Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
''Средняя общеобразовательная школа № 3'' города Пикалѐво
Принято педагогическим советом
Утверждено
МБОУ СОШ №3 г. Пикалѐво
Директор Л.И. Гришкина
Протокол № 7 от31.08.2023г
приказ № 267 от 31.08.2023г.
Положение
об организации дополнительного образования
в МБОУ «СОШ №3» г. Пикалѐво
1.
Общие положения
1.1. Данное Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального закона
Российской Федерации от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
редакции 2023 года (ст. 12 п. 4, ст. 75), на основании Приказа Министерства просвещения
РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
”СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения,
отдыха
и оздоровления
детей
и молодежи»,
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания», приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816
«Об утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий
при
реализации
образовательных
программ».
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом
объединения.
1.2. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха обучающихся организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и
возрастных особенностей обучающихся.
1.3. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность
учебных
занятий
в
объединении
зависят
от
направленности
дополнительных общеобразовательных программ и определяются в Рабочей программе
объединения
1.4. Каждый обучающийся , в том числе и обучающийся с ОВЗ. имеет право заниматься в
нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое
1.5. При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ могут
использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований, установленных
законодательством Российской Федерации
1.6. Запрещается использование при реализации дополнительных общеобразовательных
программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий,
наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся,
1.7. Прием обучающихся осуществляется на основе свободного выбора детьми
образовательной области и образовательных программ.
2. Цель и задачи дополнительного образования
2.1. Цель дополнительного образования — создание условий для самореализации личности
каждого обучающегося через дальнейшее совершенствование системы дополнительного
образования детей в школе.
2.2. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
должна быть направлена на:
•
обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического
воспитания
обучающихся;
•
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
•
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
интеллектуальном,
нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;
•
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а
также на организацию свободного времени обучающихся;
•
адаптацию обучающихся к жизни в обществе; в том числе и обучающихся с ОВЗ
•
профессиональную ориентацию обучающихся;
•
выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
•
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
и
федеральных
государственных требований.
3. Функции дополнительного образования:
• образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам,
получение им новых знаний;
• воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя образовательной
организации, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких
нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
• креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих
интересов личности;
• компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и
дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для
ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку
определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой
деятельности;
• рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
• профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам
деятельности,
содействие
определению
жизненных
планов
ребенка,
включая
предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и
дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать организацию
дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут
получить дальнейшее развитие;
• интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
• функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков
воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
• функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых
формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
4. Содержание образовательной деятельности
4.1. В МБОУ СОШ №3 г.Пикалѐво реализуются программы дополнительного образования
детей различных направлений:
4.2. Занятия в детских объединениях могут проводиться по программам одной тематической
направленности или по комплексным (интегрированным) программам. Для реализации
комплексных программ могут быть привлечены 2 и более педагогов, распределение
учебной нагрузки между которыми фиксируется в образовательной программе.
4.3. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и
возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из
образовательно-воспитательных
задач,
психолого-педагогической
целесообразности,
санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в
«Пояснительной записке программы».
5. Организация образовательной деятельности
5.1. Работа дополнительного образования осуществляется на основе годовых и других видов
планов, образовательных программ и учебно-тематических планов, утвержденных
директором организации, осуществляющей образовательную деятельность, или его
заместителем по воспитательной работе.
5.2. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в мае текущего года . Во время
летних каникул учебная деятельность может продолжаться (если это предусмотрено
образовательными программами) в форме походов, сборов, экспедиций, лагерей разной
направленности и т. п. Состав обучающихся в этот период может быть переменным. При
проведении многодневных походов разрешается увеличение нагрузки педагога.
5.3. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется с
учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе
детей и подростков в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Расписание составляется в начале учебного года администрацией по представлению
педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда
и
отдыха
обучающихся.
осуществляющей
Расписание
образовательную
утверждается
деятельность.
директором
Перенос
занятий
расписания производится только с согласия администрации
организации,
или
изменение
ОУ и оформляется
документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному
расписанию.
5.4. Списочный состав детских объединений составляет от 15 человек и выше, по решению
руководителя кружка, секции и т.д.
5.6. В рамках дополнительного образования предусмотрена обучение по ИУП ,в том числе и
для обучающихся с ОВЗ.
5.7. В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы могут быть
объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства используются
на открытие новых детских объединений.
5.8. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются образовательной
программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности
детей. При проведении занятий с использованием компьютерной техники должны
соблюдаться Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
5.9. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы
образовательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы,
экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др. Занятия могут проводиться как со всем
составом группы, так и по звеньям (3-5 чел.) или индивидуально.
5.10. Педагог самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм аттестации
обучающихся. Используются следующие формы аттестации: это могут быть тесты, опросы,
зачеты, собеседования, доклады, рефераты, олимпиады, смотры, конкурсы, выставки,
конференции, концерты, публикации и др.
5.11. Зачисление обучающихся осуществляется на срок, предусмотренный для освоения
программы. Отчисление обучающихся производится в ситуациях нарушения ими Устава
организации, осуществляющей образовательную деятельность, Правил внутреннего
распорядка. За обучающимися сохраняется место в детском объединении в случае болезни,
прохождения санаторно-курортного лечения.
5.12. Деятельность школьников осуществляется как в одновозрастных, так и в
разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, ансамбль,
театр и др.). В работе объединения могут принимать участие родители, без включения в
списочный состав и по согласованию с педагогом.
5.13.
Каждый
обучающийся
имеет
право
заниматься
в
объединениях
разной
направленности, а также изменять направление обучения.
6. Взаимоотношения и связи
6.1. Взаимоотношения и связи с другими структурными подразделениями образовательной
организации строятся на основе приказа директора школы.
6.2. Основными принципами взаимодействия структурных подразделений школы являются:
•
выработка единой политики управления педагогическими работниками;
•
обеспечение реализации образовательно-воспитательных программ;
•
отработка методики управления;
•
своевременный обмен информацией в целях четкой организации работы дополнительного
образования образовательной организации.
6.3. По конкретным вопросам организации деятельности дополнительного образования
образовательная организация взаимодействует с:
организациями дополнительного образования;
учреждениями культуры;
оздоровительными организациями и т.д.
7. Обучение детей с ОВЗ
Для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
организации,
осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по
адаптированным
дополнительным
общеобразовательным
программам
с
учетом
особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
Под
специальными
условиями
для
получения
дополнительного
образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в
здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья
Правила доступности организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
реализующих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным
программам, определяются порядком обеспечения условий доступности для инвалидов
объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи .
Образовательная
деятельность
по
адаптированным
дополнительным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся различных
нозологических групп, и быть направлена на решение следующих задач:
-оказание психолого-педагогической помощи, реабилитации (абилитации);
-предоставление дифференцированной помощи, в том числе оказание ассистентом
(помощником) при необходимости технической помощи;
-обеспечение
возможности
вербальной
и
невербальной
коммуникации
для
обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе:
с использованием средств альтернативной или дополнительной коммуникации;
-воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов
деятельности;
-формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках реализации
дополнительных общеобразовательных программ.
2 Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида
Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на
основе
дополнительных
общеобразовательных
программ,
адаптированных
при
необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в
области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших
соответствующую
программу
профессиональной
переподготовки
и
повышения
квалификации.
В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья организации, осуществляющие образовательную
деятельность,
по
адаптированным
дополнительным
образовательным
программам
обеспечивают создание специальных условий для получения образования указанными
обучающимися, в том числе:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
-размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми и слабовидящими,
местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) тактильные
информационные таблички, выполненные укрупненным шрифтом, и с использованием
рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля, с номерами и
наименованиями помещений, а также справочной информацией о расписании учебных
занятий;
-доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к
зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающему
местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;
-выпуск альтернативных форматов печатных материалов по дополнительным
общеобразовательным программам (крупный шрифт или аудиофайлы);
-контрастную маркировку проступей крайних ступеней в виде противоскользящих
полос, а также контрастную маркировку прозрачных полотен дверей, ограждений
(перегородок). При реализации дополнительных общеразвивающих программ в области
физической
культуры
и
спорта,
организации,
осуществляющие
образовательную
деятельность, край ванны бассейна по всему периметру должны выделять полосой,
имеющей контрастную окраску по отношению к цвету обходной дорожки;
-применение специальных методов и приемов обучения, связанных с показом и
демонстрацией движений и практических действий;
-использование специальных учебников, учебных пособий и наглядных дидактических
средств (муляжи, модели, макеты, укрупненные и (или) рельефные иллюстрации);
-применение
специального
спортивного
инвентаря
и
рельефно-контрастной
маркировки спортивных залов и игровых площадок (при реализации дополнительных
общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта);
б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
-дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий
визуальной (установка визуально-акустического оборудования с возможностью трансляции
субтитров);
-обеспечение возможности понимания и восприятия обучающимися на слухозрительной основе инструкций и речевого материала, связанного с тематикой учебных
занятий, а также использования его в самостоятельной речи;
-использование с учетом речевого развития обучающихся разных форм словесной речи
(устной, письменной, дактильной) для обеспечения полноты и точности восприятия
информации и организации речевого взаимодействия в процессе учебных занятий;
в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
условия,
-материально-технические
предусматривающие
возможность
беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и
другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также
их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных
дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м;
наличие специальных кресел и других приспособлений);
-безбарьерную архитектурно-планировочную среду;
-обеспечение
возможности
вербальной
и
невербальной
коммуникации
(для
обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с грубыми нарушениями речи и
коммуникации);
-включение в содержание образования упражнений на развитие равновесия, точность
воспроизведения характера движений по темпу, ритмичности, напряженности, амплитуде и
другое (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области
физической культуры и спорта);
Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных
группах, в том числе по индивидуальному учебному плану.
Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
8. Ведение журналов учета работы в системе блока дополнительного образования
детей
8.1.
Журнал
учета
работы
объединений
является
государственным,
финансовым
документом, который обязан вести каждый руководитель детского объединения.
8.2. Журнал учета работы объединений рассчитан на один учебный год и ведется в каждом
объединении.
8.3. Журнал учета работы объединений относятся к учебно-педагогической документации
образовательной организации.
8.4. Ведение журнал учета работы объединений отражено в отдельном положении
о ведении электронных журналов учѐта работы педагогов дополнительного образования
МБОУ
СОШ №3» г.Пикалѐво
(журналов объединений) в автоматизированной
информационной системе «Навигатор дополнительного образования детей Ленинградской
области».
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о блоке дополнительного образования является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо
вводится в действие) приказом директора образовательной организации.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной
форме
в
соответствии
действующим
законодательством
Российской
Федерации.
9.3.
Положение
о
организации
дополнительного
образования
принимается
на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.