Положение о библиотеке ОУ «СОШ №3» г. Пикалево

ПОЛОЖЕНИЕ
о библиотеке Общеобразовательного учреждения
«Средней общеобразовательной школы №3» города Пикалёво

1.

Общие положения

1.1. Библиотека является структурным подразделением, участвующим в учебно-воспитательном
процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное
пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.2.

Деятельность

библиотеки

общеобразовательного

учреждения

(далее-библиотека)

отражается в уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными,
методическими

и

справочными

документами

учитывается

при

лицензировании

общеобразовательного учреждения.
1.3.

Цель

библиотеки

общеобразовательного

учреждения

соотносится

с

целями

общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на
основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их
адаптация к жизни в обществе, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам
и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового
образа жизни.
1.4. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской
Федерации,

решениями

соответствующего

органа

управления

образования,

уставом,

положением о библиотеке, утверждѐнном директором общеобразовательного учреждения .
1.5.

Деятельность

библиотеки

основывается

на

принципах

демократии,

гуманизма,

общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного
развития личности.
1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их
предоставления определяются Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и
Правилами пользования библиотекой, утверждѐнными руководителем общеобразовательного

учреждения.
1.7. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
1.8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии

с

правилами

техники

безопасности,

противопожарными

и

санитарно-

гигиеническими требованиями.
2. Основные задачи
2.1. Основными задачами библиотеки являются:
- обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим
работникам,

родителям

(иным

законным

представителям)

обучающихся

(далее

–

пользователям);
- доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования
библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных
носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудиои видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных
носителях;
-

воспитание

культурного

и

гражданского

самосознания,

помощь

в

социализации

обучающегося, развитии его творческого потенциала;
- формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и
критической оценке информации;
- совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.
3. Основные функции
Для реализации основных задач библиотека:
3.1.

Формирует

фонд

библиотечно-информационных

ресурсов

общеобразовательного

учреждения:
- комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации;
- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных
других учреждений и организаций;
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
3.2. Создаѐт информационную продукцию:
- осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;

-

организует

и

ведѐт

справочно-библиографический

аппарат:

каталоги

(алфавитный,

синтетический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения;
- разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и
т.п.);
- обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
3.3.

Осуществляет

дифференцированное

библиотечно-информационное

обслуживание

обучающихся:
- предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их
интересов и информационных потребностей;
- создаѐт условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой
деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения
(участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного
обучения);
- организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;
- оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной,
самообразовательной и досуговой деятельности;
- организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской
культуры личности, содействует развитию критического мышления;
- содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации
образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков,
презентации развивающих компьютерных игр);
- руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня
3.4.

Осуществляет

дифференцированное

библиотечно-информационное

обслуживание

педагогических работников:
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических
инноваций и новых технологий;
- содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению
аттестации;
- организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр
элекронных версий педагогических изданий;

- осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и
публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам
управления образовательным процессом;
- поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных
продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);
- способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является
базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами.
3.5.

Осуществляет

дифференцированное

библиотечно-информационное

обслуживание

родителей (иных законных представителей) обучающихся:
- удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
- консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по
воспитанию детей;
- консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
4. Организация деятельности библиотеки
4.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами, программами,
проектами и планом работы библиотеки.
4.2. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень
которых определяется уставом.
4.3. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование
фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных
размеров финансирования из бюджета . Денежные средства за сданную библиотекой
макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку
профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
4.4. В целях модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах
средств, выделяемых учредителями, обеспечивает библиотеку:
- гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов
(в смете учреждения выводится отдельно);
- необходимыми производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и
нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой
влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей
пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
-

современной

электронно-вычислительной,

телекоммуникационной

и

множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
- библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

копировально-

4.5.

Общеобразовательного учреждение создает условия для сохранности аппаратуры,

оборудования и имущества библиотеки.
4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки
несѐт в соответствии с уставом учреждения
4.7. Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с правилами
внутреннего распорядка . При определение режима работы библиотеки предусматривается
выделение:
- двух часов рабочего времени ежедневно – на выполнение внутри библиотечной работы;
- одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
- не менее одного раза в месяц – методического дня.
4.8. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с
детьми библиотека взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской
Федерации.
5. Управление. Штаты
5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения .
5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель ОУ .
5.3. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несѐт ответственность в
пределах своей компетенции перед обществом и руководителем, обучающимися, их родителями
(иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в
соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и уставом Заведующий библиотекой (библиотекарь)
назначается руководителем, может являться членом педагогического коллектива и входить в
состав педагогического совета.
5.4.

Методическое

сопровождение

деятельности

библиотеки

обеспечивает

специалист

(методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образования,
учреждения

системы

переподготовки

и

повышения

квалификации,

регионального

информационного центра.
5.5. Библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю на утверждение следующие
документы:
- положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
- структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объѐмов
работ, определѐнных положением о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения

с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках»;
- положение о платных услугах библиотеки;
- планово-отчѐтную документацию;
- технологическую документацию.
5.6. Порядок комплектования штата библиотеки регламентируется уставом ОУ.
На работу в библиотеку приглашаются лица, имеющие необходимую профессиональную
подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и
полученной

специальности,

подтверждѐнную

документами

об

образовании

и

(или)

квалификации.
5.7. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение
библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником
библиотеки только на добровольной основе.
5.8. Трудовые отношения работников библиотеки и регулируются трудовым договором,
условия которого не должны противоречить законодательству РФ о труде.
6. Права и обязанности библиотеки
6.1. Работники библиотек имеют право:
- самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и
задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения;
- проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры;
- определять источники комплектования информационных ресурсов;
- изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учѐту
библиотечного фонда;
- определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утверждѐнными
руководителем, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом
виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
- вносить предположения руководителю по совершенствованию оплаты труда, в том числе
надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не
входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным
мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение
норматива работы на компьютере);
- участвовать в управлении в порядке, определяемом уставом учреждения;
- иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в
соответствии с коллективным договором между работниками и руководством или иными
локальными нормативными актами;

- быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
- участвовать в соответствии с законодательством РФ в работе библиотечных ассоциаций или
союзов.
6.2. Работники библиотек обязаны:
- обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
- информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
- обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
- формировать фонды в соответствии с утверждѐнными федеральными перечнями учебных
изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами,
потребностями и запросами всех категорий пользователей;
- следить за изменениями в Федеральном списке экстремистских материалов;
- осуществлять систематическую сверку (1раз в год) имеющихся библиотечных фондов и новых
поступлений с Федеральным списком экстремистских материалов;
-

совершенствовать

информационно-библиографическое

и

библиотечное

обслуживание

пользователей;
-в расстановки фонда учитывать возрастную систему классификации информационной
продукции;
- обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
- обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой;
- отчитываться в установленном порядке перед руководителем;
- повышать квалификацию.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
- получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и
предоставляемых библиотекой услугах;
- пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
- получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации;
- продлевать срок пользования документами;
- получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки;
- получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях
при пользовании электронным и иным оборудованием;
- участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

- пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу и
Положению о платных услугах, утверждѐнному руководителем;
- обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю.
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
- соблюдать правила пользования библиотекой;
- бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страницы, не делать в
книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию,
инвентарю;
-

поддерживать

порядок

расстановки

документов

в

открытом

доступе

библиотеки,

расположения карточек в каталогах и картотеках;
- пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
- убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты
в сдаваемых документах несет последний пользователь;
- расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ, возвращать
документы в библиотеку в установленные сроки;
- родители или законные представители обучающегося несут ответственность за обеспечение
сохранность печатных и электронных изданий, полученных из фонда библиотеки.
- при утрате и (или) неумышленной порче учебника или учебного пособия родителями или
законными

представителями

обучающегося

решается

вопрос

о

замене

испорченного

экземпляра, на признанный библиотекой равноценный. При невозможности замены родители
или законные представители обучающегося должны возместить реальную рыночную стоимость
испорченного или утерянного документа. Стоимость утраченных, испорченных книг, дисков и
прочих материалов определяется библиотечным работником по ценам, указанным в учетных
документах библиотеки, с определением коэффициентов по переоценке библиотечных фондов.
- полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.
Учащиеся обязаны полностью рассчитываться с библиотекой по истечению каждого учебного
года.

8. Порядок пользования библиотекой
8.1. Запись обучающихся в библиотеку производится по списочному составу класса в
индивидуальном порядке, педагогических и иных работников , родителей (иных законных
представителей) обучающихся – по паспорту.
8.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.

8.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский
формуляр. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
После окончания обучения, подписания обходного листа (если у выпускника не существует
задолженность) читательский формуляр уничтожается,
8.4. Порядок пользования абонементом:
- пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух
документов одновременно;
- максимальные сроки пользования документами:
- учебники, учебные пособия – учебный год;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1месяц,
- периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней;
- пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со
стороны других пользователей.
8.5. Порядок пользования читальным залом:
- документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
- энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре
документы выдаются только для работы в читальном зале.
8.6 Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
- работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику и в
присутствии сотрудника библиотеки;
- разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно;
- пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после
предварительного тестирования его работником библиотеки;
- по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к
работнику библиотеки; запрещается обращаться к ресурсам в Интернете, предполагающим
оплату.
8.7

Порядок работы и условия пользования медиотекой, находящейся в библиотеки.

- Медиатека организована на основе библиотеки, книжный фонд которой дополнен
нетрадиционными источниками информации (электронными пособиями и программным
обеспечением,

видео-

и

аудиоматериалами)

и

оснащен

компьютерами,

видео

и

аудиооборудованием.
- Медиатека – это информационный центр на уровне общеобразовательного учреждения.
Медиатека осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями
развития образования.

8.8

Структура медиатеки:

•

библиотека;

•

аудио, видеотека;

•

информационный банк.

- Медиатека способствует формированию культуры личности пользователей и позволяет
повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса.
- Медиатека доступна и бесплатна для учащихся, учителей, воспитателей и других работников.
- Деятельность медиатеки определяется потребностями ее пользователей – школьного
педагогического коллектива, учащихся, родительского коллектива – в педагогической и
образовательной информации с учетом имеющихся возможностей.
- Государственная или иная цензура в деятельности медиатеки не допускается.
8.9

Функции аудио, видеотеки:

- приобретение, сбор, обработка, использование и хранение аудио, видеоматериалов;
- ведение необходимой документации для учета аудио, видеоматериалов, обмена аудио,
видеоматериалами с другими организациями.
Срок действия положения не ограничен. При изменении законодательства в акт вносятся
изменения в установленном законом порядке.
Настоящее Положение и изменения к нему утверждаются приказом директора.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».