Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 »города Пикалёво
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом
Приказом № 276 от 31.08 2023 г.
Протокол №7от 31.08.2023 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
« Мы вместе!»
Срок реализации программы: 3 месяца
Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа –7-11лет
Автор-составитель программы:
Шитова О.Н.
педагог дополнительного образования
учитель начальных классов
г. Пикалёво
2023 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
« Мы вместе!»
Тип
Модифицированная
Направленность
Социально-гуманитарная
Срок реализации
Краткосрочная, 3 месяца
Возраст обуч-ся
7-11 лет
Дата разработки
программы
Сентябрь 2023
№ 19655 в Навигаторе дополнительного образования Ленинградской области
https://р47.навигатор.дети/program/19655-kratkosrochnaya-programma-my-vmeste
Изменения, вносимые в программу
Дата
Вносимые изменения
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Дата
Наименование мероприятия
Результат
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной
направленности « Мы вместе » разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20,
утверждённые
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28;
-«Концепции развития дополнительного образования до 2030», принятой распоряжением
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р;
Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам”
- Национальным проектом «Образование», утвержденным решением Президиума Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 г.
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка»;
Письмо> Минпросвещения России от 31.01.2022 N ДГ-245/06 "О направлении
методических рекомендаций"(вместе с "Методическими рекомендациями по реализации
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий")
Направленность краткосрочной дополнительной общеразвивающей программысоциально-гуманитарная
Уровень ДОП – ознакомительный
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа « Мы вместе»-является
модифицированной программой.
Актуальность программы
Развитие современного цивилизованного общества основано на
коллективной деятельности людей. Самосохранение цивилизации во многом зависит от
того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных
задач, которые ставит перед ними жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость,
терпимость друг к другу.
Одной из важнейших задач образования в современном мире становится развитие у
учащихся навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. В центре
внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к людям,
эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения
находить конструктивные решения. Поэтому особая роль в этом процессе отводится
периоду обучения в начальной школе. На этом жизненном этапе начинает складываться
взаимодействие между детьми, пришедшими из разных семей, с разным жизненным
опытом и опытом коммуникативной деятельности. Ведь именно младший школьный
возраст является наиболее благоприятным временем для активизации внутренних
возможностей личности в процессе духовного развития.
Задача учителя заключается в том, чтобы направлять учащихся на коллективную
творческую деятельность через организацию сотрудничества. Только в совместной
деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная
возможность сформировать навыки общения. Взаимодействие между учащимися является
основой успешного развития классного коллектива. Выстраивая систему деятельности на
каждом этапе программы, реализуется арсенал содержания, технологий, приемов и форм.
И все это - вместе с детьми.
Отличительные особенности программы
Программа “Мы вместе” предлагает каждому ребенку свободный выбор деятельности,
возможность реализоваться в разнообразном творчестве, создание ситуации успеха для
каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются
условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества
личности.
Организация жизнедеятельности школьников во внеурочное время предоставляет им
широкие возможности самореализации в различных видах социально и личностно
значимой деятельности, образцов высокой культуры, нравственности, духовности,
позитивного взаимодействия человека с окружающей средой.
Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации
коллективной творческой деятельности младших школьников, направленной на развитие
навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Научить сотрудничать – значит
научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей.
Программа рассчитана на систематическую работу.
Программа построена с учётом следующих принципов:
добровольность;
общественная направленность;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
учет интересов ребенка;
содружество и сотворчество детей и взрослых.
Цель программы
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования у младших
школьников навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества.
Задачи программы:
развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологической готовности
к сотрудничеству;
развивать навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях;
способствовать формированию толерантного общения, оптимизировать
внутригрупповое сотрудничество;
формировать умения общаться и вырабатывать позитивный эмоциональный тон
общения; развивать социальное доверие и воспитывать новые способы поведения;
формировать умения равноправного взаимодействия; развивать эмоции
сочувствия, сопереживания;
формировать представления о товариществе и дружбе;
активизировать творческий потенциал детей, развивать навыки презентации;
воспитывать уважение к традициям и культуре разных народов.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
2 раздел. Планируемые результаты
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и
общения;
о правилах конструктивной групповой работы;
об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой
деятельности;
о способах организации взаимодействия людей и общностей;
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений учащихся к школе, окружающим людям, к природе,
Отечеству;
стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия):
приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими
школьниками;
опыта волонтерской деятельности;
опыта творческой деятельности в социальном пространстве.
В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими
универсальными учебными действиями:
Личностные универсальные учебные действия
Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.
Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей.
Выделение нравственного содержания своих поступков
Коммуникативные универсальные учебные действия
Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия
решения
Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою
Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения
Регулятивные универсальные учебные действия
Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
Умение адекватно оценивать свою деятельность
Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности
Формирование основ оптимистического восприятия мира
Формирование готовности к преодолению трудностей
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие
их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа –7 – 11 лет.
Минимальный возраст обучающихся для зачисления на обучение –7 лет.
На обучение по краткосрочной
дополнительной общеразвивающей программе
принимаются все желающие, достигшие возраста 7 лет. Приём детей осуществляется на
основании заявления родителей (или законных представителей) через Навигатор
дополнительного образования Ленинградской области
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Организационно - педагогические условия реализации программы
Сроки реализации программы – 3 месяца
Наполняемость группы – не менее 15 человек.
Режим занятий: 1 занятие в неделю
- продолжительность занятия – 45 мин.
Форма обучения: очная.
Форма организации деятельности: групповая.
Форма обучения: очная
Форма проведения занятий: аудиторные занятия.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная или индивидуальногрупповая формы организации занятий.
Форма организации деятельности: индивидуально-групповая формы организации занятий.
Материально-техническое обеспечение
1. Помещение для занятий –класс 50,3 м2
3. Оборудование, инвентарь
- компьютер
- проектор
- экран
- видеофильмы
-канцелярские принадлежности
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество
№ п/п
Темы учебных блоков
часов
Формы
проведения
текущей и
итоговой
аттестации
1
Вводное занятие. Знакомство с основными 1
направлениями
работы
на
занятиях;. Инструктаж по правилам техники
безопасности на занятиях
2
Здравствуй, школа!
4
3
В гостях у Светофора
4
4
Всё умею делать сам
2
Обобщение
5
1
Творческая работа
« Наш класс»
Итого:
12
№
п/п
IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В том числе
Наименование раздела
Всего,
час.
Теоретическ
ие занятия
Лаборатор
но –
практическ
ие занятия
1
Здравствуй, школа!
4
3
Беседа “Школьнику на память. Правила
поведения в школе”
Работа с портфолио “Знакомьтесь. Это Я”
1
1
1
1
Экскурсия в природу “Здравствуй, осень
золотая”
Откровенный разговор “Законы школьной
жизни. Традиции моего класса”
В гостях у Светофора
1
1
5
Акция “Добро в твоём сердце”
1
1
6
1
1
7
Игровая программа “Красный, жёлтый,
зелёный”
Беседа “Безопасный путь домой”
8
Экскурсия « Улицы моего города»
1
Всё умею делать сам
2
1
Устный журнал “Когда мы едины…” (ко Дню
единства России)
Сбор-разбор “Мы – хозяева класса” (о
бережном отношении к школьному
имуществу, о чистоте и порядке в классе)
Обобщение. Живем и трудимся вместе
1
1
1
2
3
4
10
11
12
1
1
4
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
5
12
7
Формы проведения аттестации
№
Год обучения
Формы проведения итоговой аттестации
1 год обучения
Творческая работа
п/п
1
V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование раздела
Здравствуй, школа!
1
2
Беседа “Школьнику на память. Правила
поведения в школе”
Работа с портфолио “Знакомьтесь. Это Я”
Всего,
час.
4
1
1
Дата
Факт
Экскурсия в природу “Здравствуй, осень
золотая”
Откровенный разговор “Законы школьной
жизни. Традиции моего класса”
В гостях у Светофора
1
5
Акция “Добро в твоём сердце”
1
6
1
7
Игровая программа “Красный, жёлтый,
зелёный”
Беседа “Безопасный путь домой”
8
Экскурсия « Улицы моего города»
1
Всё умею делать сам
2
Устный журнал “Когда мы едины…” (ко Дню
единства России)
Сбор-разбор “Мы – хозяева класса” (о
бережном отношении к школьному
имуществу, о чистоте и порядке в классе)
Обобщение. Живем и трудимся вместе
1
3
4
10
11
12
1
4
1
1
1
12
VI.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающийся должен уметь и знать
нормы поведения и общения;
правила конструктивной групповой работы;
законы классного коллектива
VII СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля
успеваемости и итоговой аттестации обучающихся .
Текущий контроль обучающихся проводится с целью установления фактического уровня
теоретических знаний и практических умений и навыков по темам (разделам)
дополнительной общеразвивающей программы.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогом по каждой
изученной теме.
Достигнутые обучающимися умения и навыки заносятся в диагностическую карту.
Текущий контроль может проводиться в следующих формах: творческие работы,
самостоятельные работы репродуктивного характера; выставки; срезовые работы;
вопросники, тестирование; защита творческих работ, проектов; конференция;
Обучающимся, полностью освоившему дополнительную общеразвивающую программу, и
успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается свидетельство о дополнительном
образовании.
Обучающимся, не прошедшим аттестацию или получившим неудовлетворительные
результаты выдаётся справка об обучении или о периоде обучения.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%,
предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%;
сочетает специальную терминологию с бытовой;
-
низкий
уровень
–
обучающийся
овладел
менее
чем
50%
объёма
знаний,
предусмотренных программой; как правило, избегает употреблять специальные термины;
- программу не освоил - обучающийся овладел менее чем 20% объёма знаний,
предусмотренных программой.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с
элементами творчества;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 7050%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на
основе образца;
- низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и
навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии
выполнять лишь простейшие практические задания педагога;
- программу не освоил - обучающийся овладел менее чем 20% предусмотренных
программой объёма умений и навыков.
IX. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, использованной педагогом
1.
Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио первоклассника. – М.: Планета, 2012
2. Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио второклассника. – М.: Планета, 2012
3. Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио школьника. Методические Рекомендации.
1-2 классы – М.: Планета, 2012
4. Мушинский В.О. Азбука гражданина. - М., 1997
5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М.,
2000
6. Соловьева Т.А., Рогалёва Е.И. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде. –
М.: Вако, 2008
7. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. - М., 2005
8. Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе. - М., 2004
Список литературы для обучающихся
Барто, А. Л. Дневник Наташи Ивановой. – Москва : РОСМЭН, 2015. -80 с
Долинина, Н. Г. Мы с Серёжкой близнецы. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2015. – 176 с. : ил.
– (Пятая четверть).
Дружинина, М. В. Что случилось в нашем классе? : юмористические рассказы. – Москва :
Аквилегия-М, 2014. – 256 с. – ил. – (Школьные прикольные истории).
Остер, Г. Б. Школьный сонник. – Москва : АСТ, 2002. – 96 с. : ил.
Приложение №1.
Календарный учебный график.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво
ПРИНЯТО
педагогическим советом
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 253 от 31.08.2023
Протокол № 7 от 31.08.2023 г.
Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы
социально-гуманитарной направленности
« Мы вместе!»
на 2023 - 2024 учебный год
Пикалёво,2023 год.
1.Дополнительная общеразвивающая программа «Мы вместе»
1.1. Направленность программы –социально-гуманитарная.
1.2. Год обучения –краткосрочная, 3 месяца.
1.3. Количество учащихся – до 30 человек
1.4. Возраст учащихся – 7-11лет
1.5. Комплектование объединений – с 20 мая по 1 октября
на основе заявлений родителей обучающихся через Навигатор дополнительного образования
Ленинградской области
2.Адреса места осуществления образовательного процесса.
2.1. 187600, РФ, Ленинградская область, Бокситогорский район, г. Пикалёво,
5 микрорайон, дом 5.
3. Продолжительность и сроки окончания учебного года
1-4 классы
Начало учебного года – 1 сентября 2023 года
Осенние каникулы – с 28 октября по 6 ноября 2023 года (10 календарных дней)
Зимние каникулы – с 30декабря 2023по 8 января 2024года (10 календарных дней)
Весенние каникулы - с 23 по 31 марта 2024 года (10календарных дней)
Сроки окончания учебного года:
1-4 классы-24 мая 2024 года
Летние каникулы - с 27 мая по 31 августа 2024 года
Дополнительные каникулы для 1 классов с 10 по 18 февраля 2024 года (9 календарных
дней)
4. Праздничные (нерабочие) дни в течение учебного года:
1,2,3,4,5 января – Новогодние каникулы;
7 января – Рождество;
23 февраля – День защитника Отечества;
8 марта – Международный женский день;
1 мая – Праздник Весны и Труда;
9 мая – День Победы;
12 июня – День России;
4 ноября – День народного единства.
5. Количество учебных недель: 34 недели.
6. Сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с
реализуемыми образовательными программами
6.2. Итоговая аттестация – 25-30 ноября 2023 года.
7. Регламент образовательного процесса
7.1. Количество часов за учебный год –12
7.2. Количество недельных часов – 1
7.3. Количество учебных дней в месяц – 31 день.
7.4. Режим занятий - регламентируется расписанием занятий.
7.5. Продолжительность занятия - 45 минут.