Положение о системе наставничества педагогических работников

Куратор – сотрудник общеобразовательного учреждения из числа ее социальных
партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи; учреждения
культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.),
который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Персонализированная

программа

наставничества

–

это

краткосрочная

персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и
видов

наставничества,

участников

наставнической

деятельности,

направления

наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение
выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных
сторон.
Школьное наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми
учителями,

не

имеющими

трудового

стажа

педагогической

деятельности

в

образовательных учреждениях или имеющих трудовой стаж не более 3-х лет.
1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную
работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и
умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и
всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной
специализации и методики преподавания.
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников – реализация
комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в общеобразовательном
учреждении, способствующей в оказании помощи впервые принятым педагогическим
работникам в их профессиональном становлении, непрерывному профессиональному
росту и самоопределению, личностному и социальному развитию, самореализации и
закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
-привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности;
-ускорение процесса профессионального становления молодого специалиста и
развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него
обязанности по занимаемой должности;
-содействие успешной адаптации к организационной культуре, усвоение лучших
традиций коллектива и правил поведения в школе, выработка сознательного и
творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей.
2.3. В общеобразовательном учреждении применяются разнообразные формы
наставничества («педагог – педагог», «руководитель образовательной организации –
педагог», «работодатель – студент», «педагог вуза / колледжа – молодой педагог

образовательной организации» и другие) по отношению к наставнику или группе
наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели
персонализированной

программы

наставничества

педагога,

имеющихся

профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов.
Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости
от запланированных эффектов.
Виртуальное

(дистанционное)

наставничество

–

дистанционная

форма

организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных
технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения,
социальные

сети

и

онлайн-сообщества,

тематические

интернет-порталы

и

др.

Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между
наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник –
наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников,
делает наставничество доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый
встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей,
ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен
приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и
достичь поставленных целей.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится
наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный
педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации
учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию
всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в
том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую
для его подопечного.
Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых)
с наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью
построения

взаимоотношений

с

другими

работниками,

объединенными

общими

проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать
и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе
информации,

полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а
также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»).
Традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между
более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного
времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным
критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др. Форма наставничества
«учитель – учитель» – способ реализации целевой модели наставничества через
организацию взаимодействия наставнической пары «учитель-профессионал – учитель,
вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения». Форма наставничества
«руководитель образовательной организации – учитель» способ реализации целевой
модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары
«руководитель

образовательной

организации34

–

учитель»,

нацеленную

на

совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых результатов
руководителем образовательной организации посредством создания необходимых
организационно-педагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических
условий и ресурсов.
3. Организационные основы наставничества
3.1.Наставничество организуется на основании приказа директора «Об утверждении
Положения о системе наставничества педагогических работников».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия
приказом директора.
3.3. Руководство деятельностью наставников осуществляют заместители директора
по учебно-воспитательной работе и (или) руководители методических объединений, в
которых организуется наставничество.
3.3. Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее
подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки,
коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и
методической работы, стабильные результаты в работе, богатый жизненный опыт,
способность и готовность делиться профессиональным опытом, стаж педагогической
деятельности не менее 5 лет.
3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического
объединения, согласовываются с заместителем директора по УВР и утверждаются
приказом директора.
3.5. Наставник может осуществлять наставничество над одним - двумя молодыми
специалистами одновременно.

3.6. Основанием для утверждения наставника является выписка из протокола
заседания методического объединения.

3.7. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого
наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен. Как правило,
наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок три года.
3.8. Приказ об утверждении кандидатуры наставника издается не позднее двух
недель с момента назначения молодого специалиста на должность.
3.9. Наставничество устанавливается над следующими категориями педагогических
работников:
-педагогическими работниками, не имеющими педагогического опыта;
-работниками, назначенными на педагогически должности и не имеющие
педагогического образования;
-педагогическими работниками, переведенными на другую работу, требующую
расширения т углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими
навыками;
-педагогическими работниками, нуждающимися в дополнительной подготовке для
проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).
3.10 Замена наставника производится приказом директора в случаях:
-увольнения наставника;
-перевода на другую работу молодого специалиста или наставника;
-привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
-несовместимости наставника и молодого специалиста.
3.11 Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение
целей и задач молодым специалистом в период наставничества. Оценка производится в
ходе промежуточного и итогового контроля.
3.12. Для мотивации наставника за его деятельность и успешную работу наставник
поощряется в соответствии с действующей в школе системой поощрения.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:
- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических
работников образовательной организации с их согласия;
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого
или получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется
наставничество;

- обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной организации
с просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий.

4.1. Обязанности наставника:
-руководствоваться

требованиями

законодательства

в

сфере

образования,

ведомственными нормативными актами, определяющими права и обязанности молодого
специалиста по занимаемой должности;
-разработать
становления

совместно с молодым специалистом план

последнего

с

учетом

уровня

его

профессионального

интеллектуального

развития,

педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
-изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к
проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителем;
-знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов,
кабинетов, служебных и бытовых помещений;
-вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к учителю, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда
и техники безопасности);
-проводить необходимое обучение;
-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом
учебных занятий и внеклассных мероприятий;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального
становления;
-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать
работу, оказывать необходимую помощь;
-оказывать

молодому

специалисту

индивидуальную

помощь

в

овладении

педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного
проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

-вести дневник работы наставника и периодически докладывать председателю
методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его
труда;
-подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять
отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с
предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Права и обязанности наставляемого
5.1. Права наставляемого:
-вносить

на

рассмотрение

предложения

по

совершенствованию

персонализированных программ наставничества педагогических работников;
-посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической
деятельностью;
-повышать свою квалификацию вне рамок наставничества;
-систематически повышать свой профессиональный уровень;
-участвовать в составлении персонализированной программы наставничества
педагогических работников;
-обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями, профессиональной деятельностью;
-обращаться к куратору и директору с ходатайством о замене наставника.
5.1. Обязанности наставляемого:
-изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные
нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность
в сфере наставничества педагогических работников;
-

реализовывать

мероприятия

плана

персонализированной

программы

наставничества в установленные сроки;
-соблюдать

правила

внутреннего

трудового

распорядка

образовательной

организации;
-знать

обязанности,

предусмотренные

должностной

инструкцией,

основные

направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в
общеобразовательном учреждении;
-выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
профессиональных обязанностей;
-совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;

-устранять

совместно

с

наставником

допущенные

ошибки

и

выявленные

затруднения;
-проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;
-учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы,
правильно строить свои взаимоотношения с ним;
-постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;

-правильно строить свои взаимоотношения с наставником, учиться у него передовым
методам и формам работы;
6. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении
которых осуществляется наставничество
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным
критериям:
-профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника
должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
-у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия,
позволяющие

в

будущем

эффективно

взаимодействовать

в

рамках

программы

наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием
куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
пары/группы утверждаются приказом руководителя образовательной организации.
7. Завершение персонализированной программы наставничества
7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в
случае:
-завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в
полном объеме;
-по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по
уважительным обстоятельствам);
-по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной
программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или
наставляемого – форс-мажора).
7.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества
педагогических работников.

По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов
возможно продление срока реализации персонализированной программы наставничества
или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).
8. Руководство работой наставника
Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на
заместителя директора ОУ по учебной воспитательной работе.
8.1. Заместитель директора ОУ по УВР обязан:
-представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ
о закреплении за ним наставника;

-создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;
-посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые
наставником и молодым специалистом;
-организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной
воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и
практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
-изучить,

обобщить

и

распространить

положительный

опыт

организации

наставничества в образовательном учреждении;
-определить меры поощрения наставников.
8.2. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми
специалистами несут руководители методических объединений.
Руководитель методического объединения обязан:
-рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план
работы наставника;
-провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
-обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в
соответствии с настоящим Положением;
-осуществлять систематический контроль работы наставника;
-заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого
специалиста и наставника и представить их заместителю ОУ по УВР.
9. Документы, регламентирующие наставничество
9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
-настоящее Положение;
-приказ директора об организации наставничества;
-планы работы наставников;

-банк данных молодых специалистов и наставников;
-методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по
наставничеству.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения директором и
действует бессрочно.
10.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами
Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами
общеобразовательного учреждения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».