Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом Приказ № 277 от 31.08.2023 Протокол № 7 от 31.08.2023 г. . Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 9-10 лет Срок реализации: 1 год Педагог: Васильева Т.А. Кузнецова Н.М. Пикалёво 2023 год Содержание Раздел 1.Пояснительная записка. 1.1.Нормативно - правовая база. 1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности. 1.3. Цель и задачи курса 1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ 1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности: 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов. Раздел 4. Тематическое планирование Раздел 5. Календарно-тематическое планирование Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса. Приложение. Оценочные материалы курса внеурочной деятельности Раздел 1.Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности: Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ- - 1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования); Письмом Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации - занятий «Разговоры о важном»; Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности - обучающихся Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования - к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы - и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.368521). - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. - Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГ- - МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности». Цель программы: развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка и их самореализация; подготовка обучающихся начальных классов к предметным олимпиадам. Задачи программы: развивать и реализовать интеллектуальный потенциал ребенка; развивать логическое самообразованию; мышление, любознательность, способность к формировать познавательный интерес, творческое воображение; решать нестандартные логические задания; раскрывать творческие способности ребенка; создать условия для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях; выдвигать гипотезы, делать умозаключения. Сроки реализации программы –1год. Наполняемость группы – от 15 человек. Режим занятий: - количество часов за учебный год –34 часа , 1 занятие в неделю - продолжительность занятия – 45 мин. Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных технологий. Форма организации деятельности: групповая. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. 1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ Курс внеурочной деятельности «Умники и умницы» реализуется в рамках образовательной программы НОО через план внеурочной деятельности и входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво » курс внеурочной деятельности изучается в 3 классах. На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников. Программа курса введена в часть учебного плана, формируемого ОУ направлена на: разностороннее раскрытие индивидуальных способностей ребенка, самостоятельный творческий поиск. развитие у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности. формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить и проверять гипотезы. умение аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. расширение знаний, учащихся о закономерностях родного языка и представлению по математике, литературе. Основные формы работы: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Формы проведения занятий: игра; викторины; конкурсы; турниры; игры – путешествия. Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС 1. Волшебная математика (7ч) Игры с таблицей умножения Закончи логический ряд Измени фигуру («Танграм») Найди симметричные фигуры Математический КВН Математические фокусы. «Брейн – ринг» 2.В царстве смекалки (11ч.) «Что? Где? Когда?» Блиц - турнир по решению задач Игры со словами Удивительный мир наук. Удивительный мир наук. Игра «Юный эколог». Решение логических задач и задач-шуток. «Мир, в котором мы живем». «В мире цифр». Числовые ребусы. Геометрический калейдоскоп 3.Олимпиадные задания (6ч) Львёнок Русский медвежонок Спасатели Зелёная математика 4.Очень важную науку постигаем мы без скуки (10 ч) «На загадочной волне» (Загадки – акростихи, кроссворд). Составление книжки-малышки. Пословица недаром молвится. Игра «Кто хочет стать миллионером?». Загадки вокруг нас. Графические задания «Рисуем по клеточкам», «Продолжи узор». «Цветочная угадай-ка». Сказки А.С. Пушкина («Узнай сказку», «Найди и продолжи закономерность», «Найди ошибки»). Задания на развитие памяти, внимания. Игры «Буквы перепутались», «Рисуем по клеточкам», «Глаз – фотограф». «Буквы перепутались», «Рисуем по клеточкам», «Глаз – фотограф». Проект - «Коллективная работа по организации классной выставки» (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи, составленные детьми, взятые из жизни). Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные Осознание этнической принадлежности, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и классе в целом. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры; Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем) Обучающийся научится: 1. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: ● выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство; ● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; ● выделять явление из общего ряда других явлений; ● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; ● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; ● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; ● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; ● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: ● обозначать символом и знаком предмет и/или явление; ● определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; ● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; ● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; 3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: ● находить в тексте требуемую информацию; ● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; ● резюмировать главную идею текста; ● преобразовывать текст; ● критически оценивать содержание текста. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Обучающийся научится: 1. Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности: ● идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; ● выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ● ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; ● формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; 2. Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: ● определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; ● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; ● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; ● составлять исследования); план решения проблемы (выполнения проекта, проведения ● определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения. 3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: ● определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; ● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; ● оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; ● устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; ● сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: ● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; ● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; ● оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: ● наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; ● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; ● принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; ● самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ● ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Обучающийся научится: 1. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: ● определять возможные роли в совместной деятельности; ● играть определенную роль в совместной деятельности; ● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; ● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; ● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии; ● критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; ● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; ● выделять общую точку зрения в дискуссии; ● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; ● организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). 2. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Обучающийся сможет: ● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; ● отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); ● представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности; ● соблюдать нормы публичной речи; ● высказывать и обосновывать мнение (суждение); ● принимать решение в ходе диалога; ● делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации. Предметные результаты: описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; определять отношения между предметами типа «род-вид»; выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии. 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающиеся с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по информатике, математике. портфолио обучающихся. Раздел 4. Тематическое планирование ( с указанием часов по каждой теме, форм проведения занятий и возможным использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по разделам, блокам) № п/п 1 2 3 4 Раздел, тема Волшебная математика В царстве смекалки Олимпиадные задания Очень важную науку постигаем мы без скуки Ч Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) Форма проведения 7 Анализировать и обобщать информацию; систематизировать знания; решать задачи и проблемы; самостоятельно искать информацию; высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других Практическа я работа, интеллектуа льный конкурс, викторина 11 Систематизировать полученные знания; верно использовать в речи термины; решать задачи и проблемы; высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других Викторина, блиц – турнир, интеллектуа льная игра, познаватель ная игра 6 Систематизировать полученные знания; изучать материалы и применять их на практике; решать задачи и проблемы; высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других Играконкурс, играсоревновани е, конкурс 10 Систематизировать полученные знания; самостоятельно искать информацию; анализировать и обобщать информацию; работать в команде; Практическа я работа, интеллектуа льный конкурс, викторина ЦОР uchi.ru . znanio.ru infourok.ru yaklass.ru prodlenka.o rg. Онлайнчитать.рф Videourok. net uchi.ru . znanio.ru infourok.ru yaklass.ru prodlenka.o rg. Онлайнчитать.рф Videourok. net uchi.ru . znanio.ru infourok.ru yaklass.ru prodlenka.o rg. Онлайнчитать.рф Videourok. net uchi.ru . znanio.ru infourok.ru yaklass.ru prodlenka.o rg. Онлайн- высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других Всего читать.рф Videourok. net 34 Раздел 5. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Форма занятия (очно/дист.) Раздел I. Волшебная математика (7 ч) Тема урока (занятия) Дата План Игры с таблицей умножения Закончи логический ряд Измени фигуру («Танграм») Найди симметричные фигуры Математический КВН Математические фокусы «Брейн – ринг» Раздел II. В царстве смекалки (11ч) 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 «Что? Где? Когда?» Блиц - турнир по решению задач Игры со словами Удивительный мир наук Удивительный мир наук Игра «Юный эколог» Решение логических задач и задач-шуток Мир, в котором мы живем» «В мире цифр» Числовые ребусы Геометрический калейдоскоп Раздел III. Олимпиадные задания (6ч) Львёнок Русский медвежонок Спасатели Зелёная математика Русский медвежонок Русский медвежонок Раздел IV. Очень важную науку постигаем мы без скуки (10 ч) «На загадочной волне» (Загадки – акростихи, кроссворд) Составление книжки-малышки. Пословица недаром молвится Игра «Кто хочет стать миллионером?» Загадки вокруг нас Графические задания «Рисуем по клеточкам», «Продолжи узор» Факт 30 31 32 33 34 «Цветочная угадай-ка» Сказки А.С. Пушкина («Узнай сказку», «Найди и продолжи закономерность», «Найди ошибки») Задания на развитие памяти, внимания. Игры «Буквы перепутались», «Рисуем по клеточкам», «Глаз – фотограф» «Буквы перепутались», «Рисуем по клеточкам», «Глаз – фотограф» Проект - «Коллективная работа по организации классной выставки» (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи, составленные детьми, взятые из жизни) Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса 1. Дробышев Ю.А. ФГОС – М.: Издательство «Экзамен», 2015г. Олимпиады по математике. 1-4 класс. Пособие для учителя 2. Ефимова И.В. – Ростов н\Д: Феникс, 2013 г. Логические задания для 3 класса: орешки для ума Пособие для учителя 3. А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли Методическое пособие для учителя 4. Максимова Т.Н. М.: ВАКО, 2011г. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 3-4 классы. – Пособие для учителя 5. Нежинская О.Ю. Волгоград. 2004г. Занимательные материалы для развития логического мышления. Пособие для учителя 6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ http://scool-collection.edu.ru http://www.uroki.ru/ http://prozagadki.ru/ https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/igry/241 https://infourok.ru/zadaniya-po-teme-intellektualniy-klub-mislitel-klass3293930.html https://znanio.ru/media/prezentatsiya_intellektualnyj_klub_myslitel_dlya_zan yatij_po_vneurochnoj_deyatelnosti_2_4_klassy-141072 http://ddtcentr.edusite.ru/p34aa1.html http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=489 Приложение. Оценочные материалы курса внеурочной деятельности 1 Тесты. 2 Участие в турнирах, соревнованиях, олимпиадах. 3 Составление вопросов для игр. 4.Портфолио обучающихся. Эффективность Программы будет оцениваться по результатам выступления обучающихся в школьных, муниципальных играх.