Рабочая программа КВД «Юный футболист (девушки, юноши)» 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Пикалево

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

Приказ № 277 от 31.08.2023

Протокол № 7 от 31.08.2023 г.
.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юный футболист»
ШСК «Лидер»6 классы

Возраст обучающихся, на который рассчитана программа –11-13лет
(юноши,девушки )

Срок реализации: 1 год
Автор – составитель программы:
учитель физкультуры Романова И.Л..

г. Пикалево
2023

1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

по физкультуре «Юный

спортсмен» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ-

-

1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое
письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования);
Письмом Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации

-

занятий «Разговоры о важном»;
Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности

-

обучающихся
Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования

-

к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы

-

и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.368521).
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р.
- Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
-

Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГМП-42216 « Об участии учеников муниципальных и государственных школ
Российской Федерации во внеурочной деятельности».
-Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «О
стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Цель курса-внеурочной деятельности «Футбол » формирование у обучающихся
навыков культуры здорового образа жизни и социального самоопределения, устойчивой
мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового и

безопасного образа жизни через занятия физической культурой и спортом с
использованием средств вида спорта «футбол».
Задачи:
- всестороннее гармоничное развитие детей и подростков, увеличение объёма их
двигательной активности;
-

укрепление

физического,

психологического

и

социального

здоровья

обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных
возможностей их организма, обеспечение культуры безопасного поведения на занятиях по
футболу;
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
футбола в частности;
- формирование общих представлений о виде спорта «футбол», о его возможностях
и значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической
подготовке обучающихся;
- формирование образовательного фундамента, основанного как на знаниях и
умениях в области физической культуры и спорта, так и на соответствующем культурном
уровне развития личности обучающегося, создающем необходимые предпосылки для его
самореализации;
-

формирование

физическими

культуры

упражнениями,

движений,

имеющими

обогащение

общеразвивающую

двигательного
и

опыта

корригирующую

направленность, техническими действиями и приемами вида спорта «футбол»;
популяризация

футбола

среди

подрастающего

поколения,

привлечение

обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям футболом, в
школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта;
-

воспитание

положительных

качеств

личности,

норм

коллективного

взаимодействия и сотрудничествав образовательной и соревновательной деятельности;
- воспитание патриотизма, нравственных качеств (честности, доброжелательности,
дисциплинированности, самообладания, терпимости, коллективизма) в сочетании с
волевыми качествами (смелости, решительности, инициативы, трудолюбия,
настойчивости и целеустремленности, а также развитие способности управлять своими
эмоциями).
Сроки реализации программы –1год.

Наполняемость группы – от 15 человек.
Режим занятий:
- количество часов за учебный год –по 34часа , 1 занятия в неделю(девушки), 1
занятие в неделю юноши.
- продолжительность занятия – 45 мин.
Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных
технологий.
Форма организации деятельности: групповая.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и
практический материал.
1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
Курс внеурочной деятельности «Футбол» реализуется в рамках образовательной
программы ООО через план внеурочной деятельности и входит в часть учебного
плана, формируемую участниками образовательных отношений.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво » курс внеурочной
деятельности изучается в 6 классах.
На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю для юношей и
1 час в неделю для девушек..
Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Структура курса представляет

собой набор логически законченных и

содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и
практическую направленность знаний и умений учащихся в области физической
культуры . Занятия направлены на расширение и углубление базового курса.
Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня
подготовленности учеников.
Содержание курса расширяет и дополняет компетенции обучающихся, полученные в
результате освоения примерной программы учебного предмета «Физическая
культура» в части планирования учебного материала по теоретической подготовке
обучающихся по разделу «Знания о флорболе» в каждом году обучения и
формированию

новых

двигательных

действий

средствами

футбола

,

их

использования в прикладных целях для увеличения двигательной активности и
оздоровления в повседневной жизни
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и
практический материал. Данная программа может быть востребована учителями

физической культуры, педагогами дополнительного образования, развивающими
спортивно-оздоровительное направление личности.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала
планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при
самостоятельной работе возможны дополнительные консультации учителя.
В настоящее время обновление содержание внеурочной деятельности по «Физической
культуре» включает развитие и внедрение спортивно-ориентированных форм
обучения, реализацию образовательных программ на основе традиционных,
прикладных и популярных у обучающихся видов спорта, в том числе футбола.
Изучение теоретического материала осуществляется в форме 15 – 20-минутных
бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного
занятия). При изучении теоретического материала следует широко использовать
наглядные пособия, видеозаписи, учебные кинофильмы. В конце занятия руководитель
кружка рекомендует специальную литературу для самостоятельного изучения.
Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке
проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике. Рекомендуется давать
занимающимся задания на дом для самостоятельного совершенствования физических
качеств и индивидуальной техники владения мячом.
Большинство практических занятия следует проводить на открытом воздухе. Зимой
занятия на открытом воздухе проводятся в тихую погоду или при слабом ветре (1,5-2
м./с), при температуре не ниже -17° С (для средней климатической полосы).
Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей
организма, ей в занятиях отводится значительное место. Выделяют общую и специальную
физическую подготовку. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее
развитие физических способностей, специальная – развитие качеств и функциональных
возможностей, специфичных для футболистов.
Цель специальной физической подготовки – достичь выполнения сложных приёмов
владения мячом на высокой скорости, улучшить манёвренность и подвижность
футболиста в играх, повысить уровень его морально-волевых качеств. В зависимости от
возрастных особенностей в планировании занятий по физической подготовке делают
акцент на воспитание определённых физических качеств. Для эмоциональности занятий
рекомендуется широко применять игры, эстафеты и игровые упражнения, включать
элементы соревнований, использовать футбольные мячи.
Следует учитывать, что в процессе занятий, имеющих основную направленность на
совершенствование техники и тактики игры, развиваются одновременно и физические

способности занимающихся. В учебных играх и соревнованиях по футболу у
занимающихся совершенствуется весь комплекс подготовки, необходимый футболисту, его техническая, тактическая, физическая и волевая подготовка.
Формирование навыков в технике владения мячом – одна из задач всесторонней
подготовки футболиста. На всех этапах занятий идёт непрерывный процесс обучения
технике футбола и совершенствования её.
1.3. Формы учёта Программы воспитания.
Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том
числе и через использование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной
деятельности «Футбол » в следующих формах:
- побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятии предметов, явлений, событий через:
-использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной
деятельности
для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующихзадач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
-включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
занятия.
-применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
-выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания.
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения
к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.

-установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды
Занятия футболом для детей и подростков имеют оздоровительную направленность
и комплексно воздействию на органы и системы растущего организма, укрепляя и
повышая

уровень

функционирования

сердечно-сосудистой,

дыхательной,

костно-

мышечной и других систем растущего организма человека. Занятия футболом влияют на
укрепление здоровья, снижение заболеваемости, повышение устойчивость организма к
неблагоприятным условиям и повышение уровня работоспособности детей.
Выполнение сложно координационных, технико-тактических действий во футболе,
связанных с ходьбой, бегом, борьбой за мяч, прыжками, быстрым стартом и ускорениями,
резкими торможениями и остановками, ударами по мячу обеспечивает эффективное
развитие физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, силы и гибкости) и
двигательных навыков.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС

Физическая культура и спорт в России. Физическая культура – составная часть
культуры, одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего развития
людей. Значение физической культуры для подготовки Российских людей к трудовой
деятельности и защите Родины.
Развитие футбола в России. Краткая характеристика футбола как средства
физического воспитания. История возникновения футбола и развитие его в России.
Чемпионат и кубок Росси по футболу.
Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Личная гигиена: уход за кожей,
волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения. Общий режим дня школьника. Значение
правильного режима дня юного спортсмена.
Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях
закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные как гигиенические и
закаливающие процедуры. Правила купания.
Правила игры в футбол. Разбор и изучение правил игры в «малый футбол». Роль
капитана команды, его права и обязанности.

Места занятий оборудование. Площадка для игры в футбол, её устройство,
разметка. Подготовка площадки для занятий и соревнований по футболу. Специальное
оборудование: стойки для подвески мячей, щиты стационарные и переносные для ударов.
Общая и специальная физическая подготовка. Утренняя гигиеническая
гимнастика школьника. Ознакомление с упрощёнными правилами игры в ручной мяч,
баскетбол, хоккей с мячом. Меры предупреждения несчастных случаев при плавании.
Подготовка к сдаче контрольных испытаний.
Практические занятия. Общеразвивающие упражнения без предметов.Поднимание
и опускание рук в стороны и вперёд, сведение рук вперёд и разведение, круговые
вращения, сгибание и разгибание рук в упоре на высоте пояса. Наклоны туловища вперёд
и в стороны; то же, в сочетании с движениями рук. Круговые движения туловища с
различным положением рук (на поясе, за головой, вверх). Поднимание и вращение ног в
положении лёжа на спине. Полуприседание и приседание с различными положениями рук.
Выпады вперёд, назад и в стороны с наклонами туловища и движениями рук. Прыжки в
полу-приседе. Переход из упора присев в упор лёжа и снова и снова в упор присев.
Упражнения на формирование правильной осанки.
Упражнения с набивным мячом. (масса 1 – 2 кг.) Броски мяча друг другу двумя
руками от груди, из-за головы снизу. Подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же, с
поворотом кругом. Наклоны и повороты туловища в сочетании с различными
положениями и движениями рук с мячом. Перекатывание набивного мяча друг другу
ногами в положении сидя.
Акробатические упражнения. Кувырок вперёд с шага. Два кувырка вперёд.
Кувырок назад из седа. Длинный кувырок вперёд. Стойка на лопатках перекатом назад из
упора присев. Перекаты вперёд и назад в положение лёжа, прогнувшись. «Мост» из
положения лёжа на спине. «Полушпагат».
Упражнение в висах и упорах. Из виса хватом сверху подтягивание: 2 подхода по 2
– 4 раза, 2 – 3 подхода по 3 – 5 раз. Из упора лёжа на гимнастической скамейке сгибание и
разгибание рук: два подхода по 2 – 4 раза, 2 – 3 подхода по 3 – 5 раз.
Лёгкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 60 м. Бег с высокого старта до
60 м. Бег по пересечённой местности (кросс) до 1500 м. Бег медленный до 20 мин. Бег
повторный до 6 х 30 м. и 4 х 50 м. Бег 300 м.
Прыжки с разбега в длину (310 – 340 см.) и в высоту (95 – 105 см.). Прыжки с места
в длину.
Метание малого (теннисного) мяча: в цель, на дальность (с 3-х шагов разбега).

Подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «Удочка», «Сильный бросок»,
«Борьба за мяч», «Не давай мяч водящему», «Защита крепости». Эстафеты с бегом,
преодолением препятствий, переноской набивных мячей.
Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол по упрощённым правилам.
Специальные упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития
стартовой скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5 – 10 м. из
различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из
приседа, широкого выпада, седа.
Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения на 15, 30 м. Бег
«змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки. Бег с
быстрым изменением скорости: после быстрого бега быстро резко замедлить бег или
остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении.
Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной
и двух ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч; то же, выполняя в прыжке
поворот направо и налево. Имитация ударов ногами по воображаемому мячу в прыжке.
Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы,
бедром, головой. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом».
Техника игры в футбол. Классификация и терминология технических приёмов
игры в футбол. Прямой и резаный удар по мячу. Точность удара. Траектория полёта мяча
после удара. Анализ выполнения технических приёмов и их применения в конкретных
игровых условиях: ударов по мячувнутренней и внешней частьюподъёма, внутренней
стороной стопы, ударов серединой лба; остановок мяча подошвой, внутренней
сторонойстопы и грудью; ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма,
внутренней стороной стопы; обманных движений (ложная и действительная фазы
движения); отбор мяча – перехватом, выбиванием мяча, толчком соперника; вбрасывание
мяча из положения шага. Анализ выполнения технических приёмов игры вратаря: ловли,
отбивания кулаком, броска мяча рукой; падения перекатом; выбивание мяча с рук.
Практические занятия. Техника передвижения. Бег: по прямой, изменяя скорость
и направление; приставным шагом (влево и вправо). Прыжки вверх толчком двух ног с
места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо.
Остановки во время бега (выпадом и прыжками на ноги).
Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы,
внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся навстречу справа
или слева мячу; направляя мяч в обратном направлении и стороны. Выполнение ударов
после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее

расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары на точность: ноги
партнёру, ворота, цель, на ходу двигающемуся партнёру.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с
разбега, по летящему навстречу мячу: направляя мяч в обратном направлении и в
стороны, посылая мяч верхом и вниз, на среднее и короткое расстояние. Удары на
точность: в определённую цель на поле, в ворота, партнёру.
Остановка мяча. Остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и
опускающегося мяча мяча – на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для
последующих действий. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча –
на месте, в движении вперёд и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий.
Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней
стороной стопы: правой, левой ногой и поочерёдно; по прямой, меняя направления, между
стоек и движущихся партнёров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя
контроль над мячом.
Обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или
остановки – неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону): во время ведения
внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади;
показать ложный замах ногой для сильного удара по мячу – вместо удара захватить мяч
ногой и уйти с ним рывком; имитируя передачу партнёру, находящемуся слева, перенести
правую ногу через мяч и, наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью
подъёма правой ноги и резко уйти вправо, этот же финт в другую сторону.
Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника,
которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником,
владеющим мячом, - выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде.
Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги
вместе и шага. Вбрасывание мяча на точность: под правую и левую ногу партнёру, на ход
партнёру.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча
и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах.
Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди
и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и
несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча
без прыжка (с места и с разбега). Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на
уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъём с мячом на ноги после
падения.

Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега).
Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по
выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.
Тактика игры в футбол. Понятие о тактике и тактической комбинации.
Характеристика игровых действий: вратаря, защитников, полузащитников и нападающих.
Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Индивидуальные и групповые
тактические действия. Командная тактика игры в «малый футбол».
Практические занятия. Упражнения для развития умения «видеть поле».
Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг
вправо или влево): во время передвижения шагом или бегом – подпрыгнуть, имитировать
удар ногой; во время ведения мяча – повернуться кругом и продолжить ведение или
сделать рывок вперёд на 5 м. Несколько игроков на ограниченной площади (центральный
круг, штрафная площадь) водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно
наблюдают за партнёрами, чтобы не столкнуться друг с другом.
Тактика
расположение

нападения.
на

Индивидуальные

футбольном

поле.

действия

Умение

без

мяча.

Правильное

ориентироваться,

реагировать

соответствующим образом на действие партнёров и соперника. Выбор момента и способа
передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных
способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от
направления,

траектории

и

скорости

мяча.

Определение

игровой

ситуации,

целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения.
Применение различных способов обводки (с изменением скорости и направления
движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и
своевременно выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар;
короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».
Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры,
угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой
группе).
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по
отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т. е.
осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для

перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным
способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие
игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций.
Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных
ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру
(после ловли) открывшемуся партнёру, занимать правильную позицию при угловом,
штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
Учебные и тренировочные игры, применяя в них изученный программный
материал.
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной
деятельности
Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности « Футбол
«через обучение общим приемам учебной работы на занятиях физической культурой
В практике реализации курса используются метапредметные технологии:
-проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и
навыков.
-интерактивное обучение –обучение через просмотр различных тренировочных техник.
В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности « Футбол »
формируются метапредметные умения:
 аналитические,
 учебно-информационные,
 коммуникативно-речевые.
Метапредметные связи развивают интеллектуальный и познавательный интерес
обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности.
формированию здоровьесозидающего мыщления.

Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности
Программа

обеспечивает

достижение

личностных, метапредметных результатов.

девятиклассниками

следующих

Личностные результаты изучения курса:
1.

Осознание

этнической

принадлежности,

осознанное,

уважительное

и

доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию.
3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к
учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека
и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и классе в целом.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
Обучающийся научится:
1.

Определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
●

выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять

их сходство;
●

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,

классифицировать и обобщать факты и явления;
●

выделять явление из общего ряда других явлений;

●

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных

явлений к общим закономерностям;
●

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом

общие признаки;
●

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой

задачи;
●

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать

и применять способ проверки достоверности информации;
●

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать

вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
●

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

●

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать

данные логические связи с помощью знаков в схеме;
●

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

●

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный

ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
3.

Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:

●

находить в тексте требуемую информацию;

●

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,

структурировать текст;
●

резюмировать главную идею текста;

●

преобразовывать текст;

●

критически оценивать содержание текста.

Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Обучающийся научится:
1.

Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи

в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности:
●

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

●

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать

конечный результат;
●

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих

возможностей;
●

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели

деятельности;
2.

Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.
Обучающийся сможет:
●

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной

задачей и составлять алгоритм их выполнения;
●

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для

выполнения учебной и познавательной задачи;
●

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы

для решения задачи/достижения цели;
●

составлять

план

решения

проблемы

(выполнения

проекта,

проведения

исследования);
●

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной

задачи и находить средства для их устранения.

3.

Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
●

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых

результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
●

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять

самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
●

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия

планируемого результата;
●

устанавливать

связь

между

полученными

характеристиками

продукта

и

характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
●

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

самостоятельно.
4.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
●

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

●

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя

из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
●

оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно

определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
5.

Владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
●

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность

и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
●

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной

деятельности и делать выводы;
●

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

●

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить

способы выхода из ситуации неуспеха;

●

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или

параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обучающийся научится:
1.

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
●

определять возможные роли в совместной деятельности;

●

играть определенную роль в совместной деятельности;

●

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:

мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
●

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или

препятствовали продуктивной коммуникации;
●

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;

●

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать

ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
●

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

●

выделять общую точку зрения в дискуссии;

●

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с

поставленной перед группой задачей;
●

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,

распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
2.

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Обучающийся сможет:
●

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые

средства;
●

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими

людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
●

представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;

●

соблюдать нормы публичной речи;

●

высказывать и обосновывать мнение (суждение);

●

принимать решение в ходе диалога;

●

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации.
Предметные

результаты

характеризуют

опыт

обучающихся,

который

приобретается, закрепляется и совершенствуется в процессе освоения курса внеурочной
деятельности, проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях
творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и
проведением самостоятельных занятий средствами футбола, с учебной, игровой и
соревновательной деятельностью по футболу и в сфере физической культуры и спорта в
целом., а именно :
Знать:
- значение правильного режима дня юного спортсмена;
- разбор и изучение правил игры в футбол;
- роль капитана команды, его права и обязанности;
- правила использования спортивного инвентаря.
Уметь:
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении
физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования
физических кондиций;
- управлять своими эмоциями;
- владеть игровыми ситуациями на поле;
- уметь владеть техникой передвижений, остановок, поворотов, а также техникой ударов
по воротам.
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий используются следующие показатели:



степень помощи, которую оказывает учитель обучающимсяпри выполнении

заданий;


поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность

обеспечивают положительные результаты;


результаты тренировок при выполнении которых выявляется, справляются

ли обучающиеся с тактикой игры;


косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение

качества успеваемости пофизической культуре


результаты спортивных соревнований .



Портфолио обучающихся
Раздел 4. Тематическое планирование

( с указанием часов по каждой теме,форм проведения занятий и возможным
использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по
разделам, блокам)

Физическая культура и спорт в России.
Развитие футбола в России.
Гигиенические знания и навыки. Закаливание.
Правила игры в футбол.
Общая и специальная физическая подготовка.
Техника игры в футбол.
Тактика игры в футбол.
Итого:

Практически
е занятия

1
2
3
4
5
6
7

Наименование темы

Теоретически
е занятия

№

Всего

Количество часов

1
1
1
2
-

10
9
10

1
1
1
2
10
9
10
34

5

29

5. Календарно-тематическое планирование « Футбол»
Юноши
№

Тема

Кол-

план

факт

ЦОРы

во

п/п

часов
1

Физическая культура и спорт в
России.

1

05.09

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0
%A4%D1%83%D1%82%D0%B1
%D0%BE%D0%BB

2

Развитие футбола в России.

1

12.09

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0
%A4%D1%83%D1%82%D0%B1
%D0%BE%D0%BB

3

Гигиенические знания и навыки.
Закаливание.

1

19.09

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0
%A4%D1%83%D1%82%D0%B1
%D0%BE%D0%BB

4

Правила игры в футбол.

1

26.09

https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_
igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz34
ikr315859316

5

Общеразвивающие упражнения
без предметов.

1

03.10

https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092
72335

6

7

Упражнения с набивным
мячом.Игра 4х4.

1

Ведение мяча внутренней
стороной стопы.Игра 4х4.

1

10.10

https://www.youtube.com/watch?v
=scUQpM-t3v4

17.10

https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz82
5238675

8

Ведение мяча внешней стороной
стопы.Игра 4х4

1

24.10

https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz82

5238675

9

Обучение ударам по
мячу.Игра4х4.

1

07.11

https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092
72335

10

Подвижные игры и эстафеты.
Игра 4х4.

1

14.11

https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_
igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz34
ikr315859316

11

Специальные упражнения для
развития быстроты. Игра 4х4.

1

21.11

https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092
72335

12

Специальные упражнения для
развития ловкости. Игра 4х4.

1

28.11

https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092
72335

13

Техника игры в футбол. Игра
4х4.

1

05.12

https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_
igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz34
ikr315859316

14

15

Прямой и резаный удар по мячу.
Игра 4х4.

1

Точность удара. Игра 4х4.

1

12.12

https://www.youtube.com/watch?v
=scUQpM-t3v4

19.12

https://www.sports.ru/tribuna/blogs/
putzvezdi/2808260.html

16

Техника передвижения. Игра
4х4.

1

26.12

https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz82
5238675

17

Удары по мячу ногой. Игра 4х4.

1

09.01

https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/deti-

igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s518.01u8ds
a509272335

18

19

Удары по мячу головой. Игра
4х4.

1

Остановка мяча. Игра 4х4.

1

16.01

https://www.sports.ru/tribuna/blogs/
putzvezdi/2808260.html

23.01

https://www.sports.ru/tribuna/blogs/
putzvezdi/2808260.html

20

Ведение мяча. Игра 4х4.

1

30.01

https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_
igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz34
ikr315859316

21

Обманные движения. Игра 4х4.

1

06.02

https://www.sports.ru/tribuna/blogs/
putzvezdi/2808260.html

22

Отбор мяча. Игра 4х4.

1

13.02

https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092
72335

23

24
25

Финты. Удары по мячу с лета.
Игра 4х4.

1

Вбрасывание мяча из-за боковой
линии. Игра 4х4.

1

Техника игры вратаря. Игра 4х4.

1

20.02

https://www.sports.ru/tribuna/blogs/
putzvezdi/2808260.html

27.02

https://www.youtube.com/watch?v
=scUQpM-t3v4

05.03

https://www.sports.ru/tribuna/blogs/
putzvezdi/2808260.html

26
27

Тактика игры в футбол. Игра
4х4.

1

Упражнения для развития
умения «видеть поле». Игра 4х4.

1

12.03

https://www.sports.ru/tribuna/blogs/
putzvezdi/2808260.html

19.03

https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz82
5238675

28

Тактика нападения. Игра 4х4.

1

02.04

https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-v-

futbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092
72335

29

30

31

Индивидуальные действия с
мячом. Игра 4х4.

1

Групповые действия с мячом.
Игра 4х4.

1

Тактика защиты. Игра 4х4.

1

https://www.sports.ru/tribuna/blogs/

09.04

putzvezdi/2808260.html

https://www.youtube.com/watch?v

16.04

=scUQpM-t3v4

https://childage.ru/psihologiya-i-

23.04

razvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092
72335

32

Групповые действия защиты.
Игра 4х4.

1

https://a-sports.ru/shkola/vidyi-

30.04

sporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz82
5238675

33

Тактика вратаря. Игра 4х4.

1

https://childage.ru/psihologiya-i-

07.05

razvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092
72335

34

Тренировочная игра. Игра 4х4.

1

https://www.sports.ru/tribuna/blogs/

14.05

putzvezdi/2808260.html

Итого

34ч

Календарно-тематическое планирование « Футбол»
Девушки
№

Тема

Кол-

план

факт

ЦОРы

во

п/п

часо
в
1

Физическая культура и спорт
в России.

1

05.09

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0
%A4%D1%83%D1%82%D0%B
1%D0%BE%D0%BB

2

Развитие футбола в России.

1

12.09

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0
%A4%D1%83%D1%82%D0%B
1%D0%BE%D0%BB

3

Гигиенические знания и
навыки. Закаливание.

1

19.09

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0
%A4%D1%83%D1%82%D0%B
1%D0%BE%D0%BB

4

Правила игры в футбол.

1

26.09

https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka
_igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz
34ikr315859316

5

Общеразвивающие
упражнения без предметов.

1

03.10

https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50
9272335

6

7

Упражнения с набивным
мячом.Игра 4х4.

1

Ведение мяча внутренней
стороной стопы.Игра 4х4.

1

10.10

https://www.youtube.com/watch?
v=scUQpM-t3v4

17.10

https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz8
25238675

8

Ведение мяча внешней
стороной стопы.Игра 4х4

1

24.10

https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz8
25238675

9

Обучение ударам по
мячу.Игра4х4.

1

07.11

https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50
9272335

10

Подвижные игры и эстафеты.
Игра 4х4.

1

14.11

https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka
_igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz

34ikr315859316

11

Специальные упражнения для
развития быстроты. Игра 4х4.

1

21.11

https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50
9272335

12

Специальные упражнения для
развития ловкости. Игра 4х4.

1

28.11

https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50
9272335

13

Техника игры в футбол. Игра
4х4.

1

05.12

https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka
_igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz
34ikr315859316

14

15

Прямой и резаный удар по
мячу. Игра 4х4.

1

Точность удара. Игра 4х4.

1

12.12

https://www.youtube.com/watch?
v=scUQpM-t3v4

19.12

https://www.sports.ru/tribuna/blo
gs/putzvezdi/2808260.html

16

Техника передвижения. Игра
4х4.

1

26.12

https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz8
25238675

17

Удары по мячу ногой. Игра
4х4.

1

09.01

https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s518.01u8d
sa509272335

18

19

Удары по мячу головой. Игра
4х4.

1

Остановка мяча. Игра 4х4.

1

16.01

https://www.sports.ru/tribuna/blo
gs/putzvezdi/2808260.html

23.01

https://www.sports.ru/tribuna/blo
gs/putzvezdi/2808260.html

20

Ведение мяча. Игра 4х4.

1

30.01

https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka

_igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz
34ikr315859316

21

22

Обманные движения. Игра
4х4.

1

Отбор мяча. Игра 4х4.

1

06.02

https://www.sports.ru/tribuna/blo
gs/putzvezdi/2808260.html

13.02

https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50
9272335

23

24
25
26
27

28

Финты. Удары по мячу с лета.
Игра 4х4.

1

Вбрасывание мяча из-за
боковой линии. Игра 4х4.

1

Техника игры вратаря. Игра
4х4.

1

Тактика игры в футбол. Игра
4х4.

1

Упражнения для развития
умения «видеть поле». Игра
4х4.

1

Тактика нападения. Игра 4х4.

1

20.02

https://www.sports.ru/tribuna/blo
gs/putzvezdi/2808260.html

27.02

https://www.youtube.com/watch?
v=scUQpM-t3v4

05.03

https://www.sports.ru/tribuna/blo
gs/putzvezdi/2808260.html

12.03

https://www.sports.ru/tribuna/blo
gs/putzvezdi/2808260.html

19.03

https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz8
25238675

02.04

https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50
9272335

29

30

31

Индивидуальные действия с
мячом. Игра 4х4.

1

Групповые действия с мячом.
Игра 4х4.

1

Тактика защиты. Игра 4х4.

1

09.04

https://www.sports.ru/tribuna/blo
gs/putzvezdi/2808260.html

16.04

https://www.youtube.com/watch?
v=scUQpM-t3v4

23.04

https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-

vospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50
9272335

32

Групповые действия защиты.
Игра 4х4.

1

30.04

https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz8
25238675

33

Тактика вратаря. Игра 4х4.

1

07.05

https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50
9272335

34

Тренировочная игра. Игра
4х4.
Итого

1

14.05

https://www.sports.ru/tribuna/blo
gs/putzvezdi/2808260.html

34ч

5. Список литературы для педагога:
1. Андреев С. Н. Футбол в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 1986. – 144 с., ил.
2. Юный футболист. Учебное пособие для тренеров / Под общей редакцией А. П.
Лаптеева, А. А. Сучилина. М. 1983.
3. АндреевС.Л.Футбол-твоя игра. -М.:Просвещение,2005.-144с.
4.
МаксименкоИ.Г.Планированиеиконтрольтренировочногопроцессавспортивныхиграх.Знание,2006.- 276с.
5. ФилинВ.П., ФоминИ.А. Основыюношескогоспорта.-М.:ФиС,1980.-255
6. МуткоВ.Л., АндреевС.Н. , АлиевЭ.Г. Мини-футбол–иградлявсех–М. Советскийспорт,
2008.-264стр.
7. ТюленьковС.Ю.,ФедоровА.А.Футболвзале:системаподготовки.-М.:ТерраСпорт,2006.-86стр.(Библиотечкатренера)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».