Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом Приказ № 277 от 31.08.2023 Протокол № 7 от 31.08.2023 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Книголюбы» Возраст обучающихся, на который рассчитана программа –8-11 лет Срок реализации: 3 года Педагог: Арцыбашева Е. А. Пикалёво 2023 год Содержание Раздел 1.Пояснительная записка. 1.1.Нормативно - правовая база. 1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности. 1.3. Цель и задачи курса 1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ 1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности: 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов. Раздел 4. Тематическое планирование Раздел 5. Календарно-тематическое планирование Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса Приложение.Оценочные материалы курса внеурочной деятельности Раздел 1.Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Книголюбы» разработана соответствии с нормативно-правовыми документами: - Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ- 1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования); - Письмом Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; - Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности обучающихся - Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); - Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.368521). - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. - Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. - Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГМП-42216 « Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности». Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – формирование функциональной читательской грамотности. Рабочая программа «Книголюб» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, основной образовательной программы начального общего образования, сборника программ «Примерные программы внеурочной деятельности» (авторы В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов) и изменена с учётом особенностей образовательного процесса МБОУ « СОШ №3» г. Пикалёво, возраста и уровня подготовки детей, режима деятельности, индивидуальных результатов и реализуется в рамках программы внеурочной деятельности. Книга – это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга- это путь к познанию вещей и явлений. Книга- это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости. Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, необходимо пробудить в них интерес к художественному слову. Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Кружковые занятия помогут младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию. Цели и задачи программы: Цели программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения. Образовательные задачи: - Расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта. - Формирование потребности в постоянном чтении книг, интереса к литературному чтению, творчеству писателей. - Знакомство и изучение книг краеведческой направленности (региональный компонент) Воспитательные задачи: - Воспитание уважения и любви к мировой литературе. - Воспитание доброжелательности в коллективе, корректного отношения к окружающим. - Воспитание чувства личной ответственности за Отечество, уважительное и бережное отношение к истории своей страны. Развивающие задачи: -Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме. - Развитие способности к созидательной деятельности. - Развитие речи, воображения учащихся, ассоциативного мышления. - Развитие эстетических качеств. Сроки реализации программы –3 года. Наполняемость группы – от 15 человек. Режим занятий: - количество часов за учебный год –34 часа , 1 занятие в неделю - продолжительность занятия – 45 мин. Форма обучения: очная.в том числе и с использованием дистанционных технологий. Форма организации деятельности: групповая. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. 1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ Курс внеурочной деятельности « Книголюбы» реализуется в рамках образовательной программы НОО через план внеурочной деятельности и входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №3 г. Пикалёво » курс внеурочной деятельности изучается в 2-4 классах. На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. 1.3. Формы учёта Программы воспитания. Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной деятельности « Книголюбы» в следующих формах: - побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятии предметов, явлений, событий через: - обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на занятии ; на представителей ученых, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков; -использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе -включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия. -применение интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся. -применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися. -выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания. -инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. -установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды. Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС Функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. Развитие функциональной грамотности обучающихся 3 класса основано на 4 компетенций: -математической; -естественнонаучной грамотности; -читательской грамотности; -финансовой грамотности. Блок «Читательская грамотность»: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Реализация курса внеурочной деятельности по читательской грамотности способствует достижению обучающимися более высоких академических и социальных результатов в образовательном процессе. В младшем школьном возрасте (от 8 до 11 лет) ведущей становится учебная деятельность, т.е. социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности. При полноценном становлении этой деятельности у детей возникает необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия, на собственное поведение как важнейшие особенности теоретического сознания. 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной деятельности « Книголюбы» с математикой, русским зыком, литературным чтением, окружающим миром и технологией через обучение общим приемам учебной работы: различным техникам, схемам, таблицам. В практике реализации курса используются метапредметные технологии: -проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. -интерактивное обучение – обучение через игру. В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности « Книголюбы» формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые. Метапредметные связи развивают интеллектуальный и познавательный интерес обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности. Раздел 3. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Книголюб» 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта. - Повышение качества знаний в области литературы. - Рост познавательной и творческой активности. -Формирование эстетического, творческого подхода в коллективной и самостоятельной деятельности. - Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления. Личностные результаты освоения курса - Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. - Освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как член общества. - Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - Потребность в чтении, осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. - Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), развивать эстетические потребности, ценности и чувства; - Овладение креативными навыками продуктивной деятельности: обретение самостоятельного творческого опыта, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профориентации. - Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоциональноэстетического восприятия действительности. Предметные результаты освоения курса - Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. - Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. - Написание сочинений на темы, связанные с тематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. - Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. - Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Метапредметные результаты курса: Регулятивные УУД: - Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности. - Удерживать цель деятельности до получения ее результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. - Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. - Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. - Владение основами самооценки; анализ собственной работы; оценка уровнем владения тем или иным учебным действием; оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - Формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. - Формирование основ смыслового чтения художественных текстов разных жанров. - Умение аргументировать собственное мнение и позицию. - Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях, исследование собственных нестандартных способов решения. - Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения заданной задачи; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, интернет-ресурсы. - Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; исследование собственных нестандартных способов решения. Коммуникативные УУД: - Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. - Использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. - Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. - Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач; умение слушать и вступать в диалог, учёт разных мнений и интересов, умение обосновывать собственную позицию. - Эмоциональное декламирование стихов, умение выслушать, поддержать и оценить чтение стихов товарищей. - Составление сочинения с использованием информации, полученной из разных источников. 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающиеся с ними самостоятельно; качества косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение успеваемости по математике, русскому языку, окружающему литературному чтению и др. Портфолио обучающихся Формы и методы работы: Программа предусматривает теоретические и практические занятия: 1) теоретические (беседы, лекции, викторины, самостоятельная работа). 2) практические (инсценирование, игры, викторины, конкурсы). миру, - Работа с литературой (чтение литературных произведений разных жанров, выпуск стенгазеты, и др.) - Игровая деятельность (конкурсы, игры, викторины и др.) - беседа; - диспуты; - викторины; - игры; - конкурсы; - просмотр видеопрезентаций; - рисунков, открыток; - групповая работа; - чтение стихов, рассказов классиков и современных писателей и поэтов; - участие в конкурсах чтецов; - работа с читательским дневником; - поисковая работа: нахождение информации на пройденную тему; - коллективные творческие дела. Раздел 4. Тематическое планирование ( с указанием часов по каждой теме, форм проведения занятий и возможным использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по разделам, блокам) № Тема Предмет изучения Характеристика деятельности (формируемые умения) Форма провед е ЦОР ния 2 класс Письмо Из 1 истории книги ч.) -Анализировать книги. вчера и -Выделять эпизоды, воспитывающие чувство юмора, (3 сегодня. любознательность, Первые книги, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. первые библиотеки. Библиотека -Формулировать своё отношение к происходящему в произведении. Составлять характ беседа; диспут ы; виктор ины; игры; конкур сы; просмо тр видеоп https://resh .edu.ru/sub ject/lesson/ 5181/main/ 284197/ царя еристику главных героев. Ашшурбанипа ла. – Определять лексическое значение слова; Александрийс -давать характеристику героям; кая – определять по рисунку содержание отрывка из текста; библиотека. – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; резента ций; группо вая работа; чтение стихов, рассказ ов класси ков и соврем енных писате лей и поэтов; . – объяснять главную мысль ; – дополнять отзыв на прочитанное произведение.. 2 Книги -Анализировать книги. К. о природе и Ушинский животных «Четыре (5 ч.) желания», -Выделять эпизоды, воспитывающие чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, в уважение к старшим. «Дети роще», -Формулировать своё отношение к происходящему в произведении. Составлять характ еристику главных героев. «Проказы старухи зимы». Г. – Определять лексическое значение слова; Скребицкий «Лесное эхо», -давать характеристику героям; «Носатик», – определять по рисунку содержание отрывка из текста; «Четыре художника», «Митины друзья». – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на К. прочитанное произведение; Паустовский «Барсучий нос», «Заячьи лапы», – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; – объяснять главную мысль ; – дополнять отзыв на беседа; диспут ы; виктор ины; игры; конкур сы; просмо тр видеоп резента ций; группо вая работа; чтение стихов, рассказ ов класси ков и соврем енных писате лей и поэтов; . https://resh .edu.ru/sub ject/lesson/ 5181/main/ 284197/ «Подарок». прочитанное произведение.. Познавательн ые книги о природе, энциклопедии, справочники. 3 -Анализировать книги. Творчество Русские писатели – К.Д. детям ч.) -Выделять эпизоды, воспитывающие чувство юмора, (8 Ушинского, любознательность, Ф.И. Тютчева, наблюдательность, внимание, Н.Г. Гарина- уважение к старшим. Михайловског -Формулировать своё отношение к происходящему в о, В.М. произведении. Составлять характ Гаршина, Н.Н. еристику главных героев. Носова, В.Д. – Определять лексическое значение слова; Драгунского, А. Гайдара, И. -давать характеристику героям; Токмаковой, – определять по рисунку содержание отрывка из текста; Г. Сапгира. – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; – объяснять главную мысль ; беседа; диспут ы; виктор ины; игры; конкур сы; просмо тр видеоп резента ций; группо вая работа; чтение стихов, рассказ ов класси ков и соврем енных писате лей и поэтов; . https://resh .edu.ru/sub ject/lesson/ 5181/main/ 284197/ беседа; диспут ы; виктор ины; игры; конкур сы; просмо https://resh .edu.ru/sub ject/lesson/ 5181/main/ 284197/ – дополнять отзыв на прочитанное произведение. 4 Творче Зарубежн ые ство . Родари, -Анализировать книги. Д. -Выделять эпизоды, С. воспитывающие чувство юмора, писатели – Биссета, любознательность, детям (5 Лагерлеф, О. наблюдательность, внимание, Пройслера, Д. уважение к старшим. ч.) Л. -Формулировать своё отношение к происходящему в Баума, Д.Харриса. произведении. Составлять характ еристику главных героев. – Определять лексическое значение слова; -давать характеристику героям; – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; – объяснять главную мысль ; тр видеоп резента ций; группо вая работа; чтение стихов, рассказ ов класси ков и соврем енных писате лей и поэтов; . – дополнять отзыв на прочитанное произведение.. 5 Хочу знать! ч.) всё История -Анализировать книги. (4 вещей (вилы и -Выделять эпизоды, вилка, зачем воспитывающие чувство юмора, любознательность, нужны наблюдательность, внимание, уважение к старшим. пуговицы, история стекла, утюг -Формулировать своё отношение к происходящему в как произведении. Составлять характ стал еристику главных героев. электрическим – Определять лексическое и т.д.) Почему значение слова; человек спит? -давать характеристику героям; Что мы знаем – определять по рисунку о сне? Для содержание отрывка из текста; чего зеваем? и – располагать в правильной последовательности предложения т.д., История для составления отзыва на географически прочитанное произведение; х открытий – соединять части предложений; (географическ – задавать вопросы к тексту ; ие открытия – объяснять главную мысль ; Ф.Ф. беседа; диспут ы; виктор ины; игры; конкур сы; просмо тр видеоп резента ций; группо вая работа; чтение стихов, рассказ ов класси ков и соврем енных писате лей и поэтов; . https://resh .edu.ru/sub ject/lesson/ 5181/main/ 284197/ Беллингаузена ,М.П. – дополнять отзыв на прочитанное произведение. Лазарева, Н.Н. МиклухоМаклая, Н.М. Пржевальског о),Где язык у бабочки? Любят ли кошки сладкое? У кого на нос усиках? 6 -Анализировать книги. Удивитель Великие ный мир путешественн открытий (3 ч.) -Выделять эпизоды, ики (о воспитывающие чувство юмора, любознательность, Христофоре наблюдательность, внимание, уважение к старшим. Колумбе, Васко да Гама, -Формулировать своё отношение к происходящему в пирате произведении. Составлять характ Френсисе еристику главных героев. Дрейке, Джеймсе – Определять лексическое значение слова; Куке). -давать характеристику героям; История техники – определять по рисунку (о содержание отрывка из текста; телеграфе, об – располагать в правильной последовательности предложения автомобиле, для составления отзыва на вертолете, прочитанное произведение; часах стрелок), без – соединять части предложений; Ян – задавать вопросы к тексту ; Лари «Необыкновен – объяснять главную мысль ; – дополнять отзыв на беседа; диспут ы; виктор ины; игры; конкур сы; просмо тр видеоп резента ций; группо вая работа; чтение стихов, рассказ ов класси ков и соврем енных писате лей и поэтов; . https://resh .edu.ru/sub ject/lesson/ 5181/main/ 284197/ ные прочитанное произведение. приключения Карика и Вали». 7 Веселая Произведения переменка М. (5 ч.) -Анализировать книги. Зощенко, -Выделять эпизоды, В. Голявкина, воспитывающие чувство юмора, любознательность, В. Медведева. наблюдательность, внимание, В. Катаева, Л. уважение к старшим. Давыдычева -Формулировать своё отношение к происходящему в произведении. Составлять характ еристику главных героев. – Определять лексическое значение слова; -давать характеристику героям; – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; – объяснять главную мысль ; беседа; диспут ы; виктор ины; игры; конкур сы; просмо тр видеоп резента ций; группо вая работа; чтение стихов, рассказ ов класси ков и соврем енных писате лей и поэтов; . https://resh .edu.ru/sub ject/lesson/ 5181/main/ 284197/ виктор ина https://resh .edu.ru/sub ject/lesson/ 5181/main/ 284197/ – дополнять отзыв на прочитанное произведение. 8 Заключит Подведение ельное итогов. занятие «Почитай-ка! (1ч.) Угадай-ка!» 3 класс – Определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. 1 Из Произведения -Анализировать книги. С. Алексеева. -Выделять эпизоды, А.О. Ишимова воспитывающие чувство юмора, нашей любознательность, Родины (6 «Истоия наблюдательность, внимание, России в уважение к старшим. ч.) истории рассказах для -Формулировать своё отношение к происходящему в детей». В. Ян произведении. Составлять характ «Никитка и еристику главных героев. Микитка». О. – Определять лексическое значение слова; Тихомиров «Рассказы о -давать характеристику героям; Суворове». – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; – объяснять главную мысль ; беседа; диспут ы; виктор ины; игры; конкур сы; просмо тр видеоп резента ций; группо вая работа; чтение стихов, рассказ ов класси ков и соврем енных писате лей и поэтов; . https://resh .edu.ru/sub ject/lesson/ 5181/main/ 284197/ беседа; диспут ы; виктор ины; игры; конкур сы; просмо тр видеоп резента ций; группо вая работа; чтение стихов, рассказ ов https://resh .edu.ru/sub ject/lesson/ 5181/main/ 284197/ – дополнять отзыв на прочитанное произведение. 2 -Анализировать книги. О братьях Э.Сетоннаших Томпсона меньших «Чинк». (8 ч.) МаминСибиряк «Емеляохотник», «Зимовье -Выделять эпизоды, Д. воспитывающие чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. -Формулировать своё отношение к происходящему в произведении. Составлять характ на еристику главных героев. Студеной», «Приемыш». Б. – Определять лексическое значение слова; Житков -давать характеристику героям; «Рассказы о – определять по рисунку животных» В. содержание отрывка из текста; – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; Бианки «Лесная газета» – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; – объяснять главную мысль ; класси ков и соврем енных писате лей и поэтов; . – дополнять отзыв на прочитанное произведение. 3 Губарев -Анализировать книги. Волшебны В.Г. е «Королевство происшест вия (7 ч.) -Выделять эпизоды, воспитывающие чувство юмора, кривых любознательность, зеркал». Л.В. наблюдательность, внимание, Гераскина «В уважение к старшим. стране -Формулировать своё отношение к происходящему в невыученных произведении. Составлять характ уроков». Е.Л. еристику главных героев. Щварц «Сказка – Определять лексическое о значение слова; потерянном времени». Пройслер -давать характеристику героям; О. – определять по рисунку содержание отрывка из текста; «Маленькая «Маленький – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; Водяной», – соединять части предложений; Баба-Яга», «Маленькое – задавать вопросы к тексту ; Привидение». С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями». Янсон «Муми». Т. – объяснять главную мысль ; – дополнять отзыв на прочитанное произведение. беседа; диспут ы; виктор ины; игры; конкур сы; просмо тр видеоп резента ций; группо вая работа; чтение стихов, рассказ ов класси ков и соврем енных писате лей и поэтов; . https://resh .edu.ru/sub ject/lesson/ 5181/main/ 284197/ 4 Для детей Произведения -Анализировать книги. и о детях Л. (12 ч.) Толстого, -Выделять эпизоды, А.П. Чехова, воспитывающие чувство юмора, любознательность, С. Баруздина, наблюдательность, внимание, А. Гайдара, Е. уважение к старшим. Пермяка, И. -Формулировать своё отношение к происходящему в Пивоваровой, произведении. Составлять характ В. еристику главных героев. Драгунского. – Определять лексическое значение слова; -давать характеристику героям; – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; – объяснять главную мысль ; беседа; диспут ы; виктор ины; игры; конкур сы; просмо тр видеоп резента ций; группо вая работа; чтение стихов, рассказ ов класси ков и соврем енных писате лей и поэтов; . https://resh .edu.ru/sub ject/lesson/ 5181/main/ 284197/ – дополнять отзыв на прочитанное произведение. 5 – Определять, на какие вопросы можно получить ответы из итогов. «Мир ельное прочитанного текста, находить занятие (1 чудесный, мир ответы в тексте; Заключит Подведение ч) волшебный» – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. Основы Окниге. -Анализировать книги. библиотеч История но- письменности. библиогра Древние фических книги. -Выделять эпизоды, воспитывающие чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. устный https://resh журнал .edu.ru/sub ject/lesson/ 5181/main/ 284197/ 4 класс 1 беседа; диспут ы; виктор ины; игры; конкур сы; https://resh .edu.ru/sub ject/lesson/ 5181/main/ 284197/ знаний (22ч.) -Формулировать своё отношение к происходящему в библиотеки (2 произведении. Составлять характ ч). Библиотеки еристику главных героев. Древние Древней Руси. – Определять лексическое значение слова; Русская рукописная -давать характеристику героям; книга. На пути – определять по рисунку к новой книге. содержание отрывка из текста; – располагать в правильной последовательности предложения книгопечатани для составления отзыва на я. Русская прочитанное произведение; История печатная – соединять части предложений; книга (2 ч.). – задавать вопросы к тексту ; Чудо, имя – объяснять главную мысль ; которому – – дополнять отзыв на книга прочитанное произведение. (элементы книги). Справочные издания. Художникииллюстраторы сказок и сказок А.С. Пушкина ч), (4 (И.А. Билибин, В.М. Конашевич, Т.А. Маврина, А. Елисеев), Писатели, иллюстрирую щие свои книги (3 ч.). (Е.И. просмо тр видеоп резента ций; группо вая работа; чтение стихов, рассказ ов класси ков и соврем енных писате лей и поэтов; . Чарушин, В.Г. Сутеев, Л.В. Владимирский ) Художникииллюстраторы сказок (4 ч.), (Т.Г. Юфа, бр. Траугот, Э. Булатов, О. Васильев) 2 Как Приемы -Анализировать книги. правильно ремонта книг. -Выделять эпизоды, воспитывающие чувство юмора, отремонти Ремонт книг. любознательность, ровать наблюдательность, внимание, уважение к старшим. книгу (7 ч.) -Формулировать своё отношение к происходящему в произведении. Составлять характ еристику главных героев. – Определять лексическое значение слова; -давать характеристику героям; – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; – объяснять главную мысль ; беседа; диспут ы; виктор ины; игры; конкур сы; просмо тр видеоп резента ций; группо вая работа; чтение стихов, рассказ ов класси ков и соврем енных писате лей и поэтов; . https://resh .edu.ru/sub ject/lesson/ 5181/main/ 284197/ беседа; диспут ы; https://resh .edu.ru/sub ject/lesson/ – дополнять отзыв на прочитанное произведение. 3 Любимые О сказочник А. творчестве -Анализировать книги. Волкова, -Выделять эпизоды, воспитывающие чувство юмора, и (4 ч.) Эно Рауда, А. любознательность, наблюдательность, внимание, Толстого, Ю. уважение к старшим. Дружкова. -Формулировать своё отношение к происходящему в произведении. Составлять характ еристику главных героев. – Определять лексическое значение слова; -давать характеристику героям; – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту ; – объяснять главную мысль ; виктор 5181/main/ ины; 284197/ игры; конкур сы; просмо тр видеоп резента ций; группо вая работа; чтение стихов, рассказ ов класси ков и соврем енных писате лей и поэтов; . – дополнять отзыв на прочитанное произведение. 4 Заключит Подведение ельное итогов. занятие (1 «Памятники ч.) литературным героям» (заочное – Определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. путешествие). Раздел 5. Календарно-тематическое планирование Календарно - тематическое планирование 2 класс – 34 часа заочно е путеше ствие https://resh .edu.ru/sub ject/lesson/ 5181/main/ 284197/ Время проведения № Колво Тема занятия Форма занятия (очно,дистант) часов 1 полугодие 1. Письмо вчера и 1 сегодня. Беседа, конкурс рисунков. Викторина 2. Первые книги, первые 1 библиотеки. Беседа. Выпуск газеты. Просмотр видеопрезентации . 3. Библиотека царя 1 Беседа. Работа с Ашшурбанипала. читательским Александрийская дневником. библиотека. 4. К. Ушинский «Четыре 1 Беседа. желания», «Дети открыток. роще», «Проказы в Конкурс старухи зимы». 5. Г. Скребицкий 1 «Лесное Беседа. Диспут. эхо», «Носатик», «Четыре художника», «Митины друзья». 6. К. Паустовский 1 «Барсучий «Заячьи нос», Беседа. чтецов. лапы», «Подарок». 7. К. Паустовский 1 Беседа. Конкурс Дата Дата план факт «Барсучий нос», «Заячьи Викторина лапы», «Подарок». 8. Познавательные книги о 1 природе, Беседа. Презентация. энциклопедии, Викторина справочники. 9. Творчество К.Д. 1 Ушинского. Беседа. Презентация. Викторина 10. Творчество Ф.И. 1 Тютчева. Беседа. Презентация. Конкурс рисунков. 11. Творчество Гарина- 1 Михайловского. 12. Творчество Викторина В.М. 1 Гаршина. 13. Творчество Беседа. Беседа. Викторина Н.Н. 1 Носова. Беседа. Просмотр и чтение журналов. 14. Творчество В.Д. 1 Драгунского. Беседа. Презентация Викторина 15. Творчество А. 1 Гайдара. 16. ТворчествоГ. Беседа. Викторина 1 Сапгира. Просмотр мультфильма. Обсуждение. 2 полугодие 17. ТворчествоД. Биссета. 1 Беседа. Презентация. Викторина 18. ТворчествоС. 1 Беседа. Лагерлефа. Презентация. Викторина 19. ТворчествоО. 1 Пройслера. Беседа. Викторина 20. Творчество Д. Родари. 1 Беседа. Викторина 21. Творчество Л. Баума, 1 Д.Харриса. Беседа. Просмотр и чтение журналов. 22. История вещей (вилы 1 Просмотр и вилка, зачем нужны мультфильма пуговицы, Обсуждение. история стекла, как утюг стал электрическим и т.д.) 23. Почему человек 1 Беседа. Просмотр спит? Что мы знаем о и сне? Для чего зеваем? журналов. чтение и т.д. 24. История 1 Беседа. географических Презентация. открытий Викторина (географические открытия Ф.Ф. Беллингаузена, М.П. Лазарева,Н.Н. Миклухо-Маклая, Н.М. Пржевальского) 25. Где язык у 1 Беседа. бабочки? Любят ли Презентация. кошки Викторина сладкое? У кого нос на усиках? 26. Великие путешественники 1 (о Христофоре Колумбе, Просмотр мультфильмаОбсу ждение. Васко да Гама, пирате Френсисе Дрейке, Джеймсе Куке). 27. История техники (о 1 Беседа. телеграфе,об Презентация. автомобиле, Викторина вертолете, часах без стрелок) 28. ЯнЛари 1 Беседа. «Необыкновенные Презентация. приключения Карика Викторина и Вали». 29. Произведения М. 1 Зощенко. Беседа. Презентация. Викторина. 30. Произведения В. 1 Голявкина. Беседа. Викторина 31. Произведения В. 1 Викторина В. 1 Беседа. Медведева. 32. Произведения Катаева. Презентация 33. Произведения Л. 1 Давыдычева. 34. Путешествия по страницам книг Подведение итогов. 1 Беседа. «Почитай-ка! Угадайка!» (литературная викторина) Итого 34 ч. Календарно - тематическое планирование 3 класс – 34 часа Время проведения № Колво Тема занятия Форма занятия (очно,дистант) часов 1 полугодие 1. Произведения С. 1 Алексеева. Просмотр мультфильмаОбсу ждение. 2. Произведения С. 1 Алексеева. Беседа. Просмотр и чтение журналов. 3. А. О. «Истоия 4. России в Беседа. Презентация. рассказах для детей». Викторина А.О. Беседа. Ишимова 1 «История 5. Ишимова 1 России в Презентация. рассказах для детей». Викторина В. Ян «Никитка и 1 Беседа Микитка». Презентация. Викторина. 6. О. Тихомиров 1 «Рассказы 7. о Беседа. Презентация. Суворове». Викторина. Э. Викторина Сетон-Томпсона 1 «Чинк». 8. 9. Э. Сетон-Томпсона 1 Беседа. «Чинк». Презентация Д. Беседа Мамин-Сибиряк 1 «Емеля-охотник», «Зимовье на Дата Дата план факт Студеной», «Приемыш». 10. Д. Мамин-Сибиряк 1 «Емеля-охотник», «Зимовье Беседа. Викторина на Студеной», «Приемыш». 11. Б. Житков «Рассказы 1 о животных» Викторина 12. Б. Житков «Рассказы 1 о животных» 13. В. Бианки Беседа. Викторина «Лесная 1 газета» 14. В. Беседа. Беседа. Викторина Бианки «Лесная 1 газета» Беседа. Презентация. Викторина 15. В.Г. Губарев 1 Беседа. Просмотр «Королевство кривых и зеркал». журналов. 16. Л.В. Гераскина стране «В 1 невыученных чтение Беседа. Викторина уроков». 2 полугодие 17. Е.Л. Щварц «Сказка о 1 потерянном времени». 18. О. Пройслер 1 «Маленькая Яга», Баба- Беседа. Викторина Чтение вслух. Викторина. «Маленький Водяной», «Маленькое Привидение». 19. О. Пройслер 1 «Маленькая Яга», Баба- «Маленький Беседа. Просмотр ичтение журналов. Водяной», «Маленькое Привидение». 20. С. Лагерлеф 1 «Путешествие Нильса Беседа. Викторина с дикими гусями». 21. Т. Янсон «Муми». 1 Беседа. Викторина 22. Произведения Л. 1 Толстого. 23. Произведения Беседа. Викторина Л. 1 Толстого. Беседа. Презентация. Викторина 24. Произведения А.П. 1 Чехова. Беседа. Презентация. Викторина 25. Произведения А.П. 1 Чехова. 26. Произведения Викторина С. 1 Баруздина. 27. Произведения Беседа. Беседа. Викторина А. 1 Гайдара. Беседа. Презентация Викторина 28. Произведения Е. 1 Пермяка. 29. Произведения Беседа. Викторина Е. 1 Пермяка. Просмотр мультфильма Обсуждение. 30. Произведения И. 1 Пивоваровой. Беседа. Просмотр и журналов. 31. Произведения И. 1 Пивоваровой. 32. Произведения. Беседа. Викторина В. 1 Просмотр чтение Драгунского. мультфильма Обсуждение. 33. Произведения. В. 1 Беседа. Просмотр Драгунского. и чтение журналов. 34. Подведение итогов. Беседа. Викторина 1 «Мир чудесный, мир волшебный» (устный журнал). Итого 34 ч. Календарно - тематическое планирование 4 класс – 34 часа Время проведения № Тема занятия Колво Форма занятия (очно,дистант) часов 1 полугодие 1. О книге. 1 Беседа. Викторина 2. История 1 письменности. Просмотр мультфильма Обсуждение. 3. Древние книги. 1 Беседа. Просмотр и журналов. 4. Древние библиотеки 1 Беседа. Викторина 5. Древние библиотеки 1 Беседа. Викторина чтение Дата Дата план факт 6. Библиотеки Древней 1 Руси. 7. Викторина Русская рукописная 1 книга. 8. На Беседа. Беседа. Викторина пути к новой 1 книге. Беседа. Презентация. Викторина 9. История 1 книгопечатания. Беседа. Просмотр и чтение журналов. 10. Русская печатная 1 книга Беседа. Викторина 11. Русская печатная 1 книга Беседа. Просмотр и чтение журналов. 12. Чудо, имя которому – 1 книга (элементы Чтение вслух. Викторина. книги). 13. Справочные издания. 1 Беседа. Просмотр и журналов. 14. Художники- 1 иллюстраторы сказок и сказок Беседа. Викторина А.С. Пушкина 15. Художники- 1 иллюстраторы сказок и сказок Беседа. Викторина А.С. Пушкина 16. Художники- 1 иллюстраторы сказок и сказок Пушкина 2 полугодие А.С. Беседа. Викторина чтение 17. Писатели, 1 иллюстрирующие Беседа. Викторина свои книги 18. Писатели, 1 Беседа. иллюстрирующие Презентация. свои книги Викторина 19. Художники- 1 иллюстраторы сказок Беседа. Презентация. Викторина 20. Художники- 1 иллюстраторы сказок 21. Художники- Викторина 1 иллюстраторы сказок 22. Художники- Беседа. Беседа. Викторина 1 иллюстраторы сказок Беседа. Просмотр и чтение журналов. 23. Приемы ремонта книг. 1 Ремонт книг. 24. Приемы ремонта книг. 1 Ремонт книг. Беседа. Викторина Просмотр мультфильмаОбсу ждение. 25. Приемы ремонта книг. 1 Ремонт книг. Беседа. Просмотр и чтение журналов. 26. Приемы ремонта книг. 1 Ремонт книг. Беседа. Презентация. Викторина 27. Приемы ремонта книг. 1 Ремонт книг. Беседа Презентация. Викторина. 28. Приемы ремонта книг. 1 Ремонт книг. Беседа. Презентация. Викторина. 29. Приемы ремонта книг. 1 Беседа. Ремонт книг. 30. О Викторина творчестве А. 1 Волкова. 31. О Презентация творчестве Эно 1 Рауда. 32. О Беседа. Путешествия по страницам книг творчестве А. 1 Беседа Ю. 1 Беседа. Толстого. 33. О творчестве Дружкова. 34. Презентация Подведение итогов. 1 Беседа «Памятники литературным героям» (заочное путешествие). Итого 34 ч Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса. Список литературы : 1. Вестник библиотекаря образовательного учреждения. – Владимир: ВИПКРО, 2011. 2. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов). - М.: Просвещение, 2010); 3. Библиотечно – библиографические знания школьникам: практическое пособие для руководителей детского чтения (сост. В.Т. Валькова, М.Д. Коноплева, Г.Ф. Мозолевская) – М., 1981. 4. Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989. 5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Как учить работать с книгой. – М., 1995. 6. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010); 7. Наша школа. Педагогическая мастерская: Инновационная деятельность библиотек образовательных учреждений Владимирской области. № 4-5. – Владимир: ВИПКРО, 2008. 8. Е. И. Матвеева. Учим младшего школьника понимать текст. М.2005. 9. Н. Н. Светловская О.В. Джежелей. Внеклассное чтение во 2 классе. М. 1983. 10. И.Г. Сухин. Литературная кроссворд - азбука. С.-П. 1999. 11. Н. Н. Светловская. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. Начальная школа № 4-6 2005. 12. Е.С. Гостимская М.И.Мишина Внеклассное чтение 2 Класс. М. 2006. 13. И.Ф.Яценко «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 2 класс Москва, «ВАКО» 2018 г 14. С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению», 3 класс, Москва, «ВАКО» 2017 г 15. С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 4 класс Москва, «ВАКО» 2018 г. ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ Сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/). Приложение . Оценочные материалы курса внеурочной деятельности