Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ''Средняя общеобразовательная школа № 3'' города Пикалѐво Принято педагогическим советом Утверждено МБОУ СОШ №3 г. Пикалѐво Директор Л.И. Гришкина Протокол № 7 от31.08.2023г приказ № 267 от 31.08.2023г. Положение о рабочих программах дополнительного образования, порядке их рассмотрения и утверждения в МБОУ «СОШ №3» г. Пикалёво 1. Общие положения 1.1. Данное Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции 2023 года (ст. 12 п. 4, ст. 75), на основании Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 2. Функции программ дополнительного образования детей Образовательная программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и направленности она относится, выполняет следующие функции: 1) 2) нормативную – является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; целеполагания – определяет ценности и цели, для достижения которых она разработана; 3) определения содержания образования – фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности; 4) процессуальную – определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; 5) оценочную – выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности и личностного развития обучающихся. 3. Цели и задачи программ дополнительного образования детей Целями и задачами программ дополнительного образования детей является обеспечение обучения, воспитания, развития. 1) Обучающие задачи: развитие познавательного интереса, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п. 2) Воспитательные задачи: формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п. 3) Развивающие задачи: развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии. 4. Структура программ дополнительного образования детей: Программа дополнительного образования детей включает следующие структурные элементы: 1) Титульный лист включает наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; название дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; срок реализации дополнительной образовательной программы; Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; название города, населенного пункта; год разработки дополнительной образовательной программы. 2) Пояснительная записка раскрывает направленность дополнительной образовательной программы; новизну, актуальность, педагогическую целесообразность, цель и задачи дополнительной образовательной программы; возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесс, этапы); формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы их проверки; формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.). 3) Учебно-тематический план программы дополнительного образования детей включает перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. 4) Содержание программы дополнительного образования детей раскрывается через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий). -Календарно-тематическое планирование. 5) Комплекс организационно-педагогических условий. -условия реализации. -формы аттестации, контроля -оценочные материалы. -методические материалы. - список использованной литературы. 5 . Порядок разработки, утверждения и хранения рабочей программы ДО 5.1.Рабочая программа самостоятельно создается педагогом дополнительного образования на текущий учебный год на основе реализуемой им дополнительной общеобразовательной программы. 5.2. Текст рабочей программы предоставляется на согласование в электронном виде. 5.3. Рабочая программа согласовывается с заместителем директора по воспитательной работе , рассматривается и принимается на Педагогическом совете. При наличии замечаний программа возвращается на доработку с указанием конкретного срока исполнения. 5.4. Рабочая программа ежегодно в начале учебного года (до 15 сентября текущего года) утверждается приказом директора школы. Экземпляр утвержденной рабочей программы хранится в течение текущего и последующего учебного года у заместителя директора по воспитательной работе , копия – у педагога дополнительного образования для осуществления образовательного процесса. 5.5. При наличии обстоятельств, препятствующих реализации рабочей программы в полном объеме в установленные сроки (болезнь педагога, вакансия часов и др.), проводится корректировка рабочей программы в части «календарно-тематического планирования» с разъяснением причин и условий корректировки. Данные изменения оформляются соответствующим документом и согласовываются заместителем директора по воспитательной работе. 5.6. При изменении расписания (дней недели или времени занятий), не влекущих за собой изменения сроков обучения и полноты реализации образовательной программы, возможна корректировка дат занятий в утвержденной рабочей программе без создания нового документа. Даты вносятся на полях слева от таблицы, внизу страницы делается запись: «Корректировка дат проведена на основании приказа № от “” 2023 г об изменении расписания». Ставится дата, подпись педагога и отметка о согласовании с заместителем директора по воспитательной работе 5.7. При замене педагога, в течение учебного года, вновь назначенный педагог работает по рабочей программе к реализуемой дополнительной общеобразовательной программе, утвержденной на начало учебного года, если не требуется внесения изменений в календарнотематический план. На титульном листе утвержденной рабочей программы указываются фамилия, имя, отчество вновь назначенного педагога, № и дата приказа о назначении. 5.8. Контроль за реализацией рабочих программ осуществляется заместителем директора по воспитательной работе в соответствии с планом контроля. 5.9. Рабочая программа дополнительного образования в электронном виде вносится в АИС « Навигатор дополнительного образования Ленинградской области» администратором АИС « Навигатор» МБОУ «СОШ №3» г. Пикалѐво для модерации, рецензирования и записи обучающихся для реализации программы. 6. Права разработчика программы дополнительного образования детей Разработчик программы дополнительного образования детей самостоятельно определяет: 1) цель, задачи, ведущую педагогическую идею дополнительной образовательной программы; актуальность и отличительные признаки дополнительной образовательной программы от других программ ДОД; 2) образовательную область и содержание дополнительной образовательной программы, наполнение отдельных разделов (тем); последовательность их изучения и количество часов на освоение, с разбивкой на теоретические и практические занятия; продолжительность и частоту занятий в неделю; 3) состав обучающихся по программе (по возрасту, по уровню развития и др.); 4) приемы, методы и формы организации образовательного процесса по программе, требования к помещению, оборудованию и материалам; возможности использования информационно-коммуникационных технологий; 5) ожидаемые результаты, критерии их оценки, методы и формы выявления. Программа дополнительного образования детей должна быть рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений. Порядок и регламент корректировки программы разработчик фиксирует в пояснительной записке или механизме ее реализации. 7. Ответственность В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учреждение несет ответственность «за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными образовательных программ». учебными планами и качество реализуемых 1) Педагог – разработчик программы несет ответственность за качество и полноту реализации образовательной программы дополнительного образования детей; объективность контроля учебных достижений обучающихся. 8. Порядок рассмотрения и утверждения программы дополнительного образования детей 8.1. Программа рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором школы. 8.2. Программа рецензируется и утверждается в АИС « Навигатор дополнительного образования Ленинградской области» 8.3. В случае прекращения реализации программы дополнительного образования повторнопрограмма архивируется в АИС « Навигатор дополнительного образования Ленинградской области» до возобновления реализации. 9. Срок действий Положения 9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и прекращает действие с принятием нового Положения. 9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 9.3. Положение принимается на неопределенный срок. 9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.