Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Пикалево ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом Приказ № 277 от 31.08.2023 Протокол № 7 от 31.08.2023 г. . Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный футболист» ШСК «Лидер»6 классы Возраст обучающихся, на который рассчитана программа –11-13лет (юноши,девушки ) Срок реализации: 1 год Автор – составитель программы: учитель физкультуры Романова И.Л.. г. Пикалево 2023 1.Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физкультуре «Юный спортсмен» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ- - 1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования); Письмом Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации - занятий «Разговоры о важном»; Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности - обучающихся Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования - к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы - и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.368521). - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. - Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. - Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГМП-42216 « Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности». -Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «О стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Цель курса-внеурочной деятельности «Футбол » формирование у обучающихся навыков культуры здорового образа жизни и социального самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового и безопасного образа жизни через занятия физической культурой и спортом с использованием средств вида спорта «футбол». Задачи: - всестороннее гармоничное развитие детей и подростков, увеличение объёма их двигательной активности; - укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма, обеспечение культуры безопасного поведения на занятиях по футболу; - освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития футбола в частности; - формирование общих представлений о виде спорта «футбол», о его возможностях и значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовке обучающихся; - формирование образовательного фундамента, основанного как на знаниях и умениях в области физической культуры и спорта, так и на соответствующем культурном уровне развития личности обучающегося, создающем необходимые предпосылки для его самореализации; - формирование физическими культуры упражнениями, движений, имеющими обогащение общеразвивающую двигательного и опыта корригирующую направленность, техническими действиями и приемами вида спорта «футбол»; популяризация футбола среди подрастающего поколения, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям футболом, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях; - выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта; - воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничествав образовательной и соревновательной деятельности; - воспитание патриотизма, нравственных качеств (честности, доброжелательности, дисциплинированности, самообладания, терпимости, коллективизма) в сочетании с волевыми качествами (смелости, решительности, инициативы, трудолюбия, настойчивости и целеустремленности, а также развитие способности управлять своими эмоциями). Сроки реализации программы –1год. Наполняемость группы – от 15 человек. Режим занятий: - количество часов за учебный год –по 34часа , 1 занятия в неделю(девушки), 1 занятие в неделю юноши. - продолжительность занятия – 45 мин. Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных технологий. Форма организации деятельности: групповая. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. 1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ Курс внеурочной деятельности «Футбол» реализуется в рамках образовательной программы ООО через план внеурочной деятельности и входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво » курс внеурочной деятельности изучается в 6 классах. На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю для юношей и 1 час в неделю для девушек.. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся в области физической культуры . Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников. Содержание курса расширяет и дополняет компетенции обучающихся, полученные в результате освоения примерной программы учебного предмета «Физическая культура» в части планирования учебного материала по теоретической подготовке обучающихся по разделу «Знания о флорболе» в каждом году обучения и формированию новых двигательных действий средствами футбола , их использования в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления в повседневной жизни Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Данная программа может быть востребована учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, развивающими спортивно-оздоровительное направление личности. Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе возможны дополнительные консультации учителя. В настоящее время обновление содержание внеурочной деятельности по «Физической культуре» включает развитие и внедрение спортивно-ориентированных форм обучения, реализацию образовательных программ на основе традиционных, прикладных и популярных у обучающихся видов спорта, в том числе футбола. Изучение теоретического материала осуществляется в форме 15 – 20-минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия). При изучении теоретического материала следует широко использовать наглядные пособия, видеозаписи, учебные кинофильмы. В конце занятия руководитель кружка рекомендует специальную литературу для самостоятельного изучения. Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике. Рекомендуется давать занимающимся задания на дом для самостоятельного совершенствования физических качеств и индивидуальной техники владения мячом. Большинство практических занятия следует проводить на открытом воздухе. Зимой занятия на открытом воздухе проводятся в тихую погоду или при слабом ветре (1,5-2 м./с), при температуре не ниже -17° С (для средней климатической полосы). Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма, ей в занятиях отводится значительное место. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная – развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболистов. Цель специальной физической подготовки – достичь выполнения сложных приёмов владения мячом на высокой скорости, улучшить манёвренность и подвижность футболиста в играх, повысить уровень его морально-волевых качеств. В зависимости от возрастных особенностей в планировании занятий по физической подготовке делают акцент на воспитание определённых физических качеств. Для эмоциональности занятий рекомендуется широко применять игры, эстафеты и игровые упражнения, включать элементы соревнований, использовать футбольные мячи. Следует учитывать, что в процессе занятий, имеющих основную направленность на совершенствование техники и тактики игры, развиваются одновременно и физические способности занимающихся. В учебных играх и соревнованиях по футболу у занимающихся совершенствуется весь комплекс подготовки, необходимый футболисту, его техническая, тактическая, физическая и волевая подготовка. Формирование навыков в технике владения мячом – одна из задач всесторонней подготовки футболиста. На всех этапах занятий идёт непрерывный процесс обучения технике футбола и совершенствования её. 1.3. Формы учёта Программы воспитания. Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной деятельности «Футбол » в следующих формах: - побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятии предметов, явлений, событий через: -использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующихзадач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе -включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия. -применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися. -выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания. -инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. -установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды Занятия футболом для детей и подростков имеют оздоровительную направленность и комплексно воздействию на органы и системы растущего организма, укрепляя и повышая уровень функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, костно- мышечной и других систем растущего организма человека. Занятия футболом влияют на укрепление здоровья, снижение заболеваемости, повышение устойчивость организма к неблагоприятным условиям и повышение уровня работоспособности детей. Выполнение сложно координационных, технико-тактических действий во футболе, связанных с ходьбой, бегом, борьбой за мяч, прыжками, быстрым стартом и ускорениями, резкими торможениями и остановками, ударами по мячу обеспечивает эффективное развитие физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, силы и гибкости) и двигательных навыков. Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС Физическая культура и спорт в России. Физическая культура – составная часть культуры, одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего развития людей. Значение физической культуры для подготовки Российских людей к трудовой деятельности и защите Родины. Развитие футбола в России. Краткая характеристика футбола как средства физического воспитания. История возникновения футбола и развитие его в России. Чемпионат и кубок Росси по футболу. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения. Общий режим дня школьника. Значение правильного режима дня юного спортсмена. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные как гигиенические и закаливающие процедуры. Правила купания. Правила игры в футбол. Разбор и изучение правил игры в «малый футбол». Роль капитана команды, его права и обязанности. Места занятий оборудование. Площадка для игры в футбол, её устройство, разметка. Подготовка площадки для занятий и соревнований по футболу. Специальное оборудование: стойки для подвески мячей, щиты стационарные и переносные для ударов. Общая и специальная физическая подготовка. Утренняя гигиеническая гимнастика школьника. Ознакомление с упрощёнными правилами игры в ручной мяч, баскетбол, хоккей с мячом. Меры предупреждения несчастных случаев при плавании. Подготовка к сдаче контрольных испытаний. Практические занятия. Общеразвивающие упражнения без предметов.Поднимание и опускание рук в стороны и вперёд, сведение рук вперёд и разведение, круговые вращения, сгибание и разгибание рук в упоре на высоте пояса. Наклоны туловища вперёд и в стороны; то же, в сочетании с движениями рук. Круговые движения туловища с различным положением рук (на поясе, за головой, вверх). Поднимание и вращение ног в положении лёжа на спине. Полуприседание и приседание с различными положениями рук. Выпады вперёд, назад и в стороны с наклонами туловища и движениями рук. Прыжки в полу-приседе. Переход из упора присев в упор лёжа и снова и снова в упор присев. Упражнения на формирование правильной осанки. Упражнения с набивным мячом. (масса 1 – 2 кг.) Броски мяча друг другу двумя руками от груди, из-за головы снизу. Подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же, с поворотом кругом. Наклоны и повороты туловища в сочетании с различными положениями и движениями рук с мячом. Перекатывание набивного мяча друг другу ногами в положении сидя. Акробатические упражнения. Кувырок вперёд с шага. Два кувырка вперёд. Кувырок назад из седа. Длинный кувырок вперёд. Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев. Перекаты вперёд и назад в положение лёжа, прогнувшись. «Мост» из положения лёжа на спине. «Полушпагат». Упражнение в висах и упорах. Из виса хватом сверху подтягивание: 2 подхода по 2 – 4 раза, 2 – 3 подхода по 3 – 5 раз. Из упора лёжа на гимнастической скамейке сгибание и разгибание рук: два подхода по 2 – 4 раза, 2 – 3 подхода по 3 – 5 раз. Лёгкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 60 м. Бег с высокого старта до 60 м. Бег по пересечённой местности (кросс) до 1500 м. Бег медленный до 20 мин. Бег повторный до 6 х 30 м. и 4 х 50 м. Бег 300 м. Прыжки с разбега в длину (310 – 340 см.) и в высоту (95 – 105 см.). Прыжки с места в длину. Метание малого (теннисного) мяча: в цель, на дальность (с 3-х шагов разбега). Подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «Удочка», «Сильный бросок», «Борьба за мяч», «Не давай мяч водящему», «Защита крепости». Эстафеты с бегом, преодолением препятствий, переноской набивных мячей. Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол по упрощённым правилам. Специальные упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5 – 10 м. из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, седа. Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения на 15, 30 м. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки. Бег с быстрым изменением скорости: после быстрого бега быстро резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении. Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч; то же, выполняя в прыжке поворот направо и налево. Имитация ударов ногами по воображаемому мячу в прыжке. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом». Техника игры в футбол. Классификация и терминология технических приёмов игры в футбол. Прямой и резаный удар по мячу. Точность удара. Траектория полёта мяча после удара. Анализ выполнения технических приёмов и их применения в конкретных игровых условиях: ударов по мячувнутренней и внешней частьюподъёма, внутренней стороной стопы, ударов серединой лба; остановок мяча подошвой, внутренней сторонойстопы и грудью; ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы; обманных движений (ложная и действительная фазы движения); отбор мяча – перехватом, выбиванием мяча, толчком соперника; вбрасывание мяча из положения шага. Анализ выполнения технических приёмов игры вратаря: ловли, отбивания кулаком, броска мяча рукой; падения перекатом; выбивание мяча с рук. Практические занятия. Техника передвижения. Бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным шагом (влево и вправо). Прыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега (выпадом и прыжками на ноги). Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся навстречу справа или слева мячу; направляя мяч в обратном направлении и стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары на точность: ноги партнёру, ворота, цель, на ходу двигающемуся партнёру. Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу: направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на среднее и короткое расстояние. Удары на точность: в определённую цель на поле, в ворота, партнёру. Остановка мяча. Остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающегося мяча мяча – на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для последующих действий. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча – на месте, в движении вперёд и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий. Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой и поочерёдно; по прямой, меняя направления, между стоек и движущихся партнёров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом. Обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки – неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону): во время ведения внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади; показать ложный замах ногой для сильного удара по мячу – вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком; имитируя передачу партнёру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и, наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью подъёма правой ноги и резко уйти вправо, этот же финт в другую сторону. Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом, - выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага. Вбрасывание мяча на точность: под правую и левую ногу партнёру, на ход партнёру. Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка (с места и с разбега). Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъём с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега). Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность. Тактика игры в футбол. Понятие о тактике и тактической комбинации. Характеристика игровых действий: вратаря, защитников, полузащитников и нападающих. Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Индивидуальные и групповые тактические действия. Командная тактика игры в «малый футбол». Практические занятия. Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг вправо или влево): во время передвижения шагом или бегом – подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения мяча – повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок вперёд на 5 м. Несколько игроков на ограниченной площади (центральный круг, штрафная площадь) водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно наблюдают за партнёрами, чтобы не столкнуться друг с другом. Тактика расположение нападения. на Индивидуальные футбольном поле. действия Умение без мяча. Правильное ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнёров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных способов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе). Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т. е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом. Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций. Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнёру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот. Учебные и тренировочные игры, применяя в них изученный программный материал. 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности « Футбол «через обучение общим приемам учебной работы на занятиях физической культурой В практике реализации курса используются метапредметные технологии: -проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. -интерактивное обучение –обучение через просмотр различных тренировочных техник. В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности « Футбол » формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые. Метапредметные связи развивают интеллектуальный и познавательный интерес обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности. формированию здоровьесозидающего мыщления. Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных результатов. девятиклассниками следующих Личностные результаты изучения курса: 1. Осознание этнической принадлежности, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и классе в целом. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; Обучающийся научится: 1. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: ● выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство; ● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; ● выделять явление из общего ряда других явлений; ● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; ● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; ● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; ● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; ● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: ● обозначать символом и знаком предмет и/или явление; ● определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; ● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; ● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; 3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: ● находить в тексте требуемую информацию; ● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; ● резюмировать главную идею текста; ● преобразовывать текст; ● критически оценивать содержание текста. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Обучающийся научится: 1. Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности: ● идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; ● выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ● ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; ● формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; 2. Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: ● определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; ● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; ● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; ● составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); ● определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения. 3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: ● определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; ● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; ● оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; ● устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; ● сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: ● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; ● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; ● оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: ● наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; ● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; ● принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; ● самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ● ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Обучающийся научится: 1. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: ● определять возможные роли в совместной деятельности; ● играть определенную роль в совместной деятельности; ● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; ● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; ● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии; ● критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; ● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; ● выделять общую точку зрения в дискуссии; ● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; ● организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). 2. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Обучающийся сможет: ● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; ● отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); ● представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности; ● соблюдать нормы публичной речи; ● высказывать и обосновывать мнение (суждение); ● принимать решение в ходе диалога; ● делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации. Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся, который приобретается, закрепляется и совершенствуется в процессе освоения курса внеурочной деятельности, проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий средствами футбола, с учебной, игровой и соревновательной деятельностью по футболу и в сфере физической культуры и спорта в целом., а именно : Знать: - значение правильного режима дня юного спортсмена; - разбор и изучение правил игры в футбол; - роль капитана команды, его права и обязанности; - правила использования спортивного инвентаря. Уметь: - контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций; - управлять своими эмоциями; - владеть игровыми ситуациями на поле; - уметь владеть техникой передвижений, остановок, поворотов, а также техникой ударов по воротам. 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективностизанятий используются следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель обучающимсяпри выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты тренировок при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающиеся с тактикой игры; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости пофизической культуре результаты спортивных соревнований . Портфолио обучающихся Раздел 4. Тематическое планирование ( с указанием часов по каждой теме,форм проведения занятий и возможным использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по разделам, блокам) Физическая культура и спорт в России. Развитие футбола в России. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Правила игры в футбол. Общая и специальная физическая подготовка. Техника игры в футбол. Тактика игры в футбол. Итого: Практически е занятия 1 2 3 4 5 6 7 Наименование темы Теоретически е занятия № Всего Количество часов 1 1 1 2 - 10 9 10 1 1 1 2 10 9 10 34 5 29 5. Календарно-тематическое планирование « Футбол» Юноши № Тема Кол- план факт ЦОРы во п/п часов 1 Физическая культура и спорт в России. 1 05.09 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %A4%D1%83%D1%82%D0%B1 %D0%BE%D0%BB 2 Развитие футбола в России. 1 12.09 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %A4%D1%83%D1%82%D0%B1 %D0%BE%D0%BB 3 Гигиенические знания и навыки. Закаливание. 1 19.09 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %A4%D1%83%D1%82%D0%B1 %D0%BE%D0%BB 4 Правила игры в футбол. 1 26.09 https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_ igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz34 ikr315859316 5 Общеразвивающие упражнения без предметов. 1 03.10 https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092 72335 6 7 Упражнения с набивным мячом.Игра 4х4. 1 Ведение мяча внутренней стороной стопы.Игра 4х4. 1 10.10 https://www.youtube.com/watch?v =scUQpM-t3v4 17.10 https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz82 5238675 8 Ведение мяча внешней стороной стопы.Игра 4х4 1 24.10 https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz82 5238675 9 Обучение ударам по мячу.Игра4х4. 1 07.11 https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092 72335 10 Подвижные игры и эстафеты. Игра 4х4. 1 14.11 https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_ igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz34 ikr315859316 11 Специальные упражнения для развития быстроты. Игра 4х4. 1 21.11 https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092 72335 12 Специальные упражнения для развития ловкости. Игра 4х4. 1 28.11 https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092 72335 13 Техника игры в футбол. Игра 4х4. 1 05.12 https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_ igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz34 ikr315859316 14 15 Прямой и резаный удар по мячу. Игра 4х4. 1 Точность удара. Игра 4х4. 1 12.12 https://www.youtube.com/watch?v =scUQpM-t3v4 19.12 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/ putzvezdi/2808260.html 16 Техника передвижения. Игра 4х4. 1 26.12 https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz82 5238675 17 Удары по мячу ногой. Игра 4х4. 1 09.01 https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/deti- igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s518.01u8ds a509272335 18 19 Удары по мячу головой. Игра 4х4. 1 Остановка мяча. Игра 4х4. 1 16.01 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/ putzvezdi/2808260.html 23.01 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/ putzvezdi/2808260.html 20 Ведение мяча. Игра 4х4. 1 30.01 https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_ igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz34 ikr315859316 21 Обманные движения. Игра 4х4. 1 06.02 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/ putzvezdi/2808260.html 22 Отбор мяча. Игра 4х4. 1 13.02 https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092 72335 23 24 25 Финты. Удары по мячу с лета. Игра 4х4. 1 Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Игра 4х4. 1 Техника игры вратаря. Игра 4х4. 1 20.02 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/ putzvezdi/2808260.html 27.02 https://www.youtube.com/watch?v =scUQpM-t3v4 05.03 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/ putzvezdi/2808260.html 26 27 Тактика игры в футбол. Игра 4х4. 1 Упражнения для развития умения «видеть поле». Игра 4х4. 1 12.03 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/ putzvezdi/2808260.html 19.03 https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz82 5238675 28 Тактика нападения. Игра 4х4. 1 02.04 https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-v- futbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092 72335 29 30 31 Индивидуальные действия с мячом. Игра 4х4. 1 Групповые действия с мячом. Игра 4х4. 1 Тактика защиты. Игра 4х4. 1 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/ 09.04 putzvezdi/2808260.html https://www.youtube.com/watch?v 16.04 =scUQpM-t3v4 https://childage.ru/psihologiya-i- 23.04 razvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092 72335 32 Групповые действия защиты. Игра 4х4. 1 https://a-sports.ru/shkola/vidyi- 30.04 sporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz82 5238675 33 Тактика вратаря. Игра 4х4. 1 https://childage.ru/psihologiya-i- 07.05 razvitie/fizicheskoe-vospitanie/detiigrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa5092 72335 34 Тренировочная игра. Игра 4х4. 1 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/ 14.05 putzvezdi/2808260.html Итого 34ч Календарно-тематическое планирование « Футбол» Девушки № Тема Кол- план факт ЦОРы во п/п часо в 1 Физическая культура и спорт в России. 1 05.09 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %A4%D1%83%D1%82%D0%B 1%D0%BE%D0%BB 2 Развитие футбола в России. 1 12.09 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %A4%D1%83%D1%82%D0%B 1%D0%BE%D0%BB 3 Гигиенические знания и навыки. Закаливание. 1 19.09 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %A4%D1%83%D1%82%D0%B 1%D0%BE%D0%BB 4 Правила игры в футбол. 1 26.09 https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka _igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz 34ikr315859316 5 Общеразвивающие упражнения без предметов. 1 03.10 https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50 9272335 6 7 Упражнения с набивным мячом.Игра 4х4. 1 Ведение мяча внутренней стороной стопы.Игра 4х4. 1 10.10 https://www.youtube.com/watch? v=scUQpM-t3v4 17.10 https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz8 25238675 8 Ведение мяча внешней стороной стопы.Игра 4х4 1 24.10 https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz8 25238675 9 Обучение ударам по мячу.Игра4х4. 1 07.11 https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50 9272335 10 Подвижные игры и эстафеты. Игра 4х4. 1 14.11 https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka _igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz 34ikr315859316 11 Специальные упражнения для развития быстроты. Игра 4х4. 1 21.11 https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50 9272335 12 Специальные упражнения для развития ловкости. Игра 4х4. 1 28.11 https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50 9272335 13 Техника игры в футбол. Игра 4х4. 1 05.12 https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka _igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz 34ikr315859316 14 15 Прямой и резаный удар по мячу. Игра 4х4. 1 Точность удара. Игра 4х4. 1 12.12 https://www.youtube.com/watch? v=scUQpM-t3v4 19.12 https://www.sports.ru/tribuna/blo gs/putzvezdi/2808260.html 16 Техника передвижения. Игра 4х4. 1 26.12 https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz8 25238675 17 Удары по мячу ногой. Игра 4х4. 1 09.01 https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s518.01u8d sa509272335 18 19 Удары по мячу головой. Игра 4х4. 1 Остановка мяча. Игра 4х4. 1 16.01 https://www.sports.ru/tribuna/blo gs/putzvezdi/2808260.html 23.01 https://www.sports.ru/tribuna/blo gs/putzvezdi/2808260.html 20 Ведение мяча. Игра 4х4. 1 30.01 https://razvitievospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka _igrat_v_futbol.html?ysclid=l91rz 34ikr315859316 21 22 Обманные движения. Игра 4х4. 1 Отбор мяча. Игра 4х4. 1 06.02 https://www.sports.ru/tribuna/blo gs/putzvezdi/2808260.html 13.02 https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50 9272335 23 24 25 26 27 28 Финты. Удары по мячу с лета. Игра 4х4. 1 Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Игра 4х4. 1 Техника игры вратаря. Игра 4х4. 1 Тактика игры в футбол. Игра 4х4. 1 Упражнения для развития умения «видеть поле». Игра 4х4. 1 Тактика нападения. Игра 4х4. 1 20.02 https://www.sports.ru/tribuna/blo gs/putzvezdi/2808260.html 27.02 https://www.youtube.com/watch? v=scUQpM-t3v4 05.03 https://www.sports.ru/tribuna/blo gs/putzvezdi/2808260.html 12.03 https://www.sports.ru/tribuna/blo gs/putzvezdi/2808260.html 19.03 https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz8 25238675 02.04 https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50 9272335 29 30 31 Индивидуальные действия с мячом. Игра 4х4. 1 Групповые действия с мячом. Игра 4х4. 1 Тактика защиты. Игра 4х4. 1 09.04 https://www.sports.ru/tribuna/blo gs/putzvezdi/2808260.html 16.04 https://www.youtube.com/watch? v=scUQpM-t3v4 23.04 https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoe- vospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50 9272335 32 Групповые действия защиты. Игра 4х4. 1 30.04 https://a-sports.ru/shkola/vidyisporta/futbol/?ysclid=l91s41mgz8 25238675 33 Тактика вратаря. Игра 4х4. 1 07.05 https://childage.ru/psihologiya-irazvitie/fizicheskoevospitanie/deti-igrayushhie-vfutbol.html?ysclid=l91s5u8dsa50 9272335 34 Тренировочная игра. Игра 4х4. Итого 1 14.05 https://www.sports.ru/tribuna/blo gs/putzvezdi/2808260.html 34ч 5. Список литературы для педагога: 1. Андреев С. Н. Футбол в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 1986. – 144 с., ил. 2. Юный футболист. Учебное пособие для тренеров / Под общей редакцией А. П. Лаптеева, А. А. Сучилина. М. 1983. 3. АндреевС.Л.Футбол-твоя игра. -М.:Просвещение,2005.-144с. 4. МаксименкоИ.Г.Планированиеиконтрольтренировочногопроцессавспортивныхиграх.Знание,2006.- 276с. 5. ФилинВ.П., ФоминИ.А. Основыюношескогоспорта.-М.:ФиС,1980.-255 6. МуткоВ.Л., АндреевС.Н. , АлиевЭ.Г. Мини-футбол–иградлявсех–М. Советскийспорт, 2008.-264стр. 7. ТюленьковС.Ю.,ФедоровА.А.Футболвзале:системаподготовки.-М.:ТерраСпорт,2006.-86стр.(Библиотечкатренера)