Рабочая программа КВД «Ориентир» 9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

Приказ № 277 от 31.08.2023

Протокол № 7 от 31.08.2023 г.
.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Ориентир»
9абв классы

Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 15-16 лет

Срок реализации: 1 год
Педагог: учитель географии
Венидиктова Наталья Владимировна

Пикалёво 2023 год

Содержание
Раздел 1.Пояснительная записка.
1.1.Нормативно - правовая база.
1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
1.3. Цель и задачи курса
1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания
Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности:
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов.
Раздел 4. Тематическое планирование
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.

Приложение.
Оценочные материалы курса внеурочной деятельности

Раздел 1.Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности:
Рабочая программа курса

внеурочной деятельности «Ориентир » разработана в

соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ-

1290/03

«О

направлении

методических

рекомендаций»

(Информационно

методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках
реализации

обновленных

федеральных

государственных

образовательных

стандартов начального общего и основного общего образования);
- Письмом Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации

занятий «Разговоры о важном»;
- Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности

обучающихся
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования

к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»,

утвержденных

постановлением

Главного

государственного

санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП
2.4.3648-20);
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы

и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов

среды

обитания»,

утвержденных

постановлением

Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее - СанПиН 1.2.368521).
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р.
- Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
-

Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГМП-42216 « Об участии учеников муниципальных и государственных школ

Российской Федерации во внеурочной деятельности».
Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – формирование
функциональной грамотности
Цель программы: систематизация знаний и умений по курсу географии и подготовка к
государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные
общеобразовательные программы основного общего образования..
Задачи программы :
1.выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по географии;
2.сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных
материалов по предмету;
3.сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов;
4.развить интерес и положительную мотивацию изучения географии.
Рабочая программа предназначена для подготовки учащихся к итоговой аттестации по
предмету география за курс основной школы. На занятиях будут использованы учебники
УМК Полярная звезда.

Учебники входят в Федеральный перечень учебников,

рекомендованный Министерством образования и науки РФ к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и утвержденный
приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 №345.

Учебник имеет

гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».
Сроки реализации программы –1год.
Наполняемость группы – от 15 человек.
Режим занятий:
- количество часов за учебный год –34 часа , 1 занятие в неделю для учащихся 9а, 9б, 9в
классов
- расписание 9а –понедельник, 9б – вторник, 9в –среда.
- продолжительность занятия – 45 мин.
Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных технологий.
Форма организации деятельности: индивидуально- групповая.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и
практический материал.
1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
Курс внеурочной деятельности Ориентир» реализуется в рамках образовательной

программы ООО через план внеурочной деятельности и входит в часть учебного
плана, формируемую участниками образовательных отношений.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво » курс внеурочной
деятельности изучается в 9 классах.
На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно
взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую
направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал
дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки.
Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса
можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности
учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала
планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при
самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего
контроля учащихся предлагается набор заданий, принцип решения которых
разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся
самостоятельно
Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим
решением заданий в формате ОГЭ.
Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного
материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий. Задания предлагаются
формате ОГЭ. Перед выполнением заданий сначала предлагается краткая теория по
определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо
обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ выполнения задания.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное выполнение
заданий.
1.3. Формы учёта программы воспитания.
Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том
числе и через использование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной
деятельности по географии в следующих формах:
- побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы

поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятии предметов, явлений, событий через:
- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на занятии; на представителей ученых, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
- использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной
деятельности
для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
- включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время занятия.
-применение интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся.
- применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
- выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания.
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
- установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности

2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС
Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по географии»
Темы занятий
Географические особенности природы и народов Земли
.
Географическое положение России
Особенности природы России
Природные ресурсы, их использование и охрана
Природные ресурсы, их использование и охрана
Географические явления и процессы в геосферах
Разные территории Земли: анализ карты
Географические координаты
Географические явления и процессы в геосферах
Расстояние на карте
Направление на карте
Чтение и анализ карт
Чтение карт различного содержания
Географические объекты и явления
Природные и техногенные явления
Влияние деятельности человека в природе
Выявление эмпирических зависимостей
Географические следствия движений Земли
Анализ информации о разных территориях Земли
Определение поясного времени
Особенности природно-хозяйственных зон и районов России
Выбор верных утверждений о базовых географических понятиях
Территориальная обеспеченность ресурсами
Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами

Особенности населения России
Разные территории Земли: анализ карт
Основные географические объекты России
Анализ текста о природных особенностях Земли
Анализ текста о природных особенностях Земли
Анализ текста о природных особенностях Земли
Выявление признаков географических объектов и явлений
Раздел 2. «Тренинг по вариантам»
2.1. Государственная итоговая аттестация по географии. Выполнение тренировочных
заданий. Проведение пробного ОГЭ с последующим разбором результатов. Реализация
курса внеурочной деятельности по географии способствует достижению обучающимися
более высоких результатов в образовательном процессе.
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности
Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности по географии
с математикой, биологией, историей через обучение общим приемам учебной работы:
различным техникам, схемам, таблицам. Умениям работать с различными картами.
В практике реализации курса используются метапредметные технологии:
-проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и
навыков.
-интерактивное обучение – обучение через опыт.
В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности формируются
метапредметные умения:
- аналитические,
- учебно-информационные,
- коммуникативно-речевые.
Метапредметные связи развивают интеллектуальный и познавательный интерес
обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности.
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1Личностными результатами обучения географии в основной школе
является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,

ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических
принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
1) воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
Родину;

усвоение

гуманистических

и

традиционных

ценностей

многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности
и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
3) формирование личностных представлений о целостности природы
Земли;

осознание

значимости

и

общности

глобальных

проблем

человечества;
4) формирование

уважительного

отношения

к

истории,

культуре,

национальным особенностям, традициям и образу жизни других
народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его
мнению,

мировоззрению,

культуре,

языку,

вере;

готовности

и

способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение

социальных

норм,

правил

поведения,

ролей

и

форм

социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом
региональных,

этнокультурных,

социальных

и

экономических

особенностей;
6) развитие

морального

сознания

и

компетентности

в

решении

моральных проблем на основе личностного выбора; формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение

правил

индивидуального

и

коллективного

безопасного

поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологического сознания на основе признания
ценности

жизни

во

всех

её

проявлениях

и

необходимости

ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам
своей семьи;
11) развитие

эмоционально-ценностного

отношения

к

природе,

эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия

народов

мира,

творческой

деятельности

эстетического

характера.
3.2 Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися
универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1.умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать
деятельности,

для

себя

новые

задачи

развивать мотивы

и

в

учёбе

интересы

и

познавательной

своей познавательной

деятельности;
2.умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
выбирать

наиболее

эффективные

способы

решения

учебных

и

познавательных задач;
3.умение

соотносить

осуществлять

свои

контроль

действия

своей

с

планируемыми

деятельности

в

результатами,

процессе

достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5.владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности;
6.умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,

строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
3.3 Предметными результатами освоения выпускниками основной
школы по географии являются:
1.формирование представлений о географической науке, её роли в освоении
планеты человеком, географических знаний как компоненте научной картины
мира, об их необходимости для решения современных практических задач
человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды
и рационального природопользования.
первичных

2.формирование

навыков

использования

территориального

подхода как основы географического мышления для осознания своего места
в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной
ориентации в нем;
элементарными

3.овладение

практическими

умениями

использования

приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик

компонентов

географической

среды,

в

том

числе

её

экологических параметров;
4.овладение

основами

картографической

грамотности

и

использования

географической карты как одного из «языков» международного общения;
5.овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
6.формирование

умений

и

навыки

использования

разнообразных

географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности

окружающей

среды,

адаптации

к

условиям

территории

проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных
бедствий и техногенных катастроф;
7.формирование представлений об экологических проблем на различных
территориях умения и навыки безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
1.степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий;

2.поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
3.результаты выполнения тестовых заданий с которыми учащиеся справляются
самостоятельно;
4.показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по
географии.
5.Портфолио обучающихся

Раздел 4. Тематическое планирование
( с указанием часов по каждой теме, форм проведения занятий и возможным
использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по
разделам, блокам)
№
п/п

1
2

3

Раздел, тема
Основные подходы к разработке
контрольных измерительных
материалов ОГЭ по географии
Географические особенности
природы и народов Земли
Географическое положение России

Ч

Основные виды деятельности ученика
(на уровне учебных действий)

Форма
проведе
ния

лекция
1

1

Выявлять особенности природы и Лекция
практика
народов Земли

1

Определять границы, крайние Лекция
практика
точки, моря, соседей России

1

Выявлять плодородие почв
различных районов,
континентальность климата
районов России, количество
осадков в различных районах
России

Особенности природы России
4

Лекция
практика

Тестиро
вание

2
5

Пробное тестирование
1

6

Природные ресурсы, их
использование и охрана

Оценивать природные условия и
ресурсы различных районов
России

Лекция
практика

1

7

Географические явления и
процессы в геосферах

Определять охраняемые
территории России, традиционные
занятия народов России

Лекция
практика

8

Разные территории Земли: анализ

1

Формировать умения использовать

Лекция

ЦОР
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/

https://ge
ooge.sdam
gia.ru/
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/
https://ge

карты

масштаб карты, измерять
расстояния
1

9

Географические координаты

практика

Формировать умения определять Лекция
географические объекты и по практика
широте и долготе определять
объекты России и мира
Тестиро
вание

2
10

Пробное тестирование
1

11

Географические явления и
процессы в геосферах

Определять районы с особо
опасными районами России и
мира

1

12

Расстояние на карте
Направление на карте

Формировать умения использовать Лекция
масштаб
карты,
измерять практика
расстояния между объектами

Чтение и анализ карт
13

14

Географические объекты и явления

Лекция
практика

1

Формировать умения читать карты Лекция
практика
с использованием условных
знаков

1

Формировать умения
фенологических наблюдений за
различными явлениями природы

Лекция
практика

1

Определять
явления Лекция
рационального и нерационального практика
природопользования

1

16

Влияние деятельности человека в
природе

1

17

Географические следствия
движений Земли

Определять влияние деятельности
человека. Рациональное и
нерационального
природопользование
Формировать следственнопричинные связи движения Земли
и явлений, происходящих на
планете

15

Природные и техногенные явления

2
18

Пробное тестирование

19

Анализ информации о разных
территориях Земли

20
21

Определение поясного времени
Особенности природнохозяйственных зон и районов
России

Лекция
практика

https://ge
ooge.sdam
gia.ru/
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/

Лекция
практика

https://ge
ooge.sdam
gia.ru/

Тестиро
вание

https://ge
ooge.sdam
gia.ru/
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/
https://ge
ooge.sdam

1

Формировать умений читать
профиль различных неровностей
Земли

Лекция
практика

1

Формировать умения определять
поясное время различных
субъектов России

Лекция
практика

Выявлять крупные центры
хозяйства различных отраслей

Лекция
практика

1

ooge.sdam
gia.ru/
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/

22

23

Выбор верных утверждений о
базовых географических понятиях

Территориальная обеспеченность
ресурсами

1

1

Формировать умения проводить
фенологические наблюдения за
различными явлениями природы и
делать выбор утверждений,
связанных с этими наблюдениями
Формировать умения оценивать
природные ресурсы различных
территорий России

Пробное тестирование
25
Особенности населения России

1

26

Разные территории Земли: анализ
климатических карт

1

27

Основные центры отраслей
хозяйства России

1

28

Анализ текста о природных
особенностях Земли

1

29

30

Выявление признаков
географических объектов России
Выявление признаков
географических объектов мира

1

1

Лекция
практика

Тестиро
вание

2

24

Лекция
практика

Формирование умений читать
графическую, статистическую
информацию об особенностях
населения Земли
Формирование умений читать
климатограммы и определять
климат различных районов России

Лекция
практика

Формировать умения определять
центры различных отраслей
России, которые относятся к
различным районам России
Формировать умения определять
причинно-следственные связи для
объяснения размещения
производства. развития районов
Формировать умения определять
субъекты России по экономикогеографической характеристике

Лекция
практика

Формировать умения определять
страны мира по экономикогеографической характеристике

Лекция
практика

Лекция
практика

Тема урока
(занятия)

Форма
занятия
(очно/дист.)

1 полугодие
Основные подходы к разработке контрольных
очно
1
измерительных материалов ОГЭ по географии
2. Тематические блоки
очно
Географические особенности природы и
2
народов Земли

https://ge
ooge.sdam
gia.ru/
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/

Лекция
практика

https://ge
ooge.sdam
gia.ru/
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/

Дата
План

https://ge
ooge.sdam
gia.ru/
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/

Лекция
практика

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
№
п/п

gia.ru/
https://ge
ooge.sdam
gia.ru/

Факт

Географическое положение России

очно

Особенности природы России

очно

очно
очно

7

Пробное тестирование
Природные ресурсы, их использование и
охрана
Географические явления и процессы в
геосферах

очно

8
9

Разные территории Земли: анализ карты

очно

10

Географические координаты

очно

3
4
5-6

1112

Пробное тестирование

очно

Географические явления и процессы в
геосферах

очно

13

очно

14

Расстояние на карте
Направление на карте
Чтение и анализ карт

очно

16

Географические объекты и явления

очно

17

Природные и техногенные явления

очно

Влияние деятельности человека в природе

очно

15

18
19
20
21

Географические следствия движений Земли
Пробное тестирование

очно
очно

Анализ информации о разных территориях
Земли

очно

Определение поясного времени

очно

Особенности природно-хозяйственных зон
и районов России

очно

24

очно

25

Выбор верных утверждений о базовых
географических понятиях
Территориальная обеспеченность
ресурсами

очно

22
23

26

2728

Пробное тестирование

очно

Особенности населения России

очно
очно

30

Разные территории Земли: анализ
климатических карт
Основные центры отраслей хозяйства
России

очно

31

очно

32

Анализ текста о природных особенностях
Земли
Выявление признаков географических
объектов России
Выявление признаков географических
объектов мира

очно

29

33
34

очно

Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
УМК «Сферы»
Методические материалы География 9 класс Поурочное тематическое планирование
Методические материалы География 8 класс Поурочное тематическое планирование
Атласы
Атлас 6 класс Издательство «Дрофа» 2020г
Атлас 7 класс Издательство «Дрофа» 2020г.
Атлас 8 класс Издательство «Дрофа» 2020г.
Атлас 9 класс Издательство «Дрофа» 2020г.
Ресурсы с применением ЦОР:
Сайт для подготовки к ОГЭ ( https://geo-oge.sdamgia.ru/)
Сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/).
Федеральный институт педагогических измерений (http://www.fipi.ru/)
Техническое обеспечение:
Компьютер
Список литературы для обучающихся
УМК «Полярная звезда»
Учебник География 8 класс А.И.Алексеев 2023г.
УМК «Сферы»
Учебник География 9 класс В.П.Дронов 2019г.
Учебник География 8 класс В.П. Дронов 2019г.

Атласы
Атлас 6 класс Издательство «Дрофа» 2020г
Атлас 7 класс Издательство «Дрофа» 2020г.
Атлас 8 класс Издательство «Дрофа» 2020 г.
Атлас 9 класс Издательство «Дрофа» 2020 г.
Приложение. Оценочные материалы курса внеурочной деятельности
Пробный вариант итоговой аттестации
1. Тип 1 № 1007

Какая часть приходится на долю пресных вод в общем объеме гидросферы?
1)
2)
3)
4)

3%
12%
24%
48%

Ответ: 1
2. Тип 2 № 6797

Запишите название государства, пропущенного в тексте.
Одним из приграничных субъектов РФ является Алтайский край, который имеет выход к
государственной границе РФ с _______________.
Ответ: Казахстаном|Казахстан
3. Тип 3 № 6817

Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на
их территории. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
1) Архангельская область
2) Калужская область
3) Ставропольский край
Ответ: 321
4. Тип 4 № 742

К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относятся охота,
рыболовство и кочевое оленеводство?
1)
2)
3)
4)

калмыки
эвенки
башкиры
мордва

Ответ: 2
5. Тип 5 № 355

Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия
антициклона?
1)
2)
3)
4)

Астрахань
Воронеж
Петропавловск-Камчатский
Якутск

Карта составлена по состоянию на 01.01.2013
Ответ: 4
6. Тип 6 № 356

Карта погоды составлена на 7 декабря. В каком из показанных на карте городов на
следующий день наиболее вероятно существенное потепление?
1)
2)
3)
4)

Воронеж
Пермь
Ростов-на-Дону
Омск

Ответ: 2
7. Тип 7 № 457

Определите, какой вулкан имеет географические координаты 1° ю. ш. 78° з. д.
Ответ: Котопахи
8. Тип 8 № 490

Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород
на обрыве в карьере.

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста
(от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся
последовательность букв.

А) кварцит
Б) гранит
В) суглинок
Ответ: ВАБ
9. Тип 9 № 818

Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки Н до родника.
Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Ответ: 240|250|260
10. Тип 10 № 819

Определите по карте, в каком направлении от родника находится точка Н.
Ответ: на юге|юг|Ю
11. Тип 11 № 810

На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенного на основе
карты по линии А−В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

1)

2)

3)

4)
Ответ: 4
12. Тип 12 № 825

Школьники выбирают место для создания футбольного поля. Оцените, какой из участков,
обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для
обоснования своего ответа приведите два довода. Обоснованный ответ запишите на
отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.
13. Тип 13 № 1497

Используя данные таблицы, определите долю выбросов загрязняющих веществ в
атмосферу от передвижных источников в 2011 г. (в %). Полученный результат округлите
до целого числа.
Выбросы загрязняющих атмосферу веществ стационарными
и передвижными источниками, (тыс. тонн)
Выброшено загрязняющих атмосферу веществ 32 628
в том числе:
стационарными источниками загрязнения
19 162
передвижными источниками — всего
13 465
Ответ: 41
14. Тип 14 № 6850

Землетрясения — стихийные бедствия, от которых часто страдают люди, живущие в
горной местности. Для каких двух из перечисленных территорий характерно это
природное явление?
1)
2)
3)
4)
5)

Вологодская область
Ненецкий АО
Камчатский край
Республика Дагестан
Смоленская область

Ответ: 34
15. Тип 15 № 9990

Какие два из перечисленных видов хозяйственной деятельности способствуют охране
почв от ветровой эрозии? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные
виды хозяйственной деятельности.
1)
2)
3)
4)
5)

высаживание кустарников
создание полезащитных лесополос
продольная распашка склонов
нерегулируемый выпас скота
осушение заболоченных земель

Ответ: 12
16. Тип 16 № 573

Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между
особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы
получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных
данных?

1) Кристина: «Чем дальше на юго-восток, тем меньше годовое количество атмосферных
осадков».
2) Света: «Чем севернее, тем холоднее в январе».
3) Петр: «Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем больше в нем выпадает
атмосферных осадков».
4) Иван: «Чем дальше на юго-восток, тем ниже средние температуры воздуха в январе».
Школьники из нескольких населенных пунктов России обменялись данными о
средних температурах воздуха в июле и январе, полученными на местных метеостанциях
в результате многолетних наблюдений. Собранные ими данные представлены в
следующей таблице.
Географические Высота
Пункт

наблюдения

координаты
пункта
наблюдения

Петрозаводск 61° с.ш. 34° в.д.
Вологда
59° с.ш. 40° в.д.
Казань
55° с.ш. 49° в.д.
Уфа
54° с.ш. 56° в.д.
Ответ: 4
17. Тип 17 № 574

Средняя

Среднегодовое

над температура количество
уровнем воздуха, °С атмосферных
моря, м июль январь осадков, мм
110
125
64
104

15,6
17,0
19,7
19,5

–11,0
–11,9
–12,9
–15,0

554
569
554
571

В каком из городов 21 марта (день весеннего равноденствия) Солнце раньше всего по
московскому времени поднимается над горизонтом?
1)
2)
3)
4)

Уфа
Вологда
Казань
Петрозаводск

Ответ: 1
18. Тип 18 № 1090

Определите, какой буквой на карте обозначен пункт, климатограмма которого показана на
рисунке.

Карта составлена по состоянию на 01.01.2013
1) А
2) В
3) C
4) D
Ответ: 3
19. Тип 19 № 1191

Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают
Новый год. Запишите получившуюся последовательность цифр.
1) Республика Бурятия
2) Ростовская область
3) Свердловская область
Ответ: 132
20. Тип 20 № 251

Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги)
для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и
регионом.
СЛОГАН

А) Здесь можно увидеть дельту крупнейшей реки Русской равнины!
Б) Мы предлагаем сплав по реке Катуни, которая берет начало в ледниках высочайшей
горы Сибири!
РЕГИОН

1) Астраханская область
2) Краснодарский край
3) Республика Алтай
4) Самарская область
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А

Б

Ответ: 13
21. Тип 21 № 11337

В каких двух из перечисленных высказываний содержится информация о воспроизводстве
населения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные высказывания.

1) В России в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилось число городовмиллионеров (их число достигло 15).
2) В 2009 году средняя плотность населения в Северо-Кавказском федеральном округе
была одной из самых высоких в стране — 54 человека на 1 км².
3) Число родившихся в РФ в январе — октябре 2012 года выросло до 1586,9 тыс. человек
против 1482,8 тыс. человек в январе — октябре 2011 года. При этом число умерших в
январе — октябре 2012 года сократилось до 1586,1 тыс. человек с 1610,2 тыс. человек
годом ранее.
4) В 2009 году в Москве было зарегистрировано 10,527 млн жителей, из них около 7 млн
граждан трудоспособного возраста и 2,5 млн пенсионеров.
5) В России естественная убыль населения составила 218 тысяч человек за январь —
февраль 2018 года.
Ответ: 35
22. Тип 22 № 593

Используя данные графика, определите, за какой период произошло наиболее резкое
сокращение числа прибывших в Российскую Федерацию.

1)
2)
3)
4)

2008−2009 гг.
2003−2004 гг.
2000−2001 гг.
2002−2003 гг.

Ответ: 3
23. Тип 23 № 605

Используя данные графика, определите миграционный прирост населения Российской
Федерации в 2009 году. Ответ запишите в тысячах.

Ответ: 248
24. Тип 24 № 6937

В каких двух из перечисленных регионов России средняя плотность населения
наибольшая? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти регионы.
1)
2)
3)
4)
5)

Калининградская область
Амурская область
Саратовская область
Хабаровский край
Архангельская область

Ответ: 13
25. Тип 25 № 200

Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности
населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) Абакан
Б) Самара
В) Хабаровск
Ответ: АВБ
26. Тип 26 № 9885

Какие две из перечисленных отраслей наиболее развиты в Поволжье? Запишите в таблицу
цифры, под которыми указаны эти отрасли.
1)
2)
3)
4)
5)

электроэнергетика
угольная промышленность
лесная промышленность
черная металлургия
автомобилестроение

Ответ: 15
27. Тип 27 № 7004

Напишите название страны, в которой располагается пустыня Атакама.
Атакама.

Западное побережье Южной Америки между 22 и 27 градусами южной широты —
одно из самых засушливых мест на нашей планете. Здесь находится одна из самых
грандиозных пустынь нашей планеты — Атакама, где по несколько лет не выпадает ни
капли дождя.
Некоторые метеостанции в Атакаме никогда не регистрировали дождь. Так,
среднегодовой уровень атмосферных осадков в местности Калама (22° ю. ш. 69° з. д.)

равен нулю. Однако скопившаяся в самых нижних слоях тропосферы влага образует
туманы, вызывающие морось — «гаруа». Ветры, днем дующие с океана на сушу,
являются основным источником поступления влаги для скудной растительности этой
части материка.
Для сбора воды местные жители используют «туманоуловители». Это цилиндры
высотой с человеческий рост, стенки которых изготовлены из нейлоновых нитей. Туман
конденсируется на стенках цилиндра и стекает вниз по нейлоновым нитям в бочку. С
помощью такого устройства можно собрать до 18 литров воды в сутки.
Ответ: страна Чили|Чили
28. Тип 28 № 7005

Какой тип воздушных масс формирует климат этой территории?
29. Тип 29 № 7006

Укажите главную причину отсутствия осадков в этой части Южной Америки.
30. Тип 30 № 553

Определите страну по ее краткому описанию.
Территория этой страны имеет выход к одному из морей Атлантического океана. На ее
территории расположена крайняя северная точка материка, на котором находится эта
страна. Природа страны разнообразна: здесь можно увидеть пустынные пейзажи,
оливковые и апельсиновые рощи, вечнозеленые средиземноморские леса. Страна имеет
сухопутную границу лишь с двумя государствами. Название столицы совпадает с
названием страны.
Ответ: Тунис


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».