Куратор – сотрудник общеобразовательного учреждения из числа ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества. Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон. Школьное наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или имеющих трудовой стаж не более 3-х лет. 1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания. 2. Цели и задачи наставничества 2.1. Цель системы наставничества педагогических работников – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в общеобразовательном учреждении, способствующей в оказании помощи впервые принятым педагогическим работникам в их профессиональном становлении, непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии. 2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников: -привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности; -ускорение процесса профессионального становления молодого специалиста и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; -содействие успешной адаптации к организационной культуре, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в школе, выработка сознательного и творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей. 2.3. В общеобразовательном учреждении применяются разнообразные формы наставничества («педагог – педагог», «руководитель образовательной организации – педагог», «работодатель – студент», «педагог вуза / колледжа – молодой педагог образовательной организации» и другие) по отношению к наставнику или группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов. Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц. Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек). Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей. Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса. Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного. Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»). Традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др. Форма наставничества «учитель – учитель» – способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «учитель-профессионал – учитель, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения». Форма наставничества «руководитель образовательной организации – учитель» способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «руководитель образовательной организации34 – учитель», нацеленную на совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых результатов руководителем образовательной организации посредством создания необходимых организационно-педагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических условий и ресурсов. 3. Организационные основы наставничества 3.1.Наставничество организуется на основании приказа директора «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников». 3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия приказом директора. 3.3. Руководство деятельностью наставников осуществляют заместители директора по учебно-воспитательной работе и (или) руководители методических объединений, в которых организуется наставничество. 3.3. Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные результаты в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, стаж педагогической деятельности не менее 5 лет. 3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения, согласовываются с заместителем директора по УВР и утверждаются приказом директора. 3.5. Наставник может осуществлять наставничество над одним - двумя молодыми специалистами одновременно. 3.6. Основанием для утверждения наставника является выписка из протокола заседания методического объединения. 3.7. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок три года. 3.8. Приказ об утверждении кандидатуры наставника издается не позднее двух недель с момента назначения молодого специалиста на должность. 3.9. Наставничество устанавливается над следующими категориями педагогических работников: -педагогическими работниками, не имеющими педагогического опыта; -работниками, назначенными на педагогически должности и не имеющие педагогического образования; -педагогическими работниками, переведенными на другую работу, требующую расширения т углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; -педагогическими работниками, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике). 3.10 Замена наставника производится приказом директора в случаях: -увольнения наставника; -перевода на другую работу молодого специалиста или наставника; -привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; -несовместимости наставника и молодого специалиста. 3.11 Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым специалистом в период наставничества. Оценка производится в ходе промежуточного и итогового контроля. 3.12. Для мотивации наставника за его деятельность и успешную работу наставник поощряется в соответствии с действующей в школе системой поощрения. 4. Права и обязанности наставника 4.1. Права наставника: - привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников образовательной организации с их согласия; - знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется наставничество; - обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной организации с просьбой о сложении с него обязанностей наставника; - осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки выполнения заданий. 4.1. Обязанности наставника: -руководствоваться требованиями законодательства в сфере образования, ведомственными нормативными актами, определяющими права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности; -разработать становления совместно с молодым специалистом план последнего с учетом уровня его профессионального интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету; -изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителем; -знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений; -вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности); -проводить необходимое обучение; -контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; -разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального становления; -давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь; -оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; -личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; -участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; -вести дневник работы наставника и периодически докладывать председателю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда; -подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста. 5. Права и обязанности наставляемого 5.1. Права наставляемого: -вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных программ наставничества педагогических работников; -посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью; -повышать свою квалификацию вне рамок наставничества; -систематически повышать свой профессиональный уровень; -участвовать в составлении персонализированной программы наставничества педагогических работников; -обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными обязанностями, профессиональной деятельностью; -обращаться к куратору и директору с ходатайством о замене наставника. 5.1. Обязанности наставляемого: -изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность в сфере наставничества педагогических работников; - реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в установленные сроки; -соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации; -знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в общеобразовательном учреждении; -выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных, профессиональных обязанностей; -совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения должностных обязанностей; -устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения; -проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе; -учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; -постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; -правильно строить свои взаимоотношения с наставником, учиться у него передовым методам и формам работы; 6. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество 6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным критериям: -профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых; -у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы наставничества. 6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, пары/группы утверждаются приказом руководителя образовательной организации. 7. Завершение персонализированной программы наставничества 7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в случае: -завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в полном объеме; -по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по уважительным обстоятельствам); -по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или наставляемого – форс-мажора). 7.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества педагогических работников. По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов возможно продление срока реализации персонализированной программы наставничества или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества). 8. Руководство работой наставника Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора ОУ по учебной воспитательной работе. 8.1. Заместитель директора ОУ по УВР обязан: -представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника; -создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником; -посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом; -организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами; -изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении; -определить меры поощрения наставников. 8.2. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений. Руководитель методического объединения обязан: -рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника; -провести инструктаж наставников и молодых специалистов; -обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением; -осуществлять систематический контроль работы наставника; -заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста и наставника и представить их заместителю ОУ по УВР. 9. Документы, регламентирующие наставничество 9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: -настоящее Положение; -приказ директора об организации наставничества; -планы работы наставников; -банк данных молодых специалистов и наставников; -методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству. 10. Заключительные положения 10.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения директором и действует бессрочно. 10.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.