Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом Приказ № 277 от 31.08.2023 Протокол № 7 от 31.08.2023 г. . Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Юный патриот» ( 8 б класс) Возраст обучающихся, на который рассчитана программа –11-15 лет Срок реализации: 1 год Педагоги: Арекаева Н.Н. Пикалёво 2023 год Содержание Раздел 1.Пояснительная записка. 1.1.Нормативно - правовая база. 1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности. 1.3. Цель и задачи курса 1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ 1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности: 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов. Раздел 4. Тематическое планирование Раздел 5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса. Приложение.Оценочные материалы курса внеурочной деятельности Календарно-тематическое планирование Раздел 1.Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности: Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Юный патриот » разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ- 1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования); - ПисьмомМинпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; - Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности обучающихся - Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); - Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.368521). - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. - Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГ- - МП-42216 « Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «О стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»; Положение о юнармейском отряде; Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Программа разработана в рамках Федерального проекта «Патриотическое воспитание» национального проекта « Образование» и с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования» Программа « Юный патриот» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности обучающихся. Цель программы:создание условий для формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, изучение истории родного края, развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков направленных на воспитание гражданско-патриотических качеств личности Задачи программы : образовательные: - сформировать систему знаний в сфере Российской истории; сформировать у учащихся представление об историческом прошлом и настоящем нашего города, края, страны; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; - совершенствовать знания, умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ; воспитательные: воспитать у обучающихся любовь к Родине, к родному краю через изучение его истории; пробуждать национальное самосознание, духовный характер, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу; сформировать у обучающихся активную жизненную позицию на основе коллективной работы учащихся, участии их в интересном и полезном для общества деле; развивающие: реализовать умственный, духовный, физический творческий потенциал учащихся; развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли и точку зрения; расширять исторический кругозор учащихся; сформировать учебную самостоятельность и деловые качества. Сроки реализации программы –1год. Наполняемость группы – от 15 человек. Режим занятий: - количество часов за учебный год –34 часа , 1 занятие в неделю - продолжительность занятия – 45 мин. Форма обучения: очная.в том числе и с использованием дистанционных технологий. Форма организации деятельности: групповая. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. 1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ Курс внеурочной деятельности « Юный патриот» реализуется в рамках образовательной программы ООО через план внеурочной деятельности и входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво » курс внеурочной деятельности изучается в 5-7 классах .На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. 1.3. Формы учёта Программы воспитания. Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе и черезиспользование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной деятельности « Юный патриот » в следующих формах: - побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятии предметов, явлений, событий через: - обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на занятии; на представителей ученых, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков; -использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующихзадач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе -включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия. -применение интерактивных форм работы, стимулирующихпознавательную мотивацию обучающихся. -применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися. -выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания. -инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решениятеоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,аргументирования и отстаивания своей точки зрения. -установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды. Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС Программа внеурочной деятельности «Юный патриот» основана на реализации деятельности юнармейских отрядов МБОУ «СОШ №3 »города Пикалёво.. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе отряда. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей страны, родного края и школы. Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы. Девиз – «Историю края храним для потомков». Курс не только расширяет знания учащихся, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.Погружая ребенка в атмосферу юнармейского отряда, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, проявить самостоятельность, ощутить дух коллективизма, взаимопомощи, чувство социальной ответственности; осознать себя личностью, повысить самооценку за счет приобретения новых знаний, умений и навыков, компетенций. Таким образом, данная программа призвана развивать личность учащихся путем активизации познавательных способностей учащихся Программа предусматривает теоретические и практические занятия: 1) теоретические (беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа); 2) практические (экскурсии, музейный урок, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями, просмотр фильмов, слайдов, презентаций). По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы. Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». В том числе, участие школьников в конкурсах и конференциях различного уровня (школьных, муниципальных, региональных, всероссийских и международных), в патриотических акциях и проектах. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. Реализация курса внеурочной деятельности способствует достижению обучающимисяболее высоких академических и социальных результатов в образовательном процессе. 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности « Юный патриот » с русским зыком,литературой, историей, ОБЖ,технологией черезобучение общим приемам учебной работы: различным техникам,схемам, таблицам. В практике реализации курса используются метапредметные технологии: -проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. -интерактивное обучение –обучение через опыт. В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности « Юный патриот» формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые. Метапредметные связи развивают интеллектуальный и познавательный интересобучающихся, побуждают к активномупознанию окружающей действительности. Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Программа обеспечивает достижение обучающимисяследующих личностных, метапредметных результатов. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России. Личностные результаты изучения курса: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; внутренняя позиция учащихся на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности; познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с историей города и края; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; активное участие в краеведческих и исторических конкурсах, массовых мероприятиях; ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты -знать исторические факты и знаменательные даты Ленинградской области и России 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективностизанятий используются следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель обучающимсяпри выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; участие а активностях -конкурсных программах и акциях Юнармии косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по литературе,истории,ОБЖ. Портфолио обучающихся Раздел 4. Тематическое планирование ( с указанием часов по каждой теме,форм проведения занятий и возможным использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по разделам, блокам) № Тема Предмет изучения Характеристика деятельности (формируемые умения) Форма проведе ния ЦОР Блок «Я гражданин России» 1 Патриот и гражданин Понятие патриотизма, Понятие гражданин Конституцион ные права и обязанности,у достоверяемы е свидетельство мо рождении,пас портом. определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином», «быть патриотом». Беседа https://inter neturok.ru/ lesson/obs hestvoznan ie/5klass/rodin a/patriotiz m 2 Россия Родина моя. Символы государства. Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. История российской государственн ойсимволики. Современная российская символика (история государственн ых символов России и СССР в ХХI веке). развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину. Беседа http://www .myshared. ru/slide/13 8303/ Экскурс в историю России История возникновени я Российского Дать детям представление Беседа об истории возникновения Просмотр и становления 3 Просмотр видео https://ww w.youtube. com/watch государства Российского государства. видео ?v=a6s4jX vzlI8 4 Государствен ные праздники России Информация о государственн ых праздниках России формирование гражданского мировоззрения учащихся через обращение к памятным датам государства Российского, к государственным праздникам, посвященным Конституции РФ, патриотическим праздникам. Обсуждение , небольшое инсцениров ание https://ww w.youtube. com/watch ?v=vz8nm mZ7184 5 Когда мы едины, мы непобедимы! Многонацион альный состав страны, дружба народов России. Уточнить и расширить представления детей о многонациональности России, культуре и традициях народов, населяющих нашу страну. Беседа Просмотр док.фильма https://ww w.youtube. com/watch ?v=qeXOK h0GYsI 6 Имена, которыми мы гордимся Известные Воспитание чувств любви люди нашего и гордости за свой город, государства.В и своих земляков; оенные и государственн ые деятели, крупные ученые, героические личности 7 Кинолетопись Фильмы о страны ВОВ 8 Музыка Победы Музыкальные произведения о войне Блок «Я и мое Отечество» Воспитание чувства патриотизма, чувства уважения к прошлому своей страны; привлечение учащихся к просмотру Познакомить с песнями, воспевающими мужество, стойкость и героизм солдата. сбор https://ww информации w.youtube. com/watch ?v=8H7np ViU4jk Просмотр фильмов Просмотр видео http://vm.s ovrhistory. ru/sovreme nnoyistoriirossii/ http://vm.s ovrhistory. ru/sovreme nnoyistoriirossii/ 9 «Нет в России семьи такой, где б не был памятен свой герой…» Мой род на службе России. приобщение к подвигу дедов и прадедов победивших фашизм; стимулирование процессов популяризации поиска и обобщения данных о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне 19411945 гг. 10 Участие в акции «Бессмертн ый полк» изготовить и пронести в колонне 9 мая транспарант (фотографию) своего солдата Сохранения в каждой российской семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны. Практическ ие действия https://ww w.youtube. com/watch ?v=Rq6HfUxIVw 11 Памятники истории вокруг нас. Памятники, посвященные ВОВ сбор информации , создание макетов,пре зентаций https://russ ian.rt.com/ article/314 215 12 История Вооружённ ых сил РФ. История вооруженных сил с древнейших времен до наших дней Воспитание у учащихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну. Познакомить учащихся с историей вооружённых сил России лекция https://info urok.ru/pre zentaciyapo-obzhna-temuistoriyasozdaniyavs-rf2903873.ht ml 13 История военной символики и формы (мундира) Обмундирован ие в России. История мундира. ознакомление воспитаннико в с элементами военной истории, особенностями изменений военной формы одежды. Беседа https://for maodezhda.co m/encyclo pedia/istori yarossijskojvoennojformy/ Великие полководц ы. Кто такой полководец. Русские создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского, Беседа 14 http://vm.s ovrhistory. ru/sovreme nnoyistoriirossii/ Просмотр видео Просмотр https://info urok.ru/pre zentaciya- 15 16 полководцы Дмитрий Донской, Александр Невский и их деяния. Образ полководца А.В. Суворова, Г.К.Жукова. А.В.Суворова, Жукова как великих полководцев, почитаемых народом видео po-istoriina-temuvelikiepolkovodci -rossiiklass2784430.ht ml Великие сражения ВОВ Битвой за Москву, Сталинградск ой битвой, Курской битвой, Битвой за Берлин. Познакомить учащихся с основными и величайшими битвами Великой Отечественной войны: Беседа https://info urok.ru/pre zentaciyavelikiesrazheniyavelikoyotechestve nnoyvoyni1213225.ht ml Пионеры герои ВО Пионеры герои воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу; показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы; познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 19411945 гг. Беседа Беседа Просмотр видео Просмотр видео https://rus museumvr m.ru/data/e vents/2022 /06 Блок « Я и моя малая Родина» 17 18 Родной край – частица России. Символика края. История Ленинградско й области Символика Достопримеча тельности города. вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма. Родной городчастичка История основания города вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой Просмотр док.фильмо в https://info urok.ru/pre zentaci https://ww w.youtube. com/watch России Символика города. Достопримеча тельности города. края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма. ?v=2M12l WQSJ3A 19 Имена, которыми мы гордимся Известные люди нашего города. Знаменитые земляки: военные и государственн ые деятели, крупные ученые, героические личности. Воспитание чувств любви и гордости за свой город, и своих земляков; https://rus museumvr m.ru/ 20 Блокада Ленинград а Блокада Ленинграда, блокадный хлеб, дорога жизни. Познакомить с понятием блокада; со страшным периодом в жизни нашей страны; пробудить чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны. Беседа Фашистски е концентрац ионные лагеря Ленобласт и «Новый немецкий порядок». Угон на фашистскую каторгу. Узники лагерей смерти Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни. Беседа 21 22 23 Просмотр док.фильмо в Просмотр док.фильмо в https://ww w.youtube. com/watch ?v=wkYgt YtzTI8 https://ww w.youtube. com/watch ?v=jNeEV MUnJ0k Учить детей ценить мир на Земле. Землякигерои Великой Отечествен ной войны Герои войны и сохранять историческую их подвиги память о героях войны, развивать любознательность, патриотические чувства; Города – герои ВОВ "Города воинской славы" Беседа Просмотр презентации Расширять кругозор детей Беседа по истории городов-героев, с Просмотр их подвигом во время видео Великой Отечественной войны; способствовать развитию творческих http://xn-90akw.xn-p1ai/obj/ https://ww w.youtube. com/watch ?v=2Eppc7 gKlTg способностей обучающихся, у совершенствовать умения и навыки поиска нужной информации. 24 История войны - в истории Пикалёво Пикалёво– городгоспиталь, городтруженик, городэвакопункт… Познакомить с историей Пикалёвов годы войны, пробудить интерес к изучению истории родного города. Беседа Блок « Есть такая профессия- Родину защищать» 25 Сухопутные войска История Профессии Учебные заведения Познакомить со структурой войск, военными профессиями, вузами Беседа создание альбома https://ww w.youtube. com/watch ?v=sfo2JLI t3t8 26 Воздушнокосмические силы История Профессии Учебные заведения Познакомить со структурой войск, военными профессиями, вузами Беседа создание альбома https://ww w.youtube. com/watch ?v=sfo2JLI t3t8 27 Военноморской флот История Профессии Учебные заведения Познакомить со структурой войск, военными профессиями, вузами Беседа создание альбома https://ww w.youtube. com/watch ?v=sfo2JLI t3t8 28 Специальные войска История Профессии Учебные заведения Познакомить со структурой войск, военными профессиями, вузами Беседа создание альбома https://ww w.youtube. com/watch ?v=UgBJZ ltU350 29 Экскурсии Просмотр видеоэкскурсий Посещение он-лайн экскурсий в музеи Вооруженных си РФ беседа, обсуждение экскурсии. http://www .cmaf.ru/ 30 Военно спортивная игра «Зарница». Урок-зачёт. 31 - 32 33 34 Защита проектов. Урок-зачёт. Защита проектов. Урок-зачёт. Защита проектов. Урок-зачёт. Защита проектов. Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса. 1.Луйк В.Э. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военнопатриотическое воспитание). 2.Луйк С.С. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец», культурно-эстетический блок I часть 3.Шубина Т.Г. Маршалы и адмиралы (Энциклопедия военного искусства). Мн .: Литература, 1997. – 608 с 4.Соколов Н. Военная символика (Энциклопедия военного искусства). В.- Мн .: Литература, 1997. – 544 с. Список литературы для обучающихся 1.Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с. 2.Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. –М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288с. 3.Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX века (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с. 4. Гордиенко А.Н. Командиры второй мировой войны (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ 1.http://militera.lib.ru/memo/index.html 2.https://histrf.ru/biblioteka/articles/vielikaia-otiechiestviennaia-voina 3.https://www.booksite.ru/war1941-1945/index0.html 4. https://yunarmy47.ru/ Приложение №1. Оценочные материалы курса внеурочной деятельности Он -лайн тестирование https://yunarmy.ru/for-you/tests/viktorina-test-ko-dnyu-rozhdeniya-vvpod-yunarmiya/ https://www.testwizard.ru/test.php?id=31336 Приложение№2 .Календарно-тематическое планирование Время проведения № Тема занятия Колво часов Форма занятия (очно, дистант) Дата план 1 полугодие 1 Патриот и гражданин 1 Очное занятие 06.09 2 Россия - Родина моя. Символы государства. 1 Очное занятие 13.09 3 Экскурс в историю России 1 Очное занятие 20.09 4 Государственные праздники России 1 Очное занятие 27.09 5 Когда мы едины, мы непобедимы! 1 Очное занятие 04.10 6 Имена, которыми мы гордимся 1 Очное занятие 11.10 7 Кинолетопись страны 1 Очное занятие 18.10 8 9 Музыка Победы 1 1 Очное занятие Очное занятие 25.10 08.11 10 Участие в акции «Бессмертный полк» 1 Очное занятие 15.11 11 Памятники истории вокруг нас. История Вооружённых сил РФ. История военной символики и формы (мундира) 1 Очное занятие 22.11 1 Очное занятие 29.11 1 Очное занятие 06.12 14 Великие полководцы. 1 Очное занятие 13.12 15 Великие сражения ВОВ Очное занятие 20.12 16 Пионеры герои ВО 1 Очное занятие 27.12 17 Родной край – частица 1 России. Символика края. Очное занятие 10.01 12 13 «Нет в России семьи такой, где б не был памятен свой герой…» Дата факт Время проведения № Тема занятия Колво часов Форма занятия (очно, дистант) Дата план 2 полугодие 18 Родной городчастичка России 1 Очное занятие 17.01 19 Имена, которыми мы гордимся 1 Очное занятие 24.01 20 21 Блокада Ленинграда Фашистские концентрационные лагеря Ленобласти Земляки-герои Великой Отечественной войны Города – герои ВОВ 1 1 Очное занятие Очное занятие 31.01 07.02 1 Очное занятие 14.02 1 1 Очное занятие Очное занятие 21.02 28.02 1 Очное занятие 07.03 26 Воздушно-космические силы 1 Очное занятие 14.03 27 Военно-морской флот 1 Очное занятие 21.03 28 Специальные войска 1 Очное занятие 04.04 29 30 Экскурсии Военно - спортивная игра «Зарница». Урок-зачёт. Защита проектов. Урок-зачёт. Защита проектов. Урок-зачёт. Защита проектов. Урок-зачёт. Защита проектов. 1 1 Очное занятие Очное занятие 11.04 18.04 1 Очное занятие 25.04 1 Очное занятие 02.05 1 Очное занятие 16.05 1 Очное занятие 23.05 22 23 24 25 31 32 33 34 История войны - в истории Пикалёво Сухопутные войска Дата факт Приложение№3 Краткая характеристика уровня развития отряда. Структура отряда. Руководитель отряда назначает командира отряда, исходя из положения о системе роста (мотивации юнармейца). Далее на общем собрании отряда избирается штаб, куда входит командир отряда, его заместитель (он же начальник штаба) и 3 юнармейца, каждый из которых отвечает за своё направление работы (допризывная и спортивная подготовка; военно-патриотическая и краеведческая работа; творческая деятельность и волонтёрство). При увеличении численности отряда каждый из членов штаба автоматически становится командиром отделения. Система роста (мотивации) юнармейца. IV уровень III уровень II уровень Юнармеец должен: I уровень Юнармеец должен: (разряд, ранг) -быть членом отряда не менее 1 года; -быть членом отряда не менее 1 года; Юнармеец должен: изучить устав ВВПОД «ЮНАРМИЯ», план работы муниципального штаба и отряда; заполнить заявление; получить родителей; согласие участвовать в торжественном вступлении (получить значок и членское удостоверение);участво вать в занятиях и мероприятиях отряда -сдать нормативы (спортивные, военизированные, на знание истории России); -участвовать в не менее чем 50% мероприятиях отряда; -принимать участие в муниципальных соревнованиях. На данном уровне юнармеец может стать командиром отделения. Система взаимодействия отряда -подтвердить или улучшить сданные нормативы (спортивные, военизированные,на знание истории России); -участвовать в не менее чем 70% мероприятиях отряда; -одержать победу в муниципальных соревнованиях, конкурсах. На данном уровне юнармеец может стать командиром взвода. Юнармеец должен: -быть членом отряда не менее 1 года; -улучшить сданные нормативы (спортивные, военизированн ые, на знание истории России); -участвовать в не менее чем 90% мероприятиях отряда; -одержать победу в муниципальны х, областных межрегиональ ных иди всероссийских соревнованиях , конкурсах. Может стать командиром отряда. Взаимодействие внутри -педагогический коллектив (помощь в организации мероприятий для юнармейцев); - администрация (помощь в организации мероприятий для юнармейцев); педагог-психолог (проведение игр на сплочение коллектива отряда); - медицинский работник (помощь в получении первичных медицинских знаний); - родители (помощь в организации мероприятий для юнармейцев); -ШМО(проведение совместных акций и мероприятий); - юнармейские отряды (организация обмена опытом; наставничество более опытных юнармейцев). Взаимодействие внутри ВВПОД «Юнармия» - юнармейские отряды района (районные соревнования, организация обмена опытом); муниципальный штаб (координатор юнармейского движения в муниципальном районе) (участие в муниципальных этапах соревнований, играх и других мероприятиях); - региональный штаб ВВПОД «Юнармия» (областные соревнования, проекты и акции); главный штаб ВВПОД «Юнармия» (всероссийские проекты и акции). 3.Внешнее взаимодействие управление образования муниципального района (методическая помощь); - Отдел молодёжи и спорта муниципального района (организация совместных мероприятий); - военный комиссариат (встреча с работниками, беседа, ознакомление с армейской жизнью); - пожарная часть и МЧС (встреча с работниками, экскурсия); ветеранская организация (различные совместные акции и мероприятия); ДК (организация совместных мероприятий, связанных с творческой деятельностью); - ДЮСШ «(совместное мероприятие; получение первичных туристических навыков); СМИ (освещение деятельности юнармейского отряда).