Рабочая программа КВД «Русский язык Культура речи» 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

Приказ № 277 от 31.08.2023

Протокол № 7 от 31.08.2023 г.
.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Русский язык. Культура речи»

Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 17-18 лет

Срок реализации: 1 год
Педагог: учитель русского языка и
литературы Маслова Т.П.

Пикалёво 2023 год

Содержание

Раздел 1.Пояснительная записка.
1.1.Нормативно - правовая база.
1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
1.3. Цель и задачи курса
1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания
Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности:
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов.
Раздел 4. Тематическое планирование
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.

Приложение. Оценочные материалы курса внеурочной деятельности

Раздел 1.Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности:
Рабочая программа курса

внеурочной деятельности «Русский язык. Культура речи»

разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ-

1290/03

«О

направлении

методических

рекомендаций»

(Информационно

методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках
реализации

обновленных

федеральных

государственных

образовательных

стандартов начального общего и основного общего образования);
- ПисьмомМинпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий

«Разговоры о важном»;
- Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности

обучающихся
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования

к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и

требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов

среды

обитания»,

утвержденных

постановлением

Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее - СанПиН 1.2.368521).
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р.
- Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
-

Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГМП-42216 « Об участии учеников муниципальных и государственных школ
Российской Федерации во внеурочной деятельности».

Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – формирование
функциональной грамотности
Цель программы:



познакомить с основными понятиями культуры речи;



формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;



пробудить потребности у обучающихся к формированию яркой и выразительной

устной и письменной речи;


способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов,

культуры мышления;


способствовать развитию смекалки и сообразительности.



создать

условия

для

учебно-исследовательской

и

проектной

деятельности

обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.
Задачи программы:


привитие интереса учащихся к русскому языку;



обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;



формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной
форме;



развивать умение учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;



развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;



воспитание инициативы, целеустремленности;



способствовать повышению общей языковой культуры;



активизация работы по формированию навыков выразительного чтения;



развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать
свою речь и речь своих товарищей с точки зрения еѐ соответствия литературным нормам.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский язык. Культура речи» для учащихся 11
класса составлена на основе ФГОС и УМК Гусарова И. В. Русский язык. 11 класс. Базовый и
углублённый уровни. Учебник для общеобразовательных организаций. 2-е изд. М.: ВентанаГраф, Просвещение, 2021-2022.

Сроки реализации программы –1год.
Наполняемость группы – от 15 человек.
Режим занятий:
- количество часов за учебный год –34 часа , 1 занятие в неделю
- продолжительность занятия – 45 мин.
Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных
технологий.
Форма организации деятельности: групповая.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и
практический материал.

1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
Курс внеурочной деятельности « Русский язык. Культура речи» реализуется в рамках
образовательной программы среднего общего образования через план внеурочной
деятельности и входит в часть учебного плана, формируемую участниками
образовательных отношений.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво » курс внеурочной
деятельности изучается в 11 классах.
На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Структура

курса

представляет

собой

набор

логически

законченных

и

содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и
практическую

направленность

знаний

и

умений

учащихся.

Разнообразный

дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной
степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса.
Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня
подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала
планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при
самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего
контроля

учащихся предлагается набор

заданий, принцип

решения которых

разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся
самостоятельно
Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим
решением заданий в формате ЕГЭ.
Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного
материала с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ в бумажном и электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в
формате ЕГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по
определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо
обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве
домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере
освоения тем курса.

1.3. Формы учёта Программы воспитания.

Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе
и через использование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной
деятельности « Высокие технологии» в следующих формах:
- побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятии предметов, явлений, событий через:
- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на занятии; на представителей ученых, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
-использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной
деятельности
для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных
и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
-включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
занятия.
-применение интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся.
-применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
-выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания.
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

-установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС
1. Нормативный аспект культуры речи – 1 час.
Правильность речи. Правильность речи как соответствие ее нормам современного русского
литературного языка.
2. Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы- 2 часа.
Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного
произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных,
сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности
произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в
современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
3. Лексические нормы – 2 часа.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие
речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и
стилистических свойств. Молодежный сленг (крутой, клевый и т.п.) и отношение к нему.
4. Грамматические нормы – 5 часа.
Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу
согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Правильное

построение

предложений.

Нормативное

согласование

сказуемого

с

подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также
сложноподчиненных предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические
и смысловые различия.
5. Интонационные нормы -2 часа.
Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи.
Смысло-различительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче
смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении.
6. Орфографические нормы – 10 часов.
Разделы русской орфографии и основные принципы написания:
1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление
прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического
сокращения слов.
7. Пунктуационные нормы – 8 часов.

Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и системы правил,
включенных в каждый из них:
1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого
предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки
препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как
пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
8. Этический аспект культуры речи – 2 часа.
Речевой этикет как правила речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры
речи.Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Культура диалога. Правила
ведения речи для говорящего и для слушателя. Языковые средства выражения речевого
этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений
для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в
разных ситуациях речевого общения. Особенности речевого этикета в официально-деловой,
научной и публицистической сферахобщения. Основные речевые правила общения
посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при
дистанционном общении (SMS-сообщения, электроннаяпочта, телефакс и др.)
9.

Основные

правила

письменного

общения

в

виртуальных

дискуссиях,

конференциях натематических чатах Интернета- 2 часа.
Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета. Роль
невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении;
ихэтикетная функция.
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности
Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности «Русский язык.
Культура речи» с литературой, риторикой и стилистикой через обучение общим
приемам учебной работы: различным техникам, схемам, таблицам.
В практике реализации курса используются метапредметные технологии:
-проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и
навыков.
-интерактивное обучение –обучение через опыт.
В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности « Высокие
технологии» формируются метапредметные умения:
 аналитические,
 учебно-информационные,
 коммуникативно-речевые.
Метапредметные связи развиваютинтеллектуальный и познавательный

интересобучающихся, побуждают к активномупознанию окружающей
действительности.
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение девятиклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
1.

Осознание

этнической

принадлежности,

осознанное,

уважительное

и

доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию.
3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и
общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и классе в целом.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Обучающийся научится:
1.

Определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
●

выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять

их сходство;
●

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,

классифицировать и обобщать факты и явления;
●

выделять явление из общего ряда других явлений;

●

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных

явлений к общим закономерностям;
●

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом

общие признаки;
●

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

●

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и

применять способ проверки достоверности информации;
●

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать

вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
●

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

●

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать

данные логические связи с помощью знаков в схеме;
●

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

●

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный

ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
3.

Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:

●

находить в тексте требуемую информацию;

●

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,

структурировать текст;
●

резюмировать главную идею текста;

●

преобразовывать текст;

●

критически оценивать содержание текста.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие

коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Обучающийся научится:
1.

Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в

учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности:
●

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

●

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать

конечный результат;
●

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих

возможностей;
●

формулировать

учебные задачи как шаги достижения поставленной цели

деятельности;
2.

Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.

Обучающийся сможет:
●

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной

задачей и составлять алгоритм их выполнения;
●

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для

выполнения учебной и познавательной задачи;
●

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы

для решения задачи/достижения цели;
●

составлять

план

решения

проблемы

(выполнения

проекта,

проведения

исследования);
●

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной

задачи и находить средства для их устранения.
3.

Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
●

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых

результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
●

отбирать

инструменты

для

оценивания

своей

деятельности,

осуществлять

самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
●

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия

планируемого результата;
●

устанавливать

связь

между

полученными

характеристиками

продукта

и

характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
●

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

самостоятельно.
4.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
●

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

●

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из

цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
●

оценивать

продукт

своей

деятельности

по

заданным

определенным критериям в соответствии с целью деятельности.

или

самостоятельно

5.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
●

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и

деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
●

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной

деятельности и делать выводы;
●

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

●

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить

способы выхода из ситуации неуспеха;
●

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или

параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обучающийся научится:
1.

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
●

определять возможные роли в совместной деятельности;

●

играть определенную роль в совместной деятельности;

●

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:

мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
●

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или

препятствовали продуктивной коммуникации;
●

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;

●

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать

ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
●

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

●

выделять общую точку зрения в дискуссии;

●

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с

поставленной перед группой задачей;
●

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,

распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
2.

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Обучающийся сможет:

●

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

●

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими

людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
●

представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;

●

соблюдать нормы публичной речи;

●

высказывать и обосновывать мнение (суждение);

●

принимать решение в ходе диалога;

●

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации.
Предметные результаты:



Предметные извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной

формы в другую (в ключевые слова, алгоритм, схему);


анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы;



создавать тексты разных жанров; анализировать текст;



редактировать текст;



извлекать информацию из различных источников и обрабатывать ее;



оперировать средствами художественной выразительности;



выстраивать развернутый ответ, приводить аргументы;



создавать исследовательский проект
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий используются следующие показатели:


степень помощи, которую оказывает учитель обучающимсяпри выполнении

заданий;



поведение

детей

на

занятиях:

живость,

активность,

заинтересованность

обеспечивают положительные результаты;


результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,



олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли

обучающиесяс ними самостоятельно;


косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества

успеваемости по информатике, математике.


Портфолио обучающихся

Раздел 4. Тематическое планирование
( с указанием часов по каждой теме, форм проведения занятий и возможным
использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по разделам,
блокам)
№
п/п

1

Раздел, тема

Нормативный аспект культуры речи

Ч

Основные виды деятельности ученика
(на уровне учебных действий)

Форма
проведе
ния

лекция

1

Участие в проблемной лекции.
Составление речевого портрета
человека

2

Составлять текст в соответствии
орфоэпическими с нормами

практи
кум

2

Определять
истинность
составного высказывания

практи
кум

5

Выделять главное, свёртывать
информацию до ключевых
понятий; искать пути решения
проблемы, строить логически
обоснованные рассуждения
Редактирование, моделирование

практи
кум

Высказывать предположения на
основе наблюдений; определять
степень успешности работы,
осуществлять самопроверку

практи
кум

2
Орфоэпические нормы

3

4

Лексические нормы

Грамматические нормы

2
5

Интонационные нормы
10

6

Орфографические нормы

практи
ческая
работа

ЦОР
https://fi
pi.ru/еge/
otkrytyybankzadaniyеge
https://fi
pi.ru/еge/
otkrytyybankzadaniyеge
https://in
foge.sdam
gia.ru/
https://in
foge.sdam
gia.ru/
https://in
foge.sdam
gia.ru/
https://fi
pi.ru/еge/
otkrytyybank-

письменных текстов.

7

8

8

Формулировать тему, проблему;
искать пути её решения;

практи
кум

2

Выбирать
из
предложенных
вариантов
и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы
для
решения задачи/достижения цели;
Составлять собственное
высказывание; объединять
предметы и явления в группы по
определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления;

лекция

Пунктуационные нормы

Этический аспект культуры речи
2

9

Основные правила письменного
общения в виртуальных дискуссиях,
конференциях на тематических
чатах Интернета

практи
кум

zadaniyеge
https://fi
pi.ru/еge/
otkrytyybankzadaniyеge
https://in
foge.sdam
gia.ru/
https://in
foge.sdam
gia.ru/

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1

Тема урока
(занятия)

Форма
занятия
очно/дистант
очно

Нормативный аспект культуры речи

Дата
План

05.09
очно

2

3

4

5
6
7

Правильность речи.
Правильность речи как соответствие ее
нормам современного русского
литературного языка.
Употребление слова в строгом соответствии
с его лексическим значением – важное
условие речевого общения.
Выбор из синонимического ряда нужного
слова с учетом его значения и
стилистических свойств.
Молодежный сленг
Нормативное употребление форм слова.
Нормативное построение словосочетаний
по типу согласования, управления.

12.09

Факт
https://fipi.ru/е
ge/otkrytyybank-zadaniyеge
https://fipi.ru/е
ge/otkrytyybank-zadaniyеge

очно
19.09
очно
26.09
очно
03.10
очно
очно

10.10
17.10

https://fipi.ru/е
ge/otkrytyybank-zadaniyеge

8

Правильное употребление предлогов в
составе словосочетаний.

9

Правильное построение предложений.
Нормативное согласование сказуемого с
подлежащим.

10

11

12

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Правильное построение предложений с
обособленными членами, а также
сложноподчиненных предложений.
Основные элементы интонации: логическое
ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи.
Смысло-различительная роль каждого
элемента интонации.
Роль интонации в передаче смысла речи и
подтекста. Этикетная функция интонации в
речевом общении.

очно

24.10

очно
07.11
очно
14.11
очно
21.11
очно
28.11

Разделы русской орфографии и основные
принципы написания
Разделы русской орфографии и основные
принципы написания
Правописание морфем
Правописание морфем
Слитные, дефисные и раздельные
написания
Слитные, дефисные и раздельные
написания
Слитные, дефисные и раздельные
написания
Употребление прописных и строчных букв
Правила переноса слов
Правила графического сокращения слов.

очно

Принципы русской пунктуации. Разделы
русской пунктуации и системы правил,
включенных в каждый из них
Знаки препинания в конце предложений
Знаки препинания внутри простого
предложения

очно

очно
очно
очно
очно
очно
очно
очно
очно
очно

27

12.12
19.12
26.12
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
20.02
27.02

очно
очно

28
29
30
31

Знаки препинания внутри простого
предложения
Знаки препинания между частями сложного
предложения
Знаки препинания при передаче чужой
речи;
Знаки препинания в связном тексте.
Абзац как пунктуационный знак,
передающий смысловое членение текста.
Этический аспект культуры речи

https://fipi.ru/е
ge/otkrytyybank-zadaniyеge

05.12

05.03
12.03

очно
26

https://fipi.ru/е
ge/otkrytyybank-zadaniyеge

19.03
очно
очно

02.04
09.04

очно
очно

16.04

очно

30.04

23.04

https://fipi.ru/е
ge/otkrytyybank-zadaniyеge

32

Этический аспект культуры речи

33

Основные правила письменного общения в
виртуальных дискуссиях, конференциях на
тематических чатах Интернета

34

Основные правила письменного общения в
виртуальных дискуссиях, конференциях на
тематических чатах Интернета

очно
очно

07.05
14.05

https://fipi.ru/е
ge/otkrytyybank-zadaniyеge

очно
21.05

Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
УМК для учителя:
1. Л. В. Балашова. Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях. Саратов.
«Лицей»
2. И. Б. Голуб. Д. Э. Розенталь. Книга о хорошей речи. М.: «ЮНИТИ»
3. С. И. Львова «Позвольте пригласить вас…», или речевой этикет. М, Дрофа
4. Л. И. Скворцов. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М.:
«Просвещение»
5. Гусарова И. В. Русский язык. 11 класс. Базовый и углублённый уровни. Учебник для
общеобразовательных организаций. 2-е изд. М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2021-2022.
УМК для обучающихся:
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. – М.,
1989.
2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., 1986.
3. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. – М., 2004.
5. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические
нормы / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1987.
6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке (для работников
печати). – М., 1985.
7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1984.
8. Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1989.
9. Гусарова И. В. Русский язык. 11 класс. Базовый и углублённый уровни. Учебник для
общеобразовательных организаций. 2-е изд. М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2021-2022.
Ресурсы с применением ЭО и ДОТ:
Оборудование и приборы, необходимые для реализации программы
●
Сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/).
●
Федеральный институт педагогических измерений (http://www.fipi.ru/).
●
Сайт для подготовки к ЕГЭ (http://sdamgia.ru/).
Техническое обеспечение:
●
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
●
Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного
общения

●
Простой редактор Web-страниц
Список литературы для обучающихся
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
●
●
●

Сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/).
Федеральный институт педагогических измерений (http://www.fipi.ru/).
Сайт для подготовки к ЕГЭ (http://sdamgia.ru/).

www.ege.edu.ru
www.fipi.org.ru
http://rus.1september.ru
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
http://www.gramota.ru
http://language.edu.ru
http://www.gramma.ru
http://www.mapryal.org
http://www.rusword.org
http://www.ruscorpora.ru
Приложение . Оценочные материалы курса внеурочной деятельности
ВАРИАНТ № 1.
1. Отметьте слово с ударением на первом слоге.
А) ДО-ГО-ВОР
В) И-СКРА
Б) ГНА-ЛА
Г) ШО-ФЕР
2. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
А) чёрный рояль
В) яблочное повидло
Б) покрыть толью
Г) огромный мозоль
3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р.п. от существительных
мн. числа.
А) килограмм помидоров
В) несколько башкиров
Б) табор цыган
Г) герои басней
4. Отметьте неправильное сочетание слов.
А) принять меры
В) принять решение
Б) предпринять меры
Г) предпринять шаги
5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко.
Б) Проснувшись от холода, я увидел, что уже семь часов.
В) В комнате был камин, в котором уже давно не разжигали огонь и служивший
жильцам полкой.
Г) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности
полтора года.
6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Писатель подробно описывает о жизни.
Б) Эта истина очевидна для всех.
В) Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?
Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,

Россия, Италия, Франция и др.
Д) Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.
7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Я согласился на это скрипя сердцем.
Б) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.
В) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.
Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.
8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Наконец его давнее стремление стать лётчиком осуществилось
Б) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.
В) Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.
Г) Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.
9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Незнакомая женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы
встретиться с исполнительницей главной роли.
Б) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.
В) Определяя творческую задачу, молодой поэт восклицает, что « хочу воспеть
свободу миру!..».
Г) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир.

ВАРИАНТ № 2.
1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) ЗВО-НИТ
В) КА-ТА-ЛОГ
Б) КУ-ХОН-НЫЙ
Г) АЛ-ФА-ВИТ
2. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
А) жареный картофель
В) чёрное кофе
Б) густой вуаль
Г) компетентное жюри
3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных
мн. числа.
А) нашествие варваров
В) оружие осетинов
Б) пара резиновых сапогов
Г) отряд солдат
4. Отметьте неправильное сочетание слов.
А) надеть шляпу
Б) надеть на палку

В) одеть очки
Д) одеть ребёнка

5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Создавая ценности, человек обновляет себя.
Б) Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.
В) Этот новый роман, опубликованный в журнале «Юность» и который рассказывает о
событиях последних лет, очень понравился мне.
Г) Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.
6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.
Б) Море глаз устремились на знаменитого актёра.
В) Кротким характером девушка выдалась в отца.

Г) В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.
Д) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.
7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Ваше предложение мне совсем не по душе.
Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.
В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.
Г) Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.
8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Большинство летних месяцев я провёл на даче.
Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.
В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.
Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.
9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц,
так как уходит в отпуск.
Б) Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».
В) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.
Г) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

ВАРИАНТ № 3.
1. Отметьте слово с ударением на третьем слоге.
А) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ
В) ХО-ДА-ТАЙ-СТВО-ВАТЬ
Б) ИН-ДУСТ-РИ-Я
Г) ЗА-КУ-ПО-РИТЬ
2. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
А) моют шампунью
В) вкусный студень
Б) полученная бандероль
Г) новая тюль
3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных
мн. числа.
А) десять гектар
В) пара ботинок
Б) жилище якутов
Г) забрал из ясель
4. Отметьте неправильное сочетание слов.
А) проявить способности
В) проявить интерес
Б) проявить образцы труда
Г) проявить сознательность
5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.
Б) На почте упаковывали посылки, отправляющиеся беженцам.
В) Приехав в Париж, его пригласили в посольство.
Г) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и
который притягивал его.
6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Бездна звёзд смотрели на меня в ночной тиши.
Б) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.
В) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалёк к

истине.
Г) Витя – ужасный невежда в музыке.
Д) Девочка окунула мордочку голодного котёнка в молоко.
7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Ему везёт: что бы он ни натворил, всё сходит с рук.
Б) Прошло всего лишь несколько часов.
В) Всегда и во всём надо понимать меру.
Г) Пологий берег реки зарос густыми зарослями.
8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Этот человек произвёл на меня большое воздействие.
Б) Сегодня праздник, но у меня самое будничное настроение.
В) Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.
Г) За торт можно оплатить в первой кассе.
9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Сократ знал, что «я знаю, что я ничего не знаю».
Б) Главный герой романа не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру.
В) Франция, в особенности Париж, давно привлекает русских художников.
Г) Паренёк поинтересовался у нас, как долго мы ещё будем заняты и сможем ли
ему помочь.

ВАРИАНТ № 4.
1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) КВАР-ТАЛ
В) КРО-ВИ (АНАЛИЗ)
Б) САН-ТИ-МЕТР
Г) НА-ЧАЛ
2. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительных.
А) отметить в табели
В) блестящее монисто
Б) чёрный кофе
Г) звучный контральто
3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных
мн. числа.
А) купил мандаринов
В) не нашёл носок
В) досидел до сумерек
Г) две пары туфлей
4. Отметьте неправильную форму множественного числа.
А) доктора
В) инженера
Б) выговоры
Г) катера
5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Наклонясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.
Б) Будучи проездом в провинциальном городе, известного профессора пригласили
посетить местный университет.
В) В комнате был камин, в котором давно не разжигали огонь и служивший
жильцам полкой.
Г) Проснувшись от холода, я увидел, что было уже семь часов.
6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Артист был удостоен высокой наградой.
Б) Она прошла мимо, не удостоив меня даже взглядом.

В) Все, даже лучшая подруга, отвернулись от меня в трудную минуту.
Г) Старики снисходительны до шалостей детей.
Д) Море глаз устремились на знаменитого актёра.
7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Между ними произошёл далеко не приятный разговор.
Б) Все вздрогнули от резкого звука, а он и глазом не моргнул.
В) Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы.
Г) Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой
ноге.
8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Николай выбрал самый кратчайший путь к дому.
Б) В этом зале музея представлены изделия народных умельцев.
В) На будущий день началось обсуждение текущих дел.
Г) Маяковский стоял у источников новой поэзии.
9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.
Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.
В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.
Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время
на подготовку.

ВАРИАНТ № 5.
1. Отметьте слово с ударением на третьем слоге.
А) БА-ЛО-ВАТЬ
В) ДРЕ-МО-ТА
Б) КОМ-БАЙ-НЕР
Г) НА-МЕ-РЕ-НИЕ
2. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.
А) серый кенгуру
В) полная гостей зала
Б) чёрная вуаль
Г) новенькая экю
3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных
мн. числа.
А) партия кадетов
В) падал с плечей
Б) килограмм помидор
Г) несколько ремёсел
4. Отметьте неправильную форму мн. числа.
А) офицера
Б) корректоры

В) колокола
Г) штемпеля

5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Владельцы земельных участков вносят в казну города земельный налог,
устанавливающий в соответствии с законодательством.
Б) Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать.
В) В зале не раз вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты.
Г) Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.
6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Мой друг всегда полон новыми идеями.
Б) Лектор оперировал с точными фактами.
В) Эта женщина – прекрасный повар.

Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,
Россия, Италия, Франция и др.
Д) В лаборатории накоплен достаточный опыт по использованию новых материалов.
7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) По вечерам отец часто рассказывал нам любопытные истории из своей жизни.
Б) В конце ХV111 века страна была разделена на три неравные половины.
В) Я не ударил лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.
Г) Однажды на рыбалке случился с ним такой случай.
8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Наш завод производит телевизоры высокого качества.
Б) Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
В) Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам.
Г) Первая премьера этого балета состоялась в Риге.
9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Раскольников спросил у Сони, что может ли она простить его.
Б) Катерина умоляла мужа взять её с собой, но, однако, Тихон тем не менее не
выполнил её просьбу.
В) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир, его идеи,
стремления.
Г) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

ВАРИАНТ № 6.
1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) ДИС-ПАН-СЕР
Б) ЗА-ВИД-НО
Б) ОБ-ЛЕГ-ЧИТЬ
Г) КА-У-ЧУК
2. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.
А) отметить в табели
В) на любимый мозоль
Б) свежий силугуни
Г) красивый тюль
3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных
мн. числа.
А) музыка туркмен
В) пора свадеб
Б) купить яблоков
Г) несколько полотенцев
4. Отметьте неправильную форму мн. числа.
А) кучеры
В) ордера

В) мастера
Г) цехи

5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель
ни одного свободного дня.
Б) Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие.
В) Всю ночь не давал мне спать гулко раздававшийся в ночной тишине заливистый
лай собаки.
Г) Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.
6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.
В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.
Г) Чацкий полон высокими думами.
Д) Через час начнётся совещание по выработке плана спасательных работ.
7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.
Б) Мы долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
В) Недостатком диссертационного исследования является недостаточно глубокая
разработка некоторых вопросов.
Г) Победители соревнования были награждены памятными подарками.
8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.
Б) Свою автобиографию я уже рассказывал вам.
В) Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.
Г) Ученики пристально слушали рассказ учителя.
9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Учитель несколько раз объяснил задание, но, однако, многие ученики
тем не менее не поняли его содержания.
Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.
В) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также
Эстонии и Латвии.
Г) Раздался долгожданный звонок, и Саша спросил у Кати, что может ли он
увидеть её сегодня.
ВАРИАНТ № 7.
1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) ЧЕР-ПАТЬ
Б) СТА-ТУ-Я

В) ЩА-ВЕЛЬ
Г) ОТ-НЯ-ЛИ

2. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.
А) левый рельс
В) молодая чинара
Б) красивая эполета
Г) горячее кофе
3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных
мн. числа.
А) две пары носков
В) несколько равных доль
Б) свыше ста гектаров
Г) обычаи туркменов
4. Отметьте неправильную форму мн. числа.
А) шофера
Б) секторы

В) якоря
Г) директоры

5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.
Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.
В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.
Г) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны
получать льготную пенсию.
6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Необходимо отметить о том, что погодные условия не способствовали
проведению работ.
Б) Никто, даже лучшие друзья, не мог помочь мне выйти из кризиса.

В) Всю свою долгую жизнь его отец был глух к страданиям близких.
Г) Всё студенчество охотно принимают участие в праздновании юбилея.
Д) По прибытию поезда мы сразу же отправились в центр города.
7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Ваше предложение выеденного гроша не стоит.
Б) Использование минеральных удобрений приносит большую пользу растениям.
В) Поэзия для него была книгой за семью печатями.
Г) Проект этого комплекса разработан группой архитекторов.
8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами.
Б) При первой же встрече он произвёл на нас хорошее впечатление.
В) Впереди лидирует гонщик под номером 5.
Г) Слово представили самому молодому участнику конкурса.
9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) В качестве материала для романа «Война и мир» Лев Толстой использовал
семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.
Б) Все газеты писали о крупном политическом скандале в правительстве, но,
однако, тем не менее находились люди, которые об это ничего не знали.
В) Николай спросил у княжны Марьи, что согласна ли она выйти за него замуж.
Г) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником и
абсолютно авангардные.
ВАРИАНТ № 8.
1. Отметьте слово с ударением на третий слог.
А) ХО-ЗЯ-Е-ВА
В) ЭКС-ПЕРТ-НЫЙ
Б) У-КРА-И-НЕЦ
Г) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ
2. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительных.
А) дорогой шампунь
В) красная георгина
Б) зелёные Сочи
Г) густая тушь
3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных
мн. числа.
А) жить среди узбек
В) лампа в сто ватт
Б) пламя свеч
Г) три килограмма яблок
4. Отметьте сочетание слов с ошибкой в связи слов.
А) оставить впечатление
В) произвести впечатление
Б) радоваться успехам
Г) гордиться успехами
5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и
который притягивал его.
Б) После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие
годы.
В) Прочитав пьесу, передо мной отчётливо возникли образы персонажей.
Г) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.
6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.
Б) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

В) В первое время по приезду в Москву я чувствовал себя плохо.
Г) Кротким характером девушка выдалась в отца.
Д) Море глаз устремились на известного актёра.
7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Берега реки быстро разрушаются водой.
Б) Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу.
В) Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.
Г) Как поступать, решай сам: у тебя своя голова на плечах.
8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.
Б) Недавний студент, он быстро вошёл в роль учителя.
В) Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально.
Г) Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.
9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.
Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.
В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.
Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время на
подготовку.

ВАРИАНТ № 9.
1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) РЖА-ВЕТЬ
В) МИ-ЗЕР-НЫЙ
Б) НА-НЯ-ЛИ
Г) ЗА-ГО-ВОР
2. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
А) маринованная иваси
В) левая рельса
Б) шёлковый кашне
Г) устный хинди
3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных
мн. числа.
А) нашествие татар
В) новых простынь
Б) пять гектар леса
Г) урожай помидор
4. Отметьте неправильное сочетание слов.
А) показать в произведении
В) изобразить героя
Б) отобразить героя
Г) изобразить в произведении
5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Шум от набегавших и удалявшихся волн был так силён, что не раз будил меня.
Б) Устав после занятий, мне не читалось.
В) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать
льготную пенсию.
Г) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.
6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы о творчестве
Л. Н. Толстого.
Б) По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным для него эгоизмом.

В) Молодые супруги посетовали на нехватку денег.
Г) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.
Д) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.
7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Я согласился на это скрипя сердцем.
Б) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.
В) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.
Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.
8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.
Б) Нас перевели работать в отсталую бригаду.
В) Большинство летних месяцев я провёл на даче.
Г) Нас перевели работать в отстающую бригаду.
9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) М. Ю. Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим
мы случайно».
Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.
В) Думается, что в семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и ощутил тепло домашнего очага.
Г) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также
Эстонии и Латвии.
ВАРИАНТ № 10.
1. Отметьте слово с ударением на первом слоге.
А) А-НА-ТОМ
В) ФЕ-НО-МЕН
Б) КРА-СИ-ВЕ-Е
Г) МЕЛЬ-КОМ
2. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.
А) модный туфель
В) больная мозоль
Б) клетчатое кашне
Г) покрыть толью
3. Отметьте словосочетание с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных
мн. числа.
А) китель без погон
В) отряд солдат
Б) обычаи монгол
Г) много блюдцев
4. Отметьте неправильное сочетание слов.
А) заплатить за проезд
В) согласно расписания
Б) приговаривать к казни
Г) оплатить за проезд
5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.
Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.
В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.
Г) Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.
6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.
Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.
В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.
Г) Чацкий наполнен высокими думами.

Д) Через час начинается совещание по выработке плана спасательных работ.
7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Ваше предложение мне совсем не по душе.
Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.
В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.
Г) Эти стихи я выучил назубок.
8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Ещё один ряд предложений возникли у главного инженера.
Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.
В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.
Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.
9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником
и абсолютно авангардные.
Б) В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Н. Толстой использовал
семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.
В) Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у вас во время
работы над дипломом.
Г) Опоздавший признался, что он проспал.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Вариант 5.
Вариант 6.
Вариант 7.
Вариант 8.
Вариант 9.
Вариант 10.

В
А
Б
А
А
Б
В
Б
В
Г

Б, Г
Б, В
А, Г
А, Г
В, Г
А, В
Б, Г
Б, В
Б, В
А, Г

В, Г
Б, В
А, Г
В, Г
Б, В
Б, Г
В, Г
А, Б
Б, Г
Б, Г

Б
В
Б
В
А
А, Г
В, Г
А
Б
В, Г

А, В, Г
Б, В
Б, В, Г
А, Б, В
А, В, Г
Б, Г
А, В, Г
А, Б, В
Б, В
А, В, Г

А, В, Г
Б, Г, Д
А, Б, В
А, Г, Д
А, Б, Г
А, Б, Г
А, Г, Д
Б, В, Д
Б, Г, Д
А, Б, Г

А, Б
Б, Г
В, Г
В, Г
Б, Г
А, В
А, В
Б, В
А, В
Б, В

А, В, Г
А, Б, В
А, В, Г
А, В, Г
Б, В, Г
Б, В, Г
А, В, Г
А, В, Г
А, Б, В
А, Б, В

Б, В
Б, В
А, Б
А, Г
А, Б, Г
А, В, Г
Б, В, Г
А,Г
А, Г
А, В


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».