Дополнительная общеразвивающая программа «Юный орленок» 1в класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 »города Пикалёво

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом

Приказом № 276 от 31.08 2023 г.

Протокол №7от 31.08.2023 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Юный орлёнок»

Срок реализации программы: 3 месяца

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа –7-11лет
Автор-составитель программы:
Горячева И.И.педагог дополнительного
образования
учитель начальных классов

г. Пикалёво
2023 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

« Юный орлёнок»

Тип

Модифицированная

Направленность

Социально-гуманитарная

Срок реализации

Краткосрочная, 3 месяца

Возраст обуч-ся

7-11 лет

Дата разработки
программы

Сентябрь 2023

№ 19649 в Навигаторе дополнительного образования Ленинградской области
https://р47.навигатор.дети/program/21649-yunyi-orlenok
Изменения, вносимые в программу
Дата

Вносимые изменения

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Дата

Наименование мероприятия

Результат

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной
направленности «Юный орлёнок» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами: по дополнительным общеобразовательным программам»;
 - Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 -Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20,

утверждённые

Постановлением

Главного

государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28;
 -«Концепции развития дополнительного образования до 2030», принятой распоряжением
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р;
 Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным

программам”

- Национальным проектом «Образование», утвержденным решением Президиума Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 г.
 - Федеральным проектом «Успех каждого ребенка»;
 Письмом Минпросвещения России от 31.01.2022 N ДГ-245/06 "О направлении
методических рекомендаций"(вместе с "Методическими рекомендациями по реализации
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий")
Направленность
краткосрочной дополнительной общеразвивающей программысоциально-гуманитарная
Уровень ДОП – ознакомительный
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа « Юный орлёнок»-является
модифицированной программой.

Актуальность программы
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования
обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Стратегические цели
системы образования и воспитания призваны обеспечить «создание основы для
устойчивого социально-экономического и духовного развития России, утверждение её

статуса как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких
технологий и экономики» (Национальная доктрина развития образования в РФ до 2025г.).
Отличительные особенности программы
Программа составлена на основе модулей Программы развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России» с учётом возрастных особенностей и
возможностей детей; в то же время

содержит большой развивающий потенциал для

развития социальной активности младших школьников. Программа поддерживает курс
внеурочной деятельности « Юный орлёнок»,реализуемый в течение года.
Цель программы
Цель программы: формирование у обучающихся младшего школьного возраста
социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования
социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных
предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему
Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и
ответственности.
Задачи программы:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать
ценностное отношение к
здоровому образу жизни,
прививать интерес к физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в
безвозмездной деятельности ради других людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру.
8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и
исследовательскую деятельность.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
2 раздел. Планируемые результаты
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного,
компетентностного и личностно - ориентированного подходов в процессе усвоения

программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными
видами деятельности и умениями, их реализующими
Личностные результаты


наличие эмоционального отношения к различным видам творчества и к
коллективным делам;



позитивная самооценка своих возможностей и способностей;



сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения

.



реализация творческого потенциала в процессе коллективных дел



формирование чувства долга, уважения к окружающим людям;



заинтересованность не только в личном успехе, но и в осознании культуры своего
поведения;



ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так
и окружающих

Метапредметными результатами программы является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Коммуникативные:


адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных
коммуникативных задач;



допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;



учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;.



формулировать собственное мнение и позицию;



договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;



совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;



учиться выполнять различные роли в группе;



сформированность умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми
и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе.

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа –7 – 11 лет.
Минимальный возраст обучающихся для зачисления на обучение –7 лет.

На обучение по краткосрочной

дополнительной общеразвивающей программе

принимаются все желающие, достигшие возраста 7 лет. Приём детей осуществляется на
основании заявления родителей (или законных представителей) через Навигатор
дополнительного образования Ленинградской области
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Организационно - педагогические условия реализации программы
Сроки реализации программы – 3 месяца
Наполняемость группы – не менее 15 человек.
Режим занятий: 1 занятие в неделю
- продолжительность занятия – 45 мин.
Форма обучения: очная.
Форма организации деятельности: групповая.
Форма обучения: очная
Форма проведения занятий: аудиторные занятия.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная или индивидуальногрупповая формы организации занятий.
Форма организации деятельности: индивидуально-групповая формы организации занятий.
Материально-техническое обеспечение
1. Помещение для занятий –класс 50,3 м2
3. Оборудование, инвентарь
- компьютер
- проектор
- экран
- видеофильмы
-канцелярские принадлежности
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программа « Юный орлёнок» составлена на основе Примерной рабочей программой
учебного курса «Орлята России» / авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю.,
Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под

общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во
Новация, 2022г, учебно-методическим комплексом Программы развития социальной
активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ
Всероссийским детским центром «Орленок».

№

Темы учебных блоков

Количест

Формы

во часов

проведения

п/п

текущей и
итоговой
аттестации

1

Вводное занятие. Знакомство с основными

1

направлениями работы на
занятиях;. Инструктаж по правилам техники
безопасности на занятиях
2

Трек «Орлёнок – Лидер»

2

3

Трек «Орлёнок – Эрудит»

2

4

Трек «Орлёнок – Мастер»

1

5

Трек «Орлёнок – Доброволец»

3

6

Трек «Орлёнок – Спортсмен

1

7

Трек «Орлёнок – Эколог»

1

8

Трек «Орлёнок – Хранитель исторической

1

памяти»
9

Обобщение.

1

Участие в
конкурсных
программах

Итого:

13

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В том числе
№
п/п

Наименование раздела

1

Старт программы

1

1

2

Орлёнок – Лидер

2

1

1

3

Орлёнок – Эрудит

2

1

1

4

Орлёнок – Мастер

1

5

Орлёнок – Доброволец

3

6

Орлёнок – Спортсмен

1

7

Орлёнок – Эколог

1

8

Орлёнок
памяти

9

Обобщение

–

Всего,
час.

Хранитель

Теоретическ
ие занятия

Лаборатор
но –
практическ
ие занятия

1
1

2
1

1

1

исторической 1

1

1

1

12

4

8

Формы проведения аттестации
№

Год обучения

Формы проведения итоговой аттестации

1 год обучения

Участие в конкурсной программе РДДМ

п/п
1

V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В основу программы положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период
освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного
развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной
позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён
сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой
энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной
позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей

психологического развития младшего школьника и условия для формирования
самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных
четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность
вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт,
проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в
своей жизни.
Программа представляет комплекс из 12-и занятий по 7-ми трекам.
1. Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что
является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень
сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения
и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.
2. Трек «Орлёнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлёнок – Эрудит»– в этот период дети знакомятся с разными способами
получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе
познавательной.
3. Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в
разных сферах деятельности, в разных профессиях.
4. Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости
не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может
обращатьсяк имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
5. Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят
снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
6. Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
7. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением Программы. В рамках трека происходит
ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к

семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и
принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Календарно – тематическое планирование

№

Тема

Кол-во
часов

Время
проведения
план

Время
проведения
Факт

Старт программы – 1 ч
1.
Вводный
1
«Орлятский урок»

2.

Орлёнок – Лидер – 2 ч
Лидер – это…
1

С командой
1
действовать готов
Орлёнок – Эрудит – 2 ч
4. Кто такой эрудит?
1
5.
Встреча с
1
интнреснымэрудито
м-книгой»
Орлёнок – Мастер 1 ч
6.
Мастер – это…
1
Орлёнок – Доброволец – 3 ч
7. От слова к делу.
1
Спешить на помощь
безвозмездно!
8.
КТД «Создай
1
хорошее
настроение»
9.
КТД «Коробка
1
храбрости»
Орлёнок – Спортсмен – 1 ч
10. Утро начинай с
1
3.

Форма
проведения

Цифровые
ресурсы

очно

Орлята
России - для
актуализаци
и
Презентация
Орлята
России

очно

вот что
значит лидер
в команде!
работа в
команде

очно

зарядки – будешь ты
всегда в порядке!
1
1
1
2

1
3

Орлёнок – Эколог – 1 ч
1

ЭКОЛОГиЯ. Мой
след на планете
Орлёнок – Хранитель исторической памяти –1 ч
Орлёнок –
1
Хранитель
семейных традиций
Подведение итогов –1 ч
Подведение итогов
1
участия в программе
.Игра по станциям
« Мы вместе!»

VI.

мой класс моя школа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Требования к знаниям и умениям обучающихся
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками программы
определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания,
зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на
российских базовых национальных ценностях:
 понимает
важность
социально-значимых
ценностей
Программы
(понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского
государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России;
понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру
своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка,
русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на
физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы,
зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
 применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных
видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет
оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт
ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных
видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и

общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет
интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту
труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе,
неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет
первоначальные

навыки

наблюдений,

систематизации

и

осмысления

опыта

в

естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
 демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к
государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и
защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет
сопереживание,

готовность

оказывать

помощь,

выражает

неприятие

поведения,

причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно
относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде,
проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует
бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности
экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность
и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении
интерес и уважение к научным знаниям, науке).
VII СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля
успеваемости и итоговой аттестации обучающихся .
Текущий контроль обучающихся проводится с целью установления фактического уровня
теоретических знаний и практических умений и навыков по темам (разделам)
дополнительной общеразвивающей программы.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогом по каждой
изученной теме.
Достигнутые обучающимися умения и навыки заносятся в диагностическую карту.
Текущий контроль может проводиться в следующих формах: творческие работы,
самостоятельные работы репродуктивного характера; выставки; срезовые работы;
вопросники, тестирование; защита творческих работ, проектов; конференция;

Обучающимся, полностью освоившему дополнительную общеразвивающую программу, и
успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается свидетельство о дополнительном
образовании.
Обучающимся, не прошедшим аттестацию или получившимнеудовлетворительные
результаты выдаётся справка об обучении или о периоде обучения.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%,
предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%;
сочетает специальную терминологию с бытовой;
-

низкий

уровень

–

обучающийся

овладел

менее

чем

50%

объёма

знаний,

предусмотренных программой; как правило, избегает употреблять специальные термины;
- программу не освоил - обучающийся овладел менее чем 20% объёма знаний,
предусмотренных программой.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с
элементами творчества;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 7050%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на
основе образца;
- низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и
навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии
выполнять лишь простейшие практические задания педагога;
- программу не освоил - обучающийся овладел менее чем 20% предусмотренных
программой объёма умений и навыков.
IX. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, использованной педагогом
Беляков, Ю.Д. Методика организации коллективных творческих дел и игр
(изд. 2-е, перераб. и доп.). – ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» : учебно-методический центр, 2020.

Приложение №1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво

ПРИНЯТО
педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 253 от 31.08.2023

Протокол № 7 от 31.08.2023 г.

Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы
социально-гуманитарной направленности

«Юный орлёнок»

на 2023 - 2024 учебный год

Пикалёво,2023 год.

1.Дополнительная общеразвивающая программа «Юный орлёнок»
1.1. Направленность программы –социально-гуманитарная.
1.2. Год обучения –краткосрочная, 3 месяца.
1.3. Количество учащихся – до 30 человек
1.4. Возраст учащихся – 7-11лет
1.5. Комплектование объединений – с 20 мая по 1 октября
на основе заявлений родителей обучающихся через Навигатор дополнительного образования
Ленинградской области
2.Адреса места осуществления образовательного процесса.
2.1. 187600, РФ, Ленинградская область, Бокситогорский район, г. Пикалёво,
5 микрорайон, дом 5.
3. Продолжительность и сроки окончания учебного года
1-4 классы
Начало учебного года – 1 сентября 2023 года
Осенние каникулы – с 28 октября по 6 ноября 2023 года (10 календарных дней)
Зимние каникулы – с 30декабря 2023по 8 января 2024года (10 календарных дней)
Весенние каникулы - с 23 по 31 марта 2024 года (10календарных дней)
Сроки окончания учебного года:
1-4 классы-24 мая 2024 года
Летние каникулы - с 27 мая по 31 августа 2024 года
Дополнительные каникулы для 1 классов с 10 по 18 февраля 2024 года (9 календарных
дней)
4. Праздничные (нерабочие) дни в течение учебного года:
1,2,3,4,5 января – Новогодние каникулы;
7 января – Рождество;
23 февраля – День защитника Отечества;
8 марта – Международный женский день;
1 мая – Праздник Весны и Труда;
9 мая – День Победы;
12 июня – День России;
4 ноября – День народного единства.
5. Количество учебных недель: 34 недели.
6. Сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с
реализуемыми образовательными программами
6.2. Итоговая аттестация – 25-30 ноября 2023 года.
7. Регламент образовательного процесса
7.1. Количество часов за учебный год –13
7.2. Количество недельных часов – 1
7.3. Количество учебных дней в месяц – 31 день.
7.4. Режим занятий - регламентируется расписанием занятий.
7.5. Продолжительность занятия - 45 минут.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».