Рабочая программа КВД «Легкая атлетика» ШСК «Лидер» 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» города Пикалево

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Легкая атлетика»
ШСК «Лидер»
Направление – спортивно-оздоровительное
Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 5 класс

Срок реализации: 1 год
Автор-составитель программы:
Учитель физкультуры Романова И.Л.

Пикалѐво
2023-2024 год

2

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Легкая
атлетика» для обучающихся 5 классов, разработана на основе:



программа внеурочной деятельности «Легкая атлетика» (Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов,
Москва, Просвещение – 2016.);
программы ««Физическая культура» - программа физического воспитания учащихся 5-9
классов» (М.Я. Виленский, 2016.);

Актуальность программы курса внеурочной деятельности «Легкая атлетика» заключается в
том, что что деятельность обучающегося согласуется с общими законами развития природы и
человека, формирует у него ответственность за развитие самого себя, даѐт юному человеку опыт
жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими людьми.
Форма организации курса «Легкая атлетика» - спортивная секция.
Программа курса построена таким образом, что представляет систему занятий спортивнооздоровительной направленности, способствующую укреплению здоровья, повышению уровня
развития двигательных способностей, усвоению знаний и навыков, физической культуре и
здоровому образу жизни учащимися 5 классов.
Цель курса внеурочной деятельности «Легкая атлетика»:
способствовать формированию всесторонне развитой личности в процессе физического
воспитания.
Для реализации поставленной цели курс решает следующие задачи:
-укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию учащихся;
-обучению техника легкоатлетических упражнений и еѐ закрепление;
-развитие физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых,
координационных, общей выносливости);
-формирование теоретических знаний по физической культуре и специальных знаний по легкой
атлетике.
В основе программы курса внеурочной деятельности «Легкая атлетика» лежат ценностные
ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Программа курса
обеспечивает достижение воспитательных результатов первого, второго и третьего уровней.
Отличительные особенности рабочей программы:
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации
организация занятий по направлению внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в школе. В Базисном учебном плане общеобразовательных
учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности
выделено спортивно-оздоровительное направление.
Курс внеурочной деятельности «Легкая атлетика» предназначен для учащихся 5 классов,
рассчитан на 1 год обучения (68 часов в год), 2 часа в неделю в течение всего учебного года.
Процент пассивности (число аудиторных занятий) в среднем составляет 19%.

3

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Класс

Обучающиеся научатся
Получат возможность научиться
Личностные

5
 понимание и осознание взаимной
обусловленности
физического,
нравственного,
психологического,
психического
и
социальнопсихологического
здоровья
человека;

- способность выполнять правила личной
гигиены
и
развивать
готовность
самостоятельно
поддерживать
свое
здоровье;

 представление
о
правильном
(здоровом) питании, его режиме,
структуре;
 осознание негативных
факторов,
пагубно влияющих на здоровье;
 представление
об
основных
компонентах культуры здоровья и
 умение делать осознанный выбор
здорового образа жизни.
поступков, поведения, образа жизни,
позволяющих сохранить и укрепить
здоровье
5

5

Метапредметные
навык делать выводы, устанавливать
- формирование позитивного
причинно-следственные связи на основе
отношения обучающихся к своему
полученной информации о тактике и
здоровью, как к ценности,
технике выполнения легкоатлетических
неотъемлемой составляющей
упражнений;
хорошего самочувствия, успехов в
- анализ и принятие опыта владения
учѐбе и жизни вообще;
техникой в беге, прыжках ,метаниях ;
- умение находить ошибки техник
- регулярные занятия спортом;
выполнения
легкоатлетических
систематические оздоровительноупражнений, самостоятельно исправлять
закаливающие процедуры;
их;
- участие в спортивных и
- овладение культурой активного образа
оздоровительных акциях в
жизни.
-приобретение
навыков
работы
окружающем школу социуме.
индивидуально и в коллективе для
-умение организовать сотрудничество решения поставленной задачи;
и
совместную
деятельность
с - умение находить общее решение и
педагогом и сверстниками на секции;
разрешать конфликты
Предметные
основам теоретических знаний
о
 основам техники выполнения
легкой атлетике
(история легкой
легкоатлетических упражнений
атлетике,
правила
соревнований,
 основам тактики в легкой
организация и методика проведения
атлетики;
занятий);
 участвовать
в
соревнованиях
- основам самостоятельных
разного уровня.
занятий физкультурно-спортивной
оказывать помощь при легких травмах;
деятельностью, укреплению и

4

сохранению индивидуального
здоровья;

- правилам проведения соревнований,
основам судейства ;

- отбирать физические упражнения и
регулировать физические нагрузки для
самостоятельных систематических
занятий с различной функциональной
направленностью) с учетом
индивидуальных возможностей и
особенностей организма, планировать
содержание этих занятий, включать их
в режим учебного дня и учебной
недели;

- использовать знания в процессе
соревновательной деятельности;

- организации самостоятельных
систематических занятий легкой
атлетикой с соблюдением правил
техники безопасности и профилактики
травматизма;

- наблюдать за динамикой развития своих
основных физических качеств: оценивать
текущее состояние организма и
определять тренирующее воздействие на
него занятий легкой атлетикой
посредством использования стандартных
нагрузок и функциональных проб,
определять индивидуальные режимы
физической нагрузки, контролировать
направленность ее воздействия на
организм во время самостоятельных
занятий физическими упражнениями с
разной целевой ориентацией;
- правильно подбирать упражнения
ориентированные на развитие основных
физических качеств, повышение
функциональных возможностей
основных систем организма..

Воспитательные результаты:
Результаты первого уровня:
- приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого
организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;
- практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов
спортивной подготовки;
- получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела,
рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды),
экологически грамотного питания.
Результаты второго уровня (получение опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества):
- формирование позитивного отношения обучающихся к своему здоровью, как к ценности,
неотъемлемой составляющей хорошего самочувствия, успехов в учѐбе и жизни вообще;
- получение первоначального опыта самореализации.
Формы достижения результатов первого уровня:
Беседы о ЗОЖ.
Школьные спортивные турниры.
Формы контроля результатов первого уровня:

5

Наглядные, в процессе общения.
Формы достижения результатов второго уровня:
Беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.
Школьные спортивные турниры.
Формы контроля результатов второго уровня:
Тестирование физических качеств в конце полугодия, результаты соревновательной деятельности.
Результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного общественного действия):
 регулярные занятия спортом; систематические оздоровительно-закаливающие процедуры;
 участие в спортивных и оздоровительных акциях в окружающем школу социуме.
Формы достижения результатов третьего уровня:
Беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.
Школьные спортивные турниры.
Формы контроля результатов третьего уровня:
Тестирование физических качеств и физической подготовленности в конце полугодия, результаты
соревновательной деятельности.
Методы обучения
Классификация по источнику получения знаний Н.М. Верзилина, Е.И. Перовского:
 наглядный метод;
 словесный метод;
 практический метод.

Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание рабочей программы:
1.Вводное занятие (2 часа)
История возникновения легкой атлетики. Значение легкой атлетики в укреплении здоровья
человека. Достижения легкоатлетов России на различных соревнованиях. Техника безопасности
на занятиях по легкой атлетике.
Практическая работа:
Просмотр фрагментов соревнований по легкой атлетике.
2. Правила соревнований по легкой атлетике (2часа)
Рассказ о правилах соревнований по бегу на короткие дистанции, по прыжкам в высоту и в длину
с разбега, по метанию мяча.
Практическая работа:
Участие в судействе соревнований в своей группе.
3. Самоконтроль состояния здоровья детей. Понятие о здоровом образе жизни (5часов)
Значение и организация самоконтроля на занятиях, подсчет ударов пульса. Влияние физических
упражнений на сердечно-сосудистую систему организма. Общие гигиенические требования к
режиму дня. Значение закаливания. Понятие о здоровом образе жизни.

6

Практическая работа:
Самоконтроль состояния здоровья ученика.
4. Техника бега на короткие дистанции (10часов)
Освоение техники бега на 30метров, 60метров. Правила проведения.
Практическая работа:
Освоение техники бега на короткие дистанции.
5. Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» (9часов)
Объяснение техники прыжка. Техника безопасности.
Практическая работа:
Освоение техники прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги».
6. Техника прыжка в высоту с разбега способом «перешагивания» (9часов)
Освоение техники прыжка в высоту с разбега – рассказ, показ, опробование. Техника
безопасности.
Практическая работа:
Выполнение прыжка в высоту в упрощенных условиях через натянутую резинку, далее,
увеличивая высоту.
7. Техника метания малого мяча на дальность и точность (10часов)
Освоение техники метания. Техника безопасности при метании.
Практическая работа:
Выполнение техники метания малого мяча на дальность и точность.
8. Техника длительного бега в равномерном темпе (9часов)
Освоение техники бега. Техника безопасности при беге на длинные дистанции.
Практическая работа:
Освоение длительного бега.
9. Подвижные игры и эстафеты (9часов)
Правила игр и эстафет.
Практическая работа:
Подвижные игры и эстафеты с бегом, с прыжками, с преодоление препятствий, с элементами
метаний.
10. Квалификационные соревнования (5часов)
Выступления учащихся на результаты по бегу – 30 метров, прыжкам в высоту и длину, метанию
малого мяча на дальность.

7

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по
данной программе:
1.тестирование физической подготовленности учащихся (предварительное – в начале года,
итоговое – в конце года) :
- бег 30 метров с высокого старта
- прыжок в длину с места
- челночный бег 3*10 метров
- подтягивание на перекладине
- наклон вперед из положения сидя на полу
- шестиминутный бег
2. контроль учебных нормативов, умений, навыков;
3. оценка результатов деятельности учащихся проводится в форме состязаний по нормативам
Всероссийской спортивной квалификации с вручением наград – грамот, дипломов, подарков.
Требования к уровню подготовки учащихся по легкой атлетике
В результате изучения раздела «Легкая атлетика» во внеурочной деятельности ученик должен
знать/ понимать:
- значение легкой атлетики в развитии физических способностей и совершенствовании
функциональных возможностей организма занимающихся;
- прикладное значение легкоатлетических упражнений;
- правила безопасного поведения во время занятий легкой атлетикой;
- названия разучиваемых легкоатлетических упражнений;
- технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных учебной программой;
- типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости);
- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и
требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние дистанции, прыжках в
длину и в высоту с разбега, метании малого мяча (гранаты) на дальность;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики;
Уметь:
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях легкой
атлетикой;
- технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и
контрольные упражнения (двигательные тесты);

8

- контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях легкой
атлетикой;
- выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
Тематическое планирование 5 класс
№

Тема

п/
п

Количество часов
Всего

Теория

Сроки

Практика

1.

Вводное занятие. История
возникновения легкой атлетики.

2

1

1

2.

Правила соревнований по легкой
атлетике.

2

1

1

3.

Самоконтроль состояния здоровья
обучающихся. Понятие о здоровом
образе жизни.

5

2

3

4.

Техника бега на короткие
дистанции.

10

2

8

5.

Техника прыжка в длину с разбега
способом «согнув ноги».

9

1

8

6.

Техника прыжка в высоту с разбега
способом «перешагивания».

9

2

7

7.

Техника метания малого мяча на
дальность и точность.

10

2

8

8.

Освоение техники длительного бега
в равномерном темпе.

9

1

9.

Подвижные игры и эстафеты с
бегом, с прыжками, с элементами
метаний.

9

1

8

10.

Квалификационные соревнования.

5

1

4

Итого:

70

14

56

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».