Буряк Мария Викторовна, Шейкина Светлана Анатольевна « Функциональная
грамотность»4 класс « Тренажер для школьников» ООО « Планета» 2023.
Список литературы для обучающихся
Буряк М.В. 4 класс. Тренажер для школьников. Функциональная грамотность
1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной
школы».
2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО.–
М., 2003.
5. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации,
волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
Приложение №1 . Календарно-тематическое планирование 2022-23 год

Тематическое планирование 4 класс (34 ч)
Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№ п/п
1.

Тема занятия
Старинная женская одежда.

Всего
часов
1

В том числе
Теория
Практика
0,5
0,5

Старинные женские головные
уборы.
Старинная мужская одежда и
головные уборы.
Жилище крестьянской семьи на
Руси.
Внутреннее убранство и предметы
обихода русской избы.
История посуды на Руси.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

2

1

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

8.

Какие деньги были раньше в
России
Томат.

1

0,5

0,5

9.

Болгарский перец.

1

0,5

0,5

10.

Картофель.

1

0,5

0,5

2.
3.
4.
5.
6.
7.

Дата проведения
Планир. Факт.

11.

Баклажан. Семейство Паслёновые.

1

0,5

0,5

12.

Лук.

1

0,5

0,5

13.

Капуста.

1

0,5

0,5

14.

Горох.

1

0,5

0,5

15.

Грибы.

1

0,5

0,5

16.

Творческая работа.

1

0,5

0,5

17.

Потребительская корзина.

2

1

1

18.

Прожиточный минимум.

1

0,5

0,5

19.

Инфляция.

1

0,5

0,5

20.

Распродажи, скидки, бонусы.

2

1

1

21.

Благотворительность.

1

0,5

0,5

22.

Страхование.

1

0,5

0,5

23.

В бассейне.

1

0,5

0,5

24.

Делаем ремонт.

2

1

1

25.

Праздничный торт.

1

0,5

0,5

26.

Обустраиваем участок.

1

0,5

0,5

27.

Поход в кино.

2

1

1

28.

Отправляемся в путешествие.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

29.

Составляем
словарик
финансовой грамотности.

по
Итого: 34

17

17

Время проведения
№

1
2
3

4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема занятия

Старинная женская
одежда.
Старинные женские
головные уборы.
Старинная мужская
одежда и головные
уборы.
Жилище крестьянской
семьи на Руси.
Внутреннее убранство
и предметы обихода
русской избы.
История посуды на
Руси.
Какие деньги были
раньше в России
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство
Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.
Творческая работа.

Кол-во
часов

1

Форма занятия
(очно,дистант)
1 полугодие
очное

1

очное

1

очное

1

очное

2

очное

1

очное

1

очное

1
1
1
1

очное
очное
очное
очное

1
1
1
1
1

очное
очное
очное
очное
очное

Дата
план

Дата
факт

Время проведения
№

Тема занятия

Потребительская
корзина.
Прожиточный
18
минимум.
19 Инфляция.
20 Распродажи, скидки,
бонусы.
21 Благотворительность.
22 Страхование.
23 В бассейне.
24 Делаем ремонт.
25 Праздничный торт.
26 Обустраиваем
участок.
27 Поход в кино.
28 Отправляемся в
путешествие.
29 Составляем словарик
пофинансовой
грамотности.
Итого: 34
17

Кол-во
часов

2

Форма занятия
(очно,дистант)

Дата
план

Дата
факт

2 полугодие
очное

1

очное

1
2

очное
очное

1
1
1
2
1
1

очное
очное
очное
очное
очное
очное

2
1

очное
очное

1

очное

Приложение №2 Оценочные материалы курса внеурочной деятельности
Контрольно-измерительный материал по курсу «Функциональная грамотность»
4 класс

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
Работа включает в себя выполнение заданий на основе текста.
На выполнение работы дается 40 минут. 3 минуты на чтение текста, 35 минут на
выполнение работы, 2 минуты время для самопроверки.
Внимательно читайте каждое задание. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос.
Проверяйте ответ.
При выполнении работы нельзя пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими
справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.
Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу и переходи
к следующему.
Постарайся выполнить как можно больше заданий.

Желаем успехов!
Внимательно прочитайте текст.
Поход
В мае наш класс собирается в поход. Учитель сказал, что это дело интересное, но
может быть и опасное, если к нему тщательно не приготовиться. Все стали обсуждать, о
чем же нужно знать и как приготовиться.
Мы выбрали место и изучили маршрут по карте. Затем сообщили родным, где это
место и что планируем поход на три дня. Добираться до места из города мы запланировали
сначала на автобусе, а затем пойти пешком.
Все, что мы берем с собой, каждый понесет самостоятельно. Значит собрать рюкзак
нам нужно тщательно, взяв самые нужные и лёгкие вещи.
Сначала узнали номер телефона лесничества и записали его в блокнот на случай
чрезвычайной ситуации. Затем положили телефон для связи и свисток, взяли компас и
навигатор, потренировались ими пользоваться. Мы составили общую аптечку и повторили
правила пользования медицинскими препаратами. Папы вызвались нас сопровождать. Они
взяли с собой спички и упаковать их в непромокаемый пакет, а ещё фонарики, ножи и
котелок.
Затем мы обсудили, какой продуктовый набор каждый понесёт с собой.
Просмотрели рекомендации и выяснили, что нужно брать легкие, непортящиеся и
питательные продукты: воду, соль и заварку в небольших упаковках, каши-минутки,
лапшу, тушёнку, сухофрукты, сухарики, печенье, шоколад, сгущёнку.
Необходимы железная кружка и ложка. Для ночлега собираем палатку, спальный
мешок и непромокаемый коврик. Одежды минимум, она должна быть яркой и удобной.
Яркая одежда поможет найти вас если заблудились. Один комплект надеть, а второй
упаковать с собой в плотный целлофан. Отдельно положить дождевик в легко доступный
карман.
Каждый изучил правила поведения и безопасности в походе. На случай если
потерялся, научился искать ориентиры, использовать звуковые сигналы.
1. Составь план из предложенных пунктов. Дополни.
[] Для чрезвычайных ситуаций
[] Продуктовый набор
[] Сбор рюкзака
[] Решили пойти в поход
[] Правила в походе
[] Маршрут
[] Палатка и одежда
2. Какие вещи необходимы в случаи чрезвычайной ситуации? Подчеркни ответ в
тексте.
3. Рассмотри карту. Обведи остановку автобуса №39 - начало движения, остановку
санатория «Крылатый» и конечную точку маршрута- мыс Бык

4. Расстояние до Санатория Крылатый 8 км 700м занимает пешком 2 ч 30 мин . От
санатория до мыса Бык расстояние в 2 раза меньше .
А)Какое общее расстояние нам нужно преодолеть?

Ответ:
Б) Доберёмся ли мы пешком до места за 4 часа, если будем идти с одинаковой скоростью?

Ответ:
5. Какие три дня в июне лучше выбрать для похода, чтобы и днём и ночью
температура была самой теплой и не было осадков? Укажи числа

Ответ: ____,_____,______

1)
2)
3)
4)
5)

6. Одноклассник рассказал, как можно справиться без компаса, чтобы определить север и
юг. Какие утверждения являются верными?
Лишайники и мхи предпочитают «селиться» на камнях и деревьях с северной стороны.
Кора у березы чище и белее с северной стороны.
Муравейник находится с северной стороны относительно дерева.
Грибы предпочитают расти с северной стороны пня или дерева.
С северной стороны крона у одинокого дерева очень густая и ветви длинные.
Ответ:___________________________
7. Двигаясь от города к выбранному месту, мы направлялись на восток. Когда собрались
пойти обратно, то я решил определить по солнцу, в каком направлении нам идти. В какое
время я посмотрел на тень? В каком направлении (прямо, назад, направо, налево) нам
нужно пойти?
Объясни свой ответ.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

8.
Рассмотри таблицу ответь на вопросы
Название товара
50г
/вес
Каша-минутки с
15 рублей
фруктовыми
добавками
Каша-минутки без
добавок

12 рублей

500г
130 рублей

110 рублей

А) Сколько денег мы сэкономим, если возьмем 3 маленьких пачки без добавок, а не
такие же с добавками?

Ответ:
Б)В каких упаковках выгодно брать в маленьких (50г) или больших(500г)

Ответ:
9. Запиши, как ты понимаешь фразу «Всегда помните, что вы пришли в лес в
гости!»
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________
10. Выполни проверку. Оцени свою работу.
Если выполнил правильно поставь напротив задания «+»
Если есть трудности или сомнения «?»
Задание
№1

Задание
№2

Задание
№3

Задание
№4
А)
Б)

Задание Задание
№5
№6

Задание
№7

Задание
№8
А)
Б)

Задание
№9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».