Дополнительная общеразвивающая программа «Юный экскурсовод»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 »города Пикалёво

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

Приказ № 276 от 31.08.2023

Протокол № 7 от 31.08.2023 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности

«Юный экскурсовод».
В рамках реализации продолжения программы « Орлята России»
трека
« Орлёнок-эколог»

Срок реализации программы: 2 года
Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа :11-15лет
Разработчик программы:
Карнова О.С.; педагог дополнительного
образования ,советник директора по
воспитанию
г. Пикалёво 2023 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование

«Юный экскурсовод»

Тип

Модифицированная

Направленность

естественнонаучная

Срок реализации

2 года

Возраст обуч-ся

11-15 лет

Дата разработки
программы

2023 год

№ 20994 в Навигаторе дополнительного образования Ленинградской области
https://р47.навигатор.дети/program/20994-yunyi-ekskursovod
Изменения, вносимые в программу
Дата

Вносимые изменения

2

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

№ п/п
1.

Дата

Наименование мероприятия

Октябрь

Участие в школьном этапе Всероссийской

Результат

олимпиады школьников по биологии
2.

Ноябрь

Участие в школьном этапе Всероссийской
олимпиады школьников по экологии

3.

Январь

Участие в школьной научно – практической
конференции

4.

Январь

Участие в конкурсе школьных музеев
Ленинградской области

5.

Март

Участие в конкурсе рисунков и плакатов
«Природа – твой дом! Береги его»

6.

Апрель

Экологическая акция «Экопатруль»

7.

В течении

Участие в экологических акциях

года

3

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа « Юный экскурсовод » разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20,

утверждённые

Постановлением

Главного

государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28;
-«Концепции развития дополнительного образования до 2030», принятой распоряжением
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р;
Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательнымпрограммам”
- Национальным проектом «Образование», утвержденным решением Президиума Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 г.
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка»;
Направленность дополнительной общеразвивающей программы -«Юный экскурсовод » естественнонаучная.
Уровень ДОП – ознакомительный
Дополнительная общеразвивающая программа « Юный экскурсовод»является
модифицированной программой.
Актуальность программы
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены
ценностных ориентиров. Формирование экологической культуры есть осознание
человеком своей принадлежности к окружающему миру, единства с ним.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету такой, в которой люди могли бы
существовать; условия, которой оставались пригодными для жизни.
Чтобы решить экологические проблемы Земли, сначала нужно изучить экологическую
обстановку родного края и научиться бережно относиться к его природе. Воспитывая

4

любовь к Родине и природе, мы воспитываем патриотов, воздействуем на формирование
жизненных идеалов, помогаем найти образы для подражания.
Актуальность программы заключается в том, что на сегодняшний момент в практике
отечественной средней школы накоплен достаточный опыт изучения теоретического
материала по экологии , но выработка навыков решения экологических задач, постановки
экологического эксперимента для формирования экологического мышления
предусмотрены не в достаточном количестве.
Подростковый период – лучшая пора жизни человека. Это время отведено ему для
познания основ наук, формирования гражданских и нравственных качеств, общения,
дружбы и развития личности. Одним из методов формирования личности является
привлечение школьников к экскурсионной деятельности. В процессе занятий
осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей – умственное,
эстетическое, нравственное. Экскурсия - это и инструмент социализации, культурной
адаптации, профессиональной ориентации юных граждан. Развитие экскурсионного дела в
нашей стране непрерывно связано с дальнейшим совершенствованием форм и средств
социального культурно-нравственного воспитания личности.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями,наблюдая,
обучающиеся учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие
выводы и обобщения. На занятиях особое место отводится правильному показу
экскурсионного объекта, рассказу, развитию речи, дикции, темпа и ее ритма.
Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.
Данная

программа

обеспечивает

духовно-нравственное

становление

подрастающего поколения, знакомит обучающихся с музейным пространством, прививает
любовь к Родине, способствует сохранению экологического многообразия ..
Педагогическая целесообразность программы « Юный экскурсовод » определена
тем, что ориентирует обучающихся на приобщение к биологическому знанию,
применение полученных знаний, умений инавыков в повседневной деятельности,
экологической культуры,улучшение образовательногорезультата по естественонаучным
дисциплинам, насамоопределение и профориентацию через музееведение .
Отличительные особенности программы
Отличительными особенностями данной программы являются:
Особенностью программы является то, что каждый уровень обучения опирается на
работу школьного музея охраны природы. Он включает поисковую работу,
5

пополнение музейных материалов, оформление альбомов и фотоальбомов,
экспозиций, написание исследовательских работ.
Интерактивные формы, методы и приёмы подачи обучающимся новой информации;
Учёт проблематики дополнительного образования: оказывается поддержка талантливым
детям, создаются условия для раскрытия их способностей и возможностей;
Интегрированность (включает знания по биологии, географии, экологии,литературе).
Программа позволяет: самостоятельно получать необходимую информацию
изразнообразных источников и анализировать её; проводить углубленный поиск; получать
навыки исследовательской работы.
Цель программы
Цель программы –- создание условий для самореализации обучающихся путем
осуществления просветительской, проектно-исследовательской и практической
деятельности через музейную педагогику с помощью экскурсионной деятельности.
Задачи программы


организация общественно-полезной и творческой экологической деятельности через
музейную деятельность.



участие в системе экологического воспитания и образования, ведение работы по
пропаганде знаний в области охраны окружающей среды;



исследовательская работа с природными объектами (водоёмы, лесные массивы,
пришкольная территория);



участие в городских, региональных, всероссийских экологических программах и
проектах;



природоохранная работа на территории школьного двора, прилегающей территории, в
муниципальном образовании.



Исследовательская работа в школьном музее охраны природы



создание условий для развития положительных качеств характера воспитанников
(внимание к себе и ближним, коммуникативность ,нравственное поведение)



. расширение и обогащение экологических знаний обучающихся;
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Возраст учащихся, на который рассчитана данная программа – 11 – 15 лет.
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение – 11лет.

6

На обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Юный экскурсовод»
принимаются все желающие, достигшие возраста 11 лет. Приём детей осуществляется на
основании заявления родителей (или законных представителей) через Навигатор
дополнительного образования Ленинградской области.
Наполняемость группы:
- не менее 15 человек;
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы:2 год
Количество учебных часов по программе: 68 часов.
Режим занятий:
- количество учебных часов за 1 учебный год: часа;
- количество занятий и учебных часов в неделю:1 занятие по 1 часу;
- продолжительность занятия – 45 мин.
Форма обучения: очная
Форма проведения занятий: музейные занятия, экскурсии, акции.
Форма организации деятельности: групповая
Формы аудиторных занятий:
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: лекция, занятиеигра, мастерская, конкурс, практикум и т.д.;
- по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по
систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, комбинированные формы
занятий.
В ходе реализации программы используются различные виды учебных занятий.
Виды учебных занятий
Учитывая цели, задачи, содержание программы« Юный экскурсовод»формы, методы и
приемы организации занятия подросткового коллектива
комплексно – развивающие, поскольку в ходе каждого занятия педагогомрешаются как
обучающие, развивающие, так и воспитательные задачи вкомплексе.
Собственно обучающая составляющая занятия преследуетобучающие цели: научить
чему-либо, овладение учащимисяконкретными знаниями и умениями по предмету.
Это учебные занятия:

7

- по передаче знаний (уровни организации живой материи; свойства живых систем;
характеристика типов и классов животных; биохимия клеток и организмов;
закономерности наследственности и др.),
- по осмыслению и их закреплению (экологические термины, закономерности
наследственности и изменчивости и др.),
- по закреплению знаний (биологический круговорот вещества и превращения энергии в
биосфере; селекция и др.),
- по формированию умений и применению знаний на практике (навыки здорового образа
жизни, составление гербария, энтомологических коллекций, выращивания и ухода за
растениями),
- тренировочные занятия (отработка умений и навыков составления плана и хода
экскурсии),
- по обобщению и систематизации знаний (заповедники, заказники, жизнедеятельность
биосистем и др.).
Общеразвивающая составляющая занятия ставит цель
формирования и развития определённых личностных качество обучающихся. К таким
занятиям относятся занятия, на которых ставятся дискуссионные вопросы, экскурсия в
живой уголок, различные творческие проекты, нетрадиционные формы: конкурсы
знатоков биологии,.
Воспитательная составляющая занятия ставит целью формирование положительного
психологического климата в подростковом коллективе, приобщение их к нравственно –
патриотическим, культурным ценностям путем использования содержательного багажа
предметной естественных наук. Например, научные подвиги ученых – биологов, врачей
во имя жизни и человечества.
Материально-техническое обеспечение
1. Помещение для занятий – музей - 50,3м2 (8 столов. 16 стульев)
2. Оборудование, инвентарь.
3. Технические средства обучения
4. Учебно-методический материал
IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Раздел, тема

Кол-во часов
Всего
Теори Практ

Форма
8

я

1
2

3
4
5
6

7

8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24

Раздел 1.Введение( 2 часа)
Что такое музей? Музееведение как
научная дисциплина.
Роль музея в жизни человека. Основные
социальные функции музеев

1

1

1

1

ика

проведения
текущей
аттестации

Раздел 2. Методика экскурсоведения(4 часа)
1
Особенности классификации
1
методических приемов
1
Методические приемы показа, осмотра,
1
воссоздания образа
1
Типы и виды музеев
1
1
Школьные экологические музеи, их
1
профили и задачи
Раздел 3. Экскурсия - одна из основных форм работы музея (2 часа)
1
Знакомство с теоретическими понятиями: 1
«музей», «экспонат», «экспозиция»,
«экскурсовод», «архив», «фонд»
1
Цель экскурсии и знакомство с работой
1
экскурсовода
Раздел 4. Фонды музея (5 часов)
1
История экспонатов
1
1
Вещественные экспонаты
1
1
Фотоэкспонаты
1
1
Письменные источники
1
1
Учет фондов. Инвентарная книга
1
Раздел 5 Разделы и экспозиции музея.(5)
1
Раздел « Охрана недр»
1
1
Раздел « Охрана флоры»
1
1
Раздел « Охрана фауны»
1
1
Раздел « Заповедные места
1
Ленинградской области"
1
Раздел охрана водных ресурсов
1
Раздел 6. Сбор материала для ведения экскурсий ( 4 часов)
1
1
Где и как собрать материалы для музея
2
1
1
Где и как собирать материалы для
2
ведения экскурсий
Раздел 7. Требования к экскурсоводу (2 часа)
1
Имидж экскурсовода, этикет, умение
1
вести беседу, одежда
1
Речь экскурсовода
1
Раздел 8. Основные требования к экскурсии (5часов)
1
Последовательность построения
1
экскурсии
1
Подготовка текста экскурсии
1
9

Оформление текста экскурсии
1
Содержание экскурсии, экспонаты
1
Показ и анализ экспонатов
1
Раздел 9. Экскурсионный практикум (7 часов)
28- Отработка и сдача тематических
7
34 экологических экскурсий
по плану работы музея.
ИТОГО
34
25
26
27

1
1
1
7

15

19

Формы проведения аттестации
№ п/п

Год обучения

Формы проведения итоговой аттестации

1

1 год обучения

Участие в конкурсе юных экскурсоводов
Ленинградской области

2

2 год обучения

Участие в конкурсе юных экскурсоводов
Ленинградской области

V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1.Введение( 2 часа)
Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.
Раздел 2. Методика экскурсоведения (4 часа)
Особенности классификации методических приемов .
Методические приемы показа, осмотра, воссоздания образа .
Типы и виды музеев.
Школьные экологические музеи, их профили и задачи
Раздел 3. Экскурсия - одна из основных форм работы музея (2 часа)
Знакомство с теоретическими понятиями: «музей», «экспонат», «экспозиция»,
«экскурсовод», «архив», «фонд»
Цель экскурсии и знакомство с работой экскурсовода
Раздел 4. Фонды музея (5 часов)
История экспонатов
Вещественные экспонаты
Фотоэкспонаты
Письменные источники
Учет фондов. Инвентарная книга
Раздел 5. Разделы и экспозиции музея.(5)
Раздел « Охрана недр»
Раздел « Охрана флоры»
10

Раздел « Охрана фауны»
Раздел « Заповедные места Ленинградской области"
Раздел охрана водных ресурсов
Раздел 6. Сбор материала для ведения экскурсий
Где и как собрать материалы для музея
Где и как собирать материалы для ведения экскурсий
Раздел 7. Требования к экскурсоводу (2 часа)
Имидж экскурсовода, этикет, умение вести беседу, одежда
Речь экскурсовода
Раздел 8. Основные требования к экскурсии (5часов)
Последовательность построения экскурсии
Подготовка текста экскурсии
Оформление текста экскурсии

Содержание экскурсии, экспонаты

Показ и анализ экспонатов
Раздел 9. Экскурсионный практикум (7 часов)
Отработка и сдача тематических экологических экскурсий
по плану работы музея.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

1

2

Раздел, тема

Кол-во часов
Всего
Теори Практ
я
ика

Раздел 1.Введение( 1 часа)
Школьный музей охраны природы-тайна, 1
открытая для всех
Раздел 2. Методика экскурсоведения (3 часа)
Влияние имиджа экскурсовода на
1

Форма
проведения
текущей
аттестации

1

1

восприятие экскурсии
3
4

5

6

1
Особенности экологических экскурсий
1
1
Методы удержания внимания
1
экскурсантов
Раздел 3. Экскурсия - одна из основных форм работы музея (1 час)
1
1
Знакомство с теоретическими понятиями: 1
музейный план, цель экскурсии ,тема,
композиция экскурсии.
Раздел 4. Фонды музея (4 часов)
Понятие «музейный предмет».
1
1
11

Экспонаты, подаренные музею.
1
Экспонаты, собранные учащимися и
1
родителями.
Раритеты и реликвии.
1
Раздел 5 Разделы и экспозиции музея.(5)
Экспозиции раздела « Охрана недр»
1
Экспозиции раздела « Охрана флоры»
1
Экспозиции раздела « Охрана фауны»
1
Экспозиции раздела « Заповедные места 1
Ленинградской области"
Экспозиции раздела охрана водных
1
ресурсов
Раздел 6. Сбор материала для ведения экскурсий ( 2 часа)
Где и как собрать материалы для музея
1

1
1

16

Где и как собирать материалы для
1
ведения экскурсий
Раздел 7. Обработка материалов и сдача экскурсии (4 часа)

1

17

Классификация музейных экскурсий.

1

1

18

Обзорная экскурсия, и её особенности.

1

1

19
20

Тематическая экскурсия.
Рецензирование текста экскурсий.

1
1

1

7
8
9
10
11
12
13
14

15

21
22

2334

1
1
1
1
1
1

1

1

Раздел 8. Основные требования к экскурсии (2часа)
1
Последовательность построения
1
экскурсии
Тематико-экспозиционный сценарий.
1

1

Раздел 9. Экскурсионный практикум (11 часов)
11

11

ИТОГО

34

7

26

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1.Введение( 1 час)
Школьный музей охраны природы-тайна, открытая для всех.
Раздел 2. Методика экскурсоведения (3 часа)
Влияние имиджа экскурсовода на восприятие экскурсии
Особенности экологических экскурсий.
Методы удержания внимания экскурсантов.
Раздел 3. Экскурсия - одна из основных форм работы музея (1 часа)
Знакомство с теоретическими понятиями: музейный план, цель экскурсии,тема,
композиция экскурсии.
12

Раздел 4. Фонды музея (4 часов)
Понятие «музейный предмет».
Экспонаты, подаренные музею.
Экспонаты, собранные учащимися и родителями.
Раритеты и реликвии.
Раздел 5. Разделы и экспозиции музея.(5)
Экспозиции раздела « Охрана недр»
Экспозиции раздела « Охрана флоры»
Экспозиции раздела « Охрана фауны»
Экспозиции раздела « Заповедные места Ленинградской области"
Экспозиции раздела охрана водных ресурсов
Раздел 6. Сбор материала для ведения экскурсий (2 часа)
Где и как собрать материалы для музея
Где и как собирать материалы для ведения экскурсий
Раздел 7. Обработка материалов и сдача экскурсии (4 часа)
Классификация музейных экскурсий.
Обзорная экскурсия, и её особенности.
Тематическая экскурсия.
Рецензирование текста экскурсий.
Раздел 8. Основные требования к экскурсии (2часа)
Последовательность построения экскурсии.
Тематико-экспозиционный сценарий.
Раздел 9. Экскурсионный практикум (11 часов)
Отработка и сдача тематических экологических экскурсий по плану работы музея.
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Важным условием в реализации программы «Юный экскурсовод» является создание
благоприятной атмосферы в коллективе, способствующей развитию их интересов.
Эмоционально-психологический фон на занятиях поддерживается одобрением, похвалой,
конструктивной помощью, вниманием, добродушием. Основополагающим фактором в
методике обучения является эмоциональная комфортность обучающихся.
В основу содержания программы положены следующие дидактические принципы:

- принцип "от простого к сложному". Изучаемый материал усложняется в течение
всего периода обучения;
13

- принцип доступности. Изучаемый материал является доступным, так как подается
с учетом возрастных особенностей обучающихся;

- принцип гуманизации способствует психологическому комфорту детей на
занятиях, успешному усвоению материала и развитию познавательной активности
VII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Требования к умениям и навыкам.
В результате изучения курса учащиеся должны знать и уметь:
Личностные результаты обучения
● воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к

Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа,
своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
● формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной
образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
● формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к

другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
мира;
● освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах

и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами
социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ
социальнокритического мышления; участие в школьном самоуправлении и в
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
● развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на

основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
14

● формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности.
2.Метапредметные результаты:
Регулятивные: УУД:
• умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить
задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать
результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения
отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном;
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Личностные УУД:
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для
себя новые задачи;
Коммуникативные УУД:
• умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
интегрироваться в группу сверстников; умение адекватно использовать речевые средства
для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение
Познавательные УУД:
• умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научнопопулярной литературой, словарями и справочниками; находить связи между строением и
функциями органов; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из
одной формы в другую;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
15

• умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:


приобретать первоначальные навыки экскурсионной деятельности;



работать с информационными источниками;



отбирать экскурсионные объекты;



составлять экскурсионный маршрут;



составлять тексты экскурсий.



овладеть на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и
умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;



осознать ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины
мира:
Приобрести навыки:



работы с объектами краеведения;



работы с природными и биологическими объектами;



работы с экологической и краеведческой литературой;



проведения анализа роли ораторского мастерства и актерского искусства в анимационной
программе.
VIII. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля
успеваемости и итоговой аттестации обучающихся .
Текущий контроль обучающихся проводится с целью установления фактического уровня
теоретических знаний и практических умений и навыков по темам (разделам)
дополнительной общеразвивающей программы.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогом по каждой
изученной теме.
Достигнутые обучающимися умения и навыки заносятся в диагностическую карту.

16

Текущий контроль может проводиться в следующих формах: творческие работы,
самостоятельные работы репродуктивного характера; выставки; срезовые работы;
вопросники, тестирование; защита творческих работ, проектов; конференция;
Обучающимся, полностью освоившему дополнительную общеразвивающую программу, и
успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается свидетельство о дополнительном
образовании.
Обучающимся, не прошедшим аттестацию или получившимнеудовлетворительные
результаты выдаётся справка об обучении или о периоде обучения.
Формы подведения итогов:
Итоговый контроль проводится в конце учебного года. В результате освоения программы
курса обучающиеся должны защитить проект или представить презентацию.
Формы итоговой работы:
Сообщения, доклады,презентация творческих работ
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%,
предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%;
сочетает специальную терминологию с бытовой;
-

низкий

уровень

–

обучающийся

овладел

менее

чем

50%

объёма

знаний,

предусмотренных программой; как правило, избегает употреблять специальные термины;
- программу не освоил - обучающийся овладел менее чем 20% объёма знаний,
предусмотренных программой.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с
элементами творчества;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 7050%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на
основе образца;
- низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и
навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии
выполнять лишь простейшие практические задания педагога;
17

- программу не освоил - обучающийся овладел менее чем 20% предусмотренных
программой объёма умений и навыков.
IX. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, использованной педагогом
1 . Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000 №5 С 4-6. 2.
Великовская Г.В. Мы моделируем музей. // Культурно-образовательная деятельность
музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры
музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма
РФ. М., 1997. С 89-96.

3.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-

М.:Народноеобразование, 2003.

4.

Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовки музейной экскурсии.//

Краеведческиезаписки. Вып. 3.-Барнаул, 1999.С 204 - 215.

5.

Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.//

Народноеобразование. 2001. №5.

6.

Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.

7.

Ясман З.Д. Музейное комплектование по истории современности и задачи

экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и новаторство/ Труды
ГИМ. Вып.104-М., 1999.
8.«Музейные уроки для начальной школы» Бовина Людмила Ивановна
9 Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. 2 –е изд. М.: Академический
Проект, 2004. 560 с.
10. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб.пособие по музейной педагогике/М-во
культуры РФ. Рос.ин-т культурологи. М., 2001. 224 с.

Список литературы, рекомендуемой для обучающихся
1. Григорьян И. С. Программа формирования у учащихся навыков научноисследовательской работы. Сборник «Гольяновская гимназия № 1516 г. Москвы, отв.
редактор Курнешова Л. Е. Центр инноваций в педагогике. – Москва, 1999 г.
2. Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с.
18

3.

Экскурсии и культурное наследие. Русская экскурсионная школа. Науч. тр.

Государственного центрального музея современной истории России. Музейноедело.
Вып.26. – Москва, 2001 г.
4.Динец В.Л., Ротшильд Е.В. Звери. Энциклопедия природы России – М: АВF, 1998. 344с.
5.ЗахлебныйА.Н.. Книга для чтения по охране природы – Москва: Просвещение, 1986.175с.
6.Сорокина Л.В. Край родной. Сценарий о живой природе, Москва: ТЦ Сфера, 2001. -96 с.
7. Красная Книга Ленинградской области
8.Мильков Ф.Н. В краю дубрав и золотых нив.- Воронеж:1987.- 160 с.
9.Воронцов А.И., Граве Н.П., Гусев О.К. Лес и человек.-М.:Лесн. Промышленность, 1986.192 с.
10.Михеев А.В., Пашканг К.В. Охрана природы. Пособие для учащихся, 1983.
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя,
1994.
11.Андреева Е.К. Союз с природой, 1985.
12.Петров В.В. Из жизни зеленого мира. Пособие для учащихся, 1982.
13.Иванова И.В. Что растет вокруг тебя. Пособие для учащихся 5-6 классов, 1962.
14.Плешаков А.А. Зеленые страницы, 1994.
15.Суворова П.И., Арбузова З.А., Эсмонт В.Н. Насекомые – друзья и враги деревьев и
кустарников. Пособие для учителей, 1979.
16.Шумаков Е.М., Брянцева И.Б. Вредные и полезные насекомые, 1968.
17.Петин А.Н., Новых Л.Л., Петина В.И. Основы экологии и природопользования, 2004.
18.Захлебный А.Н. На экологической тропе, 1986.

Приложение
Оценочные материалы, обеспечивающие реализацию дополнительной
общеразвивающей программы « Юный экскурсовод »
Вопросы

19

1. Каково ваше личное мнение: «Что такое музей?» Дать соответствующую вашему
мнению формулировку.
2. Выписать формулировки, обозначающие понятие музея, из учебных пособий,
энциклопедических изданий и музееведческих статей. Сделать их сравнительный анализ.
3. Что такое социальная функция музея?
4. Проанализируйте высказывания музееведов о социальных функциях музея и дайте свое
собственное определение.
5. Проанализируйте высказывания музееведов, определяющих сущность музейного
предмета.
6. Каковы общие черты и различия в понятиях памятник и музейный предмет?
7. Каковы на ваш взгляд, пути решения проблем комплектования музейных коллекций?
Вопросы
1.Каковы функции школьного музея
2. Рассказать об .основном и научно-вспомогательных фондах школьного музея
1. Что нельзя хранить в школьном музее?
2. Для чего в школьном музее нужна главная инвентарная книга?
3. Виды экспозиций школьного музея
4. Каково назначение текстов в музейной экспозиции
Назовите музейные термины
1 Юридический документ, фиксирующий результаты изучения музейного предмета в
соответствии с действующими правилами по учету и хранению музейных ценностей, это 2.Совокупность музейных предметов в составе основного фонда, представляющая
научный интерес как единое целое, это
3.Одно из направлений музейной деятельности, которая состоит в выявлении предметов
музейного значения для пополнения музейного собрания, это
4.Научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения и развития музея, как
феномена и формы реализации его социальных функций в различных общественно –
экономических условиях, это
5.Памятник истории и культуры или объект природы, изъятый из среды бытования,
прошедший все стадии научной обработки и включенный в состав музейного собрания
благодаря его способности служить источником знаний и эмоций, это
6. Деление фондов на части, которые определяются значением предметов и деятельности
музея, это
20

7. Составными частями фондов являются :
8. Деятельность по научному описанию, учету и хранению музейных коллекций, это
9 Юридический документ, удостоверяющий факт приобретения или выдачи музейных
предметов и научно-вспомогательных материалов в постоянное или временное
пользование, это -------

Методические рекомендации по подготовке экскурсии
Экскурсоводу школьного музея
«Экскурсия (от лат.ехcursio) - поездка) - коллективное или индивидуальное
посещение достопримечательных мест, музеев и т.п. в учебных или культурнопросветительских целях под руководством экскурсовода», - такое определение экскурсии
дается в «Энциклопедии туриста», изданной научным издательством «Большая
Российская энциклопедия» в 1993 г.
Экскурсии в музеи являются одной из самых массовых форм работы в школе,
экскурсии

с

использованием

музейной

экспозиции.

Музейнаяэкскурсияимеетрядпреимуществ:

1. подобная экскурсия опирается на подлинник;
2. процесс экскурсионного обслуживания проходит в залах музея, являющихся
наиболее органичной средой для восприятия музейного памятника.
Типы

музейных

экскурсий:обзорная,

образовательная,

воспитательная

и

развивающая. Обзорные экскурсии предназначены, прежде всего, для посетителей,
впервые пришедших в музей и желающих получить общее представление о его истории и
коллекции.

Сведения,

получаемые

туристами

на

обзорной

экскурсии,

носят

информационный характер и представляют всю экспозицию целиком от ее первых и до
последних залов. Содержание и основныевопросымузейнойобзорнойэкскурсии:

1.

знакомство с архитектурой и историей музейного здания;

2.

знакомство с историей и содержанием музейной коллекции;

3.

общее знакомство с основными разделами экспозиции музея;

4.

знакомство с отдельными выдающимися экспонатами, наиболее ярко

представляющими музейную коллекцию и основные разделы экспозиции музея.
Распространенным

типом

музейной

экскурсии

является

образовательная

экскурсия. Элементы образовательного характера присутствуют в любой экскурсии, в том
21

числе и в обзорной, однако,

преимущественное значение они имеют в экскурсии

образовательного типа.
Образовательная (тематическая, монографическая) экскурсия адресована широкой
аудитории любого возраста и любой социальной группы. Наиболее распространенные
посетители такой экскурсии, как правило, школьники или студенты. Ведущая цель
образовательной экскурсии – расширение познаний. При этом акцент должен быть
перенесен с информативности на познание более глубокого уровня, в чем и заключается
отличие образовательной экскурсии от экскурсии ознакомительного
(обзорного) типа.
В основе экскурсии развивающего типа лежит развивающая функция обучения.
Ведущей целью экскурсии развивающего типа является развитие способностей,
обеспечивающих

полноценное

восприятие

музейных

памятников.

Экскурсия

развивающего типа призвана развивать и формировать такие качества и способности
личности как наблюдательность, эмоциональную и сенсорную восприимчивость,
творческое мышление, а также умение выражать словесно свои эмоции, мысли и
наблюдения.
К методикам музейных экскурсий развивающего типа относятся:

1. методдиалога, живойбеседы;
2. дидактическиеигры и развивающиеупражнения
Зрительный ряд экскурсии развивающего типа нельзя перегружать, но он должен
позволить с наибольшей полнотой и убедительностью решить поставленную перед
экскурсией задачу. Например, если таковой задачей является развитие цветового видения
учащихся, значит, в зрительный ряд экскурсии должны быть включены живописные
произведения с выразительной цветовой характеристикой; если развитие чувства ритма,
фактуры, значит, соответственно, — выразительные по ритмической организации,
фактуре и т. п.
Продолжительность экскурсии развивающего типа составляет не более
45-50 минут.

Развивающая

направленность

экскурсии

требует

индивидуальной работы с каждым членом группы, а, следовательно, ее численность не
должна превышать 15 человек.
Целью

воспитательных

экскурсий

является

формирование

познавательной активности, а также ценностных ориентации личности.
22

Задачивоспитательнойэкскурсии:

1. формированиепознавательнойактивностиэкскурсантов;
2. формированиеихкоммуникативныхнавыков;
3. воспитаниевнимания;
4. воспитаниеобщейкультуры.
В экскурсиях рассматриваемого типа воспитательная функция и воспитательные
задачи являются ведущими.
Для музейных экскурсий принята своя классификация, учитывающая специфику
музейной работы.
По месту проведения и объектам показа:

1.

Экскурсиипомузейнымэкспозициям;

2.

Экскурсии по фондохранилищам и открытому хранению фондов;

3.

Комплексные экскурсии: по музейным экспозициям и городским и

загородным памятникам, по музеям-заповедникам, по музеям под открытым
небом.
Подготовка музейной экскурсии
Начальный этап работы зависит от профиля музея, коллекций, которые
представлены в экспозиции, а также спроса посетителей.
1. Началом работы над новой экскурсией является определение темы и
названия экскурсии, цели, задач, круга вопросов, которые необходимо осветить.
Тему экскурсии не следует смешивать с ее названием. Задача темы –
сконцентрировать

внимание

на

определенном

круге

объектов

и

событий,

последовательном и логическом изложении материала. Задача названия – активизировать
внимание экскурсантов, заинтересовать их, подготовить аудиторию к предстоящей
экскурсии.

-

При определении названия экскурсии следует избегать:
применения различного рода штампов, обезличивающих тему;

-

использованиясокращенийслов, аббревиатур;

-

применения

иностранных,

заимствованных

слов,

которые

могут

вызвать

нежелательные ассоциации.
23

Общими

требованиями

к

названию

экскурсии

считаются

следующие:

индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизведения,
благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл.
Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам экспонаты музея и
другие экскурсионные объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели.
Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине,
общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также
расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и
культуры и т.д.
Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.Если целью обзорной
экскурсии, является воспитание чувства патриотизма, любви к своей «малой Родине», то
ее задачами – знакомство экскурсантов с историей возникновения населенного пункта,
выдающимися людьми, жившими и творившими в нем, достижениями в экономике и др.

2.

Составление библиографии – списка литературы, необходимой для

раскрытия выбранной темы.
Сюда входят работы общего характера, краеведческий материал, мемуары,
периодическая печать, записи воспоминаний ветеранов войн и труда, накопленные в
данном школьном музее. При изучении литературы экскурсовод должен фиксировать
полученные сведения в форме кратких записей, конспектов, выписок, цитат на карточках
и т.п., не забывая делать ссылки на источник.

3.

Отбор экспонатов, необходимых для раскрытия выбранной темы.

(для городской экскурсии - изучение и отбор экскурсионных объектов)
На каждый из отобранных экспонатов экспозиции составляется карточка, где
записывается имеющаяся по нему информация.

4.

Составление плана и маршрута экскурсии.

При составлении плана следует помнить, что экскурсия должна включать в себя 3
части: вступительную и заключительную беседы и основную часть.
Маршрут

(путь

следования

экскурсионной

группы)

разрабатывается

в

соответствии с планом экскурсии. При этом учитывается расположение экспонатов,
возможность их обзора, целесообразность и удобство передвижения группы по
экспозиции. Особое внимание обращается на выбор экспоната, с которого начинается
экскурсия. Он должен сразу приковать внимание посетителей, заинтересовать их.
24

Маршрут

экскурсии

представляет

собой

наиболее

удобный

путь

следования

экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от
наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов,
наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности
экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию
темы.
В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения
маршрутов: хронологический, тематический и тематикохронологический.
Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии,
посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.
По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием
определенной темы в жизни города (например, "Воронежколыбель русского флота",
"Воронеж литературный" и др.).
Все обзорные городские экскурсии построены по тематикохронологическому
принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях
соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.
5. Объезд или обход маршрута.
Обход (объезд) маршрута проводятся в целях:

1) ознакомления с трассойдвижения;
2) изучения и уточнения экскурсионных объектов;
3) определениеместостановок;
4) выборточекэкскурсионныхпоказа;
5) хронометраж времени перехода (переезда) от одного экскурсионного объекта к
другому, для расчета времени проведения экскурсии
Обход (объезд) маршрута дает возможность завершить работу над текстом
экскурсии, который должен максимально отражать реальную экскурсию.

6. Подготовкаконтрольноготекстаэкскурсии.
Контрольный текст экскурсии представляет собой директивный технологический
документ, в котором материал основной части экскурсии подан в хронологическом
порядке, без учета маршрутной последовательности и структуры экскурсии. В
контрольный текст включают также материал к вступлению, заключению, логическим
переходам.
25

Материалы

контрольного

текста

ориентированы

на

оказание

помощи

экскурсоводу для составления собственного индивидуального текста.

7. Комплектование «портфеляэкскурсовода».
«Портфель экскурсовода» - условное название комплекта наглядных пособий,
используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в пакете
или небольшом портфеле. Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы
восстановить недостающие зрительные звенья при показе. В него включаются
фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции
промышленных предприятий (если они невелики по размеру), гербарии, коллекции
минералов.

8. Определение методических приемов проведения экскурсии.
9. Определение техники проведения экскурсии.
10. Составление методическойразработки.
11. Составление индивидуального текста.
Индивидуальный текст отражает структуру экскурсии в соответствии с
маршрутом и представляет собой готовый для исполнения рассказ.
Индивидуальный текст содержит полное и четкое изложение того, что следует рассказать
на экскурсии. Материал размещается в той же последовательности, в которой
показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящена одной
из подтем экскурсии. Все части индивидуального текста строятся по следующей схеме:
характеристика объекта; общий материал, посвященный определенному периоду
истории, в целом по городу, району, краю; локальный материал, характеризующий
конкретные события, связанные с данным объектом или местом; обобщения и выводы по
раскрываемой подтеме; логический переход к следующей подтеме.
Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он
отражает структуру экскурсии и строится в полном соответствии с маршрутом
экскурсии.Индивидуальный и контрольный тексты совпадают по содержанию, в оценках
исторических событий и фактов, в выводах, которые делаются по отдельным подтемам и
по теме экскурсии в целом.
Индивидуальный текст следует писать от 1 лица, тем самым выражая свою
индивидуальность. Для удобства пользования индивидуальный текст рекомендуется
перенести на карточки, где полностью или в краткой форме записываются данные от
объекта, основные мысли рассказа, цитаты, исторические даты. По каждой подтеме
заполняются несколько карточек (обычно по числу основных вопросов). Структура
26

индивидуального текста состоит из трех частей: вступления, основной части и
заключения.
Вступительная часть экскурсии включает в себя знакомство с группой, сообщение
кратких сведений о музее, название темы и цели экскурсии.
Содержание основной части соответствует плану и маршруту экскурсии. Основная
часть экскурсии строится на сочетании показа и рассказа и состоит из отдельных
раскрываемых на различных объектах подтем, соединенных между собой логическими
переходами. Они должны вытекать из содержания предыдущейподтемы и помочь
перейти к изложению следующей. Логические переходы могут носить характер
обобщения, сравнения, дополнения и т.д. Удачный логический переход свидетельствует о
высоком профессиональном

мастерстве

и

хорошей

методической

подготовке экскурсовода.
В заключительной беседе обобщается материал экскурсии, подводятся еѐ итоги,
делаются краткие выводы, экскурсовод отвечает на вопросы аудитории.
12. Рецензирование текста экскурсии
Отредактированный текст в необходимых случаях рецензируется специалистами
из научных и музейных учреждений, известными краеведами, географами, историками,
преподавателями вузов, писателями и журналистами – авторами книг или статей о
местном крае или просто проверяется учителем и только после этого учащимся
разрешается вести экскурсию. Полезно также взаимное прослушивание экскурсии и
обсуждение.

Оформление содержания экскурсии
Подготовка экскурсии – дело творческое. Механическое использование чужого
текста делает еѐ сухой, скучной, сковывает экскурсовода, мешает живому контакту с
посетителем. Поэтому целесообразно, чтобы экскурсовод разрабатывал собственный
вариант экскурсии.
1.Методическая разработка экскурсии:
-тема экскурсии, -цель
экскурсии,
-задачи экскурсии,
-объект экскурсии (выставка, музейная экспозиция и т.д.)
27

-подтемы экскурсии,
-продолжительность экскурсии,
-состав экскурсантов,
-приемы, использованные для проведения экскурсии (сочетание показа с рассказом,
прием сравнений, прием цитирования, прием объяснений освещение внутренних связей объекта, прием реконструкцийвоспроизведения
событий или исторической эпохи путем образного рассказа по несохранившимся
деталям (по осколкам посуды и т.д.), прием экскурсионной
изложение

основного

фактического

материала,

справки-сжатое
прием

описаний

-

последовательное перечисление основных свойств экскурсионного объекта и т.д.).
2.Маршрут:
-объекты показа (по точкам). При разработке маршрута учитывается расположение
экспонатов, возможность их обозревания, целессообразность и удобство перемещения
группы по музею.
3.Контрольный текст:
-вступление (организационная и информационная части),
-основная часть, -заключение.
4. «Портфель экскурсовода» (по небходимости):
-фотографии,
-рисунки,
- копии подлинных документов, рукописей,
-чертежи,
-цитаты,
-карточка экскурсовода.
5.Список рекомендуемой литературы:
-основная,
-дополнительная.
На

титульном

листе размещается

название

образовательной

организации и музея, тема экскурсии, еѐ продолжительность по времени, состав
экскурсантов, ФИО автора, дата составления.

28

На 2-м листе формулируется цель и задачи экскурсии, излагается еѐ план,
маршрут.
На 3-м листе с учѐтом плана и маршрута экскурсии, содержания рассказа и
методических приемов и указаний в виде примечаний технологическая карта экскурсии
оформляется по следующей схеме:
Наименованиеподтем Экспонаты
и перечень

Стенд,
витрины

Содержаниеэкскурсии

Примечания
(методическиеприемы
и

основных
вопросов

указания)

В первой графе дается название подтем и вопросов; во второй
экспонаты в порядке их показа; в третьей
четвертной

перечисляются

вписывается местонахождение экспонатов; в

развернутый план рассказа экскурсовода, а также необходимо указать, как

расставляется группа, логические переходы между объектами показа и т.п. Перечень
экспонатов и план рассказа даются в расчете на подробный вариант экскурсии,
Одновременно продумываются возможные сокращения. В графе «Примечания»
указывают основные приемы рассказа, и какой материал можно опустить (в зависимости
от возрастного и образовательного уровня посетителей).
Запись ведѐтся строго горизонтально, чтобы было полное соответствие между
подтемой (вопросом), экспонатами и содержанием рассказа. На последнем листе
указывается список литературы.
Методика ведения экскурсии
Основные методы и приѐмы проведения экскурсии намечаются в процессе
разработки еѐ содержания. Однако конкретные формы и законченный характер они
получают только после специальной отработки их на экспозиции, в условиях,
максимально приближенных к экскурсии. Экскурсовод должен на практике выбрать
наиболее удачные для данной экспозиции методические приѐмы.
Различают следующие общие приѐмы ведения экскурсии:

1. показ
2. рассказ
3. беседа

29

Известны четыре варианта использования показа и рассказа, они характерны
практически для каждой экскурсии:

I

вариант – осуществляется показ и рассказ - экскурсанты одновременно

наблюдают объекты, о которых ид т речь;

II

вариант – осуществляется только рассказ - излагаются исторические события,

да тся характеристика города и т.п.;

III

вариант – осуществляется только показ - происходит наблюдение (изучение,

исследование) объектов под руководством экскурсовода;

IV вариант – показа и

рассказа нет - экскурсанты самостоятельно работают: наблюдают, усваивают полученные
знания.
На практике показ, рассказ, беседа выступают во взаимосвязи, образуя в
конечном итоге

единый

экскурсионный

метод . Главным его

требованием является органическая связь показа с рассказом, но, как правило, в процессе
ведения экскурсии показ предшествует рассказу. Показ экспоната – не простая
демонстрация предмета. Каждый материал, представленный в экспозиции, несѐт в себе
определѐнную информацию и играет определѐнную роль. Задачаэкскурсовода –
донестиэтодоэкскурсантов.

Методические приемы рассказа
1.

Повествование - наиболее целесообразный способ изложения событий, важных

моментов биографии, сюжетов литературных произведений, раскрытия явлений природы.

2.

Описание - это более подробное изложение материала об объекте, широкая

характеристика

его.

Одновременноописываютсявнешниепризнакиэкспонатовсобытиясвязанные с ним.

3.

Объяснение – носит доказательный характер и указывает на причины того или

иного явления.

4.
5.

Комментирование используется в качестве пояснений к экспонатам.
Конкретизация содержания. Чаще всего это связано с конкретизацией места и

времени совершения событий.

6.

Цитирование.

Использование

в

тексте

экскурсии

цитат,

отрывков

из

художественных произведений, из воспоминаний, из донесений и приказов военного

30

времени. Цитата из исторических документов – это устное доказательство выдвинутого в
рассказе положения.

7.

Прием литературного монтажа – рассказ строится на определенном наборе

отрывков из литературных произведений, документов, воспоминаний статей, и
периодической печати.

8.

Прием инструктирования. При осмотре мемориальной части музея или их

отдельных помещений таких, в которых не может разместиться вся группа, экскурсовод
указывает, на что следует обратить внимание, дает инструкцию, как себя вести там,
определяет время нахождения.

9.

Прием беседы. Прежде всего, это вступительная и заключительная части

экскурсии, о которых шла речь выше. Прием беседы вызывает большую активность в
форме вопросов и ответов. Система наводящих вопросов активизирует каждого члена
группы, раскрывает содержание темы и позволяет прийти к правильным выводам.

10.

Интерактивный метод – погружения в эпоху, когда предлагается представить

себя в роли участника события отраженного в экспозиции, изобразить его в лицах,
быстро отыскать определенные экспонаты.
Любой методический прием на практике должен применяться естественно,
свободно и как таковой быть невидимым для экскурсантов.
Ни один из методических приемов не может быть универсальным, главным, на
практике они могут переплетаться. Экскурсовод выбирает те приемы, которые
обеспечивают наибольшую эффективность.

Методические приемы показа объектов экскурсии
Из приемов показа на музейных экскурсиях наиболее успешно применение
предварительного и самостоятельного осмотра, паузы. Пауза обычно применяется при
показе подлинников, когда объект (экспонат) сохранен в первозданном виде или имеет
эстетические достоинства. Закончив показ и рассказ, целесообразно предоставить
экскурсантам 2-3 мин для самостоятельного осмотра.
При проведении экскурсии по музейным экспозициям не следует необдуманно
применять те приемы, которые присущи только городским экскурсиям (локализации
событий и др.)

31

Экскурсионный

показ осуществляется

в

определенной

последовательности.

1.

Прием предварительного обзора. Он позволяет увидеть весь экспозиционный зал,

раздел экспозиции или комплекс. Экскурсовод должен организуя первые впечатления об
объекте, ориентировать группу на его тематическом и художественном решении, а потом
перейти к конкретным разделам, комплексам экспонатам.

2.

Зрительный анализ - детальное наблюдение объекта. Экскурсовод дает как можно

более полный, всесторонний анализ экспоната, но при этом не надо забывать, что это
стремление может привести к отходу от темы, нарушит стройность экскурсии «пример с
документом стиль, форма, характер шрифта, качества бумаги, свидетельствует об эпохе».

3.

Прием зрительной реконструкции - мысленное восстановление первоначального

облика объекта по сохранившимся и зрительно воспринимаемым деталям (Предметы
археологии, быта и т.д.) Данный прием применяется при показе памятных мест, где
происходили военные действия, народные восстания, забастовки, революционные
выступления, исторические встречи и другие знаменательные события.

4.

Прием зрительного сравнения - сравниваются определенные признаки двух, трех

объектов, которые одновременно наблюдаются экскурсантами.
Сравнение проводится по сходству объектов или различию между ними. Разновидностью
сравнений по различию является сравнение по контрасту, например облик старой части
города контрастен с обликом новой.

5.

Показ мемориальной доски.

Вначале дается

рассказ о событиях,

затем

указывается, что в память об этих событиях установлена мемориальная доска. Читать
надпись на мемориальной доске, если она находится в пределах видимости экскурсантов,
не рекомендуется.

4.

Прием локализации событий. Если экскурсоводу необходимо привлечь внимание

экскурсантов к какому-либо объекту (экспозиции) ввиду его особой важности,
используется методический прием локализации. Прием локализации – это способ показа
исторического события, явления в точной локальной (местной) обстановке, в которой они
протекали. Воссоздаваемое историческое событие локализуется словами "здесь", "в этом
месте", "в этом направлении" и т.д. Прием локализации вызывает у экскурсантов чувство
сопричастности рассматриваемым событиям, оказывает на них сильное эмоциональное
воздействие и не случайно получил у экскурсоводов название "власть места". Особенно
32

часто прием локализации используется в экскурсияхна историко-революционные,
военно-исторические темы.

5.

Жест в экскурсии является одним из элементов показа. Жест сопровождает

рассказ и отражает личное отношение экскурсовода к сообщаемому факту. Он может
сделать изложение более эмоциональным, помогает увлечь группу. Но к жесту следует
обращаться по мере ощущения потребности в нем. Жесты необходимо разнообразить,
технически отрабатывать. Они должны быть лаконичными.
Кроме показа, рассказа и беседы, составляющих базу экскурсионной методики, в
музейной экскурсии нередко используются дополнительные приѐмы: прослушивание
звуковых записей воспоминаний участников событий, о которых идѐт речь в экскурсии,
просмотр видеофильмов, диафильмов и т.п. Следует заметить, что прибегать к таким
методам следует лишь в тех случаях, если этот материал ярок, эмоционален, насыщен
информацией. Продолжительность таких «вставок» не должна превышать 4-5 минут.
Иначе внимание экскурсантов будет рассеиваться, снизится интерес к продолжению
экскурсии.
Для более полного раскрытия темы при небольшом количестве экспонатов можно
прибегнуть

к

использованию

дополнительного,

вспомогательного

материала,

невходящего в экспозицию: фотографии, репродукции, копии, схемы, карты, чертежи и
т.д. (так называемый «портфель экскурсовода»).
Основные правила ведения экскурсии
Успех экскурсии зависит от многих слагаемых. Отэкскурсоводатребуются:

- знаниематериала;
- правильнаяречь;
- безупречныйвид;
- умение установить контакт с группой и т.д.
Во время экскурсии экскурсовод должен так расположить группу, чтобы
экскурсанты, все без исключения, могли видеть тот экспозиционный материал, с которым
на данный момент ведѐтся работа. Место экскурсовода – между группой (1,5 м отнеѐ) и
стендом. Показывая указкой тот или иной материал (если только не зачитывается какойлибо документ или указываются те или иные особенности экспоната), экскурсовод
должен быть обращѐн к группе, вести наблюдение за еѐ реакцией. Безразличие
экскурсовода к поведению аудитории, а также проявление им плохого настроения не
допустимы. Экскурсовод своего рода актѐр. И от того, как он подготовит свою роль и
33

сыграет еѐ на публике, во многом зависит успех и всей работы по подготовке экскурсии,
и проведения еѐ для конкретной экскурсионной группы. Продолжительность экскурсии
определяется не только содержанием темы, но и способностью слушателей активно
воспринимать рассказ. Ребята 14-х классов способны это делать 15-20 минут, 5-8-х
классов - 30-40 минут, 911-х классов - 45-60 минут. Поэтому, обычно, текст экскурсии
пишется в расчете на старшеклассников, но в нем сразу отмечаются возможные
сокращения в расчете на младший и средний школьный возраст.
Совершенствование экскурсии
Помните, самое страшное для экскурсовода - остановиться на одном месте,
выучить наизусть свою тему и механически повторять ее снова и снова. Для того чтобы
этого избежать, необходимо продолжать изучать выбранную тему, следить за новыми
книгами и поступлениями в музей, собирать дополнительный материал и сведения об
экспонатах, читать газеты и журналы, расширять свой кругозор.
При проведении экскурсий следует обращать внимание на то, какие разделы и
материалы пользуются у слушателей большим интересом, а какие проходят мимо их
внимания и делать из этого соответствующие выводы.
Также необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство: посещать музеи,
слушать других экскурсоводов, запоминать интересные факты, отмечать удачные приемы
показа и анализа экспонатов, работы с группой.
Это даст возможность постоянно совершенствовать экскурсию, делать еѐ более
актуальной, привлекательной для экскурсантов, а, следовательно, повышать интерес к
музею в целом.

Классификация экскурсий:
1)

по

содержанию (обзорные

(многоплановые,

политематические) и

тематические);
по составу участников (для взрослых и детей, местных жителей и туристов (иногородних),
городского населения и сельского, организованных, однородных групп (по заявкам
учреждений) и одиночных, незнакомых друг с другом экскурсантов.
по месту проведению (городские, загородные, музейные, комплексные, сочетающие
элементы нескольких видов экскурсий);
по способу передвижения (пешеходные и транспортные);

34

по продолжительности (от одного академического часа (45 мин.) до четырех-пяти часов.
Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутами выходного дня, в них
может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности
по форме проведения (помимо традиционных экскурсий (обзорных и тематических)
выделяют экскурсии–прогулки, в основном на
природоведческие темы, в лес, в парк, на озеро, по морю, по реке. Во время экскурсий–
прогулок осмотр достопримечательностей сочетается с отдыхом.
Экскурсия может рассматриваться как форма учебной деятельности для различных групп
экскурсантов. С этойточкизрениявыделяются:

–

экскурсия–урок, представляющая собой форму сообщения знаний в соответствии с

учебной программой того или иного учебного заведения;

–

экскурсия–демонстрация в наиболее наглядной форме знакомит группу с

природными

явлениями

или

производственными

процессами

Необходимая

документация для каждой темы экскурсии
№

Названиедокумента

Содержаниедокумента

п/п
1

Списоклитературыпотеме

Перечисляются все книги, брошюры, статьи,
которые были использованы при подготовке
данной экскурсии

2

Карточки (паспорта) объектов, включенных в Сведения,
маршрут

объект.

характеризующие
Вид

памятника,

его

экскурсионный
наименование,

событие с которым он связан, место нахождения,
краткое описание, авторы и время создания
объекта, источники

3

Контрольныйтекстэкскурсии

Подобранный

и

выверенный

по

источникам

материал, раскрывающий тему. Содержание текста
раскрывает подтемы и основные вопросы, служит
основой

вступления,

заключения,

логических

переходов

35

4

Индивидуальныетекстыэкскурсоводов

Материал,

изложенный конкретным

экскурсоводом в соответствии с методической
разработкой, структурой

экскурсии,

ее

маршрутом. Даетхарактеристикуобъектов и
событий

5

Схема (карта) маршрута

На отдельном листе показан путь следования
группы. Обозначены начало и конец маршрута,
объекты показа, места для их наблюдения,
остановки для выхода группы к объектам

6

«Портфельэкскурсовода»

Папка

с

фотографиями,

схемами,

картами,

чертежами, рисунками, репродукциями, копиями
документов, образцы продукции предприятий,
другие наглядные пособия.

7

Методическая разработка на тему

Рекомендация

(технологическая карта)

Называются
рассказа,

по

проведению

методические
определяется

демонстрации

объектов,

приемы

экскурсии.
показа

и

последовательность
наглядных

пособий,

техника ведения экскурсии с учетом
дифференцированногоподхода к экскурсантам

8

Материалыэкскурсии

Материалы по теме: рефераты, справки, таблицы,
цифровой материал, выдержки из документов,
копии, цитаты из литературных произведений

9

Список экскурсоводов, которые проводят

Этот список пополняется по мере допуска к

экскурсии

проведению экскурсии новых экскурсоводов

Методическая разработка экскурсии по городу

36

Маршрутэкску Остановки Объектыпо Продолжитель Наименование Организац Методичес
рсии

каза

ностьэкскурси

подтем и

и

перечень

ионныеук киеуказани
азания

я

основных
вопросов
Называются

Называются Называются Называется

Называется

Даются

улицы,

места, где

объекты

время,

подтема,

рекоменда рекомендац

площади,

группа

показа на

необходимое которая

магистрали, по
которым

дела
ет

передвигаются остановку
экскурсионные
группы,
при

для

данн для

ции

Приводятся
по ии о том, с

показа раскрывается передвиже каких

ой

объектов

остановке

данной

на на

остановке

данной нию

точек и в

остановке при группы,
и показе

какое

мерам

время

осмотра

для переезда

данного

безопасно

объектов

группы

объекта.

сти

этом

к

Здесь

луч
ше

же экскурсан всего

называются

следующемуо перечисляют тов,

пункты,

бъекту

их показывать

вопросы,

поведени объекты,

разделяющие

которые

ю

указываютс

отрезки

должен

на

я

маршрута

осветить

экскурсио методическ

экскурсовод

нныхобъе ие приемы
ктах

показа

и

рассказа,
даются
советы

об

использова
нии
наглядных
пособий

Десять заповедей экскурсионного дела:
37

(Б.Е. Райкова (1930 г.), которые и до настоящего времени широко
используются в деятельности экскурсовода):
1)

помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий;

2)

изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь ее план;

3)

выдерживай темы экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами;

4)

занимайся на экскурсии только тем, что можно конкретно изучить;

5)

избегайдлинныхобъяснений;

не оставляй экскурсантов только зрителями и слушателями, заставь их активно и
самостоятельно работать;

6)
7)

не забрасывай экскурсантов многими названиями, они их забудут;

умей правильно показывать объекты и научи слушателей их правильно смотреть,
всем должно все видно;

8)
9)

не утомляй излишне экскурсантов, они перестанут работать;

10)

закрепи экскурсию в памяти участников последующей проработкой материалов.

В помощь экскурсоводу: сборник методических и справочных материалов. М.: РМАТ, 1998.

1. Гецевич, Н.А. Основы экскурсоведения / Н.А. Гецевич. - Минск, 1988. – 159 с.
2. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие (серия «Туризм и сервис») /
Г.П. Долженко – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,
2005. – 308 с.

3. Емельянов, Б.В. В помощь экскурсоводу / Б.В.Емельянов. - М.: Профиздат", 1976.
– 224 с.

4. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение:

учебник

/

Б.В.Емельянов.

-

М.:

"Советскийспорт", 2001. – 216 с.

5. Емельянов, Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсий /
Б.В.Емельянов. - М.: ЦРИБ "Турист", 1980.

6. Музейные экскурсии: методические рекомендации. - М.: ЦРИБ "Турист", 1991 .
38

7. Райков, Б.Е. Методика и техника экскурсий: изд. 3-е, перераб. и доп. /
Б.Е.Райков. – М.-Л.: Госиздат, 1977. – 116 с.

8. Пасечный, П.С. Экскурсия / Пасечный, П.С., Емельянов, Б.В. - М.: "Знание", 1972.39 с.

9. Профессия "Экскурсовод": учебно-методические материалы. - М.: РИБ "Турист",
2000. – 150 с.
Савина, Н.В. Экскурсоведение: учебное пособие / Н.В. Савина, З.М.
Горбылева. – Мн.: БГЭУ, 2004.- 304 с.

10.

Сичинава, В.А. Экскурсия работа: (из опыта) пособие для учителей / В.А.
Сичинава. - М.: "Просвещение", 1981.- 94 с.

11.

39

Приложение №1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво

ПРИНЯТО
педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 253 от 31.08.2023

Протокол № 7 от 31.08.2023 г.

Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы
естественнонаучной направленности

«Юный экскурсовод»

на 2023 - 2024 учебный год

Пикалёво,2023 год.
1.Дополнительная общеразвивающая программа «Юный экскурсовод»
40

1.1. Направленность программы –естественнонаучная
1.2.
Год обучения –1.
1.3. Количество учащихся – до 30 человек
1.4. Возраст учащихся – 11-15 лет
1.5. Комплектование объединений – с 20 мая по 1 октября
на основе заявлений родителей обучающихся через Навигатор дополнительного образования
Ленинградской области
2.Адреса места осуществления образовательного процесса.
2.1. 187600, РФ, Ленинградская область, Бокситогорский район, г. Пикалёво,
5 микрорайон, дом 5.
3. Продолжительность и сроки окончания учебного года
5-8 классы
Начало учебного года – 1 сентября 2023 года
Осенние каникулы – с 28 октября по 6 ноября 2023 года (10 календарных дней)
Зимние каникулы – с 30 декабря 2023 по 8 января 2024 года (10 календарных дней)
Весенние каникулы - с 23 по 31 марта 2024 года (10календарных дней)
Сроки окончания учебного года:
5-8 классы-24 мая 2024 года
9 классы
Начало учебного года – 1 сентября 2023 года
Осенние каникулы – с 28 октября по 6 ноября 2023 года (10 календарных дней)
Зимние каникулы – с 30 декабря 2023по 8 января 2024 года (10 календарных дней)
Весенние каникулы - с 23 по 31 марта 2024 года (10 календарных дней)
Сроки окончания учебного года:
9 классы-В соответствии с расписанием государственной итоговой аттестации
на 2023-24 учебный год
4. Праздничные (нерабочие) дни в течение учебного года:
1,2,3,4,5 января – Новогодние каникулы;
7 января – Рождество;
23 февраля – День защитника Отечества;
8 марта – Международный женский день;
1 мая – Праздник Весны и Труда;
9 мая – День Победы;
12 июня – День России;
4 ноября – День народного единства.
5. Количество учебных недель: 34 недели.
6. Сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с
реализуемыми образовательными программами
6.2. Итоговая аттестация – 25-30мая 2023 года.
41

7. Регламент образовательного процесса
7.1. Количество часов за учебный год –34
7.2. Количество недельных часов – 1
7.3. Количество учебных дней в месяц – 31 день.
7.4. Режим занятий - регламентируется расписанием занятий.
7.5. Продолжительность занятия - 45 минут.

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».