Рабочая программа КВД «Основы финансовой грамотности» 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 277 от 31.08.2023

педагогическим советом
Протокол № 7 от 31.08.2023 г.
.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
2 год обучения.

Возраст обучающихся, на который рассчитана программа –8 – 11 лет

Срок реализации: 2 года
Автор-составитель программы:
учитель начальных классов
Васильева Т.А.

Пикалёво
2023 год

Содержание
Раздел 1.Пояснительная записка.
1.1.Нормативно - правовая база.
1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
1.3. Цель и задачи курса
1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания
Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности:
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов.
Раздел 4. Тематическое планирование
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.

Приложение .Оценочные материалы курса внеурочной деятельности

1 раздел. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности:
Рабочая программа курса

внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

разработана на основе авторской программы «Финансовая грамотность», автор Ю. Н.
Корлюгова. «Учебная программа. 2–3 классы общеобразовательных организаций»в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ-

1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования);
- Письмом Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации заня-

тий «Разговоры о важном»;
- Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности

обучающихся
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования

к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы

и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее СанПиН 1.2.368521).
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р.
- Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
-

Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГ-

МП-42216 « Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской
Федерации во внеурочной деятельности»
Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Русский язык с
увлечением» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
Цель курса внеурочной деятельности:способствовать формированию у младших школьников представления о финансовой грамотности и создание предпосылок для успешного
решения элементарных вопросов в области управления личными финансами и экономики
семьи.
Задачи:
Формировать представления о существенных сторонах финансовой грамотности.
Содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира,
важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий.
Научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
Способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоциональноволевую сферу.
Развивать культуру экономического мышления.
Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье.
Основные содержательные линии курса «Основы финансовой грамотности»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными
предметами в начальной школе, как математика, окружающий мир, технология, литература. При организации занятий учителю и педагогу дополнительного образования детей
важно учитывать изменения социальной ситуации в ходе развития детей за последние десятилетия:
• возросший уровень информированности детей, использование СМИ как существенного
фактора формирования основ финансовой грамотности, но в то же время необходимость
обеспечения информационной и психологической безопасности детей;
• недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с помощью текстов
учебных материалов курса научить младшего школьника читать целенаправленно, осмысленно, творчески подходить к процессу чтения и осмыслению прочитанного;
• актуальность для младших школьников игровой деятельности, в том числе совместной
игровой и учебной деятельности со сверстниками.

Важным условием развития детской любознательности, потребности в самостоятельном
познании окружающего мира, познавательной активности и инициативности при изучении курса «Финансовая грамотность» является создание развивающей образовательной
среды, стимулирующей активные формы познания, в том числе: наблюдение, опыты, обсуждение мнений и предположений, учебный
диалог.
Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности
с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Способность к рефлексии –
важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как
ученика и его направленность на саморазвитие.
Учебные материалы подготовлены в соответствии с возрастными особенностями младших
школьников и включают задачи, практические задания, игры, учебные мини-исследования
и проекты.
Основное достоинство программы:в процессе изучения курса у учащихся младших
классовформируются такие умения и навыки, как: работа с текстами, таблицами и схемами; поиск, сбор, обработка и анализ информации; публичные выступления; проектная работа и работа в малых
группах.
Эффективным средством формирования основ финансовойграмотности являются межпредметные проекты, например: «Какие бывают товары и услуги», «Какие виды денег
существуют», «Что я знаю о банковской карте», «Что такое семейный бюджет», «Какие
виды семейных доходов существуют», «На что расходуются деньги в семье», «Сколько
денег тратит семья на питание», «Сколько денег требуется семье на оплату коммунальных
услуг».
Организационно - педагогические условия реализации программы
Сроки реализации программы – 2 года.
Наполняемость группы – не менее 15 человек.
Режим занятий:
- количество часов за учебный год –34 часа ,1 занятие в неделю.
- продолжительность занятия – 45 мин.
Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных технологий.
Форма организации деятельности: групповая.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал.

1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ
Курс внеурочной деятельности «Основы финансовой деятельности» реализуется в рамках
образовательнойпрограммы НОО через план внеурочной деятельности и входит в часть
учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво» курс внеурочной деятельности изучается во 2 и 3 классах.
На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год, 68 часов – всего.
1.3. Формы учёта Программы воспитания.
Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе и
через использование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности» в следующих формах:
- побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятии предметов, явлений, событий через:
- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на занятии ; на представителей ученых, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
-использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных
и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
-включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия;
-применение интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся;
-применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют

развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
-выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения
к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения;
-установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. В программе
предусматривается определенная последовательность прохождения тем. Занятия состоят
из
теоретической и практической частей. Формы организации занятий внеурочной
деятельности при реализации программы «Финансовая грамотность» основаны на
индивидуальной, парной, групповой и массовой работах. При организации занятий по
программе внеурочной деятельности используются: рассказы, беседы (в том числе с
приглашенными специалистами), экскурсии, просмотр и обсуждение видеосюжетов,
моделирование и разбор социально-экономических ситуаций, решение различных
простейших задач и с экономическим содержанием. Также широко применяются игры и
их
модификации, творческие работы (проекты, конкурсы, коллажи), ИКТ-технологии.
Реализация курса внеурочной деятельности по финансовой грамотности способствует достижению обучающимися более высоких академических и социальных результатов в образовательном процессе.
2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности

Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» с математикой, русским зыком, литературным чтением, окружающим миром и технологией через обучение общим приемам учебной работы: различным техникам, схемам, таблицам.
В практике реализации курса используются метапредметные технологии:
-проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
-интерактивное обучение – обучение через опыт.
В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» формируются метапредметные умения:
 аналитические,
 учебно-информационные,
 коммуникативно-речевые.
Метапредметные связи развивают интеллектуальный и познавательный интерес обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности.
Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях.
Метапредметными результатами

изучения

курса«Основы финансовой грамотности»

являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих
Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:


степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении

заданий;


поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность

обеспечивают положительные результаты;


результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,

олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли
обучающиеся с ними самостоятельно;



косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение ка-

чества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению и др.


Портфолио обучающихся

Раздел 4. Тематическое планирование(с указанием часов по каждой теме, форм проведения занятий и возможным использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по разделам, блокам)
2 класс
№ Тема

1

Предмет изучения

Форма
проведе
ния
Раздел 1. Что такое деньги и откуда они взялись? (10 ч)
Вводное за- Финансовая
• Объяснять понятие «финансоБеседа
нятие. Знаграмотность – вая грамотность».
комство с
это умение
• Понимать роль денег.
понятием
правильно
«Финансораспоряжаться
вая грамотсвоими финость».
нансами и избегать ошибок.

2

Что такое
деньги?

Знакомство
младших
школьников с
понятием денег, выявление уже имеющихся знаний.

3

Как появились деньги? Появление обмена
товарами.

Знакомство с
историей возникновения
первых денег.
Правила обмена товара-

Характеристика деятельности
(формируемые умения)

• Понимать роль денег.
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных
денег.
• Приводить примеры товарных
денег.
• Приводить примеры первых
монет.
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных
денег.

Беседа,
просмотр
презентации

Просмотр
презентации,
беседа

ЦОР

https://edu.
pacc.ru/Vi
deomateria
ls/articles/s
meshariki/
https://finc
ult.info/arti
cles/?limit
=20&tags=
1535
https://edu.
pacc.ru/Vi
deosandpre
sentations/
articles/pre
senations/
https://finc
ult.info/arti
cles/?limit
=20&tags=
1535
https://edu.
pacc.ru/Vi
deosandprese
ntations/articl

ми.

4

Появление
первых денег – товаров с высокой ликвидностью.

Обучающиеся
в процессе образно-ролевой
игры познакомятся с товарами высокой
ликвидности.

5

Свойства
драгоценных металлов.

Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают
их удобными
товарными
деньгами.

6

Появление
первых монет.

7

Первые монеты разных
государств.

История возникновения
первых монет.
Материал для
изготовления
монет.
Появление
первых монет
в разных государствах.

8

Викторина
«Что такое
деньги и откуда они
взялись?»

• Приводить примеры товарных
денег.
• Приводить примеры первых
монет.
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных
денег.
• Приводить примеры товарных
денег.
• Приводить примеры первых
монет.
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных
денег.
• Приводить примеры товарных
денег.
• Приводить примеры первых
монет.
• Приводить примеры первых
монет.
• Объяснять происхождение
названия денег.
• Описывать старинные монеты
• Приводить примеры первых
монет.
• Объяснять происхождение
названия денег.
• Описывать старинные монеты

Интерактив• Применять полученные знания
ная викторина,
направленная
на закрепление и обобщение полученных ранее

es/presenat
ions/

Игра,
инсценировка

https://edu.
pacc.ru/Vi
deosandpre
sentations/
articles/pre
senations/

Беседа,
просмотр
видеосюжета

https://edu.
pacc.ru/Vi
deosandpre
sentations/
articles/pre
senations/

Чтение
рассказов

https://finc
ult.info/arti
cles/?limit
=20&tags=
1535

Беседа,
презентация,
решение
кроссворда
Игра,
викторина

https://edu.
pacc.ru/Vi
deosandpre
sentations/
articles/pre
senations/

https://yan
dex.ru/vide
o/preview/
772492992
297129123
4
https://doli

1

знаний о деньгах и истории
их возникновения.
Раздел 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (6 ч)
Устройство Форма моне• Объяснять, почему появились
Минимонеты.
ты. Что такое
монеты.
исслеаверс, реверс и • Описывать купюры и монеты.
довагурт.
• Сравнивать металлические и
ние
бумажные деньги.

2

Изобретение Появление
бумажных
первых буденег.
мажных денег
в Китае в VIII
веке.

• Объяснять, почему появились
бумажные деньги.
• Оценивать преимущества и недостатки бумажных денег.

3

Защита монет и бумажных денег от подделок.

1

Древнерусские товарныеденьги.

2

Клады.
«Меховые
деньги».

Что такое клады. Меховые
деньги славян.

• Объяснять понятие «клады».
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение
названий денег.

3

Происхождение слов
«деньги»,
«рубль»,

Знакомство с
историей появления таких
слов, как

• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение
названий денег.

Просмотр
презентации

Знакомство с
• Познакомиться с защитными
Минимерами защи- знаками на банкнотах.
исслеты денег от
• Объяснять, почему изготовдоваподделок в
ление фальшивых денег является ние,
старину и в
преступлением.
беседа,
современном
пракмитикум
ре.Фальшивые
деньги. Фальшивомонетчики.
Раздел 3. Какие деньги были раньше в России (10 ч)
Знакомство с
• Описывать старинные российБеседа,
древнерусские деньги.
скими товар• Объяснять происхождение
ными деньганазваний денег.
ми.

gra.ru/

https://edu.
pacc.ru/Vi
deosandpre
sentations/
articles/pre
senations/
https://edu.
pacc.ru/Vi
deosandpre
sentations/
articles/pre
senations/
https://edu.
pacc.ru/Vi
deosandpre
sentations/
articles/pre
senations/

https://edu.
pacc.ru/Vi
deosandpre
sentations/
articles/pre
senations/
Беседа, https://edu.
проpacc.ru/Vi
смотр
deosandpre
видео- sentations/
сюжета articles/pre
senations/
Беседа, https://finc
чтение ult.info/arti
литеcles/?limit
ратуры =20&tags=

«копейка».

4

Первые русские монеты.

5

Пословицы
и поговорки
про деньги.

6

Дизайн купюры сказочной
страны.

1

«деньги»,
«рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
Деньга. Копейка. Гривна.
Грош. Алтын.
Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

• Приводить примеры первых
монет.

Пословицы и
поговорки живут в народе,
как зеркало
различных
сторон жизни
и исторических событий.

• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение
названий денег.
• Приводить примеры первых
монет.
• Объяснять смысл пословиц и
поговорок.

• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение
названий денег.
• Приводить примеры первых
монет.

• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение
названий денег.
• Приводить примеры первых
монет.
• Изображать воображаемые монеты.

1535

Беседа,
информационный
проект
«Путешествие
Копеечки».
Коллективный
творческий
проект
«Картотека:
Пословицы и
поговорки
о деньгах».
Творческий
проект

Раздел 4. Современные деньги России и других стран (8 ч)
СовременЗнакомство с
• Описывать современные росПроные деньги
современными сийские деньги.
смотр
мира. Долденьгами раз- • Решать задачи с элементарнывидеолары и евро личных стран ми денежными расчётами.
сюже– самые из- мира.
• Объяснять, что такое безналич- та, обвестные
ный расчёт и пластиковая карта.
суждеиностран• Приводить примеры иностран- ние,

https://edu.
pacc.ru/Vi
deosandpre
sentations/
articles/pre
senations/

https://edu.
pacc.ru/Vi
deomateria
ls/articles/s
meshariki/

https://edu.
pacc.ru/Vi
deomateria
ls/articles/s
meshariki/

https://edu.
pacc.ru/Vi
deosandpre
sentations/
articles/pre
senations/

ные деньги.

ных валют.

2

Современные деньги
России.

Знакомство с
современными
деньгами России. Модификация современных денег.

3

Появление
безналичных денег.

4

Банк. Функции банкоматов.

Что такое безналичные
деньги. История их появления. Проведение безналичных расчетов.
Банк, банкомат, банковская карта.

5

Наличные,
безналичные и электронные
деньги.

6

Итоговое
занятие «По
ступенькам
финансовой
грамотности».

Безналичные
расчеты, операции с использованием
электронных
денег. Новейший тренд –
развитие
криптовалют.
Повторение и
закрепление
знаний.

• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют.
• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют
• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют
• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта

• Применять полученные знания

решение
ребусов
Беседа,
просмотр
презентации

https://edu.
pacc.ru/Vi
deosandpre
sentations/
articles/pre
senations/

Беседа,
сюжетноролевая игра

https://edu.
pacc.ru/Vi
deosandpre
sentations/
articles/pre
senations/

Беседа,
чтение
рассказа

https://edu.
pacc.ru/Vi
deosandpre
sentations/
articles/pre
senations/

Беседа,
просмотр
видеосюжета.

https://edu.
pacc.ru/Vi
deosandpre
sentations/
articles/pre
senations/

Игра
по
станциям

https://edu.
pacc.ru/Vi
deomateria
ls/articles/s
meshariki/
https://doli
gra.ru/

3 класс
№ Тема

1

2

3

4

5

1

Предмет изучения

Характеристика деятельности
(формируемые умения)

Форма
проведе
ния

Раздел 1. Откуда в семье берутся деньги (12 ч)
Откуда в
Доходы. Кла- • Описывать и сравнивать источбеседа,
семье день- ды. Лотерея.
ники доходов семьи
пракги? Клады,
Наследство.
тичелотереи,
ские
наследство
задания
Заработная
Заработная
• Объяснять причины различий в беседа,
плата. Миплата. Прозаработной плате
пронифессия.
смотр
исследоваСдельная зарвидеоние «Основ- плата. Почасюженые доходы совая зарплата, обв семье».
та.
суждение,
миниисследование
Пенсии, по- Пенсия. Посо- • Объяснять, кому и почему плабеседа,
собия, стибие. Стипентят пособия
пракпендии
дия
тические
занятия
Аренда и
Имущество.
• Приводить примеры того, что
беседа,
проценты в Аренда. Проможно сдать в аренду
сюбанке, креценты по
жетнодиты
вкладам. Крероледиты
вая игра
ИнсцениИмущество.
• Приводить примеры того, что
инсцеровка сказки Аренда. Проможно сдать в аренду
ниров«Заработан- центы по
ка
ный рубль». вкладам. Кредиты
Раздел 2. На что тратятся деньги (6 ч)
На что траРасходы. Про- • Объяснять, что влияет на наме- беседа,

ЦОР

https://finc
ult.info/arti
cles/?limit
=20&tags=
1535
https://edu.
pacc.ru/Vi
deosandpre
sentations/
articles/pre
senations/

https://edu.
pacc.ru/Vi
deosandpre
sentations/
articles/pre
senations/
https://edu.
pacc.ru/Vi
deosandpre
sentations/
articles/pre
senations/
https://fz.o
c3com.co
m

https://edu.

тятся деньги. Расходы
на самое необходимое

2

Откладывание денег и
непредвиденные расходы. Игра
«Магазин»

3

Цена вредных привычек в семейном бюджете

1

Расходы и
доходы.
Считаем
деньги

2

Что такое

дукты. Комрения людей совершать покупки.
мунальные
• Сравнивать покупки по степени
платежи. Счёт. необходимости
Одежда.
Обувь. Образование

просмотр
мультимедийной
презентации
Непредвиден- • Различать планируемые и
проные расходы
непредвиденные расходы
смотр
видеофра
гмента,
обсуждение,
сюжетноролевая игра
Сбережения.
• Выполнять подсчет расходов
беседа,
Долги. Вредсемьи на «вредные привычки»,
делоные привычки. • Проводить анализ, определение вая игХобби
и оценку вариантов повышения
ра
личного и семейного доходов
«Семейный
бюджет»
Раздел 3. Как с умом управлять своими деньгами (7 ч)
Бюджет- план • Объяснять, как управлять день- беседа,
доходов и
гами.
прорасходов.
• Сравнивать доходы и расходы
смотр
мультимедийной
презентации,
практические
задания
Бюджет.
• Объяснять, как можно эконобеседа,

pacc.ru/Vi
deomateria
ls/articles/s
meshariki/

https://edu.
pacc.ru/Vi
deomateria
ls/articles/s
meshariki/

https://fz.o
c3com.co
m

https://bobr
enok.oc3.r
u
https://edu.
pacc.ru/Vi
deosandpre
sentations/
articles/pre
senations/

https://bobr

3

1

экономия?
Кого называют банкротом?

Банкрот. Дополнительный
заработок

мить.
• Составлять бюджет на простом
примере

Как умно
управлять
своими
деньгами.
Игра «Распредели семейный
бюджет»

Бюджет.
Банкрот. Дополнительный
заработок

• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом
примере

Раздел 4. Как делать сбережения (9 ч)
Что такое
Копилки.
• Объяснять, в какой форме можсбережения? Коллекциони- но делать сбережения.
рование. Бан- • Приводить примеры доходов от
ковский вклад различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений

2

Куда и как
откладывать
деньги?

Ценные бумаги. Фондовый
рынок. Акции.
Дивиденды.

3

Как делать
сбережения?
«Путешествие в
страну Капиталия».

Ценные бумаги. Фондовый
рынок. Акции.
Дивиденды.

4

Итоговый
проект «Семейный
бюджет моей семьи»

Виды и формы
сбережений.
Правила пользования сбережениями.

• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от
различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от
различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений

• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от
различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбе-

сочинение
сказки,
практические
задания
беседа,
игра,прак
тические
задания.

enok.oc3.r
u

беседа,
просмотр
мультимедийной
презентации
беседа,
просмотр
видеофра
гмента
беседа,
практикум,
сюжетноролевая игра
проект

https://bobr
enok.oc3.r
u

https://bobr
enok.oc3.r
u

https://bobr
enok.oc3.r
u

https://fz.o
c3com.co
m

https://fz.o
c3com.co
m

Капитал

режений

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
2 класс
Время проведения
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Форма занятия
(очно, дистант)

Дата
план

1 полугодие
1

2
3

4

5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15

Раздел 1. Что такое деньги и откуда они взялись? (10 ч)
Вводное занятие. Зна1
06.09
комство с понятием
«Финансовая грамотность»
Что такое деньги?
1
13.09
Как появились деньги.
1
20.09
Появление обмена товарами
Появление первых денег
1
27.09
– товары с высокой ликвидностью
Свойства драгоценных
1
04.10
металлов
Появление первых мо1
11.10
нет
Появление первых мо1
18.10
нет
Первые монеты разных
1
25.10
государств
Первые монеты разных
1
08.11
государств
Викторина «Что такое
1
15.11
деньги и откуда они
взялись?»
Раздел 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (6 ч)
Устройство монеты
1
22.11
Устройство монеты
1
29.11
Изобретение бумажных
1
06.12
денег
Изобретение бумажных
1
13.12
денег
Защита монет и бумаж1
20.12
ных денег от подделок

Дата
факт

16

17
18
19

20

21
22
23
24
25
26

27

28
29
30
31
32
33
34

Защита монет и бумаж1
27.12
ных денег от подделок
2 полугодие
Раздел 3. Какие деньги были раньше в России (10 ч)
Древнерусские товар1
10.01
ные деньги
Клады. «Меховые день1
17.01
ги»
Происхождение слов
1
24.01
«деньги», «рубль». «копейка»
Происхождение слов
1
31.01
«деньги», «рубль». «копейка»
Первые русские монеты
1
07.02
Первые русские монеты
1
14.02
Пословицы и поговорки
1
21.02
про деньги
Пословицы и поговорки
1
28.02
про деньги
Дизайн купюры сказоч1
07.03
ной страны
Дизайн купюры сказоч1
14.03
ной страны
Раздел 4. Современные деньги России и других стран (8 ч)
Современные деньги
1
21.03
мира. Доллары и евро –
самые известные иностранные деньги
Современные деньги
1
04.04
России
Появление безналичных
1
11.04
денег
Появление безналичных
1
18.04
денег
Банк. Функции банко1
25.04
матов
Наличные, безналичные
1
02.05
и электронные деньги
Наличные, безналичные
1
16.05
и электронные деньги
Итоговое занятие «По
1
23.05
ступенькам финансовой
грамотности»

3 класс

Время проведения
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Форма занятия
(очно, дистант)

Дата
план

1 полугодие
1

2

3

4

5

6
7
8
9
10
11
12

1

2

3

4

5

Раздел 1. Откуда в семье берутся деньги? (12 ч)
Откуда в семье деньги.
1
Клады, лотереи, наследство
Откуда в семье деньги.
1
Клады, лотереи, наследство
Откуда в семье деньги.
1
Клады, лотереи, наследство
Заработная плата. Ми1
ни-исследование «Основные доходы семьи».
Заработная плата. Ми1
ни-исследование «Основные доходы семьи».
Пенсии, пособия, сти1
пендии
Пенсии, пособия, сти1
пендии
Аренда и проценты в
1
банке, кредиты
Аренда и проценты в
1
банке, кредиты
Тестовая работа
1
Инсценировка сказки
1
«Заработанный рубль».
Инсценировка сказки
1
«Заработанный рубль».
Раздел 2. На что тратятся деньги (6 ч)
На что тратятся деньги.
1
Расходы на самое необходимое
На что тратятся деньги.
1
Расходы на самое необходимое
Откладывание денег и
1
непредвиденные расходы
Откладывание денег и
1
непредвиденные расходы. Игра «Магазин».
Цена вредных привычек
1

Дата
факт

6

1

2

3

4

5
6
7

1
2
3
4
5

6

7

8

9

в семейном бюджете
Цена вредных привычек
1
в семейном бюджете1
Раздел 3. Как с умом управлять своими деньгами (7 ч)
Расходы и доходы. Рас1
ходы на самое необходимое
Расходы и доходы. Рас1
ходы на самое необходимое
Что такое экономия?
1
Кого называют банкротом?
Что такое экономия?
1
Кого называют банкротом?
Как умно управлять
1
своими деньгами.
Как умно управлять
1
своими деньгами.
Как умно управлять
1
своими деньгами. Игра
«Распредели семейный
бюджет».
Раздел 4. Как делать сбережения (9 ч)
Что такое сбережения?
1
Что такое сбережения?
1
Куда и как откладыва1
ются деньги?
Куда и как откладыва1
ются деньги?
Как делать сбережения?
1
«Путешествие в страну
Капиталия».
Как делать сбережения?
1
«Путешествие в страну
Капиталия».
Итоговый проект «Се1
мейный бюджет моей
семьи».
Итоговый проект «Се1
мейный бюджет моей
семьи».
Итоговый тест
1

Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Ю. Н. Корлюгова, Е.Е.Гоппе. Учебная программа. 2, 3 классы. - Москва, Вако, 2020

Ю. Н. Корлюгова, Е.Е.Гоппе. Методические рекомендации для учителя. 2,3 классы. –
Москва, Вако, 2020
Ю. Н. Корлюгова, Е.Е.Гоппе. Материалы для родителей. 2,3 классы. – Москва, Вако, 2020

Список литературы для обучающихся
Ю. Н. Корлюгова, Е.Е.Гоппе. Рабочая тетрадь. 2,3 классы. – Москва, Вако, 2020

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
http://финграмотностьвшколе.рф/
https://urok.1sept.ru
http://basic.economicus.ru/igroteka/index.php
http://zanimatika.narod.ru
https://edu.pacc.ru/Videomaterials/articles/smeshariki/
https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1535
https://doligra.ru/
https://subjects.uchi.ru/courses/financial_literacy?utm_source=vk&utm_medium=promo_
post&utm_campaign=smm_fin_new_class

Приложение. Оценочные материалы курса внеурочной деятельности
Марафон по финансовой грамотности с героями Смешариками:
https://www.yaklass.ru/TestWorkRun/Preview?jid=TsFNh-GWtECfzyBPxRN2og
Задания по финансовой грамотности:
https://subjects.uchi.ru/courses/financial_literacy?utm_source=vk&utm_medium=promo_post&
utm_campaign=smm_fin_new_class
Викторина по финансовой грамотности «Что такое деньги и откуда они взялись?»:
https://yandex.ru/video/preview/7724929922971291234


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».