Рабочая программа КВД «Волейбол» ШСК «Лидер» 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Пикалево

Рабоча программа
Курса внеурочной деятельности
«Волейбол»
ШСК «Лидер»

Направление спортивно-оздоровительное
Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 8 класс

Срок реализации: 1 год
Автор – составитель программы:
учитель физкультуры Соловьева Е.В.

г. Пикалево
2024 – 2025

Пояснительная записка
Программа секции волейбол внеурочной деятельности составлена на основе учебного
пособия « Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А.
Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011, в соответствии с
ФГОС ООО 2010 г.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте
образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально
организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного
плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного
направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для
углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы
(5-9 кл.). Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по
ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми
приѐмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведѐнных на
изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного
овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приѐмами. Программа
актуальна на сегодняшний день, так как еѐ реализация восполняет недостаток
двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а
также благотворно воздействует на все системы детского организма. Новизна программы
заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов
на разучивание и совершенствование тактических приѐмов, что позволит учащимся идти в
ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе.
Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в
других программах уделено незаслуженно мало внимания.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной
направленности «Волейбол» для учащихся 8 классов разработана на основе:
- требований нормативных документов Министерства образования и науки
Российской

Федерации,

в

том

числе

новых

федеральных

государственных

образовательных стандартов общего образования.
- действующими образовательными программами по физической культуре для
образовательных учреждений.
Программа спортивно-оздоровительного направления «Волейбол» во внеурочной
деятельности для учащихся8 классов, соотносящаяся с Государственным стандартом и
концепцией образования,

по своему содержательному наполнению ориентируется на

укрепление здоровья школьников.
Цель: формирование у учащихся мотивов и потребностей в бережном отношении
к своему здоровью, целостном развитии физических качеств, творческом использовании
средств физической культуры в организации здорового образа жизни, длительного
сохранения собственного здоровья.
Задачи :
1.

содействовать

гармоническому

физическому

развитию,

закреплению

навыков

правильной осанки и развитию устойчивости организма к неблагоприятным условиям
внешней среды;
2. учить соблюдению правил техники безопасности во время занятий, оказанию первой
помощи при травмах;
3. воспитывать привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
избранными видами спорта в свободное время;
4. вырабатывать организаторские навыки проведения занятий в качестве командира
отделения или капитана команды;
5. формировать адекватную оценку собственных физических возможностей.
Общая характеристика курса:
Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране.
Занятия волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем,
укрепляют

костную

систему,

развивают

подвижность

суставов.

Постоянное

взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке
в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы.
Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических
возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками.
Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и
психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий,
дополняющих уроки физической культуры.
В предложенной программе выделяются четыре раздела:
1.Основы знаний.
2. Общая физическая подготовка.
3. Специальная подготовка.
4. Примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению
знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном

виде спорта.
В разделе «общефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и
другие двигательные действия. Общефизическая подготовка способствует формированию
общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.
В

разделе

«специальной

подготовки» представлен

материал

по

волейболу

способствующий обучению техническим и тактическим приемам.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены
упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:
Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста.
Нормативы по физической подготовке.
Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями –
физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом
необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических
элементов, просмотр презентаций.
Два раза в год

должны проводиться контрольные испытания по общей и

специальной подготовке.
Теоретические

и

практические

занятия,

общеразвивающие

и

специальные

упражнения.
Значение

волейбола

в

общеобразовательной

системе,

общеразвивающих

и

специальных упражнений в системе общефизической подготовки.
Программа «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов:
- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм
организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности
детей.
-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей
осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.
-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам,
который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.
– принцип последовательности

обеспечивает перевод двигательного умения в

двигательный навык
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество
часов и место проведения занятий.
Программа

внеурочной

деятельности

по

физкультурно-спортивному

и

оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для обучающихся 8 классов.

Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все
занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания,
продолжительность занятия 45 мин., проводится 2часа в неделю.
Занятия проводятся в спортивном зале. Здоровьесберегающая организация
образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения,
адекватных возрастным возможностям занимающихся.
Формы проведения занятия и виды деятельности
Однонаправленные

Посвящены

только

одному

занятия

волейболиста: техникой, тактикой или физической.

Комбинированные

Включают

занятия

техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая

два-три

из

компонента

компонентов

в

различных

подготовки

сочетаниях:

подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.
Целостно-игровые

Построены на учебной двухсторонней игре в волейбол по

занятия

упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.

Контрольные занятия

Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных
упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных
об уровне технико-тактической и физической подготовленности
занимающихся.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному
и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям
обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через
организацию здоровьесберегающих практик.
Планируемые

результаты

освоения

обучающимися

программы

внеурочной

деятельности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у
обучающихся

формируются

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная

образовательная

программа

следующих результатов образования:

учреждения

предусматривает

достижение



личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые
установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;



метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);



предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной
научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений:


Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения
при сотрудничестве (этические нормы);



В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Волейбол» - является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:


Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а
далее самостоятельно.



Проговаривать последовательность действий.



Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе данного задания,
учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь
самостоятельно планировать свою деятельность.



Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала.



Учиться

совместно

с

учителем

и

другими

воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.


Средством

формирования

этих

действий

служит

технология

оценивания

образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:


Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятии.



Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей команды.



Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:


Умение

донести

свою

позицию

до

других:

оформлять

свою

мысль. Слушать и понимать речь других.


Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.



Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и
малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:


осознание обучающимися необходимости заботы о своѐм здоровье и выработки
форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а
значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет
увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и
спортивно-оздоровительные мероприятия;



социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет
сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ:
Общефизическая и специальная физическая подготовка.
№
п/п
1
2
3
4
5
6

7
8
9

Виды испытаний

мальчики

девочки

Бег 30 м
Челночный бег 3х10 м
Прыжки в длину с места, см
6-минутный бег, м
Наклон вперѐд из положения сидя,
см
Подтягивание
на
высокой
перекладине из виса (мальчики), колво раз; на низкой перекладине из
виса лѐжа (девочки)
Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин)
Прыжки в высоту с разбега, см
Прыжки в высоту с места, см

с 6,1 - 5,5
9,3 – 8,8
160 - 180
1000-1100
6-8

6,3 – 5,7
9,7 – 9,3
150 - 175
850-1000
8 - 10

4-5

10 - 14

100-110
90-100
40-45

110-120
80-90
35-40

Виды испытаний

мальчики

девочки

Нижняя прямая подача с расстояния 6
м от сетки (кол-во удачных попыток
из 10)
Жонглирование мячом на собой
верхней передачей (кол-во раз)
Жонглирование мячом на собой
нижней передачей (кол-во раз)
Первая передача ( прием) на точность
из зоны 6 в зону 3
(расстояние 6 м)

7-9

6-8

8-10

5-7

5-7

4-6

3

2

Технико-тактическая подготовка.
№
п/п
1

2
3
4

Календарно-тематическое планирование
8 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Тема занятия
Техника безопасности при занятиях
спортивными играми. Стойки игрока.
Техника безопасности при занятиях
спортивными играми. Стойки игрока.
Перемещения в стойке приставными шагами:
правым, левым боком, лицом вперѐд.
Перемещения в стойке приставными шагами:
правым, левым боком, лицом вперѐд.
Игры, развивающие физические способности.
Игры, развивающие физические способности.
Сочетания способов перемещений (бег,
остановки, повороты, прыжки вверх).
Сочетания способов перемещений (бег,
остановки, повороты, прыжки вверх).
Совершенствование передачи сверху двумя
руками вперѐд-вверх.
Совершенствование передачи сверху двумя
руками вперѐд-вверх.
Разучивание передачи сверху двумя руками в
прыжке (вдоль сетки и через сетку).
Совершенствование передачи сверху двумя
руками вперѐд-вверх.
Разучивание передачи сверху двумя руками в
прыжке (вдоль сетки и через сетку).
Совершенствование передачи сверху двумя
руками вперѐд-вверх.
Совершенствование передачи сверху двумя
руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку).
Совершенствование передачи сверху двумя
руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку).
Совершенствование передачи снизу двумя
руками над собой.
Совершенствование передачи снизу двумя
руками над собой.
Совершенствование передачи снизу двумя
руками в парах.
Совершенствование передачи снизу двумя
руками в парах.
Совершенствование верхней прямой подачи.
Совершенствование верхней прямой подачи.
Двусторонняя учебная игра.
Совершенствование верхней прямой подачи.
Совершенствование верхней прямой подачи.
Двусторонняя учебная игра.
Развитие физических качеств.
Закрепление прямого нападающего удара.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата проведения

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

Закрепление прямого нападающего удара.
Развитие физических качеств.
Совершенствование прямого нападающего
удара.
Приѐм мяча снизу двумя руками.
Приѐм мяча снизу двумя руками.
Совершенствование прямого нападающего
удара.
Эстафеты на закрепление и совершенствование
технических приѐмов и тактических действий.
Эстафеты на закрепление и совершенствование
технических приѐмов и тактических действий.
Приѐм мяча сверху двумя руками.
Разучивание приѐма мяча, отражѐнного сеткой.
Разучивание приѐма мяча, отражѐнного сеткой.
Приѐм мяча сверху двумя руками.
Совершенствование приѐма мяча, отражѐнного
сеткой.
Совершенствование приѐма мяча, отражѐнного
сеткой.
Игры, развивающие физические способности.
Игры, развивающие физические способности.
Совершенствование одиночного блокирования.
Совершенствование одиночного блокирования.
Закрепление группового блокирования
(вдвоѐм, втроѐм).
Закрепление группового блокирования
(вдвоѐм, втроѐм).
Совершенствование группового блокирования
(вдвоѐм, втроѐм).
Совершенствование группового блокирования
(вдвоѐм, втроѐм).
Совершенствование страховки при
блокировании.
Совершенствование страховки при
блокировании.
Закрепление индивидуальных тактических
действия в нападении, защите.
Закрепление индивидуальных тактических
действия в нападении, защите.
Совершенствование индивидуальных
тактических действия в нападении, защите.
Совершенствование индивидуальных
тактических действия в нападении, защите.
Закрепление групповых тактических действий
в нападении, защите.
Закрепление групповых тактических действий
в нападении, защите.
Совершенствование групповых тактических
действий в нападении, защите.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

60
61
62
63
64
65
66
67
68

Совершенствование групповых тактических
действий в нападении, защите.
Разучивание командных тактических действий
в нападении, защите.
Разучивание командных тактических действий
в нападении, защите.
Совершенствование командных тактических
действий в нападении, защите.
Совершенствование командных тактических
действий в нападении, защите.
Судейство учебной игры в волейбол.
Судейство учебной игры в волейбол.
Двусторонняя учебная игра.
Двусторонняя учебная игра.
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
68 часов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я.
Виленского , В.И. Ляха 5-9 классы – М.: Просвещение, 2013 г.
2. Справочник учителя физической культуры / авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева –
Волгоград: Учитель, 2008. – 239с
3. Виленский М.Я. Физическая культура 5-6-7 классы Учебник для общеобразовательных
учреждений. Просвещение 2012-239с.
Дополнительная литература
1.Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре: 5-9 класс – М.: ВАКО, 2012. –
397с.
2.Губа В., Никитушкин В. Легкая атлетика в школе. – М.: Олимпия Пресс, 2006.
3.Программа курса. Физическая культура. 5-9 классы Андрюхина Т,Гурьев С 2013 г.64 с.
4.Амалин М.Е. Тактика волейбола Москва «Физкультура и спорт» 2005 г.
Список литературы для ученика
Обязательная литература
1. Виленский М.Я, Физическая культура: 5-6-7 классы Учебник для общеобразовательных
учреждений – М.: Просвещение 2012-239с.
Дополнительная литература
1. Физическая культура в школе. Научно-методический журнал. (2013-№4- с. 58-63,№5с.62)
2.Вайнер Э. Дневник здоровья школьника. (ИД «Первое сентября.» Здоровье детей. -2009 №17 –с. 3- 8)
3. Вайнер Э. Валеологические основы двигательной системы и ее значение для
школьника. (2010-№4 с. 50-57)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».