Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Пикалѐво
Рассмотрена ШМО учителей филологии и общественных наук
Протокол № 1 от 30.08.2019
Рабочая программа
по литературе
10-11 классы
Рабочую программу составили учителя
Русского языка и литературы Куприянова Л.А.,
Маслова Т.П.
2019
Пояснительная записка
Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся
в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы
методов и приѐмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как
источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные
технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты
опубликованными. Стратегия программы также даѐт возможность школьникам не только
научиться выражать своѐ отношение к прочитанным литературным произведениям, но и
сверять своѐ мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков,
писателей.
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №
3» города Пикалѐво, утвержденной приказом директора МБОУ «СОШ № 3» № 277 от 30
августа 2019 года.
Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по литературе для 10-11 классов составлена в соответствии с
федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, за основу
рабочей программы взята авторская программа по литературе Б. А. Ланина. // Ланин Б.А.,
Устинова Л.Ю. Литература: программа: 10-11 классы общеобразовательных учреждений /
Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина.- 2-е изд., перераб. -М.: «ВентанаГраф», 201;
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение выпускниками средней школы определенных
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Воспитание духовно
развитой
личности,
готовой
к
самопознанию
и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
2. Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,
читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
3. Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
формирование общего представления об историко-литературном процессе;
Метапредметные результаты
1. Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций
2. Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее
месте в культуре страны и народа;
3. Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
4. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению
конкретных художественных произведений;
5. Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке
художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
6. Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
7. Использовать изучение литературы для повышения
совершенствования собственной устной и письменной речи.
речевой
культуры,
8. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств еѐ осуществления.
9. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
10. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах.
11. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
12. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
13. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон
и сотрудничества.
Предметные результаты
1. Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы;
2. Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
3. Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
4. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач при составлении несложных монологических
высказываний и письменных текстов.
Планируемые результаты изучения курса "Литература" (10 класс)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных
УУД:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы,
их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных
традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия,
сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
мотивов к творческой проектной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями
целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста,
использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и
др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор
и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица,
схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной
форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы
данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и
оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и
возможностей.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в.,
русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной
литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
овладение навыками анализа литературного произведения: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка;
владение элементарной литературоведческой
литературного произведения;
Обучающийся
получит
возможность
следующих коммуникативных УУД:
терминологией
для
при
анализе
формирования
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки
использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
с
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать
устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие
работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы:
1. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
2. Выразительное чтение.
3. Различные виды пересказа.
4. Заучивание наизусть стихотворных текстов.
5. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному
роду, жанру.
6. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
7. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в
раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
8. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом
мнения оппонента.
9. Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам
литературных произведений.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
В результате изучения литературы ученик должен
знать /понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их
творческой эволюции;
• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных
периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика,
нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного
времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная
деталь);
• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений;
• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с
традицией;
• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять
черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные,
критические и научные интерпретации;
• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на
литературные темы;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
Планируемые результаты изучения курса «Литература » (11 класс)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, осознание своей
этнической принадлежности, знание истории;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать
потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям;
освоение социальных норм, правил поведения.
развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ,
великое достояние русского народа — русский язык;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные
возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие
интереса к проектно-творческой деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки.
Познавательные УУД
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
строить логическое
следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность.
рассуждение,
включающее
установление
причинно-
Коммуникативные УУД
слушать собеседника и понимать речь других;
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения
(не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и
др.);
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение
и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предмет понимание ключевых проблем изученных произведений.
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
к одному из литературных родов и жанров;
объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения
по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система
образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка,
художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения,
объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской
литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом
норм русского литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки
иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Содержание тем учебного курса.
Базовый уровень
Литература первой половины ХIХ века
А. С. Пушкин 4 часа
Жизнь и творчество (повторение и обобщение). «Борис Годунов». Историческая основа
трагедии, еѐ композиция
проблематика. Образ Бориса Годунова, тема власти. Образ самозванца. Тема
народа в трагедии.
Поэма «Медный всадник». Историческая повесть и гимн городу Петра. Образ Петра как
преобразователя России и как «медного истукана». Пѐтр и Евгений. Психологизм
переживаний Евгения, мастерство поэта в описании города Петра
картины наводнения. Два бунта в повести — стихии и человека. Трагический
финал. Художественные особенности стиля произведения. «Медный всадник» в
русской критике.
Тема для обсуждения: Образ Петра в поэмах «Полтава»
«Медный всадник».
Литература Николаевской эпохи. Литературная критика.
Западники и славянофилы. Романтизм и реализм.
Из зарубежной литературы 6 часов
Г. Флобер
Из биографии писателя. Роман «Госпожа Бовари». Проблема пошлости жизни.
Провинциальные нравы. Эмма Бовари и еѐ зависимость от воззрений и обычаев среды.
Любовный треугольник: Шарль, Родольф и Эмма — разное отношение
любви. Игра страстей, фальшь, притворство и их жертвы.
Афоризмы Флобера. В. Набоков. «Лекции по зарубежной литературе: Г. Флобер
„Госпожа Бовари“».
Расцвет русского реализма
И. А. Гончаров 8 часов
Очерк жизни и творчества писателя. Роман «Обломов». История создания романа, его
композиционные, художествен-ные особенности. Точность и ѐмкость художественной
детали. Анализ эпизода «Посетители Обломова», сюжетная роль второстепенных
персонажей. Слияние комического и патетического в обрисовке Обломова. Юмор у
Гончарова. Анализ эпизода «Сон Обломова», формирование характера заглавного героя.
Обломов и Штольц как контрастные образы. Рационализм Штольца и созерцательность
Обломова. Обломов и Ольга. Тема любви. Любовная линия в романе. Обломов и
обломовщина. Проблематика романа. Исторические и социальные корни обломовщины. Споры о
романе. Д. И. Писарев. «„Обломов“. Роман Гончарова». А. В. Дружинин. «Роман И. А.
Гончарова».
Тема для обсуждения: Поиски положительных начал в русской жизни и в русском
национальном характере.
Тема для ученического исследования: Споры об «Обломове» в русской критике разных
эпох.
А. Н. Островский 5 часов
Очерк жизни и творчества драматурга. Островский и становление русского театра.
Драма «Гроза». Проблематика пьесы. Панорама провинциальной жизни. Своеобразие
завязки драмы. Система образов (Кулигин, Борис, Феклуша и др.). «Жестокие нравы»
«тѐмного царства», замкнутость и убоже-ство калиновского мира. Самодуры в пьесе:
Кабаниха, Дикой.
Образ Катерины. Жизнь Катерины в доме родителей. Внутренняя борьба героини,
незаурядность еѐ характера. Трагедия Катерины. Анализ ключевых сцен. Конфликт
драмы, символика названия, споры о пьесе. Н. А. Добролюбов. «Луч света в тѐмном
царстве».
Тема для обсуждения: Тема «горячего сердца» и «тѐмно-го царства» в пьесах драматурга.
Тема для ученического исследования: Оценка пьесы
русской критике. «Гроза» на сцене. Сопоставительный ана-лиз с «Госпожой
Бовари» Г. Флобера.
И. С. Тургенев 8 часов
Очерк жизни и творчества писателя.
Роман «Отцы и дети». История создания романа, его композиция и жанр. Чуткость
писателя к нарождающимся явлениям русской общественной жизни. Система персонажей.
Образ Базарова. Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов — антиподы, воплощающие
два личностных и социальных типа. Антагонизм и преемственность поколений в
изображении Тургенева. Анализ эпизода «Дуэль Е. Базарова и П. П. Кирсанова». Женские
образы в романе, А. С. Одинцова. Роль заключительных страниц романа эпилога / финала
в романе. Базаров как трагический герой. Споры вокруг романа (статьи Д. И.
Писарева «Базаров», М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени»,
М. Е. Салтыков-Щедрин 3 часа
Очерк жизни и творчества писателя.
«История одного города» (обзор). Замысел романа
«История одного города», его художественные особенности.
Позиция повествователя, способы еѐ выражения. Авторская оценка происходящих в
романе событий. Образы градоначальников. Гротеск как ведущий художественный приѐм.
Народ и власть в романе.
Н. С. Лесков 2 часа
Очерк жизни и творчества писателя.
«Леди Макбет Мценского уезда». Русский национальный характер в произведениях
Лескова.
. Своеобразие художественного мира Лескова. «Иконостас святых и
праведников» (М. Горький) в произведениях писателя.
Наедине с поэтом: из русской поэзии середины и второй половины XIX века
Ф. И. Тютчев 5 часов
Жизнь и творчество поэта. Художественные особенности лирики. Антитеза как один из
основных художественных приѐмов. Тема природы в лирике Тютчева. Пантеизм Тютчева.
Тема любви в лирике поэта. Любовь как «поединок роковой».
Пластическая точность образов, их символический смысл. Философские мотивы и тема
России в лирике Тютчева. Трагическое ощущение мимолѐтности бытия; мотивы
противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Соотнесение
А. А. Фет 3 часа
Жизнь и творчество поэта.
Поэзия Фета и теория «чистого искусства». Традиционные поэтические темы — природа,
любовь, творчество и «но-вое их освещение волшебным языком искусства» (А. А. Фет).
Ранняя лирика Фета: темы и образы. Изображение мимолѐтных, изменяющихся состояний
человеческой души и природы. Поздняя лирика Фета. Сборник «Вечерние огни».
Музыкальность и импрессионизм поэзии Фета. Выразительное чтение
Н. А. Некрасов 7 часов
Очерк жизни и творчества поэта. Натуральная школа. Традиции и новаторство в лирике
Некрасова. Лирика Некрасова, еѐ художественные особенности. Гражданский пафос
лирики Некрасова. Основные темы лирики Некрасова: тема народной жизни, любви, поэта
и поэзии. Мотивы тоски и неудовлетворѐнности жизнью. «Панаевский цикл» как роман в
стихах. Трагизм любовной лирики, еѐ диалогичность и экспрессивность. Тема
ответственности поэта за своѐ творчество.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, сюжет
композиция поэмы. Варианты композиции. Поэма Некрасова как «эпопея
современной крестьянской жизни» (Н. А. Некрасов). Образ дороги и путешествия,
пролог и картина пира в роли развязки поэмы.
Герои поэмы и тема народного счастья. Различное пони-мание счастья героями. Народная
точка зрения на события поэмы. Правдоискательство, совестливость, непокорность,
мятежность русского характера. Христианские мотивы и их переосмысление. Язык и
стиль поэмы. Фольклорные мотивы. Хоровое начало и песенность как художественные
особенности народной эпопеи. Речевые обороты и стилистика народной речи. Критика о
поэме.
Эпоха великих романов
Л. Н. Толстой 10 часов
Жизнь и творчество.
Роман «Война и мир». История создания романа; композиция, жанровые особенности.
Первый русский роман-эпопея. Экспозиция романа. Завязка исторического повествования.
Система персонажей. Психологизм Толстого. Диалектика души. Объективность и
авторское комментирование событий
романе. Тема семьи в романе: Ростовы и Болконские. Образ князя Андрея
Болконского. Образ графа Пьера Безухова. Тема войны в романе. Роль батальных
сцен: Шенграбен, Аустерлиц, Бородино. «Скрытая теплота патриотизма».
Исторические персонажи в романе. Два типа полководцев: Кутузов и Наполеон.
Бородинское сражение как кульминация романа. Анализ эпизода. Мысль народная.
Платон Каратаев и Тихон Щерба-ый. Женские образы в романе. Образ Наташи
Ростовой. Нравственные искания героев романа. Ум и чувство толстовских героев.
Философия истории в романе. Смысл эпилога. Символика названия романа.
Ф. М. Достоевский 6 часов
Жизнь и творчество. Почвенничество.
Роман «Преступление и наказание». История создания романа «Преступление и
наказание», психологизм произведения. Теория Раскольникова и его преступление. Сон
первый. Анализ эпизода. Образ Петербурга. Униженные и оскорблѐнные. Преступление
Раскольникова. Двойники Раскольникова. Лужин и Свидригайлов. Раскольников и
Порфирий Петрович. Мастерство диалога. Образ Сони Мармеладовой. Евангельские
мотивы в романе. Роль эпилога. Нравственная проблематика романа. Тема нравственного
воскрешения. Полифония романа. Тонкость психологического анализа и глубина
философского содержания. Авторская позиция. Споры о романе.
А. П. Чехов. 2 часа
Особенности рассказов 80-90-х годов
Содержание тем учебного курса 11 класс
Литература рубежа XIX—XX веков 1 час
Повторение и обобщение литературы XIX века. Историко-литературный процесс в
русской и мировой литературе. Взаимосвязь и взаимовлияние тем, мотивов и образов.
Нравственно-этическая проблематика литературы XIX века, ее художественные и
философские достижения.
Философская и социальная проблематика в русской прозе
И. А. Бунин 3 часа
Очерк жизни и творчества с обобщением изученного. Мастерство и новаторство Бунина.
Лирика.
«Господин из Сан-Франциско». Тема человека и машинной цивилизации, еѐ трагической
обречѐнности. Символические детали в рассказе. Рассказ «Легкое Дыхание», «Чистый
понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.
А.Куприн 4 часа
Повесть «Олеся». Внутренняя красота цельность «природного человека».
Повесть «Поединок» Мир армейских отношений. Нравственно-философский смысл
истории о невозможной любви в рассказе «Гранатовый браслет»
М. Горький 2 часа
Драматургические поиски начала XX века. 2 часа
Очерк жизни и творчества писателя.
Пьеса «На дне». Композиция пьесы. Проблематика пьесы. Социально-психологический и
философский план произведения. Система образов. Герои в поисках истины.
Обречѐнность людей, выпавших из времени и общества. Споры о человеке в пьесе. Лука и
Сатин как герои-антиподы. Авторская позиция. Драматургическое новаторство Горького.
Роль афоризмов, песен, стихов и притч в произведении. Споры о пьесе.
Модернизм и поэтические течения 2 часа
Ситуация рубежа веков и связанные с ней ожидания культурных перемен. Появление
новых течений в русской литературе. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Имажинизм.
Поэзия В. Брюсова и К. Бальмонта
В. Я. Брюсова «Ключи тайн», К. Д. Бальмонта «Элементарные слова о символической
поэзии», Н. С. Гумилѐва «Наследие символизма и акмеизм»; манифест футуристов
«Пощѐчина общественному вкусу».
Темы для ученического исследования: Истолкование традиционных тем (поэт и поэзия,
природа, любовь) в стихах В. Я. Брюсова. Традиции Жуковского и Фета в лирике
Бальмонта: мотив поэтического молчания, «невыразимого» и «безглагольность» поэзии.
Лирический герой поэзии Гумилѐва: поэтические маски.
Обобщающая тема для обсуждения: Поэзия Серебряного века в сопоставлении с поэзией
«золотого» XIX века: традиции и новаторство.
А. А. Блок 4 часа
Очерк жизни и творчества с обобщением изученного. Тема любви в лирике . « В
ресторане», «Вхожу я в темные храмы». «Незнаком-ка». Символические детали и
конкретность описаний. Диссонансы жизни в поэзии Блока. Образы «страшного мира» в
лирике. Тема творчества.
Россия в поэзии Блока. Цикл «На поле Куликовом». Мотив выбора исторического пути,
тревожные пророчества. Новаторство создания и истолкования образа России.
Поэма «Двенадцать». История создания. Особенности композиции. Конфликт в поэме.
Образ революции в поэме. Нравственная проблематика поэмы. Основные образы:
«двенадцати», Христа. Евангельские мотивы. Символика произведения. Особенности
языка и стиля поэмы, ее полифонизм. Восприятие произведения современниками.
И. Анненский. 2 часа
Стихотворения. Поэзия Анненского как необходимое звено между символизмом и
акмеизмом.
Н.С. Гумилев. 1 час
«Жираф», «Кенгуру», «Слово» и др. Экзотический колорит «лирического эпоса Н.
Гумилева.
А. А. Ахматова 2 часа
Жизнь и творчество А. Ахматовой. Становление поэта. Основные темы в лирике
Ахматовой, художественные особенности поэзии. Новеллистичность и психологизм
ранней лирики. Тема неразделѐнной любви, «стихи-рыдания» (А. А. Ахматова). Роль
предметной детали, ее многозначность в лирике Ахматовой. Тема Родины.
Философичность поздней лирики. Пушкинские традиции. Интерпретация стихотворения.
Поэма «Реквием». Личная трагедия и трагедия народа. Библейские и современные образы.
Особенности композиции и стиля «Реквиема». Тема памяти и народных страданий. Роль
эпиграфа. Смысл названия поэмы.
Темы для обсуждения: Вечные темы в поэзии А. А. Ахматовой. Эволюция лирики.
Темы ученического исследования: А. А. Ахматова в изобразительном искусстве. Образ
Анны Ахматовой в лирике поэтов XX века
М. И. Цветаева 2 часа
Очерк жизни и творчества Цветаевой. Образ России и образ поэта в лирике Цветаевой.
Эмоциональность и восторженность ранних стихов. Смерть, судьба и творчество как
сквозные мотивы в лирике Цветаевой.
Цикл «Стихи о Москве». Цветаева и поэты.
Тема для ученического исследования: Цветаева и Рильке: поэтический диалог.
В. В. Маяковский 3 часа
Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного). Основные темы, идеи, образы
поэзии. Вызов мещанству и пошлости в ранней лирике. Трагизм «звонкой силы поэта».
Стихи советской эпохи. Тема поэта и поэзии. Сатира Маяковского. Гротескные образы.
Тема любви в лирике. Нераздельность личных и политических мотивов. Художественное
новаторство
Маяковского.
Гиперболичность
образов,
особенности
лексики.
Интерпретация стихотворений.
Тема для ученического исследования: Новаторство поэ-зии Маяковского. Актуальность
сатиры Маяковского в наши дни.
С. А. Есенин 3 часа
Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного).
Становление поэта.
Природа в произведениях поэта. Метафоричность, самобытность поэзии Есенина. Есенин
и имажинизм. Тема Родины
поздней лирике поэта. Исторические сюжеты и фольклорные традиции.
Лирический
герой
поэзии
Есенина.
Интерпретация
стихотворения.
Исповедальность поздней лирики. Жанр послания в творчестве. Философские
мотивы. Романсово-песенная стихия поэзии Есенина. Эволюция стиля.
Поэмы «Пугачев», «Анна Снегина». Поэзия русского бунта и драма мятежной
души.
О. Э. Мандельштам 1 час
Очерк жизни и творчества О. Мандельштама. Становление поэта. Поэзия
Мандельштама-акмеиста. Мандельштам после революции. Поздняя лирика. Поэтическое
наследие поэта. Обращение к образам мировой истории и культуры в лирике. Образ
Петербурга, страны, времени. Ассоциативность предметной детали.
Тема для обсуждения. «Тоска по мировой культуре» в лирике Мандельштама.
М. А. Шолохов 4 часа
Очерк жизни и творчества.
Роман «Тихий Дон». Замысел и история создания романа «Тихий Дон». Жанровые
особенности романа. Эпический образ мира и эпический герой. Проблематика
произведения. Тема войны и мира в произведении. Нравственная ответственность
человека и безнравственность истории. Образ народа в романе. Образ Григория Мелехова.
Споры о правде. Трагедия героя. Тема любви в произведении: Аксинья, Григорий,
Наталья. «Мысль семейная» в романе Шолохова. Своеобразие пейзажа, его роль.
Особенности языка: стилистическое многообразие, роль диалектизмов. Споры о романе.
Тема для обсуждения: Споры о романе: загадка создания.
Темы для ученического исследования: Художественный образ в прозе Шолохова. Тема
войны в творчестве М. А. Шолохова.
М. А. Булгаков 5 часов
Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного). Роман «Мастер и Маргарита».
История создания. Композиция романа, жанровые особенности. Два основных сюжетнокомпозиционных пласта. Ершалаимские главы. Интерпретация евангельского сюжета.
Иешуа и Понтий Пилат. Тема доносительства и тайного сыска. Тема преступления.
Московские главы. Роль фантастических приѐмов. Сатирическое изображение
современности. Воланд и его свита. Проблема «обаятельного зла» в романе. Встреча с
Воландом как поворотный момент в судьбе каждого из героев. Проблема справедливости
и милосердия. Мастер и Маргарита: тема люб-ви и творчества в романе. Противоборство
времени и вечности, жизни и бессмертия. Анализ эпизода романа. Герои романа и автор.
Афористичность стиля. Столкновение стилевых потоков. Структура художественного
образа у Булгакова.
Темы для обсуждения: Смысл жизни и цель жизни в понимании главных героев романа.
Кем был Иешуа? (трактовка библейского сюжета).
Проблема финала романа. Судьба Булгакова и его книг.
Б. Л. Пастернак 4 часа
Лирика «Снег идет», « Февраль», «Плачущий сад» и др. Единство человеческой души и
природы.
Роман «Доктор Живаго». Из истории создания и публикации романа. Композиция
произведения. Герой и революция. Проблематика романа. Роль второстепенных героев.
Христианские мотивы в стихах из романа «Доктор Живаго». Жизнеутверждающее начало
в поэзии. Сочетание бытовых деталей и образов-символов. Философская углублѐнность.
Интерпретация стихотворений.
Литература периода Великой Отечественной войны.
А.Платонов . 1 час
«Возвращение». Оригинальность художественного мира Платонова.
А.Твардовский. 1 час
Лирика. «Письмо матери», «Памяти матери» «По праву памяти».
настоящего и будущего в свете исторической памяти.
Тема прошлого,
Литературный процесс 50-80 годов. 3 часа
Оттепель. В. Тендряков, В. Розов, А. Аксенов
«Окопный реализм» писателей – фронтовиков. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, В.
Кондратьева и др.
«Деревенская
Трифонова.
проза». Произведения
С. Залыгина,
В. Белова, В. Астафьева, Ю.
В. Шукшин 1 час
Рассказы Шукшина. Колоритность и яркость шукшинских героев.
В.П. Астафьев. 1 час
Повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка» . Проблемы утраты человеческого в человеке.
В. Распутин 1 час.
«Последний срок», «Прощание с Матерой». Дом и семья как составляющие
национального космоса.
А. И. Солженицын 1 час
Очерк жизни и творчества. «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор).
«Один день Ивана Денисовича»: история создания. Иван Денисович Шухов. Герои
повести. Тема человека и власти. Стиль повести. Время в рассказе
Новейшая русская проза и поэзия 80-90 годов. 2 часа
Е.Носов, Ю Бондарев, Ю Поляков, Т. Толстая, В Токарева. Глубокий психолгизм, интерес
к человеческой душе. Многообразие течений и школ новейшей словесности.
Современная литература о русском духовном возрождении 1 час
Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые», Е. Водолазкин. «Лавр», З.
Прилепин. «Обитель».
Тематическое планирование 10 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Тема
Литература первой половины 19 века
Зарубежная литература
Творчество А. Гончарова
Творчество А. Островского
Творчество И. Тургенева
Творчество М. Салтыкова-Щедрина
Творчество Н. Лескова
Творчество Ф. Тетчева
Лирика А. Фета
Творчество Н.Некрасова
Творчество Л.Н.Толстого
Творчество Ф. Достоевского
Творчество А.Чехова
Количество
часов
4
6
8
5
8
3
2
5
3
7
10
6
2