Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «СОШ № 3» г. Пикалёво

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Пикалѐво

Принято
Педагогическим советом
Протокол № 9 от 14.11.2023

Утверждено
Приказ № 438 от 20.11.2023

ПОЛОЖЕНИЕ
о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья МБОУ «СОШ № 3» г. Пикалѐво

1. Общие положения.

1.1. В соответствии со ст. 58 «Закона об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ, к компетенции образовательной организации относится осуществление текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм,
периодичности и порядка проведения.
1.2. Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся с ОВЗ (далее – Положение) определяет формы, периодичность, порядок
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ, а также
их перевод в следующий класс по итогам учебного года.
1.3. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются одной из
составляющих итоговой оценки освоения учащимися адаптированной основной
общеобразовательной программы (далее – АООП) для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и частью системы внутришкольного мониторинга
качества образования школы.
1.4. Образовательные достижения обучающихся подлежат текущему контролю
успеваемости и промежуточной аттестации в обязательном порядке по всем предметам,
включенным в учебный план.
1.5. Текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся
осуществляют учителя в соответствии с должностными обязанностями и локальными
нормативными актами школы.
1.6. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и
(или) дополнения.
2. Текущий контроль успеваемости обучающихся.
2.1. Текущий контроль успеваемости учащихся с ОВЗ – это систематическая проверка
предметных, метапредметных и личностных достижений
обучающихся,
проводимая
учителем в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с АООП и
рабочей программой соответствующего учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
Цель текущего контроля успеваемости заключается в:
– определении степени освоения обучающимися АООП по всем учебным предметам,
курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана;
1

– коррекции рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в
зависимости от анализа темпа, качества, особенностей освоения изученного материала
учащимися с ОВЗ.
2.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся в МБОУ «СОШ № 3» г. Пикалѐво
проводится:
– поурочно;
– по темам;
– по учебным четвертям
и в формах: диагностики (стартовой, промежуточной, итоговой), устных и письменных
ответов, защиты проектов, тестирования и др.
2.3. Периодичность и формы текущего контроля успеваемости обучающихся с ОВЗ:
2.3.1. Поурочный и тематический контроль:
– определяется педагогами ОО самостоятельно с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ, содержанием АООП для
обучающихся с ОВЗ, индивидуальных особенностей обучающихся соответствующего класса;
– учитывается в рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
2.3.2. По учебным четвертям определяется на основании результатов текущего
контроля успеваемости.
2.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся с ОВЗ:
2.4.1. В 1 классах осуществляется без фиксации образовательных результатов в виде
отметок по 5-балльной шкале, оценивание происходит путем качественного оценивания
результатов:
I уровень – «недостаточный» – уровень предметных навыков не достигает
«необходимого» базового уровня, не сформированы даже репродуктивные знания. Ученику
необходима максимально развернутая помощь по типу совместных действий.
II уровень – «допустимый» (базовый, репродуктивный) – это уровень так называемых
«знаний-копий», иначе уровень осознанного восприятия и запоминания, который внешне
проявляется в точном или близком воспроизведении материала. Репродуктивная
деятельность осуществляется путем прямого приложения ранее усвоенного способа действия
в аналогичной ситуации по образцу, по алгоритму, по правилу.
IIIуровень – «оптимальный» (базовый или повышенный) или продуктивный (знания-умения)
– на данном уровне овладения материалом ученик способен применять имеющиеся знания в
сходных ситуациях. Работает в основном самостоятельно и использует только
положительную и не различаемую по уровням фиксацию.
2.4.2. Во 2–11 классах осуществляется:
– в виде отметок по 5-балльной шкале по учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям);
– безотметочно по метапредметным и личностным результатам.
2.4.3. За устный ответ отметка выставляется учителем в ходе урока и заносится в
классный журнал и дневник обучающегося.
2.4.4. За письменный ответ отметка выставляется учителем в классный журнал после
осуществления проверки работы педагогом.
2.4.5. Проведение текущего контроля не допускается сразу после длительного
пропуска занятий по уважительной причине с выставлением неудовлетворительной отметки.
2.4.6. Текущий контроль в рамках внеурочной деятельности определятся ее моделью,
2

формой организации занятий, особенностями выбранного направления.
2.4.7. По учебным периодам текущий контроль проводится в следующем порядке:
• по четвертям - во 2-11 классах по тем предметам учебного плана, на изучение которых
отводится 1 час в неделю; отметка за четверть выставляется при наличии не менее трех
текущих отметок;
• по четвертям - во 2-11 классах по тем предметам учебного плана, которые изучаются в
объеме более одного часа в неделю; отметка за четверть выставляется при наличии не менее
пяти текущих отметок.
2.4.9. Если обучающийся пропустил по болезни или другой уважительной причине 2/3 и
более уроков, то за четверть он может быть не аттестован, не считаясь при этом
неуспевающим, изучение пропущенного материала переносится на следующую четверть.
2.4.10. Oтветственность за изучение пропущенного обучающимися учебного материала
возлагается на обучающегося, его родителей (законных представителей). Учитель создает
условия для ликвидации пробелов в пропущенном материале.
2.4.11. В случае, если обучающийся отсутствовал по неуважительной причине 2/3 и
более уроков, то за четверть он может быть не аттестован. Обучающемуся предоставляется
право пройти по заявлению родителей (законных представителей) процедуру
дополнительного текущего контроля в индивидуальном порядке в выбранной учителем
форме по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося. Об
организации проведения текущего контроля издается приказ директора.Учителем
разрабатываются контрольно-измерительные материалы. Результаты контроля выставляются
в электронный журнал.

3. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой

(по итогам освоения АООП) аттестации обучающихся с ОВЗ
3.1. Оценивать достижение обучающимся с ОВЗ планируемых результатов
необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с
ОВЗ может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и
стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки
времени объективно невозможна.
3.2. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам
освоения АООП ) аттестации обучающихся с ОВЗ включают:
• особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с
учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей
обучающихся с ОВЗ;
• привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных
для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения
заданий);
• присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
• адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми
акцентами;
3

• при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся (более крупный
шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания
по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
• при
необходимости
предоставление
дифференцированной
помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение
внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
• увеличение времени на выполнение заданий;
• возможностьорганизации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
• недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание
ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
3.3. Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов
освоения АООП должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ОВЗ
планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.
Система, формы и методы оценки результатов обучающихся с ОВЗ
4.1. Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов
освоения АООП призвана решить следующие задачи:
•
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать
объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания,
формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки,
предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений
обучающихся с ОВЗ;
•
ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания
учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;
•
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП,
позволяющий вести оценку личностных, метапредметных и предметных результатов;
•
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности общеобразовательной организации;
•
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и
развития их социальной (жизненной) компетенции.
•
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать
объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания,
формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
•
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и
воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания
учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
•
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП,
позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
•
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности общеобразовательной организации;
•
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и
развития их жизненной компетенции.

4.

4

4.2. Результаты достижений обучающихся с ОВЗ в овладении АООП являются
значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении
подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие
принципы:
1)
дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с ОВЗ;
2)
динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся;
3)
единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных
образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического
обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора,
формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса
осуществления оценки достижений обучающихся.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования
обучающихся с ОВЗ, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно
разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования.
4.3. При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении
содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень
планируемых результатов.
Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с ОВЗ имеет
определяющее значение для оценки качества образования.
4.4. Для обучающихся с ОВЗ оценке подлежат личностные, метапредметные и
предметные результаты.
4.5. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся
в различных средах.
4.6. Метапредметные
результаты
включают
освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения
учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные
задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
4.7. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения
обучающегося
с
ОВЗ
в
овладении
регулятивными, коммуникативными и
познавательными универсальными учебными действиями, т.е. таких умственных действий
обучающихся, которые направлены на управление своей познавательной деятельностью.
4.8. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени
начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности
способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся с ОВЗ к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
4.9. Уровень
сформированности
универсальных
учебных
действий,
представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть
качественно оценѐн и измерен в следующих основных формах:
•
достижение метапредметных результатов может выступать как результат
выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на
5

оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;
•
достижение метапредметных результатов может рассматриваться как
инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения
учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов;
•
достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности
выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
4.10. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний
и умений, способность их применять в практической деятельности. Оценка достижения
обучающимися с ОВЗ предметных результатов базируется на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по
объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционноразвивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности
ученика и овладении им социальным опытом (См. «Положение о системе оценивания
знаний обучающихся МБОУ «СОШ № 3» г. Пикалѐво с ограниченными возможностями
здоровья»).
4.11. Годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное
дело обучающегося и являются основанием для его перевода в следующий класс.

5. Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ.
5.1. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
адаптированными основными общеобразовательными программами начального общего,
основного общего и среднего общего образования.
5.2. Промежуточную аттестацию в МБОУ «СОШ № 3» г. Пикалѐво:
5.2.1. в обязательном порядке проходят обучающиеся, осваивающие основные
общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего
образования, среднего общего образования во всех формах обучения; а также обучающиеся,
осваивающие образовательные программы по индивидуальным учебным планам;
5.2.2. могут проходить по заявлению родителей (законных представителей) обучающиеся,
осваивающие основные адаптированные общеобразовательные программы в форме
семейного образования обучающиеся начального общего образования, основного общего
образования, среднего общего образования.
5.3. Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться в форме:
– комплексной контрольной работы;
– итоговой контрольной работы;
– тестирования;
– защиты индивидуального проекта.
5.4. Перечень учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), выносимых на
промежуточную аттестацию, и форма проведения определяется АООП НОО, ООО, СОО для
обучающихся с ОВЗ.
5.5. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся:
5.5.1. промежуточная аттестация обучающихся проводится 1 раз в год в качестве
контроля освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и (или) адаптированных
основных общеобразовательных программ;
5.5.2. на основании решения педагогического совета школы и настоящего Положения к
промежуточной аттестации допускаются обучающиеся, освоившие адаптированную
6

основную общеобразовательную программу соответствующего уровня, имеющие
неудовлетворительные отметки не более чем по двум предметам, курсам, дисциплинам
(модулям);
5.5.3. в отношении обучающихся, осваивающих программы индивидуально на дому,
промежуточная аттестация по предметам учебного плана соответствующего уровня
образования может основываться на результатах текущего контроля успеваемости, при
условии, что по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана
они имеют положительные результаты текущего контроля;
5.5.4. промежуточная аттестация обучающихся в МБОУ «СОШ № 3» г. Пикалѐво
проводится
в
соответствии
с
расписанием,
утвержденным
директором
общеобразовательного учреждения.
5.5.5. обучающиеся, заболевшие в период проведения промежуточной аттестации, могут
пройти промежуточную аттестацию в дополнительные сроки, определяемые графиком
образовательного процесса и предназначенные для пересдачи академических
задолженностей.
5.6. информация о проведении промежуточной аттестации (перечень учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), форма, сроки и порядок проведения) доводится до
обучающихся и их родителей (законных представителей) по окончании третьей четверти
через различные формы.

6. Результаты промежуточной аттестации обучающихся.
6.1. Обучающиеся, освоившие в полном объеме содержание АООП по уровням образования
текущего учебного года, на основании положительных результатов, переводятся в
следующий класс.
6.2. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам
или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс с
академической задолженностью.
6.3. Уважительными причинами признаются:
– болезнь обучающегося, подтвержденная соответствующей медицинской справкой
медицинской организации;
– участие в спортивных, интеллектуальных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах,
региональных, федеральных мероприятиях, волонтерской деятельности;
6.4. академическая задолженность – это неудовлетворительные результаты промежуточной
аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
адаптированной основной общеобразовательной программы или не прохождение
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин;

7. Ликвидация академической задолженности обучающимися.
7.1. Права, обязанности участников образовательных отношений по ликвидации
академической задолженности:
7.1.1. обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность по учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) до 1 января следующего учебного года, в сроки,
установленные приказом директора школы;
7.1.2. обучающиеся имеют право:
– пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебным предметам, курсам,
дисциплинам (модулям) не более двух раз в пределах одного года с момента образования
академической задолженности, не включая время болезни обучающегося и (или) иных
уважительных причин;
7

–
–

получать консультации по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям);

получать информацию о сроках и датах работы комиссий по сдаче
академических задолженностей;
– получать помощь педагога-психолога.
7.1.3. общеобразовательная организация при организации и проведении промежуточной
аттестации обучающихся обязана:
– создать условия обучающимся для ликвидации академических задолженностей;
– обеспечить контроль за своевременностью ликвидации академических
задолженностей;
– создать комиссию для проведения сдачи академических задолженностей
(промежуточной аттестации обучающихся во второй раз);
7.1.4. родители (законные представители) обучающихся обязаны:
– создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности;
– обеспечить контроль за своевременностью ликвидации обучающимся
академической задолженности;
– нести ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в
течение следующего учебного года;
7.1.5. для проведения промежуточной аттестации во второй раз в ОО создается
аттестационная комиссия:
– комиссия формируется по предметному принципу;
– состав предметной комиссии определяется директором школы в количестве не менее 3
человек;
– состав комиссии утверждается приказом директора ОУ;
7.1.6. решение предметной комиссии оформляется протоколом ликвидации академической
задолженности обучающихся по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю);
7.1.7. обучающиеся, не ликвидировавшие академическую задолженность по
общеобразовательным программам соответствующего уровня общего образования до 1
января следующего учебного года, по усмотрению их родителей (законных представителей)
и на основании заявления могут быть:
– оставлены на повторное обучение;
– переведены на обучение по адаптированным основным образовательным программам в
соответствии с рекомендациями психолого-медико - педагогической комиссии;
– переведены на обучение по индивидуальному учебному плану (в пределах
адаптированной основной общеобразовательной программы).

8. Повторное обучение обучающихся в связи с неаттестацией.
8.1. Обучающиеся могут быть оставлены на повторное обучение по заявлению
родителей (законных представителей) при условии наличия не ликвидированных в
установленные сроки академических задолженностей.
8.2. Обучающиеся 1 класса могут быть оставлены на повторный год обучения: в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (по
согласованию с родителями (законными представителями)).

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».