Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Пикалѐво ПРИНЯТО педагогическим советом УТВЕРЖДЕНО Протокол № 8 от 30.08.2019г. Приказ № 300 от 30.08.2019 Положение об индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов в рамках реализации основной образовательной программы среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Пикалѐво» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования, Основной образовательной программы среднего общего образования. 1.2. Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации работы над индивидуальным проектом обучающихся 10-11 классов МБОУ «СОШ №3» города Пикалѐво (далее ИП) в связи с переходом на ФГОС СОО. 1.3. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности и направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся. 1.4. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 10 - 11 классов. В течение двух учебных лет учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект. 1.5. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. 1.6. Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель, педагог дополнительного образования. 1.7. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Темы ИП утверждаются приказом по школе. 1.8. Проект может быть только индивидуальным. 1.9. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. 2. Цели и задачи выполнения ИП 2.1. Цель выполнения ИП: - продемонстрировать способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, - развивать способность к сотрудничеству и коммуникации, - формировать способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику, - оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития, - определять уровень сформированности способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 2.2. Задачами выполнения ИП являются: - обучение планированию (уметь чѐтко определить цель, описать шаги по еѐ достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы), - формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно еѐ использовать), - развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление, - формирование и развитие навыков публичного выступления, - формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом). 3. Этапы и примерные сроки работы над проектом 3.1. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный. 3.2.Подготовительный этап (сентябрь-октябрь 10 класса): выбор темы и руководителя проекта, 3.3.Основной этап (ноябрь-май 10 класс): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, предварительная защита, (сентябрь – февраль 11 класс): отбор и анализ информации (продолжение при необходимости), выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта. 3.4. Заключительный (март — май): защита проекта, оценивание работы, рефлексия. 3.5. Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта. 3.6. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель. 4. Требования к оформлению ИП 4.1. Структура ИП: Титульный лист - полное наименование образовательной организации, - название проекта, - автор и руководитель проекта, консультант, - город, - год выполнения проекта. Введение – 1-2 страницы: исходный замысел (актуальность, цель, задачи, назначение проекта) Содержание проекта разбить по частям. Часть 1. Теоретическая часть. Обзор литературы, анализ предыдущих исследований на эту тему. Если работа исследовательская, то обязательно описать: объект, предмет исследования, методику (не менее 6 страниц, не более 15) Часть 2. Практическая часть. Результаты исследования. Описание продукта (не менее 2 страниц). Общие выводы или заключение. В заключении рекомендации и перспективы. Список использованной литературы. 4.2. Технические требования к ИП: Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт, интервал одинарный, отступ первой строки 1,25. Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см. Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится. Оглавление: должно формироваться автоматически. Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 12 пт. Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все рисунки должны быть указания в тексте. Таблицы: Слова «Таблица N», где N номер таблицы, следует помещать над таблицей справа. Список литературы необходимо составлять по определенным правилам, в соответствии с требованиями ГОСТа. Печатная литература: фамилия автора и его инициалы. Заглавие. Место издания. Издательство. Год издания. Количество страниц. Сайт: название сайта, адрес сайта, ссылка на ресурс. 4.3. Все страницы индивидуального проекта (кроме титульного листа) нумеруются. 4.4. Ссылки оформляются в соответствии с образцом. 4.5. Каждый раздел начинается с новой страницы, заголовок раздела располагается по центру страницы, точка после заголовка не ставится. 4.6. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: - Письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчѐты о проведѐнной работе, стендовый доклад); - Художественная творческая работа (в области литературы, музыки, ИЗО, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, компьютерное изделие; - Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; - Отчѐтные материалы по социальному проекту, которые могут встречать как тексты, так и мультимедийные продукты/ Возможные типы работ и формы их представления Тип проекта Цель проекта Проектный продукт Практико- Решение анализ данных костюм, ориентированный, практических задач. социологического опроса, макет, атлас, модель, атрибуты музыкальное социальный Исследовательский Доказательство или Информационный Творческий опровержение несуществующего произведение, какой-либо государства, мультимедийный гипотезы. бизнес-план, продукт, Сбор информации о веб-сайт, отчѐты о проведѐнных каком-либо объекте видеофильм, исследованиях, или явлении, анализ выставка, праздник, информации. газета, буклет публикация, Привлечение журнал, путеводитель, интереса публики к действующая фирма, реферат, проблеме проекта. игра, справочник, карта, система школьного опыта участия в коллекция, самоуправления, решении проблемы компьютерная анимация, серия иллюстраций, проекта. оформление кабинета, пакет рекомендаций, стендовый доклад, сценарий, статья, сказка, учебное пособие, чертеж, экскурсия. Игровой или ролевой Представление Исследовательские проекты могут иметь следующие направления: – естественнонаучные исследования; – исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например в психологии, социологии); – экономические исследования; – социальные исследования; – научно-технические исследования. Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов. 5. Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий 5.1. Реализованный проект должен быть представлен публично. На защите проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану: 1. Тема и краткое описание сути проекта. 2. Актуальность проекта. Цель, задачи. 3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди. 4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. 5. Ход реализации проекта. 6. Общие выводы или заключение, где будут даны рекомендации и перспективы. 7. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации. 5.2. Проектная работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским) сопровождением. В функцию тьютора (куратора) входит: обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации, посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости), другая помощь. 5.3. Регламент проведения защиты реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее. 6. Требования к процедуре проведения защиты проекта 6.1. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 5 минут. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося. 6.2. К защите ученик представляет проектный продукт, печатное описание проекта. 6.3. Место защиты ИП — образовательная организация. 6.4. Школа определяет график защиты ИП. График защиты ИП утверждается директором школы. 6.5. Школа создаѐт школьную экспертную комиссию (ШЭК). Состав комиссии от 3 до 7 человек. В комиссии должны присутствовать: представить администрации, руководитель проекта, педагоги по соответствующему направлению. В комиссии могут присутствовать: представитель муниципальных органов образования, методических служб, родительская общественность, общественности. 6.6. ШЭК оценивает уровень ИП в соответствии с критериями. 6.7. Школа организует в дополнительные сроки защиту ИП для детей, отсутствовавших в основной срок защиты по уважительной причине. 6.8. Проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается ученику на доработку. Ученик дорабатывает ИП в течение недели, представляет к повторной защите. 6.9. Ученику, выступившему с проектом (исследовательской работой) успешно на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне автоматически ставиться высший бал и от защиты в ОО он освобождается. 7. Критерии оценки итогового индивидуального проекта Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов или обоснование, реализацию, апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий; сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта: – оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта; – для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия, в которую должны обязательно входить педагоги и представители администрации образовательных организаций, где учатся дети, могут входить представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы; – оценивание производится на основе критериальной модели; – результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся. I.Критерии оценки отдельных этапов выполнения проекта: 1.1.Выбор темы. При выборе темы учитывается: Актуальность и важность темы; Научно-теоретическое и практическое значение; Степень освещенности данного вопроса в литературе. Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и совершенствования процесса обучения. Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной практической деятельности. 1.2.Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми. 1.3.Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; 1.4.Планирование, определение последовательности и сроков работ; 1.5.Проведение проектных работ или исследования; Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным. Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования. 1.6.Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; Форма работы должна соответствовать содержанию. Не принято писать работу от первого лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.). В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы. В заключительно части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. Лист оценки проекта Критерии Показатели/ Баллы ФИ Тема Обоснование выбора темы проекта Социальная, Макс. 6 б. практическая значимость проекта Мотивация, заинтересованность автора Методология Сформулирована (технология проблема проектирования) Сформулированы цели и задачи Грамотно проведена работа по сбору, Макс. 12б. анализу и интерпретации информации План реализации проекта позволяет достигнуть цели Проект реализован полностью, в указанные сроки Проведена самооценка достигнутых результатов Презентация Оригинальность, продукта нестандартность проекта представляемого продукта Макс.10б. Ясность, доступность изложения Логичность представления Грамотность, эмоциональность, выразительность речи Оптимальность использования презентации, раздаточных материалов Итого: макс.28б. Кроме того комиссия дает заключение об уровне сформированности навыков проектной деятельности Критерии итоговой оценки индивидуального проекта базового и повышенного уровня Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с Самостоопорой на помощь руководителя ятельное ставить проблему и находить пути приобретение еѐ решения; продемонстрирована знаний и способность приобретать новые решение знания и/или осваивать новые проблем способы действий, достигать более глубокого понимания изученного Знание предмета Регулятивные действия Повышенный Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути еѐ решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. Продемонстрировано свободное В работе и в ответах на вопросы по владение предметом проектной содержанию работы отсутствуют деятельности. Ошибки отсутствуют грубые ошибки Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно Коммуникация Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы