Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО Приказ № 277 от 31.08.2023 педагогическим советом Протокол № 7 от 31.08.2023 г. . Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» 2 год обучения. Возраст обучающихся, на который рассчитана программа –8 – 11 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель программы: учитель начальных классов Васильева Т.А. Пикалёво 2023 год Содержание Раздел 1.Пояснительная записка. 1.1.Нормативно - правовая база. 1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности. 1.3. Цель и задачи курса 1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ 1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности: 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов. Раздел 4. Тематическое планирование Раздел 5. Календарно-тематическое планирование Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса. Приложение .Оценочные материалы курса внеурочной деятельности 1 раздел. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности: Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана на основе авторской программы «Финансовая грамотность», автор Ю. Н. Корлюгова. «Учебная программа. 2–3 классы общеобразовательных организаций»в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ- 1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования); - Письмом Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации заня- тий «Разговоры о важном»; - Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности обучающихся - Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); - Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее СанПиН 1.2.368521). - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. - Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. - Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГ- МП-42216 « Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности» Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Русский язык с увлечением» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Цель курса внеурочной деятельности:способствовать формированию у младших школьников представления о финансовой грамотности и создание предпосылок для успешного решения элементарных вопросов в области управления личными финансами и экономики семьи. Задачи: Формировать представления о существенных сторонах финансовой грамотности. Содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий. Научить детей пользоваться экономическим инструментарием. Способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоциональноволевую сферу. Развивать культуру экономического мышления. Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье. Основные содержательные линии курса «Основы финансовой грамотности»: • деньги, их история, виды, функции; • семейный бюджет. Общая характеристика курса внеурочной деятельности. Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами в начальной школе, как математика, окружающий мир, технология, литература. При организации занятий учителю и педагогу дополнительного образования детей важно учитывать изменения социальной ситуации в ходе развития детей за последние десятилетия: • возросший уровень информированности детей, использование СМИ как существенного фактора формирования основ финансовой грамотности, но в то же время необходимость обеспечения информационной и психологической безопасности детей; • недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с помощью текстов учебных материалов курса научить младшего школьника читать целенаправленно, осмысленно, творчески подходить к процессу чтения и осмыслению прочитанного; • актуальность для младших школьников игровой деятельности, в том числе совместной игровой и учебной деятельности со сверстниками. Важным условием развития детской любознательности, потребности в самостоятельном познании окружающего мира, познавательной активности и инициативности при изучении курса «Финансовая грамотность» является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания, в том числе: наблюдение, опыты, обсуждение мнений и предположений, учебный диалог. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика и его направленность на саморазвитие. Учебные материалы подготовлены в соответствии с возрастными особенностями младших школьников и включают задачи, практические задания, игры, учебные мини-исследования и проекты. Основное достоинство программы:в процессе изучения курса у учащихся младших классовформируются такие умения и навыки, как: работа с текстами, таблицами и схемами; поиск, сбор, обработка и анализ информации; публичные выступления; проектная работа и работа в малых группах. Эффективным средством формирования основ финансовойграмотности являются межпредметные проекты, например: «Какие бывают товары и услуги», «Какие виды денег существуют», «Что я знаю о банковской карте», «Что такое семейный бюджет», «Какие виды семейных доходов существуют», «На что расходуются деньги в семье», «Сколько денег тратит семья на питание», «Сколько денег требуется семье на оплату коммунальных услуг». Организационно - педагогические условия реализации программы Сроки реализации программы – 2 года. Наполняемость группы – не менее 15 человек. Режим занятий: - количество часов за учебный год –34 часа ,1 занятие в неделю. - продолжительность занятия – 45 мин. Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных технологий. Форма организации деятельности: групповая. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. 1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ Курс внеурочной деятельности «Основы финансовой деятельности» реализуется в рамках образовательнойпрограммы НОО через план внеурочной деятельности и входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво» курс внеурочной деятельности изучается во 2 и 3 классах. На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год, 68 часов – всего. 1.3. Формы учёта Программы воспитания. Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» в следующих формах: - побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятии предметов, явлений, событий через: - обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на занятии ; на представителей ученых, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков; -использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; -включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия; -применение интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; -применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися; -выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; -инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; -установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды. Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. В программе предусматривается определенная последовательность прохождения тем. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Формы организации занятий внеурочной деятельности при реализации программы «Финансовая грамотность» основаны на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах. При организации занятий по программе внеурочной деятельности используются: рассказы, беседы (в том числе с приглашенными специалистами), экскурсии, просмотр и обсуждение видеосюжетов, моделирование и разбор социально-экономических ситуаций, решение различных простейших задач и с экономическим содержанием. Также широко применяются игры и их модификации, творческие работы (проекты, конкурсы, коллажи), ИКТ-технологии. Реализация курса внеурочной деятельности по финансовой грамотности способствует достижению обучающимися более высоких академических и социальных результатов в образовательном процессе. 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» с математикой, русским зыком, литературным чтением, окружающим миром и технологией через обучение общим приемам учебной работы: различным техникам, схемам, таблицам. В практике реализации курса используются метапредметные технологии: -проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. -интерактивное обучение – обучение через опыт. В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые. Метапредметные связи развивают интеллектуальный и познавательный интерес обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности. Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметными результатами изучения курса«Основы финансовой грамотности» являются: познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные: • понимание цели своих действий; • составление простых планов с помощью учителя; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • умение слушать собеседника и вести диалог; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются: • понимание и правильное использование экономических терминов; • представление о роли денег в семье и обществе; • умение характеризовать виды и функции денег; • знание источников доходов и направлений расходов семьи; • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; • проведение элементарных финансовых расчётов. 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающиеся с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение ка- чества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. Портфолио обучающихся Раздел 4. Тематическое планирование(с указанием часов по каждой теме, форм проведения занятий и возможным использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по разделам, блокам) 2 класс № Тема 1 Предмет изучения Форма проведе ния Раздел 1. Что такое деньги и откуда они взялись? (10 ч) Вводное за- Финансовая • Объяснять понятие «финансоБеседа нятие. Знаграмотность – вая грамотность». комство с это умение • Понимать роль денег. понятием правильно «Финансораспоряжаться вая грамотсвоими финость». нансами и избегать ошибок. 2 Что такое деньги? Знакомство младших школьников с понятием денег, выявление уже имеющихся знаний. 3 Как появились деньги? Появление обмена товарами. Знакомство с историей возникновения первых денег. Правила обмена товара- Характеристика деятельности (формируемые умения) • Понимать роль денег. • Объяснять причины и приводить примеры обмена. • Объяснять проблемы, возникающие при обмене. • Описывать свойства товарных денег. • Приводить примеры товарных денег. • Приводить примеры первых монет. • Объяснять причины и приводить примеры обмена. • Объяснять проблемы, возникающие при обмене. • Описывать свойства товарных денег. Беседа, просмотр презентации Просмотр презентации, беседа ЦОР https://edu. pacc.ru/Vi deomateria ls/articles/s meshariki/ https://finc ult.info/arti cles/?limit =20&tags= 1535 https://edu. pacc.ru/Vi deosandpre sentations/ articles/pre senations/ https://finc ult.info/arti cles/?limit =20&tags= 1535 https://edu. pacc.ru/Vi deosandprese ntations/articl ми. 4 Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Обучающиеся в процессе образно-ролевой игры познакомятся с товарами высокой ликвидности. 5 Свойства драгоценных металлов. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. 6 Появление первых монет. 7 Первые монеты разных государств. История возникновения первых монет. Материал для изготовления монет. Появление первых монет в разных государствах. 8 Викторина «Что такое деньги и откуда они взялись?» • Приводить примеры товарных денег. • Приводить примеры первых монет. • Объяснять причины и приводить примеры обмена. • Объяснять проблемы, возникающие при обмене. • Описывать свойства товарных денег. • Приводить примеры товарных денег. • Приводить примеры первых монет. • Объяснять причины и приводить примеры обмена. • Объяснять проблемы, возникающие при обмене. • Описывать свойства товарных денег. • Приводить примеры товарных денег. • Приводить примеры первых монет. • Приводить примеры первых монет. • Объяснять происхождение названия денег. • Описывать старинные монеты • Приводить примеры первых монет. • Объяснять происхождение названия денег. • Описывать старинные монеты Интерактив• Применять полученные знания ная викторина, направленная на закрепление и обобщение полученных ранее es/presenat ions/ Игра, инсценировка https://edu. pacc.ru/Vi deosandpre sentations/ articles/pre senations/ Беседа, просмотр видеосюжета https://edu. pacc.ru/Vi deosandpre sentations/ articles/pre senations/ Чтение рассказов https://finc ult.info/arti cles/?limit =20&tags= 1535 Беседа, презентация, решение кроссворда Игра, викторина https://edu. pacc.ru/Vi deosandpre sentations/ articles/pre senations/ https://yan dex.ru/vide o/preview/ 772492992 297129123 4 https://doli 1 знаний о деньгах и истории их возникновения. Раздел 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (6 ч) Устройство Форма моне• Объяснять, почему появились Минимонеты. ты. Что такое монеты. исслеаверс, реверс и • Описывать купюры и монеты. довагурт. • Сравнивать металлические и ние бумажные деньги. 2 Изобретение Появление бумажных первых буденег. мажных денег в Китае в VIII веке. • Объяснять, почему появились бумажные деньги. • Оценивать преимущества и недостатки бумажных денег. 3 Защита монет и бумажных денег от подделок. 1 Древнерусские товарныеденьги. 2 Клады. «Меховые деньги». Что такое клады. Меховые деньги славян. • Объяснять понятие «клады». • Описывать старинные российские деньги. • Объяснять происхождение названий денег. 3 Происхождение слов «деньги», «рубль», Знакомство с историей появления таких слов, как • Описывать старинные российские деньги. • Объяснять происхождение названий денег. Просмотр презентации Знакомство с • Познакомиться с защитными Минимерами защи- знаками на банкнотах. исслеты денег от • Объяснять, почему изготовдоваподделок в ление фальшивых денег является ние, старину и в преступлением. беседа, современном пракмитикум ре.Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. Раздел 3. Какие деньги были раньше в России (10 ч) Знакомство с • Описывать старинные российБеседа, древнерусские деньги. скими товар• Объяснять происхождение ными деньганазваний денег. ми. gra.ru/ https://edu. pacc.ru/Vi deosandpre sentations/ articles/pre senations/ https://edu. pacc.ru/Vi deosandpre sentations/ articles/pre senations/ https://edu. pacc.ru/Vi deosandpre sentations/ articles/pre senations/ https://edu. pacc.ru/Vi deosandpre sentations/ articles/pre senations/ Беседа, https://edu. проpacc.ru/Vi смотр deosandpre видео- sentations/ сюжета articles/pre senations/ Беседа, https://finc чтение ult.info/arti литеcles/?limit ратуры =20&tags= «копейка». 4 Первые русские монеты. 5 Пословицы и поговорки про деньги. 6 Дизайн купюры сказочной страны. 1 «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. • Приводить примеры первых монет. Пословицы и поговорки живут в народе, как зеркало различных сторон жизни и исторических событий. • Описывать старинные российские деньги. • Объяснять происхождение названий денег. • Приводить примеры первых монет. • Объяснять смысл пословиц и поговорок. • Описывать старинные российские деньги. • Объяснять происхождение названий денег. • Приводить примеры первых монет. • Описывать старинные российские деньги. • Объяснять происхождение названий денег. • Приводить примеры первых монет. • Изображать воображаемые монеты. 1535 Беседа, информационный проект «Путешествие Копеечки». Коллективный творческий проект «Картотека: Пословицы и поговорки о деньгах». Творческий проект Раздел 4. Современные деньги России и других стран (8 ч) СовременЗнакомство с • Описывать современные росПроные деньги современными сийские деньги. смотр мира. Долденьгами раз- • Решать задачи с элементарнывидеолары и евро личных стран ми денежными расчётами. сюже– самые из- мира. • Объяснять, что такое безналич- та, обвестные ный расчёт и пластиковая карта. суждеиностран• Приводить примеры иностран- ние, https://edu. pacc.ru/Vi deosandpre sentations/ articles/pre senations/ https://edu. pacc.ru/Vi deomateria ls/articles/s meshariki/ https://edu. pacc.ru/Vi deomateria ls/articles/s meshariki/ https://edu. pacc.ru/Vi deosandpre sentations/ articles/pre senations/ ные деньги. ных валют. 2 Современные деньги России. Знакомство с современными деньгами России. Модификация современных денег. 3 Появление безналичных денег. 4 Банк. Функции банкоматов. Что такое безналичные деньги. История их появления. Проведение безналичных расчетов. Банк, банкомат, банковская карта. 5 Наличные, безналичные и электронные деньги. 6 Итоговое занятие «По ступенькам финансовой грамотности». Безналичные расчеты, операции с использованием электронных денег. Новейший тренд – развитие криптовалют. Повторение и закрепление знаний. • Описывать современные российские деньги. • Решать задачи с элементарными денежными расчётами. • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта. • Приводить примеры иностранных валют. • Описывать современные российские деньги. • Решать задачи с элементарными денежными расчётами. • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта. • Приводить примеры иностранных валют • Описывать современные российские деньги. • Решать задачи с элементарными денежными расчётами. • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта. • Приводить примеры иностранных валют • Описывать современные российские деньги. • Решать задачи с элементарными денежными расчётами. • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта • Применять полученные знания решение ребусов Беседа, просмотр презентации https://edu. pacc.ru/Vi deosandpre sentations/ articles/pre senations/ Беседа, сюжетноролевая игра https://edu. pacc.ru/Vi deosandpre sentations/ articles/pre senations/ Беседа, чтение рассказа https://edu. pacc.ru/Vi deosandpre sentations/ articles/pre senations/ Беседа, просмотр видеосюжета. https://edu. pacc.ru/Vi deosandpre sentations/ articles/pre senations/ Игра по станциям https://edu. pacc.ru/Vi deomateria ls/articles/s meshariki/ https://doli gra.ru/ 3 класс № Тема 1 2 3 4 5 1 Предмет изучения Характеристика деятельности (формируемые умения) Форма проведе ния Раздел 1. Откуда в семье берутся деньги (12 ч) Откуда в Доходы. Кла- • Описывать и сравнивать источбеседа, семье день- ды. Лотерея. ники доходов семьи пракги? Клады, Наследство. тичелотереи, ские наследство задания Заработная Заработная • Объяснять причины различий в беседа, плата. Миплата. Прозаработной плате пронифессия. смотр исследоваСдельная зарвидеоние «Основ- плата. Почасюженые доходы совая зарплата, обв семье». та. суждение, миниисследование Пенсии, по- Пенсия. Посо- • Объяснять, кому и почему плабеседа, собия, стибие. Стипентят пособия пракпендии дия тические занятия Аренда и Имущество. • Приводить примеры того, что беседа, проценты в Аренда. Проможно сдать в аренду сюбанке, креценты по жетнодиты вкладам. Крероледиты вая игра ИнсцениИмущество. • Приводить примеры того, что инсцеровка сказки Аренда. Проможно сдать в аренду ниров«Заработан- центы по ка ный рубль». вкладам. Кредиты Раздел 2. На что тратятся деньги (6 ч) На что траРасходы. Про- • Объяснять, что влияет на наме- беседа, ЦОР https://finc ult.info/arti cles/?limit =20&tags= 1535 https://edu. pacc.ru/Vi deosandpre sentations/ articles/pre senations/ https://edu. pacc.ru/Vi deosandpre sentations/ articles/pre senations/ https://edu. pacc.ru/Vi deosandpre sentations/ articles/pre senations/ https://fz.o c3com.co m https://edu. тятся деньги. Расходы на самое необходимое 2 Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин» 3 Цена вредных привычек в семейном бюджете 1 Расходы и доходы. Считаем деньги 2 Что такое дукты. Комрения людей совершать покупки. мунальные • Сравнивать покупки по степени платежи. Счёт. необходимости Одежда. Обувь. Образование просмотр мультимедийной презентации Непредвиден- • Различать планируемые и проные расходы непредвиденные расходы смотр видеофра гмента, обсуждение, сюжетноролевая игра Сбережения. • Выполнять подсчет расходов беседа, Долги. Вредсемьи на «вредные привычки», делоные привычки. • Проводить анализ, определение вая игХобби и оценку вариантов повышения ра личного и семейного доходов «Семейный бюджет» Раздел 3. Как с умом управлять своими деньгами (7 ч) Бюджет- план • Объяснять, как управлять день- беседа, доходов и гами. прорасходов. • Сравнивать доходы и расходы смотр мультимедийной презентации, практические задания Бюджет. • Объяснять, как можно эконобеседа, pacc.ru/Vi deomateria ls/articles/s meshariki/ https://edu. pacc.ru/Vi deomateria ls/articles/s meshariki/ https://fz.o c3com.co m https://bobr enok.oc3.r u https://edu. pacc.ru/Vi deosandpre sentations/ articles/pre senations/ https://bobr 3 1 экономия? Кого называют банкротом? Банкрот. Дополнительный заработок мить. • Составлять бюджет на простом примере Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет» Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок • Объяснять, как можно экономить. • Составлять бюджет на простом примере Раздел 4. Как делать сбережения (9 ч) Что такое Копилки. • Объяснять, в какой форме можсбережения? Коллекциони- но делать сбережения. рование. Бан- • Приводить примеры доходов от ковский вклад различных вложений денег. • Сравнивать разные виды сбережений 2 Куда и как откладывать деньги? Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды. 3 Как делать сбережения? «Путешествие в страну Капиталия». Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды. 4 Итоговый проект «Семейный бюджет моей семьи» Виды и формы сбережений. Правила пользования сбережениями. • Объяснять, в какой форме можно делать сбережения. • Приводить примеры доходов от различных вложений денег. • Сравнивать разные виды сбережений • Объяснять, в какой форме можно делать сбережения. • Приводить примеры доходов от различных вложений денег. • Сравнивать разные виды сбережений • Объяснять, в какой форме можно делать сбережения. • Приводить примеры доходов от различных вложений денег. • Сравнивать разные виды сбе- сочинение сказки, практические задания беседа, игра,прак тические задания. enok.oc3.r u беседа, просмотр мультимедийной презентации беседа, просмотр видеофра гмента беседа, практикум, сюжетноролевая игра проект https://bobr enok.oc3.r u https://bobr enok.oc3.r u https://bobr enok.oc3.r u https://fz.o c3com.co m https://fz.o c3com.co m Капитал режений Раздел 5. Календарно-тематическое планирование 2 класс Время проведения № Тема занятия Кол-во часов Форма занятия (очно, дистант) Дата план 1 полугодие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Раздел 1. Что такое деньги и откуда они взялись? (10 ч) Вводное занятие. Зна1 06.09 комство с понятием «Финансовая грамотность» Что такое деньги? 1 13.09 Как появились деньги. 1 20.09 Появление обмена товарами Появление первых денег 1 27.09 – товары с высокой ликвидностью Свойства драгоценных 1 04.10 металлов Появление первых мо1 11.10 нет Появление первых мо1 18.10 нет Первые монеты разных 1 25.10 государств Первые монеты разных 1 08.11 государств Викторина «Что такое 1 15.11 деньги и откуда они взялись?» Раздел 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (6 ч) Устройство монеты 1 22.11 Устройство монеты 1 29.11 Изобретение бумажных 1 06.12 денег Изобретение бумажных 1 13.12 денег Защита монет и бумаж1 20.12 ных денег от подделок Дата факт 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Защита монет и бумаж1 27.12 ных денег от подделок 2 полугодие Раздел 3. Какие деньги были раньше в России (10 ч) Древнерусские товар1 10.01 ные деньги Клады. «Меховые день1 17.01 ги» Происхождение слов 1 24.01 «деньги», «рубль». «копейка» Происхождение слов 1 31.01 «деньги», «рубль». «копейка» Первые русские монеты 1 07.02 Первые русские монеты 1 14.02 Пословицы и поговорки 1 21.02 про деньги Пословицы и поговорки 1 28.02 про деньги Дизайн купюры сказоч1 07.03 ной страны Дизайн купюры сказоч1 14.03 ной страны Раздел 4. Современные деньги России и других стран (8 ч) Современные деньги 1 21.03 мира. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги Современные деньги 1 04.04 России Появление безналичных 1 11.04 денег Появление безналичных 1 18.04 денег Банк. Функции банко1 25.04 матов Наличные, безналичные 1 02.05 и электронные деньги Наличные, безналичные 1 16.05 и электронные деньги Итоговое занятие «По 1 23.05 ступенькам финансовой грамотности» 3 класс Время проведения № Тема занятия Кол-во часов Форма занятия (очно, дистант) Дата план 1 полугодие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 Раздел 1. Откуда в семье берутся деньги? (12 ч) Откуда в семье деньги. 1 Клады, лотереи, наследство Откуда в семье деньги. 1 Клады, лотереи, наследство Откуда в семье деньги. 1 Клады, лотереи, наследство Заработная плата. Ми1 ни-исследование «Основные доходы семьи». Заработная плата. Ми1 ни-исследование «Основные доходы семьи». Пенсии, пособия, сти1 пендии Пенсии, пособия, сти1 пендии Аренда и проценты в 1 банке, кредиты Аренда и проценты в 1 банке, кредиты Тестовая работа 1 Инсценировка сказки 1 «Заработанный рубль». Инсценировка сказки 1 «Заработанный рубль». Раздел 2. На что тратятся деньги (6 ч) На что тратятся деньги. 1 Расходы на самое необходимое На что тратятся деньги. 1 Расходы на самое необходимое Откладывание денег и 1 непредвиденные расходы Откладывание денег и 1 непредвиденные расходы. Игра «Магазин». Цена вредных привычек 1 Дата факт 6 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 8 9 в семейном бюджете Цена вредных привычек 1 в семейном бюджете1 Раздел 3. Как с умом управлять своими деньгами (7 ч) Расходы и доходы. Рас1 ходы на самое необходимое Расходы и доходы. Рас1 ходы на самое необходимое Что такое экономия? 1 Кого называют банкротом? Что такое экономия? 1 Кого называют банкротом? Как умно управлять 1 своими деньгами. Как умно управлять 1 своими деньгами. Как умно управлять 1 своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет». Раздел 4. Как делать сбережения (9 ч) Что такое сбережения? 1 Что такое сбережения? 1 Куда и как откладыва1 ются деньги? Куда и как откладыва1 ются деньги? Как делать сбережения? 1 «Путешествие в страну Капиталия». Как делать сбережения? 1 «Путешествие в страну Капиталия». Итоговый проект «Се1 мейный бюджет моей семьи». Итоговый проект «Се1 мейный бюджет моей семьи». Итоговый тест 1 Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса Ю. Н. Корлюгова, Е.Е.Гоппе. Учебная программа. 2, 3 классы. - Москва, Вако, 2020 Ю. Н. Корлюгова, Е.Е.Гоппе. Методические рекомендации для учителя. 2,3 классы. – Москва, Вако, 2020 Ю. Н. Корлюгова, Е.Е.Гоппе. Материалы для родителей. 2,3 классы. – Москва, Вако, 2020 Список литературы для обучающихся Ю. Н. Корлюгова, Е.Е.Гоппе. Рабочая тетрадь. 2,3 классы. – Москва, Вако, 2020 ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ http://финграмотностьвшколе.рф/ https://urok.1sept.ru http://basic.economicus.ru/igroteka/index.php http://zanimatika.narod.ru https://edu.pacc.ru/Videomaterials/articles/smeshariki/ https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1535 https://doligra.ru/ https://subjects.uchi.ru/courses/financial_literacy?utm_source=vk&utm_medium=promo_ post&utm_campaign=smm_fin_new_class Приложение. Оценочные материалы курса внеурочной деятельности Марафон по финансовой грамотности с героями Смешариками: https://www.yaklass.ru/TestWorkRun/Preview?jid=TsFNh-GWtECfzyBPxRN2og Задания по финансовой грамотности: https://subjects.uchi.ru/courses/financial_literacy?utm_source=vk&utm_medium=promo_post& utm_campaign=smm_fin_new_class Викторина по финансовой грамотности «Что такое деньги и откуда они взялись?»: https://yandex.ru/video/preview/7724929922971291234