ПОЛОЖЕНИЕ о библиотеке Общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №3» города Пикалёво 1. Общие положения 1.1. Библиотека является структурным подразделением, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. 1.2. Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения (далее-библиотека) отражается в уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения. 1.3. Цель библиотеки общеобразовательного учреждения соотносится с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. 1.4. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образования, уставом, положением о библиотеке, утверждѐнном директором общеобразовательного учреждения . 1.5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и Правилами пользования библиотекой, утверждѐнными руководителем общеобразовательного учреждения. 1.7. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки. 1.8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными и санитарно- гигиеническими требованиями. 2. Основные задачи 2.1. Основными задачами библиотеки являются: - обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее – пользователям); - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудиои видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; - воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; - формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации; - совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 3. Основные функции Для реализации основных задач библиотека: 3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения: - комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; - пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций; осуществляет размещение, организацию и сохранность документов. 3.2. Создаѐт информационную продукцию: - осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; - организует и ведѐт справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, синтетический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения; - разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); - обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции. 3.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: - предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; - создаѐт условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения); - организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; - оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; - организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления; - содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр); - руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня 3.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: - выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; - выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; - содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; - организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр элекронных версий педагогических изданий; - осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом; - поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.); - способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами. 3.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: - удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; - консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; - консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. 4. Организация деятельности библиотеки 4.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами, программами, проектами и планом работы библиотеки. 4.2. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень которых определяется уставом. 4.3. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета . Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов. 4.4. В целях модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, обеспечивает библиотеку: - гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно); - необходимыми производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; - современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и множительной техникой и необходимыми программными продуктами; - ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; - библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. копировально- 4.5. Общеобразовательного учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несѐт в соответствии с уставом учреждения 4.7. Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка . При определение режима работы библиотеки предусматривается выделение: - двух часов рабочего времени ежедневно – на выполнение внутри библиотечной работы; - одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится; - не менее одного раза в месяц – методического дня. 4.8. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми библиотека взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации. 5. Управление. Штаты 5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения . 5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель ОУ . 5.3. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несѐт ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается руководителем, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета. 5.4. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образования, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации, регионального информационного центра. 5.5. Библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю на утверждение следующие документы: - положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; - структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объѐмов работ, определѐнных положением о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках»; - положение о платных услугах библиотеки; - планово-отчѐтную документацию; - технологическую документацию. 5.6. Порядок комплектования штата библиотеки регламентируется уставом ОУ. На работу в библиотеку приглашаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтверждѐнную документами об образовании и (или) квалификации. 5.7. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе. 5.8. Трудовые отношения работников библиотеки и регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству РФ о труде. 6. Права и обязанности библиотеки 6.1. Работники библиотек имеют право: - самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения; - проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры; - определять источники комплектования информационных ресурсов; - изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учѐту библиотечного фонда; - определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утверждѐнными руководителем, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; - вносить предположения руководителю по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере); - участвовать в управлении в порядке, определяемом уставом учреждения; - иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством или иными локальными нормативными актами; - быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; - участвовать в соответствии с законодательством РФ в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 6.2. Работники библиотек обязаны: - обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; - информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; - обеспечить научную организацию фондов и каталогов; - формировать фонды в соответствии с утверждѐнными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; - следить за изменениями в Федеральном списке экстремистских материалов; - осуществлять систематическую сверку (1раз в год) имеющихся библиотечных фондов и новых поступлений с Федеральным списком экстремистских материалов; - совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; -в расстановки фонда учитывать возрастную систему классификации информационной продукции; - обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; - обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой; - отчитываться в установленном порядке перед руководителем; - повышать квалификацию. 7. Права и обязанности пользователей библиотеки 7.1. Пользователи библиотеки имеют право: - получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; - пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; - получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; - получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; - продлевать срок пользования документами; - получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки; - получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием; - участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; - пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу и Положению о платных услугах, утверждѐнному руководителем; - обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю. 7.2. Пользователи библиотеки обязаны: - соблюдать правила пользования библиотекой; - бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страницы, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; - поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; - пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; - убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; - расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ, возвращать документы в библиотеку в установленные сроки; - родители или законные представители обучающегося несут ответственность за обеспечение сохранность печатных и электронных изданий, полученных из фонда библиотеки. - при утрате и (или) неумышленной порче учебника или учебного пособия родителями или законными представителями обучающегося решается вопрос о замене испорченного экземпляра, на признанный библиотекой равноценный. При невозможности замены родители или законные представители обучающегося должны возместить реальную рыночную стоимость испорченного или утерянного документа. Стоимость утраченных, испорченных книг, дисков и прочих материалов определяется библиотечным работником по ценам, указанным в учетных документах библиотеки, с определением коэффициентов по переоценке библиотечных фондов. - полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе. Учащиеся обязаны полностью рассчитываться с библиотекой по истечению каждого учебного года. 8. Порядок пользования библиотекой 8.1. Запись обучающихся в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников , родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту. 8.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно. 8.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. После окончания обучения, подписания обходного листа (если у выпускника не существует задолженность) читательский формуляр уничтожается, 8.4. Порядок пользования абонементом: - пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; - максимальные сроки пользования документами: - учебники, учебные пособия – учебный год; - научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1месяц, - периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней; - пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 8.5. Порядок пользования читальным залом: - документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; - энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале. 8.6 Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке: - работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику и в присутствии сотрудника библиотеки; - разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; - пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки; - по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращаться к ресурсам в Интернете, предполагающим оплату. 8.7 Порядок работы и условия пользования медиотекой, находящейся в библиотеки. - Медиатека организована на основе библиотеки, книжный фонд которой дополнен нетрадиционными источниками информации (электронными пособиями и программным обеспечением, видео- и аудиоматериалами) и оснащен компьютерами, видео и аудиооборудованием. - Медиатека – это информационный центр на уровне общеобразовательного учреждения. Медиатека осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования. 8.8 Структура медиатеки: • библиотека; • аудио, видеотека; • информационный банк. - Медиатека способствует формированию культуры личности пользователей и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса. - Медиатека доступна и бесплатна для учащихся, учителей, воспитателей и других работников. - Деятельность медиатеки определяется потребностями ее пользователей – школьного педагогического коллектива, учащихся, родительского коллектива – в педагогической и образовательной информации с учетом имеющихся возможностей. - Государственная или иная цензура в деятельности медиатеки не допускается. 8.9 Функции аудио, видеотеки: - приобретение, сбор, обработка, использование и хранение аудио, видеоматериалов; - ведение необходимой документации для учета аудио, видеоматериалов, обмена аудио, видеоматериалами с другими организациями. Срок действия положения не ограничен. При изменении законодательства в акт вносятся изменения в установленном законом порядке. Настоящее Положение и изменения к нему утверждаются приказом директора.