Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Пикалѐво
Рассмотрена ШМО учителей филологии и общественных наук
Протокол № 1 от 30.08.2019
Рабочая программа
по русскому языку
10-11 классы
Рабочую программу составили учителя
Русского языка и литературы Куприянова Л.А.,
Маслова Т.П.
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 10 - 11
класса общеобразовательных школ и составлена на основе материалов Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования , рабочей
программы к предметной линии учебников И.В.Гусаровой Русский язык 10-11 класс:
базовый и углублѐнный уровень
Данная программа реализует основные идеи ФГОС, конкретизирует его цели и задачи,
отражает обязательное для усвоения содержание обучения русскому языку в старшей
школе.
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №
3» города Пикалѐво, утвержденной приказом директора МБОУ «СОШ № 3» № 277 от 30
августа 2019 года.
Данная программа рассчитана на 2 часа в неделю , 68 часов в год
Курс изучения русского языка в 10 -11 классе призван решить как специальные, так и
общепредметные задачи. Среди специальных задач преподавания русского языка
выделены следующие:
формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся;
формирование культуроведческой компетенции учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Языковая компетенция предполагает знание единиц языка и правилах соединения, умение
пользоваться ими в речи.
Лингвистическая компетенция предусматривает знание метаязыка лингвистики, основных
еѐ понятий, а также определѐнные представления об учѐных-лингвистах, прежде всего об
отечественных русистах.
Культуроведческая компетенция предполагает, в первую очередь, осознание языка как
формы выражения национальной культуры.
Коммуникативная компетенция предусматривает:
наличие определѐнных теоретических сведений о языке;
наличие определѐнных умений и навыков (орфоэпических, лексических, грамматических
и др.);
наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями общения;
наличие знаний и умений организовать речевое общение с учѐтом социальных норм
поведения.
При обучении русскому языку как средству общения в 10 классе используется
коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает:
обучение средствам языка;
обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим, акцентологическим,
лексическим, грамматическим, пунктуационным).
Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык» учащимися 10- 11
класса
Личностными результатами освоения
учащимися 10 класса являются:
основной
программы
по
русскому языку
понимание русского языка как одной из основных национально – культурных
ценностей русского народа;
осознание эстетической ценности русского языка;
достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств.
Метапредметными результатами освоения основной программы по русскому
языку учащимися 10 11 класса являются:
владение всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение):
понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной
информацией);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами
аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета);
свободно пользоваться словарями различных видов, справочной литературой, в том
числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способствовать к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате
чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной
деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам
и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному,
увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение,
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос,
диалог – побуждение, диалог – обмен мнениями; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного
языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности
и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с
точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом, участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с
использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способствовать использованию родного языка как средство получения знаний по
другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков
анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного
языка, бурятского, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого – либо задания,
участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально –
культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения основной программы по русскому
языку учащимися 10-11 класса являются:
представления об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры в жизни
человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
усвоение основных научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его
уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их
виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический,
официально – деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи;
функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение;
текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка,
грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным
функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
Содержание учебного курса в 10 классе 1
Введение в курс русского языка 10 класса. 2
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 1
Модуль 1. Общие сведения о языке 3 часа
Модуль 2. Речь как вид коммуникативной деятельности 4 часа
Модуль 3. Орфография 1 час
Модуль 4. Синтаксис и пунктуация 4 часа
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 2
Модуль 5. Становление и развитие русского языка 2 часа
Модуль 6. Текст как результат речевой деятельности 2 часа
Модуль 7. Орфография 1 час
Модуль 8. Синтаксис и пунктуация 4 часа
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 3
Модуль 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма 1 час
Модуль 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки
текста 2 часа
Модуль 11. Орфография 1 час
Модуль 12. Синтаксис и пунктуация 4 часа
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 4
Модуль 13. Лексика и фразеология 6 часов
Модуль 14. Функциональные стили речи 3 часа
Модуль 15. Орфография 1 час
Модуль 16. Синтаксис и пунктуация3 часа
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 5
Модуль 17. Фонетика 3 часа
Модуль 18. Нормы русского литературного языка 2 часа
Модуль 19. Орфография 5 часов
Модуль 20. Синтаксис и пунктуация 3 часа
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 6
Модуль 21. Морфемика и словообразование 3 часа
Модуль 22. Русский речевой этикет 1 час
Модуль 23. Орфография 3 часа
Модуль 24. Синтаксис и пунктуация 3 часа
Содержание учебного курса в 11 классе
Введение в курс русского языка 11 класса. 1 час
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 7
Модуль 26. Орфография 2 часа
Модуль 27. Основные качества хорошей речи 5 часов (Входная работа)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 8
Модуль 28. Орфография 1 час
Модуль 29. Нормы языка и культура речи 2 часа
Модуль 30. Синтаксис и пунктуация 3 часа (контроль)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 9
Модуль 31. Орфография 1 час
Модуль 32. Нормы языка и культура речи 3 часа
Модуль 33. Синтаксис и пунктуация 2 часа (контроль)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 10
Имя прилагательное как часть речи 2 часа
Модуль 34. Орфография 1 час
Модуль 35. Нормы языка и культура речи 2 часа
Модуль 36. Синтаксис и пунктуация 2 часа (контроль)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 11
Модуль 37. Орфография 1 час
Имя числительное как часть речи 1 час
Модуль 38. Нормы языка и культура речи 1 час
Модуль 39. Синтаксис и пунктуация 2 часа (контроль)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 12
Модуль 40. Орфография 1 час
Имя числительное как часть речи 1 час
Модуль 41. Нормы языка и культура речи 1 час
Модуль 42. Синтаксис и пунктуация 2 часа (контроль)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 13
Модуль 43. Орфография 1 час
Местоимение как часть речи 1 час
Модуль 44. Нормы языка и культура речи 2 часа
Модуль 45. Синтаксис и пунктуация 3 часа (контроль)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 14
Модуль 46. Орфография 1 час
Глагол как часть речи 3 часа
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 15
Модуль 47. Орфография 2 часа
Причастие как часть речи 1 час
Модуль 48. Нормы языка и культура речи 1 час
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 16
Модуль 50. Орфография 1 час
Деепричастие как часть речи. 1 час
Модуль 51. Нормы языка и культура речи 2 часа
Модуль 52. Синтаксис и пунктуация 2 часа (контроль)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 17
Модуль 53 Орфография 2 часа
Наречие как часть речи 2 часа
Модуль 54. Нормы языка и культура речи 2 часа
Модуль 55. Синтаксис и пунктуация 2 часа (контроль)