Положение о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы ООО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Пикалѐво

ПРИНЯТО
педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО

Протокол № 8 от 30.08.2019г.

Приказ № 300 от 30.08.2019

Положение
о проектной деятельности обучающихся
в рамках реализации основной образовательной программы
основного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Пикалѐво
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования, Основной
образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ № 3» г.
Пикалѐво.
1.2. Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего
(личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных
исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации,
проведение экспериментов, анализ полученных результатов), помогает развитию
творческих способностей и логического мышления.
1.3. Включение учащихся в проектную деятельность – один из путей повышения
мотивации и эффективности учебной деятельности на всех уровнях образования, который
обеспечивает достижение обучающимися метапредметных планируемых результатов
освоения основной образовательной программы основного общего образования.
1.4. В организации и обеспечении проектной деятельности участвуют все педагогические
структуры школы и органы государственно-общественного управления МБОУ «СОШ №
3» г. Пикалѐво.
1.5. Выполнение итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 7-9 классов,
его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому
учебному предмету.
1.6. В 7 классе выполняются групповые (классные) проекты.

1.7. В 8-9 классах учебный проект (индивидуальный или групповой) выполняется
обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов. Оценка за защиту
проекта ставится на страницу предмета, по которому велась работа над проектом.
2.Цель и задачи проектной деятельности
2.1.Цель проектной деятельности – создание условий сотрудничества, партнѐрства
участников образовательного процесса, совместного поиска новых комплексных знаний,
овладения умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального
продукта, востребованного сообществом; развития творческих способностей, логического
мышления и социального взросления.
2.2.Общие задачи:
- укреплять, совершенствовать и творчески развивать сложившуюся в школе систему
проектной деятельности;
- расширять области тематического исследования в проектной деятельности;
- укреплять престиж участия в проектной деятельности, воспитывать сознательное,
ответственное отношение к занятиям в проектно-образовательной сфере;
- расширять границы практического использования проектных работ учащихся;
- привлекать социальных партнѐров по проектной деятельности и укреплять
разнообразные взаимополезные контакты.
2.3.Учебные задачи:
- обучать планированию собственной деятельности;
- формировать навык сбора и обработки информации, материалов, в том числе в сети
Интернет;
- развивать умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- формировать и развивать умения составлять письменный отчѐт о самостоятельной
работе над индивидуальным итоговым проектом;
- формировать позитивное отношение к работе, активную жизненную позицию;
- формировать систему межпредметной интеграции и целостной картины мира.
2.4.Воспитательные задачи:
- воспитывать у обучающихся интерес к познанию мира, к углублѐнному изучению
дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности;
- мотивировать учащихся к выбору профессии, профессиональной и социальной
адаптации;
- формировать единое школьное научное сообщество со своими традициями.
3. Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применения
обучающимися универсальных учебных действий
3.1.Индивидуальный или групповой проект представляет собой учебный проект,
выполняемый обучающимся 7 - 9 классов в рамках одного или нескольких учебных
предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении
содержания и методов избранных областей знаний и \или видов деятельности и
способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную
деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественнотворческую).
3.2.Индивидуальный или групповой проект должен быть выполнимым и соответствовать
возрасту, способностям и возможностям обучающегося.

3.3.Тема индивидуального или группового проекта должна быть интересна для
обучающегося и совпадать с зоной его ближайшего развития.
3.4.Индивидуальный или групповой проект может включать один из аспектов избранной
проблемы, тем самым быть открытым для еѐ дальнейшего изучения.
3.5.Индивидуальный или групповой проект должны иметь практическую направленность
и быть востребованными, иметь возможность применения в той или иной сфере
человеческой деятельности.
3.6. Индивидуальный или групповой проект является основным объектом оценки
метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения образовательных
программ по учебным предметам.
3.7. Выполнение индивидуального или группового проекта обязательно для каждого
обучающегося
7-9
классов,
его
невыполнение
равноценно
получению
неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
3.8. Результаты выполнения индивидуального итогового проекта могут рассматриваться
как дополнительное основание при зачислении выпускника 9 класса на избранное им
направление профильного обучения на уровне среднего общего образования.
4.Требования к организации работы над индивидуальным или групповым проектом
4.1.Общее руководство проектной деятельностью обучающихся в МБОУ «СОШ №3»
города Пикалѐво на уровне основного общего образования осуществляет заместитель
директора по учебно-воспитательной работе.
4.2.Руководителями проектной деятельности обучающихся являются учителя,
реализующие ФГОС основного общего образования.
4.3.Руководителем, консультантом индивидуального итогового проекта обучающегося
могут быть педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся,
сотрудники иных организаций по профилю проекта (социальные партнѐры).
4.4.Инициатором в выборе руководителя проекта является обучающийся.
4.5.Руководитель проекта назначается приказом директора.
4.6. Руководители проекта:
-организуют работу обучающегося над проектом,
-обращаются за консультациями к специалистам по просьбе обучающихся,
-проводят индивидуальные консультации с обучающимися, испытывающими затруднения
на разных этапах работы,
-заявляют об участии обучающихся в конкурсах различного уровня,
4.7.Обучающиеся самостоятельно выбирают предметную область, в которой будет
проходить работа над проектом.

4.8.Обучающиеся вместе с руководителем выбирают тему, определяют результат
(продукт) работы и еѐ жанровые особенности, планируют деятельность.
4.9.Сроки публичной защиты проектов (индивидуальных или групповых) утверждаются
приказом директора.
4.10. Контроль
руководитель.

охвата детей

проектной деятельностью

осуществляет

классный

5. Требования к содержанию и направленности индивидуальных итоговых проектов
5.1. Индивидуальный итоговый проект может быть по содержанию:
монопредметный - относящийся к определѐнным областям знаний;
метапредметный - относящийся к определѐнной области деятельности;
по доминирующей деятельности:
информационный (поисковый) направлен на сбор информации об объекте, явлении, на
ознакомление с ней участников проекта, еѐ анализ и обобщение фактов;
творческий – предлагает максимально свободный подход к представлению результата
(спектакль, сценарий, концерт, шоу, акция и т.д.);
практико-ориентированный (прикладной)– нацелен на социальные интересы участников
проекта или заказчика;
игровой (ролевой) - участники таких проектов принимают на себя определенные роли,
обусловленные характером и содержанием проекта.
5.2.Представление проектов может быть проведено в форме:
- компьютерной презентации с описанием продукта,
- демонстрации прибора, макета, конструкции (в том числе ЛЕГО), web-сайта или
страницы,
- сценария, экскурсии, стендовых отчѐтов, фотоальбома, модели, сочинения, сборника
творческих работ, видеофильма, карты, музыкального произведения, игры, деловой игры,
бизнес-плана и т.д.;
- схемы, алгоритма, таблицы, пособия (в том числе на электронном носителе), сборника
упражнений, практикума,
- реферата, включающего результаты эксперимента, опытов, решений и т.д.
6.Требования к оформлению индивидуального или группового проекта.
6.1. Структура ИП:
Титульный лист
- полное наименование образовательной организации,
- название проекта,
- автор и руководитель проекта, консультант,
- город,
- год выполнения проекта.
Введение – 1-2 страницы: исходный замысел (актуальность, цель, задачи, назначение
проекта)

Содержание проекта разбить по частям.
Часть 1. Теоретическая часть. Обзор литературы, анализ предыдущих исследований на
эту тему. Если работа исследовательская, то обязательно описать: объект, предмет
исследования, методику (не менее 2 страниц не более 10).
Часть 2. Практическая часть. Результаты исследования. Описание продукта (не менее 2
страниц).
Общие выводы или заключение. В заключении рекомендации и перспективы.
Список использованной литературы.
6.2. Технические требования к ИП:
Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт, интервал полуторный,
отступ первой строки 1,25.
Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.
Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится.
Оглавление: должно формироваться автоматически.
Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 12 пт. Должны
иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все рисунки
должны быть указания в тексте.
Таблицы: Слова «Таблица N», где N номер таблицы, следует помещать над таблицей
справа.
Список литературы необходимо составлять по определенным правилам, в соответствии с
требованиями ГОСТа. Печатная литература: фамилия автора и его инициалы. Заглавие.
Место издания. Издательство. Год издания. Количество страниц.
Сайт: название сайта, адрес сайта, ссылка на ресурс.
6.3.Приложения (графики, схемы, таблицы и т.д.) выносятся в отдельный блок.
6.4. Все страницы индивидуального или группового проекта (кроме титульного листа)
нумеруются.
6.5. Ссылки оформляются в соответствии с образцом.
6.6. Каждый раздел начинается с новой страницы, заголовок раздела располагается по
центру страницы, точка после заголовка не ставится.
6.7.Для участия в конкурсах различного уровня руководитель работы организует
оформление соответствующей документации, предусмотренной форматом конкурса.
7.Сроки и этапы выполнения индивидуального или группового проекта
7.1. Сроки подготовки и защиты индивидуального или группового проекта определяются
регламентом и утверждаются приказом директора.
7.2. Регламент работы над проектом:
№ Этап/ срок

Содержание работы

1. Подготовительный

Определение темы, цели и задач
индивидуального итогового
проекта

(Сентябрь)

Представление
результата
Приказ
Список тем проектов

2. Планирование
(Октябрь-ноябрь)

Формулировка проблемы;

План работы над проектом

Определение метапредметных
планируемых результатов;

Списки групп, назначение
руководителей

Определение источников
информации, способов сбора и
анализа;

Приказ директора

Определение способа
представления результата;
Установление процедур и
критериев оценки результатов;
Утверждение списков
обучающихся и руководителей
3. Работа над проектом Выдвижение гипотез, сбор
информации, решение
промежуточных задач;
(Ноябрь-март)
Подбор инструментария и его
применение;

Выступление
руководителей проектов
обучающихся на
методическом совете, на
заседании оргкомитета
НОУ

Консультирование;

4. Защита проектов
(индивидуальных
или групповых).
(февраль - май)

5. Рефлексия.
Коррекция, оценка
результата
(Апрель-май)

Подготовка конечного продукта
Формулировка выводов;
Защита (в классе, на школьной
УПК)
Экспертиза проекта
Выводы и предложения;
Выявление находок. проблем и
поиск направлений развития.

Выступление
обучающихся (авторов
проектов) на школьной
учебно-практической
конференции
Определение уровня
сформированности
метапредметных
планируемых результатов.
Участие в конкурсах, в
сети Интернет

8.Подведение итогов работы над индивидуальным или групповым проектом
8.1. Для защиты индивидуальных и групповых проектов обучающихся 7-9 классов в
МБОУ « СОШ №3» города Пикалѐво создаѐтся специальная экспертная комиссия.
8.2.Состав комиссии определяется методическим советом школы и утверждается
приказом директора.
8.3.Проект может быть представлен на ежегодной школьной учебно-практической
конференции, открытых научно-практических конференциях различного уровня.

8.4.Лучшие проекты (по согласованию с автором проекта) направляются на районную
НПК, размещены на сайте школы, направлены на участие в конкурсном движении,
опубликованы в СМИ, изданы отдельным сборником.
8.5. Подведение итогов проводится в течение 2 дней классным руководителем.
9. Требования к защите проекта
9.1.Защита проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы
внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся.
9.2.Учащиеся 7-9 классов защищают свой проект согласно утверждѐнному директором
расписанию.
9.5.Публичная защита проекта проводится в устной форме с обязательной демонстрацией
фрагментов проекта или презентации и не должна превышать 7 минут, количество
слайдов в презентации – не более 16.
9.6.После завершения выступления ученик должен ответить на вопросы комиссии (если
таковые возникли).
9.7.Публичное представление индивидуального итогового проекта обучающегося должно
содержать:
- обоснование выбранной темы, доказательства еѐ актуальности,
- цели и задачи проекта и степень их выполнения,
- обязательное указание на степень самостоятельности проделанной работы,
- описание возможностей применения продукта на практике в разных сферах
деятельности;
а также учитывается:
эмоциональное воздействие на слушателей,
правильность речи, артистичность,
умение реагировать на вопросы, аргументируя свой ответ,
дизайн проекта.
9.8.Все демонстрационные материалы для защиты проекта должны быть заранее записаны
на компьютер, использующийся во время защиты.
9.9.Обучающимся предоставляется возможность
апробировать технику и качество записи.

заранее

перед

выступлением

10.Критерии оценки индивидуальных итоговых проектов
10.1.Экспертная комиссия оценивает уровень сформированности метапредметных
планируемых результатов обучающихся 7-9 классов, продемонстрированный ими в ходе
выполнения индивидуального или группового проекта на основании рассмотрения
представленного продукта и устного представления руководителя.
10.2.Проект оценивается по критериям:
способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении ставить проблему и выбирать адекватные способы еѐ решения,

апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета,
объекта, творческого решения;
сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющийся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях;
сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить
и оформить выполненную работу, представить еѐ результаты, аргументировано ответить
на вопросы.
10.3. При оценке проекта выделяется 2 уровня сформированности навыков проектной
деятельности: базовый и повышенный, главное отличие которых состоит в степени
самостоятельности обучающихся в ходе выполнения проекта.
10.4. Оценивание метапредметных планируемых результатов обучающегося в ходе
защиты проекта происходит в соответствии с критериями оценки проекта руководителем
проекта и членами экспертной комиссии, которые отображаются в карте оценки.
10.5.Итоговая оценка по каждому критерию и итоговая оценка в целом за проект
определяется по количеству баллов, выставленных руководителем проекта и членами
экспертной комиссии.
КРИТЕРИЙ

1.Самостоятельное
приобретение знаний и
решение проблем
(от 1 до 5 баллов)

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БАЗОВЫЙ уровень
ПОВЫШЕННЫЙ уровень
-работа в целом
- работа в целом
свидетельствует о способности свидетельствует о
самостоятельно с опорой на
способности
помощь руководителя ставить самостоятельно ставить
проблему и находить пути еѐ
проблему и находить пути
решения;
еѐ решения;
-продемонстрирована
способность приобретать
новые знания и /или осваивать
новые способы действий;

-продемонстрировано
свободное владение
логическими операциями,
навыками критического
мышления, умение
самостоятельно мыслить;

- показано умение достигать
более глубокого понимания
изученного.

-продемонстрирована
способность на этой основе
приобретать новые знания
и/или осваивать новые
способы действий,
достигать более глубокого

2.Сформированность
предметных знаний и
способов действий.

-продемонстрировано
понимание содержания
выполненной работы;

(от 1 до 5 баллов)

-в работе и ответах на вопросы
по содержанию работы
отсутствуют грубые ошибки.
-продемонстрированы навыки
определения темы и
планирования работы;

3.Регулятивные действия
(от 1 до 5 баллов)

-работа доведена до конца и
представлена комиссии;

понимания проблемы.
-продемонстрировано
свободное владение
предметом проектной
деятельности;
-ошибки отсутствуют.
-работа тщательно
спланирована и
последовательно
реализована, своевременно
пройдены все этапы
обсуждения и
представления;

-некоторые этапы выполнялись
-контроль и коррекция
под контролем и при
осуществлялись
поддержке руководителя;
самостоятельно.
-показано умение
анализировать и распределять
информацию;

4.Коммуникативные
действия
(от 1 до 5 баллов)

-при этом проявляются
отдельные элементы
самооценки самоконтроля
обучающегося.
-продемонстрированы навыки -тема ясно определена и
оформления проектной работы пояснена;
и пояснительной записки, а
также подготовки презентации; -текст хорошо
структурирован, мысли
-автор чѐтко и
выражены логично и
аргументированно отвечает на последовательно, аргументы
вопросы.
подобраны верно;
-проект вызывает интерес с
практической точки зрения;
-автор свободно отвечает на
вопросы.

10.6. Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при
условии, что:
такая оценка выставлена комиссией по каждому из 3 критериев, характеризующих
сформированность метапредметных результатов, а сформированность предметных
результатов может быть зафиксирована на базовом уровне;
ни один из обязательных элементов проекта не даѐт оснований для иного решения.

10.7. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии,
что:
такая оценка выставлена комиссией по каждому критерию;
продемонстрированы все элементы проекта;
даны ответы на вопросы.
10.8.Оценка достижения обучающимся метапредметных результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования в форме индивидуального
или группового проекта фиксируется в 7 классе на странице предмета «Проектная
деятельность», в 8-9 классах на странице предмета, по которому выполнялся проект.
Защита индивидуального или группового проектов наряду с успешным освоением
предметов учебного плана является основанием в 7-8 классах к переводу в следующий
класс, в 9 классе допуском к государственной итоговой аттестации.
11.Обязанности и ответственность сторон за нарушение установленных норм
11.1.Руководитель проекта обучающегося обязан:
Обеспечить постоянный контроль за ходом и выполнением индивидуального итогового
проекта,
Оказывать консультационную поддержку обучающемуся;
Оказывать помощь при оформлении и подготовке к защите проекта ;
Обеспечить доступ к информационным и иным ресурсам, имеющимся в школе.
11.2. В случае невыполнения руководителем своих обязанностей, он может быть по
решению педагогического совета, с согласия обучающегося и его родителей, заменѐн
другим руководителем.
11.3.Обучающийся обязан:
соблюдать сроки выполнения проекта;
соблюдать требования к оформлению проекта и к его защите;
представлять письменный вариант защиты проекта педагогу или руководителю для
проверки за 2 недели до его защиты.
11.4. В случае невыполнения требований настоящего Положения обучающийся считается
не достигшим метапредметных планируемых результатов освоения ООП ООО, что
является поводом для того, чтобы считать обучающегося неуспешно закончившим
учебный год.
12. Порядок вступления в силу локального акта
12.1.Настоящее Положение обсуждается и принимается педагогическим советом МБОУ
«СОШ №3» города Пикалѐво и утверждается приказом директора.
12.2.Положение публикуется на сайте МБОУ «СОШ №3» города Пикалѐво.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».