Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» города Пикалево Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Легкая атлетика» ШСК «Лидер» Направление – спортивно-оздоровительное Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 5 класс Срок реализации: 1 год Автор-составитель программы: Учитель физкультуры Романова И.Л. Пикалѐво 2023-2024 год 2 Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Легкая атлетика» для обучающихся 5 классов, разработана на основе: программа внеурочной деятельности «Легкая атлетика» (Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, Москва, Просвещение – 2016.); программы ««Физическая культура» - программа физического воспитания учащихся 5-9 классов» (М.Я. Виленский, 2016.); Актуальность программы курса внеурочной деятельности «Легкая атлетика» заключается в том, что что деятельность обучающегося согласуется с общими законами развития природы и человека, формирует у него ответственность за развитие самого себя, даѐт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими людьми. Форма организации курса «Легкая атлетика» - спортивная секция. Программа курса построена таким образом, что представляет систему занятий спортивнооздоровительной направленности, способствующую укреплению здоровья, повышению уровня развития двигательных способностей, усвоению знаний и навыков, физической культуре и здоровому образу жизни учащимися 5 классов. Цель курса внеурочной деятельности «Легкая атлетика»: способствовать формированию всесторонне развитой личности в процессе физического воспитания. Для реализации поставленной цели курс решает следующие задачи: -укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию учащихся; -обучению техника легкоатлетических упражнений и еѐ закрепление; -развитие физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, общей выносливости); -формирование теоретических знаний по физической культуре и специальных знаний по легкой атлетике. В основе программы курса внеурочной деятельности «Легкая атлетика» лежат ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Программа курса обеспечивает достижение воспитательных результатов первого, второго и третьего уровней. Отличительные особенности рабочей программы: Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлению внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно-оздоровительное направление. Курс внеурочной деятельности «Легкая атлетика» предназначен для учащихся 5 классов, рассчитан на 1 год обучения (68 часов в год), 2 часа в неделю в течение всего учебного года. Процент пассивности (число аудиторных занятий) в среднем составляет 19%. 3 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Класс Обучающиеся научатся Получат возможность научиться Личностные 5 понимание и осознание взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социальнопсихологического здоровья человека; - способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье; представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре; осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье; представление об основных компонентах культуры здоровья и умение делать осознанный выбор здорового образа жизни. поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье 5 5 Метапредметные навык делать выводы, устанавливать - формирование позитивного причинно-следственные связи на основе отношения обучающихся к своему полученной информации о тактике и здоровью, как к ценности, технике выполнения легкоатлетических неотъемлемой составляющей упражнений; хорошего самочувствия, успехов в - анализ и принятие опыта владения учѐбе и жизни вообще; техникой в беге, прыжках ,метаниях ; - умение находить ошибки техник - регулярные занятия спортом; выполнения легкоатлетических систематические оздоровительноупражнений, самостоятельно исправлять закаливающие процедуры; их; - участие в спортивных и - овладение культурой активного образа оздоровительных акциях в жизни. -приобретение навыков работы окружающем школу социуме. индивидуально и в коллективе для -умение организовать сотрудничество решения поставленной задачи; и совместную деятельность с - умение находить общее решение и педагогом и сверстниками на секции; разрешать конфликты Предметные основам теоретических знаний о основам техники выполнения легкой атлетике (история легкой легкоатлетических упражнений атлетике, правила соревнований, основам тактики в легкой организация и методика проведения атлетики; занятий); участвовать в соревнованиях - основам самостоятельных разного уровня. занятий физкультурно-спортивной оказывать помощь при легких травмах; деятельностью, укреплению и 4 сохранению индивидуального здоровья; - правилам проведения соревнований, основам судейства ; - отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; - использовать знания в процессе соревновательной деятельности; - организации самостоятельных систематических занятий легкой атлетикой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; - наблюдать за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий легкой атлетикой посредством использования стандартных нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией; - правильно подбирать упражнения ориентированные на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.. Воспитательные результаты: Результаты первого уровня: - приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья; - практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки; - получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания. Результаты второго уровня (получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества): - формирование позитивного отношения обучающихся к своему здоровью, как к ценности, неотъемлемой составляющей хорошего самочувствия, успехов в учѐбе и жизни вообще; - получение первоначального опыта самореализации. Формы достижения результатов первого уровня: Беседы о ЗОЖ. Школьные спортивные турниры. Формы контроля результатов первого уровня: 5 Наглядные, в процессе общения. Формы достижения результатов второго уровня: Беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. Школьные спортивные турниры. Формы контроля результатов второго уровня: Тестирование физических качеств в конце полугодия, результаты соревновательной деятельности. Результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного общественного действия): регулярные занятия спортом; систематические оздоровительно-закаливающие процедуры; участие в спортивных и оздоровительных акциях в окружающем школу социуме. Формы достижения результатов третьего уровня: Беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. Школьные спортивные турниры. Формы контроля результатов третьего уровня: Тестирование физических качеств и физической подготовленности в конце полугодия, результаты соревновательной деятельности. Методы обучения Классификация по источнику получения знаний Н.М. Верзилина, Е.И. Перовского: наглядный метод; словесный метод; практический метод. Содержание курса внеурочной деятельности Содержание рабочей программы: 1.Вводное занятие (2 часа) История возникновения легкой атлетики. Значение легкой атлетики в укреплении здоровья человека. Достижения легкоатлетов России на различных соревнованиях. Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике. Практическая работа: Просмотр фрагментов соревнований по легкой атлетике. 2. Правила соревнований по легкой атлетике (2часа) Рассказ о правилах соревнований по бегу на короткие дистанции, по прыжкам в высоту и в длину с разбега, по метанию мяча. Практическая работа: Участие в судействе соревнований в своей группе. 3. Самоконтроль состояния здоровья детей. Понятие о здоровом образе жизни (5часов) Значение и организация самоконтроля на занятиях, подсчет ударов пульса. Влияние физических упражнений на сердечно-сосудистую систему организма. Общие гигиенические требования к режиму дня. Значение закаливания. Понятие о здоровом образе жизни. 6 Практическая работа: Самоконтроль состояния здоровья ученика. 4. Техника бега на короткие дистанции (10часов) Освоение техники бега на 30метров, 60метров. Правила проведения. Практическая работа: Освоение техники бега на короткие дистанции. 5. Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» (9часов) Объяснение техники прыжка. Техника безопасности. Практическая работа: Освоение техники прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги». 6. Техника прыжка в высоту с разбега способом «перешагивания» (9часов) Освоение техники прыжка в высоту с разбега – рассказ, показ, опробование. Техника безопасности. Практическая работа: Выполнение прыжка в высоту в упрощенных условиях через натянутую резинку, далее, увеличивая высоту. 7. Техника метания малого мяча на дальность и точность (10часов) Освоение техники метания. Техника безопасности при метании. Практическая работа: Выполнение техники метания малого мяча на дальность и точность. 8. Техника длительного бега в равномерном темпе (9часов) Освоение техники бега. Техника безопасности при беге на длинные дистанции. Практическая работа: Освоение длительного бега. 9. Подвижные игры и эстафеты (9часов) Правила игр и эстафет. Практическая работа: Подвижные игры и эстафеты с бегом, с прыжками, с преодоление препятствий, с элементами метаний. 10. Квалификационные соревнования (5часов) Выступления учащихся на результаты по бегу – 30 метров, прыжкам в высоту и длину, метанию малого мяча на дальность. 7 Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной программе: 1.тестирование физической подготовленности учащихся (предварительное – в начале года, итоговое – в конце года) : - бег 30 метров с высокого старта - прыжок в длину с места - челночный бег 3*10 метров - подтягивание на перекладине - наклон вперед из положения сидя на полу - шестиминутный бег 2. контроль учебных нормативов, умений, навыков; 3. оценка результатов деятельности учащихся проводится в форме состязаний по нормативам Всероссийской спортивной квалификации с вручением наград – грамот, дипломов, подарков. Требования к уровню подготовки учащихся по легкой атлетике В результате изучения раздела «Легкая атлетика» во внеурочной деятельности ученик должен знать/ понимать: - значение легкой атлетики в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся; - прикладное значение легкоатлетических упражнений; - правила безопасного поведения во время занятий легкой атлетикой; - названия разучиваемых легкоатлетических упражнений; - технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных учебной программой; - типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений; - упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости); - контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения; - основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча (гранаты) на дальность; - игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики; Уметь: - соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях легкой атлетикой; - технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты); 8 - контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях легкой атлетикой; - выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям. Тематическое планирование 5 класс № Тема п/ п Количество часов Всего Теория Сроки Практика 1. Вводное занятие. История возникновения легкой атлетики. 2 1 1 2. Правила соревнований по легкой атлетике. 2 1 1 3. Самоконтроль состояния здоровья обучающихся. Понятие о здоровом образе жизни. 5 2 3 4. Техника бега на короткие дистанции. 10 2 8 5. Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги». 9 1 8 6. Техника прыжка в высоту с разбега способом «перешагивания». 9 2 7 7. Техника метания малого мяча на дальность и точность. 10 2 8 8. Освоение техники длительного бега в равномерном темпе. 9 1 9. Подвижные игры и эстафеты с бегом, с прыжками, с элементами метаний. 9 1 8 10. Квалификационные соревнования. 5 1 4 Итого: 70 14 56 8