Дополнительная общеразвивающая программа «Фантазеры»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 »города Пикалёво

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом

Приказом № 276 от 31.08 2023 г.

Протокол №7 от 31.08.2023 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

« Фантазёры»

Срок реализации программы: 3 месяца

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа –7-11лет
Автор-составитель программы:
Косенкова Е.В.
педагог дополнительного образования
учитель начальных классов

г. Пикалёво
2023 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

« Фантазеры»

Тип

Модифицированная

Направленность

Социально-гуманитарная

Срок реализации

Краткосрочная, 3 месяца

Возраст обуч-ся

7-11 лет

Дата разработки
программы

Сентябрь 2022

№ 19660 в Навигаторе дополнительного образования Ленинградской области
https://р47.навигатор.дети/program/19660-programma-fantazery
Изменения, вносимые в программу
Дата

Вносимые изменения

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Дата

Наименование мероприятия

Результат

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной
направленности « Фантазёры» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:


- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;



-Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утверждённые Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28;



-«Концепции

развития

дополнительного образования

до

2030»,

принятой

распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р;


Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка

организации

и

дополнительным

осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

по

программам”

- Национальным проектом «Образование», утвержденным решением Президиума
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам 24.12.2018 г.


- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка»;



Письмо> Минпросвещения России от 31.01.2022 N ДГ-245/06 "О направлении
методических рекомендаций"(вместе с "Методическими рекомендациями по
реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий")

Направленность
краткосрочной дополнительной общеразвивающей программысоциально-гуманитарная
Уровень ДОП – ознакомительный
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа « Фантазёры »-является
модифицированной программой.

Актуальность программы

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего
школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по
базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в
неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию
можно за счет проведения кружковой работы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале
разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более
сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с
профессиями дизайнера, художника – оформителя, скульптора. Уже в начальной школе
учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики
фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению
той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Фантазеры» направлена на развитие творческих способностей –
процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает
инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному
самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность
проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный
путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему
труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Отличительные особенности программы
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она ориентирована
на формирование личности обучающегося, способной к самоопределению и
свободному развитию, побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию
психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для
полного раскрытия познавательного потенциала учащихся. Данная программа позволяет
создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие
способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в
порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы,
правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Цель программы
Цель программы: создание благоприятных условий для развития самостоятельности,
творчества, индивидуальности обучающихся, художественных способностей, путем
экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник;
формирование художественного мышления
Задачи программы:
1. Познакомить детей с разными видами нетрадиционной техники в продуктивной
деятельности и способам изображения с использованием различных материалов.
2. Развивать умение детей экспериментировать с цветом, придумывать и создавать
простейшие композиции, используя разные виды нетрадиционных техник (оригами,
разрывная аппликация и др.)
3. Формировать технические навыки при работе с различными инструментами и
материалами.
4. Вызвать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании
коллективных работ.
5.Воспитывать аккуратность в работе, бережно относиться к результату своего труда.
6. Развивать внимание, память, речь, творческое воображение.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

2 раздел. Планируемые результаты
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного,
компетентностного и личностно - ориентированного подходов в процессе усвоения
программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными
видами деятельности и умениями, их реализующими Освоение детьми программы
«Фантазеры» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
Личностные результаты
учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как
одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной
картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда,
культурному наследию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для
создания творческих работ;
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций,
усвоенных способах действий;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и
характере сделанных ошибок;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации
собственного или предложенного замысла;

Метапредметными результатами программы является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Коммуникативные:


адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных
коммуникативных задач;



допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;



учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;.



формулировать собственное мнение и позицию;



договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;



совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;



учиться выполнять различные роли в группе;



сформированность умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми
и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место
и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном
творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник,
применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать
многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного
восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по
отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного
искусства;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты
такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие,
целеустремленность.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие
их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа –7 – 11 лет.
Минимальный возраст обучающихся для зачисления на обучение –7 лет.
На обучение по краткосрочной

дополнительной общеразвивающей программе

принимаются все желающие, достигшие возраста 7 лет. Приём детей осуществляется на
основании заявления родителей (или законных представителей) через Навигатор
дополнительного образования Ленинградской области
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Организационно - педагогические условия реализации программы
Сроки реализации программы – 3 месяца

Наполняемость группы – не менее 15 человек.
Режим занятий: 1 занятие в неделю
- продолжительность занятия – 45 мин.
Форма обучения: очная.
Форма организации деятельности: групповая.
Форма обучения: очная
Форма проведения занятий: аудиторные занятия.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная или индивидуальногрупповая формы организации занятий.
Форма организации деятельности: индивидуально-групповая формы организации занятий.
Материально-техническое обеспечение
1. Помещение для занятий –класс 50,3 м2
3. Оборудование, инвентарь
- компьютер
- проектор
- экран
- видеофильмы
-канцелярские принадлежности
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№

Темы учебных блоков

Количест

Формы

во часов

проведения

п/п

текущей и
итоговой
аттестации

1

Вводное занятие. Знакомство с основными 1
направлениями

работы

на

занятиях;. Инструктаж по правилам техники
безопасности на занятиях
2

Экскурсия « Природа – кладовая материалов» 1

3

Пластилинография

2

4

Бумагопластика. « Мятая» техника

2

Бумагопластика. Оригами

5

2

6

Бумагопластика. Квиллинг

2

9

Обобщение. Выставка творческих работ

2

Участие в
конкурсных
программах

Итого:

12

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В том числе
№
п/п

Наименование раздела

1

Вводное

Всего,
час.

занятие.

Знакомство

с 1

Теоретическ
ие занятия

Лаборатор
но –
практическ
ие занятия

1

основными направлениями работы на
занятиях;.

Инструктаж

по

правилам

техники безопасности на занятиях
Экскурсия

2

«

Природа

–

кладовая 1

1

материалов»
3

Пластилинография

2

1

1

4

Бумагопластика. « Мятая» техника

2

1

1

2

1

1

1

1

Бумагопластика. Оригами

5
6

Бумагопластика. Квиллинг

2

7

Обобщение. Выставка творческих работ

2
12

2
5

7

Формы проведения аттестации
№

Год обучения

Формы проведения итоговой аттестации

п/п
1 год обучения

1

Участие в конкурсной выставке творческих работ

V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№

Тема

Форма проведения, ЦОР

Дата

Вводное занятие. Знакомство с
основными направлениями работы
на занятиях; материалами и
оборудованием. Инструктаж по
правилам техники безопасности на
занятиях

Беседа

07.09

2.

« Природа – кладовая материалов»

Экскурсия

14.09

3.

Аппликация из листьев «Золотая
осень»

Практическая работа

21.09

«Путешествие в Пластилинию»

Беседа

1.

4.

https://resh.edu.ru/subject/lesso
n/5965/conspect/170615/

https://resh.edu.ru/subject/lesso
n/5365/conspect/167914/

28.09

https://resh.edu.ru/subject/lesso
n/5095/start/168042/
5.

Работа с симметрией. Картина
«Фрукты»

Практическая работа
https://resh.edu.ru/subject/lesso
n/5095/start/168042/

05.10

6.

Лепная картина. Формирование
композиционных навыков. «Цветы
для бабушки», «Фиалки»

Беседа, презентация

12.10

«Технология изготовления поделок
на основе использования мятой
бумаги».«Цыпленок»

Практическая работа

7.

https://resh.edu.ru/subject/lesso
n/5095/start/168042/

https://resh.edu.ru/subject/lesso

19.10

n/4230/start/170488/

8.

История Оригами. Тюльпаны

Беседа, презентация
https://resh.edu.ru/subject/lesso
n/4230/start/170488/

26.10

9.

Работа с симметрией. Аппликация
«Морская звезда», картина
«Фрукты»

Практическая работа

09.11

https://resh.edu.ru/subject/lesso
n/4052/start/160977/

10

Знакомство с техникой
Беседа, презентация
«квиллинга», применение техники в
https://resh.edu.ru/subject/lesso
декоративно-эстетическом
n/4469/conspect/221877/
оформлении, основные элементы
квиллинга

15.11

11.

Квиллинг «Листик»

22.11

Практическая работа
https://resh.edu.ru/subject/lesso
n/4469/conspect/221877/

12.

Обобщение. Выставка творческих
работ

VI.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающийся должен знать:
- правила ТБ;
-название и назначение ручных инструментов, контрольно-измерительных
инструментов),приспособлений и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям;
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка,
отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Обучающийся должен уметь
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том
числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- читать простейший чертёж;
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных
изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку
изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками,
аппликациями, прямой строчкой и её вариантами; - безопасно использовать и хранить
режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном
уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты
в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
VII СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля
успеваемости и итоговой аттестации обучающихся .
Текущий контроль обучающихся проводится с целью установления фактического уровня
теоретических знаний и практических умений и навыков по темам (разделам)
дополнительной общеразвивающей программы.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогом по каждой
изученной теме.
Достигнутые обучающимися умения и навыки заносятся в диагностическую карту.
Текущий контроль может проводиться в следующих формах: творческие работы,
самостоятельные работы репродуктивного характера; выставки; срезовые работы;
вопросники, тестирование; защита творческих работ, проектов; конференция;

Обучающимся, полностью освоившему дополнительную общеразвивающую программу, и
успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается свидетельство о дополнительном
образовании.
Обучающимся, не прошедшим аттестацию или получившимнеудовлетворительные
результаты выдаётся справка об обучении или о периоде обучения.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%,
предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%;
сочетает специальную терминологию с бытовой;
-

низкий

уровень

–

обучающийся

овладел

менее

чем

50%

объёма

знаний,

предусмотренных программой; как правило, избегает употреблять специальные термины;
- программу не освоил - обучающийся овладел менее чем 20% объёма знаний,
предусмотренных программой.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с
элементами творчества;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 7050%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на
основе образца;
- низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и
навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии
выполнять лишь простейшие практические задания педагога;
- программу не освоил - обучающийся овладел менее чем 20% предусмотренных
программой объёма умений и навыков.

IX. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, использованной педагогом
Афонькин, С.Ю./ Уроки оригами в школе и дома/ Афонькин, С.Ю, Афонькина,
Е.Ю.//М.:«ООО фирма Аким», 1995;

Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Технология - Умные руки». Самара.
«Учебная литература», 2007 г.
. «Умелые руки не знают скуки», серия книг: поделки из скорлупы,
из поролона, из соломки, открытки-сюрпризы. М., «Просвещение», 2009г.

Список литературы, рекомендуемой для обучающихся
. Носова Т. И. «Подарки и игрушки своими руками», М., 2008 г.
. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов», М., 1990 г.
. Царамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей», Ярославль. 2004 г.
.

Приложение№1.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво

ПРИНЯТО
педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 253 от 31.08.2023

Протокол № 7 от 31.08.2023 г.

Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы
социально-гуманитарной направленности

« Фантазёры»

на 2023 - 2024 учебный год

Пикалёво,2023 год.

1.Дополнительная общеразвивающая программа « Фантазёры »
1.1. Направленность программы –социально-гуманитарная.
1.2. Год обучения –краткосрочная, 3 месяца.
1.3. Количество учащихся – до 30 человек
1.4. Возраст учащихся – 7-11лет
1.5. Комплектование объединений – с 20 мая по 1 октября
на основе заявлений родителей обучающихся через Навигатор дополнительного образования
Ленинградской области
2.Адреса места осуществления образовательного процесса.
2.1. 187600, РФ, Ленинградская область, Бокситогорский район, г. Пикалёво,
5 микрорайон, дом 5.
3. Продолжительность и сроки окончания учебного года
1-4 классы
Начало учебного года – 1 сентября 2023 года
Осенние каникулы – с 28 октября по 6 ноября 2023 года (10 календарных дней)
Зимние каникулы – с 30декабря 2023по 8 января 2024года (10 календарных дней)
Весенние каникулы - с 23 по 31 марта 2024 года (10календарных дней)
Сроки окончания учебного года:
1-4 классы-24 мая 2024 года
Летние каникулы - с 27 мая по 31 августа 2024 года
Дополнительные каникулы для 1 классов с 10 по 18 февраля 2024 года (9 календарных
дней)
4. Праздничные (нерабочие) дни в течение учебного года:
1,2,3,4,5 января – Новогодние каникулы;
7 января – Рождество;
23 февраля – День защитника Отечества;
8 марта – Международный женский день;
1 мая – Праздник Весны и Труда;
9 мая – День Победы;
12 июня – День России;
4 ноября – День народного единства.
5. Количество учебных недель: 34 недели.
6. Сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с
реализуемыми образовательными программами
6.2. Итоговая аттестация – 25-30 ноября 2023 года.
7. Регламент образовательного процесса
7.1. Количество часов за учебный год –12
7.2. Количество недельных часов – 1
7.3. Количество учебных дней в месяц – 31 день.
7.4. Режим занятий - регламентируется расписанием занятий.
7.5. Продолжительность занятия - 45 минут.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».