Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом Приказ № 277 от 31.08.2023 Протокол № 7 от 31.08.2023 г. . Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практический курс речеведения» 10 класс Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 15-16 лет Срок реализации: 1 год Педагог: учитель русского языка Куприянова Л.А. Пикалёво 2023 год Содержание Раздел 1.Пояснительная записка. 1.1.Нормативно - правовая база. 1.2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности. 1.3. Цель и задачи курса 1.2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ 1.3. Формы учёта рабочей программы воспитания Раздел 2.Содержание курса внеурочной деятельности: 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов. Раздел 4. Тематическое планирование Раздел 5. Календарно-тематическое планирование Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса. Приложение.Оценочные материалы курса внеурочной деятельности Раздел 1.Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовая база внеурочной деятельности: Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных Рабочая программа курса внеурочной деятельности«Высокие технологии» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Письмом Министерства просвещения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования); - ПисьмомМинпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; - Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности обучающихся - Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); - Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.368521). - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. - Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 №03ПГМП-42216 « Об участии учеников утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности». Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – формирование функциональной грамотности Цель программы:систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.. Задачи программы : ● выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике; ● сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; ● сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; ● развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики. Сроки реализации программы –1год. Наполняемость группы – от 15 человек. Режим занятий: - количество часов за учебный год –34 часа , 1 занятие в неделю - продолжительность занятия – 45 мин. Форма обучения: очная, в том числе и с использованием дистанционных технологий. Форма организации деятельности: групповая. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. 1.2 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ОУ Курс внеурочной деятельности « Практический курс речеведения»» реализуется в рамках образовательной программы СООчерез план внеурочной деятельности и входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№3 г. Пикалёво » курс внеурочной деятельности изучается в 10 классе. На изучение курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников. Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащихся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ЕГЭ. Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ в бумажном и электронном виде. 1.3. Формы учёта Программы воспитания. Программа воспитания МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала занятий курса внеурочной деятельности « Практический курс речеведения»» в следующих формах: - побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятии предметов, явлений, событий через: - обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на занятии; на представителей ученых, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков; -использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе -включение игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия. -применение интерактивных форм работы, стимулирующихпознавательную мотивацию обучающихся. -применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися. -выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания. -инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в занятие различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. -установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды. Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности 2.1. Содержание курса внеурочной деятельности с учётом ФГОС Текст, его строение и виды его преобразования. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста Назначение текста. Две стороны в тесте: содержание и языковое оформление этого содержания (отбор содержания с учётом темы текста, намерений автора, потребностей адресата выбор языковых средств в зависимости от содержания текста, особенностей его смыслового типа, стилистических намерений втора, адресата). Абзац. Способы и средства связи между частями текста .Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста Официально-деловой стиль речи Речь. Функциональные стили речи . Стилистика как раздел науки о языке. Стилистика в Древней Греции, Древнем Риме. Вклад М.В.Ломоносова в науку о стилях языка и речи. Функциональные стили речи , их общая характеристика. Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Научный стиль речи . Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Доклад, реферат, тезисы, рецензия. Публицистический стиль Публицистический стиль, его рассуждения на основе исходного текста, интерпретация читаемого текста, создание своего высказывания, уточнение темы и основной мысли, выстраивание композиции отбор языковых средств, объяснение их роли в тексте, выбор стиля и типа речи). Публичная речь на заданную тему. Художественный стиль речи. Категории текста художественного стиля: человек, природа, пространство, время, жизненные обстоятельства .Лингвистический анализ художественного текста. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Эстетическая функция языка в художественном произведении. Богатство, выразительность, уместность, точность, логичность, чистота и др. как основные качества хорошей реи. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие художественную речь. Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы. 2.2. Метапредметные связи учебного предмета и курса внеурочной деятельности Принцип «метапредметности» связывает курс внеурочной «Практический курс речеведения» с русским зыком, литературой деятельности через обучение общим приемам учебной работы: различным техникам, схемам, таблицам. В практике реализации курса используются метапредметные технологии -проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. -интерактивное обучение – обучение через опыт. В процессе интеграции предметов и курса внеурочной деятельности«Практический курс речеведения» формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, Раздел 3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Программа обеспечивает достижение десятиклассниковследующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: 1. Осознание этнической принадлежности, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и классе в целом. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Обучающийся научится: 1. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: ● выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство; ● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; ● выделять явление из общего ряда других явлений; ● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; ● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; ● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; ● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; ● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: ● обозначать символом и знаком предмет и/или явление; ● определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; ● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; ● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; 3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: ● находить в тексте требуемую информацию; ● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; ● резюмировать главную идею текста; ● преобразовывать текст; ● критически оценивать содержание текста. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Обучающийся научится: 1. Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности: ● идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; ● выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ● ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; ● формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; 2. Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: ● определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; ● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; ● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; ● составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); ● определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения. 3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: ● определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; ● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; ● оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; ● устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; ● сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: ● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; ● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; ● оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: ● наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; ● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; ● принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; ● самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ● ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Обучающийся научится: 1. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: ● определять возможные роли в совместной деятельности; ● играть определенную роль в совместной деятельности; ● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; ● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; ● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии; ● критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; ● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; ● выделять общую точку зрения в дискуссии; ● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; ● организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). 2. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Обучающийся сможет: ● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; ● отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); ● представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности; ● соблюдать нормы публичной речи; ● высказывать и обосновывать мнение (суждение); ● принимать решение в ходе диалога; ● делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации. Предметные результаты: ● дальнейшее формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; ● углубление понятий представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; ● закрепление развития алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; ● развитие умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; ● углубление навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. 3.2. Система оценки достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективностизанятий используются следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель обучающимсяпри выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающиесяс ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по информатике, математике. Портфолио обучающихся Раздел 4. Тематическое планирование ( с указанием часов по каждой теме,форм проведения занятий и возможным использованием цифровых образовательных ресурсов в каждой теме или по разделам, блокам) Тематическое планирование курса «Речеведческий анализ текста» № Количес тво Часов Форма ЦОР Разделы курса, темы Колво часов 1 5 Лекция /library /2014/0 1/04/ ТЕКСТ Текст. Способы и средства связи между частями текста. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Абзац. Виды сокращений текста. Тезисы. Конспект. Тематический конспект. Аннотация. РецензияРеферат. 5 2 3 Практи ка ТИПЫ РЕЧИ Типы речи. Повествование. Описание Рассуждение Типологический анализ текста 4 НАУЧНЫЙ СТИЛЬ Научный стиль речи Научно-популярный подстиль. Научный стиль речи и его лексические особенности. Научный стиль речи и его морфологические и синтаксические особенности. 3 3 3 Практи ка .sportal .ru/shk ola/russ kiyyazyk/l ibrary/2 014/01/ 04/ https:// yandex. ru/searc h/?text =%D0 %BD% D0%B 0%D1 %83% D1%87 %D0% BD%D 1%8B %D0% B9+% D1%81 %D1% 82%D0 %B8% D0%B B%D1 %8C+ %D1% 80%D0 %B5% D1%87 %D0% B8+10 + 4 2 Практи ка /russkiy - /02/-delovye - Официально-деловой стиль речи. Официально-деловой стиль речи.Сферы использования. Официально-деловой стиль речи. Составление деловых бумаг. 2 5 8 Практи ка https:// nsporta l.ru/shk https:// nsporta l.ru/shk ola/russ kiyyazyk/l ibrary/2 017/02/ 04/ofits ialnodelovo y-stildelovye bumagi ola/russ kiyyazyk/l ibrary/2 013/10/ 26/urok russkog oyazykai ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ Публицистический стиль речи и его лексические особенности. Особенности публицистического стиля речи:средства эмоциональной выразительности Жанры публицистического стиля Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк. Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Публичная речь на заданную тему. Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста публицистического стиля речи . Написание сочинения-рассуждения на основе текста публицистического стиля речи . 8 6 10 Практи ка https:// https:// nsporta l.ru/shk ola/russ kiyyazyk/l ibrary/2 017/02/ 04/ofits ialnodelovo ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Общая характеристика художественного стиля речи Виды тропов : эпитеты, сравнения, метафоры и др.) Стилистические фигуры (гипербола, градация, синекдоха, метонимия и др.) Стилистические фигуры (риторический вопрос, парцелляция и др.) Анализ лирического стихотворения Практикум «Анализ лирического стихотворения» 8 y-stilИзложение по тексту художественного стиля delovye Практикум «Изложение по тексту художественного стиля» bumagi 7 3 Практи ка https:// yandex. ru/searc h/?text РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. Характеристика особенностей разговорного стиля Письмо , жанровые черты эпистолярного жанра Итоговая контрольная работа(Стилистический анализ текста) 3 Календарно-тематическое планирование № Дата Нзавание раздела, темы, урока урока План/факт ТЕКСТ 1 6.09 Текст. Способы и средства связи между частями текста. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста 2 13.09 Абзац 3 20.09 Виды сокращений текста. Тезисы. Конспект. Тематический конспект 4 27.09 Аннотация. Рецензия 5 4.10 Реферат. ТИПЫ РЕЧИ 6 11.10 Типы речи. Повествование. 7 18.10 Описание 8 25.10 Рассуждение 9 8.11 Практикум:типологический анализ текста НАУЧНЫЙ СТИЛЬ 10 15.11 Научный стиль речи Научно-популярный подстиль. 11 22.11 Научный стиль речи и его лексические особенности. 12 29.11 Научный стиль речи и его морфологические и синтаксические особенности. Официально-деловой стиль речи 13 6.12 Официально-деловой стиль речи.Сферы использования. 14 13.12 Официально-деловой стиль речи. Составление деловых бумаг. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ 15 20.12 Публицистический стиль речи и его лексические особенности. 16 10.01 Особенности публицистического стиля речи:средства эмоциональной выразительности 17 17.01 Жанры публицистического стиля 18 24.01 Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк. 19 31.01 Устное выступление. Доклад. Дискуссия. 20 7.02 Публичная речь на заданную тему. 21 14.02 Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста 22 21.02 23 24 25 28.02 7.03 14.03 26 27 28 29 30 21.03 4.04 11.04 18.04 25.04 31 32 33-34 2.05 16.05 23.05 публицистического стиля речи . Написание сочинения-рассуждения на основе текста публицистического стиля речи . ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Общая характеристика художественного стиля речи Виды тропов : эпитеты, сравнения, метафоры и др.) Стилистические фигуры (гипербола, градация, синекдоха, метонимия и др.) Стилистические фигуры (риторический вопрос, парцелляция и др.) Анализ лирического стихотворения Практикум «Анализ лирического стихотворения» Изложение по тексту художественного стиля Практикум : анализ текста художественного стиля РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Характеристика особенностей разговорного стиля Письмо , жанровые черты эпистолярного жанра Итоговая контрольная работа (Стилистический анализ текста) Техническое обеспечение: ● Операционная система. ● Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа. ● Программа-архиватор. ● Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронных таблиц и системы управления базами данных. ● Звуковой редактор. ● Система оптического распознавания текста. ● Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). ● Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного общения ● Простой редактор Web-страниц ● Список литературы для обучающихся: 1. Выразительные средства языка В.Приходько 2008 М, Изд.центр «Академия» 2. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. Д.Э.Розенталь 2003 М,»Оникс 21 век» 3. Ладыженская, Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1986. Интернет – ресурсы 1.http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/2013-02-03-10-53-18/sochineniya-2015goda/1821-metodicheskie-rekomendatsii-po-napisaniyu-sochineniya-15-3-oge 2.. https://saharina.ru/metod/gia/ 3.http:// www .fipi.ru «ФИПИ» / Открытый банк заданий 4. http://neznaika.pro/ «Незнайка» /Тесты. 5. http://gramotei.cerm.ru /онлайн -тренажёры/ Оценочные материалы по курсу внеурочной деятельности «Практический курс речеведения» для 10 класса Контроль за качеством усвоения материала предполагается осуществлять в виде письменного текущего контроля ответа. Написание сочинения за год; текущего контроля в виде устного предназначено для организации дифференцированного итогового и тематического контроля уровня усвоения учащимися. Письменная форма контроля знаний и умений способствует индивидуальному подходу, т.к. учащиеся сами выбирают тему сочинения. Проведение практикумов нацелено на практическое усвоение языкового материала. Предлагаемый зачет соотнесён с информацией курса и основан на привычных для учащихся видах работы, которые они выполняли на протяжении всего периода обучения. Проверяется умение приводить рассуждение на заданную тему, приводить примеры из текста и литературы, жизни. Работа должна отличаться практической грамотностью и фактической точности письменной речи , композиционной стройностью и завершенностью , не имеет фактических ошибок. За сочинение - 9 баллов + 5 баллов за практическую грамотность и фактическую точность письменной речи. Освоил – больше 7 и больше баллов, не освоил – меньше 7 баллов.