Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 »города Пикалёво ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом Приказом № 276 от 31.08 2023 г. Протокол №7от 31.08.2023 г. Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности « Мы вместе!» Срок реализации программы: 3 месяца Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа –7-11лет Автор-составитель программы: Шитова О.Н. педагог дополнительного образования учитель начальных классов г. Пикалёво 2023 год ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование « Мы вместе!» Тип Модифицированная Направленность Социально-гуманитарная Срок реализации Краткосрочная, 3 месяца Возраст обуч-ся 7-11 лет Дата разработки программы Сентябрь 2023 № 19655 в Навигаторе дополнительного образования Ленинградской области https://р47.навигатор.дети/program/19655-kratkosrochnaya-programma-my-vmeste Изменения, вносимые в программу Дата Вносимые изменения РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Дата Наименование мероприятия Результат Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности « Мы вместе » разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28; -«Концепции развития дополнительного образования до 2030», принятой распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” - Национальным проектом «Образование», утвержденным решением Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 г. - Федеральным проектом «Успех каждого ребенка»; Письмо> Минпросвещения России от 31.01.2022 N ДГ-245/06 "О направлении методических рекомендаций"(вместе с "Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий") Направленность краткосрочной дополнительной общеразвивающей программысоциально-гуманитарная Уровень ДОП – ознакомительный Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа « Мы вместе»-является модифицированной программой. Актуальность программы Развитие современного цивилизованного общества основано на коллективной деятельности людей. Самосохранение цивилизации во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед ними жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу. Одной из важнейших задач образования в современном мире становится развитие у учащихся навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Поэтому особая роль в этом процессе отводится периоду обучения в начальной школе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных семей, с разным жизненным опытом и опытом коммуникативной деятельности. Ведь именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного развития. Задача учителя заключается в том, чтобы направлять учащихся на коллективную творческую деятельность через организацию сотрудничества. Только в совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность сформировать навыки общения. Взаимодействие между учащимися является основой успешного развития классного коллектива. Выстраивая систему деятельности на каждом этапе программы, реализуется арсенал содержания, технологий, приемов и форм. И все это - вместе с детьми. Отличительные особенности программы Программа “Мы вместе” предлагает каждому ребенку свободный выбор деятельности, возможность реализоваться в разнообразном творчестве, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества личности. Организация жизнедеятельности школьников во внеурочное время предоставляет им широкие возможности самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, образцов высокой культуры, нравственности, духовности, позитивного взаимодействия человека с окружающей средой. Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности младших школьников, направленной на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей. Программа рассчитана на систематическую работу. Программа построена с учётом следующих принципов: добровольность; общественная направленность; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; предоставление самостоятельности и опора на инициативу; учет интересов ребенка; содружество и сотворчество детей и взрослых. Цель программы Цель программы: создание благоприятных условий для формирования у младших школьников навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. Задачи программы: развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству; развивать навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях; способствовать формированию толерантного общения, оптимизировать внутригрупповое сотрудничество; формировать умения общаться и вырабатывать позитивный эмоциональный тон общения; развивать социальное доверие и воспитывать новые способы поведения; формировать умения равноправного взаимодействия; развивать эмоции сочувствия, сопереживания; формировать представления о товариществе и дружбе; активизировать творческий потенциал детей, развивать навыки презентации; воспитывать уважение к традициям и культуре разных народов. Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию; 2 раздел. Планируемые результаты Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений учащихся к школе, окружающим людям, к природе, Отечеству; стремление к коллективной творческой деятельности. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта волонтерской деятельности; опыта творческой деятельности в социальном пространстве. В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями: Личностные универсальные учебные действия Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни. Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Выделение нравственного содержания своих поступков Коммуникативные универсальные учебные действия Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия. Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения Регулятивные универсальные учебные действия Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности Умение адекватно оценивать свою деятельность Умение адекватно воспринимать оценку со стороны Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности Формирование основ оптимистического восприятия мира Формирование готовности к преодолению трудностей Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа –7 – 11 лет. Минимальный возраст обучающихся для зачисления на обучение –7 лет. На обучение по краткосрочной дополнительной общеразвивающей программе принимаются все желающие, достигшие возраста 7 лет. Приём детей осуществляется на основании заявления родителей (или законных представителей) через Навигатор дополнительного образования Ленинградской области II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Организационно - педагогические условия реализации программы Сроки реализации программы – 3 месяца Наполняемость группы – не менее 15 человек. Режим занятий: 1 занятие в неделю - продолжительность занятия – 45 мин. Форма обучения: очная. Форма организации деятельности: групповая. Форма обучения: очная Форма проведения занятий: аудиторные занятия. Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная или индивидуальногрупповая формы организации занятий. Форма организации деятельности: индивидуально-групповая формы организации занятий. Материально-техническое обеспечение 1. Помещение для занятий –класс 50,3 м2 3. Оборудование, инвентарь - компьютер - проектор - экран - видеофильмы -канцелярские принадлежности III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Количество № п/п Темы учебных блоков часов Формы проведения текущей и итоговой аттестации 1 Вводное занятие. Знакомство с основными 1 направлениями работы на занятиях;. Инструктаж по правилам техники безопасности на занятиях 2 Здравствуй, школа! 4 3 В гостях у Светофора 4 4 Всё умею делать сам 2 Обобщение 5 1 Творческая работа « Наш класс» Итого: 12 № п/п IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В том числе Наименование раздела Всего, час. Теоретическ ие занятия Лаборатор но – практическ ие занятия 1 Здравствуй, школа! 4 3 Беседа “Школьнику на память. Правила поведения в школе” Работа с портфолио “Знакомьтесь. Это Я” 1 1 1 1 Экскурсия в природу “Здравствуй, осень золотая” Откровенный разговор “Законы школьной жизни. Традиции моего класса” В гостях у Светофора 1 1 5 Акция “Добро в твоём сердце” 1 1 6 1 1 7 Игровая программа “Красный, жёлтый, зелёный” Беседа “Безопасный путь домой” 8 Экскурсия « Улицы моего города» 1 Всё умею делать сам 2 1 Устный журнал “Когда мы едины…” (ко Дню единства России) Сбор-разбор “Мы – хозяева класса” (о бережном отношении к школьному имуществу, о чистоте и порядке в классе) Обобщение. Живем и трудимся вместе 1 1 1 2 3 4 10 11 12 1 1 4 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 5 12 7 Формы проведения аттестации № Год обучения Формы проведения итоговой аттестации 1 год обучения Творческая работа п/п 1 V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование раздела Здравствуй, школа! 1 2 Беседа “Школьнику на память. Правила поведения в школе” Работа с портфолио “Знакомьтесь. Это Я” Всего, час. 4 1 1 Дата Факт Экскурсия в природу “Здравствуй, осень золотая” Откровенный разговор “Законы школьной жизни. Традиции моего класса” В гостях у Светофора 1 5 Акция “Добро в твоём сердце” 1 6 1 7 Игровая программа “Красный, жёлтый, зелёный” Беседа “Безопасный путь домой” 8 Экскурсия « Улицы моего города» 1 Всё умею делать сам 2 Устный журнал “Когда мы едины…” (ко Дню единства России) Сбор-разбор “Мы – хозяева класса” (о бережном отношении к школьному имуществу, о чистоте и порядке в классе) Обобщение. Живем и трудимся вместе 1 3 4 10 11 12 1 4 1 1 1 12 VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Требования к знаниям и умениям обучающихся Обучающийся должен уметь и знать нормы поведения и общения; правила конструктивной групповой работы; законы классного коллектива VII СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся . Текущий контроль обучающихся проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний и практических умений и навыков по темам (разделам) дополнительной общеразвивающей программы. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогом по каждой изученной теме. Достигнутые обучающимися умения и навыки заносятся в диагностическую карту. Текущий контроль может проводиться в следующих формах: творческие работы, самостоятельные работы репродуктивного характера; выставки; срезовые работы; вопросники, тестирование; защита творческих работ, проектов; конференция; Обучающимся, полностью освоившему дополнительную общеразвивающую программу, и успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается свидетельство о дополнительном образовании. Обучающимся, не прошедшим аттестацию или получившим неудовлетворительные результаты выдаётся справка об обучении или о периоде обучения. Критерии оценки уровня теоретической подготовки: - высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; - средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой; - низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; как правило, избегает употреблять специальные термины; - программу не освоил - обучающийся овладел менее чем 20% объёма знаний, предусмотренных программой. Критерии оценки уровня практической подготовки: - высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества; - средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 7050%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; - низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; - программу не освоил - обучающийся овладел менее чем 20% предусмотренных программой объёма умений и навыков. IX. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы, использованной педагогом 1. Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио первоклассника. – М.: Планета, 2012 2. Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио второклассника. – М.: Планета, 2012 3. Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио школьника. Методические Рекомендации. 1-2 классы – М.: Планета, 2012 4. Мушинский В.О. Азбука гражданина. - М., 1997 5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000 6. Соловьева Т.А., Рогалёва Е.И. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде. – М.: Вако, 2008 7. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. - М., 2005 8. Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе. - М., 2004 Список литературы для обучающихся Барто, А. Л. Дневник Наташи Ивановой. – Москва : РОСМЭН, 2015. -80 с Долинина, Н. Г. Мы с Серёжкой близнецы. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2015. – 176 с. : ил. – (Пятая четверть). Дружинина, М. В. Что случилось в нашем классе? : юмористические рассказы. – Москва : Аквилегия-М, 2014. – 256 с. – ил. – (Школьные прикольные истории). Остер, Г. Б. Школьный сонник. – Москва : АСТ, 2002. – 96 с. : ил. Приложение №1. Календарный учебный график. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво ПРИНЯТО педагогическим советом УТВЕРЖДЕНО Приказ № 253 от 31.08.2023 Протокол № 7 от 31.08.2023 г. Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности « Мы вместе!» на 2023 - 2024 учебный год Пикалёво,2023 год. 1.Дополнительная общеразвивающая программа «Мы вместе» 1.1. Направленность программы –социально-гуманитарная. 1.2. Год обучения –краткосрочная, 3 месяца. 1.3. Количество учащихся – до 30 человек 1.4. Возраст учащихся – 7-11лет 1.5. Комплектование объединений – с 20 мая по 1 октября на основе заявлений родителей обучающихся через Навигатор дополнительного образования Ленинградской области 2.Адреса места осуществления образовательного процесса. 2.1. 187600, РФ, Ленинградская область, Бокситогорский район, г. Пикалёво, 5 микрорайон, дом 5. 3. Продолжительность и сроки окончания учебного года 1-4 классы Начало учебного года – 1 сентября 2023 года Осенние каникулы – с 28 октября по 6 ноября 2023 года (10 календарных дней) Зимние каникулы – с 30декабря 2023по 8 января 2024года (10 календарных дней) Весенние каникулы - с 23 по 31 марта 2024 года (10календарных дней) Сроки окончания учебного года: 1-4 классы-24 мая 2024 года Летние каникулы - с 27 мая по 31 августа 2024 года Дополнительные каникулы для 1 классов с 10 по 18 февраля 2024 года (9 календарных дней) 4. Праздничные (нерабочие) дни в течение учебного года: 1,2,3,4,5 января – Новогодние каникулы; 7 января – Рождество; 23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день; 1 мая – Праздник Весны и Труда; 9 мая – День Победы; 12 июня – День России; 4 ноября – День народного единства. 5. Количество учебных недель: 34 недели. 6. Сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с реализуемыми образовательными программами 6.2. Итоговая аттестация – 25-30 ноября 2023 года. 7. Регламент образовательного процесса 7.1. Количество часов за учебный год –12 7.2. Количество недельных часов – 1 7.3. Количество учебных дней в месяц – 31 день. 7.4. Режим занятий - регламентируется расписанием занятий. 7.5. Продолжительность занятия - 45 минут.