Дополнительная общеразвивающая программа «Школа безопасности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом

Приказом директора № 276

Протокол № 7от «31» _августа 2023г.

МБОУ «СОШ № 3» г.Пикалёво
от «31» августа 2023 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
социально- гуманитарной направленности
«Школа безопасности»

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа - 11 - 15 лет

Срок реализации: 1 год
Автор-составитель программы:
Вихров А.А.педагог дополнительного
образования

г. Пикалёво
2023 год

Паспорт программы
Наименование
Тип

«Школа безопасности»
Модифицированная

Направленность

Социально-педагогическая

Срок реализации

1 год

11-15 лет
Возраст
обучающихся
2023 год
Дата разработки
программы
№ 2176 в Навигаторе дополнительного образования Ленинградской области
https://р47.навигатор.дети/program/2176-shkola-bezopasnosti

Дата

Изменения, вносимые в программу
Вносимые изменения

2

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа безопасности» разработана
в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа безопасности » разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20,

утверждённые

Постановлением

Главного

государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28;
-«Концепции развития дополнительного образования до 2030», принятой распоряжением
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р;
Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка
организации

и

осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

по

дополнительным
программам”

- Национальным проектом «Образование», утвержденным решением Президиума Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 г.
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка»;
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Школа безопасности»социально- гуманитарная
1.1.Отличительные особенности программы
«Жизнь есть дар, великий дар, и тот,
кто ее не ценит, этого дара не заслуживает».
Леонардо да Винчи
Программа «Школа безопасности » - это общеразвивающая программа для обучающихся
подросткового и раннего юношеского возраста. Во всем мире главной социальной проблем
является проблема обеспечения безопасности. Угрозу жизни и здоровью человека могут
представлять многие ситуации. Это и дорожное движение, и пожары, и стихийные бедствия, и
сам человек. В статье 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» Предусмотрено «...
3

обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся
в общеобразовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется
соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с
Государственной противопожарной службой».
Особое внимание специалистов противопожарной пропаганды во всем мире уделяется детям и
молодежи, т.к. это одна из наименее защищенной от пожаров групп населения, не владеющая
знаниями и навыками в области пожарной безопасности. В настоящее время одна из
важнейших задач - обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, поэтому подготовка
детей к действиям в экстремальных условиях - важнейшая составляющая воспитания и
социализации подростков. Самое важное - научить детей правилам жизни во взрослом мире.
Речь идет не столько о заучивании детьми правил, сколько о воспитании. Только выполнение
правил безопасного поведения без осознания механизма возникновения чрезвычайного
происшествия и правильного действия в каждой конкретной ситуации, без самодисциплины и
самоконтроля не может гарантировать безопасности.
Все это стало предпосылками к созданию программы социально - педагогической
направленности «Школа безопасности». Работа кружка рассчитана на 34 часа учебного времени
и состоит из теоретических и практических занятий, являясь дополнительной подготовкой
учащихся к Всероссийскому детско-юношескому движению «Школа безопасности»,
основываясь на изучении поисково - спасательных видов спорта в разделе «Безопасность и
защита человека в чрезвычайных ситуациях» общеобразовательной программы «Основы
безопасности жизнедеятельности». Материал также охватывает вопросы подготовки
спасателей, гражданской защиты, оказанию доврачебной помощи пострадавшим, при изучении
разделов по действиям человека в чрезвычайных ситуациях природного техногенного
характера.
Ведущая идея программы : формирование принципов безопасности личности путём
создания условий для овладения обучающимися умений и навыков по действиям в
чрезвычайных ситуациях и основ оказания первой помощи пострадавшим в Ч.С, для
осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных
учебных заведениях МЧС России.
1.2.Актуальность программы
Актуальность программы состоит в том, что позволяет параллельно решать задачи нескольких
Государственных программ и приоритетных направлений.
В рамках государственной программы по профильному обучению, данная общеразвивающая
программа помогает воспитанникам определиться в выборе будущей профессии. Приобретая
4

навык спасательной работы, каждый обучающийся получит не только уверенность в своих
силах, но и возможность ознакомиться с профессиями: спасатель, пожарный, врач скорой
помощи. что немаловажно для профессионального самоопределения.
Программа «Школа безопасности » является важным этапом обеспечения социальной защиты
человека.
Ее реализация призвана решительно повысить информированность обучающихся в области
чрезвычайных ситуаций, дать им практические рекомендации по защите и должна
способствовать снижению смертности, заболеваемости и травматизма среди обучающихся от
вредных и опасных факторов окружающей среды, помочь выработать у них психологическую
устойчивость в чрезвычайных ситуациях, а также бережное отношение к себе и окружающей
среде. Актуальность программы ««Школа безопасности» в том, то ее социально-педагогическая
направленность ориентирована на воспитание гражданина «безопасного» типа, знающего
основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и
умеющего применить эти знания на практике.
Главная цель раздела «Я - пожарный» научить обучающихся правильно действовать в
чрезвычайных обстоятельствах, привить навыки осторожного обращения с огнем.
Раздел «Я врач» - оказание первой помощи человеку, получившему травму или страдающему
от внезапного приступа заболевания, до момента прибытия бригады скорой помощи, может
стать принципиальным в вопросе жизни и смерти пострадавшего. Учитывая этот факт, в
программу включен раздел «Я - спасатель», где со школьного возраста обучающиеся учатся
основным умениям и навыкам поисково-спасательных мероприятий.
Занятия по данной программе одновременно с получением дополнительного образования
решают проблему организованного досуга и повышения социального статуса обучающихся:
1.3.Педагогическая целесообразность
Сегодня выпускникам школ требуются не только знания, но и умения. Соответственно,
необходимо изменить организацию процесса обучения таким образом, чтобы обучающиеся
могли применять полученные знания на практике. Школьники среднего и старшего возраста в
силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни, значит нужно
включать взрослые формы деятельности в учебный процесс.
Данная деятельность позволяет решить межличностные, внутриличностные проблемы
обучающихся. Программа объединения дополнительного образования «Школа безопасности»
рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 34

часа учебного времени Вопросы,

рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал.
Практические занятия проводятся в социальных условиях, охватывают тренировки в комплексе

5

ОБЖ, пожарной части. Данная программа может быть востребована учителями ОБЖ,
педагогами дополнительного образования ,развивающих социальное направление личности.
Педагогические технологии, используемые в обучении.


Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к
каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они
предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов
ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
 Игровые технологии помогают обучающихся в форме игры усвоить необходимые знания
и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес обучающихся к
выполняемой работе.
 Технология творческой

деятельности используется для

повышения творческой

активности обучающихся
 Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у обучающихся
наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке
задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
 Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных
интересов,

обучающихся

умение

самостоятельно

конструировать

свои

знания,

ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления,
формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Методы, используемые в обучении
Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для
объяснения применения материала и методики исследования.
Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для
демонстрации результатов работы обучающихся.
Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи
пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.
Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить
самостоятельность, познавательную деятельность и активность обучающихся.
Исследовательская деятельность помогает развить у обучающихся наблюдательность, логику,
самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений,
анализе и обработке полученных результатов.
Диагностические:
- педагогическое наблюдение, интервьюирование;
6

-тестовая диагностика: «Метод недописанного тезиса»
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных
интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной
общеразвивающей образовательной программы и возраста воспитанников:


Деловые и ролевые игры.



Упражнения на взаимодействия в группе.



Объектовые тренировки



Отработка сигналов ГО



Конкурсы (участие в районных, областных и всероссийских).



Встречи со специалистами и интересными людьми.



КТД.



Беседы.

Программа предполагает подготовку воспитанников к социально значимой роли:
граждан России, руководителей своей жизни. Обучение по общеразвивающей программе
представляет собой систему взаимосвязанных заданий, деловых игр и тренингов, в ходе
которых воспитанники будут анализировать и моделировать различные ситуации, высказывать
и защищать свою и коллективную точки зрения, участвовать в моделировании спасательных
ситуаций и оказании первой помощи.
1.4.Цель программы:
Цель. Создание оптимальных условий для развития и самореализации личности, социально
адаптированной к современным условиям жизни, готовой к действиям по спасению и
самоспасению при аварийно-спасательных работах в условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
1.5.Задачи программы:
Обучающие:
-Формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание

теории

спасательного дела .
- Приобретение конкретных знаний и умений спасательного дела.
- Обучение практическим навыкам оказанию само и взаимопомощи, умелым и быстрым
действиям в любой чрезвычайной ситуации;
-Обучение практическим навыкам и умению пользоваться

индивидуальными и

коллективными средствами защиты;
- Улучшение физической подготовки и приобщение подростков и молодежи к здоровому
образу жизни;
7

Развивающие:
- Проведение различных тренировок в форме слетов и соревнований по закреплению навыков
поведения в экстремальных ситуациях соблюдения здорового образа жизни;
-Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения
к правам и свободам человека.
Воспитательные:
- Развитие аналитического и критического мышления, воображения, рефлексивной
культуры.
-Создание условий для развития положительных качеств характера воспитанников (внимание
к себе и ближним, коммуникативность ,нравственное поведение).


Требования к УУД, которые должны быть сформированы в процессе реализации
программы:



У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные,
познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.



Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных
действий:



объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные
поступки можно оценить как хорошие или плохие;



самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);



в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.



Метапредметными результатами является формирование:



Регулятивных УУД:



формировать убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;



применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;



уметь оказать первую помощь пострадавшим;



уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;



уметь принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации
последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей.



Познавательных УУД:

8



понимать роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;



ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
педагога и самостоятельно;



делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе;



добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, сеть Интернет,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;



перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в
парах, группах;



перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
образы.



Коммуникативных УУД:



доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне предложения или небольшого текста).



слушать и понимать речь других.



учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и
правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).



Предметными результатами является сформированность следующих умений:



умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);



использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;



участие в практической деятельности, проведении спортивно-тренировочных мероприятий,
приобщение к поисковой и творческой деятельности;



поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;



освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о
государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;



воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному
здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности,
общества и государства;



овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по
характерным признакам их появления; принимать обоснованные решения и план своих
9

действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих
возможностей.
Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа – 11 – 15 лет.
Минимальный возраст обучающихся для зачисления на обучение – 11 лет.
1.6.Условия отбора учащихся на обучение по данной программе.
На обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Школа безопасности»
принимаются все желающие из числа обучающихся МБОУ «СОШ № 3» г. Пикалёво,
достигшие возраста 11 лет. Приём детей осуществляется на основании письменного заявления
родителей (или законных представителей) или заявления обучающихся, достигшего возраста 14
лет.
1.7.Организационно - педагогические условия реализации программы
Сроки реализации программы – 1 год.
Наполняемость группы – не менее 15 человек.
Режим занятий:
- количество учебных часов за учебный год –34 часа
- количество занятий и учебных часов в неделю – 1 занятие в неделю
- продолжительность занятия – 45 мин.
Форма обучения: очная.
Форма организации деятельности: групповая.
Форма проведения занятий: аудиторные или внеаудиторные практические занятия.
Формы аудиторных занятий:
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: лекция, занятие-игра,
мастерская, конкурс, практикум и т.д.;
- по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по систематизации и
обобщению знаний, по контролю знаний, комбинированные формы занятий.
1.8. Материально-техническое обеспечение
1. Помещение для занятий – школьный кабинет, комплекс ОБЖ
2. Фотоаппарат.
3. Блокноты, ручки.
Медицинское имущество:
1. Индивидуальные средства медицинской защиты;
10

2. Перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри:
3. бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7м х 14см
4. бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5м х 10см
5. вата медицинская компрессная
6. косынка медицинская (перевязочная)
7. повязка медицинская большая стерильная
8. повязка медицинская малая стерильна
Медицинские предметы расходные:
1. - булавка безопасная
2. - шина проволочная (лестничная) для ног
3. - шина проволочная (лестничная) для рук
4. - шина фанерная длиной 1 м.
5. - противогаз

1.9.Система оценки результатов освоения программы
Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля успеваемости
и промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Текущий

контроль

успеваемости

обучающихся

в

ОУ

осуществляется

педагогом

дополнительного образования.
Формы проведения текущего контроля: самостоятельные работы репродуктивного характера;
срезовые работы; вопросники, тестирование, выпуск газеты, подготовка КТД.
Так как данная программа рассчитана на 1 год обучения, то промежуточная аттестации не
проводится.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по дополнительной
общеразвивающей программе «Школа безопасности».
Итоговая аттестация обучающихся проводиться в форме участия во Всероссийском детскоюношеском движении «Школа безопасности» .
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется администрацией школы.
Способы проверки результатов.
Основными способами оценки реализации программы являются:
1 Начальная диагностика ЗУН воспитанников.
2 Итоговая диагностика ЗУН воспитанников.
Формы подведения итогов реализации программы.
11

Итоги программы подводятся в выдаче сертификатов для участия во Всероссийском детскоюношеском движении «Школа безопасности» .
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%,
предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает
специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных
программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины;
- программу не освоил - обучающийся овладел менее чем 20% объёма знаний,
предусмотренных программой.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками,
предусмотренными

программой

за

конкретный

период;

работает

с

оборудованием

самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с
элементами спасательного дела;
свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать и активно
принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на
практике.
- средний уровень – у обучающихся объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%;
работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе
образца; удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение
пользоваться литературой при подготовке сообщений, элементарные представления об
исследовательской деятельности, пассивное участие в тренировках ГО и ЧС.
- низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков,
испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь
простейшие практические задания педагога;
- программу не освоил - обучающийся овладел менее чем 20% предусмотренных программой
объёма умений и навыков

1.10.

Планируемые результаты освоения программы

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, будет способствовать:
·

расширению сети объединений, учреждений и организаций, занимающихся воспитанием и

подготовкой детей и подростков к действиям в экстремальных ситуациях;
12

· обеспечению непрерывного образовательного и воспитательного процесса в рамках социума;
·

значительному увеличению числа детей - участников общественного детско-юношеского

движения «Школа безопасности» и подростковых объединений «Юный спасатель», вовлекая их
в социально значимую деятельность;
·

оздоровлению и физическому развитию молодежи, а также профессиональной ориентации

участников движения.
В конце обучения обучающийся должен знать:

• функции спасательной службы и законодательную базу по ней;
• специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их поражающие факторы
•
•
•
•
•
•
•
•
•

и последствия;
способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в различных условиях;
основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования,
приборов, инструментов, приспособлений;
приемы и средства оказания первой медицинской помощи;
особенности оказания первой медицинской помощи при переломах различной
локализации;
основы передвижения по различной местности;
основы выживания в различных климатических и природных условиях;
свои индивидуально-психологические особенности;
методы и приемы управления собственным состоянием;
особенности психологического воздействия обстановки на людей при ЧС.
В конце обучения обучающийся должен уметь:

• ориентироваться в законодательной базе по аварийно-спасательному делу;
• применять и эффективно использовать спасательную технику, приборы, оборудование,
СИЗ и средства связи;
• оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
• работать с компасом и картой, ориентироваться на местности в любое время суток при
различных погодных условиях;
• контролировать свое морально-психологическое состояние при ЧС;
В конце обучения обучающийся должен иметь представление:


об отечественном и зарубежном опыте ведения АСР в различных ЧС природного и
техногенного характера;



о природных явлениях региона;



о процессе горения, пожаре и его развитии;



об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;



об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.
Учебно-тематическое планирование
13

№

Темы занятий

Кол-во часов
Всего

1-2

В том числе
Теория

Практика

«Я - пожарный»

10

5

5

Цели и задачи пожарной охраны.
Противопожарная безопасность. Эвакуация
при пожаре из здания школы

2

1

1
Объектовая
тренировка №1

3-4.

Причины пожаров в жилых домах и открытых
пространствах.

2

1

1

5-6

Первичные средства пожаротушения.
Правила пользования первичными
средствами пожаротушения. Классификация и
область применения огнетушителей.
Пожарно-прикладной вид спорта.
Экскурсия в пожарную часть

2

1

1

2

1

1

7-8.

9-10 Противопожарная
профилактика. Социальный проект. «Действия

Объектовая
тренировка №2
2

1

1

10

5

5

населения при пожарах»
«Я - врач»
1112

Экстренная реанимация при несчастных
случаях. Состав походной аптечки.

2

1

1

1314

Массаж сердца и И.В.Л.

2

1

1

1516

1 помощь при кровотечениях.
Виды и правила перевязки

2

1

1

1718

1 помощь при переломах
Виды иммобилизаций при переломах.

2

1

1

1920

Правила транспортировки пострадавшего.
Изготовление носилок из подручных
материалов
«Я -спасатель»

2

1

1

10

5

5

2122

Условия автономного существования в
природе. Азы пешего туризма.

2

1

1

2324

Ориентирование в природных условиях .

2

1

1

2526

Технические средства поисково-спасательных
работ
Техника безопасности при проведении

2

1

1

14

2930

поисково-спасательных работ
Приборы радиационной, химической разведки
и дозиметрического контроля
Аварийные химически опасные и отравляющие
вещества. Меры защиты.
Средства индивидуальной и коллективной
защиты

3134

Участие во Всероссийском детско-юношеском
движении «Школа безопасности»

2728

Всего:

2

1

1

2

1

1

4
34

4
15

19

3.Содержание программы
1. « Я - пожарный»
Теоретические знания
Правила пожарной безопасности. Огнетушащие средства. Способы прекращения горения
Опасности при пожаре, поражающие факторы .Классификация и область применения
огнетушителей. Виды пожаров. Лесные пожары: верховой пожар, низовой пожар, торфяной
пожар. Причины лесных пожаров: связанные с деятельностью человека; связанные с
природными факторами (молния, засуха). Способы устранения лесных пожаров. Пожары,
возникающие в жилищах. Причины возникновения пожаров в жилых и административных
зданиях.
Практическая деятельность: Действия населения при пожарах. Правила пользования
первичными средствами пожаротушения.
« Я- врач»
Теоретические знания: Состав походной аптечки. Правила иммобилизации при переломах
конечностей. Назначение и применение лекарств. Изготовление носилок из подручных
материалов.Первая медицинская помощь при утоплении. ПМП при ожогах и обморожениях
Доврачебная помощь при травмах. Обморожение – первая помощь при обморожении. Ожог –
первая помощь при ожоге. Причины возникновения теплового и солнечного удара и первая
помощь при этих явлениях. Первая помощь при поражении электрическим током и молнией.
Первая помощь при утоплении, способы проведения искусственного дыхания при утоплении.
Раны – правила обработки ран.Кровотечения. Способы остановки кровотечения. Виды
переломов. Первая помощь при переломах.. Травматический шок – первая помощь при шоке.
Первая помощь при отравлениях. Сердечная недостаточность. Правила транспортировки
пострадавшего.

15

Практическая деятельность: Оказание первой помощи и проведение сердечно-лёгочной
реанимации.. Правила наложения повязки на раны при наружном кровотечении конечностей
Ушибы, вывихи, растяжения – первая помощь
«Я- спасатель»
Теоретические

знания:

Необходимость

разжигания

костра

в

условиях

автономного

существования в природе. Виды костров: таёжный, шалаш, звезда, звезда и шалаш, колодец,
камин, нодья. Тип костра, разводимый в сырую погоду. Разжигание костра без спичек с
помощью трения . Снаряжение туриста. Обувь и одежда туриста. Список личного снаряжения.
Требования к рюкзаку, посуде и т.д. Уход за ногами и обувью в походе шаг туриста.
Построение цепочки. Интервалы. Обязанности направляющего и замыкающего. Режим
движения: ходовой час и привалы, нормальная скорость движения, количество ходовых часов.
Привал и бивак. Прямой узел. Ткацкий узел. Академический узел. Узел проводника.
Схватывающий узел (практическая отработка соединения верёвок)
Человек и окружающая среда. Основные правила поведения и меры защиты
Организация и ведение аварийно-спасательных работ .Технические средства поисковоспасательных работ. Техника безопасности при проведении поисково-спасательных работ
Средства управления и связи. Средства индивидуальной и коллективной защиты
Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля
Аварийные химически опасные и отравляющие вещества. Меры защиты.
.Практическая деятельность: Практическое занятие по теме: "Узелок". Укладка рюкзака.
Установка палатки. Разведение костра. Ориентирование в природных условиях по местным
предметам – определение сторон горизонта. Ориентирование по отдельно стоящему дереву, по
расположению мха на деревьях, по муравейнику, по расположению колец спиленного дерева,
по кресту на церкви, по солнцу, по солнцу и часам (по стрелкам), по звёздам (по Полярной
звезде). Ориентирование по компасу .Тренировки по применению индивидуальных средств
защиты.
Итоговое занятие
Теоретические знания: Подведение итогов за год.
Практическая деятельность: участие во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа
безопасности»
4. Методическое обеспечение программы
Основной тип занятий —лекция, практикум, экскурсия .
Основная методическая установка — обучение школьников навыкам самостоятельной
индивидуальной и групповой работы.

Индивидуальное освоение ключевых способов

деятельности происходит на основе системы знаний, изложенных в лекционной части занятия.
16

Кроме индивидуальной работы над проектами, применяется и групповая работа. В задачи
педагога входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности —
авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах
обучения обучающиеся объединяются в группы для реализации коллективных проектов, т.е.
используется

проектный

метод

обучения.

Отбор

методов

обучения

обусловлен

необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей
обучающихся. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих
элементов данных компетенций:
•

социально-практическая значимость компетенции

•

личностная значимость компетенции

•

минимально необходимый опыт деятельности обучающегося в сфере данной

компетенции;
Программа предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу:
технология работы с информацией — из информатики, конкретные примеры и задачи — из
смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика,
биология, краеведение, география вполне может использоваться обучающимися в процессе
деятельности.
На занятиях применяются следующие методы: словесный, наглядный, практического
упражнения, эвристический, игровой чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам
программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация
познавательного

характера.

Теория

сопровождается

показом

наглядного

материала,

преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами.
Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому
материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагоги
постоянно напоминают обучающимся о правилах использования инструментов и соблюдении
правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

№
П.п.

Разделы
программы

Формы обучения

1
2

« Я- пожарный»
« Я- врач»
« Я- спасатель»

Групповая,
индивидуальногрупповая.

3

Методы
обучения
Беседа,
демонстрация,
иллюстрация,
лекция, видео17

Комплекс
средств
обучения
Речь,
наглядные
пособия,
исследуемые

Форма
контроля
Защита
проекта
Конкурс

метод,
упражнение,
обучающий
контроль,
эвристический

объекты,
плакаты,
схемы,
приборы

5. Библиографический список
5.1.Список использованной литературы для педагогов
1. Безопасность жизнедеятельности: Сборник нормативных документов по подготовке
учащийся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М., АСТ, 1998 год.
2. Ю.В. Козлова, В.В. Ярошенко «Туристический клуб школьников» Пособие для учителя.
Москва Творческий центр «Сфера» 2004 г.
3. Алешин, В. М. Туристская топография М.: Профиздат, 1985. – 285 с.
4. Бардин, К.В. Азбука туризма М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
5. Баринов, А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них М.:
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 496 с.
6. Волович, В.Г. С природой один на один М.: Военное издательство, 1989. - 260 с.
7. Теплоухов, В. В. Руководство для судей и участников соревнований по технике
пешеходного туризма М.: Путник № 4, 1996. - 102 с.
8. Лукоянов, П. И. Зимние спортивные походы М.: Физк. и спорт, 1988. - 192 с.
9. Лысогор, Н. А. Питание туристов в походе М.: Пищевая пром-ть, 1980. - 156 с.
10. Тыкул, В.И. Спортивное ориентирование М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
11. Шимоновский, В. Ф. Питание в туристическом походе М.: Профиздат, 1986. - 136 с
5.2.Список использованной литературы для учащихся и родителей
1. Основы медицинских знаний учащихся: Учебник для средних учебных заведений / Под
ред. М.Н. Гоголева. М. Просвещение 1991.
2. Смирнов А.Т., Васне В.А., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. 11
класс: Учебник. М. Просвещение, 2002.
3. Куприн А.М. «Занимательная картография» Книга для учащихся 6-8 классов средней
школы. М. 1989г.
4. Фесенко Б.И. «Книга молодого ориентировщика» М. 1997г.

18

5. .Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова «Основы безопасности
жизнедеятельности» (Основы медицинских знаний и охрана здоровья), учебное пособие
для учащихся 4-5 кл., 6-8 кл., 9 кл., 10-11 кл., изд. «Русское слово», Москва, 1996 г.
6. Учебник «Основы медицинских знаний», 5-11 кл., изд. «Просвещение», Москва, 1996 г.
7. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для
5-9 кл., изд. «Просвещение», Москва, 2014г.
8. Драгачев, С. П. Туризм и здоровье М.: Знание, 1984. - 345 с.
9. Ильичев, А.А. Популярная энциклопедия выживания М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 200. - 496с.
10. Коструб, А. А. Медицинский справочник туриста М.: Знание, 1986. - 231 с.

19

Приложение №1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво

ПРИНЯТО
педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 253 от 31.08.2023

Протокол № 7 от 31.08.2023 г.

Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы
социально-гуманитарной направленности

«Школа безопасности»

на 2023 - 2024 учебный год

Пикалёво,2023 год.

20

1.Дополнительная общеразвивающая программа «Школа безопасности »
1.1. Направленность программы –социально-гуманитарная
1.2. Год обучения –1.
1.3. Количество учащихся – до 30 человек
1.4. Возраст учащихся – 11-15 лет
1.5. Комплектование объединений – с 20 мая по 1 октября
на основе заявлений родителей обучающихся через Навигатор дополнительного образования
Ленинградской области
2.Адреса места осуществления образовательного процесса.
2.1. 187600, РФ, Ленинградская область, Бокситогорский район, г. Пикалёво,
5 микрорайон, дом 5.
3. Продолжительность и сроки окончания учебного года
5-8 классы
Начало учебного года – 1 сентября 2023 года
Осенние каникулы – с 28 октября по 6 ноября 2023 года (10 календарных дней)
Зимние каникулы – с 30 декабря 2023 по 8 января 2024 года (10 календарных дней)
Весенние каникулы - с 23 по 31 марта 2024 года (10календарных дней)
Сроки окончания учебного года:
5-8 классы-24 мая 2024 года
4. Праздничные (нерабочие) дни в течение учебного года:
1,2,3,4,5 января – Новогодние каникулы;
7 января – Рождество;
23 февраля – День защитника Отечества;
8 марта – Международный женский день;
1 мая – Праздник Весны и Труда;
9 мая – День Победы;
12 июня – День России;
4 ноября – День народного единства.
5. Количество учебных недель: 34 недели.
6. Сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с
реализуемыми образовательными программами
6.2. Итоговая аттестация – 25-30мая 2023 года.
7. Регламент образовательного процесса
7.1. Количество часов за учебный год –34
7.2. Количество недельных часов – 1
7.3. Количество учебных дней в месяц – 31 день.
7.4. Режим занятий - регламентируется расписанием занятий.
7.5. Продолжительность занятия - 45 минут.

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».