Принят на педагогическом совете протокол № 10 от 30.08. 2024 г. Утверждѐн приказ № 260 от 30.08.2024 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН для обучающихся с ЗПР по АООП НОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Пикалѐво Бокситогорского района Ленинградской области на 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД Город Пикалѐво 2024 год Учебный план начальное общее образование Предметная область Русский язык и литературное чтение Учебный предмет (модуль) Количество часов за неделю, год 1 2 3 4 классы классы классы классы Обязательная часть Всего за год Русский язык 4/132 3/102 3/102 3/102 438 Литературное чтение 3/99 2/68 2/68 3/102 337 Иностранный язык Иностранный язык - 2/68 2/68 2/68 204 Математика и информатика Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Искусство Математика 3/99 4/136 4/136 3/102 473 Окружающий мир 1/33 2/68 2/68 1/34 203 Основы светской этики - - - 1/34 34 Музыка 0,75/25 1/34 1/34 1/34 127 Изобразительное искусство Труд (технология) 0,75/25 1/34 1/34 1/34 127 0,75/25 1/34 1/34 1/34 127 Физическая культура 1,75/58 2/68 2/68 2/68 262 Технология Физическая культура Часть, формируемая участниками образовательных отношений при 5-дневной учебной неделе, в том числе: Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Максимальная недельная учебная нагрузка обучающегося при 5-дневной учебной неделе/ всего за период Коррекционно- 1/33 1/33 1/33 0,75/25 15-20 620 2/68 2/68 1/34 2/68 2/68 1/34 23/ 782 23/ 782 2/68 1/34 1/34 1/34 23/ 782 237 203 135 59 2966 Коррекционноразвивающие курсы 2 развивающие занятия Развивающие занятия по математике 2/68 Развивающие занятия по русскому языку 2/68 Психокоррекционный курс Групповые коррекционные занятия с психологом Итого (коррекционно-развивающаяобласть) 1/34 5 Годовой учебный план «ступенчатого» режима первоклассников Предметная область Учебный предмет (модуль) Русский язык и литературное чтение Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика 4/32 3/24 4/100 3/75 4/ 132 3/ 99 - - - 3/24 3/75 3/ 99 Окружающий мир 1/8 1/25 1/ 33 Основы светской этики - - - Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Физическая - 1/25 1/25 0,75/ 25 0,75/ 25 - 1/25 0,75/ 25 1/8 2/50 1,75/ 58 Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая Количество часов в неделю, за период СентябрьНоябрь-май октябрь (25 недель) (8 недель) Обязательная часть Всего в год за неделю в среднем. Всего за год 3 культура культура Итого по учебному плану недельная учебная нагрузка 12/ 96 16/ 400 Часть, формируемая участниками образовательных отношений при 5дневной учебной неделе, в том числе: 3 4 Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Максимальная недельная учебная нагрузка обуч-ся при 5дневной учебной неделе/ всего за период 1/8 1/8 1/8 15/120 1/25 1/25 1/25 1/25 20/500 496 1/ 33 1/ 33 1/ 33 0,75/ 25 620 Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования Учебный план МБОУ «СОШ №3» города Пикалѐво для 1- 4 классов разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обновлѐнным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”, с приказом Минпросвещения России № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г.», с приказом Минпросвещения России от 19 марта 2024 г. № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных образовательных программ НОО, ООО и СОО», Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023, с санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21, с методическими рекомендациями «Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в 2024/2025 учебном году» Учебный план в соответствии с федеральными требованиями ориентирован на 4-х летний нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования при 5-дневной учебной неделе. Учебный план определяет объѐм учебной нагрузки учащихся 1-4 классов. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. 4 Продолжительность учебного года для 1-го класса –33 недели. Продолжительность учебного года для 2,3,4-х классов –34 недели. Продолжительность урока в 1 классах составляет 35 минут в первом полугодии и 40 минут во втором полугодии, во 2-4 классах продолжительность урока 45 минут. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части, составляющей 80% и части, формируемой участниками образовательного процесса, составляющей 20%. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей уровня начального общего образования: - формирование гражданской идентичности обучающихся; - их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; - готовность к освоению уровня основного общего образования; - формирование здорового образа жизни; элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей и законных представителей, общеобразовательного учреждения. Часы части, формируемой участниками образовательных отношений, отданы на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, с целью усиления предметных областей обязательной части и реализации индивидуальных потребностей обучающихся на основе социального заказа: «Русский язык» - в 1 классе -1 час в неделю, во 2-4 классах – 2 часа; «Литературное чтение» - в 1,4 классах - 1 час, во 2,3 классах - 2 часа; «Математика» - в 1-4 классах - 1 час; «Окружающий мир» - в 1 классе в ноябре-мае месяцах и в 4 классе в течение года по одному часу в неделю; Решение о включении учебных часов в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, обосновано соответствующим выбором участников образовательных отношений и закреплено в протоколах родительских собраний классов. В первых классах в соответствии с санитарными правилами СП 2.4.3648-20 реализуется «ступенчатый» режим увеличения учебной нагрузки в течение учебного года: Сентябрь-октябрь: обязательная часть- 80% составляет 12 часов в неделю и 3 часа (20%) часть, формируемая участниками образовательных отношений, итого 15 часов в неделю, по три урока ежедневно по 35 минут каждый; Ноябрь-декабрь: обязательная часть- 80% составляет 16 часов в неделю и 4часа (20%) часть, формируемая участниками образовательных отношений, итого 20 часов в неделю, по 4 урока ежедневно по 35 минут каждый; Январь-май: обязательная часть- 80% составляет 16 часов в неделю и 4 часа (20%) часть, формируемая участниками образовательных отношений, итого 20 часов в неделю, по 4 урока ежедневно по 40 минут каждый. Учебная нагрузка первоклассников в сентябре-октябре составляет 15 часов, в ноябре-мае 20 часов в неделю. Во 2-4 классах обязательную часть 80% составляют 18 учебных часов, а часть формируемую участниками образовательных отношений, 20%, составляют 5 часов. Учебная нагрузка в неделю во 2-4 классах составляет 23 часа. Образовательная деятельность в МБОУ «СОШ №3» города Пикалѐво осуществляется на русском языке. Преподавание и изучение иностранного языка, осуществляется на 5 английском языке в соответствии с федеральной образовательной программой. Основными задачами реализации содержания предметной области «Русский язык и литературное чтение» являются формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом, развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Данная предметная область представлена учебными предметами «Русский язык» и «Литературное чтение». Количество учебных часов, отводимых на изучение данных предметов представлено в таблице выше. Содержание предметной области «Иностранный язык» реализует во 2-4 классах следующие задачи: формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке. Область представлена предметом «Иностранный язык» и изучается во 2-4 классах по 2 часа в неделю. Основные задачи реализации содержания предметной области «Математика и информатика»: развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной и финансовой грамотности. Область представлена учебным предметом «Математика» и изучается по 4 часа в неделю в 1и 4 классах, по 5 часов в неделю во 2 и 3 классах. Первоначальные представления о компьютерной грамотности формируются и посредством изучения предметов «Математика», «Труд (технология)». Основные задачи реализации содержания предметной области «Обществознание и естествознание»: формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни, осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем, формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, формирование финансовой грамотности, психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Область представлена учебным предметом «Окружающий мир» по 2 часа в неделю. Предметная область «Искусство» реализует следующие задачи: развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Данная предметная область представлена учебными предметами: «Изобразительное искусство» (1час) и «Музыка» (1 час). Содержание предметной области «Технология» формирует у обучающихся опыт как основу обучения и познания, осуществляет поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирует первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности, обеспечивает освоение первоначальных представлений о компьютерной грамотности, формирование ИКТ-компетентностей Область представлена учебным предметом «Труд (технология)», предмет изучается по 1 часу в неделю. Основные задачи реализации содержания предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о 6 светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Данная область представлена учебным модулем «Основы светской этики» (по выбору родителей и законных представителей обучающихся), на его изучение отводится в 4 классе 1 час в неделю. Содержание предметной области «Физическая культура» реализует следующие основные задачи: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Предметная область представлена учебным предметом: «Физическая культура» и проводится по 2 урока в неделю. Для удовлетворения биологической потребности в движении для обучающихся 1-4 классов во внеурочной деятельности проводятся занятия физической культурой в форме спортивных эстафет, соревнований, спортивных конкурсов, «спортивных часов», Дней здоровья. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно- развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться МБОУ «СОШ№3» г.Пикалѐво самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники школы (учителя-предметники, педагогпсихолог, социальный педагог, учителя внеурочной деятельности и др.), так же и медицинские работники. Промежуточная аттестация обучающихся в 2024-2025 учебном году проводится с 21 апреля по 23 мая 2025 года по всем предметам учебного плана без прекращения образовательного процесса. Контроль учебных достижений обучающихся при реализации образовательной программы проводится на русском языке, по иностранному языку – на языке обучения. Формы промежуточной аттестации обучающихся в 2024-2025 учебном году: 1 2 5 1 класс контрольная Русский язык работа Литературное чтение проверка техники чтения Иностранный язык - 2 класс 3 класс 4 класс контрольная контрольная ВПР работа работа проверочная проверочная проверочная работа: работа: работа: работа с работа с работа с текстом текстом текстом контрольная контрольная контрольная 7 6 Математика 7 Окружающий мир 8 Основы светской этики Музыка 9 10 11 12 Изобразительное искусство Технология контрольная работа проверочная работа - работа контрольная работа проверочная работа - работа контрольная работа проверочная работа - работа ВПР устные ответы тестовая работа тестовая работа тестовая работа тестовая работа тестовая работа тестовая работа тестовая работа контрольное рисование выполнение контрольных нормативов (освобождѐнные об-ся выполняют тестовую работу) контрольное рисование выполнение контрольных нормативов (освобождѐнные об-ся выполняют тестовую работу) контрольное рисование выполнение контрольных нормативов (освобождѐнные об-ся выполняют тестовую работу) контрольное рисование Физическая культура выполнение контрольных нормативов (освобождѐнные об-ся выполняют тестовую работу) ВПР защита проекта 8