Рабочая программа КВД «Практическая история» 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

Приказ № 277 от 31.08.2023

Протокол № 7 от 31.08.2023 г.
.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Практическая история»

Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 15-17 лет

Срок реализации: 1 год
Педагог: учитель истории
Унковская Е.В.

Пикалёво 2023 год

Содержание
Раздел 1.Пояснительная записка.
1.1.Нормативно - правовая база.
1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
1.3. Цель и задачи курса
1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания
Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности:
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов.
Раздел 4. Тематическое планирование
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.

Раздел 1.Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности:

Рабочая программа курса

внеурочной деятельности «Практическая история»

разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ-

1290/03

«О

направлении

методических

рекомендаций»

(Информационно

методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках
реализации

обновленных

федеральных

государственных

образовательных

стандартов начального общего и основного общего образования);
- Письмом Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации

занятий «Разговоры о важном»;
- Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности

обучающихся
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования

к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»,

утвержденных

постановлением

Главного

государственного

санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП
2.4.3648-20);
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы

и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов

среды

обитания»,

утвержденных

постановлением

Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее - СанПиН 1.2.368521).
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р.
- Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
-

Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГМП-42216 « Об участии учеников муниципальных и государственных школ
Российской Федерации во внеурочной деятельности».

Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – познавательное

Данная программа внеурочной деятельности в рамках познавательного направления по
курсу «практическая история» разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС).

Данная программа внеурочной деятельности адресована учащимся 9 и 11 классов
социально-гуманитарного и социально-экономического профилей и предполагает
последовательное изучение курса в количестве 34 часов.
Данный курс разработан в рамках профильного обучения учащихся с целью их
подготовки к успешной сдаче истории в формате единого государственного экзамена
(ОГЭ и ЕГЭ). В рамках школьной программы истории основное внимание уделяется
рассмотрению событий, явлений, процессов. Но за скупыми строками учебников не всегда
видны личности, без понимания мотивов и сущности, деятельности которых сложно
составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван
преодолеть данный элективный курс. Данный курс предполагает совершенствование
учебных знаний и умений школьников по освоению основных разделов истории, а также
изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с момента
призвания варягов на Русь до Смуты.
Курс решает основные задачи исторического образования: - развитие исторического
мышления; - воспитание современного исторического сознания; - развитие умения
разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний и
поступков людей.
Целью курса является создание условий для формирования и развития у учащихся :
- интеллектуальных и практических умений при работе с историческим документом;
- владение специальной исторической терминологией;
- интереса к изучению исторических персоналий, так как историческая личность выражает
интересы каких-либо групп людей, сословий, классов, партий;
- представления об оценках исторической личности современниками и современными
историками; - умения анализировать, обобщать основные идеи и положения
исторического документа, применять полученные знания при оценке окружающей
действительности, исторических фактов, личностей и явлений.
Задачами курса являются:
1)повышение интереса к историческим закономерностям:
2)формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для
более глубокого осмысления исторической действительности;
3)умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в
ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни,
для решения познавательных и практических задач;
4)воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности;

5) умения практического применения полученных знаний и навыков для участия
учащихся в творческих конкурсах по истории России, в том числе и в олимпиадах самых
разных уровней.
Сроки реализации программы –1год.
Наполняемость группы – от 15 человек.
Режим занятий:
- количество часов за учебный год –34 часа , 1 занятие в неделю
- продолжительность занятия – 45 мин.
Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных
технологий.
Форма организации деятельности: групповая.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и
практический материал.
1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
Курс внеурочной деятельности « Практическая история » реализуется в рамках
образовательной программы ООО через план внеурочной деятельности и входит в часть
учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво » курс внеурочной
деятельности изучается в 9 и 11 классах.
На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно
взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую
направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает
возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия
направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно
варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала
планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при
самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего
контроля учащихся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается
совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно
1.3. Формы учёта Программы воспитания.
Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе и

через использование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной деятельности
« Практическая история » в следующих формах:
- побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятии предметов, явлений, событий через:
- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на занятии; на представителей ученых, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
-использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной
деятельности
для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
-включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
занятия.
-применение интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся.
-применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
-выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания.
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения
к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
-установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между

учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС
Программа курса предполагает изучение исторических личностей периода правления
Рюриковичей.
1.1. Киевская Русь (10 часов). Рюрик, Синеус, Трувор - легендарные варяги. Легендарное
призвание варягов с Рюриком. Норманская теория (Байер, Миллер, Шлецер). Споры
норманистов с их противниками об основании Древнерусского государства. Олегпобедитель греков. Олег - основатель государства Киевская Русь, противник
проникновения христианства на Русь. Внешняя политика, войны с Византией. Великие
продолжатели дела: Игорь, Ольга Святая, Святослав. Летопись о князе Игоре. Походы
князя Игоря на Византию. Игорь и печенеги. Убийство Игоря древлянами. Месть княгини
Ольги. Урон и погосты. Ольга - первая христианка на Руси. Святослав - полководец и
дипломат. Дела великого князя Владимира - Красно Солнышко, в крещении Василий.
Успешные походы на запад, походы на вятичей, радимичей, волжских булгар. Языческая
реформа князя Владимира. Принятие христианства на Руси как государственной религии.
1.2. Эпоха феодальной раздробленности. «Властолюбие вооружает не только брата против
брата, но и сына против отца...» (14 часов). Борис и Глеб - великие святые церкви.
Святополк. Начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство Свято- полком
братьев Бориса и Глеба. 6 Месть Ярослава. Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый.
Война Ярослава со Святополком. Правление Ярослава Мудрого. «Русская Правда».
Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха «Уставы» Владимира Мономаха.
Усобица Владимира Мономаха. Поход Владимира Мономаха на половцев. «Поучение
Владимира Мономаха». Юрий Долгорукий. Правление Юрия Долгорукого в РостовоСуздальском княжестве. Первое летописное упоминание о Москве. Андрей Боголюбский
и Всеволод Большое Гнездо. Правление Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской
земле. Постройка Успенского собора во Владимире, возведение церкви Покрова на Нерли.
Взятие Киева и перенесение центра из Киева во Владимир. Правление Всеволода Большое
Гнездо - «политика осторожного, но целеустремленного в деле увеличения своих земель».
Мстиславы Храбрые - пример незлобия в мире и ужасных битвах. Правление великого
князя Мстислава, князя, знаменитого подвигами славными. Поход против ордена
Меченосцев. Святой Александр Невский. Взаимоотношения Александра Невского и
Золотой Орды. Невская битва и битва на Чудском озере. Загадочная смерть Александра
Невского. Великий князь Михаил Ярославович - Отечестволюбец и Юрий - князь

Московский. Соперничество Михаила Ярославовича Тверского и князя Юрия Данилович
Московского. Иван Данилович Калита. Образцовый устроитель своего удела, умевший
водворить в нем общественную безопасность и тишину... дал почувствовать выгоды своей
политики и другим частям Северо-Восточной Руси. Подавление восстания в Твери,
строительство Московского Кремля. Образование Великого Московского княжества.
Дмитрий Иванович Донской. Строительство белокаменного Кремля. Битва на р. Воже.
Куликовская битва.
1.3. Русь единая (9 часов). Самодержцы земли Русской. Самодержавная власть. Условия
создания Московского государства. Иван Васильевич, князь и самодержец. Процесс
объединения русских земель вокруг Москвы. Война с Казанским царством. Битва на реке
Шелони. Брак с С. Палеолог. Присоединение Ростовской, Новгородской, Тверской,
Вятской земель. Строительство Московского кремля, соборов, Грановитой палаты.
«Судебник Ивана». 7 Князь Василий Иванович, великий государь. Окончание процесса
политического и территориального объединения русских земель. Появление идеи «Москва - третий Рим». Государь Иван Васильевич - Грозный, Удивительный. Борьба
боярских группировок за власть в малолетство Ивана IV. 1547 г. - венчание Ивана на
царство. Деятельность Избранной рады - реформы. Созыв Земского собора, «Судебник
Ивана», военная реформа, стрельцы. Стоглавый собор. Опричнина. Введение заповедных
лет. Храм Василий Блаженного. Внешнеполитическая деятельность. Государь князь
Федор-достойный счастья. Борис Годунов. Второй сын Иван IV - болезненный и
нерешительный - передача власти шурину царя - Борису Годунову. Строительство
городов, гаваней, утверждение Всероссийского патриаршества. Лжедмитрий I.
Царствование Василия Шуйского. Венчание Лжедмитрия на царствие под именем
Дмитрий I. Дела Лжедмитрия. Ополячивание Москвы. Боярский заговор против
Лжедмитрия I.
Итоговое занятие (1 час).
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности
Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности «Практическая
история» через обучение общим приемам учебной работы: различным техникам, схемам,
таблицам.
В практике реализации курса используются метапредметные технологии:
-проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
-интерактивное обучение – обучение через опыт.
В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности « Высокие
технологии» формируются метапредметные умения:

 аналитические,
 учебно-информационные,
 коммуникативно-речевые.
Метапредметные связи развивают интеллектуальный и познавательный интерес
обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности.
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты
Программа

обеспечивает

достижение

девятиклассниками

следующих

личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
1.

Осознание

этнической

принадлежности,

осознанное,

уважительное

и

доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию.
3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к
учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека
и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и классе в целом.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Обучающийся научится:
1.

Определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
●

выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять

их сходство;
●

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,

классифицировать и обобщать факты и явления;
●

выделять явление из общего ряда других явлений;

●

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных

явлений к общим закономерностям;
●

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом

общие признаки;
●

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой

задачи;
●

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать

и применять способ проверки достоверности информации;
●

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать

вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
●

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

●

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать

данные логические связи с помощью знаков в схеме;
●

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

●

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный

ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
3.

Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:

●

находить в тексте требуемую информацию;

●

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,

структурировать текст;
●

резюмировать главную идею текста;

●

преобразовывать текст;

●

критически оценивать содержание текста.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие

коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Обучающийся научится:
1.

Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи

в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности:
●

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

●

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать

конечный результат;
●

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих

возможностей;
●

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели

деятельности;

2.

Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.
Обучающийся сможет:
●

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной

задачей и составлять алгоритм их выполнения;
●

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для

выполнения учебной и познавательной задачи;
●

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы

для решения задачи/достижения цели;
●

составлять

план

решения

проблемы

(выполнения

проекта,

проведения

исследования);
●

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной

задачи и находить средства для их устранения.
3.

Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
●

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых

результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
●

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять

самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
●

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия

планируемого результата;
●

устанавливать

связь

между

полученными

характеристиками

продукта

и

характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
●

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

самостоятельно.
4.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
●

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

●

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя

из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
●

оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно

определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
5.

Владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
●

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность

и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
●

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной

деятельности и делать выводы;
●

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

●

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить

способы выхода из ситуации неуспеха;
●

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или

параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обучающийся научится:
1.

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
●

определять возможные роли в совместной деятельности;

●

играть определенную роль в совместной деятельности;

●

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:

мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

●

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или

препятствовали продуктивной коммуникации;
●

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;

●

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать

ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
●

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

●

выделять общую точку зрения в дискуссии;

●

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с

поставленной перед группой задачей;
●

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,

распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
2.

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Обучающийся сможет:

●

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые

средства;
●

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими

людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
●

представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;

●

соблюдать нормы публичной речи;

●

высказывать и обосновывать мнение (суждение);

●

принимать решение в ходе диалога;

●

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются
для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты ориентированы на:
1. сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении;
2. владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с
привлечением различных источников;
3. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии
по исторической тематике.
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий используются следующие показатели:



степень помощи, которую оказывает учитель обучающимсяпри выполнении

заданий;


поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность

обеспечивают положительные результаты;


результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,

олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли
обучающиесяс ними самостоятельно;


косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение

качества успеваемости по информатике, математике.


Портфолио обучающихся
Раздел 4. Тематическое планирование

( с указанием часов по каждой теме,форм проведения занятий и возможным
использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по
разделам, блокам)
№
п/п

Раздел, тема

Ч

Киевская Русь

1

2

10

Эпоха феодальной раздробленности
14

Основные виды деятельности
ученика
(на уровне учебных действий)
раскрывать характерные,
существенные черты:
а) экономических и социальных
отношений, политического строя
на Руси и в других государствах;
б) ценностей, господствовавших в
средневековых обществах,
религиозных воззрений,
представлений средневекового
человека о мире;
сравнивать свидетельства
различных исторических
источников, выявляя в них общее
и различия;

Форма
провед
ения
лекция

ЦОР
https://f
ipi.ru/o
ge/otkr
ytyybankzadaniy
-oge
https://f
ipi.ru/e
ge/otkr
ytyybankzadaniy
-ege

сопоставлять развитие Руси и Лекция https://i
других стран, показывать общие
+
nfчерты и особенности (в связи с практи oge.sda
понятиями
«политическая
кум
mgia.ru
раздробленность»,
/
«централизованное государство» и
https://f
др.); давать оценку событиям и
ipi.ru/e
личностям.
сравнивать
свидетельства
различных
ge/otkr

исторических источников, выявляя
в них общее и различия;

Русь единая

9

Показывать на карте
территориальные
приобретения Ивана III, Василия
III.
Сравнить (в виде таблиц) вотчину
и поместье, российское поместье и
феод.
Приводить конкретные примеры,
подтверждающие
завершение централизации
Российского государства.

3

Итоговое повторение

ytyybankzadaniy
-ege
Практи https://i
кум
nfoge.sda
mgia.ru
/
https://f
ipi.ru/e
ge/otkr
ytyybankzadaniy
-ege
Лекция https://i
+
nfпракти oge.sda
кум
mgia.ru
/
https://f
ipi.ru/e
ge/otkr
ytyybankzadaniy
-ege

1

4

Поурочное планирование
№

1
2
3
4
5
6
7
8

Курс
Рюрик, Синеус, Трувор - легендарные варяги.
Споры норманистов с их противниками об
основании Древнерусског о государства
Споры норманистов с их противниками об
основании Древнерусског о государства
Князь Олег
Игорь.
Игорь.
Ольга Святая.
Святослав.

Форма
занятия
план
(очно/дист.)
очно
очно
очно
очно
очно
очно
очно
очно

Даты
факт

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

ВладимирКрасное Солнышко.
очно
ВладимирКрасное Солнышко.
очно
1.2 Эпоха феодальной раздробленности (14 часов).
Борис и Глеб.
очно
Святополк Окоянный.
очно
Ярослав Мудрый.
очно
Владимир Мономах.
очно
Юрий Долгорукий.
очно
Андрей Боголюбский.
очно
Всеволод Большое гнездо
очно
Мстислав.
очно
Святой Александр Невский.
очно
Михаил Ярославович Тверской
очно
Юрий Данилович Московский .
очно
Иван Данилович Калита.
очно
Дмитрий Иванович Донской
очно
Дмитрий Иванович Донской
очно
1.3 Русь единая (9 часов)
Иван III.
очно
Иван III.
очно
Иван Грозный.
очно
Иван Грозный.
очно
Князь Федор
очно
Князь Федор
очно
Борис Годунов.
очно
Борис Годунов.
очно
Лжедмитрий I.
очно
Итоговое занятие
очно
Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
Список используемой литературы.
1. .Бутромеев, В. Чтения и рассказы по истории России // Роман-газета. - 1994.
2.Валишевский, К. Вокруг трона. - Волгоград, 1990.
3..История Отечества с древнейшего времени до наших дней: энциклопедический словарь
/ сост. Б. Ю. Иванов, В. М. Карев, Е. И. Куксина, А. С. Орешников, О. В. Сухарева.
4..История Отечества: справочник школьника. - М.: Филологическое общество «Слово»,
1994.
5..Ключевский, В. О. Курс русской истории: сочинение: в 9 т. -М.: Мысль, 1987.
6.Мироненко, С. В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале
XIX в. - М., 1989.

7..Пашков, Б. Г. Русь. Россия. Российская империя: хроника правлений и событий (8621917 гг.). - М, 1977.
8..Пчелов, Е. В. Рюриковичи: история династии. - М., 2004.
https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
https://hist-oge.sdamgia.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».