Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом Приказом директора № 298 Протокол № 11 МБОУ «СОШ № 3» г.Пикалёво от «31» _августа 2022г. от «31» августа 2022 г. Дополнительная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «Юный патриот» Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа - 11 - 18 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель программы: Вихров Алексей Анатольевич, педагог дополнительного образования г. Пикалёво 2022 год 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка 1.1.1. Направленность дополнительной образовательной программы. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа обучения « Юный патриот» имеет социально-гуманитарную направленность и способствует формированию у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества. Программа направлена на: 1) участие в реализации основных задач государственной молодежной политики Российской Федерации; 2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; 3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы; 4) сохранение и приумножение патриотических традиций. Программа обучения воспитанников юнармейских отрядов может реализоваться на базе любого общеобразовательного учреждения, домовых клубов и учреждений дополнительного образования. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юный патриот» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29мая 2015 года No 996-р; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 No 1897; 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 No 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»; 5. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 января 2016 года No 01/47616-24 «О внедрении санитарных норм и правил»; 6. Профессиональный стандарт педагога. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 No 544н 7. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев (и др.) – М., Федеральный институт развития образования; 8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 No 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 No 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; 10. Федеральный закон от 19.05.1995 г. No 82-ФЗ «Об общественных объединениях» 11. Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» от 28.05.2016 г. 2 12. Положение о региональных отделениях, местных отделениях Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», утвержденное решением Главного штаба ВВПОД «Юнармия», протокол No 4 от 26.01.2017 г. 13. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2021-2024 годы» Новизна и актуальность программы Какой будет российская военно-спортивная игра 21 века? Безусловно, в ней должен сохраниться спортивный азарт и рыцарство бескорыстного поединка, стремление к объединению усилий во имя достижения общей цели. Овладению военноприкладными навыками и приобщению к героической истории Отечества. Военноспортивная игра – это ролевая игра, в которой с большой пользой широко могут быть применены элементы «военизации», а именно: некоторые термины и понятия, применяемые в военном деле, организационной структуре Российской Армии и Флота, в некоторых родах войск и других силовых ведомствах. Актуальность программы обусловлена рядом факторов: - нацеленностью на развитие патриотизма; - целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ; - формированием здорового образа жизни; - необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся. Программа разработана с учетом задач поставленных в «Государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Национальной доктрине образования в Российской Федерации о воспитании гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...» и нормативных документов Всероссийского детско-юношеского военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ». Содержание программы направлено также на формирование физической культуры обучающихся как части общей культуры, базирующейся на системе нравственных ценностей, определенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе. Педагогическая целесообразность Данная образовательная программа имеет практическая ценность: на занятия будут приглашены специалисты разных сфер деятельности, такие как: медицинский работник (для проведения занятий по оказанию первой медицинской помощи), специалисты МЧС, МВД, военкомата, спортивных школ и т.д. Кроме того, занятия будут проходить на базе различных учреждений (МЧС, скорая помощь, военкомат и др ). Цель и задачи программы ЦЕЛЬ – создание условий для становления системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения и молодёжи, объединение подростков и молодёжи в единую общественную организацию, 3 пропагандирующую патриотизм и здоровый образ жизни, воспитание патриотов своего Отечества. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: реализация государственной молодежной политики Российской Федерации; воспитание у молодежи чувства патриотизма, приверженности идеям интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия идеологии экстремизма; воспитание у юных граждан уважения к Вооруженным Силам России, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы и всесторонняя подготовка юношей к исполнению воинского долга; изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины; пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости, организация здорового досуга учащихся; активное приобщение подростков и молодежи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству; развитие в подростковой и молодежной среде ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей; Отличительные особенности программы Программа также обладает отличительными чертами по форме организации учебного процесса: 1) Особенность, которая касается участников: Участниками юнармейских отрядов могут быть: - обучающиеся от 11 до 18 лет; Участие в юнармейских отрядов и выход из него является добровольным. Участие в юнармейском отряде физических лиц осуществляется на основании письменного заявления гражданина с согласием его законных представителей (для несовершеннолетних членов) и оформляется решением Местного, Регионального отделения или Главного штаба Движения на ближайших заседаниях простым большинством голосов от количества присутствующих на заседании, с постановкой на учет в Региональном, Местном отделении Движения. 2) Особенность, которая касается принципов реализации программы: Содержание и материал программы спланированы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности, а также требованиями СанПина Программа может быть дополнена различными видами мероприятий и дисциплин согласно возрастным особенностям юнармейцев. Программа может быть адаптирована для учеников 1-4 классов; 5-7 классов; 8-11 классов. Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка). Категория и возраст обучающихся Адресат программы Данная программа предназначена для детей и подростков 11 - 18 лет. В этом возрасте учащийся ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик. В этот период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства. 4 В этот период следует учитывать, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также в этом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности. Они отличаются неустойчивостью в психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью характера, поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств личности. Индивидуальный подход предполагает учет особенностей возраста, типа нервной деятельности, темперамента, характера. В работе с каждым участником программы педагогу следует найти ту психологическую установку в их обучении, которая дает им возможность преодолевать им противоречия своего характера, различные трудности на их жизненном пути. Срок освоения, уровни и объем программы Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юный патриот» рассчитана на 2 год обучения. Продолжительность каждого учебного года составляет 34 недели. Число часов в неделю составляет 1. Общее количество 68 часов. Формы обучения и виды занятий Форма обучения – очная, заочная(дистанционная, сетевая . Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения, сдачи норм ГТО. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка). Режим занятий Занятия проводятся согласно норм СанПина 2.4.4.3172-14. Занятия проводятся по группам. Продолжительность учебного часа – 45минут 1.1.7 Разделы программы 1.Основы военной службы и военного дела. 2.Физическая подготовка (согласно предъявляемым требованиям ОФП и норм ГТО). 3.Основы военно-исторического образования (познавательные экскурсии, походы, консультации т. д.) 4.Военно-медицинская подготовка. 5.Культурно-эстетические и гражданско- патриотические мероприятия. По итогам изучения программы учащиеся должны: Знать: 1год обучения - даты воинской славы России, фамилии великих полководцев и флотоводцев России; - символы государства, родного края и города (гимн, герб, флаг), Движения «ЮНАРМИЯ»; - состав ВС РФ, звания и знаки различия ВС РФ, Устав Движения «ЮНАРМИЯ»; - основы и принципы оказания первой доврачебной помощи до прибытия скорой помощи; - основы стрельбы из пневматического оружия и виды стрелкового оружия; - основы пешего туризма и физической подготовки, нормы ГТО. 2год обучения - даты воинской славы, фамилии Маршалов Победы, героическую историю Городов- 5 героев, статуты основных орденов и медалей ВОВ; - символы и знаки различия ВС РФ, основные положения строевого устава и устава караульной службы; - ритуалы воинской славы, церемоний почетной караульной службы; - основы и принципы оказания первой доврачебной помощи в ЧС; - тактико - технические характеристики стрелкового оружия на примере АК - 74М, пневматического оружия; - основы туризма, приемы самостраховки и самообороны. Уметь: 1 год обучения - выполнять строевые одиночные упражнения и в составе подразделения; - пользоваться средствами индивидуальной защиты; - стрелять из пневматического оружия, уметь производить неполную сборку-разборку АК-74; - ориентироваться на местности по местным признакам; - останавливать кровотечение, выполнять искусственную вентиляцию лёгких и непрямой массаж сердца на тренажёре, накладывать шины и производить асептическую повязку на рану, проводить иммобилизацию пострадавшему по ситуационным задачам на ассистентах. 2 год обучения - выполнять строевые упражнения в составе подразделения почётной караульной службы, парадных подразделений; - ориентироваться на местности с помощью компаса и ориентироваться по картам; - выполнять приёмы самостраховки и самообороны; - оказывать помощь при ожогах и отморожениях, способы транспортировки пострадавших; - создавать боевые листки. Учащиеся могут получить возможность: - знать общевойсковые Уставы ВС РФ; - стать участником караульной службы на Посту № 1, Движения ВВПОД «ЮНАРМИЯ»; - получить знак ГТО; - получить основы туристических навыков, навыки горно-штурмовой и медицинской подготовки; - стать членами волонтерского движения и Российского движения школьников. 1.3. Содержание программы 1.3.1.Учебный план 1 года обучения тема всего Раздел I. Основы военной службы и военного дела 1. Общая тактика. 1 2. Огневая подготовка. 5 3. Общевоинские уставы. 1 4. Строевая подготовка. 2 5. Военные песни. Строевые песни. 1 Раздел II. Физическая подготовка 1.Общая физическая подготовка 1 6 теория практика контроль 1 1 1 4 2 1 зачет зачет зачет зачет 1 зачет Раздел III Основы военноисторического образования 1. История России и вооруженных сил РФ. 2. Основы правовых знаний 3.Познавательные экскурсии, походы. Раздел IV. Военно-медицинская подготовка 1. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих 2. Оказание первой доврачебной помощи. Раздел V. Культурно-эстетическое воспитание и гражданскопатриотические мероприятия 1.Фестивальное движение. 2.Конкурсное движение. 3.Поисковое движение. 4.Волонтерское движение. Военно-патриотические соревнования; «Зарница» . Итого тест тест 1 1 2 1 1 3 1 2 тест 4 2 2 тест 2 1 1 2 2 6 34 1 1 2 2 1 9 5 25 Учебный план 2 года обучения тема Раздел I. Основы военной службы и военного дела 1. Общая тактика. 2. Огневая подготовка. 3. Общевоинские уставы. 4. Строевая подготовка. 5. Военные песни. Строевые песни. Раздел 2. Военно-медицинская подготовка 1. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих 2. Оказание первой доврачебной помощи. Раздел V. Культурно-эстетическое воспитание и гражданскопатриотические мероприятия Военно-патриотические соревнования; «Зарница» . Итого всего теория практика контроль 1 10 1 6 1 1 2 1 8 6 1 зачет зачет зачет зачет 6 1 5 тест 4 2 2 тест 5 34 1 8 4 26 1.3.2 Содержание учебного плана Вводное занятие: Задачи на новый учебный год. Меры безопасности при проведении различных занятий и мероприятий. Раздел I. Основы военной службы и военного дела 1. Общая тактика: Тема 1.1.1. Основы общевойскового боя. 7 Теория: Российские Вооруженные Силы на современном этапе, назначение, состав, виды Вооруженных Сил. Сухопутные войска, их состав и предназначение. Сущность и виды современного общевойскового боя, их краткая характеристика. Способы ведения общевойскового боя (в условиях применения обычного, ядерного, химического и высокоточного оружия). Условия, обеспечивающие успешное выполнение боевых задач. Огонь и его назначение в бою. Виды огня (по отдельным целям, сосредоточенный, заградительный, подвижный и неподвижный, фронтальный, фланговый, перекрестный, кинжальный). Понятие о маневре в бою. Виды маневра. Организация, вооружение, тактические возможности мотострелкового отделения (взвода) в обороне и в наступлении. Боевые возможности отделения (взвода) в обороне и в наступлении. Тема 1.1.2. Действия солдата в бою. Практика: Обязанности солдата в бою. Наблюдатель и его обязанности. Способы изучения местности. Выбор места для наблюдательного поста, его оборудование и оснащение. Действие при обнаружении противника в заданном секторе наблюдения, доклад об обнаруженных целях. Определение расстояний до ориентиров и целей. Передвижение солдата на поле боя. Движение ускоренным шагом и бегом. Перебежки и переползания под огнем противника. Преодоление препятствий и заграждений в бою. Солдат в обороне. Подготовка к обороне. Выбор и оборудование окопа для стрельбы и его маскировка. Приспособление местных предметов к обороне. Действия в обороне с началом огневой подготовки атаки противника. Уничтожение противника перед передним краем обороны огнем и гранатой. Бой с противником, ворвавшимся в траншею. Солдат в наступлении. Подготовка к атаке и атака: пополнение боеприпасов, заряжание оружия, снаряжение гранат, выбор пути движения в атаку, наблюдение за сигналами командира и действия по ним. Выскакивание из траншеи. Движение в атаку в боевом порядке отделения. Преодоление различных заграждений и препятствий. Атака переднего края обороны противника, уничтожение его огнем в упор и гранатой. Бой в траншее и ходах сообщения. Тема 1.1.3. Ориентирование на местности без карты. Практика: Сущность ориентирования, определение сторон горизонта по компасу, часам, солнцу, местным предметам. Тема 1.1.4. Ориентирование на местности по карте. Практика: Назначение и краткая характеристика топокарт, топографические знаки. Порядок подготовки карты к работе. Тема 1.1.5. Характеристика современных средств поражения, последствия их применения и основные принципы, и способы защиты. Теория: Ядерное оружие и его характеристика. Поражающие факторы ядерного оружия и их краткая характеристика. Очаг ядерного поражения. Правила поведения (проживания) на местности с повышенным радиоактивным фоном. Оказание само и взаимопомощи при радиоактивных поражениях. Основные способы защиты личного состава и техники от поражающих факторов ядерного оружия и при действии на зараженной местности. Химическое оружие. Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ) и их краткая характеристика, поражающие свойства, основные способы и средства защиты от СДЯВ. Практика: Действие личного состава на местности, зараженной отравляющими веществами. Оказание первой помощи при поражении отравляющими веществами. Действия населения при оповещении о химическом заражении. Правила поведения в зоне химического заражения. 8 Теория: Биологическое (бактериологическое) оружие. Способы и признаки его применения. Краткая характеристика основных видов биологического (бактериологического) оружия. Очаг биологического поражения. Понятие о карантине и обсервации. Защита от биологического (бактериологического) оружия. Современные обычные средства поражения, осколочные, шариковые, фугасные боеприпасы. Боеприпасы объемного взрыва. Зажигательное оружие иностранных армий и защита от него. Пожарно-профилактические мероприятия. Тема 1.1.6. Индивидуальные и коллективные средства защиты. Практика: Фильтрующие противогазы, назначение, устройство общевойского противогаза. Особенности устройства противогазов ГП-5, ГП-7. Пользование поврежденным противогазом. Респираторы. Назначение, устройство и правила пользования респиратором Р-2. Противопыльная тканевая маска (ППТМ-1), ватномарлевая повязка и пользование ею. Средства защиты кожи. Назначение, характеристика, устройство и защитные свойства общевойскового защитного комплекта (ОЗК). Подбор, проверка и подготовка к использованию. Порядок пользования ОЗК. Объекты коллективной защиты и правила пользования ими при радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении. Отработка нормативов по надеванию индивидуальных средств защиты. Тема 1.1.7. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контрол. Практика: Измеритель мощности дозы (ДП-5А, ДП-5Б, ДП-5В). назначение, принцип действия, устройство, техническая характеристика. Работа с прибором. Допустимые дозы зараженности. Индивидуальные дозиметры (ДП-22В). назначение, устройство, техническая характеристика и правила пользования. Возможные последствия радиоактивного облучения людей. Безопасные дозы радиоактивного облучения. Групповой и индивидуальный метод контроля. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР). Назначение, устройство. Определение отравляющих веществ в воздухе в опасных и малоопасных концентрациях, определение отравляющих веществ при низких температурах и в сыпучих материалах. Тема 1.1.8. Основы медицинских знаний. Теория: Понятие об инфекционных болезнях, причинах их возникновения и механизм передачи. Профилактика инфекционных болезней. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Практика: Понятие об ушибе, вывихе, растяжении связок и первая медицинская помощь. Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и их осложнение. Травматический шок и его профилактика. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей: черепа, плечевого пояса, грудной клетки, верхних и нижних конечностей, позвоночника и костей таза. Понятие об острой сердечной недостаточности, инсульте. Способы определения остановки сердечной деятельности и прекращения дыхания. Способы искусственного дыхания сердца и непрямого массажа сердца. Теория: Профилактика возможных заболеваний в условиях автономного существования. Лекарственные растения и их использование. Само и взаимопомощь при пищевых отравлениях, укусах ядовитых змей и насекомых. Практика: Первая медицинская помощь при радиационном, химическом, биологическом (бактериологическом) поражении в сочетании с травматологическими повреждениями. Правила оказания само и взаимопомощи в различных чрезвычайных ситуациях. Транспортировка пострадавших. Назначение, устройство средств медицинской защиты аптечки индивидуальной (АИ), пакета противохимического (ИПП-8, ИПП-9) и пользование ими. Тема 1.1.9. Здоровье и образ жизни молодежи. 9 Теория: Личная заинтересованность и ответственность каждого человека о здоровье. Меры укрепления здоровья и профилактика заболеваний. Факторы риска основных инфекционных заболеваний. Возрастные особенности подростка. Юноши и девушки в период полового созревания. Физиологическая и психологическая перестройка организма. Режим труда и отдыха подростка. Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на организм подростка. Нравственность и здоровье. Понятие о правильном взаимоотношении полов. Психогигиена. Нормы поведения и их значение для охраны физического и психологического здоровья подростков. Социальные последствия вредных привычек. 1.2. Огневая подготовка: Тема 1.2.1.Материальная часть стрелкового оружия и ручных гранат. Теория: История развития отечественного стрелкового оружия. Практика: Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Правила поведения в тире и на линии огня. Теория: Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов пневматической и малокалиберной винтовки. Назначение и боевые свойства ручных гранат и запала. Работа частей и механизмов гранаты при броске. Подготовка гранаты к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами. Практика: Метание имитационной гранаты РГД-5 и Ф-1 в цель. Тема 1.2.2.Основы и правила стрельбы. Теория: Явление выстрела и его периоды. Начальная скорость пули и ее влияние на стрельбу. Отдача оружия и угол вылета. Образование траектории. Прямой выстрел, прикрытое, поражаемое и мертвое пространства и их практическое значение. Меткость стрельбы. Выбор цели. Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе с места по неподвижным и появляющимся целям. Влияние на стрельбу угла полета цели, ветра и температуры воздуха. Корректирование стрельбы. Тема 1.2.3.Техника стрельбы из пневматической винтовки. Практика: Основные элементы техники выполнения выстрела из пневматической винтовки. Изготовка, прицеливание, дыхание, спуск курка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или стойку (сидя, стоя). Тренировка технике стрельбы без пуль. Тренировка в удержании винтовки, прицеливание, нажатие на спусковой крючок. Соблюдение режима дыхания. Стрельба по квадрату 10х10 см. на листе белой бумаги. Задание: попасть в квадрат, найти среднюю точку попадания по пяти пробоинам и научиться определять точку прицеливания. Стрельба по мишени N 8 из положения, сидя за столом с опорой локтями о стол. Дистанция - 5 м. Количество выстрелов - 5. Задание: совершенствовать навыки стрельбы. По часу на каждое. Стрельба по мишени N 8 из положения, сидя за столом с опорой локтями о стол. Дистанция - 10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов-5. Задание: совершенствовать навыки стрельбы. Цель - мишень N 8. Расстояние до цели 10 м. Количество выстрелов - 10. Время стрельбы неограниченное. Пули "ДЦ", "Диабло". Положение для стрельбы сидя за столом с опорой локтями о стол. Задание: личное первенство взвода. Стрельба по мишени N 8 из положения, сидя за столом с опорой локтями о стол. Дистанция - 10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов - 10. Задание: совершенствовать навыки стрельбы. Выполнить упражнение из пневматической винтовки (единой спортивной классификации). Цель-мишень N 8. Дистанция до цели - 10 м. Количество выстрелов - 25 (5 пробных, 20 зачетных). Время на стрельбу – не ограничено. Пули "ДЦ". Положение для стрельбы - сидя за столом с опорой локтями на стол. Задание: выполнить нормативы юношеского третьего и второго разрядов. 10 Стрельба по мишени N 8 из положения с колена. Дистанция - 10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов - 10. Задание: совершенствовать навыки стрельбы. Стрельба по мишени N 8 из положения, стоя без упора. Дистанция-10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов -10. Задание: совершенствовать навыки стрельбы. Стрельба по мишени N 8 из положения стоя без упора. Дистанция -10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов - 10. Задание: совершенствовать навыки стрельбы. Выполнить упражнение из пневматической винтовки (единой спортивной классификации). Цель - мишень N 8. Расстояние до цели - 10 м. Количество выстрелов - 25 (5 пробных, 20 зачетных). Задание: личное первенство взвода. Стрельба по мишени N 8 из трех положений: - сидя за столом или лежа с упора; - с колена; - стоя. Задание: личное первенство взвода. Скоростная стрельба по силуэтным падающим мишеням из положения, сидя за столом с опорой локтями на стол. Тема 1.2.4. Ведение огня из малокалиберной винтовки с места по неподвижным целям. Практика: Подготовка малокалиберной винтовки к стрельбе. Принятие положения, лежа с упора. Прицеливание, наводка, нажатие на спусковой крючок, режим дыхания. Определение средней точки попадания. Регулировка прицела. Стрельба по мишени N 6б. Дистанция - 25 м. Количество патронов-6 (3+3). Задание: совершенствование навыков стрельбы. Стрельба по мишени N 6б. Дистанция - 25 м. Количество патронов - 5. Задание: совершенствование навыков стрельбы. Стрельба по мишени N 6б. Дистанция - 25 м. Количество патронов - 8 (3пробных, 5 зачетных). Положение для стрельбы, лежа с упора. Оценка (выбить очков): "Отлично" - 40, "Хорошо" - 33, "Удовлетворительно"- 30. Задание: совершенствование навыков стрельбы. Цель - мишень N 6Г (грудная без кругов). Расстояние до цели - 25 м. Количество патронов - 3. Положение для стрельбы: лежа с упора. Оценка: "Отлично" - поразить фигуру с первого выстрела, "Хорошо"- поразить фигуру - со второго, "удовлетворительно"- третьим. Задание: совершенствование навыков стрельбы. Цель - мишень N 6Г (грудная без кругов). Расстояние 25 м. Количество патронов-3. Положение для стрельбы, лежа с упора. Оценка: "Отлично"- поразить фигуру тремя выстрелами, "Хорошо" - двумя, "Удовлетворительно" - одним. Задание: совершенствование навыков стрельбы. Цель - мишень N 8г (бегущая фигура - мишень N 8, уменьшенная в 8 раз). Расстояние до цели - 25 м. Количество патронов -3. Положение для стрельбы, лежа с упора. Оценка: "Отлично" - поразить мишень тремя выстрелами, "Хорошо" - двумя, "Удовлетворительно" - одним. Задание: совершенствование навыков стрельбы. Тема 1.2.5. Материальная часть автомата Калашникова. Практика. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата. 1.3. Общевоинские уставы: Тема 1.3.1. Общевоинские Уставы - свод законов регламентирующих жизнь и быт ВС РФ. 11 Теория: Воинские Уставы, история их создания. Значение воинских Уставов в жизни и деятельности военнослужащих. Тема 1.3.2. Военная присяга и Боевое знамя воинской части. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Теория: Права, общие обязанности военнослужащих. Обязанности солдата. Воинские звания и знаки различия. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Чему обязывает и чем достигается крепкая воинская дисциплина. Порядок отдачи и выполнения приказаний. Воинское приветствие. Обращение к начальнику и старшему. Поощрения, применяемые к военнослужащим. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на военнослужащих. Начальники и подчиненные, старшие и младшие, их права и обязанности. Ответственность военнослужащих. Практика: Военная присяга и порядок ее принятия. Боевое знамя воинской части. Сбережение Боевого знамени. Тема 1.3.3. Распределение времени и повседневный порядок. Обязанности лиц суточного наряда роты (батареи), его состав. Теория: Укрепление и сохранение здоровья военнослужащих. Распорядок дня части. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка. Учебные занятия. Завтрак, обед, ужин. Увольнение из расположения части. Содержание помещений. Хранение личных вещей военнослужащих. Правила пожарной безопасности. Соблюдение правил личной и общественной гигиены. Практика: Назначение, состав и вооружение суточного наряда роты. Обязанности дневального по роте. Оборудование и оснащение места, на котором очередной дневальный выполняет свои обязанности. Тема 1.3.4. Воинские коллективы. Теория: Внутри коллективные отношения. Понятие о психологической совместимости личного состава боевого отделения и ее значение при выполнении боевых задач. Воинская вежливость и поведение военнослужащих на службе и в общественных местах. Офицерские кадры Вооруженных Сил России. Военно-учебные заведения. Правила и условия приема. 1.4. Строевая подготовка: Тема 1.4.1. Строевые приемы и движения без оружия. Теория: Строи, их элементы. Предварительная и исполнительная команды. Обязанности солдат перед построением и в строю. Ответ на приветствие на месте. Практика: Строевая стойка. Выполнение команд: "Становись", "Равняйсь", "Смирно", "Вольно", "Заправиться", "Головные уборы снять", "Головные уборы надеть". Строевая стойка. Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две и обратно. Строевой шаг. Повороты в движении направо и налево. Повороты кругом в движении. Строевой шаг. Повороты на месте и в движении. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй. Тема 1.4.2. Строевые приемы и движения с оружием. Практика: Строевая стойка с автоматом. Выполнение приемов "На ремень", "На грудь", "За спину". Тема 1.4.3. Строи отделения, взвода в пешем порядке и на машинах. Практика: Развернутый строй, походный строй. Команды, подаваемые для построения и перестроение отделения, взвода в развернутый и походный строй на месте и в движении. Воинское приветствие. Сигналы управления строем. Раздел II. Физическая подготовка: 12 2.2. Общая физическая подготовка (ОФП). Раздел III. Основы военно-исторического образования: 3.1. История Вооружённых сил Российской Федерации. Тема 3.1.1. Государственные символы РФ. Флаг, герб и гимн РФ Теория: Эволюция государственных символов РФ. Тема 3.1.2. Русская слава Русских дружин и ополчений. Теория: Военная организация славян VI-XVII в.в. Дни воинской славы: Ледовое побоище, Куликовская битва, освобождение Москвы от польских интервентов Мининым и Пожарским. Тема 3.1.3. Век русской воинской славы. Теория: Русская армия и флот в XVIII веке. Дни воинской славы: Полтавская битва, Победа российского флота у Гангута, взятие крепости Измаила, битва у острова Тенди. Тема 3.1.4. Великий год России. Теория: Отечественная война 1812 г. Дни воинской славы: Бородинское сражение. Тема 3.1.5. Армия и флот России XIX – начало ХХ в.в. Теория: Армия и флот России в войнах XIX – начало ХХ в.в. Великая Октябрьская социалистическая революция. Создание Красной Армии. Тема 3.1.6. Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. Теория: Важнейшие военные операции 1941-1945 г.г. Дни воинской славы. Оренбургская область в годы ВОВ. Тема 3.1. 7. ВС на современном этапе. Теория: ВС СССР после ВОВ до 1991 г. ВС РФ (1991-2002 г.г.) Тема 3.1.8. Ордена и медали. Теория: Ордена и медали с XVIII в. до 1991 г. Ордена и медали РФ. Тема 3.1.9. История России, СССР и Российской Федерации. Теория: Исторические факты создания Российской Государственности и роль России на современном этапе. Тема 3.1.10. Выдающиеся военные деятели. Теория: Военные деятели России с XVIII века до 1940 г. ХХ века. Военные деятели СССР и РФ. 3.2. Основы правовых знаний: Тема 3.3.1. Права, обязанности и ответственность военнослужащих за защиту Родины Теория: Закон РФ о воинской обязанности и военной службе. Конституция РФ об охране страны. Основы обороны. Значение и характер военной доктрины России. Право и мораль, как регуляторы поведения. Право и мораль в жизни каждого из нас. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1959 г. Занятие 5. Причины и условия правонарушений. Тема 3.3.2. Законы об охране общественного порядка и защите Отечества. Теория: Право и общественный порядок. Об ответственности граждан за общеуголовные преступления. Воинский долг граждан Российской Федерации. Об ответственности граждан за воинские преступления. Выступление перед юнармейцами работников правоохранительных органов. Тема 3.3.3. Социально-правовая защита военнослужащих. Теория: Закон РФ о статусе военнослужащих .Общие положения. Права военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. Обязанности военнослужащих. Ответственность военнослужащих. Защита чести, достоинства и прав граждан. 3.4. Международное гуманитарное право Тема 3.4.1. Сущность, принципы МГП, его основные понятия Теория: Сущность и принципы МГП. Основные понятия МГП. 13 Тема 3.4. 2 Основные документы МГП Теория: 1-я и 2-я Женевские конвенции, Гаагская декларация. 3-я и 4-я Женевские конвенции, дополнительные протоколы. Тема 3.4.3 Отличительные знаки МГП и их применение Теория: Отличительные знаки МГП и их применение. Тема 3. 4.4 Участники вооруженных конфликтов Теория: Законные и незаконные участники вооруженных конфликтов. Тема 3.4.5. Запрещенные средства и методы войны Теория: Запрещенные средства и методы войны. Тема 3.4.6 Обращение с жертвами вооруженных конфликтов, медицинским и духовным персоналом противника. Теория: Обращение с жертвами вооруженных конфликтов. Обращение с медицинским и духовным персоналом противника. Тема 3.4.7 Дети и война. Теория: Дети и война. Тема 3.4.8 Ответственность за нарушение норм МГП. Теория: Ответственность за нарушение норм МГП. Тема 3.4.9 Международный комитет Красного Креста, сущность, принципы. Теория: Сущность МККК. Принципы МККК. Тема 3.4. 10 Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ Теория: Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ. 3.5. Познавательные походы и экскурсии. Практика: Походы по местам трудовой и боевой славы оренбуржцев, посещение музеев и выставочных залов г. Оренбурга и Оренбургской области,различных мероприятий патриотической направленности. Раздел IV Культурно-эстетические и гражданско-патриотические мероприятия: Тема 4.1. Фестивальные движения. Участие и проведение фестивалей художественного творчества среди юнармейских отрядов различного уровня. Тема 4.2. Конкурсное движение. 4.2.1. Участие и проведение творческих конкурсов среди воспитанников юнармейского отряда образовательного учреждения. 4.2.2. Ежегодные конкурсы творческих работ, посвящённые памятным датам и дням воинской славы России. Конкурсы проводится среди воспитанников юнармейского отряда поэтапно. Первый этап - теоретический - в одновозрастных группах проводятся уроки-беседы, посвященные памятным датам и дням воинской славы. Второй – практический – презентация творческих работ по номинациям: рисунок, эссе, презентация, рефераты и исследовательские проекты. Третий этап – подведение итогов конкурса. Жюри, состоящее из преподавателей юнармейского отряда, администрации учебного заведения и актива отряда, определяют победителей в номинациях. 4.2.3. Ежегодный конкурс-выставка творческих работ «День Великой Победы!». Конкурс проводится в канун годовщины празднования Дня Победы, апрель-май текущего года. Рисунки и изделия декоративно–прикладного творчества, выполненные воспитанниками юнармейского отряда, представлены в виде экспозиции (выставки) в фойе образовательного учреждения. Подведение итогов и награждение победителей и участников выставки-конкурса – вторая декада мая. 4.2.3. Участие в городских, региональных конкурсах среди воспитанников юнармейских отрядов согласно плану мероприятий межрегионального Центра юнармейских отрядов. 14 4.3. Поисковое движение. 4.3.1. Организация и проведение встреч с участниками поисковых рейдов, представителями поисковых отрядов. 4.3.2. Посещение музеев, выставок, экспозиций, посвящённых результатам работы поисковых отрядов. 4.3.3. Участие в рейдах поискового отряда. 4.3.4. Отчётные мероприятия - презентации, исследовательские проекты - по итогам сезона поисковых работ. 4.4. Волонтёрское движение. Движение волонтерского отряда призвано объединить и согласовывать работу педагогов, учащихся, родителей по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и злоупотребления психоактивными веществами. Это движение способно эффективно противодействовать бродяжничеству и беспризорности через включение всех детей в активную внеурочную деятельность. 4.4.1. Формирование здорового образа жизни. Пропаганда ЗОЖ. Подбор положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности. Организация и проведение спортивных соревнований «В здоровом теле здоровый дух!» Разработка агитационных флаеров, буклетов, листовок, рекомендаций и презентаций о здоровом образе жизни. Организация мероприятий к международному дню отказа от курения(17 ноября). Изготовление буклетов, социальной рекламы о вреде злоупотребления ПАВ и популяризации здорового образа жизни. Организация и проведение рейдов «Внешний вид учащихся», «Книге – долгая жизнь!», дежурств на мероприятиях образовательного учреждения. 4.4.2. Совместная работа с городскими волонтёрскими организациями. Тренинги специалистов Городского волонтёрского Центра для учащихся юнармейского отряда. Участие юнармейцев в городских волонтёрских акциях и мероприятиях, согласно плану мероприятий Городского волонтёрского Центра. 4.4.3. Организация и проведение мероприятий ко Дню Защитника Отечества и Международному женскому дню – конкурсы, соревнования среди юношей и девушек, поздравления, концертные программы. 4.4.4.Организация и проведения мероприятия, посвящённому международному дню толерантности (16 ноября). Демонстрация презентаций, эссе на тему межнациональных отношений, понимания, сочувствия и уважительного отношения к пожилым, детям и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. 4.4.5. «Экологический десант». С 5 класса учащиеся начинают шефствовать над пожилыми людьми, которым требуется помощь и поддержка. Ребята ходят к своим подшефным и оказывают им посильную помощь Организация работы добровольческого отряда по расчистке территории учебного заведения от мусора и снега, расчистка дорожек, уход за насаждениями, домашними цветами. Экскурсии на предприятия, занимающиеся озеленением города. 4.4.6. Гуманитарные, гражданские, социальные акции. Учащиеся среднего звена общеобразовательной школы начинают шефствовать над пожилыми людьми, которым требуется помощь и поддержка. Ребята ходят к своим подшефным и оказывают им посильную помощь Посещение реабилитационных центров для детей и подростков, Домов детства, домов для престарелых. Подготовка концертных / развлекательных, обучающих программ. Сбор книг, игрушек, необходимых вещей, доставка до адресата. Оказание практической помощи пожилым людям, детям Изготовление и демонстрация социальных роликов, проектов. 15 4.4.7.Акция «Георгиевская ленточка». Творческо-поисковая работа. Оформление семейных фотоальбомов «След войны в моей семье». Оказание помощи пожилым, ветеранам и нуждающимся в подготовке к шествию «Бессмертный полк». 4.4.8.Ученическое самоуправление. Цель работы: Формирование активной гражданской позиции. Задачами деятельности данного органа являются: Реализация творческого потенциала каждой личности; Обеспечение отношений сотрудничества между педагогами и юнармейцами; Развитие отношений заботы друг о друге, о школе/клубе, о младших. В «правительство» входят самые активные и инициативные учащиеся юнармейского отряда. Именно они являются инициаторами многих добрых и полезных дел: экологические, профилактические и гуманитарные акции, субботники, Дни пожилого человека, посещение детей-инвалидов, оказание любых видов помощи пожилым людям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и многое другое. Одним из важных направлений работы ученического самоуправления является шефство над младшими членами отряда. Старшие ребята оказывают помощь учащимся среднего звена, те, в свою очередь, школьникам младшего возраста. 4.5.Проведение военно-патриотических соревнований: 4.7.1. «Зарничка» для учащхся 1-4 кл. 4.7.2. «Орленок» , «А ну ка парни» для учащихся 5-7 кл. 4.7.3 «Зарница» для учащихся 8-11 кл. 2.2 Условия реализации программы Психолого-педагогические условия Субъектное взаимодействие педагога и учащегося, построенное на сотворчестве, оптимизме. Организация педагогом ситуаций успеха, авансирование успеха, особенно для юнармейцев, неуверенных себе, с низким уровнем мотивации и адаптации. Развитие у учащихся способности к рефлексии своей деятельности Организация занятия, направленного на создание условий для самостоятельности и самореализации каждого учащегося, на раскрытие его субъектного опыта. Взаимодействие со школой и семьёй. Валеологические условия В соответствии с рекомендациями валеологии педагог должен строить занятия с учётом возрастных и физиологических особенностей учащегося. Валеологическим сопровождением образовательного процесса в «Юнармейском отряде» служат эффективные средства и методы работы по оздоровлению учащихся: - смена видов деятельности юнармейцев; - комплекс упражнений для релаксации и снятия усталости; - контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм на занятиях. Санитарно-гигиенические условия Воздушно-тепловой режим в помещении: - температура воздуха в помещении 17-19 С; - относительная влажность воздуха 30-70%; - минимальная площадь на ребёнка 2,5 кв. м. Световой режим в учебном помещении: - мощность искусственного освещения – 150 - 250 люкс. 16 2.3. Методические материалы Методические рекомендации по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» подробно описаны в Практических пособиях к программе: 1. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военно-патриотическое воспитание). 2. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец», культурно-эстетический блок I часть. 3. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» культурно-эстетический блок II часть (сборник сценариев военно-патриотических мероприятий). 2.3.1. Формы, методы и средства обучения Практические занятия проводятся в подразделениях с целью закрепления и совершенствования юнармейцами ранее приобретенных навыков и умений, отработки коллективных действий, а также для сплочения коллектива. В практике обучения применяется известный принцип: «Делай, как я». Следовать образцовому примеру, проявляя творческий подход, - самый короткий путь овладения воинским мастерством. Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим занятиям и проводятся с целью отработки воспитанниками техники выполнения приемов и способов действий личного состава (подразделений) в определенных условиях обстановки. Приемы и способы действий могут отрабатываться путем их повторения. Переход к выполнению очередного вопроса осуществляется только после того, как отрабатываемые приемы и способы действий поняты и выполняются четко и правильно. Для каждого учебного вопроса создается тактическая обстановка. Тактические занятия – имеют целью отработать приёмы и способы боевых действий в составе отделения, а также научить командиров уверенно командовать подразделениями. В ходе занятий учебные вопросы отрабатываются в единой тактической обстановке, строгой последовательности во времени и темпе, присущем характеру изучаемого вида боевых действий. При организации образовательного процесса программа предусматривает рациональное сочетание традиционных форм и методов проведения занятий и инновационных технологий. При формировании теоретических знаний используются следующие виды занятий: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, беседы, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа, встречи, с использованием видеоматериалов. Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении юнармейцев с основными положениями уставов и других документов, тактико-техническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции. Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по специальной подготовке. Оно осуществляется в ходе бесед, классно-групповых занятий. Беседа представляет собой способ усвоения знаний юнармейцами путём ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач. Классно-групповое занятие во многом напоминает развёрнутую беседу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нём более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщение и выводы, углубляют и расширяют свои знания. 17 Кроме этого, используются активные игровые формы деятельности состязательного характера: турнир, КВН, викторина, дискуссия, игра на развитие внимания, памяти, наблюдательности, глазомера, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, а также создают на занятиях обстановку соревнования и состязательности. Показ (демонстрация) – наиболее эффективный путь обучения юнармейцев разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приёмов и действий, с помощью которых у обучаемых создаётся наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приёмов, физических упражнений, действий с оружием. Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определённых приёмов и действий в целях выработки и совершенствования у юнармейцев навыков и умений. В ходе упражнений юнармейцы овладевают практическими приёмами использования и обслуживания вооружения и военной техники, способами решения тактических, огневых задач, выполнения строевых приёмов и действий в пеших строях. Практическая работа выполняется, как правило, после того, как будет усвоен определённый объём знаний, навыков и умений. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, компенсируется, совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделения и взвода и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений. Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом учёбы юнармейцев. Метод самостоятельного изучения материала – это совокупность приёмов и способов, с помощью которых обучаемые без непосредственного участия педагога закрепляют ранее приобретённые знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы являются работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, коллективный просмотр учебных видеофильмов. 18 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА Нормативные документы: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012); Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р); Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации»; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей» Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ); Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»); Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Пособия для педагога: 1. Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных и контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр внешкольной работы «Подросток». 2004г. 2. Брюнин А.И. Методическое пособие по мониторингу зрительной и оперативной памяти юнармейцев. Оренбург – МАУДО «ЦВР «Подросток». 2008г. 3. Брюнин А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2009г. 4. Брюнин А.И. Методическое пособие по воздушно-десантной подготовке. 2009г. 5. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.: Военнотопографическое управление генерального штаба, 1966. 6. Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX века (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с. 7. Гордиенко А.Н. Командиры второй мировой войны (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с 8. Зяблинцева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков. Ростов н/Д: Феникс, 2006. -160с. 9, Луйк В.Э. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военно-патриотическое воспитание). 10. Луйк С.С. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец», культурноэстетический блок I часть. 11. Наставление по физической подготовке в ВС и ВМФ (НФП – 2001).- М.: Воениздат, 2001. 12. Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй мировой войне (Энциклопедия военного искусства). - М.: Литература, 1998. – 480 с. 13. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997. 14. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226 15. Петров В.В. Снайперы (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1997. – 624 с. 19 16. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с. 17. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994. 18. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс, 2000. 19. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с – (Настольная книга будущего командира). 20. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288. 21. Ревинв Е.В. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец», культурноэстетический блок II часть сборник сценариев военно-патриотических мероприятий). 22. Соколов Н. Военная символика (Энциклопедия военного искусства). В.- Мн .: Литература, 1997. – 544 с. 23. Условные знаки топографических карт (справочник). – М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966. 24. Учебник сержанта ВДВ. – М.: МО РФ, ВДВ, 2007. – 592с. 25. Шубина Т.Г. Маршалы и адмиралы (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1997. – 608 с. Список литературы для обучающихся и родителей: 1. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.: Военнотопографическое управление генерального штаба, 1966. 2.Кукушкин А.В. Воспоминания начальника разведки ВДВ. – Чита.:2014. – 100с. 3. Мохунов Г.А. Герои Оренбуржья.- Оренбург.: Издательский центр ОГАУ, 2013. – 375. 4. Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1977. 5. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997. 6. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226с. 7. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с. 8. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994. 9. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс, 2000. 10. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с. – (Настольная книга будущего командира). 11. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288с. 12. Поповских П.Я., Сирота В.И. Учебник «Азбука разведчика». – Рыбинск.: ОАО «Рыбинский Дом печати»,2014. - 384с 20 21 2.2 Условия реализации программы Психолого-педагогические условия Субъектное взаимодействие педагога и учащегося, построенное на сотворчестве, оптимизме. Организация педагогом ситуаций успеха, авансирование успеха, особенно для юнармейцев, неуверенных себе, с низким уровнем мотивации и адаптации. Развитие у учащихся способности к рефлексии своей деятельности Организация занятия, направленного на создание условий для самостоятельности и самореализации каждого учащегося, на раскрытие его субъектного опыта. Взаимодействие со школой и семьёй. Валеологические условия В соответствии с рекомендациями валеологии педагог должен строить занятия с учётом возрастных и физиологических особенностей учащегося. Валеологическим сопровождением образовательного процесса в «Юнармейском отряде» служат эффективные средства и методы работы по оздоровлению учащихся: - смена видов деятельности юнармейцев; - комплекс упражнений для релаксации и снятия усталости; - контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм на занятиях. Санитарно-гигиенические условия Воздушно-тепловой режим в помещении: - температура воздуха в помещении 17-19 С; - относительная влажность воздуха 30-70%; - минимальная площадь на ребёнка 2,5 кв. м. Световой режим в учебном помещении: - мощность искусственного освещения – 150 - 250 люкс. 2.3. Методические материалы Методические рекомендации по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» подробно описаны в Практических пособиях к программе: 1. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военно-патриотическое воспитание). 2. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец», культурно-эстетический блок I часть. 3. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» культурно-эстетический блок II часть (сборник сценариев военно-патриотических мероприятий). 2.3.1. Формы, методы и средства обучения Практические занятия проводятся в подразделениях с целью закрепления и совершенствования юнармейцами ранее приобретенных навыков и умений, отработки коллективных действий, а также для сплочения коллектива. В практике обучения применяется известный принцип: «Делай, как я». Следовать образцовому примеру, проявляя творческий подход, - самый короткий путь овладения воинским мастерством. Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим занятиям и проводятся с целью отработки воспитанниками техники выполнения приемов и способов действий личного состава (подразделений) в определенных условиях обстановки. Приемы и способы действий могут отрабатываться путем их повторения. Переход к выполнению очередного вопроса осуществляется только после того, как отрабатываемые приемы и способы действий поняты и выполняются четко и правильно. Для каждого учебного вопроса создается тактическая обстановка. Тактические занятия – имеют целью отработать приёмы и способы боевых действий в составе отделения, а также научить командиров уверенно командовать подразделениями. В ходе занятий учебные вопросы отрабатываются в единой тактической обстановке, строгой 22 последовательности во времени и темпе, присущем характеру изучаемого вида боевых действий. При организации образовательного процесса программа предусматривает рациональное сочетание традиционных форм и методов проведения занятий и инновационных технологий. При формировании теоретических знаний используются следующие виды занятий: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, беседы, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа, встречи, с использованием видеоматериалов. Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении юнармейцев с основными положениями уставов и других документов, тактико-техническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции. Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по специальной подготовке. Оно осуществляется в ходе бесед, классно-групповых занятий. Беседа представляет собой способ усвоения знаний юнармейцами путём ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач. Классно-групповое занятие во многом напоминает развёрнутую беседу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нём более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщение и выводы, углубляют и расширяют свои знания. Кроме этого, используются активные игровые формы деятельности состязательного характера: турнир, КВН, викторина, дискуссия, игра на развитие внимания, памяти, наблюдательности, глазомера, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, а также создают на занятиях обстановку соревнования и состязательности. Показ (демонстрация) – наиболее эффективный путь обучения юнармейцев разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приёмов и действий, с помощью которых у обучаемых создаётся наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приёмов, физических упражнений, действий с оружием. Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определённых приёмов и действий в целях выработки и совершенствования у юнармейцев навыков и умений. В ходе упражнений юнармейцы овладевают практическими приёмами использования и обслуживания вооружения и военной техники, способами решения тактических, огневых задач, выполнения строевых приёмов и действий в пеших строях. Практическая работа выполняется, как правило, после того, как будет усвоен определённый объём знаний, навыков и умений. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, компенсируется, совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделения и взвода и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений. Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом учёбы юнармейцев. Метод самостоятельного изучения материала – это совокупность приёмов и способов, с помощью которых обучаемые без непосредственного участия педагога закрепляют ранее приобретённые знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы являются работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, коллективный просмотр учебных видеофильмов. 23 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА Нормативные документы: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012); Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р); Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации»; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей» Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ); Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»); Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Пособия для педагога: 1. Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных и контрольнопроверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр внешкольной работы «Подросток». 2004г. 2. Брюнин А.И. Методическое пособие по мониторингу зрительной и оперативной памяти юнармейцев. Оренбург – МАУДО «ЦВР «Подросток». 2008г. 3. Брюнин А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2009г. 4. Брюнин А.И. Методическое пособие по воздушно-десантной подготовке. 2009г. 5. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.: Военнотопографическое управление генерального штаба, 1966. 6. Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX века (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с. 7. Гордиенко А.Н. Командиры второй мировой войны (Энциклопедия военного искусства). Мн .: Литература, 1998. – 544 с 8. Зяблинцева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков. Ростов н/Д: Феникс, 2006. -160с. 9, Луйк В.Э. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военно-патриотическое воспитание). 10. Луйк С.С. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец», культурно-эстетический блок I часть. 11. Наставление по физической подготовке в ВС и ВМФ (НФП – 2001).- М.: Воениздат, 2001. 12. Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй мировой войне (Энциклопедия военного искусства). - М.: Литература, 1998. – 480 с. 13. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997. 14. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226 15. Петров В.В. Снайперы (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1997. – 624 с. 16. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с. 17. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994. 24 18. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс, 2000. 19. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с – (Настольная книга будущего командира). 20. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288. 21. Ревинв Е.В. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец», культурно-эстетический блок II часть сборник сценариев военно-патриотических мероприятий). 22. Соколов Н. Военная символика (Энциклопедия военного искусства). В.Мн .: Литература, 1997. – 544 с. 23. Условные знаки топографических карт (справочник). – М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966. 24. Учебник сержанта ВДВ. – М.: МО РФ, ВДВ, 2007. – 592с. 25. Шубина Т.Г. Маршалы и адмиралы (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1997. – 608 с. Список литературы для обучающихся и родителей: 1. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.: Военнотопографическое управление генерального штаба, 1966. 2.Кукушкин А.В. Воспоминания начальника разведки ВДВ. – Чита.:2014. – 100с. 3. Мохунов Г.А. Герои Оренбуржья.- Оренбург.: Издательский центр ОГАУ, 2013. – 375. 4. Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1977. 5. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997. 6. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226с. 7. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с. 8. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994. 9. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс, 2000. 10. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с. – (Настольная книга будущего командира). 11. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288с. 12. Поповских П.Я., Сирота В.И. Учебник «Азбука разведчика». – Рыбинск.: ОАО «Рыбинский Дом печати»,2014. - 384с 25 Приложение №1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво ПРИНЯТО педагогическим советом УТВЕРЖДЕНО Приказ № 253 от 31.08.2023 Протокол № 7 от 31.08.2023 г. Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Юный патриот» на 2023 - 2024 учебный год Пикалёво,2023 год. 26 1.Дополнительная общеразвивающая программа «Юный патриот » 1.1. Направленность программы –социально-гуманитарная 1.2. Год обучения –2. 1.3. Количество учащихся – до 30 человек 1.4. Возраст учащихся – 11-15 лет 1.5. Комплектование объединений – с 20 мая по 1 октября на основе заявлений родителей обучающихся через Навигатор дополнительного образования Ленинградской области 2.Адреса места осуществления образовательного процесса. 2.1. 187600, РФ, Ленинградская область, Бокситогорский район, г. Пикалёво, 5 микрорайон, дом 5. 3. Продолжительность и сроки окончания учебного года 5-8 классы Начало учебного года – 1 сентября 2023 года Осенние каникулы – с 28 октября по 6 ноября 2023 года (10 календарных дней) Зимние каникулы – с 30 декабря 2023 по 8 января 2024 года (10 календарных дней) Весенние каникулы - с 23 по 31 марта 2024 года (10календарных дней) Сроки окончания учебного года: 5-8 классы-24 мая 2024 года 4. Праздничные (нерабочие) дни в течение учебного года: 1,2,3,4,5 января – Новогодние каникулы; 7 января – Рождество; 23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день; 1 мая – Праздник Весны и Труда; 9 мая – День Победы; 12 июня – День России; 4 ноября – День народного единства. 5. Количество учебных недель: 34 недели. 6. Сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с реализуемыми образовательными программами 6.2. Итоговая аттестация – 25-30мая 2023 года. 7. Регламент образовательного процесса 7.1. Количество часов за учебный год –34 7.2. Количество недельных часов – 1 7.3. Количество учебных дней в месяц – 31 день. 7.4. Режим занятий - регламентируется расписанием занятий. 7.5. Продолжительность занятия - 45 минут. 27 28