Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Пикалево
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом
Приказ № 277 от 31.08.2023
Протокол № 7 от 31.08.2023 г.
.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юный футболист»
ШСК «Лидер»6 классы
Возраст обучающихся, на который рассчитана программа –11-13лет
(юноши,девушки )
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель программы:
учитель физкультуры Романова И.Л..
г. Пикалево
2023
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
по физкультуре «Юный
спортсмен» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ-
-
1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое
письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования);
Письмом Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации
-
занятий «Разговоры о важном»;
Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности
-
обучающихся
Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
-
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
-
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.368521).
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р.
- Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
-
Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГМП-42216 « Об участии учеников муниципальных и государственных школ
Российской Федерации во внеурочной деятельности».
-Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «О
стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Цель курса-внеурочной деятельности «Футбол » формирование у обучающихся
навыков культуры здорового образа жизни и социального самоопределения, устойчивой
мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового и
безопасного образа жизни через занятия физической культурой и спортом с
использованием средств вида спорта «футбол».
Задачи:
- всестороннее гармоничное развитие детей и подростков, увеличение объёма их
двигательной активности;
-
укрепление
физического,
психологического
и
социального
здоровья
обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных
возможностей их организма, обеспечение культуры безопасного поведения на занятиях по
футболу;
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
футбола в частности;
- формирование общих представлений о виде спорта «футбол», о его возможностях
и значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической
подготовке обучающихся;
- формирование образовательного фундамента, основанного как на знаниях и
умениях в области физической культуры и спорта, так и на соответствующем культурном
уровне развития личности обучающегося, создающем необходимые предпосылки для его
самореализации;
-
формирование
физическими
культуры
упражнениями,
движений,
имеющими
обогащение
общеразвивающую
двигательного
и
опыта
корригирующую
направленность, техническими действиями и приемами вида спорта «футбол»;
популяризация
футбола
среди
подрастающего
поколения,
привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям футболом, в
школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта;
-
воспитание
положительных
качеств
личности,
норм
коллективного
взаимодействия и сотрудничествав образовательной и соревновательной деятельности;
- воспитание патриотизма, нравственных качеств (честности, доброжелательности,
дисциплинированности, самообладания, терпимости, коллективизма) в сочетании с
волевыми качествами (смелости, решительности, инициативы, трудолюбия,
настойчивости и целеустремленности, а также развитие способности управлять своими
эмоциями).
Сроки реализации программы –1год.
Наполняемость группы – от 15 человек.
Режим занятий:
- количество часов за учебный год –по 34часа , 1 занятия в неделю(девушки), 1
занятие в неделю юноши.
- продолжительность занятия – 45 мин.
Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных
технологий.
Форма организации деятельности: групповая.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и
практический материал.
1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
Курс внеурочной деятельности «Футбол» реализуется в рамках образовательной
программы ООО через план внеурочной деятельности и входит в часть учебного
плана, формируемую участниками образовательных отношений.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво » курс внеурочной
деятельности изучается в 6 классах.
На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю для юношей и
1 час в неделю для девушек..
Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Структура курса представляет
собой набор логически законченных и
содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и
практическую направленность знаний и умений учащихся в области физической
культуры . Занятия направлены на расширение и углубление базового курса.
Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня
подготовленности учеников.
Содержание курса расширяет и дополняет компетенции обучающихся, полученные в
результате освоения примерной программы учебного предмета «Физическая
культура» в части планирования учебного материала по теоретической подготовке
обучающихся по разделу «Знания о флорболе» в каждом году обучения и
формированию
новых
двигательных
действий
средствами
футбола
,
их
использования в прикладных целях для увеличения двигательной активности и
оздоровления в повседневной жизни
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и
практический материал. Данная программа может быть востребована учителями
физической культуры, педагогами дополнительного образования, развивающими
спортивно-оздоровительное направление личности.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала
планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при
самостоятельной работе возможны дополнительные консультации учителя.
В настоящее время обновление содержание внеурочной деятельности по «Физической
культуре» включает развитие и внедрение спортивно-ориентированных форм
обучения, реализацию образовательных программ на основе традиционных,
прикладных и популярных у обучающихся видов спорта, в том числе футбола.
Изучение теоретического материала осуществляется в форме 15 – 20-минутных
бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного
занятия). При изучении теоретического материала следует широко использовать
наглядные пособия, видеозаписи, учебные кинофильмы. В конце занятия руководитель
кружка рекомендует специальную литературу для самостоятельного изучения.
Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке
проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике. Рекомендуется давать
занимающимся задания на дом для самостоятельного совершенствования физических
качеств и индивидуальной техники владения мячом.
Большинство практических занятия следует проводить на открытом воздухе. Зимой
занятия на открытом воздухе проводятся в тихую погоду или при слабом ветре (1,5-2
м./с), при температуре не ниже -17° С (для средней климатической полосы).
Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей
организма, ей в занятиях отводится значительное место. Выделяют общую и специальную
физическую подготовку. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее
развитие физических способностей, специальная – развитие качеств и функциональных
возможностей, специфичных для футболистов.
Цель специальной физической подготовки – достичь выполнения сложных приёмов
владения мячом на высокой скорости, улучшить манёвренность и подвижность
футболиста в играх, повысить уровень его морально-волевых качеств. В зависимости от
возрастных особенностей в планировании занятий по физической подготовке делают
акцент на воспитание определённых физических качеств. Для эмоциональности занятий
рекомендуется широко применять игры, эстафеты и игровые упражнения, включать
элементы соревнований, использовать футбольные мячи.
Следует учитывать, что в процессе занятий, имеющих основную направленность на
совершенствование техники и тактики игры, развиваются одновременно и физические
способности занимающихся. В учебных играх и соревнованиях по футболу у
занимающихся совершенствуется весь комплекс подготовки, необходимый футболисту, его техническая, тактическая, физическая и волевая подготовка.
Формирование навыков в технике владения мячом – одна из задач всесторонней
подготовки футболиста. На всех этапах занятий идёт непрерывный процесс обучения
технике футбола и совершенствования её.
1.3. Формы учёта Программы воспитания.
Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том
числе и через использование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной
деятельности «Футбол » в следующих формах:
- побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятии предметов, явлений, событий через:
-использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной
деятельности
для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующихзадач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
-включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
занятия.
-применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
-выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания.
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения
к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
-установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды
Занятия футболом для детей и подростков имеют оздоровительную направленность
и комплексно воздействию на органы и системы растущего организма, укрепляя и
повышая
уровень
функционирования
сердечно-сосудистой,
дыхательной,
костно-
мышечной и других систем растущего организма человека. Занятия футболом влияют на
укрепление здоровья, снижение заболеваемости, повышение устойчивость организма к
неблагоприятным условиям и повышение уровня работоспособности детей.
Выполнение сложно координационных, технико-тактических действий во футболе,
связанных с ходьбой, бегом, борьбой за мяч, прыжками, быстрым стартом и ускорениями,
резкими торможениями и остановками, ударами по мячу обеспечивает эффективное
развитие физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, силы и гибкости) и
двигательных навыков.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС
Физическая культура и спорт в России. Физическая культура – составная часть
культуры, одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего развития
людей. Значение физической культуры для подготовки Российских людей к трудовой
деятельности и защите Родины.
Развитие футбола в России. Краткая характеристика футбола как средства
физического воспитания. История возникновения футбола и развитие его в России.
Чемпионат и кубок Росси по футболу.
Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Личная гигиена: уход за кожей,
волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения. Общий режим дня школьника. Значение
правильного режима дня юного спортсмена.
Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях
закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные как гигиенические и
закаливающие процедуры. Правила купания.
Правила игры в футбол. Разбор и изучение правил игры в «малый футбол». Роль
капитана команды, его права и обязанности.
Места занятий оборудование. Площадка для игры в футбол, её устройство,
разметка. Подготовка площадки для занятий и соревнований по футболу. Специальное
оборудование: стойки для подвески мячей, щиты стационарные и переносные для ударов.
Общая и специальная физическая подготовка. Утренняя гигиеническая
гимнастика школьника. Ознакомление с упрощёнными правилами игры в ручной мяч,
баскетбол, хоккей с мячом. Меры предупреждения несчастных случаев при плавании.
Подготовка к сдаче контрольных испытаний.
Практические занятия. Общеразвивающие упражнения без предметов.Поднимание
и опускание рук в стороны и вперёд, сведение рук вперёд и разведение, круговые
вращения, сгибание и разгибание рук в упоре на высоте пояса. Наклоны туловища вперёд
и в стороны; то же, в сочетании с движениями рук. Круговые движения туловища с
различным положением рук (на поясе, за головой, вверх). Поднимание и вращение ног в
положении лёжа на спине. Полуприседание и приседание с различными положениями рук.
Выпады вперёд, назад и в стороны с наклонами туловища и движениями рук. Прыжки в
полу-приседе. Переход из упора присев в упор лёжа и снова и снова в упор присев.
Упражнения на формирование правильной осанки.
Упражнения с набивным мячом. (масса 1 – 2 кг.) Броски мяча друг другу двумя
руками от груди, из-за головы снизу. Подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же, с
поворотом кругом. Наклоны и повороты туловища в сочетании с различными
положениями и движениями рук с мячом. Перекатывание набивного мяча друг другу
ногами в положении сидя.
Акробатические упражнения. Кувырок вперёд с шага. Два кувырка вперёд.
Кувырок назад из седа. Длинный кувырок вперёд. Стойка на лопатках перекатом назад из
упора присев. Перекаты вперёд и назад в положение лёжа, прогнувшись. «Мост» из
положения лёжа на спине. «Полушпагат».
Упражнение в висах и упорах. Из виса хватом сверху подтягивание: 2 подхода по 2
– 4 раза, 2 – 3 подхода по 3 – 5 раз. Из упора лёжа на гимнастической скамейке сгибание и
разгибание рук: два подхода по 2 – 4 раза, 2 – 3 подхода по 3 – 5 раз.
Лёгкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 60 м. Бег с высокого старта до
60 м. Бег по пересечённой местности (кросс) до 1500 м. Бег медленный до 20 мин. Бег
повторный до 6 х 30 м. и 4 х 50 м. Бег 300 м.
Прыжки с разбега в длину (310 – 340 см.) и в высоту (95 – 105 см.). Прыжки с места
в длину.
Метание малого (теннисного) мяча: в цель, на дальность (с 3-х шагов разбега).
Подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «Удочка», «Сильный бросок»,
«Борьба за мяч», «Не давай мяч водящему», «Защита крепости». Эстафеты с бегом,
преодолением препятствий, переноской набивных мячей.
Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол по упрощённым правилам.
Специальные упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития
стартовой скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5 – 10 м. из
различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из
приседа, широкого выпада, седа.
Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения на 15, 30 м. Бег
«змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки. Бег с
быстрым изменением скорости: после быстрого бега быстро резко замедлить бег или
остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении.
Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной
и двух ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч; то же, выполняя в прыжке
поворот направо и налево. Имитация ударов ногами по воображаемому мячу в прыжке.
Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы,
бедром, головой. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом».
Техника игры в футбол. Классификация и терминология технических приёмов
игры в футбол. Прямой и резаный удар по мячу. Точность удара. Траектория полёта мяча
после удара. Анализ выполнения технических приёмов и их применения в конкретных
игровых условиях: ударов по мячувнутренней и внешней частьюподъёма, внутренней
стороной стопы, ударов серединой лба; остановок мяча подошвой, внутренней
сторонойстопы и грудью; ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма,
внутренней стороной стопы; обманных движений (ложная и действительная фазы
движения); отбор мяча – перехватом, выбиванием мяча, толчком соперника; вбрасывание
мяча из положения шага. Анализ выполнения технических приёмов игры вратаря: ловли,
отбивания кулаком, броска мяча рукой; падения перекатом; выбивание мяча с рук.
Практические занятия. Техника передвижения. Бег: по прямой, изменяя скорость
и направление; приставным шагом (влево и вправо). Прыжки вверх толчком двух ног с
места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо.
Остановки во время бега (выпадом и прыжками на ноги).
Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы,
внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся навстречу справа
или слева мячу; направляя мяч в обратном направлении и стороны. Выполнение ударов
после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее
расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары на точность: ноги
партнёру, ворота, цель, на ходу двигающемуся партнёру.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с
разбега, по летящему навстречу мячу: направляя мяч в обратном направлении и в
стороны, посылая мяч верхом и вниз, на среднее и короткое расстояние. Удары на
точность: в определённую цель на поле, в ворота, партнёру.
Остановка мяча. Остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и
опускающегося мяча мяча – на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для
последующих действий. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча –
на месте, в движении вперёд и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий.
Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней
стороной стопы: правой, левой ногой и поочерёдно; по прямой, меняя направления, между
стоек и движущихся партнёров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя
контроль над мячом.
Обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или
остановки – неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону): во время ведения
внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади;
показать ложный замах ногой для сильного удара по мячу – вместо удара захватить мяч
ногой и уйти с ним рывком; имитируя передачу партнёру, находящемуся слева, перенести
правую ногу через мяч и, наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью
подъёма правой ноги и резко уйти вправо, этот же финт в другую сторону.
Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника,
которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником,
владеющим мячом, - выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде.
Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги
вместе и шага. Вбрасывание мяча на точность: под правую и левую ногу партнёру, на ход
партнёру.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча
и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах.
Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди
и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и
несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча
без прыжка (с места и с разбега). Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на
уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъём с мячом на ноги после
падения.
Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега).
Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по
выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.
Тактика игры в футбол. Понятие о тактике и тактической комбинации.
Характеристика игровых действий: вратаря, защитников, полузащитников и нападающих.
Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Индивидуальные и групповые
тактические действия. Командная тактика игры в «малый футбол».
Практические занятия. Упражнения для развития умения «видеть поле».
Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг
вправо или влево): во время передвижения шагом или бегом – подпрыгнуть, имитировать
удар ногой; во время ведения мяча – повернуться кругом и продолжить ведение или
сделать рывок вперёд на 5 м. Несколько игроков на ограниченной площади (центральный
круг, штрафная площадь) водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно
наблюдают за партнёрами, чтобы не столкнуться друг с другом.
Тактика
расположение
нападения.
на
Индивидуальные
футбольном
поле.
действия
Умение
без
мяча.
Правильное
ориентироваться,
реагировать
соответствующим образом на действие партнёров и соперника. Выбор момента и способа
передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных
способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от
направления,
траектории
и
скорости
мяча.
Определение
игровой
ситуации,
целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения.
Применение различных способов обводки (с изменением скорости и направления
движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и
своевременно выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар;
короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».
Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры,
угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой
группе).
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по
отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т. е.
осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для
перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным
способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие
игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций.
Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных
ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру
(после ловли) открывшемуся партнёру, занимать правильную позицию при угловом,
штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
Учебные и тренировочные игры, применяя в них изученный программный
материал.
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной
деятельности
Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности « Футбол
«через обучение общим приемам учебной работы на занятиях физической культурой
В практике реализации курса используются метапредметные технологии:
-проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и
навыков.
-интерактивное обучение –обучение через просмотр различных тренировочных техник.
В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности « Футбол »
формируются метапредметные умения:
аналитические,
учебно-информационные,
коммуникативно-речевые.
Метапредметные связи развивают интеллектуальный и познавательный интерес
обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности.
формированию здоровьесозидающего мыщления.
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности
Программа
обеспечивает
достижение
личностных, метапредметных результатов.
девятиклассниками
следующих
Личностные результаты изучения курса:
1.
Осознание
этнической
принадлежности,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию.
3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к
учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека
и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и классе в целом.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
Обучающийся научится:
1.
Определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
●
выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять
их сходство;
●
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
●
выделять явление из общего ряда других явлений;
●
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
●
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
●
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
●
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать
и применять способ проверки достоверности информации;
●
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
●
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
●
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
●
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
●
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
3.
Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
●
находить в тексте требуемую информацию;
●
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
●
резюмировать главную идею текста;
●
преобразовывать текст;
●
критически оценивать содержание текста.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Обучающийся научится:
1.
Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи
в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности:
●
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
●
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
●
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
●
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
2.
Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.
Обучающийся сможет:
●
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
●
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
●
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
●
составлять
план
решения
проблемы
(выполнения
проекта,
проведения
исследования);
●
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения.
3.
Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
●
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
●
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
●
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
●
устанавливать
связь
между
полученными
характеристиками
продукта
и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
●
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
●
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
●
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
●
оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
5.
Владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
●
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность
и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
●
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
●
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
●
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
●
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обучающийся научится:
1.
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
●
определять возможные роли в совместной деятельности;
●
играть определенную роль в совместной деятельности;
●
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
●
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
●
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;
●
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
●
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
●
выделять общую точку зрения в дискуссии;
●
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
●
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
2.
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Обучающийся сможет:
●
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
●
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
●
представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;
●
соблюдать нормы публичной речи;
●
высказывать и обосновывать мнение (суждение);
●
принимать решение в ходе диалога;
●
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации.
Предметные
результаты
характеризуют
опыт
обучающихся,
который
приобретается, закрепляется и совершенствуется в процессе освоения курса внеурочной
деятельности, проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях
творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и
проведением самостоятельных занятий средствами футбола, с учебной, игровой и
соревновательной деятельностью по футболу и в сфере физической культуры и спорта в
целом., а именно :
Знать:
- значение правильного режима дня юного спортсмена;
- разбор и изучение правил игры в футбол;
- роль капитана команды, его права и обязанности;
- правила использования спортивного инвентаря.
Уметь:
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении
физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования
физических кондиций;
- управлять своими эмоциями;
- владеть игровыми ситуациями на поле;
- уметь владеть техникой передвижений, остановок, поворотов, а также техникой ударов
по воротам.
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий используются следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель обучающимсяпри выполнении
заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты тренировок при выполнении которых выявляется, справляются
ли обучающиеся с тактикой игры;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости пофизической культуре
результаты спортивных соревнований .
Портфолио обучающихся
Раздел 4. Тематическое планирование
( с указанием часов по каждой теме,форм проведения занятий и возможным
использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по
разделам, блокам)
Физическая культура и спорт в России.
Развитие футбола в России.
Гигиенические знания и навыки. Закаливание.
Правила игры в футбол.
Общая и специальная физическая подготовка.
Техника игры в футбол.
Тактика игры в футбол.
Итого:
Практически
е занятия
1
2
3
4
5
6
7
Наименование темы
Теоретически
е занятия
№
Всего
Количество часов
1
1
1
2
-
10
9
10
1
1
1
2
10
9
10
34
5
29
5. Календарно-тематическое планирование « Футбол»
Юноши
№
Тема
Кол-
план
факт
ЦОРы
во
п/п
часов
1
Физическая культура и спорт в
России.
1
05.09
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0
%A4%D1%83%D1%82%D0%B1
%D0%BE%D0%BB
2
Развитие футбола в России.
1
12.09
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0
%A4%D1%83%D1%82%D0%B1
%D0%BE%D0%BB
3
Гигиенические знания и навыки.
Закаливание.
1
19.09
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0
%A4%D1%83%D1%82%D0%B1
%D0%BE%D0%BB
4
Правила игры в футбол.
1
26.09
https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_
igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz34
ikr315859316
5
Общеразвивающие упражнения
без предметов.
1
03.10
https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092
72335
6
7
Упражнения с набивным
мячом.Игра 4х4.
1
Ведение мяча внутренней
стороной стопы.Игра 4х4.
1
10.10
https://www.youtube.com/watch?v
=scUQpM-t3v4
17.10
https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz82
5238675
8
Ведение мяча внешней стороной
стопы.Игра 4х4
1
24.10
https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz82
5238675
9
Обучение ударам по
мячу.Игра4х4.
1
07.11
https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092
72335
10
Подвижные игры и эстафеты.
Игра 4х4.
1
14.11
https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_
igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz34
ikr315859316
11
Специальные упражнения для
развития быстроты. Игра 4х4.
1
21.11
https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092
72335
12
Специальные упражнения для
развития ловкости. Игра 4х4.
1
28.11
https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092
72335
13
Техника игры в футбол. Игра
4х4.
1
05.12
https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_
igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz34
ikr315859316
14
15
Прямой и резаный удар по мячу.
Игра 4х4.
1
Точность удара. Игра 4х4.
1
12.12
https://www.youtube.com/watch?v
=scUQpM-t3v4
19.12
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/
putzvezdi/2808260.html
16
Техника передвижения. Игра
4х4.
1
26.12
https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz82
5238675
17
Удары по мячу ногой. Игра 4х4.
1
09.01
https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/deti-
igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s518.01u8ds
a509272335
18
19
Удары по мячу головой. Игра
4х4.
1
Остановка мяча. Игра 4х4.
1
16.01
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/
putzvezdi/2808260.html
23.01
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/
putzvezdi/2808260.html
20
Ведение мяча. Игра 4х4.
1
30.01
https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_
igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz34
ikr315859316
21
Обманные движения. Игра 4х4.
1
06.02
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/
putzvezdi/2808260.html
22
Отбор мяча. Игра 4х4.
1
13.02
https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092
72335
23
24
25
Финты. Удары по мячу с лета.
Игра 4х4.
1
Вбрасывание мяча из-за боковой
линии. Игра 4х4.
1
Техника игры вратаря. Игра 4х4.
1
20.02
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/
putzvezdi/2808260.html
27.02
https://www.youtube.com/watch?v
=scUQpM-t3v4
05.03
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/
putzvezdi/2808260.html
26
27
Тактика игры в футбол. Игра
4х4.
1
Упражнения для развития
умения «видеть поле». Игра 4х4.
1
12.03
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/
putzvezdi/2808260.html
19.03
https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz82
5238675
28
Тактика нападения. Игра 4х4.
1
02.04
https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-v-
futbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092
72335
29
30
31
Индивидуальные действия с
мячом. Игра 4х4.
1
Групповые действия с мячом.
Игра 4х4.
1
Тактика защиты. Игра 4х4.
1
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/
09.04
putzvezdi/2808260.html
https://www.youtube.com/watch?v
16.04
=scUQpM-t3v4
https://childage.ru/psihologiya-i-
23.04
razvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092
72335
32
Групповые действия защиты.
Игра 4х4.
1
https://a-sports.ru/shkola/vidyi-
30.04
sporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz82
5238675
33
Тактика вратаря. Игра 4х4.
1
https://childage.ru/psihologiya-i-
07.05
razvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092
72335
34
Тренировочная игра. Игра 4х4.
1
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/
14.05
putzvezdi/2808260.html
Итого
34ч
Календарно-тематическое планирование « Футбол»
Девушки
№
Тема
Кол-
план
факт
ЦОРы
во
п/п
часо
в
1
Физическая культура и спорт
в России.
1
05.09
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0
%A4%D1%83%D1%82%D0%B
1%D0%BE%D0%BB
2
Развитие футбола в России.
1
12.09
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0
%A4%D1%83%D1%82%D0%B
1%D0%BE%D0%BB
3
Гигиенические знания и
навыки. Закаливание.
1
19.09
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0
%A4%D1%83%D1%82%D0%B
1%D0%BE%D0%BB
4
Правила игры в футбол.
1
26.09
https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka
_igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz
34ikr315859316
5
Общеразвивающие
упражнения без предметов.
1
03.10
https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50
9272335
6
7
Упражнения с набивным
мячом.Игра 4х4.
1
Ведение мяча внутренней
стороной стопы.Игра 4х4.
1
10.10
https://www.youtube.com/watch?
v=scUQpM-t3v4
17.10
https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz8
25238675
8
Ведение мяча внешней
стороной стопы.Игра 4х4
1
24.10
https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz8
25238675
9
Обучение ударам по
мячу.Игра4х4.
1
07.11
https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50
9272335
10
Подвижные игры и эстафеты.
Игра 4х4.
1
14.11
https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka
_igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz
34ikr315859316
11
Специальные упражнения для
развития быстроты. Игра 4х4.
1
21.11
https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50
9272335
12
Специальные упражнения для
развития ловкости. Игра 4х4.
1
28.11
https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50
9272335
13
Техника игры в футбол. Игра
4х4.
1
05.12
https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka
_igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz
34ikr315859316
14
15
Прямой и резаный удар по
мячу. Игра 4х4.
1
Точность удара. Игра 4х4.
1
12.12
https://www.youtube.com/watch?
v=scUQpM-t3v4
19.12
https://www.sports.ru/tribuna/blo
gs/putzvezdi/2808260.html
16
Техника передвижения. Игра
4х4.
1
26.12
https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz8
25238675
17
Удары по мячу ногой. Игра
4х4.
1
09.01
https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s518.01u8d
sa509272335
18
19
Удары по мячу головой. Игра
4х4.
1
Остановка мяча. Игра 4х4.
1
16.01
https://www.sports.ru/tribuna/blo
gs/putzvezdi/2808260.html
23.01
https://www.sports.ru/tribuna/blo
gs/putzvezdi/2808260.html
20
Ведение мяча. Игра 4х4.
1
30.01
https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka
_igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz
34ikr315859316
21
22
Обманные движения. Игра
4х4.
1
Отбор мяча. Игра 4х4.
1
06.02
https://www.sports.ru/tribuna/blo
gs/putzvezdi/2808260.html
13.02
https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50
9272335
23
24
25
26
27
28
Финты. Удары по мячу с лета.
Игра 4х4.
1
Вбрасывание мяча из-за
боковой линии. Игра 4х4.
1
Техника игры вратаря. Игра
4х4.
1
Тактика игры в футбол. Игра
4х4.
1
Упражнения для развития
умения «видеть поле». Игра
4х4.
1
Тактика нападения. Игра 4х4.
1
20.02
https://www.sports.ru/tribuna/blo
gs/putzvezdi/2808260.html
27.02
https://www.youtube.com/watch?
v=scUQpM-t3v4
05.03
https://www.sports.ru/tribuna/blo
gs/putzvezdi/2808260.html
12.03
https://www.sports.ru/tribuna/blo
gs/putzvezdi/2808260.html
19.03
https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz8
25238675
02.04
https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50
9272335
29
30
31
Индивидуальные действия с
мячом. Игра 4х4.
1
Групповые действия с мячом.
Игра 4х4.
1
Тактика защиты. Игра 4х4.
1
09.04
https://www.sports.ru/tribuna/blo
gs/putzvezdi/2808260.html
16.04
https://www.youtube.com/watch?
v=scUQpM-t3v4
23.04
https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-
vospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50
9272335
32
Групповые действия защиты.
Игра 4х4.
1
30.04
https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz8
25238675
33
Тактика вратаря. Игра 4х4.
1
07.05
https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50
9272335
34
Тренировочная игра. Игра
4х4.
Итого
1
14.05
https://www.sports.ru/tribuna/blo
gs/putzvezdi/2808260.html
34ч
5. Список литературы для педагога:
1. Андреев С. Н. Футбол в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 1986. – 144 с., ил.
2. Юный футболист. Учебное пособие для тренеров / Под общей редакцией А. П.
Лаптеева, А. А. Сучилина. М. 1983.
3. АндреевС.Л.Футбол-твоя игра. -М.:Просвещение,2005.-144с.
4.
МаксименкоИ.Г.Планированиеиконтрольтренировочногопроцессавспортивныхиграх.Знание,2006.- 276с.
5. ФилинВ.П., ФоминИ.А. Основыюношескогоспорта.-М.:ФиС,1980.-255
6. МуткоВ.Л., АндреевС.Н. , АлиевЭ.Г. Мини-футбол–иградлявсех–М. Советскийспорт,
2008.-264стр.
7. ТюленьковС.Ю.,ФедоровА.А.Футболвзале:системаподготовки.-М.:ТерраСпорт,2006.-86стр.(Библиотечкатренера)