Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом Приказом № 276 от 31.08 2023 г. Протокол №7от 31.08.2023 г. Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная кисть» Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа – 7-10 лет Срок реализации: 3 месяца Автор-составитель программы: Арекаева Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования г. Пикалёво 2023 год Паспорт программы Наименование Тип « Волшебная кисть» Модифицированная , краткосрочная Направленность художественная Срок реализации 3 месяца 7-10 лет Возраст обучающихся Дата разработки программы 2023 год № 1187 в Навигаторе дополнительного образования Ленинградской области https://р47.навигатор.дети/program/1187-volshebnaya-kist Дата Изменения, вносимые в программу Вносимые изменения 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2 Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа «Волшебная кисть» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28; -«Концепции развития дополнительного образования до 2030», принятой распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” - Национальным проектом «Образование», утвержденным решением Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 г. - Федеральным проектом «Успех каждого ребенка»; Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Волшебная кисть»художественная 1.1.Отличительные особенности программы Программа составлена на основе типовой программы « Изобразительное искусство и художественный труд», автор Б.М. Неменский. Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: -занятия в свободное время; -обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги); 3 -обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия; -допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту); -создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности; -объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. 1.2.Актуальность программы: Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности. Теоретики эстетического воспитания считают, что в возрасте от 7 до 10 лет происходит потеря детской непосредственности в восприятии искусства. Вместе с тем ученики начальных классов обнаруживают повышенные восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечнодвигательные функции руки и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует здоровьесберегающих отвести способности технологий. Искусство 4 искусства способно быть активным уравновесить звеном умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения» Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира. В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей отводится определенное пространство и время. 1.3.Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Педагогические технологии, используемые в обучении. • Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива. • Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе. • Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей. • Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками. Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. 5 Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения). 1.4.Цель программы: Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности. 1.5.Задачи программы: Обучающие: знакомство с жанрами изобразительного искусства; знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения; приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами. Развивающие: Развить навыки сотрудничества в художественной деятельности. Развить творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; Развить колористическое видение; Улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера; Воспитательные: Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей. Воспитать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность. 6 Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта; Возраст учащихся, на который рассчитана данная программа – 7-10 лет. Минимальный возраст детей для зачисления на обучение – 7 лет. 1.6.Условия отбора учащихся на обучение по данной программе. На обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Волшебная кисть» принимаются все желающие из числа учащихся МБОУ «СОШ № 3» г. Пикалёво, достигшие возраста 7 лет. Приём детей осуществляется на основании письменного заявления родителей (или законных представителей) или заявления учащегося, достигшего возраста 14 лет. 1.7.Организационно - педагогические условия реализации программы Сроки реализации программы – 3 месяца . Наполняемость группы – не менее 15 человек. Режим занятий: - количество учебных часов 12 - количество занятий и учебных часов в неделю –1 занятие в неделю - продолжительность занятия – 45 мин. Форма обучения: очная. Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная. Форма проведения занятий: аудиторные занятия. Формы аудиторных занятий: - по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: лекция, занятиеигра, конкурс, практикум и т.д.; - по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, комбинированные формы занятий. 1.8. Материально-техническое обеспечение 1. Помещение для занятий – школьный кабинет 68м 2 2. Альбомы. 3. Художественные материалы (краски гуашевые и акварельные, цветные карандаши, восковые мелки, простые карандаши) 4. Инструменты и приспособления (палитры, баночки для воды, кисти, резинки, точилки) 7 5. Мольберты 1.9.Система оценки результатов освоения программы Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля успеваемости и промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Текущий контроль успеваемости учащихся в Учреждении осуществляется педагогом. Формы проведения текущего контроля: самостоятельные работы репродуктивного характера: вопросники, конкурсы, выставки детских работ. Итоговая аттестация учащихся проводится по окончанию обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Волшебная кисть». Итоговая аттестация учащихся проводиться в форме: самостоятельной работы репродуктивного характера: оформление тематической работы, сбор портфолио с грамотами за участи в конкурсах. Итоговая аттестация учащихся осуществляется администрацией школы. Критерии оценки уровня теоретической подготовки: - высокий уровень – учащийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; - средний уровень – у учащегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой; - низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины; - программу не освоил - учащийся овладел менее чем 20% объёма знаний, предусмотренных программой. Критерии оценки уровня практической подготовки: - высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества; 8 свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике. - средний уровень – у учащегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах. - низкий уровень - ребёнок овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога. - программу не освоил - учащийся овладел менее чем 20% предусмотренных программой объёма умений и навыков. 1.10. Планируемые результаты освоения программы Ожидаемые результаты реализации программы: личностные предметные развитие умения овладение основами слушать, вступать в художественной диалог, строить грамоты высказывания знание цветов и умение организовать рисовальных рабочее место. материалов бережное отношение к умение передавать инструментам, форму, величину материалам. изображения. развитие мышечно Соблюдение двигательных функций последовательности руки, глазомера. выполнения работы. ознакомление с Умение сравнивать и художественными правильно определять терминами и пропорции предметов, понятиями. их расположение, 9 метапредметные приобретение навыка работы в паре, группе Диагностировани е причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях. Нравственно-этическое оценивание своей деятельности. Развитие наблюдательности зрительной памяти. Активное использование в речи терминов. цвет. По завершении обучения: Ученик будет знать: - Отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего. • Особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства. • Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции. • Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью. • Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка. • Роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений. Ученик будет уметь: - применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения; - правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге; - передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту; - передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени; 10 - наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы; - в сюжетных работах передавать движение; - искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету; - приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ. Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи: - владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал; - выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации; - работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей; - делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению; - понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним. Ученик способен проявлять следующие отношения: - проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ. - эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков. - слушать собеседника и высказывать свою точку зрения; - предлагать свою помощь и просить о помощи товарища; - понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе. 2. Учебно-тематическое планирование 1 год обучения № Тема 1 «Учимся у природы» 2 Вернисаж Всего 12 ч Вид занятия Рисование с натуры, по памяти, представлению Выставка работ, Кол-во часов 10 ч 2ч 3.Содержание программы Тема № 1 «Учимся у природы» 11 Теория Практика 2ч 8ч 2ч Рисование с натуры, по памяти, представлению: обучение технике рисования простых форм листьев, веток деревьев, осенних цветов, эскиз игрушки по мотивам природных форм (машина-жук, самолёт-птица, кукла-бабочка), карнавал снежинок, рисование снеговика, кораблики на воде, изображение птиц, весенние цветы для мамы. Тема № 2 Вернисаж. Организация выставок работ в конце реализации программы 4. Методическое обеспечение программы Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. Основная методическая установка — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы в художественной деятельности. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы знаний, изложенных в лекционной части занятия. Кроме индивидуальной работы, применяется и групповая работа. В задачи педагога входит создание условий для реализации ведущей деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения обучающиеся объединяются в группы для реализации коллективных работ, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается выставкой и рефлексией. Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся. Программа предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией — из информатики, конкретные примеры и задачи — из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как окружающий мир, биология, экология вполне может использоваться учащимися в процессе деятельности. 12 № 1. Разделы программы «Учимся у природы» Рисование с натуры, по памяти, представле нию Вернисаж Формы обучения Методы обучения Экскурсия. Коллективное рассматривание. Практическая работа. Ролевая игра. Наглядные. Словесные. Репродуктивные. Интегрированные (восприятие с музыкой) Выставка. Презентация. Демонстрация просмотр Комплекс средств обучения Сбор осенних листьев. Стихи об осени. Репродукции картин русских художников. Музыкальные произведения. Компьютер Проектор Работы детей, фотоработы. Компьютер Проектор Форма контроля Выставки. . 5. Библиографический список Список использованной литературы для педагогов Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б. М. Неменского. Москва. «Просвещение» 2013 г. Т.Я. Шпикалова Программа “ Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. 1–8 классы”, М. “Дрофа”, 2010 г. «Азбука мастерства» Т.Н.Проснякова. Издательство «Академкнига/учебник»2003. Н.А.Цирулик, С.И.Хлебникова «Технология» издательство «Учебная литература»2009. Программы дополнительного художественного образования детей, изд. Просвещение,2007. О.Н.Маркелова «Организация кружковой работы в школе» Волгоград: Учитель,2008. Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008. Список использованной литературы для учащихся и родителей Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества», изд. «Родничок» г. Тула, 2002г. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство.- Обнинск: Титул, 1996. Костерин Н.П. Учебное рисование.– М.: Просвещение, 1980. 13 Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001. Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2006. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия, Ростов н/Д., 2007. Приложение №1 14 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво ПРИНЯТО педагогическим советом УТВЕРЖДЕНО Приказ № 253 от 31.08.2023 Протокол № 7 от 31.08.2023 г. Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Волшебная кисть » на 2023 - 2024 учебный год Пикалёво,2023 год. 1.Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисть » 1.1. Направленность программы –художественная Год обучения –краткосрочная, 3 месяца. 15 1.2. Количество учащихся – до 30 человек 1.3. Возраст учащихся – 7-11лет 1.5. Комплектование объединений – с 20 мая по 1 октября на основе заявлений родителей обучающихся через Навигатор дополнительного образования Ленинградской области 2.Адреса места осуществления образовательного процесса. 2.1. 187600, РФ, Ленинградская область, Бокситогорский район, г. Пикалёво, 5 микрорайон, дом 5. 3. Продолжительность и сроки окончания учебного года 1-4 классы Начало учебного года – 1 сентября 2023 года Осенние каникулы – с 28 октября по 6 ноября 2023 года (10 календарных дней) Зимние каникулы – с 30декабря 2023по 8 января 2024года (10 календарных дней) Весенние каникулы - с 23 по 31 марта 2024 года (10календарных дней) Сроки окончания учебного года: 1-4 классы-24 мая 2024 года Летние каникулы - с 27 мая по 31 августа 2024 года Дополнительные каникулы для 1 классов с 10 по 18 февраля 2024 года (9 календарных дней) 4. Праздничные (нерабочие) дни в течение учебного года: 1,2,3,4,5 января – Новогодние каникулы; 7 января – Рождество; 23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день; 1 мая – Праздник Весны и Труда; 9 мая – День Победы; 12 июня – День России; 4 ноября – День народного единства. 5. Количество учебных недель: 34 недели. 6. Сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с реализуемыми образовательными программами 6.2. Итоговая аттестация – 25-30 ноября 2023 года. 7. Регламент образовательного процесса 7.1. Количество часов за учебный год –12 7.2. Количество недельных часов – 1 7.3. Количество учебных дней в месяц – 31 день. 7.4. Режим занятий - регламентируется расписанием занятий. 7.5. Продолжительность занятия - 45 минут. Приложение№2. Оценочные материалы. 16 Диагностика «Незавершенные фигуры» Инструкция: Дорисуйте предложенные фигуры до целой картинки и придумайте и напишите к ним названия. Если хочется, можно рисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве отдельных ее частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще. Рис.1. Незавершенные фигуры. Примерные уровни выполнения задания Определяется оригинальность ответов. В случае наличия у испытуемого дополнительных картинок он получает дополнительные 2 балла за каждую такую картинку. Высокий - С 9 лет - более 2 оригинальных фигур, подписей, наличие объединения фигур в целостную картинку (последнее не обязательно). 6-8 лет - более 1 оригинальной фигуры. Средний - С 9 лет - 1-2 отдельных оригинальных фигуры. 6-8 лет - 1 оригинальная фигура. Низкий - С 9 лет - 0 оригинальных фигур. 6-8 лет - 0 оригинальных фигур. ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Вариант № 1. Изучение гибкости построения графического образа (Е.П. Торренс; 5-9 лет) Каждому ребенку даю стандартный лист бумаги формата А4 с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (по 8 штук в ряду). Это могут быть капли, круги, зигзаги. Инструкция ребенку. «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один рисунок ...» Дается время 15-20 мин. Количество идей (тем) зависит от способностей ребенка. Уровень развития Способностей 6 лет 8 лет 10 лет Высокий 5 и более 8 и более 9 и более тем Средний 3-4 6-7 6-8 Низкий 1-2 1-5 1-5 Вариант № 2 На стандартном листе бумаги формата А4 нарисованы круги в два рядя по 3 штуки в каждом. Ребенку предлагается дополнить круги разными деталями или объединить их в один рисунок. Время выполнения задания индивидуально для каждого ребенка. У тех детей, которые смогли объединить два или три круга в один рисунок, высокий уровень креативности. Учитываются необычность и оригинальность трактовки кругов. Посредственными рисунками являются изображения рожиц, солнышка, снеговика, а также изображений только внутри круга. Вариант № 3 17 Содержимым данного пакета являются фотографии или ксерокопии примерно одного размера с изображением чего-либо необычного, что трудно охарактеризовать с первого взгляда. Копилка экспертного материала собирается в течение всей деятельности педагога. Это могут быть изображения неожиданных ракурсов обычных вещей, сильно увеличенное или микроскопическое изображение, часть предмета и т.п. Необходимые требования. Каждый ребенок работает индивидуально с педагогом, а педагог все время фиксирует (протоколирует) сказанное ребенком. Испытуемому предлагается одна картинка, и его просят: 1. Сказать, что изображено на картинке, 2. Задать любые вопросы. За одну встречу используем 3-5 картинок. Благодарим и хвалим ребенка за работу, а далее интерпретируем результат. Творчески мыслящий ребенок: предлагает несколько версий изображений на картинке; — ставит вопросы непосредственно по рисунку; — задает вопросы относительно деталей или всего рисунка в целом, в том числе аналитические и вопросы-гипотезы; — выстраивает предположения по рисунку; — сочиняет оригинальную, необычную историю; — быстро выполняет задания. По результатам отслеживания уровня креативности деятельности, а также диагностики творческого мышления педагог проектирует, внося необходимые изменения, дальнейший процесс взаимодействия с ребенком. Контрольный лист «Юный художник». Рисование с натуры по памяти или по представлению осеннего букета. Рассмотрите букеты из астр, георгинов и других живых цветов (в школе, дома, на картинах художников). Обратите внимание, как в них хорошо сочетаются крупные и мелкие формы цветов, их яркие и мягкие краски. Нарисуйте красками букет осенних цветов. Как надо располагать его на листе? С чего целесообразно начинать этот рисунок? Применяйте правило рисования: рисуя отдельные цветы, не забывайте о целом букете. Сравнивайте размеры, форму и расположение цветов. В рисунке, как и в жизни, букет должен быть пышный и красивый. Кроме цветов, в нем много зелени, она хорошо сочетается с цветами. Сравните букеты на рис.1 и на рис.2. Подумайте: чем отличается изображение цветов в том и в другом букете? Уровни выполнения задания Высокий – композиция (выполнена компоновка изображения на листе). Передана красками объемная форма, изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени. Соблюдены соотношения теплого, холодного цвета. Средний – слабая композиция. Выдержана цветовая гамма. Недостаточно передано изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени. 18 Низкий – композиции нет. Не передана форма предметов. Цветовая гамма отсутствует. Диагностика Экзамен художника Тюбика Ребята, вы попали на экзамен к художнику Тюбику. Ответьте на вопросы*. Правильный ответ — 1 балл. 1. Как называется наука, которая рассказывает о цвете? 2. Как называется картина, на которой изображается природа? 3. Какой жанр называется «мертвая натура»? 4. Изображение лица человека называется жанром... 5. Изображение животных называется жанром... Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку Ребята, мы находимся в гостях у художника. Все предметы, которыми он пользуется, вам хорошо знакомы. Отгадайте их и вы узнаете, как называется комната, где работает художник. Экзамен художника Тюбика Отгадайте ребус и вы узнаете, чем рисует художник. ПОМОГИТЕ ЦВЕТАНЕ Злая волшебница Чернильда похитила принцессу Цветану. Она заточила ее в заколдованном замке. Помогите Цветане освободиться. Назовите цвет, с которого начинается цветовой спектр. Это будет дорога в замок. 19